Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
del_8355449

АС-12 "Лошарик" - атомная глубоководная станция

В этой теме 13 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
211 публикация
     АС-12 также известная как «Лошарик» – это российская атомная глубоководная подводная лодка (согласно официально российской военно-морской классификации – атомная глубоководная станция). «Лошарик» не несет на своем борту никакого вооружения, глубина погружения данной станции может достигать 6000 метров.

     "Лошарик" входит в состав Северного флота России. Корпус станции собран из шарообразных отсеков, в которых реализован принцип батискафа. Они расположены внутри легкого корпуса. Именно благодаря такой конструкции станция и получила прозвище "Лошарик", по аналогии с советским мультипликационным персонажем - лошадкой, собранной из шариков.

         

     Строительство дизельных подводных лодок специального назначения началось в СССР еще в послевоенные годы. Это были в основном экспериментальные субмарины. На них проводилась отработка новейших технологических и технических решений, испытывались образцы вооружений, гидроакустическая аппаратура, различная подводная техника. Как правило, такие подлодки являлись модернизацией уже существующих кораблей. Для схожих целей предназначались и так называемые лодки-мишени. На первых порах это тоже были переоборудованные серийные ПЛ. Однако несколько позже работы по созданию таких субмарин стали реализовываться в виде самостоятельных проектов (например, проект 690 «Кефаль»).

     В категорию «подводных лодок специального назначения» включаются и спасательные ПЛ. Самая последняя субмарина подобного рода была создана в рамках проекта 940 («Ленок»). Несколько проектов глубоководных подлодок имели цель построить корабли, предназначенные для выполнения секретных миссий. Одна из таких субмарин – ПЛ «Пиранья» (проект 865). «Пиранья» используется как средство доставки боевых пловцов и диверсантов или, как их называют на профессиональном жаргоне, акванавтов.

4374305m.jpg - проект 690 "Кефаль"

4350753m.jpg - проект 940 "Ленок"

4330273m.jpg - проект 865 "Пиранья"

     Помимо дизельных подлодок в СССР, а потом в РФ были созданы субмарины специального назначения с атомными двигателями.

     Эти подводные корабли официально именуются «атомной глубоководной станцией» и обозначаются аббревиатурой АС. Военные моряки называют их «малышами». «НВО» удалось выяснить, что вплоть до 1986 года «малыши» не числились в составе ВМФ. Они были приписаны к Министерству обороны и работали по заданиям Главного разведывательного управления. Только 1986 году подлодки перешли на баланс военных моряков. Однако управление их действиями по-прежнему осуществлялось непосредственно из Москвы. Все субмарины серии АС сведены в бригаду атомных подводных лодок, организационно входящую состав Северного флота.

     Эти подлодки, корпуса которых изготовлены из прочного титана, могут просто лежать на морском дне в течение нескольких месяцев.

 

     Во многих источниках встречается наименование № проекта "210", что является сокращенным наименованием заказа - заводского № лодки. Так же в части источников сообщается, что шифр проекта "Лошарик" - является стихийным самоназванием и неофициальным наименованием. В части источников ПЛА пр.10831 соотносится с наименованием лодок НАТО - NORSUB-5.

     Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», была создана конструкторами КБ «Малахит» в 80-е годы прошлого века. Главным конструктором уникальной лодки был Герой России Ю. М. Коновалов.

     Создание задела для строительства подлодки проекта и подготовка производства начаты на ПО "Севмаш" видимо в 1988 г.  Головная и пока единственная лодка проекта - АС-12 с заводским №01210 - заложена в "секретном" цехе №42 ПО "Севмаш" в г.Северодвинске 16 июля 1990 г.  В середине 1990-х годов из-за нехватки финансирования строительство лодки по сути было заморожено. Необходимость в спецоперациях на море, по мнению высшего руководства страны, отпала, а корабль был уже заложен, к финансированию проекта пытались привлечь американцев. "Лошарик" тогда стал бы чисто спасательным кораблем. Но американская сторона отказалась от участия в проекте.

     Государственное финансирование стало поступать только в 2000 г. и подлодка была спущена на воду около цеха №42 ПО "Севмаш" 5 августа 2003 г.

     Носителем "Лошарика" является атомная подводная лодка специального назначения БС-136 "Оренбург" значительно переделанного проекта 667БДР "Кальмар" (у корабля демонтированы шахты баллистических ракет). Глубоководная станция крепится под днищем носителя. Подводная лодка-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург" была переоборудована из ПЛАРБ пр.667БДР К-129 (последней в серии) в 1994-2002 г.г. на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске. Была укреплена конструкция подводной лодки, которая теперьможет погружаться на глубину до 1 км. Глубоководная станция АС-12 крепится к носителю снизу.

4372281m.jpg

ЛА-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург"  в Оленьей Губе. Фото - 31.03.2005 г.,

 

     Строительство подводной лодки, предназначенной для специальных операций и заложенной еще во времена существования Советского Союза, было окружено фантастической завесой секретности.

     В торжественной обстановке началась церемония вывода со стапеля цеха N42 уникального корабля, предназначенного для научно-исследовательских целей и спасения людей в экстремальных ситуациях. На торжестве присутствовали главком ВМФ В.И. Куроедов, военные и представители науки. Заказ, заложенный во времена советской власти, завершили в новом веке корабелы "Севмаша". Это большая победа рабочих и специалистов, контрагентов и поставщиков", - так описала состоявшийся ровно неделю назад вывод подводной лодки из цеха газета "Корабел", официальный орган северодвинского "Севмашпредприятия".

     Никаких других подробностей представители завода не сообщают, категорически отказываясь от любых комментариев относительно нового корабля. Более того, сообщения о спуске на воду этого корабля вообще не должны были появиться в открытой печати. Таковым было условие заказчика - Военно-морского флота России.

     Об уровне секретности говорит и тот факт, что в ту часть знаменитого севмашевского цеха N42, где строили эту подлодку, не пускали даже многих руководителей этого предприятия. Число занятых в процессе строительства рабочих и инженеров жестко регламентировалось на протяжении всех пятнадцати лет, которые ушли на создание уникального корабля.

     Строительством и разработкой субмарины руководили представители конструкторского бюро "Малахит". Представитель предприятия подтвердил, что это - именно их разработка, но очень удивился тому, что факт спуска на воду уникальной подлодки стал достоянием общественности и от дальнейших комментариев отказался, сославшись на особый режим секретности проекта 210.

     Остальные тактико-технические данные новой субмарины известны лишь очень узкому кругу специалистов. Однако после вывода из цеха секретная субмарина три дня простояла на открытом месте, несмотря на то, что американские спутники-шпионы постоянно контролируют огромную территорию 'Севмаша'.

     4333348m.jpg

     "Это связано с чисто технологическими процессами: нельзя лодку из цеха вывести прямо на воду. Ее необходимо подготовить, именно поэтому около трех суток она находилась на стапелях, - заявил и.о. заместителя гендиректора "Севмашпредприятия" по режиму Николай Богданов. - Во вторник вечером лодка была спущена на воду".

     Работники предприятия утверждают, что в случае с "Лошариком" процедура спуска на воду была обставлена в лучших советских традициях. Присутствовали только представители заказчика, разработчики проекта субмарины из "Малахита" и специалисты "Севмаша", имевшие непосредственное отношение к строительству подлодки.

     "Во времена СССР было принято выводить готовые лодки из цеха ночью, - рассказал представитель Военно-морского флота России. - Считалось, что таким образом американцы, во-первых, не смогут подсчитать точное количество введенных в строй атомных субмарин, а во-вторых, не смогут сделать качественные снимки новых кораблей из космоса".

4388646m.jpg

     Правда, специалисты "Севмашпредприятия" отмечают, что по внешнему виду "Лошарика" ничего нельзя сказать о заложенных в проекте этой субмарины возможностях.

     Но, если представить другие проекты атомных подводных лодок, разработанных конструкторами "Малахита", то можно предположить, что "Лошарик" - самая бесшумная и неуязвимая подводная лодка на российском флоте.

 

     В период с 2004 по 2007 г.г. капитан 1-го ранга Опарин А.И. возглавлял заводские, государственные и глубоководные испытания специальной опытовой подводной лодки в Белом, Баренцевом, Норвежском и Гренландском морях. По неподтвержденным  данным подводная лодка к осени 2009 г. завершила программу государственных испытаний. По состоянию на начало 2010 г. возможно еще не принята в строй ВМФ России. В мае 2010 г. в части СМИ появилась информация о награждении государственной премией специалистов СРЗ "Звездочка", КБ "Рубин", "Малахит" и "Прометей" за "опытный глубоководный заказ 1083К".

    

     Большинство россиян, да и весь остальной мир узнали об этой уникальной субмарине только в конце 2012 года. В конце сентября 2012 состоялась исследовательская экспедиция под названием «Арктика-2012», по результатам которой планировалось подать в комиссию ООН по морскому праву заявку на расширение подконтрольной Российской Федерации арктической зоны. В данной экспедиции приняли участие 2 ледокола: «Диксон» и «Капитан Драницын», а также уникальная атомная глубоководная станция АС-12 проекта 10831 «Калитка» (он же - "Лошарик"), Глубоководная станция занималась сбором образцов породы и грунта на глубине в 2,5-3 км. на протяжении порядка 20 дней.

 

     Глубоководная атомная станция проекта 10831 "Калитка", больше известная как "Лошарик", прошла испытания в   Арктике, приняв участие в подводных буровых работах на шельфе Менделеева в Северном Ледовитом океане. Бурильные работы проводились с дизель-электрических ледоколов "Капитан Драницын" и "Диксон". Их целью было определение принадлежности России хребта Менделеева в Арктике; в перспективе это позволит расширить российскую арктическую зону свыше 370 километров, оговоренных международной конвенцией ООН. Такими же зонами в настоящее время располагают США, Канада, Норвегия и Дания.

     В результате экспедиции со дна было поднято более 500 килограммов обломков горных пород. Результаты исследований будут включены в заявку в комиссию ООН по морскому праву на увеличение российской арктической зоны. Ранее Россия уже подавала такую заявку, однако она была отклонена из-за недостаточности геологических образцов. Расширение российской зоны в Арктике даст Москве преимущество при разработке ресурсов шельфа.

     Все работы проводились на глубине 2,5-3 километров на протяжении 20 суток. "Лошарик", имеющий атомный реактор и уникальный титановый корпус, может находиться под водой на большой глубине значительно дольше обычных батискафов. Глубоководная станция осуществляла сбор грунта манипуляторами, драгой (система очистки породы), телегрейфером (ковш с телекамерой) и гидростатической трубкой.

Были сделаны пробы скальной породы для сбора доказательств о принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российскому континентальному шельфу. Результаты планируется предоставить в Комиссию ООН по морскому праву в 2014 году.

     В ходе экспедиции пробурили три скважины и взяли три керна ("столбики" скальной породы, которые вынимаются буром). Один керн длиной 60 сантиметров, второй - 30, а третий - 20 сантиметров. Беспрепятственно добраться до твердых пород мешал слой ила на дне, достигавший по толщине пяти метров..

     В ходе экспедиции у станции были повреждены манипуляторы и система внешнего освещения. Техническое обслуживание глубоководной станции будет производится в 42-м цехе "Севмаша". Помимо незначительного ремонта, на корабле будет выравнен корпус.

4359975m.jpg

ПЛА БС-136 вспыла в районе поднятия Менделеева. На горизонте ледокол "Капитан Драницын",

Конец сентября 2012 г.

 

     Лодка приписана к Северному флоту России, при этом не подчиняется его командованию. АС-12 "Лошарик" входит в состав Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ, которое более известно как «Подводная разведка» и подчиняется непосредственно министру обороны страны.

     Многие технические характеристики лодки засекречены. Так же нет фотографий самой АС-12, лишь фотографии ее носителя - ЛА-носителя пр.09786 БС-136 "Оренбург"

4371235m.jpg

ЛА-носитель пр.09786 БС-136 "Оренбург". Фото - 19.03.2006 г.

     Известно, что корпус глубоководной станции собран из высокопрочных отсеков, имеющих шарообразную форму, в которых реализован принцип батискафа. Все отсеки лодки изготовлены из титана, соединены между собой проходами и расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы. Благодаря этому, прочный корпус способен выдерживать давление воды на очень больших глубинах.

4347682m.jpg

     Одну из сфер глубоководной станции «Лошарик» занимает атомный реактор Э-17 с паропроизводящей установкой и турбозубчатым агрегатом, мощность которого на валу составляет 10 тысяч л.с. Биологическая защита реактора осуществляется с использованием слоя забортной воды.

     Сообщается, что подлодка оснащена одним гребным винтом в специальном кольцевом обтекателе и несколькими подруливающими колонками с электрическими двигателями.

     Какого-либо вооружения на станции нет, но при этом она оснащена манипулятором, телегрефейром (ковш с телекамерой), драгой (система очистки породы), а также гидростатической трубкой.

     В состав экипажа «Лошарика» входит 25 человек – все офицеры.

     Длина - 69 м (до 79 м по оценке)
     Ширина - 7 м
     Осадка - 5 м
     Водоизмещение нормальное - 1390 т
     Водоизмещение полное - 2000 т

 

      Существует целый ряд версий по поводу истинного целевого назначения подобных станций. По одной из них, глубоководные станции предназначены для проведения разведывательных операций. Они оснащены аппаратурой, которая дает возможность подключаться к кабелям связи, пролегающим на дне морей и океанов, и скачивать передаваемую информацию. Есть предположение, что АС обеспечивают скрытность боевого патрулирования атомоходов Северного флота на знаменитом Фареро-исландском рубеже: ставят помехи станциям акустического обнаружения НАТО SOSUS и тем самым блокируют их работу. По некоторым данным, АС несколько раз проводили операции по подъему секретного оборудования с упавших в море самолетов и вертолетов Североатлантического альянса.

 

Изменено пользователем DjonKonnor

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 723 публикации

Долго искал хорошее изображение Лошарика. В общем, вот:

4390712m.jpg

Если кто не в курсе,то мультик такой был и в слове"Лошарик" ничего зазорного не было;)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
898 публикаций

Очень необычная подводная лодка. А главное -загадочная  .Хоть она не боевая, будем надеяться, что она послужит во славу  России.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
388 публикаций

Только русские могут назвать станцию Лошарик

только у русских так много нецензурных слов:tongue:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
593 публикации
204 боя

Да.. названия русское, сразу видно.

А с технической стороны, мне кажется что просто супер

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
513 публикации

А у меня вопрос. В статье написано что одна из целей лодки - спасение людей, каким образом? А ваше автору респект.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
0
[OTTER]
Бета-тестер
5 публикаций
3 559 боёв

Очень необычная подводная лодка. А главное -загадочная  .Хоть она не боевая...

 

"не боевая" как то не вяжется с:

...предназначены для проведения разведывательных операций...

...подключаться к кабелям связи, пролегающим на дне морей и океанов, и скачивать передаваемую информацию...

...обеспечивают скрытность боевого патрулирования...

и т.д.

-> разведка и диверсии

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
211 публикация

Только русские могут назвать станцию Лошарик

 

Я думаю, что любой конструктор дает ласковые имена своему детищу. "Лошарик", знаменитая "Катюша" и другие. К тому же конспирация хорошая. Сказать - "я уже два года "Лошариком" занимаюсь" или "я уже два года занимаюсь АС-12" - настораживают по разному.

 

Интересно, в wows корабли в ссср будут носить имена неофициальные? Или будут под объектами?

 

Люди уже интересовались, можно ли будет давать свои имена кораблям. Ответ был - можно будет давать, если данное имя присутствовало в линейке выпущенных кораблей указанной серии. Скорее всего будет название серии (обычно это цифро-буквенное выражение, вроде объекта или например HMS - линейный крейсер Англии) и будет указываться их реальные или планируемые названия.  

 

А у меня вопрос. В статье написано что одна из целей лодки - спасение людей, каким образом? А ваше автору респект.

 

Конечно, спасти людей на глубине 6000м - представляется совершенно немыслимо, Давление воды слишком велико, что бы выходить наружу, а, скажем, переносной батискаф - довольно сложно будет прикрепить к борту утонувшего судна в районе люка, что бы спасти людей.

Так как информация о технических характеристиках по спасению людей "Лошариком" - не сообщается, приведу данные объекта 940 "Ленок" (проект разработан в 1974-1976гг в СССР), специальной подводной лодки по спасению людей:

ПЛ должна выполнять следующие задачи:- поиск аварийной ПЛ во взаимодействии с поисковыми силамифлота и, по возможности, самостоятельно с помощью установленного на ней вооружения,при ее плавании на глубинах до 240 м и допоиск аварийной ПЛ с помощью принятыхна СПЛ двух спасательных снарядов (СПС) при их плавании на глубинах до 500м, а также определение состояния аварийной ПЛ, лежащей на грунте, с помощьюводолазов на глубинах до 200 м;- спасение личного состава аварийной ПЛ сухим способом на глубинах до 500 м с помощью спасательных подводных снарядов;- спасение личного состава аварийной ПЛ мокрым способом с помощью водолазов на глубинах до 120 м;- допоиск затонувших самолетов, торпед, ракет на глубинах до500 м с помощью принятых на СПЛ спасательных снарядов;- обозначение места аварийной ПЛ с помощью комбинированныхсигнальных патронов и излучателей шума аппаратуры аварийной сигнализации(МГС-29) при нахождении СПЛ над аварийной ПЛ;- установление и поддержание связи с личным составомаварийной ПЛ с помощью установленного на СПЛ вооружения и водолазов, а такжеподдержание жизнедеятельности личного состава аварийной ПЛ;- оказание медицинской помощи водолазам и спасеннымподводникам;- проведение декомпрессии водолазов и спасенных подводников;- обеспечение глубоководных испытаний ПЛ и испытаний новыхаварийно-спасательных средств с помощью установленного на СПЛ вооружения;- проведение подводных работ силами водолазов на глубинах до200 м;- проведение подводных работ с применением методадлительного пребывания водолазов на глубинах до 300 м;- буксировку аварийной ПЛ в надводном положении.

 

Возможно, подобные характеристики были и заложены в АС "Лошарик", может даже с большими параметрами глубины по проведению работ - так как обе ПЛ проекта "Ленок" - были сданы на слом до конца 90-гг.

 

 

"не боевая" как то не вяжется с:

...предназначены для проведения разведывательных операций...

...подключаться к кабелям связи, пролегающим на дне морей и океанов, и скачивать передаваемую информацию...

...обеспечивают скрытность боевого патрулирования...

и т.д.

-> разведка и диверсии

 

ПС окутана мраком тайны. С учетом развала Военной промышленности в 90гг создать такую ПЛ и сохранить в тайне ее характеристики - это очень неплохо. Кто знает какие сюрпризы она может преподнести. А боевой ее не называют, скорее всего из-за того, что ее конструкция ближе в батискафу, и ПС не несет с собой вооружения. Но, при необходимости ее можно оснастить оборудованием для проведении разведки и диверсий. А активной защитой ПС может служить глубина погружения, так как ни глубинная бомба, ни торпеда на глубину даже в 2000 м не дойдет. На меньшей глубине есть ПЛ- носитель "Оренбург" - которой наверняка оставили вооружение в виде торпед. 

Изменено пользователем DjonKonnor

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер, Участник, Коллекционер
125 публикаций

Прикольная штучка! Учитывая секретность в создании данного пипелаца то явно попахивает военными целями

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
9 публикаций
6 743 боя

Для слишком любопытных - устройство "Лошарика":

 

c69b8031c65f.jpg   

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×