Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
nikolay__2012

Подводная лодка "Л-23", тип "Л" XIII-бис серии

В этой теме 2 комментария

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
121 публикация
1 118 боёв
Подводная лодка "Л-23", тип "Л" XIII-бис серии
7987bd82d1bd9a0ef5daa280635110ce.jpg 83fdc00e00243a8f92fa2da392e77cd3.jpg
История

Эскизный проект этого типа подводной лодки разрабатывался в НТКМ с привлечением инженеров и конструкторов Балтийского завода во главе с Б. М. Малининым. Перед разработкой эскизного проекта на совещании в НТКМ, в работе которого участвовали подводники-тактики, представители плавсостава и группа конструкторов, обсуждался вопрос о том, какими должны быть подводные минные заградители. Совещание высказывалось за то, чтобы подводные лодки этого типа наряду с минным оружием имели также достаточно сильное торпедное и артиллерийское вооружение для ведения боевых действий против кораблей и транспортов. Это мнение было подтверждено командованием Военно-Морских Сил. По настоянию НТКМ дальнейшая разработка проекта была поручена Балтийскому заводу.

В 1929-1930 гг. по этому проекту были заложены подводные лодки II серии типа "Л" (по названию головной подводной лодки "Ленинец") с комбинированным минно-торпедным вооружением. Они предназначались для постановки минных заграждений на фарватерах, в узкостях и в местах предполагаемого развертывания кораблей противника, а также для нанесения ударов по кораблям и транспортам с использованием торпедного и артиллерийского вооружения. Это были первые подводные лодки - минные заградители советской постройки.

 

Вооружение

Подводные лодки типа "Ленинец" имели нормальное водоизмещение около 1039 т, несли на борту 12 торпед (шесть в носовых торпедных аппаратах и шесть запасных), от 14 до 28 мин (в зависимости от длины мин). Мины находились внутри прочного корпуса в двух трубах. Трубы проходили через кормовую концевую переборку и закрывались герметичными крышками. Мины могли оставаться сухими до момента их постановки. Сбрасывали мины специальным тросовым толкающим устройством.Сухой способ хранения, в отличие от первого отечественного минного заградителя "Краб", на котором мины размещали в надстройке, обеспечивал их постоянную готовность к постановке и облегчал уход за ними. Лодки вооружали артиллерийскими установками 100- и 45-мм калибра.

 

 

Корпус

Подводная лодка была полуторакорпусной, благодаря чему упрощалась технология сборки корпуса и увеличивалась остойчивость в надводном положении. Вместо веретенообразной формы прочного корпуса, примененной на "Декабристе", прочный корпус на "Ленинце" был впервые выполнен в виде сочетания цилиндра в средней части с конусами в оконечностях, что существенно упрощало постройку.

Лодка разделялась переборками на шесть отсеков. Впервые были применены стальные трубы торпедных аппаратов взамен литых бронзовых. Торпедные аппараты имели жесткое крепление к концевым переборкам на фланцах и заклепках. Это позволило упразднить дейдвудные трубы в носовой и кормовой дифферентных цистернах. Кингстоны и клапаны вентиляции цистерн главного балласта имели дистанционные пневматические и местные ручные приводы. Дополнительно к цистернам главного балласта имелись палубные цистерны и цистерна быстрого погружения.

На подводных лодках типа "Л" не сразу была решена проблема, связанная с размещением аккумуляторных батарей. Поначалу, в целях выигрыша в габаритах жилых помещений, аккумуляторные батареи устанавливали в открытых ямах, закрывавшихся сверху съемными деревянными щитами, которые служили одновременно полом жилых помещений. Батарейная вентиляция была принята общеямовой. Такое конструктивное решение оказалось неудачным, так как не обеспечивало эффективную вентиляцию электрических батарей, в отсеках происходило скопление водорода до опасных концентраций. Вследствие этого на подводных лодках произошло несколько взрывов.

 

Энергетическая установка

Аккумуляторные ямы на подводных лодках II серии были переделаны на изолированные с усиленной вентиляцией батарей, а позже был установлен прибор каталитического окисления водорода, разработанный инженерами М. М. Четвертаковым и Е. Н. Гурфейном. Прибор предотвращал повышение концентрации водорода в отсеках до опасных значений.

К недостаткам лодок типа "Л" следует отнести длительность времени погружения и всплытия. Переход из надводного положения в подводное при одновременном заполнении всего балласта занимал около трех минут. Время продувания средней цистерны составляло одну минуту десять секунд.

Совершенствование минных заградителей до войны не прекратилось. Для Северного, Балтийского и Черноморского флотов в 1938 г. было заложено шесть подводных минных заградителей, проект которых получил название XIII-1938 серии. В основе это были те же подводные лодки, что и XIII серии, однако на них устанавливали дизели марки 1Д, применили резиновую амортизацию при установке значительной части механизмов, количество мин в каждой минной трубе вновь довели до 10. Дизели марки 1Д были четырехтактные, восьмицилиндровые, с газотурбинным наддувом системы Бюхи, мощностью 2000 л. с. при 470 об/мин. Новые дизели дали возможность получить наибольшую надводную скорость 18 уз.

 

Характеристики

Водоизмещение (надводное/подводное): 1123/1416,5 т.
Размеры: длина - 83,3 м, ширина - 7,0 м,осадка - 4,1 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 17,2/10,3 узлов.
Дальность плавания: над водой 11000 миль 9 узлах, под водой 130 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: дизеля - 8400 л.с., электромоторы - 2400 л.с.
Вооружение: 6 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 20 мин, 1 100-мм, 1 45-мм орудия.
Глубина погружения: до 100 м.
Экипаж: 55 чел.

 

Боевые походы

27 июля 1941 года «Л-23», загрузившись боезапасом, своим ходом направилась в Севастополь, куда благополучно прибыла на следующий день. Там подводная лодка продолжила заводские и ходовые испытания. В августе «Л-23» зачислена в состав 1-го дивизиона ПЛ ЧФ, и 31 октября вступила в строй. 1-3 ноября субмарина перешла в Батуми, а затем в Поти, где проводилась окончательная «доводка» корабля. 3 декабря «Л-23» официально вошла в состав Черноморского флота, но за день до этого во время стоянки в порту подводная лодка столкнулась с гидрографическим судном «Алексеев», в результате чего на субмарине были повреждены обшивка цистерны главного балласта № 12 и кормовой торпедный аппарат левого борта. В результате инцидента акт приемки корабля от промышленности был окончательно утвержден лишь 16 января 1942 года.

    Полученные 3 декабря повреждения не помешали подводной лодке в конце декабря 1941 года провести разведку района Ризе – Синоп, где встреч с кораблями противника не было.

 

7 января временно исполнять обязанности командира корабля назначен капитан 3 ранга Новиков Николай Дмитриевич. Под его руководством 10 января «Л-23» вышла в район мыса Куру-бурну (позиция № 29), но кораблей и судов противника вновь встречено не было. В феврале-марте подводная лодка трижды выходила в море с задачей артобстрела береговых объектов в районе Алушты и Судака, а также навигационного обеспечения советских кораблей в районе Алушты (в ночь на 27 февраля). В течение всего времени нахождения подводной лодки в указанных районах подводная лодка целей для обстрела не обнаружила

 

27 марта «Л-23» прибыла в Поти, где встала на текущий ремонт. 8 мая командиром «Л-23» назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Фартушный Илларион Федорович. Завершив ремонтные работы, подводная лодка прибыла в Новороссийск, откуда приняла участие в снабжении осажденного 

 

В мае-июле подводная лодка произвела 7 транспортных рейсов, доставив в Севастополь 363,3 тонн боеприпасов, 263,5 тонны продовольствия, 73,6 тонн бензина и 9 человек. На Кавказ подводная лодка эвакуировала 229 (по другим данным 163) человек, в том числе 117 офицеров управлений и штабов Севастопольского оборонительного района и Приморской армии. Кроме того, в одном из обратных рейсов «Л-23» доставила на «большую землю» запчасти, необходимые для ремонта подводной лодки «Л-6». В ходе рейсов так называемой «Кавказской электрички», когда снабжение осажденной крепости осуществлялось исключительно подводными лодками, «Л-23» неоднократно подвергалась обстрелам со стороны противника. Только 1-2 июля в критический момент, когда оборона крепости окончательно рухнула, вблизи субмарины, которая находилась в подводном положении, зафиксировано более восьми сотен взрывов снарядов и бомб, которые враг обрушил на защитников Севастополя. Это было не единственное, что сопровождало «Л-23» во время ее транспортных рейсов. Утром 31 мая при погружении в Южной бухте подводная лодка лишилась хода, намотав на валы обоих винтов и кормовые горизонтальные рули стальной трос. К счастью, силами личного состава субмарина вовремя сумела освободиться от постороннего предмета. Утром 18 июня при следовании в подводном положении по севастопольскому фарватеру № 3 «Л-23» столкнулась с подводной лодкой «М-31», также принимавшей участие транспортных рейсах. На следующий день в 95 милях южнее маяка Чауда субмарину атаковала авиация противника. К счастью, для подводников все обошлось более-менее благополучно. К тем повреждениям, которые подводная лодка получила в результате столкновения (обширные вмятины в ограждении рубки и надстройки, сорвана антенна), не добавились новые. Шесть десятков бомб, сброшенных с самолетов, разорвались на безопасном расстоянии от корабля.
 

В июле-августе «Л-23» прошла гарантийный ремонт в Поти, откуда 6 сентября вышла на позицию в район Портицкого гирла Дуная. Уже вечером 11 сентября подводной лодке пришлось прервать патрулирование и возвратиться в базу из-за неисправности рулей.

 

 В следующем боевом походе, предварительно выставив 4 октября 20 мин у входа в Феодосию, подводная лодка вела поиск кораблей противника в районе между Ялтой и Феодосией (позиция № 47-48). Ни одной цели так и не было обнаружено, а мины, как показал послевоенный анализ, оказались выставлены в стороне от фарватера, которым пользовался противник.

    В начале ноября «Л-23» патрулировала в районе Босфора (позиция № 46). Вечером 14 ноября в точке 41°24,2' с.ш./29°02,3' в.д. подводная лодка тремя торпедами атаковала танкер из состава конвоя. Спустя 30 и 40 секунд после того, как торпеды покинули субмарину, на подводной лодке зафиксировали два взрыва. Объект атаки – немецкий танкер «Occar» (2793 брт) с грузом 3800 тонн ГСМ лишился хода и был отбуксирован в Стамбул. (В 1943 году судно было отремонтировано, введено в строй и, спустя год, успело принять участие в немецкой эвакуации Крыма). Эскорт судна, состоящий из румынских эсминцев «Реджина Мария» и «Реджеле Фердинанд» сбросили на подводную лодку 32 глубинных бомбы, разрывы которых вывели из строя несколько измерительных приборов субмарины. Дальнейшее патрулирование результатов не принесло. Вечером 17 ноября при срочном погружении, когда подводная лодка уклонялась от пары, вероятно, турецких эсминцев, на палубе субмарины в суматохе был оставлен старшина 2 статьи П. Головин, который погиб. 25 ноября «Л-23» прибыла в Поти.

    Новый, 1943 год подводная лодка встретила в море, находясь на позиции в районе Босфора, но в этом походе встреч с кораблями противника не было. Следующий боевой контакт произошел в марте, когда «Л-23» патрулировала район Евпатории (позиция № 65/73). Днем 16 марта в точке 45°16,3' с.ш./ 32°39,4' в.д. подводная лодка тремя торпедами атаковала десантную баржу. Заметив торпедный след, атакованное судно сумело произвести маневр уклонения, и избежать попадания. Сама подводная лодка не преследовалась, и так же благополучно покинула место боя.

    Три следующих выхода в море (май – август 1943 года) сопровождались установкой мин. Заграждения ставились в районе Севастополя, восточнее мыса Илья и в 37-38 милях юго-восточнее мыса Олинька. Выставив мины, «Л-23» патрулировала районы у мыса Тарханкут (позиции № 82 и 82-в) и Феодосии (позиция № 86-запасная), но кораблей и судов противника не встретила. Так же безрезультатно завершилось осеннее (середина октября – середина ноября) патрулирование района Тарханкут – Евпатория (позиция № 94). В ночь на 11 ноября «Л-23» обнаружила отряд кораблей противника, но из-за неправильного маневрирования момент для атаки был упущен.

 

 1 января 1944 года под флагом командира бригады капитана 1 ранга Крестовского Андрея Васильевича «Л-23» вышла в свой последний боевой поход. Подводной лодке предстояло действовать в районе Ак-Мечеть – Евпатория (позиции № 91, 93, 94, 95, 99). В ночь на 13 января в точке 45°36,5' с.ш./ 31°58' в.д. «Л-23» атаковала десантную баржу «F-372» из состава конвоя, но торпеды прошли мимо цели. Вечером 15 января подводная лодка доложила по радио, что ею был произведен поиск судов противника в районе бухты Ак-Мечеть.

 

Последний боевой путь:

Spoiler

  После 17 января подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась. По самой распространенной версии, 17 января 1944 года в 16 милях севернее мыса Тарханкут «Л-23» атаковала торпедами противолодочный корабль «Uj-106». Торпеды прошли мимо. Охотник контратаковал субмарину глубинными бомбами и потопил ее. Действительно, в этом районе с 16 января патрулировали охотники «Uj-103» и «Uj-106», однако нет данных о том, что они доносили об обнаружении советской подводной лодки. 18 января «Uj-103» был поврежден советской штурмовой авиацией, и второй охотник был вынужден буксировать его в Севастополь. По второй версии 18 января в 10 милях юго-восточнее мыса Тарханкут десантная баржа «F-239» из состава конвоя «Либелли» обнаружила перископ подводной лодки и пошла на таран. На корабле ощутили удар от столкновения, но никаких признаков гибели субмарины не было. Уже 26 и 29 января «Л-23» не вышла на запланированные сеансы связи. (29 января субмарина должна была доложить об оставлении позиции и возвращении на базу). 30 января в 60-80 милях западнее (или юго-западнее) Туапсе германский патрульный гидросамолет из состава SAGr.125 атаковал и, по мнению экипажа, потопил подводную лодку. Что было целью атаки немецких летчиков – неизвестно. Маршрут возвращения подводной лодки должен был проходить несколько южнее места атаки самолета. На «Л-23» погибло 56 человек.

 

 

Источники

 

Изменено пользователем nikolay__2012

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×