Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_12108853

Петровский док города Кронштадт

В этой теме 21 комментарий

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
35 публикаций

  Окреп в Северной войне российский флот, всё больше стало приходить иностранных кораблей. Только 22 июня 1715 года, Пётр I встречал одновременно 45 английских и голландских кораблей. Для того, чтобы можно было быстро ремонтировать корабли, был необходим сухой док.

   По проекту Петра I надо было устроить док и глубокий бассейн. Идея заключалась в том, что док должен был осушаться быстро, путём слива воды из дока в бассейн, вырытый ниже уровня дна дока. Из бассейна вода, не спеша, откачивалась бы насосом с ветряным двигателем. При поездках в Европу, Пётр изучал устройство голландских и английских доков, недостатком которых была длительная откачка воды (более месяца откачивалась вода).

 

 

Строительство канала с доком начали в 1719 году. Из указа Петра от 8 мая 1719 года: «начать канал вблиз соборной церкви Св. Апостола Андрея Первозванного от берега морского до доков, и доки, также и стороны у канала отделать».

Для строительства переводили солдат из Выборга, Пярну, Москвы. Чтобы местные мужики не отлынивали от тяжких работ — их распределяли по батальонам. За первый год планировалось прорыть канал в 180 саженей длины, 15 саженей ширины и 2 саженей глубины. На работах было занято около 3000 человек.

Но людей и материалов не хватало, и время строительства затягивалось. Тогда к Петру обратился комиссар Пётр Никифорович Крекшин с просьбой доверить ему прорыть канал. Он предлагал ещё более расширить канал до 16 саженей и углубить — до 4,5 саженей. Для организации работ Крекшин просил 100 ломов, 2000 лопат, 1000 кирок, 800 тележек, а также порох и подрывных дел мастера для подрыва крупных камней. Срок сдачи канала был май 1721 года. В случае срыва работ Крекшин отвечал не только всеми затраченными деньгами и своим движимым и недвижимым имуществом, но своей жизнью.

При прокладке канала возникали большие трудности, — приходилось переносить многие строения и огороды не без вмешательства самого Петра. Но к 1722 году канал был, в основном, прорыт и велись работы по укреплению стен канала. Была построена водокачка с ветряным двигателем — «великая над каналом башня».

 

В 1724-1725 годах всё ещё велись работы по обустройству канала и доков. А 28 Января 1725  года Пётр скончался. После смерти Петра, строительные работы в Кронштадте пришли в упадок, но работы на канале и доке продолжались.

В 1732 году, при царевне Анне Иоановне, была сформирована комиссия во главе с генерал-майором И. фон Люберасом для осмотра канала. И. фон Люберас предложил расширить и углубить доковый бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее. Работы начались. Стены канала выкладывали из тёсанного камня. Но, строительство, которое инженер планировал завершить за три года, растянулось ещё на 15 лет.

 

Канал открыли 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, — она сама запустила шлюзовые механизмы. Трижды грянул салют из 1331 орудия стоящей в гаванях эскадры. Генерал-майор И. фон Люберас был награждён орденом Св. Андрея Первозванного.

Уникальное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра. В нём могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов. Для середины XVIII века это было грандиозное сооружение!

В 1774 году на берегу бассейна Петровского дока начали устанавливать первую в России паровую машину для откачки воды. Её доставили из Шотландии и устанавливали в Кронштадте около двух лет. Посередине северного берега докового бассейна построили специальное сооружение. После ввода чудо-машины в эксплуатацию доковый бассейн стало возможным осушать за девять дней. Паровая установка прослужила более 75 лет!

 

 

Часть Петровского дока служила для ремонта кораблей до 2008 года. Бассейн дока служит украшением Кронштадта, а основные доковые сооружения находятся в плачевном состоянии, хотя имеют очень внушительный вид.

 

теперь немного фото:

 

вход в док

http://i017.radikal.ru/1402/ca/00272a4f31ad.jpg 

http://s019.radikal.ru/i630/1402/bc/05d9e84631dc.jpg

http://s020.radikal.ru/i723/1402/89/b05e6ab4a33b.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
35 публикаций

у меня возникла проблема с хостингом которым я пользуюсь, так что пока только ссылки на фото. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
200 публикаций
6 194 боя

В 1774 году на берегу бассейна Петровского дока начали устанавливать первую в России паровую машину для откачки воды. Её доставили из Шотландии и устанавливали в Кронштадте около двух лет. Посередине северного берега докового бассейна построили специальное сооружение. После ввода чудо-машины в эксплуатацию доковый бассейн стало возможным осушать за девять дней. Паровая установка прослужила более 75 лет!

 

Как с 1752 до 1774 года выкачивали воду, ведрами? :ohmy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
35 публикаций

выкачивали так-же как и в других странах - насосом приводимым в движение ветряной мельницей

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
593 публикации
204 боя

Где то здесь это уже было. Только найти не могу. В архив наверное уехала тема. 

Про это кажется dimafil25515 писал

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
3 030 боёв

Где то здесь это уже было. Только найти не могу. В архив наверное уехала тема. 

Форты Кронштадта но про док вроде, не было

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2 119
[T_U_R]
Бета-тестер, Участник, Коллекционер
1 697 публикаций

Форты Кронштадта но про док вроде, не было

Да, видимо там небыло.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
35 публикаций

Я просматривал тему про форты Кронштадта. Там нету даже косвенной информации о доке. Тема та о оборонительной функции о. Котлина.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
231
[RU_89]
Лоцман, Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
1 243 публикации
6 237 боёв

Дополнение к теме

Мало кто, побывав на Макаровской улице Кронштадта, не фотографируется у памятной доски Петровского дока. Для туристов видна только малая часть самого сооружения, которое было революционным по идее и воплощению замысла. Даже сейчас оно вызывает восхищение, несмотря на свое нынешнее плачевное состояние.
Российский флот после Северной войны рос и развивался. В морской крепости Кроншлот требовалось построить сухой док, чтобы ремонтировать подводную часть кораблей. Сам Пётр I занимался изучением имеющихся в Англии и Голландии доков, устройство которых не позволяло делать это в короткие сроки. Минусом было то, что доки осушались более месяца, что затягивало время ремонта.
По проекту Петра осушение дока производилось не ВЫКАЧИВАНИЕМ воды, а САМОТЕКОМ. Строительство канала с доком начали в 1719 году. К 1722 году канал был, в основном, прорыт и велись работы по укреплению его стен. Была построена водокачка с ветряным двигателем — «великая над каналом башня».
Петру I не удалось увидеть свое детище завершенным. Лишь в 1742 году работа возобновилась.
Торжественное открытие Петровского дока состоялось 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, — она сама запустила шлюзовые механизмы. Из дока вода всего за одни сутки стекала в бассейн. Из бассейна она первоначально выкачивалась ветряными насосами, а с конца XVIII века - паровой машиной - одной из первой в России. 

Док тянется на 2,24 километра. В нём могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов.
Вот уж где все было построено вручную - солдаты, крепостные крестьяне работали ломами, лопатами, кирками, используя порох для подрыва крупных камней. Точно неизвестно, сколько человек участвовало в строительстве этого грандиозного для своего времени гидротехнического сооружения, сколько их полегло на этой стройке. Утверждают, что текст "Дубинушки" написал доктор Кронштадтского Морского госпиталя В.И. Богданов,наблюдая их тяжкий труд. 
P.S. В январе 2011 Валентина Матвиенко (тогда еще Губернатор) во время рабочей поездки в Кронштадте осмотрела док и предложила использовать его как музейно-выставочный объект. Для начала потребовала убрать портящие вид (?) громоздкие подъемные краны.
Шевеление началось. И вот результат - несмотря на протесты, письма жителей Кронштадта 18 марта последний оставшийся в Петровском доке кран был допилен. Что еще там будут спиливать, можно только гадать. Очень жаль, что целенаправленное разрушение, растаскивание идет под шумок . Приведу отзыв по этому поводу одного форумчанина, с которым трудно не согласиться:

"...Док Петра Великого - единственное место, где Россия может выполнять капитальный ремонт тяжелых кораблей класса «Петр Великий» и если российское государственное руководство планирует отказаться от статуса морской державы тогда – другое дело. Сейчас по местечковым соображениям можно лишиться дока, без которого страна ОБРЕЧЕНА на роль страны третьего мира. И ответственность за это ложится на тех, кто пытается вместо промышленных предприятий строить развлекательные учреждения в местах, где их все равно некому смотреть

bb80c1fe9f05.jpg
0abbeb4622e7.jpg
7f7e2ee390eb.jpg
513a6cfd93b1.jpg
58060aa5efba.jpg
de1c4fc68475.jpg
374914733c12.jpg
26ba9cf1ac23.jpg
9477e5f733a5.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
231
[RU_89]
Лоцман, Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
1 243 публикации
6 237 боёв

 

c2a4c8f8bcc8.jpg
dc9dee2b3691.jpg
87ccf5e818be.jpg
11e7a15eac40.jpg
e4ea2e5f5646.jpg
422f872e23b6.jpg
2aa4811c227c.jpg
62d93be17747.jpg
27c587722442.jpg

Не судите строго если где то повторился. но по теме очень много материла можно собрать и оформить тему достойнее чем у автора этой темы.

это только малая часть того что можно Вам показать Уважаемые форумчане.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
35 публикаций

ты у меня хлеб отбераешь, Дима. правильно конечно, дополнить следует, но таким образом ты меня обираешь на плюсы :sad:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1
[MNRC]
Бета-тестер
195 публикаций

Как с 1752 до 1774 года выкачивали воду, ведрами? :ohmy:

Проект был разработан Петром Великим, он же является автором идеи системы водоотведения. Принцип был заложен простой, как и всё гениальное. Вода очень быстро может уходить по наклонной плоскости в резервуар, находящийся ниже её уровня и можно сразу приступать к ремонту. Пока суда ремонтируются вода из этого резервуара (докового бассейна) откачивалась. После вывода кораблей из дока весь цикл операций можно было повторить.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
74 публикации
1 бой

Тоже где-то видел . Про док не было . Спасибо за дополнение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
57 публикаций
26 боёв

Статья интересная, но я так и не понял Крекшин который взялся доделать ДОК и отвечал что достроит его в срок соврал что ли и ни имущество, ни голову у него не забрали?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
102 публикации
7 877 боёв

 

Познавательная статья! Очень понравилось!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
21 публикация

К сожалению к этому прекрасному материалу нужно добавить, что в буквально последние годы головотяпским решением Петровские доки были буквально уничтожены. Скоропалительно г-жа Матвиенко приказала создать на его месте подобие "Диснейленда", развлекательного парка.

Огромные итальянские  доковые краны (которые сами по себе имеют историческое значение) были спешно порезаны на металлолом. Территория уже все меньше имеет шансов когда-либо быть использованной по доковому назначению... http://el-tolstyh.livejournal.com/43550.html

 

Картинка с одного из последних ремонтов: http://admiral-umashev.narod.ru/img/isachenk/iasch_dok3.jpg

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
238 публикаций
1 139 боёв

Познавательно :unsure:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
132 публикации
6 100 боёв

Немного дополню информацию. Док имеет крестообразную форму. Планировалось что одновременно в нём могут ремонтироваться до 12-13 кораблей ( из них 3 - в малых доках крестовины) и 9 кораблей (10 по некоторым данным) в большом канале дока. Но! огромный минус проекта - КАК вывести отремонтированные корабли из малых доков, если большой док занят. (осушен)? Только ждать пока остальные корабли не будут отремонтированы. Из-за этого Большой Петровский док практически не использовался полностью - повреждённые корабли (при условии , что большой канал дока занят) вынуждены были стоять и ждать своей очереди в гавани или ремонтироваться на плаву. По словам ещё живых последних работников дока ( на сентябрь 2015 года) из-за неудобства ввода-вывода кораблей даже при советской власти док использовался  в половину ( а то и треть) своей мощности. Причём ремонтироваться могли только малотоннажные корабли - конструкция батопорта - впускных ворот дока не позволяет вводить в него корабли с высокими надстройками (батопорт поднимается на определённую высоту вверх, во время проводки судна, что и ограничивает габариты. При недавнем ремонте парусного судна на нём были вынуждены "срубить" ( демонтировать) мачты, чтобы ввести корабль в док. Естественно, при распашных воротах старой конструкции таких проблем не было. Система ворот и уплотнений проста и оригинальна. Но это надо показывать фото. Сделаю - выложу. Вообще - на 18 век - конструкция дока была новаторской (но непродуманной до конца) А ведь Пётр планировал док с отдельным выходом кораблей на Северную сторону острова и ДВОЙНЫМ входом! Если бы его планы были претворены в жизнь - доку до сих пор цены бы не было! Вход - с одной стороны острова, выход отремонтированных судов - с другой. Никто никому не мешает. Всего за последние 30-40 лет в Большом доке было отремонтировано не более 15 судов, в основном мало- и среднетоннажных. Вот где-то так.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×