Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
nikolay__2012

«М-201» подводная лодка XV серии

В этой теме 13 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
121 публикация
1 115 боёв

«М-201» подводная лодка XV серии

 

f813b88fcaaf90471a44ab66fdf8690c.jpg

 

Немного истории серии XV:

Несмотря на удовлетворительные характеристики кораблей XII серии, они по сути оставались подводными лодками, предназначавшимися для действий в районе своих баз, а не на коммуникациях противника. Конечно, нужно было увеличивать дальность плавания и автономность, но существовало ещё два принципиальных вопроса, "не выпускавших малютку в дальнее плавание". Речь идёт об одновальной энергетической установке и о наличии всего двух торпед на борту. Первое значительно снижало живучесть подлодки в целом, а второе - её эффективность, так как стрельба одиночной торпедой имела сравнительно малую вероятность успеха, а стрельба залпом сразу заставляла "малютку" возвращаться в базу, оставляя без контроля назначенный район или участок коммуникаций противника. Всё это стало очевидным ещё в предвоенные годы и полностью подтвердилось в ходе войны.

 

Работы над проектом новой "малютки", впоследствии обозначенной как XV серия или проект 96, начались в 1938 г. В октябре 1939 г. завершили технический проект и в декабре того же года представили его на утверждение в ЦК ВКП(б) и Комитет Обороны.

 

В отличии от предыдущих "малюток" новая подлодка стала полуторакорпусной с булями как у кораблей типа "Щ". Внутреннее расположение всех приборов и механизмов отличала продуманность, чему во многом способствовало полномасштабное макетирование. В качестве главных двигателей надводного хода установили новые дизели марки 11Д, а в качестве двигателей подводного хода - электромоторы типа ПГ17. Все судовые системы и устройства спроектировали заново с учётом опыта постройки подводных лодок всех предыдущих серий. Всего планировалось строительство 22 подводных лодок на заводе № 196 и "Красное Сормово". До начала войны на заводе № 196 в Ленинграде заложили 7 корпусов (все в 1940 г.), на заводе "Красное Сормово" в Горьком - 8 (все в 1941 г.). Четыре подлодки спущенные на воду в Ленинграде с началом войны отправили на Каспий, где их достраивали на заводе № 638 в Астрахани. Оставшиеся три "малютки" ленинградцы достроили уже после войны. Завод "Красное Сормово" четыре своих подлодки передал в Молотовск (ныне Северодвинск) на завод № 402, но там их достроить во время войны не смогли и лишь после её окончания сдали флоту одну "малютку". Ещё один корпус завод превратил в нефтехранилище, впоследствии его сдали на металл. Оставшиеся две лодки после войны передали в Ленинград на завод № 196, где их и достроили в 1947 г. Туда же, в Ленинград, перевели хранившиеся всю войну в Горьком ещё четыре подлодки Сормовского завода. Таким образом из 22 планировавшихся к постройке подводных лодок XV серии, сдали флоту только 14 (4 во время войны и 10 уже в послевоенные годы), ещё 7 подлодок, назначенные постройкой на заводе № 196, так и не заложили. Но в 1947 г. серия получила "второе дыхание" и на заводе № 196 до 1953 г. строят ещё 43 подводные лодки этого типа. 

 

 

История корабля:

  Заложена под стапельным номером 123 на заводе № 196 в Ленинграде 31 марта 1940 года. 17 июля 1941 года подводная лодка спущена на воду. Вскоре после начала войны субмарина переведена по внутренним водным путям в Горький (Нижний Новгород), а осенью 1941 года в Астрахань, где на заводе № 638 продолжалась достройка корабля.

    В августе 1942 года в связи с приближением линии фронта к Волге «М-201» на буксире подводной лодки «С-14» эвакуирована в Баку, где достроечные работы были продолжены. 5 сентября 1942 года командиром «М-201» назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Балин Николай Иванович.

    16 апреля 1943 года подводная лодка вступила в строй, и 26 апреля формально, так как еще 18 марта специальным распоряжением заместителя Наркома ВМФ было дано указание на подготовку перехода корабля на Северный флот, вошла в состав Каспийской военной флотилии. Тогда же «М-201» была включена в состав отдельного отряда подводных лодок, включающий в себя субмарины, предназначенные для перехода с Каспия на Север. 22 апреля подлодка начала движение своим ходом из Астрахани в Горький, куда благополучно прибыла 1 мая. Там субмарину вместе с однотипной «М-200» поставили в плавучий док, и 15 мая они продолжила движение в Молотовск (Северодвинск). 28 мая обе подводные лодки благополучно прибыли по назначению. 29 августа 1943 года «М-201» вступила в строй и вошла в состав Северного флота. 18 октября подводная лодка прибыла в Полярное и перечислена в состав 6-го дивизиона ПЛ СФ (до этого входила в отдельный учебный дивизион; с 4 декабря 1943 – в составе 3-го дивизиона ПЛ СФ).

    Не успев приступить к боевому патрулированию, подводная лодка отправилась в аварийный ремонт: в конце ноября при стоянке в губе Пала штормовые волны несколько раз сильно ударили корабль о пирс, в результате чего подлодка получила пробоину в балластной цистерне.

 

Вооружение:

Вооружение - 4 533-мм торпедных трубы ; 4 533-мм торпеды ; 1 - 45/46 артиллерийская установка "21-К" 200 выстрелов.

 

 

Силовая установка:

Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1200 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 436 л.с.

Что позволяло развивать скорость наибольшую надводную 15,5 узлов, подводную - 7,9 узлов

Запас топлива - нормальное - 14,4 т., полное 30 тонн ; 2 группы аккумуляторных батарей по 60 батарей типа "МС" в группе.

 

Характеристика:

Водоизмещение - нормальное надводное - 281 тонна, нормальное подводное - 351 тонна
Длина наибольшая - 50,5 м
Ширина наибольшая - 4,4 м
Осадка средняя - 2,81 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1200 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 436 л.с.
Запас топлива - нормальное - 14,4 т., полное 30 тонн ; 2 группы аккумуляторных батарей по 60 батарей типа "МС" в группе.
Скорость - наибольшая надводная 15,5 узлов, подводная - 7,9 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 965 миль при 15,5 узлах, - 4500 миль при 8 узлах ; в подводном положении - 7,9 миль при 7,9 узлах, 85 миль при 2,9 узлах
Глубина погружения - рабочая - 60 метров, предельная - 70 метров
Время погружения - 35 секунд
Вооружение - 4 533-мм торпедных трубы ; 4 533-мм торпеды ; 1 - 45/46 артиллерийская установка "21-К" 200 выстрелов.
Время пребывания под водой - 48 часов
Автономность - нормальная - 15 суток, максимальная - 22 суток
Запас плавучести - 25%
Экипаж - 32 человека

 

Боевые походы, судьба:

 Не успев приступить к боевому патрулированию, подводная лодка отправилась в аварийный ремонт: в конце ноября при стоянке в губе Пала штормовые волны несколько раз сильно ударили корабль о пирс, в результате чего подлодка получила пробоину в балластной цистерне.

    В первый боевой поход с задачей патрулирования района Тана-фьорд – Берлевог (сектор № 2) «М-201» вышла вечером 17 января 1944 года. Обеспечивал боевой дебют субмарины командир 3-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга В.А. Иванов. Вечером 19 января на рейде Берлевога подводная лодка атаковала транспорт, стоящий на якоре. Не добившись попадания (торпеды взорвались в гавани), командир субмарины через 3 минуты повторил попытку, после чего наблюдалось попадание и клубы дыма на атакованном судне. Объектом атаки «М-201» стал пароход «Наталь» (3172 брт), который 7 января был выброшен штормом на камни у мыса Маккаур. Судно к тому времени было оставлено экипажем и считалось потерянным, но продолжало привлекать на себя атаки подводных лодок и авиации.

    Второй боевой поход «М-201» проходил в районе Порсангер-фьорда (сектор «Н») в рамках операции «РВ-2» («Разгром врага») в конце февраля – начале марта. За время патрулирования подводная лодка трижды обнаруживала цели, но каждый раз по разным причинам командир субмарины отказывался от атаки.

 

 Майское патрулирование района мыс Блудскютудде – мыс Маккаур (сектор № 4) в ходе операции «РВ-4» было отмечено торпедной атакой крупного конвоя утром 26 мая. Наведенная воздушной разведкой «М-201» выпустила две торпеды по одному из судов конвоя «Lf-120-Ki» и створившемуся с ним сторожевиком. Спустя 170 секунд после пуска торпед на подводной лодке услышано два взрыва, что послужило основанием для доклада об уничтожении сторожевика и повреждении транспорта. Через двадцать минут на субмарине зафиксировали взрывы, посчитав их за преследование. (Всего за 5 часов на «М-201» насчитали 52 близких и две с половиной сотни отдаленных взрывов; как раз в это время по конвою отбомбилась советская авиация, а затем корабли эскорта преследовали атаковавшую конвой«С-15»). Несмотря на послевоенное заявление советской стороны о гибели от торпед «М-201» сторожевика «Uj-1764» из состава 17-й флотилии, (что не соответствует действительности; он погиб на мине 17 октября 1944 года у Эгерсунда), караван, состоящий из девяти транспортов («Актив», «Балтенланд», «Керкплейн», «Гердмор», «Помпеи», «Х.Е. Фрицен», «Хорст», «Норд-31», «Марштайнен») под охраной охотников 12-й флотилии (на подводной лодке состав конвоя оценен как 1-3 транспорта по 6000 тонн, 8-9 сторожевиков, 4-6 тральщиков, катера) потерь от данной атаки не понес, она была не замечена немцами.

    В середине июня «М-201» принимала участие в операции «РВ-5». Субмарина занимала сектор № 4 в районе Сюльте-фьорда. 15 июня ориентируясь на данные авиаразведки подводная лодка перехватила конвой, движущийся в восточном направлении, но из-за ошибки личного состава в атаку выйти не смогла. Утром 16 июня у мыса Маккаур «М-201» выпустила две торпеды по судну стоящему на якоре. Объектом атаки вновь оказался злосчастный «Наталь», по которому «М-201» уже успела отстреляться 19 января. Кроме нее торпедные аппараты по остову судна разрядили «М-104» 10 марта, «М-105» 31 января, «С-14» 12 июня; не остались в долгу и авиаторы Северного флота, атаковавшие «Наталь» 6, 9 и 11 июля. Пуск торпед подводной лодкой не остался незамеченным, сторожевые катера противника отогнали субмарину, сбросив на безопасном удалении 9 глубинных бомб.

    В пятом боевом походе «М-201» сумела добиться подтвержденного результата атаки. С вечера 17 августа подводная лодка в рамках операции «РВ-7» патрулировала сектор № 4 (мыс Блюдскютудде – мыс Маккаур). В ночь на 19 августа в районе мыса Харбакен субмарина обнаружила конвой противника, следующий в восточном направлении. Две торпеды, выпущенные из-за сильного тумана по акустическим пеленгам, разорвали борт сторожевика «V 6112» («Friese») из состава 61-й флотилии СКР, (переоборудован из рыболовного траулера «Брандман», 452 брт). Корабль затонул, потеряв 29 членов экипажа. Противник не контратакова, хотя на подлодке зафиксировали 9 взрывов глубинных бомб. «М-201» продолжила патрулирование, но после ряда поломок приборов и механизмов произошедших 22-23 августа вернулась в базу. На этом ее участие в боевых действиях завершились.

 

Общий результат:

Spoiler

5 боевых походов.

17.01.1944 – 21.01.1944
22.02.1944 – 03.03.1944
17.05.1944 – 27.05.1944
12.06.1944 – 20.06.1944
16.08.1944 – 24.08.1944

4 торпедные атаки. Потоплен 1 сторожевой корабль.

 

 

Судьба:

   Вскоре конечной точкой немецких коммуникаций стал Тормсё, который находился в зоне оперативной ответственности Великобритании. С ноября 1944 года выход подводных лодок СФ на позиции практически прекратился.

    13 апреля 1945 года субмарина перечислена в состав Краснознаменного Балтийского флота. 28 апреля «М-201» начала подготовку к перебазированию на Балтику. 22 июня субмарина поставлена на транспортер и 8 июля по железной дороге доставлена в Ленинград. В этот же день она была включена в состав 5-го дивизиона ПЛ КБФ.

    29 декабря 1955 года «М-201» исключена из состава ВМФ, сдана на разборку и в 1956 году разобрана в Таллине.

 

Немного фото:

7fc51b9736e6968e9fa2e63df716117d.jpg c80774ca96807e2790578a56b71ee131.jpeg012a0f40f6bb832c13f153d46322d218.jpg

Часть экипажа М-201

6f0cbee9679d8e69a83ec70cf7319556.jpg

 

Источники:

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
324 публикации
1 бой

Оформлено очень хорошо, не приедается.

Но хотелось бы, чтобы вы не "копипастили", а отредактировали и уменьшили информацию без потери смысла.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
83
Старший альфа-тестер
779 публикаций
2 934 боя

Замечательная тема. Судя по звездам на фото, это советская подводная лодка?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 018 публикаций

Замечательная тема. Судя по звездам на фото, это советская подводная лодка?

Ну вообще то да, проект "малютка".

Вы бы не ленились, открыли споилер да прочитали, автор то старался ;))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
23 публикации
7 боёв

Извените , вопрос может глупый , но никто не подскажет с какой серии о шумоизоляции начали задумываться ? 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
45 публикаций
222 боя

Всё замечательно. Очень интересно читать. Плюсую за труд :medal:.Удачи тебе в следующих темах!!

 

Ох забыл плюсы кончились завтра поставлю.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
252 публикации
4 763 боя

Замечательный агрегат, а тоже не успел принять участие в активных боевых действиях.

Автору спасибо и +.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
58 публикаций
48 боёв

Спасибо автору за эту информацию, за то что он потратил время для того чтобы мы смогли прочитать эту замечательную статью!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×