Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Jluca

"Юминда". Трагедия Финского залива

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

12 256
Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер
8 400 публикаций
1 232 боя

Всем привет!

 

О событиях того времени нам рассказывает большое количество различной литературы. Об итогах идут бесконечные споры и поиски достоверной информации.

Предлагаю обменяться и поделиться знаниями, данными и мнениями по событиям лета 1941 года в Финском заливе.

 

Итак....

 

До полуночи оставалось еще несколько минут. Заканчивался последний мирный день 21 июня 1941 года. Немецкие минные заградители ставили мины в Финском заливе, надеясь, что им удастся запереть советские корабли в базах. Морская война на Балтике началась.

 

Первыми боевыми операциями на всех морских фронтах стали постановки оборонительных минных заграждений. Но немцы и финны на Балтике опередили нас. Противник активизировал постановку мин в устье Финского залива, в его средней части, в Ирбенском проливе и в проливе Соэла-вейн, чтобы помешать развертыванию сил БФ. Их постановка мин началась в 23-30 21 июня. В течение трех первых дней войны противник создал минную угрозу у выходов из баз и на основных морских сообщениях БФ, израсходовав в общей сложности 1060 якорных ударных и около 160 донных неконтактных мин. В последующем противник усиливал выставленные заграждения, особенно к северу от мыса Юминда
Наличие у противника базировавшихся на германские базы южного побережья Балтийского моря достаточно крупных надводных сил, которые могли появиться перед входом в Финский залив, заставляло высшее морское командование и командование Балтийского флота торопиться с постановкой собственных оборонительных минных заграждений, предусмотренных планом операций начального периода войны. 22 июня командующий Балтийским флотом приказал: командующему эскадрой конр-адмиралу Д.Д. Вдовиченко поставить минное заграждение в устье Финского залива, а командиру Отряда легких сил вице-адмиралу В.П. Дрозд поставить минное заграждение в Ирбенском проливе. Постановку мин в Ирбенском проливе командир OЛCa должен был начать по готовности, имея с запада в дозоре подводную лодку С-7. Кроме того, командиру Отряда легких сил было приказано к 24 часам выслать крейсер «Максим Горький» с одним дивизионом эскадренных миноносцев в устье Финского залива для прикрытия отряда кораблей-заградителей, производивших Центральную минную постановку между островом Осмуссаар и полуостровом Ханко.

 

Центральная минная постановка в устье Финского залива
Центральную минную позицию в устье Финского залива выставляли согласно предвоенному плану минных постановок БФ между полуостровом Ханко и островом Осмуссаар из трех минных линий протяженностью 24 мили. Первые две линии минного заграждения ставились против линейных кораблей, крейсеров и эскадренных миноносцев. Каждая линия должна была состоять из двух рядов мин и одного ряда минных защитников. Третья линия заграждения предназначалась против подводных лодок! Эту линию предполагалось поставить в два ряда, каждый в три яруса. Фланги минного заграждения прикрывались огнем батарей береговой артиллерии Ханко и Осмуссаар. То есть на входе в Финский залив предполагалось вести морские бои на минно-артиллерийской позиции (что в основном и отрабатывалось на предвоенных учениях Балтийского флота). К сожалению, эти усилия против противника были напрасны, а для своих подводных лодок и других кораблей выход из Финского залива стал чрезвычайно опасным

 

 

 

 

 

 

 

Советский флот был разделен не связанными друг с другом театрами военных действий: Балтийский, Черноморский, Северный и Дальневосточный.  Быстро усилить в случае необходимости один флот за счет другого было не возможно.

На 22 июня 1942 года Советский военно-морской флот включал в себя:

  • 3 линкора
  • 7 крейсеров
  • 54 эсминца
  • 215 подводных лодок
  • 22 сторожевых корабля
  • 290 торпедных катеров
  • 62 тральщика

Самым сильным являлся Балтийский флот, ядро которого составляли:

  • 2 линкора
  • 2 крейсера
  • 21 эсминец

Первые рейды подводных лодок были безуспешны, несли потери.

К концу августа 1941 войска красной армии практически полностью отступили из Прибалтики. Сопротивление оказывал Таллин. Немцы и их союзники финны всерьез взялись за блокирование Советских морских перевозок. В распоряжении Балтийского флота имелось 2 фарватера: прибрежный и проходящий примерно по середине финского залива. Немцы перегородили залив минным заграждением с кодовым названием «Юминда» из 2 500 мин.

Прорвавшись к берегу залива, немцы взяли фарватеры под обстрел мощных береговых орудий.  Не смотря на все усилия, полностью прекратить перевозки врагу не удалось. Проходы в минных полях прокладывали корабли Балтийского флота – тральщики.

4626c70f5a5d2b5f2587ac6e8c8abda3.png

 

 

Морская дорога действовала. Только раненых с 12 по 28 августа 1941 года было эвакуировано из Таллина 7 000 человек.

В процессе эвакуации возникали большие трудности из-за нехватки медицинского имущества и медперсонала, который к тому же не возвращался вновь в базу после перехода в Ленинград. Первую партию раненых отправили 11 и 12 августа на судах «В. Молотов» и «Аурания», а затем 18 августа еще 890 человек на транспорте  «Сибирь». Правда, не все места на этих судах занимали раненые и больные. Перевозились женщины и дети, в основном семьи офицеров. Так, на «Сибири» находилось, кроме 900 пораженных, 400 гражданских лиц. Безусловно, отправка семей военнослужащих в Ленинград самым благоприятным образом сказалась на морально-психологическом состоянии офицеров. Однако в Таллине на 23 августа оставалось еще более 5500 раненых.

8f438d496fa6f4bf18c797f36c3a87f2.png

{32} судно идентифицировать не удалось.

 

 

Оборотной стороны перевозок было постепенное выбывание из строя тральщиков. Они подрывались на отдельных не глубоко поставленных минах. Но настоящим бедствием стали неконтактные магнитные мины, от которых не спасала малая осадка. Эти мины срабатывали от магнитного поля корабля.

ec2033cbe168fa719526449bc79e6af2.png

 

Сталин Ворошилову, телеграмма от 26 августа: «Согласен с твоим предложением насчет оставления Таллина и отвода войск на корабли».

 

Для прикрытия минной позиции планировалось западнее основного Центрального минного заграждения поставить восемь отдельных минных линий (мыс Тахкуна — остров Бенгшер) и две линии на его флангах.
Всего в устье Финского залива должно быть поставлено 6378 мин и 1584 минных защитника. Постановка минного заграждения первой очереди по плану должна была быть закончена в первые девять дней войны.
Насколько в результате всего устанавливаемого минного прикрытия предотвращался проход крупных кораблей Кригсмарине по северным шхерным маршрутам до ВМБ Котка и далее к Кронштадту в открытой печати не освещается. Хотя при планировании Таллинского перехода этот северный маршрут свободный от мин был запрещен Ворошиловым как опасный от крупных немецких кораблей.

 

Приказ об эвакуации Таллина означал, что за один переход следовало переправить в Кронштадт около 150 боевых кораблей и катеров, а так же 75 транспортных и вспомогательных судов. Им предстояло пройти 220 миль через минные поля, залпы артиллерии, атаки торпедных катеров и под ударами с воздуха. Непосредственно в частях этот приказ получили в 11:30–12:00 27 августа. В 21:00 войска, прикрываясь арьергардами и огнем флота, начали отход для посадки на суда, которая началась в 22:30. О ходе самой погрузки эвакуируемых сведения противоречивы, как и ее оценка: от «организована в соответствии с планом» до «проходила стихийно»

 

Как уже отмечалось, минная обстановка на предполагаемом маршруте перехода из Таллина в Кронштадт была сравнительно хорошо известна. По этой причине командование флотом решило все же приступить к протраливанию фарватера через Юминаданинское заграждение противника. При этом имелось всего 26 тральщиков. Планировалось начать переход так, чтобы пройти через Юминду днем, когда подрезанные тралами мины хорошо были видны, но начавшийся шторм спутал все расчеты. Переход начался только в середине дня 28 августа.

На кораблях и транспортных судах находилось свыше 20 000 военнослужащих и около 12 000 гражданских лиц.

К минному заграждению корабли подошли вечером. Флот шел по центральному фарватеру и немецкие батареи стреляли на пределе дальности. После первых всплесков боевые корабли прикрыли транспорты дымовой завесой.

 

Минные заграждения в Финском и Рижском заливах

NBdAuo5.png

 

Плановая и фактическая загрузка судов и кораблей, человек

qYaNcqR.jpg

OzbiaUo.jpg

ECF0c0B.jpg

 

Изменено пользователем Jluca

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
12 256
Альфа-тестер, Коллекционер, Старший альфа-тестер
8 400 публикаций
1 232 боя

Прорыв в темноте через Юминду, при недостатке тральщиков, принес потери как в транспортах, так и в боевых кораблях. Крейсер и эсминцы продолжили свой путь в главную базу флота. Позади оставалось множество медлительных транспортов. Многие из них стали жертвами бомбардировки. Из 75 вышедших из Таллина транспортов: 12 погибло на минах, 19 были уничтожены авиацией.

Несмотря на большие потери, основное ядро удалось сохранить.

 

Схема проводки конвоя 24–25 августа.

aNXEUkE.jpg

 

1 — поврежденный взрывами двух авиабомб транспорт «Эстиранд» отвернул к острову Кери в 14.45; 2 — взрыв мины в трале тральщика № 45 в 15.45; 3 — подсечена мина тралом тральщика «Менжинский» в 15.50; 4 — подсечены две мины тралом тральщика № 46 в 16.10; 5—артиллерийский обстрел конвоя с мыса Юминданина с 16.25до 16.40; 6 — тралами тральщиков «Ударник» и «Менжинский» подсечены три мины с 16.45до 16.50, эсминец «Энгельс» подорвался на мине в 17.05 и взят на буксир ледоколом «Октябрь» в 17.30; 7 — открыт огонь по катерам противника в 17.30; 8 — в тралах всплыли четыре мины и четыре минных защитника в 17.35; 9 — танкер № 11 тяжело поврежден авиабомбами в 18.07; 10 — место гибели танкера № 11 в 19.40; 11 — отбита атака катеров противника с 18.25 по 18.33; 12 — обрублен трал тральщика «Менжинский» с застрявшей миной.

 

 

Схема проводки конвоя 25–26 августа.

Ayck6nn.jpg

Схема проводки конвоя 25–26 августа. 1 — взрывы мины и минного защитника в трале первой пары тральщиков в 8.28, взрывом минного защитника перебит трал второй пары тральщиков в 8.30, подорвался на мине в 9.12 и затону в 9.15 ледокол «Трувор»; 2 — артиллерийский обстрел с мыса Юминданина в 9.30; 3 — перебит трал первой пары тральщиков в 9.46, перебит трал второй пары тральщиков в 9.50, открыт огонь по самолету-разведчику в 10.10; 4 — взрыв мины в трале первой пары тральщиков в 10.54, взрывом иного защитника перебит трал первой пары тральщиков в 10.57, над конвоем пролетели пять советских истребителей; 5 — два самолета противника на курсе конвоя сбросили предположительно мины в 11.40, взрывом минного защитника перебит трал второй пары тральщиков в 11.45; 6 — взрывом мины перебит трал первой пары тральщиков в 12.22, взрывом мины перебит трал второй пары тральщиков в 12.30, взрыв мины в трале первой пары тральщиков при его уборке в 12.36; 7 — поврежден двумя авиабомбами транспорт «Даугава» в 12. 45; 8 — огонь по самолетам противника в 14.30 и 15.10; 9 — расстреляна плавающая мина в 15.37; 10 — в 15.45 южнее прошли тральщики Т-203 и «Вистуро»; 11 — вторично поврежден авиабомбами транспорт «Даугава» в 16.05; 12 — транспорт «Даугава» взят на буксир тральщиками первой пары в 17.57; 13 — разошлись с конвоем из Кронштадта в 18.10; 14 — огонь по самолету противника

 

 

Схема проводки конвоя № 1 28–29 августа.

uqm31VX.jpg

 

1 — взрывом мины перебит трал первой пары тральщиков в 13.09 28 августа; 2 — эсминец «Свирепый» якобы обнаружил подлодку противника в 18.30; 3 — транспорт «Эма» погиб от подрыва на мине в 18.08; 4 — германской авиацией потоплен ледокол «Вольдемарс» в 18.30 и поврежден авиабомбой транспорт «Вирония» в 18.30; 5 — взрывами трех мин повреждены тралы первой пары тральщиков в 17.53 и 17.58, поврежден взрывом мины трал третьей пары тральщиков в 18.07; 6 — артиллерийский обстрел с мыса Юминданина в 19.20; 7 — подорвался на мине в 19.40 тральщик «Краб» и через пять минут затонул, тралом тральщика «Ляпидевский» подсечена мина в 19.55; 8 — артиллерийский обстрел с мыса Юминданина а в 20.12, а в 20.20 южнее обгоняют корабли отряда главных сил; 9 — подорвался на мине и затонул в 22.05 тральщик «Барометр»; 10 — район ночной стоянки кораблей и судов I конвоя; 11 — взрыв мины в трале тральщика «Буек» в 6.31 29 августа; 12 — подсечена мина тралом тральщика «Дзержинский» в 6.45; 13 — поврежден взрывом авиабомб транспорт «Казахстан» в 7.15; 14 — поврежден взрывом авиабомб транспорт «Папанин» в 9.40; 15 — район гибели транспорта «Ярвамаа» около 17 часов; уклоняясь от атаки бомбардировщика на тральщике «Ляпидевский» в 13.18 обрубили трал.

 

Схема проводки конвоя № 3 28–29 августа.

PAtPynl.jpg

1 — взрыв мины в трале второй пары тральщиков в 21.43 28 августа; 2 — взрывы мин в тралах первой пары тральщиков в 21.48, второй — в 21.54, около 23.00 взрывом мины поврежден транспорт «Луга»;3 — в 21.58 в трале первой пары тральщиков взорвались две мины, трал обрублен; 4 — взрыв мины в трале второй пары тральщиков в 22.10, а в 22.30 трал зацепился за мачты затонувшего судна и обрублен; 5 — район ночной стоянки кораблей и судов III конвоя; 6 —подрыв судна на мине в 6.51 29августа; 7 — в 1.4З подорвался на мине и в 8.16 затонул сторожевой корабль «Снег»; 8 — подсечена мина тралом тральщика «Осетер» в 7.00 и в 7.04 трал перебит взрывом мины; 9 — подсечены две мины тралом тральщика «Шуя» в 7.25; 10 — подсечена мина тралом тральщика «Шуя», в 8.39 и 8.41 подорвались на минах и затонули два судна; 11 — в 9.06 подорвался на мине и через полторы минуты затонул транспорт «Балхаш»; 12 — подсечена мина тралом тральщика «Осетер» в 9.00; 13 — авиабомбами потоплен транспорт «Тобол», шедший на помощь транспорту «Казахстан»; 14 — в 13.05 потоплен авиабомбами транспорт «Аусма»; 15 — поврежденный авиабомбами транспорт «Люцерн» выбросился на южную оконечность острова Гогланд; 16 — в 18.27 потоплен авиабомбами танкер № 12; 17 — место гибели транспорта «Скрунда» 30 августа.

 

Схема проводки отряда прикрытия 28–29 августа.

Y32aAP0.jpg

1 — отражение атаки германских торпедных катеров с 19.42 до 19.48 28августа; 2 — взрывом двух мин поврежден левый полутрал тральщика Т-210 в 19.33 и в 19.38 Т-203 вытралил мину; 3 — Т-203 вытралил мину в 19.48; 4 — в 19.51 Т-210 правым полутралом подсек мину и захватил брошенный трал Шульца с двумя минами — тралящая часть обрублена, в 19.56 тральщик Т-203 вытралил мину, в 19.58 взрывом мины отрывает трал тральщика Т-215; 5 — Т-203 вытралил мину в 20.05; 6 — взрыв мины в параваном охранителе эсминца «Славный»; 7 — Т-203 вытралил две мины в 20.14; 8 — Т-203 вытралил мину в 20.28; 9 — Т-218 подсек мину в 20.31; 10 — Т-203 вытралил мину; 11 — в 20.49 у Т-210 взрывом мины оторвало трал, в 20.51 Т-211 подсек мину, в 20.53 Т-218 подсек мину, в 20.57 Т-203 вытралил мину; 12 — в 21.10 открыт огонь по катерам противника; 13 — взрыв мины в трале Т-203 в 21.10; 14 — в 21.13 взрывом мины поврежден трал у Т-211, в 21.18 Т-20З вытралил мину; в 21.35 взрывом мины в параванном охранители поврежден эсминец «Славный»; 15 — Т-203 вытралил мину в 21.39; 16 — в 21.40 взрывом в параванном охранителе поврежден лидер «Минск»; 17 — в 22.30 подорвался на мине эсминец «Скорый» и через несколько минут затонул, в 22.45 лидер «Минск» встал на якорь, в 6.3129 августа в трале Т-210 взорвались две мины, в 6.40 корабли отряда прикрытия снялись с якоря.

 

Наиболее достоверно складывается следующая картина. По данным А. Платонова, из Таллина в рамках операции флота вышло 150 боевых кораблей и катеров, а также 75 вспомогательных судов. Кроме этого вместе с силами флота находилось неустановленное количество малотоннажных гражданских судов и различных плавсредств. Последние никакому учету не поддаются. До Кронштадта дошли крейсер (100%), два лидера (100%), пять эсминцев из десяти (50%), шесть сторожевых кораблей из девяти (66%), девять подводных лодок из одиннадцати (82%), две канонерские лодки из трех (66%), десять базовых тральщиков (100% ), шестнадцать тихоходных тральщиков из восемнадцати (89%), три электромагнитных тральщика (100%), двадцать шесть катерных тральщиков (100%), тринадцать торпедных катеров из четырнадцати (93%), двадцать три катера МО из двадцати пяти (92%), три сетевых заградителя (100%) и 32 судна из 75 (43%). При этом из принятых на борт кораблей и судов 27 800 человек погибло около 11000 человек, в том числе немногим более 3000 — гражданские лица. Это не считая моряков из составов экипажей погибших кораблей и судов (На переходе погибло около 15 000 человек, включая членов экипажей кораблей и судов). Учитывая временные рамки перехода, то есть самого события, это огромные потери. Существуют такое понятие, как «степень поражения», так вот потеря более 50% транспортов в конвое характеризуется как его разгром. Наверное, это и есть общий итог Таллинского перехода.

События, произошедшие в последние дни августа 1941 г. в Финском заливе, можно отнести к самым трагичным не только в Великой Отечественной войне на море, но и вообще в истории отечественного Военно-морского флота. Даже с Цусимой сравнивать сложно: там все-таки погибал личный состав боевых кораблей, а здесь — в основном эвакуируемые, доверившие свои жизни военным морякам.

 

Буквально через несколько дней последовал сентябрьский штурм Ленинграда немцами. В его отражении участвовало 130 корабельное орудие калибром крупнее 100 мм. Из них треть принадлежала кораблям, прорвавшимся из Таллина.

Но 1941 г. стал для Балтийского моря годом тяжелых потерь:

  • Из 21 эсминца погибло 17
  • Из 65 лодок погибло 25
  • Из 17 базовых тральщиков – 10

 

Источники:

Великая Война. 13 Серия. Война На Море.

А.В. Платонов "Трагедии Финского залива"

http://www.bgudkov.ru/?page_id=6760

http://www.telenir.net

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
50
[KM]
Альфа-тестер
164 публикации
2 боя

Извините, а аудиоверсия когда выйдет? А то как то многовато букв.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
22 публикации
809 боёв

Как всегда интересно изложено. Обязательно продолжать :popcorn:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
50
[KM]
Альфа-тестер
164 публикации
2 боя

Тема безоговорочно переезжает в основной раздел (Библиотека).

 

:great:


То есть Вы считаете что тема доработана? Или это такой реверанс даме?

 

Тема сама по себе будет намного интереснее если ее доработать и подойти к материалу серьезно. Давайте поможем ТСу сделать хорошую годную тему!

 

2eBHCFy.jpg

JLW9J8b.jpg

4uKYNKr.jpg

XMfMcWK.jpg

rP19yNs.jpg

.

P.S. пока вот ссылка, приду домой подберу еще информации.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
6 508
[NG-F]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
6 602 публикации
14 796 боёв

Согласен. Слишком обобщенно, и как то безлико "крейсер", "два лидера", пять эсминцев" и т.д. Конечно, с одной стороны большинство участников форума знают эти корабли, как и читали указанный источник, тогда - зачем вообще подымать эту тему.

Другое дело что в последнее время появилось большое количество работ, книг и других материалов, которые уточняют описываемые события, а другие - пытаются представить их в ином свете. И с этой точки зрения необходимо расширить и конкретизировать тему. 

Да, и конечно не надо исключать и тех, кто впервые слышит об этом не из предвзятых источников.

Изменено пользователем S_Alex_D

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
289 публикаций
286 боёв

Тема интересная, но источник один, возможно есть гораздо более широкий взгляд,  либо различные версии развития событий.

все равно автору + за старание и историческую справку.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
50
[KM]
Альфа-тестер
164 публикации
2 боя

2 S_Alex_D, Timian01. Вы бы лучше помогли!

 

Дополняем таблицами и схемами:

Spoiler

Минные заграждения в Финском и Рижском заливах
NBdAuo5.png
.
.
Плановая и фактическая загрузка судов и кораблей, человек
qYaNcqR.jpg
OzbiaUo.jpg
ECF0c0B.jpg
.
.
.
aNXEUkE.jpg
Схеме проводки конвоя 24–25 августа. 1 — поврежденный взрывами двух авиабомб транспорт «Эстиранд» отвернул к острову Кери в 14.45; 2 — взрыв мины в трале тральщика № 45 в 15.45; 3 — подсечена мина тралом тральщика «Менжинский» в 15.50; 4 — подсечены две мины тралом тральщика № 46 в 16.10; 5—артиллерийский обстрел конвоя с мыса Юминданина с 16.25до 16.40; 6 — тралами тральщиков «Ударник» и «Менжинский» подсечены три мины с 16.45до 16.50, эсминец «Энгельс» подорвался на мине в 17.05 и взят на буксир ледоколом «Октябрь» в 17.30; 7 — открыт огонь по катерам противника в 17.30; 8 — в тралах всплыли четыре мины и четыре минных защитника в 17.35; 9 — танкер № 11 тяжело поврежден авиабомбами в 18.07; 10 — место гибели танкера № 11 в 19.40; 11 — отбита атака катеров противника с 18.25 по 18.33; 12 — обрублен трал тральщика «Менжинский» с застрявшей миной
.
.
Ayck6nn.jpg
Схема проводки конвоя 25–26 августа. 1 — взрывы мины и минного защитника в трале первой пары тральщиков в 8.28, взрывом минного защитника перебит трал второй пары тральщиков в 8.30, подорвался на мине в 9.12 и затону в 9.15 ледокол «Трувор»; 2 — артиллерийский обстрел с мыса Юминданина в 9.30; 3 — перебит трал первой пары тральщиков в 9.46, перебит трал второй пары тральщиков в 9.50, открыт огонь по самолету-разведчику в 10.10; 4 — взрыв мины в трале первой пары тральщиков в 10.54, взрывом иного защитника перебит трал первой пары тральщиков в 10.57, над конвоем пролетели пять советских истребителей; 5 — два самолета противника на курсе конвоя сбросили предположительно мины в 11.40, взрывом минного защитника перебит трал второй пары тральщиков в 11.45; 6 — взрывом мины перебит трал первой пары тральщиков в 12.22, взрывом мины перебит трал второй пары тральщиков в 12.30, взрыв мины в трале первой пары тральщиков при его уборке в 12.36; 7 — поврежден двумя авиабомбами транспорт «Даугава» в 12. 45; 8 — огонь по самолетам противника в 14.30 и 15.10; 9 — расстреляна плавающая мина в 15.37; 10 — в 15.45 южнее прошли тральщики Т-203 и «Вистуро»; 11 — вторично поврежден авиабомбами транспорт «Даугава» в 16.05; 12 — транспорт «Даугава» взят на буксир тральщиками первой пары в 17.57; 13 — разошлись с конвоем из Кронштадта в 18.10; 14 — огонь по самолету противника
.
.
uqm31VX.jpg
Схема проводки конвоя № 1 28–29 августа. 1 — взрывом мины перебит трал первой пары тральщиков в 13.09 28 августа; 2 — эсминец «Свирепый» якобы обнаружил подлодку противника в 18.30; 3 — транспорт «Эма» погиб от подрыва на мине в 18.08; 4 — германской авиацией потоплен ледокол «Вольдемарс» в 18.30 и поврежден авиабомбой транспорт «Вирония» в 18.30; 5 — взрывами трех мин повреждены тралы первой пары тральщиков в 17.53 и 17.58, поврежден взрывом мины трал третьей пары тральщиков в 18.07; 6 — артиллерийский обстрел с мыса Юминданина в 19.20; 7 — подорвался на мине в 19.40 тральщик «Краб» и через пять минут затонул, тралом тральщика «Ляпидевский» подсечена мина в 19.55; 8 — артиллерийский обстрел с мыса Юминданина а в 20.12, а в 20.20 южнее обгоняют корабли отряда главных сил; 9 — подорвался на мине и затонул в 22.05 тральщик «Барометр»; 10 — район ночной стоянки кораблей и судов I конвоя; 11 — взрыв мины в трале тральщика «Буек» в 6.31 29 августа; 12 — подсечена мина тралом тральщика «Дзержинский» в 6.45; 13 — поврежден взрывом авиабомб транспорт «Казахстан» в 7.15; 14 — поврежден взрывом авиабомб транспорт «Папанин» в 9.40; 15 — район гибели транспорта «Ярвамаа» около 17 часов; уклоняясь от атаки бомбардировщика на тральщике «Ляпидевский» в 13.18 обрубили трал
.
.
PAtPynl.jpg
Схема проводки конвоя № 3 28–29 августа. 1 — взрыв мины в трале второй пары тральщиков в 21.43 28 августа; 2 — взрывы мин в тралах первой пары тральщиков в 21.48, второй — в 21.54, около 23.00 взрывом мины поврежден транспорт «Луга»;3 — в 21.58 в трале первой пары тральщиков взорвались две мины, трал обрублен; 4 — взрыв мины в трале второй пары тральщиков в 22.10, а в 22.30 трал зацепился за мачты затонувшего судна и обрублен; 5 — район ночной стоянки кораблей и судов III конвоя; 6 —подрыв судна на мине в 6.51 29августа; 7 — в 1.4З подорвался на мине и в 8.16 затонул сторожевой корабль «Снег»; 8 — подсечена мина тралом тральщика «Осетер» в 7.00 и в 7.04 трал перебит взрывом мины; 9 — подсечены две мины тралом тральщика «Шуя» в 7.25; 10 — подсечена мина тралом тральщика «Шуя», в 8.39 и 8.41 подорвались на минах и затонули два судна; 11 — в 9.06 подорвался на мине и через полторы минуты затонул транспорт «Балхаш»; 12 — подсечена мина тралом тральщика «Осетер» в 9.00; 13 — авиабомбами потоплен транспорт «Тобол», шедший на помощь транспорту «Казахстан»; 14 — в 13.05 потоплен авиабомбами транспорт «Аусма»; 15 — поврежденный авиабомбами транспорт «Люцерн» выбросился на южную оконечность острова Гогланд; 16 — в 18.27 потоплен авиабомбами танкер № 12; 17 — место гибели транспорта «Скрунда» 30 августа
.
.
Y32aAP0.jpg
Схема проводки отряда прикрытия 28–29 августа. 1 — отражение атаки германских торпедных катеров с 19.42 до 19.48 28августа; 2 — взрывом двух мин поврежден левый полутрал тральщика Т-210 в 19.33 и в 19.38 Т-203 вытралил мину; 3 — Т-203 вытралил мину в 19.48; 4 — в 19.51 Т-210 правым полутралом подсек мину и захватил брошенный трал Шульца с двумя минами — тралящая часть обрублена, в 19.56 тральщик Т-203 вытралил мину, в 19.58 взрывом мины отрывает трал тральщика Т-215; 5 — Т-203 вытралил мину в 20.05; 6 — взрыв мины в параваном охранителе эсминца «Славный»; 7 — Т-203 вытралил две мины в 20.14; 8 — Т-203 вытралил мину в 20.28; 9 — Т-218 подсек мину в 20.31; 10 — Т-203 вытралил мину; 11 — в 20.49 у Т-210 взрывом мины оторвало трал, в 20.51 Т-211 подсек мину, в 20.53 Т-218 подсек мину, в 20.57 Т-203 вытралил мину; 12 — в 21.10 открыт огонь по катерам противника; 13 — взрыв мины в трале Т-203 в 21.10; 14 — в 21.13 взрывом мины поврежден трал у Т-211, в 21.18 Т-20З вытралил мину; в 21.35 взрывом мины в параванном охранители поврежден эсминец «Славный»; 15 — Т-203 вытралил мину в 21.39; 16 — в 21.40 взрывом в параванном охранителе поврежден лидер «Минск»; 17 — в 22.30 подорвался на мине эсминец «Скорый» и через несколько минут затонул, в 22.45 лидер «Минск» встал на якорь, в 6.3129 августа в трале Т-210 взорвались две мины, в 6.40 корабли отряда прикрытия снялись с якоря

.

взято тут:

.

Так же данная тема затронута уже на данном форуме. Смотреть тут: клац клац

 

Так же много инфы можно почерпнуть тут: клац клац

 

 

Фотография с Финского минного заградителя:

Spoiler


G6i2P3q.jpg

.

.

 

Не пишите несколько сообщений подряд: используйте в сообщении функцию "Изменить".
D_V

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
289 публикаций
286 боёв

Вписываюсь!:honoring:

Дополняем текстом:

Первыми боевыми операциями на всех морских фронтах стали постановки оборонительных минных заграждений. Но немцы и финны на Балтике опередили нас. Противник активизировал постановку мин в устье Финского залива, в его средней части, в Ирбенском проливе и в проливе Соэла-вейн, чтобы помешать развертыванию сил БФ. Их постановка мин началась в 23-30 21 июня. В течение трех первых дней войны противник создал минную угрозу у выходов из баз и на основных морских сообщениях БФ, израсходовав в общей сложности 1060 якорных ударных и около 160 донных неконтактных мин. В последующем противник усиливал выставленные заграждения, особенно к северу от мыса Юминда (восточнее Таллина, см. Приложение 6. Финский залив).
Наличие у противника базировавшихся на германские базы южного побережья Балтийского моря достаточно крупных надводных сил, которые могли появиться перед входом в Финский залив, заставляло высшее морское командование и командование Балтийского флота торопиться с постановкой собственных оборонительных минных заграждений, предусмотренных планом операций начального периода войны. 22 июня командующий Балтийским флотом приказал: командующему эскадрой конр-адмиралу Д.Д. Вдовиченко поставить минное заграждение в устье Финского залива, а командиру Отряда легких сил вице-адмиралу В.П. Дрозд поставить минное заграждение в Ирбенском проливе. Постановку мин в Ирбенском проливе командир OЛCa должен был начать по готовности, имея с запада в дозоре подводную лодку С-7. Кроме того, командиру Отряда легких сил было приказано к 24 часам выслать крейсер «Максим Горький» с одним дивизионом эскадренных миноносцев в устье Финского залива для прикрытия отряда кораблей-заградителей, производивших Центральную минную постановку между островом Осмуссаар и полуостровом Ханко.
 Центральная минная постановка в устье Финского залива
Центральную минную позицию в устье Финского залива выставляли согласно предвоенному плану минных постановок БФ между полуостровом Ханко и островом Осмуссаар из трех минных линий протяженностью 24 мили. Первые две линии минного заграждения ставились против линейных кораблей, крейсеров и эскадренных миноносцев. Каждая линия должна была состоять из двух рядов мин и одного ряда минных защитников. Третья линия заграждения предназначалась против подводных лодок! Эту линию предполагалось поставить в два ряда, каждый в три яруса. Фланги минного заграждения прикрывались огнем батарей береговой артиллерии Ханко и Осмуссаар. То есть на входе в Финский залив предполагалось вести морские бои на минно-артиллерийской позиции (что в основном и отрабатывалось на предвоенных учениях Балтийского флота). К сожалению, эти усилия против противника были напрасны, а для своих подводных лодок и других кораблей выход из Финского залива стал чрезвычайно опасным.

Maksim.bmp

 

Для прикрытия минной позиции планировалось западнее основного Центрального минного заграждения поставить восемь отдельных минных линий (мыс Тахкуна — остров Бенгшер) и две линии на его флангах.
Всего в устье Финского залива должно быть поставлено 6378 мин и 1584 минных защитника. Постановка минного заграждения первой очереди по плану должна была быть закончена в первые девять дней войны.
Насколько в результате всего устанавливаемого минного прикрытия предотвращался проход крупных кораблей Кригсмарине по северным шхерным маршрутам до ВМБ Котка и далее к Кронштадту в открытой печати не освещается. Хотя при планировании Таллинского перехода этот северный маршрут свободный от мин был запрещен Ворошиловым как опасный от крупных немецких кораблей.
Однако продолжим изложение событий начавшейся минной эпопеи.
Ночное маневрирование неизвестных кораблей и судов, обнаруженных в ночь на 22 июня в районе острова Найссаар и на линии Бенгтшер — Тахкуна, могло служить признаком постановки противником минных заграждений на подходах к Таллину и в устье Финского залива. Поэтому, прежде чем начать постановку позиционных минных заграждений на линии Ханко — Осмуссаар, следовало бы произвести контрольное траление на намеченном пути перехода кораблей — постановщиков мин, а также в районе предстоящего маневрирования отряда прикрытия, поскольку именно в этом районе наш самолет-разведчик в 03-30 22 июня обнаружил вражеские корабли, шедшие малым ходом и, следовательно, по всей вероятности, ставившие мины. Но этого сделано не было. Не хватало готовых тральных сил. Хотя дозорный тральщик «Т-216» 22.06. в месте будущего маневрирования отряда прикрытия обнаружил мину и донес об этом в штаб флота. В тот же день с немецкими минами столкнулся эсминец «Смелый», выйдя в 16-00 22 июня из Таллина в Ханко для эскортирования в Таллин турбоэлектрохода «Иосиф Сталин» с эвакуируемыми семьями военнослужащих. На обратном пути в Таллинв в 20-20 эсминец захватил параваном мину, взорвавшуюся в 15–20 м от борта. Корабль был выведен из строя на 10 суток. Однако это не было учтено для планируемой минной обстановки, для которой в этот же день 22 июня 1941 г. в Главной базе — Таллине — был сформирован отряд кораблей минной постановки под флагом командующего эскадрой БФ контр-адмирала Д.Д. Вдовиченко. В его состав вошли минные заградители «Марти» и «Урал»

Marti.bmp

 

Ural2.bmp

лидеры «Минск» (флаг командующего эскадрой) и «Ленинград», эсминцы «Артем», «Володарский» и «Карл Маркс».
23 июня в 01-10 отряд вышел из Таллина. В дозоре в трех милях впереди этого ОБК минной постановки шел эскадренный миноносец «Суровый», в непосредственном охранении находились несколько катеров МОБТЩ«Шкив», «Штаг», «Крамбол», которые шли впереди минзагов в строю уступа с паравантралами. В прикрытии с воздуха находились четыре самолета МБР-2. Участвовавшие в минной постановке три эсминца на переходе шли в строю кильватерной колонны в охранении минных заградителей на их траверзе, не прикрываясь тралами базовых тральщиков, но это им сошло благополучно, поскольку на всем пути отряда минных заграждений противника не было. Отряд совершил переход из Таллина к месту минной постановки в течение шести часов.
Постановка первого этапа минного заграждения была закончена в 07-42 23 июня, после чего все корабли, за исключением лидеров, вернулись в базу. Оба лидера по окончании минной постановки по распоряжению командующего БФ пошли на соединение с крейсером «Максим Горький», подорвавшимся на мине.
А дело обстояло так. Для прикрытия отрада заграждения от ударов крупных кораблей противника со стороны моря в 17-57 22 июня из Усть-Двинска вышел ОБК прикрытия под командованием начальника штаба OЛCa капитана 2 ранга И.Г. Святова в составе крейсера «Максим Горький» и эсминцев «Гневный», «Гордый» и «Стерегущий». Отряд должен был маневрировать западнее района постановки мин и не допустить атаки сил противника по кораблям, ставившим мины. Прикрытие создано из-за того, что якобы обнаружены воздушной разведкой (или по другой версии постами наблюдения ВМБ «Ханко») в районе банки Олег в 05-05 22 июня линейный крейсер противника, эскадренные миноносцы и другие корабли. Предполагалось, что противник укрылся в шхерах и находился в ожидании для срыва минных постановок. Маршрут в проливе Муху-Вейн, соединяющем Рижский и Финский заливы, к началу войны не был углублен, вследствие чего крейсер «Максим Горький» для перехода в устье Финского залива должен был вынужден идти более длинным путем через Ирбенский пролив 180 миль. Если бы отряд прикрытия прошел через Муху-Вейн, он оказался бы восточнее только, что поставленного немецкого минного заграждения и мог избежать встречи с минами.
Отряд прикрытия вошел в назначенный ему район маневрирования и около 03-20 23 июня в 25 милях севернее маяка Кыпу (Дагерот) лег курсом на север. Головным был эсминец «Гневный», шедший в 8 каб. впереди «Максима Горького», «Гордый» и «Стерегущий» держались в охранении крейсера на курсовых углах 60° с левого и правого бортов в 3–5 каб. Идя со скоростью 22 узлов, корабли, быстро приближались к району минного заграждения, поставленного немцами, и вскоре начали пересекать его. В 03-40 в 16–18 милях к северо-западу от маяка Тахкуна в параване «Гневного» близко от борта взорвалась мина. Силой взрыва корабль подбросило так, что шлюпка правого борта перелетела через прожекторную площадку и упала на первый торпедный аппарат. Носовая часть корабля до 44-го шпангоута вместе с первым 130-мм орудием была оторвана и мгновенно затонула. Вода хлынула в трещину в переборке 44-го шпангоута и стала заливать кубрики и погреба боезапаса. В носовое котельное отделение вода поступала через пробоину в борту. Турбины и турбодинамо остановились, погас свет, корабль лишился хода. В кормовой части образовались гофры и трещины в обшивке. 20 человек были убиты и 23 — ранены, командир корабля капитан 2 ранга М.Т. Устинов тяжело контужен. Но остался на командном пункте (см. пункт7.2.9. ). На крейсере, шедшем в кильватер «Гневному», тотчас после подрыва его на мине дали машинам «полный назад», через минуту пошли вперед и в 03-45 легли курсом на юг. По сигналу с флагмана для оказания помощи «Гневному» был направлен «Гордый», а «Стерегущий» занял место в охранении крейсера. Выходя в голову флагмана, эсминец в 03-46 подсек параваном мину, прошедшую вплотную к его корме. Отойдя на пять миль к югу, на крейсере решили повернуть на восток, не подозревая, что этот курс вел прямо в середину минного заграждения, протянувшегося на 18 миль поперек входа в Финский залив. Обнаружив на левом траверзе перископ (скорее всего, это была ошибка, вряд ли немцы послали бы свою лодку маневрировать на своем же минном заграждении), крейсер несколько минут шел переменными курсами, а «Стерегущий» сбрасывал глубинные бомбы. В 04-15 корабли снова легли на курс 90° (на восток).
В этот момент поступило донесение с «Гордого» о тяжелом положении «Гневного». Предполагаемое наличие подводных лодок противника побудило командира отряда послать по УКВ командиру «Гордого» приказание принять на борт экипаж «Гневного» и потопить поврежденный эсминец.
Несмотря на всю неожиданность взрыва, экипаж «Гневного» не проявил ни малейшей растерянности и мужественно, и умело повел борьбу за непотопляемость корабля. Через 10–12 минут после взрыва мины были заведены пластыри, и поступление воды приостановлено. Корабль принял устойчивое положение с небольшим креном на левый борт, и уже готовились поднять пары в котле № 3. Но вскоре пришло приказание командира отряда об оставлении корабля, и его личный состав начал переходить на стоявший у борта «Гордый». Тем временем «Максим Горький», пересекая линию минного заграждения, незаметно захватил левой тралящей частью паравана мину и тогда же повернул на курс 120°, при этом левый параван на циркуляции приблизился к борту, и в 04-21 крейсер подорвался на мине в точке с координатами 59°20′ с.ш. и 22°00′ в. д. Центр взрыва пришелся на левый борт около 24-го шпангоута, на высоте 1,5–2 м от киля. Силой взрыва была оторвана носовая оконечность, которая, перевернувшись вверх форштевнем, быстро затонула . Траверзная броневая переборка на 61-м шп. повреждений не получила и сохранила водонепроницаемость. Чтобы устранить дифферент на нос, были затоплены кормовые дифферентные и креновые отсеки, а позже — кормовое подбашенное отделение. Водонепроницаемые переборки на 61-м и 83-м шп. были подкреплены деревянными упорами. Выяснив состояние корабли и машин, командир, боясь разрушений носовой переборки, в 04-31 дал задний ход. Но корабль на заднем ходу не слушался руля, описывая циркуляцию. Командир пошел на риск и дал машинами «малый вперед». Траверсная переборка выдержала, и скорость постепенно увеличили до 8 узлов для перехода к берегу до острова Вормси в пролив Хари-Курк (по эстонски горло Хари – часть пролива Моонзунд (Муху-Вяйн) между островами Вормси и Даго).

HaryKyrk.bmp

 

Во время этого перехода в 04-56 в параване «Стерегущего», который охранял крейсер, примерно в 10 метрах от борта. взорвалась мина. Несмотря на сравнительную близость взрыва, корпус корабля не получил существенных повреждений, но оба паравана были повреждены, а гирокомпас вышел из меридиана. Из личного состава три человека были ранены. На крейсер в проливе Харри-Курк установили пластырь, сооружили фальшнос из дерева и парусины, выгрузили боеприпас 1 и 2 башен главного калибра и 6 боевых зарядных отделений торпед. Затем в охранении ЭМ «Стерегущий», «Артем», «Володарский», спасательного судна, буксира и дивизиона БТЩ своим ходом, развивая скорость до 12 узлов, перешли в Таллин.
Эсминец «Гордый», приняв на борт экипаж «Гневного», около 04-30 отошел от борта поврежденного миноносца и произвел по нему несколько выстрелов из орудий главного калибра. На «Гневном» возник пожар, но корабль остался на плаву. Только значительно позднее с «Гордого» заметили на горизонте, в том месте, где остался «Гневный», большой столб пламени и дыма. Предполагалось, что на «Гневном» взорвались кормовые погреба. По другой версии, он был потоплен спустя двое суток немецкими самолетами. По-видимому, с потоплением эсминца поторопились. Так, торпедированный 27 июня в Рижском заливе «Сторожевой» привели в базу, и в дальнейшем он был восстановлен (см. Минные постановки в Ирбенском проливе и пункт 7.2.22.).
Догоняя ушедшие вперед «Максим Горький» и «Стерегущий», на «Гордом» проложили курс прямо на маяк Тахкуна. В 04-48 в левом параване эсминца примерно в 15 м от борта взорвалась мина, параван оторвало, но повреждения на корабле были незначительны. В 06-03 в правом параване взорвалась мина в 5–6 м от борта. Корабль лишился средств самозащиты от мин. В корпусе было обнаружено много вмятин, механизмы получили повреждения, скорость уменьшилась до 12 узлов.
«Гордый» подошел к пристани Кярдла (юго-восточная часть о. Хийумаа (Даго) и сдал в береговой госпиталь 13 тяжелораненых из экипажа «Гневного». После осмотра повреждений «Гордый» под одним котлом и одной машиной пошел в Таллин, но так как из поврежденных цистерн вытекала нефть, пришлось зайти в Палдиски, откуда эсминец ночью был прибуксирован в Таллин.
Итак, в течение почти 2,5 часов на отряде прикрытия от взрывов мин погиб один эсминец, выведен из строя крейсер, повреждены были и два оставшихся эсминца, причем «Гордый» на три дня был поставлен в док. И только «Стерегущий» отделался легкими повреждениями.
С оперативно-тактической точки зрения отряд прикрытия не выполнил свою задачу, так как он повернул назад в базу за 3,5 часа до того, как была закончена постановка минного заграждения.
На переходе в пролив Хари-Курк сигнальщики «Максима Горького» трижды обнаруживали подводные лодки. Каждый раз корабль выполнял маневр уклонения от возможных атак и открывал огонь из 100-мм и 45-мм орудий. В 08-30 крейсер, сопровождаемый эсминцем «Стерегущий», подошел к юго-восточной оконечности острова Вормси в проливе Хари-Курк для экстренных работ, обеспечивающих дальнейший переход в Таллин, а затем в Кронштадт для восстановительного ремонта (о чем подробно см.пункт 7.2.6. ) .
Между тем Центральные минные постановки продолжались. 25 июня из Таллина вышли «Марти», «Урал», «Ленинград», «Минск», «Карл Маркс», сторожевой корабль «Буря» в сопровождении трех БТЩ, торпедных катеров и малых охотников, с воздуха прикрывали МБР-2. Эсминец «Суровый» под флагом командующего эскадрой шел в дозоре впереди отряда. Корабли продолжили минную линию, выставленную 23 июня.
25 июня, уже после начала постановки минного заграждения, в связи с ограниченным запасом мин в главной базе — Таллине — и трудностью доставки их из тыловых складов флота было решено сократить объем минных постановок в устье Финского залива. По новому плану было принято решение поставить в устье Финского залива 3,5 ряда мин и 2 ряда минных защитников, 2,5 ряда мин против надводных кораблей и один ряд — против подводных лодок.
Минное заграждение в устье Финского залива было поставлено кораблями эскадры и минзагами с 23 по 30 июня. Протяженность всего минного заграждения была более 22 миль, а глубина — 7 миль. Всего на центральной минно-артиллерийской позиции было поставлено 2687 мин и 638 минных защитников.
Минные постановки были проведены без противодействия противника, но почти при каждом выходе кораблей на постановку мин появлялись самолеты-разведчики противника, т.е. скрытность создания минного заграждения не обеспечивалась.
Другие недостатками этого минного заграждения: а) малая плотность заграждения и б) слабая противотральная стойкость — не было поставлено мин против тральщиков. Ограниченный запас мин в главной базе и трудность быстрой доставки их из Кронштадта заставили значительно сократить масштабы постановки оборонительного минного заграждения центральной позиции. В основном это было заграждение против крупных кораблей противника. Линии мин, поставленные против подводных лодок, не служили для последних серьезным препятствием, так как при глубинах до 90 м они могли проникать под заграждением. Правда, сам факт постановки, о которой немцы не могли не знать, предельно ограничил их проникновение в Финский залив со стороны моря. Однако при желании противника это было все же возможно не только для его подводных лодок, но и для надводных кораблей, конечно, при достаточном обеспечении их тральщиками. Против мелкосидящих кораблей и тральщиков мин вообще поставлено не было, а количество минных защитников оказывалось совершенно недостаточным (около 16% от числа поставленных мин). Вряд ли можно признать удовлетворительной плотность заграждения. Вероятность встречи с миной для больших надводных кораблей была около 0,7, а для подводных лодок (в подводном положении) — около 0,24.
Итак, постановка заграждения Центральной минной позиции заняла восемь дней. Важнейшими из причин длительности постановки минного заграждения в июне 1941 г. являлись: наличие только двух больших надводных минных заградителей; недостаточный минный запас, которым располагала Главная база КБФ — Таллин; белые ночи, ограничивавшие продолжительность пребывания минзагов в море (до сбрасывания ими мин).
После окончания войны иногда возникало сомнение в целесообразности постановки заграждения Центральной минно-артиллерийской позиции. Как известно, план «Барбаросса» не предусматривал каких-либо значительных морских операций на Балтике. Не предусматривалось и сколь-нибудь значительное по масштабам использование немецких военно-морских сил на Севере; на Черном море их к тому времени вообще не было. Но все это стало ясным не 22 июня 1941 г., а значительно позже.
Более сомнительной являлась целесообразность выдвижения 23 июня отряда прикрытия.. К тому же вряд ли крейсер «Максим Горький» и три эскадренных миноносца смогли бы сдержать такие силы как. линейный крейсер противника, эскадренные миноносцы и другие корабли, якобы обнаруженные воздушной разведкой (или по другой версии постами наблюдения ВМБ «Ханко») в районе банки Олега в 05-05 22 июня.
Береговая артиллерия и находившаяся в готовности на аэродромах авиация могли служить более надежной гарантией от крупных надводных сил противника, чем крейсер и 3 ЭМ.
Наиболее серьезную угрозу для кораблей, ставящих центральное минное заграждение, представляла авиация противника. С этим нам просто повезло или постановка этого оборонительного минного заграждения подтвердила необходимость реального учета его будущей перспективы, когда при быстром изменении обстановки ваши усилия могут обратиться против поставившей их стороны. Впоследствии так случилось с Центральной и Восточной позициями. Эти заграждения немцы включили в позиционную систему своего противолодочного рубежа. Левофланговые линии минного заграждения Восточной позиции ограничивали возможную ширину полосы движения наших кораблей при подходе к о. Гогланд с запада. Противник учел это и, поставив между 8 и 26 августа минное заграждение «Юминда», еще более сузил полосу, сделав, по существу, весьма рискованным движение советских кораблей и судов в Финском заливе центральным фарватером.

 

Источник:

 

Пытался найти видео - где-то промелькнуло видео немецких хроник по данному событию, как мины ставились, но что-то я упустил его  и больше не могу найти.....:amazed:

 

Дополнительную информацию можно подчеркнуть:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
6 508
[NG-F]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
6 602 публикации
14 796 боёв

Справедливое замечание, B_Skull

Можно конечно и помочь, кто против. Но в этом случае тема превратится или в перечень ссылок на непонятные Интернет-источники (вернее, источники, содержание которых проверить невозможно, как и понять откуда взялось то или иное информационное сообщение), или набор текстового материала где то дополняющего основной, где его повторяющий.

Для системной работы надо автору темы сформировать хотя бы перечень тех вопросов, которые следует (хотелось бы) раскрыть, или помочь раскрыть, и потом уже сообществу совместно решать данную задачу.

Главное не копировать ранее выложенные интернет-статьи, и не переписывать исторические исследования по истории отечественного флота Доценко, Платонова, "Хронику боевых действий советского ВМФ в 1941 году" и т.д. и уже тем более Бунича или Широкорада.

Так что, давайте определим задачу конкретно. Буду рад помочь в любом объеме, без флуда и соплей. С уважением.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×