Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Nuubert

Адмирал Николай Оттович фон Эссен

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
51 публикация
579 боёв

Продолжаю тему о незаслуженно забытых именах Русского Флота.

                                                       Николай Оттович фон Эссен (1860-1915)

2cb507f8562a7f996e8b4d015dfe498d.jpg

   Становление

  11 декабря 1860 года в семье видного государственного деятеля Отто Эссена родился мальчик, названный Николаем. Род Эссенов
около 200 лет верой правдой служил России и дал Русскому флоту 7 георгиевских кавалеров. Не был исключением отец Николая- Отто Васильевич Эссен, не стал исключением и Николай Оттович, в 13 лет он поступил в Морской корпус и закончил его вторым по списку. Имя Эссена было выбито золотыми буквами на мраморной доске почета. С этого времени все мечты и чаяния Николая, вся его жизнь были связаны с морем и флотом.

  Становление морского офицера Эссена пришлось на стык эпох. На смену парусному флоту приходили паровые корабли, вооруженные артиллерией, торпедным и минным оружием.Неузнаваемо менялась вся картина морского сражения.Россия, так же как и другие значимые морские державы, занималась строительством современных на то время кораблей и подготовкой грамотных морских офицеров.

 

 Гардемарин Эссен отправился в двухгодичное плавание на новейшем для того времени броненосном фрегате Русского Императорского флота "Герцог Эдинбургский", который первоначально назывался " Александр Невский",и получил замечательную морскую практику.4a0545b22cb67ccb4ca703fc27eeb83e.jpg

  

 Мичманом прослушал курс лекций на механическом отделе Николаевской Морской академии в 1886 г. Избрав командной специальностью системы вооружения корабля, поступил на учебу в Артиллерийский офицерский класс, который закончил в 1891 г. 

 С 1892 по 1896 год Николай Оттович служил на кораблях Тихоокеанской и Средиземноморской эскадр, пробыв в чине лейтенанта почти 14 лет,  побывал почти во всех северных морях Земного шара. Приобретенный колоссальный опыт очень пригодился Эссену на должности старшего офицера на стальном рангоутном крейсере 1 ранга " Адмирал Корнилов"

900290e47d119281f19ad24391c82eb7.jpg

 

Затем была служба в Средиземноморской эскадре, командиром новейшей канонерской лодки типа "Грозящий", водоизмещением 1500-1700 тонн, а в 1899 году за отличия по службе присвоено звание капитан 2-го ранга. Корабли данного типа имели броневой пояс по ватерлинии от 70 до 127 мм и солидную артиллерию- 229-мм орудие на полубаке и 152-мм на корме, кроме этого по бортам находились шесть 47-мм и две 37-мм пушки и эти лодки являлись по- сути маленькими броненосцами.

С 1902 года - командир новейшего крейсера 2-го ранга "Новик". Приняв корабль на судостроительном заводе в Германии, Н.О.Эссен перевел его в Порт-Артур в состав эскадры Тихого океана. 

aa40cdfe30212afd00aa42895a4c7a65.jpg В это время на судьбу и карьеру Эссена оказало огромное влияние личное знакомство с выдающимся адмиралом, флотоводцем, ученым и кораблестроителем Степаном Осиповичем Макаровым. Эссен, будучи командиром новейшего и самого скоростного в русском флоте миноносного крейсера, поддерживал мнение Макарова об усилении Тихоокеанского флота. Их совместная служба стала для Эссена школой, которую сложно переоценить. По собственным словам Николая Оттовича  " забыть просто невозможно, а пренебрегать просто преступно."

 

 Русско- Японская война.

   С первых дней русско- японской войны крейсер " Новик" под командованием Эссена принимает активное участие в боевых действиях. "Новик" имел основные размерения: длина 110м; ширина - 12,2м ; осадка - 5,03м., но крейсер, имея трёхвинтовый движитель, развивал невиданную в те годы скорость 25 узлов благодаря наличию 12-ти котлов и установке трёх вертикальных машин тройного расширения мощностью 17000 л.с. В экипаже числилось всего 12 офицеров и 316 старшин и матросов, большая половина из которых являлись кочегарами и котельными-машинистами.

  На фоне первых неудач активные и смелые действия " Новика" были особенно заметны.Когда в ночь на 27 января 1904 года японцы внезапно атаковали,капитан 2 ранга фон Эссен первым вывел свой крейсер навстречу врагу.И уже под утро "Новик" дважды контратаковал врага.Проявив героизм и упорство, умело маневрируя под убийственным огнем нескольких японских кораблей, крейсер бесстрашно вел бой, используя всю свою артиллерию. Только после попадания 8-дюймового японского снаряда в среднюю часть левого борта Эссен приказал отходить, но перед этим "Новик" выпустил торпеду, которая прошла совсем близко от японского крейсера "Ивате" ( по другим данным  крейсера " Якумо").
  Когда  «Новик» возвращался в Порт-Артур вся гавань приветствовала героический экипаж крейсера  восторженным «Ура!». За мужество в схватке с многократно превосходящим по численности противником кавторанг был награжден Золотой георгиевской саблей с надписью «За храбрость», а 12 членов экипажа «Новика» получили георгиевские кресты.
    Эссен становится известным человеком. О нем пишут газеты разных стран. С ним здороваются на улице незнакомые люди. Лучшие люди флота стремятся попасть к нему на корабль. В германской прессе, в превосходных тонах описывая его выходы в море, подчеркивали его немецкое происхождение. Вот как высказывался о Николае Оттовиче немецкий адмирал Э. Гопман : "  Чистое круглое лицо, большие умные синевато-серые глаза… Это лицо и глаза из тех, что надолго врезываются в память. Говорят, хрустально бескорыстный, крайне независимый человек».
    Адмирал Макаров считал его своим лучшим командиром. И именно Макаров настоял на назначении Эссена на " Севастополь", считая Николая Оттовича своим единомышленником в стремлении " взять море в свои руки". Уходя на новую должность будущий адмирал так писал о своем крейсере: "Расстаюсь с сожалением с кораблем, на котором я принял боевое крещение и на котором пережил столько разных событий и вынес столько испытаний как в мирное время, так и на войне».
 Став командиром броненосца " Севастополь" Эссен не изменил своих взглядов на действия флота и кораблей, не перестал быть сторонником активных и смелых действия на море. Позднее корабль стал флагманом эскадры, и Николай Оттович также исполнял и должность флаг-капитана при командующем. Но будучи убежденным сторонником активных действий флота, выхода в море для ведения боя с противником, у Эссена возникли разногласия  с контр-адмиралом В.К. Витгефтом, которые привели к замене Эссена на посту флаг-капитана и переносу флагманского адмиральского флага с "Севастополя".

cfc48e69214f7e26979602fd7c0e4729.jpg


   Под командованием Эссена «Севастополь» несколько раз вступал в бой с противником, участвовал в попытке прорыва эскадры из Порт-Артура во Владивосток, дважды подрывался на минах.

  Николай Оттович считал, что кораблям в Порт- Артуре нужно выйти на встречу эскадре Рожественского, однако корабли все больше 
становились частью обороны порт-Артура. Снимали на берег корабельные орудия, перевозили боеприпасы, отряды моряков сходили на берег. Ремонты кораблей происходили под обстрелом японцев. Однако в " Севастополь" попадали редко потому что Эссен менял место стоянки.Но когда 23 ноября японцы заняли гору Высокая и используя корректировщиков огня начали почти безнаказанно расстреливать корабли тихоокеанской эскадры, Эссен, вопреки запрету выходить в море штормовой ночью,протаранил не разведенные боны и перевел «Севастополь» в бухту Белый Волк.

 Николай Оттович намеревался выйти в море,и пополнив запасы угля в нейтральном порту,направиться навстречу эскадре Рожественского. Однако командующий эскадрой контр-адмирал Вирен запретил это делать.Японцы неоднократно атаковали "Севастополь", выпустили по нему около 180 торпед, две из которых попали в цель, а остальные взрывались в противоминных сетях. Отмечая заслуги Эссена, начальник Квантунского укрепрайона генерал-лейтенант А. М. Стессел в приказе от 5 декабря 1904г. указывал: "Гордитесь, славные воины, подвигом броненосца "Севастополь", подвигом командира капитана 1-го ранга Эссена, господ офицеров и команды! Пусть каждый из вас будет с гордостью передавать родине и потомкам, как "Севастополь" один отважился выйти на рейд в ночь на 26 ноября и, будучи атакован подряд пять ночей, со славой геройски отбивал атаки неприятельских миноносцев. Подвиг этот не должен никогда изгладиться из вашей памяти!.. Ура героям броненосца "Севастополь"!

   Позднее был сооружен бон. Тем не менее, в начале декабря было обнаружено, что от близких взрывов броненосец получил многочисленные трещины обшивки и принял 2500 тонн воды. Попадания вражеских снарядов окончательно вывели 
"Севастополь" из строя. Команду броненосца отправили для подкрепления войскам на горе Ляотешань. Оставшиеся на борту 80 человек спасли корабль благодаря энергии и умению Н.О. Эссена. Через несколько дней "Севастополь" открыл огонь по позициям японцев, что явилось для них полной неожиданностью. Корабль еще три недели оставался на внешнем рейде и отражал морские атаки неприятеля. А в ночь на 6 (19) декабря 1904 года Эссен получил распоряжение Вирена выполнить секретный приказ об уничтожении судов в связи с капитуляцией Порт-Артура. 
Так как командир порта запретил взрыв, нарушавший условия капитуляции, пришлось ограничиться затоплением. "Севастополь", единственный из всех кораблей эскадры, стараниями Н.О. Эссена был отбуксирован для затопления на большую глубину." Севастополь"- был единственным кораблём,который японцам не удалось  поднять. Гибель " Севастополя" в день капитуляции Порт-Артура стала для Николая Оттовича величайшим потрясением. В те горькие часы он был готов погибнуть вместе со своим кораблем... Броненосец уже начал погружаться в море, когда группа офицеров вернулась за командиром, не желавшим сойти с мостика. Эссена буквально силой оторвали от поручней и на руках перенесли на буксир.

56d8381d9e365883bfaa11a1dbfe1bc8.jpg

 20 марта 1905 года Н.О. Эссен,не желая оставаться в японском плену, дает подписку о неучастии в войне, и через США возвращается в  Петербург. За участие в русско-японской войне 17 апреля 1905 года он получил орден Св. Георгия 4-й степени. За ним также утвердили чин капитана 1 ранга, полученный перед падением Порт-Артура.

 

  Между двух войн.

  

  В мае того же года Эссена назначали командиром 20-го флотского экипажа. А уже летом, выступая на лекции, Николай Оттович критикует положение дел на флоте и высказывает свое мнение о том, что необходимо готовить флот к активным действиям. Теперь слова о том, что флот создается для войны будут часто звучать из уст будущего адмирала. А пока капитана 1-го ранга Эссена приглашают для беседы с морским министром вице-адмиралом  А.А. Бирилевым, а 10 июля Николая Оттовича назначают заведующим Стратегической частью военно-морского ученого отдела Главного Морского штаба, оставив командиром экипажа. 

Став начальником Стратегической части Главного морского штаба, Эссен организует работу по изучению минувшей войны, анализу публикаций военных специалистов всего мира. Наблюдая за трудами своих офицеров, Николай Оттович требует от них плодотворных идей по предотвращению подобной трагедии в будущем. Первым важным шагом по реформированию морского ведомства стал разработанный А.В. Колчаком и А.Н. Щегловым проект создания Морского генерального штаба. Весной 1906 года проект был утвержден императором. Создание нового органа оперативного управления флотом и начальствование в нем были возложены на командира владивостокского "Громобоя" Л.А. Брусилова.

С августа 1906 г. контр-адмирал Николай Эссен назначен начальником Отряда минных крейсеров Балтийского флота (позже 1-я Минная дивизия). На этом посту он "нашел благородное поприще для проведения на деле тех своих выводов, к которым ему пришлось прийти собственным горьким опытом в 1904 году". Николай Оттович решительно боролся с упрощениями в боевой подготовке, которую впервые стал проводить круглый год, поддерживал думающих и инициативных офицеров. Минная дивизия стала настоящей кузницей кадров, подготовившей целую плеяду выдающихся офицеров флота.
  Став командующим Балтийским флотом, Эссен добился коренной перестройки деятельности всех учреждений, поставив их на службу потребностям действующего флота. Показал себя прямым последователем идей вице-адмирала С.О. Макарова, руководил разработкой и принятием в 1912 г. плана действий флота на случай войны, созданием минно-артиллерийских позиций для обороны петербургского направления.
 Следующим шагом командующего стало введение практики плавания во все сезоны года. Фон Эссен доказывал: «Ходить пять суток в месяц 12,5-узловым ходом  – это не учеба, а бесполезная трата времени и угля».
С фон Эссеном русские корабли стали плавать на Балтике в любое время года и в любую погоду. Они появлялись в самых немыслимых уголках, в частности, в труднопроходимых шхерах, совершая тысячемильные переходы. Постепенно Николай Оттович все более усложнял условия плавания: моряки приучались ходить, да еще на возможно высокой скорости, в шторм и туман, ночью и во льдах… Так личный состав обретал бесценный мореходный опыт, привыкал мужественно переносить тяготы и лишения, связанные с дальними походами, понимая их важность для обороны Отечества. Офицеры Эссена становятся виртуозами управления кораблями и боевыми средствами, их отличают самостоятельность и уверенность в себе.Ведь высшей похвалой из уст Эссена была такая аттестация: «Не боится ни моря, ни начальства!»

 Будучи отличным моряком и командиром, Николай Оттович активно искал таких же, похожих на него своей неуспокоенностью и влюбленностью в службу моряков и старался продвинуть их на ключевые посты, связанные с боевой подготовкой, организационными новшествами и перспективным стратегическим планированием.Так, с его легкой руки, командный состав Балтийского флота обогатился такими яркими личностями, как А.В. Колчак (замечательный полярный исследователь, проявившийся впоследствии и как талантливый флотоводца), И.И. Ренгартен (с его именем связаны превосходные успехи в организации службы связи, радиоразведки и пеленгования неприятельских судов), князь А.А. Ливен (будущий командир Первой минной дивизии), барон В.Н. Ферзен (возглавил Вторую минную дивизию) и другие.К своим офицерам Эссен неизменно относился с отеческой благожелательностью, часто бывал на кораблях, и непременно поощрял отличившихся благодарственным словом, представлением к ордену или денежной премией.

cebceab14a54702ba1cdb41033561330.jpg

 Необходимость строительства нового флота становилась очевидна многим. Благодаря выдающимся флотским личностям тех лет, включая и Эссена, удалось преодолеть косность и недальновидность Думы. Продолжалось строительство линкоров "Андрей Первозванный", "Император Павел I", крейсеров "Баян" и "Паллада", минных транспортов  "Енисей" и "Амур", были сданы флоту канонерские лодки "Сивуч", "Бобр", "Кореец", "Гиляк", первые дизельные подлодки "Минога" и "Акула". В Тулоне заканчивались испытания броненосного крейсера "Адмирал Макаров", из Англии пришел "Рюрик", ставший сильнейшим кораблем и флагманом Балтийского флота.

eec87416f6217a6cefeb0059dfefab12.jpg

 

 

 Задолго до исторического выстрела с " Лэнса"  адмирал Н.О. Эссен, отдал приказ на свой страх и риск забросать минами Финский залив и тем самым предотвратил возможный прорыв германского линейного флота к Петербургу. Это  спасло столицу России от разрушения тяжелыми крупповскими орудиями уже в первые часы Великой войны. Балтийский флот был приведен в полную боевую готовность. Применение превентивных шагов сорвало планы  морского штаба принца Генриха о сокрушении России силами Хох Зее Флотте. Исполняя этот приказ, миноносцы и минные крейсера Балтийского флота всего за четыре с половиной часа плотно закупорили все подступы с моря к Финскому заливу, установив свыше 2 тысяч мин в 8 полос и тем сразу устранив саму возможность для проведения боевых операций немецкого флота против Петербурга и его пригородов. Оборона столицы и её подступов оставалась важнейшей задачей Балтийского Флота на протяжении всей войны, она была эшелонирована и имела минно-артиллерийские позиции (централь­ная, фланговая шхерная, передовая, ирбенская и моонзундская) и оборонительные районы (Кронштадтский, Моонзундский, Або-Аландский). Важным элементом системы являлись оборонитель­ные минные заграждения (в общей сложности – 34 846 мин).

  Первоначально русский флот занимал оборонительную позицию. Немцы обстреляли Либаву, обложили минами Нарген. Но Эссен не собирался
 отдавать инициативу. Так после гибели германского крейсера " Магдебург" у Оденсхольма, Эссен с крейсерами и эсминцами ходил до 
Готланда, где собирался дать генеральное сражение, но разрешения не получил.
  К этому времени германская эскадра в составе 14 линкоров подошла к Виндаве в надежде прорваться в Финский залив.Но минные 
заграждения и действия подводных лодок, присланных англичанами, вынуждают германские корабли укрыться на базах.Эссен принимает решение
 о постановке мин у берегов противника и уже 31 октября и 5 ноября эскадренные миноносцы " Генерал Кондратенко", "Пограничник" и
" Охотник" поставили 245 мин у Мемеля и 50 мин у Пиллау. На одной из них подорвался и затонул флагманский корабль адмирала Беринга
броненосный крейсер " Фридрих- Карл", что изменило положение сил на Балтийском театре военных действий,- так германский морской 
историк в последствии писал, что гибель крейсера показала то, что что русские, как мы давно ожидали, перешли к активному методу 
ведения морской войны, пользуясь своим сильным минным оружием.В последующее время были заминированы выходы из Данцигской бухты, к 
северу и западу, акватория восточнее Готланда.После появления русских мин в Данцигской бухте отряд Беринга стал базироваться в 
Свинемюнде.
 Это был значительный успех Балтийского флота, особенно в условиях неудачных действий армии на суше.В конце декабря 1914 года 
адмирал Эссен удостоился ордена Белого Орла с мечами, его ближайшие помощники Л.Б. Кербер, В.А Канин, Л.С. Максимов были 
произведены в вице-адмиралы, а капитан 1 ранга А.В. Колчак получил британский Орден Бани и подарок из кабинета императора. 
Многочисленные награждения и повышение в чинах "за отличие" увеличивали решимость моряков удержать инициативу.

  В начале 1915 года были выставлены минные заграждения на основных транспортных коммуникациях противника в Балтийском море.Так за
два неполных года немцы потеряли на минах, кроме крейсера, 4 тральщика,2 сторожевика и 14 пароходов, еще два крейсера - 
"Аугсбург" и "Газелле" - получили повреждения. После столь внушительных потерь адмирала Беринга сняли с должности командующего отрядом.
 Вместо Беринга флагманом особого назначения был назначен контр-адмирал Гопман - 
тот самый, что так восторгался Эссеном в Порт-Артуре. Но "рокировка" адмиралов не принесла кайзеровскому флоту ощутимых 
успехов.

 3a531cd5b3b075ee3f6e01c5a28da904.jpg

 Немцы предприняли лишь одну попытку прорыва флотилией  миноносцев в ночь на 11 ноября 1915 года, которая закончилась полным провалом – гибелью на минах семи из одиннадцати кораблей.

 

 

 Умер в Ревеле 7 мая 1915 г. Тело доставлено в Санкт-Петербург на эсминце "Пограничник" и 15 мая захоронено на кладбище Новодевичьего монастыря. Императрица Александра Федоровна прислала огромный венок в форме креста из живых белых цветов, Николай II отозвался на смерть адмирала телеграммой, исполненной горестных нот, Государственная дума почтила память Николая Оттовича траурной лентой с надписью «Славному защитнику Андреевского флага, гордости русского флота». Гроб опускали в могилу под залпы орудийного салюта.

 

7ab23d7a09bc3b785b10711637314083.jpeg

  Морской министр адмирал И.Григорович тогда поклялся назвать именем Эссена лучший из новых кораблей. Но клятву свою он, увы, не сдержал. Вскоре в революционных бурях Балтийский флот был практически уничтожен, погибли или разлетелись по миру выросшие под началом Эссена флотоводцы и офицеры, а имя героического адмирала многие десятилетия было скрыто от потомков.., тем ценнее то, что в наше время мы вспоминаем забытые имена патриотов России и называем их именами новые корабли.

0b1d723bb92705f24936ff75f63a05db.jpg

( Корабль однотипный строящемуся фрегату " Адмирал Эссен")

 

 

Изменено пользователем Nuubert
  • Плюс 6

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 334
[CATGO]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 230 публикаций
25 679 боёв

55 лет жизни на половине листа, это все таки не корабль, даже его дело и то наверняка потолще было :)

Изменено пользователем Glebkk

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
41 публикация

"Приятно видеть, что достижения всей твоей жизни помещаются в трехминутный фильм." ©Футурама

Изменено пользователем anonym_X6uwcV4Yh8hT

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
51 публикация
579 боёв

55 лет жизни на половине листа, это все таки не корабль, даже его дело и то наверняка потолще было :)

 Боюсь, что наши с вами жизни уместятся вообще в три слова, и те на надгробных плитах: " Помним, любим, скорбим" Немного черного юмора, хотя  и не вижу в этом ничего комичного или трагичного. Некоторым на сотни и тысячи досталась одна надпись: " Никто не забыт, ничто не забыто" И у меня язык не поворачивается сказать, что они прожили зря. Ну это так, к слову.

 А вообще ваше замечание считаю правильным. Изложено действительно очень кратко. Опасался комментариев типа " многабукафнеасилил". 

 Исправлю.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
604
[PF_V]
Бета-тестер кланов, Альфа-тестер, Коллекционер
598 публикаций
10 169 боёв

автор работа на 3- на мой взгляд.

я и сам то делал работы похожие так что советую поработать над ней ещё

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
51 публикация
579 боёв

  Ну вот, вроде немного подправил тему. Сделал немногим более объёмной и информативной.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
417
[SL_BR]
Старший бета-тестер, Коллекционер
1 501 публикация
32 900 боёв

автору плюс

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
338
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
698 публикаций

55 лет жизни на половине листа, это все таки не корабль, даже его дело и то наверняка потолще было :)

 

Найти и написать о нем можно много больше, но станут ли читать эту тему тогда?

Оформление темы мне не очень понравилось, но вот текста больше не надо читать не будут. Кому станет интересно за гуглит и найдет больше. Автору за фото могилы +, ранее не видел ее фото.   

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
2 публикации
5 боёв

Знаю о нём только по роману "Порт-Артур" Александра Степанова да по материалам, которые удалось найти в свободных источниках. Хороший военачальник был. Если б не Стессель, может, Артур бы остался русским.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
536
[R_B_F]
Участник
1 337 публикаций
24 929 боёв

Только одна неточность ! Н. О. Эссен не носил приставку ФОН , т.к. его прародиной была не Германия , а Швеция .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×