Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
flashmozzzgg

Линейные корабли типа "Orion"

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

7
[MAVI]
Старший альфа-тестер
50 публикаций

 

Orion - серия английских линейных кораблей, построенных в рамках кораблестроительной программы 1909-ого года. Всего в период с 1910 по 1912 было построено и введено в строй 4 корабля.

5681436.jpg

История создания

5657897.png

 

Вооружение

 

На первый взгляд силуэт «Ориона» казался скоплением орудийных башен и дымовых труб – полная противоположность таким монстрам, как старые французские броненосцы «Гош» и «Маджента», которые выделялись своими обширными и громоздкими надстройками. На крышах башен были обычные визирные козырьки, и, несмотря на то, что проектом предусматривалась стрельба из возвышенных башен в секторе 300º, стрельба вдоль диаметральной плоскости в корму велась редко; в тех случаях, когда это случалось, воздействие от выстрела было, по описаниям очевидцев, «неприятным».
На старых броненосцах типа «Адмирал» разница между 12-дм (на «Коллингвуде») и 13,5-дм (на последующих кораблях этого типа) орудиями, была более заметной, нежели на новых линкорах. Однако 45-калиберные 13,5-дм орудия «Ориона» выглядели не больше 12-дм пушек «Дредноута» – различие не так бросалась в глаза из-за огромных размеров «дредноутов».


До увеличения калибра угол возвышения стволов орудий был принят в 15°, но с принятием на вооружение 13,5-дм орудий его увеличили до 20°. На новейших германских линкорах максимальный угол возвышения составлял 16°. Увеличение угла возвышения на 5° было необходимым для сохранения прежней дальности стрельбы, так как новые орудия имели меньшую начальную скорость снаряда, чем у старых 12-дм. Поскольку в этот период во время учебных стрельб на обоих флотах была достигнута максимальная дальность стрельбы 9 100 метров, разница между углами возвышения не казалась такой уж существенной. Однако после 1911 года, когда артиллерийская стрельба на большие дистанции стала обычным делом, это различие стало уже иметь значение.


Шестнадцать 102-мм орудий, распределенные поровну между носовой и кормовой надстройками, были расположены так, чтобы из них можно было вести максимальный огонь в направлении носа и кормы. Как и на предыдущих кораблях, число противоминных пушек во время войны сократили до тринадцати, а зенитные орудия установили на кватердеке побортно в районе мачты.

 

В начале 1912 г. состоялась встреча адмирала Перси Скотта с Первым Лордом Адмиралтейства Уинстоном Черчиллем, на которой адмирал Скотт продемонстрировал новую систему наведения орудий, названную им “управление огнем”. Суть системы управления огнем корабельной артиллерии центральной наводки заключалась в том, что орудия наводились и стреляли по единой команде, и основывалась на синхронной передаче и совмещении стрелок задающих и принимающих приборов прицела и целика. Управлять огнем корабельной артиллерии можно было бы с центрального поста, расположенного на марсе фок-мачты. По чертежам Скотта компания “Виккерс” разработала пост управления огнем.

 

Артиллерийский офицер, управляющий огнем, устанавливал на шкалах своего прибора нужные цифры, точно такие же шкалы имелись в каждой башне, где установщик прицела совмещал стрелку, указывающую угол наводки, с красной задающей, и орудие получало вертикальное и горизонтальное наведение на цель. Когда все орудия были готовы к стрельбе (без вмешательства орудийного наводчика), из центрального поста управления огнем управляющий огнем артиллерийский офицер нажимал на спуск, и производился артиллерийский залп. После ознакомления с новой системой Скотта Черчилль распорядился провести 13 ноября 1912 года состязание в стрельбе из орудий главного калибра между линейными кораблями “Тандерер”, имевшим систему управления артиллерийским огнем центральной наводки, и “Орионом”, не имевшим такой системы. Стрельба производилась на предельной скорости практическими зарядами на дистанции 42 каб. по щитам размером 15 х18 м, буксируемым вспомогательными судами “Тандерер”, стрелявший залпами, за 3,5 минуты выпустил 39 снарядов, из которых 23 попали в цель, “Орион” стрелял одиночными, выпустил 27 снарядов, из которых только четыре попали в цель. 

 

Система управления огнем центральной наводки включала в себя: усовершенствованный пост управления огнем “Скотт”-“Виккерс”, оснащенный приборами для определения прицела и целика, механизмами горизонтальной и вертикальной наводки, задающим прибором и спусковым устройством с револьверной рукояткой; прибор управления огнем Дрейера, выдававший данные по углу горизонтальной и вертикальной наводки, а также скорость изменения расстояния до цели; принимающие приборы, находившиеся в каждой орудийной башне. К лету 1915 г. все линейные корабли типа “Орион” оснастили системой управления огнем центральной наводки.

 

К 1917 году на всех линейных кораблях типа “Орион” были размещены по два больших циферблата, на которых для других кораблей с помощью стрелок показывалось расстояние до кораблей противника. Циферблаты получили название “указатели дистанции до цели” и были установлены: один — на фок-мачте под площадкой фор-марса на рубке прибора управления стрельбой, второй — на кормовой палубной надстройке. Циферблатные указатели просуществовали до 1922 года, после чего были сняты.

 

Скорость и мореходные качества

 

 Все корабли хорошо себя показали во время заводских испытаний и легко развивали проектную мощность. Результаты испытаний «Конкерора» можно считать типичными для всей серии. Во время 30-часовых ходовых испытаний, проводившихся шесть раз, он при средней мощности 19 200 л.с. развил скорость 19,36 уз. На полной мощности 33 200 л.с. средняя скорость была 22,12 уз. Лишь «Тендерер» не вполне достиг этих показателей.

 

«Орион», как первый вступивший в строй, был направлен в Бискайский залив, где на нем обнаружилась сильная бортовая качка (21°). Поэтому на остальных кораблях этой серии установили увеличенные скуловые кили. Тем не менее больше подобное ни разу не повторялось. Во время службы эти линкоры показали себя кораблями с хорошими мореходными качествами.

 

 «Орион» 
Построен на казенной верфи в Портсмуте (ноябрь 1909 г. – январь 1912 г.).

Вступил в строй 2 января 1912 г. в качестве флагманского корабля контр-адмирала 2-й эскадры линкоров флота Метрополии.

7 января 1912 г. столкнулся с «Ривенджем», когда тот оборвал швартовы и течением был снесен на носовую часть «Ориона».

Во время войны был флагманским кораблем 2-й эскадры линкоров Гранд Флита.

Под флагом контр-адмирала А.С.Левесона участвовал в Ютландском сражении.

В послевоенное время служил в эскадре линкоров.

Выведен из состава флота по условиям Вашингтонского договора в 1922 г.

Продан в декабре 1922 г.

 

 «Монарх» 
Построен частной судостроительной компанией «Армстронг и К» (апрель 1910 г. – март 1912 г.).

Вступил в строй 27 апреля 1912 г. в составе 2-й дивизии флота Метрополии, а в мае переведен во 2-ю эскадру линкоров.

В 1913 г. на корабле установили казематы для 102-мм орудий. 

27 декабря 1914 г. столкнулся с «Конкерором», в результате чего получил серьезные повреждения в кормовой части. 

После войны служил в составе эскадры линкоров.

Выведен из состава флота по условиям Вашингтонского договора.

Использовался как корабль-мишень. Утром 20 января 1925 г. подвергся атаке авиации, затем по нему стреляли крейсера, а в ночное время – линкоры. После такого массированного обстрела оставался на плаву и был расстрелян и потоплен ночью «Ривенджем» при свете прожекторов.

 

 «Тендерер» 
Построен частной фирмой «Тэмз Айрон Уоркс» (апрель 1910 г.- июнь 1912 г.).

Вступил в строй 15 июня 1912 г.

Участвовал в маневрах флота и позже вошел в состав 2-й эскадры линкоров Гранд Флита.

Участвовал в Ютландском сражении.

После войны переоборудован в учебный корабль.

Продан в ноябре 1926 г.

 

«Конкерор» 
Построен на частной судоверфи «Беардмор и К» (апрель 1910 г. – ноябрь 1912 г.).

Вступил в строй 23 ноября 1912 г. в составе 2-й эскадры линкоров флота Метрополии.

27 декабря 1914 г. столкнулся с «Монархом», получив серьезные повреждения в носовой части.

Принимал участие в Ютландском сражении, повреждений не получил.

После войны служил в эскадре линкоров до списания согласно Вашингтонскому договору в 1922 г.

Продан в 1922 г.

HMS_Monarch_LOC_ggbain_16828.jpg

Gws_monarch_01.jpg

HMS_Conqueror_IWM_SP_003080.jpg

HMS_Thunderer_1912_IWM_Q_021854.jpg

 
Литература

Отсюда фотографии: тык и тык

При написании использовалось:

Паркс О. Линкоры Британской империи. Ч. VII. Эпоха дредноутов

Козлов Б. В. Линейные корабли типа «Орион». 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
709 публикаций

Спасибо за информацию в таблицах,а то неудобно смотреть на сплошной текст. Но кажется спойлеров многовато...:coin:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
7
[MAVI]
Старший альфа-тестер
50 публикаций

Спасибо за информацию в таблицах,а то неудобно смотреть на сплошной текст. Но кажется спойлеров многовато...:coin:

Старался мух от котлет отделить. Если объединять вооружение и бронирование, то не так меня поймут:teethhappy:

Да и в рекомендациях по написанию сказано, что под спойлеры загонять надо все.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
155 публикаций
95 боёв

Хорошая работа:honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
13 публикаций
473 боя

Хорошо выполнено!!! Небольшая оплошность с историей службы. Орион был первый, Конкерор последним.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
7
[MAVI]
Старший альфа-тестер
50 публикаций

Хорошо выполнено!!! Небольшая оплошность с историей службы. Орион был первый, Конкерор последним.

Изначально не думал сортировать по дате. Просто взял материал. Но за идею спасибо. Поправил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Вот всё бы хорошо, но гуглеперевод "Галеей" Паркса ужасен :( И зря выпустили абзац про испытания системы центральной наводки на "Тандерере".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
7
[MAVI]
Старший альфа-тестер
50 публикаций

Вот всё бы хорошо, но гуглеперевод "Галеей" Паркса ужасен :( И зря выпустили абзац про испытания системы центральной наводки на "Тандерере".

Завтра постараюсь дополнить статью. 

 

упд. Добавил информацию про испытание этой системы.

Изменено пользователем flashmozzzgg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×