Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_uTcDuZjJLsha

Aichi D3A Палубный пикирующий бомбардировщик.

В этой теме 21 комментарий

Рекомендуемые комментарии

Участник
18 публикаций

mcpr5jwlgxae.jpg Самолеты Императорского флота Японии времён Второй мировой войны mcpr5jwlgxae.jpg

 

Доброго времени суток всем!

В данной теме я хочу рассказать о палубном пикирующем бомбардировщике Aichi D3A.

 

Тип 99, D3A — японский палубный пикирующий бомбардировщик времён Второй мировой войны, созданный фирмой «Aichi». Кодовое имя союзников — «Вэл» («Val»). Серийно производился с 1940 по 1945 год и был основным палубным бомбардировщиком Японии в первой половине Второй мировой.

                                                                0_602d5_22fd534d_XL.jpg

 

История создания

   Летом 1936 г. Управление авиации Императорского флота разработало требования 11-Си для нового палубного пикирующего бомбардировщика, призванного заменить бипланы «Aichi» D1A2. От машины требовалась максимальная скорость (с 250-кг бомбой) 370 км/ч и крейсерская — 300 км/ч, дальность полета (с 250-кг бомбой) 1480 км, маневренность (без бомб) близкая к самолетам-истребителям. Требования к стрелковому и бомбовому вооружению были довольно скромными: 3 7,7-мм пулемета (в т.ч. 1 на верхней подвижной установке) и 370 кг нагрузки (1 250-кг и 2 60-кг бомбы).

   На фирме «Aichi» разработку нового пикировщика под фирменным обозначением АМ-17 возглавил Т. Гомеи, а его заместителем стал Т. Одзаки, перед тем более полугода стажировавшийся в Германии, на фирме «Heinkel».

   Прототип АМ-17, оборудованный мотором «Накадзима» «Хикари» 1 (730 л.с), впервые поднялся в воздух 6 января 1938 г. Испытания вскрыли целый ряд недостатков, самыми серьезными из которых были недостаточная поперечная устойчивость, слишком низкая эффективность воздушных тормозов и малая мощность силовой установки. Для их устранения увеличили площадь вертикального оперения, введя форкиль, увеличили площадь и усилили крепление воздушных тормозов, а также установили 14-цилиндровый мотор «Мицубиси» А8 «Кинсей» 3 (840 л.с). Попутно также увеличили размах и площадь крыла. Само крыло было нескладывающимся — лишь законцовки поднимались вверх для того, чтобы самолет вписывался в габариты самолетоподъемников на авианосцах. Все эти изменения реализовали на второй машине, вышедшей на испытания 25 марта 1939 г.

   Самолет, получивший обозначение Aichi D3A1, участвовал в конкурсных испытаниях с конкурентом — самолетом «Накадзима» D3N1, выйдя из состязания победителем.

                       D3A-Val.jpg

 

Описание конструкции 

D3A был одномоторным цельнометаллическим свободнонесущим монопланом с нижним расположением крыла. Экипаж самолёта состоял из двух человек — пилота-бомбардира и стрелка-радиста, расположенных спиной друг к другу в удлинённой кабине.

  • Фюзеляж — Фюзеляж самолёта цельнометаллический, полумонококовой конструкции(конструкция, в которой нагрузки несут как внешняя тонкостенная оболочка, так и подкрепляющий её силовой каркас). Поперечное сечение фюзеляжа овальное.
  • Крыло и оперение — Цельнометаллическое двухлонжеронное крыло самолёта собиралось из трёх частей — прямоугольного центроплана и скруглённых консолей, придававших крылу эллиптическую форму. Оперение — классической схемы. Обшивка рулей и элеронов была матерчатой. Хотя самолёт был палубным, складывались только законцовки крыла, поскольку складывающиеся консоли крыла потребовали бы тяжёлого механического привода. Для бомбометания с пикирования самолёт оснащался складывавшимися аэродинамическими тормозами, крепившимися в районе переднего лонжерона крыла.
  • Шасси — Шасси самолёта было неубирающимся, трёхстоечным, с хвостовым колесом. Колёса основных стоек были закрыты аэродинамическими обтекателями.
  • Силовая установка — Серийные D3A оборудовались 14-цилиндровыми двухрядными радиальными двигателями воздушного охлаждения Мицубиси Кинсэй, на модификации D3A1 моделей 43 и 44 мощностью 1000 и 1070 л.с. соответственно, на модификации D3A2 модели 54 мощностью 1300 л.с. Винт самолёта — трёхлопастной, металлический, с изменяемым в полёте шагом.
  • Вооружение и оборудование — Бомбовая нагрузка D3A была сравнительно невелика и состояла из одной 250-килограммовой бомбы, подвешиваемой под фюзеляжем и двух подвешиваемых под крыльями бомб массой 60 кг. Бомбометание осуществлялось из отвесного пикирования.

​                                                                                                                          

 7bcaywuyq8w6.jpgwuvxukx8glfy.jpg

 

Модификации

Палубный пикирующий бомбардировщик D3A выпускался на заводах фирм "Aichi" (декабрь 1939 - июль 1944 года) и "Сова" (декабрь 1942 - август 1945 года) практически до конца войны на Тихом океане. За это время было построено 1495 самолетов этого типа следующих модификаций:

 

D3A1 Модель 11 - первая серийная модификация, производившаяся до августа 1942 года. Изготовлено 470 машин, которые практически ничем не отличались от самолетов предсе-рийной партии, кроме того, что на бомбардировщики поздних серий вместо 1000-сильных двигателей Мицубиси Кинсей 43 устанавливались двигатели Кинсей 44 мощностью 1070 л.с.

 

D3A2 Модель 12 - построенный в июне 1942 года в единственном экземпляре самолет этого варианта отличался от предшественников новым двигателем Мицубиси Кинсей 54 мощностью 1300 л.с. Хотя благодаря использованию более мощной силовой установки его характеристики заметно улучшились (например, максимальная скорость возросла с 386 до 430 км/ч), в серию он не пошел, так как Кайгун Коку Хомбу потребовал внести в конструкцию ряд дополнительных изменений, призванных еще более повысить боевые качества машины.

 

D3A2 Модель 22 - самая массовая (815 самолетов произведено на заводе "Aichi" в Фунаката и 201 - на заводе "Сова" в Токио) и самая скоростная (433 км/ч) модификация D3A. От D3A2 Модель 12 бомбардировщики этого варианта отличались возросшим на 79 литров объемом топливных баков, наличием кока и новым удлиненным фонарем кабины. Главной целью, которую преследовали разработчики, было увеличение дальности полета, но достичь ее не удалось. Напротив, из-за большего потребления топлива двигателем Кинсей 54 и возросшей массы самолета дальность уменьшилась на 111 км.

szrp5tmdpldc.jpg    ildhr1vgpgs3.jpg

 

ТТХ D3A различных модификаций 

Прототип АМ-17

Spoiler

D3A1 Модель 11

 

Модель
2
Размах крыла, м
14,365
Длина, м
10,185
Высота, м
3,348
Площадь крыла, м2
34,91
Масса пустого, кг
2408
Масса нормальная, кг
3650
Максимальная взлётная масса, кг
3896
Силовая установка
МицубисиКинсэй43,1000л.с
Максимальная скорость, км/ч
386
Нагрузка на крыло, кг/м2
101,69
Нормальная дальность полёта, км
1630
Дальность полёта с ПТБ, км
1820
Практический потолок, м
8100
Посадочная скорость, км/ч
122

 

D3A2 Модель 22

 

Модель
1
Размах крыла, м
14,365
Длина, м
10,195
Высота, м
3,450
Площадь крыла, м2
34,91
Масса пустого, кг
2619
Масса нормальная, кг
3800
Максимальная взлётная масса, кг
4122
Силовая установка
МицубисиКинсэй54,1300л.с
Максимальная скорость, км/ч
425
Нагрузка на крыло, кг/м2
108,88
Нормальная дальность полёта, км
1560
Дальность полёта с ПТБ, км
2380
Практический потолок, м
10900
Посадочная скорость, км/ч
130

 

 

 

Внешний вид

На примере самолета D3A можно проследить развитие принципов окраски японских самолетов с конца 30-х годов и до конца войны.

   Первоначально самолеты оставались не окрашенными. Лишь хвостовое оперение красили в красный цвет, а капот и участок фюзеляжа перед фонарем кабины — в черный. Красного цвета также были эксплуатационные надписи. Полосы указателя угла пикирования на горизонтальном оперении были белого цвета если хвостовое оперение выкрашивали в красный цвет, и красного цвета, если хвостовое оперение оставалось неокрашенным. Черной краской перед хвостовым оперением наносилась надпись, указывающая на тип самолета. Аналогичная надпись на левой стороне капота была белого цвета. С начала боевых действий (японо-китайский конфликт) самолеты получили камуфляж, состоявший из зеленых  пятен, нанесенных на верхнюю и бортовые поверхности фюзеляжа, хвостового оперения и крыльев. Нижние стороны крыльев, хвостового оперения и фюзеляжа красили в серый цвет . Окраска проводилась в полевых условиях, часто по местной инициативе, хотя командование никогда не возражало против импровизационного камуфляжа.

   Опознавательный знак «хиномару» (восходящее солнце) делали красной краской на верхней и нижней стороне крыльев, а также на бортах фюзеляжа. Хиномару на фюзеляже располагалось между задней кромкой крыла и передней кромкой горизонтального оперения, ближе к крылу. Край знака начинался там, где заканчивалось профилированное сопряжение крыла с фюзеляжем. Диаметр знака был максимально возможным. На крыльях хиномару имел одинаковый диаметр и расположение как на верхней, так и на нижней стороне крыльев. Имелась тенденция смещать хиномару как можно ближе к концам крыльев. До 1942 года расстояние между центром знака и концом крыла лежала в пределе 1/8-1/9 размаха крыльев. Позднее расстояние увеличили до 1/5-1/6 размаха.

После того, как официально был принят темно-зеленый камуфляж, хиномару получил трехдюймовый (75 мм) белый кант, хотя уже и раньше отмечались случаи использования канта, как на неокрашенной металлической поверхности, так и на темном камуфляже. Случалось, что хиномару находился на фоне белого квадрата. Такой вариант знака был обычным для частей, дислоцированных в Японии, в первую очередь для учебных частей.

Перед налетом на Перл-Харбор самолеты получили новый камуфляж, основным оттенком которого был серый J3 (обозначение, принятое в Императорском флоте).

Самолеты, участвовавшие в налете на Перл-Харбор, несли следующий камуфляж:

D3A1 — целиком выкрашены в серый цвет. На обтекателях шасси красные и белые обводки. На тех же обтекателях помещался порядковый номер самолета (последние две цифры тактического номера).

Горизонтальные полосы на киле означали:

Три полосы — машина командира кокутая (полка).

Две полосы — машина командира хикотая (эскадрильи).

Одна полоса — машина командира сётая (звена).

В середине 1943 года приняли темно-зеленый камуфляж. Нижнюю сторону крыльев и днище фюзеляжа красили в серый цвет. Также на переднюю кромку крыла нанесли желтые полосы быстрой идентификации. Все внутренние поверхности, доступные влиянию внешней среды покрывали бесцветным антикоррозионным лаком aotake shoku . Внутри, кабины были выкрашены в зеленый цвет .

Пример

Spoiler

Боевое применение D3A

"Звездный час" D3A1940-1942 год

Spoiler

   

"Угасающая слава" D3A 1943-1945 год.

   В апреле 1943 г. к пикировщикам из кокутаев берегового базирования добавились 65 перебазированных на сушу D3A2 из авиагрупп четырех авианосцев. Интенсивные налеты на вражеский флот у побережья Новой Гвинеи, а также аэродромы противника, продолжавшиеся с 1 по 11 апреля, привели к уничтожению нескольких кораблей и судов, но не позволили японцам переломить ситуацию в свою пользу.

   Последней операцией, в которой «Вэлы» действовали с палуб авианосцев, стала битва за Марианские о-ва в июне 1944 г. На авианосцах соединения адмирала Одзавы базировалось 38 D3A2 (20 на «Хиё», 9 на «Дзуньё» и по 3 на трех других). Успехов добиться не удалось — хотя «Вэлы» с «Дзуньё» обнаружили 2 американских авианосца, из-за неопытности пилотов они не смогли выполнить атаку с пикирования. Зайдя с пологого скольжения, пикировщики попали в зону зенитного огня и 5 из них были сбиты. После этого боевого эпизода большинство D3A1/D3A2 перевели в учебные части. Лишь на Филиппинах в октябре 1944 г. — январе 1945 г. воевал 701-й кокутай, вооруженный «Вэлами».

    Последним применением для D3A2 стала служба в качестве самолетов камикадзе. С октября 1944 г. по июнь 1945 г. зафиксировано участие в самоубийственных атаках 116 таких машин. Наиболее массированные налеты имели место в районе Окинавы в ходе операции «Кикусуй»: 6 апреля 1945 г. атаки выполнили 38 «Вэлов», 12-го и 16-го — по 18, 28-го — 19. Успехи были умеренными: удары D3A2 (совместно с самолетами других типов) привели к затоплению трех эсминцев, десантного корабля и повреждению ряда других кораблей.

 

Боевые успехи D3A 

  • USS Peary, Американский эсминец, 19 февраля 1942 - Австралия
  • USS Langley, Американский гидросамолет тендер (потоплен американскими войсками после нападения) 27 февраля 1942 - Тихий океан
  • USS Pope, Американский эсминец, 1 марта 1942 - Тихий океан
  • HMS Cornwall, Британский тяжелый крейсер, 5 апреля 1942 - Индийский океан
  • HMS Dorsetshire, Британский тяжелый крейсер, 5 апреля 1942 - Индийский океан
  • HMS Hector, Британский вооруженный вспомогательный крейсер, 5 апреля 1942 - Индийский океан
  • HMS Tenedos, Британский эсминец, 5 апреля 1942 - Индийский океан
  • HMS Hermes, Британский авианосец, 9 апреля 1942 - Индийский океан
  • HMAS Vampire, Австралийский эсминец, 9 апреля 1942 - Индийский океан
  • USS Sims, Американский эсминец, 7 мая 1942 - Тихий океан
  • USS Benham, Американский эсминец, 15 ноября 1942 - Тихий океан
  • USS De Haven, Американский эсминец, 1 февраля 1943 - Тихий океан
  • USS Aaron Ward, Американский эсминец, 7 апреля 1943 - Тихий океан
  • USS Brownson, Американский эсминец, 26 декабря 1943 - Тихий океан
  • USS Abner Read, Американский эсминец, потоплен налетом камикадзе 1 ноября 1944 - Тихий океан
  • USS William D. Porter, Американский эсминец, потоплен налетом камикадзе 10 июня 1945 - Япония (Окинава)

 

 

Видео

Взлет с авианосца.                                                                                                   D3A в роли камикадзе.

                          

 

Источники

 

От себя хочу добавить. Огромное влияние на самолетостроение Японии оказала Германия и с этим поспорить тяжело. Наш сегодняшний герои не исключение. В нем применялись передовые идеи немецкой компании "Heinkel". Безусловно, D3A1 был одним из наиболее удачных самолетов своего класса на рубеже 30-х — 40-х гг., несмотря на ряд присущих ему недостатков: отсутствие бронезащиты и протектированных топливных баков, малую боевую нагрузку. Уже с 1942 г. на смену ему должен был прийти более совершенный самолет D4Y, но затянувшаяся доводка последнего продлила карьеру «Вэла» и обусловила необходимость создания его новой модификации D3A2. Однако модернизация не привела к кардинальному улучшению боевых качеств машины, и во второй половине войны на Тихом океане «Вэл» уже не мог сыграть заметной роли.

 

Aichi D3A1 на фоне других самолетов того времени.

6v0ac8hbacb3.jpg

 

Изменено пользователем anonym_uTcDuZjJLsha

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 374 публикации
1 452 боя

На фото не Val, а B5N или что то другое но по корпус и кабина капот не Val-а. К тому-же тема такая уже есть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
70
Старший альфа-тестер
249 публикаций
23 боя

Тема довольно интересная, но у вас плохо вставлены изображения(некоторых вообще нет)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
18 публикаций

На фото не Val, а B5N или что то другое но по корпус и кабина капот не Val-а. К тому-же тема такая уже есть.

Спасибо за замечание, но это точно не B5N ведь он обладал складывающимся шасси, а на картинке статичное шасси. Ошибку исправлю.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
18 публикаций

Тема довольно интересная, но у вас плохо вставлены изображения(некоторых вообще нет)

В каком именно разделе не грузится?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 374 публикации
1 452 боя

Спасибо за замечание, но это точно не B5N ведь он обладал складывающимся шасси, а на картинке статичное шасси. Ошибку исправлю.

Я имел виду его собрата B5M1 но так как на фото стоят тормозные щитки. То этот самолет явно применяли как пикирующий бомбардировщик, а тот горизонтальщик. Но у Вела хвостовое оперение имеет наплыв, капот другой формы и кабина другая. Возможно какая-то модификация вполне возможно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
18 публикаций

Я имел виду его собрата B5M1 но так как на фото стоят тормозные щитки. То этот самолет явно применяли как пикирующий бомбардировщик, а тот горизонтальщик. Но у Вела хвостовое оперение имеет наплыв, капот другой формы и кабина другая. Возможно какая-то модификация вполне возможно.

Я уловил вашу мысль и думаю мы поняли друг-друга.

Небольшая просьба дайте ссылку на подобную тему, а то я не могу найти. Заранее спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 374 публикации
1 452 боя

Я уловил вашу мысль и думаю мы поняли друг-друга.

Небольшая просьба дайте ссылку на подобную тему, а то я не могу найти. Заранее спасибо.

http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/563-aichi-d3a-%C2%ABval%C2%BB-%D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%86%D0%B0-%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%86%D0%B0/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
70
Старший альфа-тестер
249 публикаций
23 боя

В каком именно разделе не грузится?

В разделе модификации, а в предыдущем разделе картинка очень маленькая

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
18 публикаций

В разделе модификации, а в предыдущем разделе картинка очень маленькая

С картинками разобрался, спасибо за помощь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
91
[DUO]
Старший альфа-тестер
413 публикации
4 345 боёв

хорошая статья, на форуме самолетов публиковал?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 018 публикаций
Пока явных отличий в темах. Данная тема будет закрыта через 48 часов как Повтор согласно правилам раздела История, если не будет дополнена.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
18 публикаций

Пока явных отличий в темах. Данная тема будет закрыта через 48 часов как Повтор согласно правилам раздела История, если не будет дополнена.

Добавлен разделе Внешний вид;

В разделе Боевое использование Aichi D3A добавлен раздел: Боевые успехи D3A;

Добавлен раздел Видео;

Изменен список Источников.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 018 публикаций

Но этого не достаточно, тема сыра, информации мало,  оформление ужасное. Вы спешите, хотя этого делать не стоит, тема не готова, я даю вам шанс ее доработать, но она пока является повтором.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×