Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_64juZW2SldJa

Легкие крейсера типа "Капитани Романи" [Конкурсная работа, Призер конкурса]

В этой теме 1 комментарий

Рекомендуемые комментарии

Участник
4 публикации

Лёгкие крейсера типа «Капитани Романи» — тип лёгких крейсеров итальянского флота времён Второй мировой войны. Всего было заложено 12 крейсеров этого типа, реально построено 3 корабля:  "Attilio Regolo", "Scipione Africano", "Pompeo Magno".  Ещё 4 недостроенных крейсера, находившихся в высокой степени готовности, были потоплены в ходе войны уже после капитуляции Италии.

Проектировались как океанские скауты (esploratori oceanici), ввиду упразднения класса скаутов в итальянских ВМС 5 мая 1938 года, классифицировались как лёгкие крейсера. Все корабли серии получили названия в честь полководцев Древнего Рима.

 

1. Проектирование.

В рамках рассматривавшихся в 1935 — 1936 гг. программ создания мощного колониального флота в Красном море была выдвинута идея создания быстроходного «океанского скаута» (esploratori oceanici). Начатые в 1937 г. проектные работы ознаменовали возврат к идеям, воплощенным в первых сериях крейсеров типа «Condottieri» (высокая скорость и мощное вооружение при минимальном бронировании). Разработку проекта вел полковник Альфано под общим руководством генерала Пульезе.

 

Первоначальный проект предусматривал вооружение из восьми 45-калиберных 135-мм орудий в четырех легких башнеподобных установках, двенадцати 64-калиберных 65-мм зенитных орудий в шести спаренных установках и восьми 20-мм, зенитных автоматов с длиной ствола 64 или 70 калибров на четырех спаренных лафетах. Дополняли вооружение несколько зенитных пулеметов, два 4-трубных торпедных аппарата для торпед калибром 533 мм. Рассматривался вариант с гидросамолетом на борту без ангара и катапульты — запуск самолета предполагался с воды, спуск его за борт и подъем посредством специального грузового крана. Паротурбинная энергетическая установка должна была обеспечить кораблям требуемую моряками скорость. Предполагалось также легкое противоосколочное бронирование, прикрывающее жизненно-важные для корабля отсеки. Считалось, что при указанных характеристиках корабль имел бы водоизмещение около 3400 тонн.

 

Однако при дальнейшей разработке выявилась недоработка в расчетах. Уже на этапе предварительного проектирования, в целях экономии веса, пришлось отказаться от гидросамолета, что впрочем не слишком огорчило моряков, так как отсутствие катапульты в любом случае создавало немало проблем при использовании самолета. Еще большей экономии веса проектанты рассчитывали достигнуть применением электросварки — корпус предполагалось сделать на 80 % электросварным, однако с большой долей вероятности следует считать, что из-за начала войны и возникшего вследствие этого дефицита ряда материалов подобные планы при осуществлении программы строительства были выполнены далеко не в полном объеме. Это же, вероятно, можно отнести и к предполагавшемуся широкому использованию 7-14- мм листов из легких алюминиевых сплавов при конструировании надстроек и различных структур корпуса. При этом все конструкции, имеющие хоть сколько-нибудь важное значение, например все структуры, входящие в набор корпуса, различного рода конструктивные связи, фундаменты различных механизмов и агрегатов, подкрепления под вооружением и иное, предусматривались по прежнему из стали. Пришлось также отказаться и от броневой защиты корпуса, оставив только легкую броню надстроек и орудийных щитов. И все-таки даже в этом виде расчетное водоизмещение превысило заданные 3400 тонн почти на 300 тонн (9 %).

 

Дальнейшие изменения в проекте были вызваны неготовностью оружейников к быстрой поставке 65-мм зенитных орудий. Как временная мера было решено заменить их восемью одноствольными 37-мм 54-калиберными зенитными автоматами, а по готовности 65-мм зениток вернуться к прежнему варианту.

 

 

2. Постройка.

 

Своеобразность проекта сказалась и в классификации кораблей, которые первоначально в документах проходили как океанские разведчики (Esploratori okeanici), и лишь позже были переведены в разряд легких крейсеров (Incrociatori leggeri).

 

Закладка всех двенадцати кораблей серии на стапелях состоялась в течение 1939 года. В строительстве кораблей принимали участие шесть наиболее крупных судостроительных предприятий Италии.

 

Вступление в нее Италии создало большие трудности в достройке многих кораблей предвоенных программ, и в том числе крейсеров типа "Capitani Romani". Перегруженные военными заказами в обстановке дефицита множества материалов и рабочих рук итальянская судостроительные верфи с трудом смогли достроить только три крейсера, из которых только один провоевал больше года, а два других вступили в строй только в конце войны.

 

Первой жертвой политики приоритетных направлений в кораблестроении, связанной с дефицитом материалов, в этой серии крейсеров стали "Claudio Druso", "Claudio Tiberio", "Paolo Emilio" и "Vipsanio Agrippa”, строительство которых было приостановлено еще на стапеле в июне 1940 года. Все они были разобраны в период между июлем 1941 года и августом 1942-го при очень малой степени готовности. Часть из размонтированных материалов использовалась при достройке других крейсеров серии.

 

Строительство остальных восьми кораблей, которыми было решено ограничить серию, продолжалось, хотя по мере продолжения войны велось все медленнее и медленнее. Но, по крайней мере, все восемь крейсеров сошли на воду со стапелей. Весной 1942 года вступил в строй "Attilio Regolo", а весной и летом 1943 года "Scipione Africano" и "Pompeo Magno". Остальные корабли серии достроены не были. 

 

 

3. Основные характеристики.

 Водоизмещение Стандартное — 3686 т,
полное — 5334 т
Длина 138,7 м /142,9 м
Ширина 14,4 м
Осадка 4,95 м
Бронирование Башни — 20 мм;
рубка — 15 мм
Двигатели 2 ТЗА Belluzzo (Parsons на «Помпео Магно»)
Мощность 110 000 л. с.
Скорость хода 40 узлов
Дальность плавания 3000 морских миль на 25 узлах
Экипаж 418 человек

 

Вооружение:

Артиллерия 4 × 2 — 135-мм/45
Зенитная артиллерия 8 × 1 — 37-мм/54,
4 × 2 — 20-мм/70
Минно-торпедное вооружение 2 × 4 — 533 мм

 

4. Модернизации военного времени 

 

Летом 1943 г. на «Attilio Regolo» и «Scipione Africano» были оборудованы РЛС типа ЕС. З «Gufo», для размещения которых фок-мачту сделали треногой. На «Роmрео Маgпо» фок-мачту также переделали, но радар установить не успели.

 

5. Служба во время Второй Мировой войны.

5.1. Attilio Regolo"

 

После вступления в строй "Attilio Regolo" был зачислен в состав легких сил и возглавил группу современных эсминцев. Тем не менее первое время после вступления в строй крейсер не привлекался к боевым действиям, занимаясь боевой подготовкой и отработкой учебных задач.

 

Во время минной постановка южнее Сицилии 8.11.1942 торпедирован британской ПЛ «Unruffled». Оторвана носовая оконечность по первую 135-мм башню — ремонт до середины 1943 г. По окончании ремонта вошел в состав 8-й ДКР. 9.9.1943 участвовал в спасении экипажа потопленного линкора «Roma», после чего, с ЭМ «Mitragliere», «Carabiniere», «Fuciliere» и MM «Orsa», ушел в Ма-он (Балеарские о-ва), где был интернирован до 15.1.1945. 23.1.1945 вернулся в Таранто и включен в состав 7-й ДКР.

 

 

 

5.2. "Scipione Africano”

 

После завершения ускоренной программы боевой подготовки "Scipione Africano", как и головной "Attilio Regolo" был зачислен в группу эскадренных миноносцев морских боевых сил Италии (Force Navali da Battaglia) и некоторое время базировался в Генуе и Ла Специи. 

 

 В ночь на 17.7.1943 в Мессинском проливе потопил британский ТКА МТВ-316 и повредил МТВ-260. В августе участвовал в минных постановках. 15.8.1943, вместе с «Luigi Cadorna» и «Ротрео Мадпо», вошел в состав отдельной Группы легких крейсеров (Gruppo incrociatori leggeri). 9 — 10.9.1943 сопровождал из Пескара в Бриндизи корвет «Baionetta», на котором находились король Виктор Эммануил и премьер-министр Бадольо, а 29.9.1943 крейсер доставил Бадольо на Мальту. 1.2.1944 «Scipione Africano» вошел в состав 7-й ДКР, действовавшей на стороне союзников.

 

Всего до заключения перемирия 8 сентября 1943 года крейсер совершил 24 боевых выхода, в том числе 5 минных постановок, 5 эскортирований, 1 специальную миссию и 13 учебных выходов. При этом за 159 ходовых часов корабль прошел 2759 миль.

 

 

 

 

5.3. "Pompeo Magno".

После завершения ускоренной программы боевой подготовки "Pompeo Magno" был причислен к группе эскадренных миноносцев морских боевых сил Италии (Force Navali da Battaglia), но уже 15 августа "Pompeo Magno" вместе с "Scipione Africano" и "Luigi Cadorna" образовали отдельную легкую крейсерскую эскадру (Gruppo Incrociatori Leggeri) под флагом контр-адмирала Галати (Contrammiragiio Galati), державшего флаг на крейсере "Luigi Cadorna'’, с базированием в Таранто.

Всего за три месяца активной службы крейсер осуществил 17 выходов в море, включая 3 эскортных перехода и 4 (по другим данным 7) учебных выходов. При этом за 194 ходовых часа было пройдено 1621 миля.

 

Дальнейшая служба крейсера проходила на стороне союзных военно-морских сил. 1 февраля 1944 года крейсер вошел в состав 7-й дивизии. До конца войны корабль принял участие в 123 боевых выходах, включая 1 специальную операцию, 11 (по другим данным 13) учебных выходов, 52 (по другим данным 53) перевозки войск и имущества итальянских вооруженных сил, 22 перевозки союзных войск (в основном англичан), 37 (по другим данным 34) эскортных и иных операций. За это время крейсер провел в море 2052 ходовых часа, пройдя при этом 47128 миль.

 

5.4. Судьбы недостроенных кораблей серии.

GIULIO GERMANICO

Крейсер должен был стать четвертым из вступивших в строй кораблей этой серии. К 1 июля 1943 года готовность "Giulio Germanico" составляла 88 %, а к моменту капитуляции Италии 8 сентября 1943 года крейсер находился на верфи "Castellamarre de Stabia" в готовности около 94 %. Он был полностью вооружен и находился на этапе дооборудования. Хотя экипаж корабля уже находился на борту командир назначен еще не был, и управлял им старший помощник капитан-лейтенант Баффиго (Capitano di Corvetta Baffigo). 9 сентября немецкие войска атаковали верфь и корабли в порту. Экипаж корабля, вместе с командами других кораблей, находившихся в гавани, отбил первую атаку немцев, пытавшихся захватить корабли. Но через три дня, 11 сентября, атака повторилась, и на этот раз успешно для немцев. Прежде чем крейсер был захвачен, он успел расстрелять весь свой боезапас. Капитан-лейтенант Баффиго попал в плен — позже он был отправлен в Неаполь и там был расстрелян немцами.

28 сентября немецкие войска оставили город. При отступлении крейсер был затоплен в гавани. 27 февраля 1947 года "Giulio Germanico" был официально исключен из списков флота.

 

OTTAVIANO AUGUSTO

Решением главного командования итальянского флота (Superrmarina) корабль должен был войти в строй до конца 1943 года. И это было вполне реально, так как уже к 1 июля 1943 года готовность крейсера составляла 85 %). В момент капитуляции Италии крейсер находился в Анконе в конечной стадии достройки, на корабль уже загружалось снабжение. Он был полностью вооружен, но при подходе немцев к Анконе часть зенитных орудий были сняты с корабля для создания линии обороны Monte Conero. Тем не менее 14 сентября немецкие войска захватили Анкону и все находившиеся в гавани корабли. Так как крейсер был почти полностью готов он представлял для немцев большую ценность, но воспользоваться им они не смогли. 1 ноября 1943 года во время налета союзной авиации на порт Анкону крейсер получил ряд повреждений и затонул на небольшой глубине прямо у пирса, перевернувшись на правый борт.

Официально крейсер был исключен из списков флота 27 мая 1947 года.

 

CORNELIO SILLA

После капитуляции Италии перед союзниками недостроенный корабль, находившийся в Генуе поблизости от верфи "Ansaldo", был захвачен немцами. К этому времени готовность корабля составляла 84 % по корпусу. Большинство механизмов корабля (аналогично механизмам ''Paolo Emilio") были использованы для снабжения достраивавшегося в Генуе авианосца "Aquilla". В июле 1944 года недостроенный корпус крейсера был сильно поврежден во время воздушных налетов авиации союзников и в результате вскоре затонул из-за поступления воды. Официально крейсер был исключен из списков итальянского флота 10 октября 1947 года.

 

ULPIO TROIANO

Уже после спуска на воду строительство крейсера остановлено не было. Однако крейсер не дожил до полной готовности. Ночью 2/3 января 1943 года между 2 и 3 часами британские боевые пловцы (морские диверсанты) смогли подложить под днище крейсера, стоящего в гавани Палермо, заряды взрывчатого вещества. Взрыв, произошедший за несколько минут до 8 часов утра 3 января, разорвал крейсер на две части, которые почти сразу же затонули. Уже в 07.58 крейсер перестал существовать. Официально крейсер был исключен из списков флота 27 февраля 1947 года.

 

CAIO MARIО

Вскоре после спуска на воду работы на крейсере были остановлены. Недостроенный корпус был отбуксирован на отстой в Ла Специю (по другим данным в Геную) и использовался как угольный склад. В начале 1943 года его судьба должна была измениться — тогда по распоряжению главного командования итальянского флота (Supermarina) крейсер должен был стать седьмым в серии вместо погибшего "Ulpio Traiano". Однако работы на нем так и не были продолжены (по некоторым сведениям начало работ специально саботировалось антифашистскими организациями и движением сопротивления), и к моменту таключения перемирия 9 сентября 1943 года он по прежнему находился в Ла Специи, загруженный топливом. В таком состоянии он был захвачен немцами. В апреле 1945 года когда порт был освобожден, затопленные обломки корабля были обнаружены в достроечном бассейне Abruzzi военно-морского арсенала. Так как, по признанию итальянцев, следов взрыва корпус корабля обнаружено не было предполагается, что недостроенный крейсер затонул сам, в результате поступления воды через разошедшиеся швы и иные, возможные пробоины.

Официально крейсер был исключен из списков итальянского флота 23 мая 1947 года распоряжением Председателя временного правительства Италии.

 

CLAUDIO TIBERIO

Строительство крейсера остановлено в июне 1940 года. По отчетным заводским документам уже собранные конструкции разобраны на стапеле в период между 24 декабря 1941 года и 18 февраля 1942 года.

PAOLO EMILIO

Строительство крейсера было остановлено еще на ранней стадии постройки в июне 1940 года. Уже собранные конструкции разобраны на стапеле в период между 20 октября 1941 года и 10 февраля 1942 года. Полностью готовые машины для крейсера, вместе с механизмами "Cornelio Silla", были отправлены в Геную, где их предполагалось использовать на строящемся авианосце "Aquilla".

 

CLAUDIO DRUSO

Строительство крейсера остановлено в июне 1940 года. Уже собранные конструкции разобраны на стапеле в период между 16 декабря 1941 года и 30 апреля 1942 года.

 

VIPSANIO AQRIPPA

Строительство крейсера остановлено в июне 1940 года на ранней стадии постройки. Уже собранные конструкции разобраны на стапеле в период между 1 июля 1941 года и 20 августа 1942 года.

 

 6. Послевоенная служба.

 По решению тройственной комиссии 1948 го­да два легких крейсера типа "CapitaniRomani" подле­жали передаче флоту Франции. В связи с этим 26 июля 1948 года "AttilioRegolo" был исключен из спи­сков итальянского флота и вскоре ушел из Ла Специи в Тулон, куда прибыл 1 августа того года. Там он был зачислен в состав флота Франции - первоначально под регистрационным номером "R-4". Через неделю, 9 августа 1948 года из списков итальянского флота был исключен "ScipioneAfricano", также находивший­ся в Ла Специи в ожидании своей участи. 15 августа он прибыл в Тулон и был зачислен в состав флота Франции под регистрационным номером " S-7".

 

1948 года на крейсерах были подняты француз­ские военно-морские флаги, при этом корабли полу­чили новые имена - "AttilioRegolo" стал называться "Chateaurenault", a "ScipioneAfricano" - "Guichen". В 1951-1954 годах корабли прошли обширную модернизацию на верфи в Ла Сейне. Объем работ включал полное изменение артиллерийского и торпедного вооружения, а также радио­электронного и радарного оборудования.

В 1958 году "Chateaurenault" и "Guichen" прошли следующую модернизацию, целью которой стало переоборудование кораблей исключительно в корабли управления. При этом с кораблей были сня­ты кормовые 105-мм орудия и оба кормовых торпед­ных аппарата. Вместо них были более развиты над­стройки, что сильно увеличило объемы помещений для размещения новых служб.

В качестве кораблей управления они служили недолго. Уже 1 апреля 1961 года из списков флота был исключен "Guichen", а через полтора года, 1 октября 1962-го и "Chateaurenault". Однако если по­следний вскоре был разобран на металл, то корпус "Guichen" через некоторое время, с 21 июня 1963 года использовался как блокшив, а позже, во второй половине 70-х годов использован при строительстве волнолома в одном из французских портов.

"PompeoMagno", стоявший в Ла Специи вместе с "AttilioRegolo" и "ScipioneAfricano", не был включен в список кораблей, подлежащих разделу и остался в Италии. 1 мая 1948 года приказом Прези­дента республики Италия крейсер был исключен из состава действующего флота и переклассифицирован в портовое судно (блокшив) "FV-1". 15 июня 1949 года он был разоружен, а 1 мая 1950 года исключен из списков флота.

 

С 1 января 1950 года вступила в реализацию первая послевоенная программа кораблестроения, обозначенная как "1-я программа восстановления флота". В числе прочих мероприятий в ней преду­сматривались перестройка и модернизация "PompeoMagno", а также подъем и восстановление однотипно-то крейсера "GiulioGermanico", затопленного в гавани Кастелламаре немцами при их отступлении и офици­ально исключенного из списков итальянского флота 27 февраля 1947 года. Поднятый на поверхность ко­рабль оказался во вполне удовлетворительном со­стоянии и в ожидании ремонта был классифицирован как портовое судно (блокшив) "FV-2".

1 марта 1951 года указом Президента' рес­публики "PompeoMagno" был зачислен в состав итальянского флота под именем "SanGiorgio", a 5 -марта в состав флота был включен "GiulioGermanico" под именем "SanMarco". При этом .оба корабля классифицировались как эскадренные миноносцы (Cacciatorpedinieredi. Squadra). В 1953-55 годах оба корабля прощли модерназацию, получив новое артиллерийское вооружение и радиолокационное оборудование. В 1963-1965 годах "SanGiorgio" прошел вто­ричную модернизацию и был переоборудован в учеб­ный корабль Военно-Морской Академии (AccademiaNavale) в Ливорно.

"SanMarco" закончил службу в 1971 году. Корабль был исключен из списков флота и сдан на слом.

"SanGiorgio" в качестве учебного корабля, ис­пользовался до 1987 года. После 44 лет службы по­следний корабль типа "CapitaniRomani" спустил флаг и вскоре был разобран на металл.

 

 

 

 

7. Список источников.

 

8.  Фотографии и схемы.

 40910_Kapitani_Romani_2.jpg43628_kapitani_romani_1.jpg30556_kapitani_romani_3.jpg66076_Kapitani_Romani_4.jpg61518_kapitani_romani_5.jpg45591_kapitani_romani6.jpg

 

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×