Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Imperialistic

Судно из Гренландии

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
81 публикация
1 177 боёв

Как бы Вы не удивлялись тут, но даже у Гренландии свой флот есть, и что более удивительно, был и во время ВМВ. Сейчас же хотелось поговорить о самом известном корабле "ледяного флота" - "Natsek"

"NATSEK"

Изображение

Изображение

К 1939-му году Гренландия представляла собой полуавтономное государство де-юре являясь частью Дании, не входящее в состав метрополии. Как известно, 9 апреля 1940 года за 6 часов метрополия проиграла свою "битву за жизнь". После этого все контакты датского и гренландских правительств были разорваны. Местная гренландская администрация отказалась подчиняться любым приказам датского коллаборационистского правительства. Гренландия объявила о независимости, власти организовали из охотников и рыбаков десятки санных патрулей и заверили, что любые попытки покушения датчан на суверенитет будут жестко пресекаться. Губернатор Эске Брун решил, что из 22 тыс. жителей острова вполне можно сформировать армию.  В крупных городах и селениях Гренландии произошло несколько стычек между гренландскими патрулями и оставшимися без командования датскими колониальными войсками, деморализованными событиями в метрополии. Но всего за неделю все датские формирования на острове были  разоружены и распущены. Новое датское правительство не выдвигало абсолютно никаких идей в отношении своей бывшей автономии и для западного мира фактически главой Гренландии стал посол Дании в США X.Кауффман, назначенный еще довоенным датским правительством. Он заключил с США и Канадой соглашение, по которому эти страны признавали, несмотря на коллаборационистскую политику, проводимую в годы войны правительством Дании, ее права на Гренландию. Взамен по этому соглашению они получили право на строительство военных баз на острове. Такие базы были нужны во время войны, во-первых, потому, что благодаря им стало возможным установление воздушного моста между США и Англией, по которому союзникам по антигитлеровской коалиции перебрасывались самолеты и другая военная техника. Во-вторых, это давало возможность вывозить из Гренландии в США криолит — минерал, необходимый военной промышленности. В-третьих, союзники стали получать сводки погоды, весьма необходимые для организации бомбардировок Германии. Островная администрация "на ура" приняла это соглашение, так как там взяли внешнеполитический курс на максимальное сближение со своими североамериканскими соседями. И хотя по условиям соглашения, США и Канада признавали остров датским, сама Гренландия предполагала пересмотр этого пункта после войны.   С союзниками гренландцы, надо сказать, не прогадали. В годы войны местное население получало необходимые продукты и иное снабжение не из метрополии, а именно из США и Канады. Закупочные цены на рыбу и продукты овцеводства в этот период вдвое возросли. Гренландцы могли не только удовлетворять собственные потребности в местных продуктах, но и отправлять значительное количество их на экспорт.

[iMИзображение

Гренландия, наши дни.

 

Третий Рейх также имел свои виды на ледяной остров. Для нацистов служба погоды стала жизненно важной сразу же после начала войны. Начатые ими масштабные операции были немыслимы без обладания "ключами предсказания погоды на завтра". "Битва за Англию", "Битва за Атлантику" — здесь были задействованы огромные силы люфтваффе и кригсмарине. А международный обмен метеоданными прекратился. Немецкие метеокорабли один за другим погибали в Северной Атлантике. Автоматические радиометеостанции выходили из строя. Полеты специальных самолетов не восполняли пробелов на синоптической карте, перехват чужих метеосводок оказался делом ненадежным. В обширном регионе от Гренландии до Новой Земли были советские, датские и норвежские метеостанции. Исландию тут же заняли англичане, оставив немцев с носом. То же случилось и с островом Ян-Майен. С точки зрения науки, это тот центр, вокруг которого вращается вся погода Арктики. Войдя в стратегические планы под обозначением "Остров Икс", он стал одной из первых целей англичан в войне. Прибывшую на гидросамолете немецкую метеогруппу они тут же повязали. Немцы не остались в долгу и попытались разбомбить британскую метеостанцию на острове, но вылетевшим на это задание самолетам помешала погода (эпик фэйл :)). Но, пожалуй, самым главным магнитом, объектом самых алчных метеорологических интересов на протяжении всей войны для гитлеровцев оставалась Гренландия. Ценность гренландских синоптических сводок понимали и союзники. Гренландские циклоны и антициклоны играют ведущую роль в формировании погоды. Пытаясь забросить метеогруппу в Гренландию, немцы послали туда норвежский китобойный бот Furenak, но их люди попали в плен сразу после высадки, перехваченные английской канонеркой Fridtjof Nansen. Однако это немцев не остановило и каждые полгода в Гренландию организовывались экспедиции для развертывания метеостанций. На протяжении всей войны им удалось успешно развернуть 12 постоянных метеопунктов.

Изображение

Наиболее значимые немецкие метеостанции в Арктике в 1941-45 гг.

 

Эске Брун ни минуты не сомневался в том, что рано или поздно немцы полезут в Гренландию. Осознавали это и союзники. Еще летом 1940 года Соединенные Штаты Америки начали создавать прообраз гренландских ВМС, а Береговая охрана США выделила гренландцам специальные суда для патрулирования в арктических водах. Их задачей было искать и уничтожать тайные германские радиометеостанции. Первоначально соединение, названное "Гренландским путрулем", возглавил адмирал Эдвард Смит, но потом формирование в полном составе передали в распоряжение гренландского капитана Ива Паульсена. Наземная армия сделалась составной частью этого патруля. Пожалуй, самой важной частью, ибо она непосредственно охраняла землю Гренландии, ее наиболее труднодоступное, суровое и безлюдное восточное побережье, то самое побережье, где всего вероятнее была высадка немецкого десанта. Гренландский патруль состоял из 10 бывших траулеров, спущенных на воду в США, Канаде и Ньюфаундленде, которые стали первыми гренландскими кораблями. Самым крупным и известным кораблем соединения стал сторожевик "Natsek".

 

ТТХ:

Водоизмещение: 225 т

Длина: 33,9 м

Ширина: 6,3 м

Осадка: 4,98 м

Силовая установка: 2 дизеля Fairbanks Morse с общей мощностью 1150 л.с.

Скорость: 11 узлов

Экипаж: 24 человека

Вооружение:    1 x 57-мм орудие

                                 2 x 20-мм орудия

                                 2 x кормовых бомбосбрасывателя

 

                  Деревянный траулер Belmont был построен в 1941 году на верфи Snow Shipbuilding Corporation в Рокленде, штат Мэн. Фактически сразу "Бельмонт" продан американской армии по цене 2122$, переделан в сторожевик, на который добавили минимальное зенитное вооружение и бомбосбрасыватели, и вошел сначала в состав Гренландского патруля, а потом (19 июня 1942 года) стал флагманом юридически сумбурного и непонятного соединения под названием Гренландские ВМС. Корабль был переименован в "Natsek" в честь одного из фьордов в юго-западной части острова и получил флотский номер W-170.
                Экипаж корабля был интернациональным: гренландцы, датчане, американцы, канадцы, капитаном стал 30-летний исландец Магнус Г. Магнуссон. На корабле развивалось два флага, красно-белый гренландский и звездно-полосатый американский в кач-ве благодарности США за создание флота. Портом приписки стала первая специальная гренландская база Нарсарсуак в черте одноименного городка в глубине фьорда Тунуллиарфик и в непосредственной близости от американской авиабазы Blue West One, которая обеспечивала защиту гренландскому порту.

                В боевой биографии корабля числится патруль восточных и юго-восточных границ острова, обнаружение безымянных немецких метеостанций и кораблей. На счету корабля также 2 сбитых немецких самолета (Fw-200C и Bv-138A). "Natsek" был оснащен самым современным радиооборудованием и спокойно мог перехватывать  большинство немецких радиосообщений.

                Патрулирование происходило в самых отдаленных от человека районах Гренландии в тяжелых метеоусловиях и зачастую корабль попадал в снежно-ледовый шторм. 24 ноября после выхода из такого в районе одноименного фьорда (вот совпадение), "Натсек" был вынужден вернуться в Нарсарсуак, где лишь констатировали "плохое состояние корабля". Траулер по рождению, увы, не был приспособлен к работе в таких тяжелых условиях. Капитальный ремонт было решено произвести в Бостоне и 14 декабря "Natsek" в сопровождении систершипа "Nanok" и американского сторожевика "Bluebird" вышли из Нарсарсуака в сторону Бостона. Успешно доплыв до Ньюфаундленда, корабли попали в зону льдов. Более медленный "Блюбёрд" отстал от гренландских кораблей, которые решили не ждать американца и установили курс на пролив Бэлль Иль. На подходе к острову Бэлль началась сильная снежная буря, оба систершипа сильно обледенели, появилась угроза чрезмерного скопления льда на судах, чреватая опрокидыванием. В условиях бури было невозможно убрать лёд с корпуса, к тому же начался сильный снегопад и корабли потеряли визуальный контакт друг с другом. К ночи 17-го декабря на "Наноке" вышел из строя эхалот, а потом одна за другой практически вся радиоаппаратура, связаться с "Натсеком" с помощью прожектора не получилось. Оба корабля по одиночке поплыли вперед. В 03:15 на "Наноке" услышали два хлопка впереди, где плыл гренландский флагман. Экипаж очень испугался, но поплыл на помощь. Добрались до предполагаемого места хлопков только к утру, при этом снова началась буря, проводить спасательные работы было невозможно, да и непонятно, кого надо было спасать, никаких следов взрывов не было. Посчитав, что это был не "Natsek", капитан "Нанок" принял решение плыть дальше на юг, тем более обледенения корабля было уже близким к катастрофическому.  Добравшись до Бостона 19 декабря, оказалось, что "Nanok", первый и единственный из кораблей, вышедших из Нарсарсуака, добрался до пункта назначения. Лишь через неделю (!!!) в Бостоне пришвартовался изрядно потрепанный "Bluebird", а "Натсека" всё не было... В пролив Бэлль Иль направился поисковой корабль ВМФ Канады "Алгонквин", авиация прошерстила все ближайшие воды и острова. Вдоль всего побережья Ньюфаундленда и Лабрадора прошли поисковые операции, благо к тому времени буря стихла, но никаких следов гренландского флагмана или его крушения найдено не было.
                "Натсек" по итогам расследования был признан "потерянным в море", весь экипаж - погибшими. Комиссия пришла к двум версиям вероятного крушения:
1) Скопившийся лед заклинил руль судна, вследствие чего оно могло налететь на скалы (Ньюфаундленд в районе пролива достаточно скалистый) и взорваться.

2) Скопившийся лед деформировал болты в корпусе корабля, вследствие чего "Натсек" потерял водонепроницаемость, а хлопки были звуковыми иллюзиями экипажа.

                 Гренландцы переживали потерю судна, но недолго, было понятно, что бывшие деревянные траулеры будут использоваться максимум до конца войны и будут временными кораблями, и что после её окончания гренландский флот будет состоять из стали и других металлов. Но... Этим планам не суждено было сбыться, Гренландия в 1945-ом году была передана обратно под датское покровительство.

Изображение
Траулер "Belmont" в акватории Рокленда, 1941 г.

 

Изображение

Траулер "Belmont" в акватории Рокленда, 1941 г.

 

 

Изображение
"Natsek" в Нарсарсуаке, осень 1942 г.

 

 

Изображение
Матрос на борту "Natsek'" после выхода из снежного шторма, ноябрь 1942 г.

 

 

Изменено пользователем Imperialistic
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
81 публикация
1 177 боёв

А где фотки?Больше информации товарищ!

 

Во-первых, фотографии на месте ссылок, разве не видно?

Во-вторых, это вся известная информация о данном корабле, нарытая на американских, датских и гренландских форумах.

 

P.S. SOS! Почему фото с хостинга не отображается? А только как ссылки типа 6048602.jpg?

Изменено пользователем Imperialistic

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
475 публикаций

ТС молодец, интересно, +

 P.S. SOS! Почему фото с хостинга не отображается? А только как ссылки типа 6048602.jpg

 Лично я пользуюсь этим

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
20 публикаций
1 179 боёв

 

Во-первых, фотографии на месте ссылок, разве не видно?

Во-вторых, это вся известная информация о данном корабле, нарытая на американских, датских и гренландских форумах.

 

P.S. SOS! Почему фото с хостинга не отображается? А только как ссылки типа 6048602.jpg?

http://radikal.ru сюда заливаете. А на форуме нужно пользоваться функцией вставки картинки, и не нужно теги писать тогда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
81 публикация
1 177 боёв

ТС молодец, интересно, +

 Лично я пользуюсь этим

 

 

Я тоже этим пользуюсь...

http://radikal.ru сюда заливаете. А на форуме нужно пользоваться функцией вставки картинки, и не нужно теги писать тогда.

 

Эм...Что такое теги? Это не первая моя тема на форуме, с остальными всё было нормально, а эта глючит...Радикал не помогает, просто так же прописывается ссылка на картинку в радикале, без вставки её сюда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 198 публикаций

Спасибо интересно написано. С фото ссылку всавляйте в свойство изображения, что рядом с кнопкой видео ютуба, мне помогло. Должно появиться.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
81 публикация
1 177 боёв

Наконец-то добавились все фотографии, теперь тема логически завершенная)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×