Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
dimannt1

Малый противолодочный корабль «Суздалец» (МПК-118) проекта 1124М.

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

4
[TPBR]
Старший альфа-тестер
19 публикаций
1 733 боя

Малый противолодочный корабль «Суздалец» (МПК-118) проекта 1124М.

 

001.jpg

p7228453.jpg100_9516.jpg100_7595.jpg

 

     Для Военного-морского флота России этот корабль воистину уникален. За 27 лет своей службы он принял участие в двух войнах, провел десятки конвоев, сражался с береговыми батареями и кораблями противника. Только в 1989 – 1990 годах этот небольшой корабль провел на боевой службе в общей сложности 318 суток! Не смотря на то, что он был изначально предназначен для действий вблизи своих берегов и баз, ему пришлось в течение долгих месяцев бороздить враждебные воды Красного и Средиземного морей. Впрочем, обо всем по порядку…

 

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

 Идея создания специализированного скоростного противолодочного корабля ограниченного водоизмещения получила развитие в советском ВМФ на рубеже 50-60-х гг XX века, когда появление за границей подводных лодок нового поколения потребовало принятия эффективных мер для противодействия практически во всех операционных зонах, в том числе и ближней. Так зародился принципиально новый класс боевых кораблей отечественного флота - малые противолодочные корабли (МПК), предназначенные для борьбы с подводным противником в прибрежных районах, вблизи военно-морских баз и пунктов базирования.

     В ходе конструкторских работ основное внимание уделялось выбору наиболее оптимальных обводов корпуса корабля, стандартное водоизмещение которого первоначально не должно было превышать 800 т. В ходе многочисленных экспериментов специалисты ПКБ установили, что для достижения требуемой скорости, в 35 узлов, наиболее выгодными являются так называемые комбинированные обводы, сочетающие в себе все преимущества остро- и круглоскулых корпусов.

     Не менее сложную форму придали и надводному борту; вдоль которого для уменьшения заливаемости и забрызгивания шли сглаженные продольные выступы. Кроме того, на мореходности корабля должны были благоприятно сказываться нетрадиционная седловатость палубы, а также наличие протяженной, занимающей всю ширину корпуса носовой надстройки, придавшие им характерный внешний облик.

     Повышенное внимание уделялось конструкции главной энергетической установки, разрабатываемой под руководством А.Кунаховича и А.Мышакина. В качестве двигателей экономического хода в состав ГЭУ включили 2 дизеля марки М-507А мощностью 10 тыс. л.с. каждый, работавшие на бортовые валы, а в качестве форсажного - газотурбинный двигатель (ГТД) М-8М мощностью 18тыс.л.с., приводивший вовращение средний вал. Как под обоими дизелями, так и под ГТД корабль мог развивать скорость до 20-22 узл., а при задействовании всех трех агрегатов, управление которыми было дистанционным, - свыше 35.

     Состав вооружения и гидроакустических средств корабля во многом определялся моделью его боевого применения, состоявшей из нескольких этапов - гидроакустическая разведка на ходу, глубокое прослушивание “на стопе”, обнаружение ПЛ, быстрый выход в район ее предполагаемого нахождения и атака бортовыми средствами ПЛО.

     Основой противолодочного вооружения корабля стали 2 поворотных двутрубных 533-мм торпедных аппарата ДТА-5Э-1124, размещенных побортно на верхней палубе позади носовой надстройки. Увеличение калибра ТА (по сравнению с 400-мм торпедными аппаратами) позволило использовать для поражения подводных лодок противника более мощные торпеды, в том числе и самонаводящиеся СЭТ- 65 с максимальной скоростью хода до 40 узлов. Их наибольшая дальность хода составляла около 15 км, а масса боевого зарядного отделения (БЗО) - 200 килограммов.

В качестве вспомогательного оружия ПЛО на носовой надстройке “Альбатроса” установили две 12-ствольные РБУ-6000, способные осуществлять залповую, групповую и одиночную стрельбу неуправляемыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60 на дальность до 6 км. Боевая часть бомбы (масса ВВ - 23,5 кг), оснащенная ударно-дистанционным взрывателем УДВ-60, обеспечивала эффективное поражение практически всех существовавших в то время типов ПЛ на глубине до 400 метров.

     Средства самообороны малых противолодочных кораблей проекта 1124 были представлены двумя комплексами вооружения: зенитным ракетным (ЗРК) малой дальности “Оса-М” и артиллерийским АК-725-МР-103.

     Уже в ходе серийного строительства, начиная с 13-го корпуса, МПК пр. 1124 начали оснащать новым арткомплексом АК-725-МР-123, включавшим, помимо АК-725, 30-мм шестиствольную артиллерийскую установку АК-630 с дальностью стрельбы до 4 км, предназначенную для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней зоне обороны. Управление обеими АУ осуществлялось РЛС МР-123 “Вымпел”.

Появление в составе советского ВМФ новых кораблей не ускользнуло от внимания специалистов НАТО, присвоивших им условное название “Grisha”, вскоре перекочевавшее во все зарубежные справочники.

     Многолетний положительный опыт эксплуатации кораблей проекта 1124 доказывал необходимость их дальнейшего развития, и в 1976 г. специалисты Зеленодольского ПКБ разработали усовершенствованный проект МПК с индексом 1124М (“Grisha-5”). Изменения коснулись главным образом состава вооружения - на новые корабли вместо АК-725 устанавливались одноствольные 76-мм АУ АК-176 с дальностью стрельбы 15,7 км, а ЗРК “Оса-М” уступил место более совершенному “Оса-МА”. В комплексе ГАС подкильную МГ-322 “Аргунь” заменили станцией “Платина”, а РЛС “Рубка” - РЛС “Фрегат” с фазированной антенной решеткой.

Для ликвидации перегрузки пришлось снять одну РБУ-6000. Строительство кораблей этой модификации началось в 1982 году и продолжалось до 1994 года. Всего флотам было сдано 20 кораблей.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

01.jpg

Водоизмещение, тонн

Стандартное 920

Полное 1065

Основные размерения, м

• длина наибольшая (по КВЛ) 71,12 (66)

• ширина наибольшая (по КВЛ) 10,15 (9,5)

• осадка наибольшая 3,64

Главная энергетическая установка - дизель-газотурбинная с совместной работой маршевых и форсажных двигателей, 1 ГТУ М-8М мощностью 18 000 л.с.

2 дизеля М-507А-1 по 10 000 л.с.

Скорость хода, уз:

• наибольшая 32

• экономическая 14

Дальность плавания, миль 2750 миль при 14 узлах

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров) 89 (9)

 

Вооружение

Зенитное ракетное:

ЗРК «Оса-МА»

• ПУ 1x2 (ЗИФ-122)

• ЗУР 9М-ЗЗМ – 20

СУО 4Р ЗЗМА

Артиллерийское:

• 76,2-мм АУ АК-176М - 1х1 (550 выс.), 30-мм ЗАК АК-630М - 1x1 (2000 выс.)

СУАО «Вымпел-А» (MP-123-01),

Противолодочное:

• РБУ-6000 «Смерч-2» - 1 х 12 (РГБ-60 – 48),

 2 x 2 – 533-мм ТА (ДТА-53-1124 с системой телеуправления КТУ-71) боезапас 4 торпеды 53-65К или СЭТ-65 или ТЭСТ-71УМ

Радиоэлектронное:

– КСУС «Дракон»

– РЛС обнаружения надводных и воздушных целей «Топаз-2В» (МР-320В)

– станция РТР «Бизань-4Б»

– СППП. 4 х 10 – 122мм (ПК-10) + 2 х 16 – 82мм (ПК-16)

– навигационная РЛС «Дон»

  • ГАС с подкильевой антенной «Платина-С» (МГ-335С)
  • ГАС с опускаемой антенной «Шелонь-Т» (МГ-339Т)
 

БОЕВАЯ СЛУЖБА

Корабль был заложен на заводе «Ленинская кузница» в Киеве 1 августа 1981 года, спущен на воду 27 марта 1983 года и 3 ноября того же года вошел в состав 400-го дивизиона противолодочных кораблей 68-й бригады кораблей ОВР ЧФ. С 10 апреля 1984 года по 15 февраля 1992 года носил наименование «Комсомолец Молдавии».

С 29 декабря 1984 года в течение 32 суток корабль успешно выполнил свою первую боевую службу - в Чёрном море, у входа в пролив Босфор. В следующем году выполнил вторую боевую службу в том же районе, по результатам которой был признан отличным кораблём. В 1986 году третья боевая служба, на этот раз в Средиземном море, снова был объявлен отличным кораблём. В 1989 году очередная боевая служба у Босфора, протяженностью в 68 суток. Следующий год для «Комсомольца Молдавии» стал особенно тяжелым – в 1990 году он находился в компании целых 250 суток!

В это время в Районе Африканского Рога ситуация накалилась до предела – в Эфиопии (а это был главный союзник СССР в этом регионе) бушевала гражданская война. Одна из ее провинций – Эритрея (кстати, бывшая итальянская колония), в лице Народного фронта освобождения Эритреи (EPLF), пыталась добиться независимости военным путем, а СССР всячески поддерживал Центральное правительство Эфиопии. Поддержка эта имела давнюю историю и к концу 80-х годов зашла очень далеко. Большое количество советских военных советников находилось в рядах Армии Эфиопии и напрямую принимало участие в военных действиях (некоторые из них погибли или оказались в плену у мятежников). О поставках оружия и военной техники говорить даже не имеет особого смысла – они носили массовый и всесторонний характер. Однако, центральное правительство, не смотря на все это, войну безнадежно проигрывало, а буквально в самом эпицентре жестоких сражений находилась база нашего Флота!

Дело в том, что с 1978 года на основании межправительственных соглашений на острове Нокра в архипелаге Дахлак был создан  пункт - материально технического обеспечения (933-й ПМТО в/ч 90245) ВМФ СССР. База изначально предназначалась для  ремонта  советских  подводных  лодок, оперирующих в зоне Индийского океана, а потом  была переоборудована для обслуживания надводных кораблей ВМФ Советского Союза и других стран.

Таким образом, СССР приобрел свои «заморские территории». Расположены они были очень удачно со стратегической точки зрения и крайне не удачно с тактической – в самом центре паутины морских путей контрабандного снабжения оружием эритрейских сепаратистов. Добраться до ПМТО можно было либо по морю, либо через столицу Эритреи Асмару, которая находилась в плотной блокаде сепаратистов. Интересно, что при итальянцах на Дахлаке была каторжная тюрьма…

Итак, перед Советским Союзом, впервые в его истории, встала задача защиты дальней «заморской территории». С февраля 1980 года боевые десантные группы (БДГ) морской пехоты (в основном усиленные роты из состава 55-й дивизии МП КТОФ), сменяя друг друга, примерно раз в шесть месяцев, перманентно несли охрану этого пункта базирования. С февраля 1985 г. и до оставления базы в мае 1991 года, боевые группы ПДСС ОВР ЧФ сменяя друг друга каждые 9 - 10 месяцев вели противодиверсионное обеспечение ПМТО.

Для доставки БДГ и их обеспечения использовались БДК и ТДК, при этом десантные корабли не находились постоянно в ПМТО, а высадив боевую десантную группу уходили, и выполняли задачи боевой службы в составе 8-й оперативной эскадры, заходя в ПМТО лишь по необходимости.

Наличие в непосредственной близости от ПМТО такой мощной силы, как 8 ОЭ, без сомнения, придавало ПМТО дополнительную боевую устойчивость. Однако, несмотря на это, к весне 1988 года ситуация на море стала накаляться. «Флот» сепаратистов состоял из многочисленные моторных «джонок», вооруженных, как правило, 107 мм американскими  безоткатными орудиями, крупнокалиберными пулеметами М-2 «Браунинг», или несколькими направляющими для РС. Все это очень напоминало «флот» современных сомалийских пиратов, только действовали эритрейцы намного жестче и агрессивнее, чем их нынешние сомалийские последователи. Береговая линия Эритреи и острова у побережья, такие, например, как архипелаг Дахлак, где и располагался наш ПМТО, обеспечивали идеальные условия для скрытого базирования «москитного флота» EPLF. Опираясь на свои секретные базы, сепаратисты в конце мая 1988 начали нападения на суда, шедшие в или из порта Асэб. В частности, 31 мая в проливе Массауа - Северный такому нападению подвергся шедший из Персидского  залива танкер Балтийского флота «Олекма» (командир А.Н. Иванов). Судно получило заметные повреждения, один член экипажа при этом погиб.

И тут возникла ситуация, аналогичная той, что имеет место сейчас в районе Африканского Рога. Не смотря на постоянное присутствие в районе мощной группировки современных боевых кораблей океанской зоны, безопасность судоходства обеспечить в полной мере не удавалось,

Для решения этой проблемы ВМФ СССР с июня 1988 года начал постоянное базирование на 933-й ПМТО одного боевого корабля из состава КЧФ. В частности, в феврале 1989 года из Севастополя с этой целью вышел артиллерийский катер АК-312 (бортовой номер 172), проекта 205П из состава 165 ДПЛК 141 БР КОВР Керченско-Феодосийской ВМБ. На нем перед выходом провели капитальный ремонт, дополнительно установили два крупнокалиберных пулемета "Утес".

За время службы в ПМТО на этом корабле успели «повоевать» три экипажа, и если вначале все проходило спокойно, то последнему экипажу, которым командовал капитан-лейтенант Н.Белый, повоевать пришлось в буквальном смысле этого слова.

Именно этот корабль и сменил 1 августа 1990 года герой нашего повествования МПК «Комсомолец Молдавии» (командир капитан 3 ранга С.В.Старый с октября месяца капитан-лейтенант Д. Б. Брастовский). Его первая, по настоящему, «боевая» служба продлилась до 7 декабря 1990 года. Сразу по прибытию экипаж корабля»включился» в боевую работу.

19 октября 1990 года МПК сопровождал очередной конвой в составе двух больших десантных кораблей (БДК-14 и БДК-101), танкера «Шексна» (ДКБФ) и МТЩ «Параван» (КТОФ). В 14.30 конвой был обстрелян береговыми батареями с о. Асарка - Северная и мыса Кароли. По головному «Комсомолец Молдавии» было выпущено 6 снарядов и 3 неуправляемые ракеты (типа «Град»). Прошли мгновения для принятия решения. Командиру ракетно-артиллерийской боевой части старшему лейтенанту Сергею Потанину поступает команда: «Огонь!» Скорострельное автоматическое 76,2 мм артиллерийское орудие - мощное оружие. Меньше чем за минуту выбрасываются сотни килограммов раскаленного металла. Участок побережья, где была позиция батарей противника, словно растворился в огненно-дымных клубах. Еще немного, и огромный взрыв береговой батареи и снаряда с боепитанием поставил точку в этом стремительном бою. В тот день по противнику МПК растрелял 100 76.2 мм снарядов главного калибра. С тех пор сепаратисты ни разу не рискнули более, связываться со злым «Комсомольцем Молдавии». За период боевой службы «Молдаван» провел более 30 конвоев, обеспечивая охрану советских судов. По итогам выполнения задач Родина высоко оценила действия моряков в боевых условиях. По результатам этой боевой службы командир корабля капитан 3 ранга С.В. Старый и ставший начальником штаба дивизиона — были награждены орденом Красной Звезды, а старшина 1 статьи А.И. Хакимов — был награждён медалью Нахимова. Ещё 10 членов экипажа корабля были награждены различными правительственными наградами СССР.

После возвращения с боевой службы на Родины, корабль был определён в ремонт и простоял у стенки Севморзавода долгих 6 лет.

С 15 февраля 1992 года МПК было возвращено наименование «МПК-118», а в июне 1997 на нем был поднят Андреевский флаг. 5 апреля 1999 года кораблю было присвоено наименование «Суздалец». В течение шести лет подряд, с 1998 по 2003 годы, он принимал участие в военно-морских парадах на День ВМФ РФ. В 2004 году «Суздалец» прошел средний ремонт на Туапсинском СРЗ.

В августе 2008 года в числе других кораблей ЧФ РФ МПК «Суздалец» принял участие в операции по принуждению Грузии к миру. В частности, утром 10 августа 2008 года он на выходе из Поти обстрелял из ЗРК «Оса-МА» (по некоторым данным всего было выпущено 4 ракеты) отряд из трех грузинских катеров, пытавшихся уйти из Поти в Батуми. Вполне возможно, что именно к этому боестолкновения относятся данные грузинской стороны (журнал "Арсенал" №17, 2008), о безвозвратной потере в море грузинского гидрографического катера №82 (DHK-82), проекта Г1415 «Фламинго» (бывшего БГК-1628 ВМФ СССР), который загорелся и после оставления экипажем сдрейфовал на мель, где полностью выгорел.

На данный момент МПК «Суздалец» входит в состав 400-го дивизиона противолодочных кораблей 68-й бригады кораблей ОВР Черноморского флота России. Базируется на Город – Герой Севастополь. Бортовой номер – 071.

 

Командиры корабля в разные годы:

1983—1985 — капитан-лейтенант Вербицкий И. В.

1985—1988 — капитан-лейтенант Боровиков С. Н

1988—1990 — капитан-лейтенант Старый С. В.

1990—1993 — капитан-лейтенант Брастовский Д. Б.

1993—1995 — капитан-лейтенант Бубенец К. В.

1995—1998 — капитан-лейтенант Максин А. В.

1998—2001 — капитан-лейтенант Чумак К. В.

2001—2003 — капитан 3 ранга Окунь А. А.

2003—2009  капитан-лейтенант Джанунц В. С.

2009 — капитан 3 ранга Благодарный Н.Ж.

 

ССЫЛКИ:

http://flot.sevastopol.info/ship/mpk/mpk118.htm

http://russian-ships.info/about/

http://alerozin.narod.ru/red.htm

p7228453.jpg

01.jpg

100_9516.jpg

100_7595.jpg

001.jpg

Изменено пользователем dimannt1
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
7
[E-NOT]
Альфа-тестер
39 публикаций

Ты конечно молодец но есть одно но 

254a0a8772db.jpg

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4
[TPBR]
Старший альфа-тестер
19 публикаций
1 733 боя

Ты конечно молодец но есть одно но 

254a0a8772db.jpg

 

 

Гглавный критик форума?
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
79
[TPBR]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
254 публикации

ОООооо "Суздалец", сталкивался я с этим кораблём в августе 2008.

 

аФтору +

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
7
[E-NOT]
Альфа-тестер
39 публикаций

 

Гглавный критик форума?

 

Нет но просто работать клавишами ctrl+c и ctrl+v не совсем хорошо  я ничего против не имею просто учти на будущие

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2
[BOB-S]
Бета-тестер
12 публикаций
772 боя

Нормальный материал и не важно как, но он есть.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
79
[TPBR]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
254 публикации

 

Нет но просто работать клавишами ctrl+c и ctrl+v не совсем хорошо  я ничего против не имею просто учти на будущие

 

да ладно вам. я вот например нашёл свою информацию по некоторым кораблям на сайте http://russian-ships.info/about/ с той ошибкой которую я писал на своём сайте. я то потом её исправил, а они так и нет уже 2 года)))
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
7
[E-NOT]
Альфа-тестер
39 публикаций

 

да ладно вам. я вот например нашёл свою информацию по некоторым кораблям на сайте http://russian-ships.info/about/ с той ошибкой которую я писал на своём сайте. я то потом её исправил, а они так и нет уже 2 года)))

 

Тут я с тобой согласен  просто читать неприятно когда человек всё скопировал и вставил надо хоть чтобы немножко своими словами 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4
[TPBR]
Старший альфа-тестер
19 публикаций
1 733 боя

 

Тут я с тобой согласен  просто читать неприятно когда человек всё скопировал и вставил надо хоть чтобы немножко своими словами 

 

а что было сделано Вашими силами?
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
79
[TPBR]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
254 публикации

 

Тут я с тобой согласен  просто читать неприятно когда человек всё скопировал и вставил надо хоть чтобы немножко своими словами

 

Не помню когда мы пили с Вами на брудершафт что бы Вы мне "тыкали"...

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 604 публикации

 

Нет но просто работать клавишами ctrl+c и ctrl+v не совсем хорошо  я ничего против не имею просто учти на будущие

 

Хм.... Я бы посмотрел на вашу тему... Без коировать и вставить... Думаю у вас все получится.

Прежде чем что нибудь говорить, сделайте сами)

Совет на будущие...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
79
[TPBR]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
254 публикации

 

Хм.... Я бы посмотрел на вашу тему... Без коировать и вставить... Думаю у вас все получится.

Прежде чем что нибудь говорить, сделайте сами)

Совет на будущие...

 

Да сделал уже - http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/10078-%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d0%be%d1%81%d0%b5%d1%86-%c2%ab%d1%80%d1%8d%d0%bd%d0%b4%d0%be%d0%bb%d1%8c%d1%84%c2%bb-cv-15-%d1%82%d0%b8%d0%bf%d0%b0-%c2%ab%d1%8d%d1%81%d1%81%d0%b5%d0%ba%d1%81%c2%bb/

Продержалась она 23 минуты)))

Потому что тупо была скопирована с англоязычной ВИКИ, а вот в переводе исправить "косяки" даже не удосужился.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×