67 Starco Альфа-тестер 528 публикаций 4 450 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 22 окт 2014, 20:08:51 Подводные лодки типа "Сом" Создания ПЛ типа "Сом" Фирма "Holland Torpedo Boat& C" основанная в 1895 году американцем Джоном Холландом (1841 - 1904 годах) построила в 1899 году первую автономную подводную лодку "Fulton", вошедшую в состав военно-морского флота США 11 апреля 1900 года. Невский судостроительный и механический завод в Санкт-Петербурге очень заинтересовала эта лодка, переговоры с компанией окончились 12 сентября 1903 году подписанием договора. За символическую плату 1 рубль (цена гербового сбора, обе стороны не смогли определить стоимость доллара) правление приобрело право постройки подводных лодок для российского флота сроком на 25 лет. 10 февраля 1904 года на Невском судостроительном и механическом заводе в Петербурге было предложило Морскому техническому комитету построить подводные лодки по проекту "Fulton". 28 апреля 1904 года, у фирмы"Holland Torpedo Boat& C" была куплена подводная лодка проекта "Fulton", которой позже было присвоено новое наименование "Сом". Ходовые испытания, прошедшие в проливе Бьорке-Зунд завершились успешно, и подводная лодка "Сом" (по приказу Морского министерства новое название было присвоено 31 мая 1904 года) перешла в Санкт-Петербург. Spoiler Подводная лодка типа "Сом" 1901 годЗаложена на верфи "Holland Torpedo Boat С" в Сан-Франциско (США) под наименованием "Fulton"; 1901 год 12 июняСпущена на воду; 1902 год - апрель 1905 года 1902 год 28 апреляВышла из Нью-Йорка в Чесапикскую бухту в сопровождении парохода "Норфолк". В самом начале этого перехода на лодке произошел взрыв скопившегося в прочном корпусе "гремучего газа", вызванный электрической искрой. Корабль серьезных повреждений не получил, но через выбитые заклепки соленая забортная вода попала в аккумуляторы, вызвав образование ядовитого хлорного газа. Командир, четверо подводников и австрийский морской офицер получили ожоги. Экипаж был отравлен хлорным газом; до 1904 годаИспытания лодки в рекламных целях; 1904 год 28 апреляС Невским заводом, как с представителем фирмы "Голланд", был заключен договор на покупку ПЛ с доставкой ее в готовом и исправном виде без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря; 1904 год 31 маяПриказом Морского ведомства получила название "Сом". Зачислена в списки кораблей Сибирской флотилии; 1904 год 13 июняБыла отправлена из Америки на пароходе "Менатик" под названием "паровой котел"; 1904 год 1 июляПрибыла в Кронштадт в адрес директора Невского завода. Из Кронштадта "груз" отправили в Петербург на Невский завод, где на лодку были установлены аккумуляторы и снятые при транспортировке механизмы; 1904 год 6 сентябряЗавершение сборки лодки; 1904 год 26 сентябряПерешла в Бьерке-Зунд, где были проведены ходовые испытания. Комиссия признала лодку годной "для прибрежной обороны"; 1904 год 10 октябряПерешла в Морской канал, где приступила к обучению экипажей; 1904 год 15 ноября - 29 декабряБыла погружена на специальную железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток, куда прибыла 29 декабря 1904 г; 1905 год 1 февраляВо Владивостоке ПЛ была окончательно собрана, испытана и готова к плаванию, однако ее боевое использование задержалось из-за отсутствия торпед. 1905 год 9 февраляК Владивостоку близко подошли японские корабли. ПЛ был дан приказ выйти в море и атаковать неприятеля, но из-за отсутствия торпед приказ пришлось отменить. В этот период лодка отрабатывала боевые задачи; 1905 год февральВ середине февраля ПЛ вместе с ПЛ "Дельфин" выходила на разведку без торпед; 1905 год 27 мартаВ Бухте Владивостока участвовала в учениях по прорыву противолодочной сети на рейде Владивостокска. Прорвав сеть ПЛ всплыла, произвела условный пуск торпеды и с частью сети, которая опутала корпус дошла до пристани порта; 1905 год 29 мартаПрибытие во Владивосток торпед; 1905 год 13 апреляПроизвела первую практическую стрельбу, торпеды вышли нормально; 1905 годВо время русско-японской войны боевая деятельность ПЛ сводилась к несению дозорной службы, ведению ближней разведки и охране своего побережья в районе Владивостока. ПЛ за 6 месяцев боевых действий прошла 1318 миль над водой и 93 мили под водой, удалялась от Владивостока на расстояние до 120 миль. Наибольшая продолжительность пребывания лодки в море составила 8 суток, из них под водой 16 час. 35 мин., при наибольшей продолжительности пребывания под водой до 1,5 часов; 1905 год 29 апреля Первая попытка атаковать противника торпедами была предпринята во время русско-японской войны подводной лодкой «Сом». Вместе с подводными лодками "Касатка" и "Дельфин" в районе бухты Преображения, в 70 милях от Владивостока. Лодка была замечена двумя японскими миноносцами, под обстрелом быстро погрузилась и предприняла попытку выйти в атаку. Однако туман и высокая скорость кораблей противника не позволили осуществить пуск торпеды. Данный эпизод – единственное боевое столкновение подлодок Владивостокского отряда с противником за весь период боевых действий. Но сам факт наличия в русском флоте подводных лодок послужил хорошим сдерживающим фактором для японского флота относительно нападения на Владивосток. Фото июнь 1905 - 1915 год 1905 год 13 июняВошла в состав Отдельного отряда миноносцев Владивостокского отряда крейсеров; 1905 год 16 августаВыход из строя бензинового двигателя (на полном ходу, по вине экипажа); 1905 год август - октябряРемонт двигателя; 1906 год 19 мартаОтнесена к классу подводных лодок; 1913 годПрошла капитальный ремонт; 1914 год декабрьПЛ "Сом" и "Щука" срочно погрузили на железнодорожные платформы и вместе с командами отправили в Севастополь, куда они прибыли в первой половине января и были включены в состав Черноморского флота. Обе ПЛ совершили переход из Севастополя в Одессу, где их включили в систему обороны порта; 1915 год январь - июль"Сом" и "Щука" поочередно несли дозорную службу на дальних подступах к порту; 1915 год июльПодводные лодки была погружена на железнодорожную платформу и отправлена на Балтику в Петроград и была включена в состав Балтийского флота. Из Петрограда своим ходом пришла к новому месту базирования - базу Мариэхамн. Подводные лодки неоднократно выходила на дежурство утром на рассвете, а с темнотой возвращаясь на базу. 1916 год 10 маяВ 4 часа утра ПЛ "Сом", осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, Подводная лодка погибла при подводном столкновении со шведским пароходом "Ингерманланд". Как засвидетельствовал капитан парохода "Ингерманланд", он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что его хотят осмотреть, капитан застопорил ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и ее экипаж - 2 офицера и 16 нижних чинов. Командиры: 1. Калдвелл Х.Х ( ..-04.1902)2. Трубецкой В.В. (13.09.1904-02.11.1905-01.02.1906)3. Штер А.П. (22.10/02.11.1905-23.02.1906)4. Домерщиков М.М. (22.08-12.06.1906)5. Блюменталь В.И. (01.07.1907-1907)6. Майдель 2-й В.Э., барон (08.01.1907-15.12.1907)7. Лагидзе И.Б. (17.12.1907-1907)8. Гаевский Н.-М.Д. (21.05-03.07.1908)9. Голубев В.В. (30.05.1908-13.07.1912)10. Петров С.Н. (08.03-02.05.1910)11. Вальронд 1-й Р.К. (20.07-31.10.1910)12. Лагидзе И.Б. (08.01.1912-...1912)13. Фон Дихт Г.Е. ( 27.07-17.11.1912)13. Бохенский Ф.Ф. (17.11.1912-22.08.1914)15. Копьёв М.В. (19.08.1914-21.03.1916) Параметры и технические характеристики Водоизмещение - надводное - 110 тонн ; подводное - 129 тонн Длина - 20,85 мШирина - 3,66 мОсадка - 2,9 мСиловая установка - 1 дизельный двигатель (4 Т.; 6 Ц.) - 160 л.с. ; 1 электродвигатель – 60 л.с.Скорость - наибольшая в надводном положении 9 узлов, в подводном - 6 узлов ; экономичная скорость в надводном положении - 6 узлов, в подводном -4,5 узла Дальность плавания - в надводном положении - 540 миль при 9 узлах, - 620 миль при 5 узлах ; в подводном положении - 30 миль при 6 узлах, - 50 миль при 4,5 уэлахЗапас топлива - 2,1 т (солярка),аккумуляторные батареи 50 элеменотов - 3600 А. ч.Экипаж - 2 офицера / 2 кондуктора / 18 нижних чинов.Вооружение - носовой торпедный аппарат 457 мм ; 37 мм артиллерийское орудие (установлено в начале войны) - 1; Клептоскоп Герца; прожектор - 30 см. Время всплытия - 2 минутыВремя погружения - до 3,5 минутГлубина погружения - предельная - 30 метров История и развитие проекта 27 февраля 1904 года Невскому заводу был выдан заказ на постройку пяти лодок со сдачей в августе-сентябре 1904 года. Закладка подводных лодок "Щука", "Белуга", "Лосось", "Пескарь", "Стерлядь" типа "Сом" состоялась на Невском заводе 10 мая 1904 года, корпуса лодок строились из отечественных материалов, агрегаты и механизмы закупались в США и на Невском заводе все собирались. Из-за отсутствия опыта постройка этих лодок продвигалась медленно, наблюдение за постройкой стал корабельный инженер Гаврилов И.А., за введением субмарин в строй – лейтенанты Андреев А.А. и Ризнич И.И. Подводная лодка "Щука" тип "Сом" Spoiler 1904 год 10 мая Заложена на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге; 1904 год 5 июняЗачислена в списки кораблей Сибирской флотилии; 1905 год 15 октябряСпущена на воду; июнь 1905 года - август 1915 года 1905 год 17 июняХодовые испытания проводились в Бьерке-Зунде. Подписан приемный акт. Вошла в строй; 1905 год 26 июняСовершила самостоятельный переход из Бьерке-Зунде в Кронштадт. Это плавание дало возможность выявить недостатки лодки и принять меры к их устранению, как на ПЛ "Щука", так и на других строящихся подводных лодках этой серии; 1905 год июльПосле перехода в Петербург лодка была погружена на железнодорожную платформу и отправлена во Владивосток; 1905 год 4 ноября Окончательно собрана во Владивостоке. Вошла в Отдельный Отряд миноносцев Владивостокского Отряда крейсеров; 1905 годВместе с другими лодками использовалась для несения дозора в районе островов Русский и Аскольд и разведки в бухтах; 1906 год 19 мартаОтнесена к классу подводных лодок; 1907 год 21 ноябряЛодка при сильном морозе погружалась и ходила подо льдом. Погружение производилось на чистой воде в полынье, подо льдом лодка ходила в положении под перископом, которым разрезала лед. В результате этих опытов было показано, что плавание в зимнее время и подо льдом возможно и получены некоторые рекомендации по подготовке лодки к такому плаванию; 1913 годПрошла капитальный ремонт; 1914 год декабрь - 1915 год январьВ декабре подводную лодку погрузили на железнодорожную платформу и вместе с командой отправили на Черноморский флот в Севастополь, куда она прибыла в первой половине января 1915 г. Через неделю подводная лодка была готова к выходу в море; 1915 год январь - июль Совершила самостоятельный переход из Севастополя в Одессу, где несла дозорную службу на дальних подступах к порту. Боевую службу на подходах к Одессе лодка несла до июля; 1915 год июль - августБыла вновь погружена на железнодорожную платформу и отправлена на Балтийский флот в Петроград. Из Петрограда своим ходом перешла в Мариенхамн (Аландские шхеры); 1915 - 1916 годИспользовалась для несения дозорной службы, совершила ряд выходов в южную часть Ботнического залива, где обычно дежурили по 3-4 подводные лодки; 1916 годСо второй половины 1916 г. использовалась в учебных целях; 1917 год 25 октябряВошла в состав Красного Балтийского Флота; 1917 год ноябрь - декабрьНаходилась без механизмов в капитальном ремонте в Ревеле; 1918 год 24 - 25 февраляИз-за невозможности вывода оставлена в Ревеле, где была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.Командиры: 1. Ризнич И.И. (26.05-16.08.1905)2. Андреев 1-й А.А. (15.07-05/22.08.1905)3. Фон Ден 2-й К.И. (07.10.1905-04.03.1906)4. Желтухин Н.Ф. (01.03.1906-28.06.1906)5. Блюменталь В.И. (08.01.1907-14.04.1909)6. Лагидзе И.Б. (26.02-31.12.1909)7. Никитин 2-й А.В. (05.11.1909-29.09.1911)8. Бохенский Ф.Ф. ( 29.09.1911-04.05.1912)9. Поздеев Н.Л. (16.02.1912-02.05.1913)10. Садовский Э.Ч. (08.01.1913-...1913)11. Марков 3-й М.В. (22.04/02.05.1913-26.07.1915-17.10.1915)12. Лазаревич-Шепелевич П.И. (26.07.1915-01.05.1917)13. Китаев Н.М. (01.05-15.11.1917)14. Сидоров М. (29.10.1917-1918) Подводная лодка "Белуга" тип "Сом" Spoiler 1904 год 10 маяЗаложена на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге; 1904 год 5 июняЗачислена в списки кораблей БФ; 1905 год октябрьСпущена на воду; ноябрь 1905 года - апрель 1913 года 1905 год 1 ноябряСовместно с подводными лодками "Белуга" и "Лосось" своим ходом в сопровождении кораблей перешла из Петербурга в Либаву для окончательной достройки. Условия плавания оказались тяжелыми - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см. Лодки перенесли этот переход благополучно; 1906 год 19 мартаОтнесена к классу подводных лодок; 1906 год 2 маяВошла в строй. Зачислена в состав Учебного Отряда подводного плавания с базированием на Либаву. Много и успешно использовалась для обучения личного состава; 1908 годПри совместной буксировке учебным судном "Хабаровск", ПЛ "Стерлядь" навалилась на ПЛ "Белуга". Последствием столкновения на ПЛ "Белуга" было небольшое просачивание воды во фланцах систем охлаждения компрессора и бензиномотора и в нескольких заклепках между 13 и 15 шпангоутами.; 1909 годНаходилась на капитальном ремонте, после окончания которого активно использовалась для отработки учебных атак; 1912 годС подводной лодки было выпущено 18 торпед (в цель попало 10); 1913 годВошла в состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря; 1913 год 18 апреляПри входе в устье Либавского канала столкнулась с миноносцем "Внушительный". На лодке была повреждена крышка торпедного аппарата и надстройка, миноносец получил надводную пробоину левого борта, разорвано 4 шпангоута носовой кочегарки; 1913 год 18 маяПроводились испытания приспособлений подачи воздуха с водолазного бота на лежащую на грунте ПЛ. Воздушный шланг был присоединен водолазом к нипелю на командирской рубке. Испытания в целом дали положительный результат, позволили определить требования к системам подачи воздуха на лодки; 1914 годПродолжала интенсивно использоваться в учебных целях и особенно для тренировок в стрельбах торпедами - совершила 45 выходов в море и произвела 48 выстрелов торпедами; 1914 годС началом войны вошла в состав сил Або-Оландской шхерной позиции, несколько раз выходила для боевого патрулирования; 1915 годВ компанию 1915 г. совершила 3 выхода на позиции для боевого патрулирования; 1917 годБазировалась в Мариенхамне (Аландские шхеры); 1917 год 25 октябряВошла в состав Красного Балтийского Флота; 1917 год осеньПЛ перешла в Ревель и была сдана в порт на хранение; 1918 год 24 февраляВ начале 1918 г. ПЛ находилась в Ревеле с разобранными механизмами, где 24-25 февраля 1918 г. была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.Командиры: 1. Андреев 1-й А.А. (29.08.1905-26.07.1907)2. Ризнич И.И. (...11.1905)3. Волков 2-й П.В. (26.07.1907-10.01.1908)4. Нордштейн Н.К. (7/23.01.1908-28.11.1910)5. Циолкевич А.Е. (1910)6. Мессер 1-й И.В. (24.11.1910-31.03/01.05.1914)7. Фон Дихт Г.Е. (25.04.1914-06.06.1916)8. Лазаревич-Шепелевич П.И. (19.05-06.06.1916)9. Хомутов 2-й В.Н. (06.06.1916-31.07.1917) Подводная лодка "Лосось" тип "Сом" 1904 год 10 маяЗаложена на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге; 1904 год 5 июняЗачислена в списки кораблей ЧФ; 1905 год сентябрьСпущена на воду; ноябрь 1905 года - 1913 год 1905 год 1 ноябряСовместно с подводными лодками "Белуга" и "Пескарь" своим ходом в сопровождении кораблей вышла из Кронштадта в Либаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условия оказались тяжелейшими - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см. ПЛ успешно выдержала этот переход; 1906 год 19 мартаОтнесена к классу подводных лодок; 1906 год 25 маяВошла в строй; 1906 год 29 маяВошла в состав Учебного Отряда подводного плавания (формирование отряда началось с февраля месяца) с базированием на Либаву; 1906 год 15 сентябряПЛ посетил Морской министр вице-адмирал А.А. Бирилев; 1906 год 16 сентябряПЛ маневрировала перед императором Николаем II, наблюдавшим с борта парохода "Транзунд". Не обошлось без небольшого происшествия - ПЛ по вине командира навалилась на миноносец "Поражающий" и порвала бакштаг перископа. В целом же показательное плавание оказалось успешным; 1907 год осеньПЛ по железной дороге была переброшена на Черное море, где была зачислена в состав Отдельного дивизиона подводных лодок ЧФ; 1909 год 24 августаВо время учебного плавания в подводном положении в прочный корпус стала поступать забортная вода. ПЛ погрузилась на глубину 24 м с большим дифферентом. Откачать поступающую воду и всплыть удалось только при усиленной работе всех насосов; 1912 - 1913 годНаходилась в капитальном ремонте; 1914 - 1916 годВ период первой мировой войны ПЛ находилась в составе действующего флота, использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь на Балаклаву. Лодка находилась в дежурстве, в море выходила по особому приказанию начальника охраны рейдов, в том числе и для охраны эскадры при ее выходе или возвращении в Севастополь; 1917 год 16 декабряВошла в состав Красного Черноморского Флота; 1918 год февральС февраля находилась в порту на хранении; 1918 год 1 маяЗахвачена германскими войсками; 1918 год 24 ноябряЗахвачена англо-французскими войсками; 1919 год 22 - 24 апреляЗатоплена в районе Севастополя; 1932 год летоВо время тренировочных спусков водолазы ЭПРОНа обнаружили на глубине 57 м три подводные лодки - "Лосось", "Судак" и "Налим". Лодки были подняты. К тому времени они уже утратили свое боевое значение, ценности не представляли и подъем их был осуществлен с целью тренировки водолазов и испытаний новых типов мягких 40-тонных понтонов, поступивших на снабжение ЭПРОНа в 1931г; 1941 - 1945 годВ годы Великой Отечественной войны находилась на грунте в Севастопольской бухте; 1975 годПоднята и сдана Севастопольской базе "Главвторчермета" для разделки на металл.Командиры: 1. Ризнич И.И. (15.07-01.09/20.10.1905)2. Андреев 1-й А.А. (15.09.1906)3. Головин В.И., граф (05.10.1905-1907)4. Белкин 1-й Н.М. (28.03-04.06/06.07.07)5. Быков 2-й Б.А. (06.07.1907-24.03.1908)6. Арбенев Н.А. (24.03.1908-08.04.1911)7. Безкровный Б.С. (...04-...09.1910)8. Дудкин 2-й Г.Ф. (08.04.1911-1915)9. Беляев А.М. (30.10-26.11.1911)10. Пантелеев (Строганов) А.И. (15-13.06.1916)11. Камлюхин А.И. (1916)12. Маслов 2-й А.Е. (1916)13. Леонович С.К. (1917)14. Марков С.М. (1917) Подводная лодка "Пескарь" тип "Сом" 1904 год 10 маяЗаложена на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге; 1904 год 20 июняЗачислена в списки кораблей БФ; 1905 год октябрьСпущена на воду; ноябрь 1905 год - 1912 год 1905 год 1 ноябряСовместно с подводными лодками "Белуга" и "Лосось" своим ходом в сопровождении кораблей перешла из Петербурга в Либаву для окончательной достройки и проведения сдаточных испытаний. Условия плавания оказались тяжелыми - сильный ветер до 7 баллов, высокая крутая волна, низкая температура воздуха, приводящая к образованию ледового покрова до 2,5 см. Лодки перенесли этот переход благополучно; 1906 год 5 февраляВ период достроечных работ в ночь на 5 февраля 1906 г. ПЛ стояла у борта транспорта "Хабаровск". Со стоящей рядом ПЛ "Сиг" было замечено, что у ПЛ "Пескарь" образовался необычно большой дифферент на корму. Причиной образования дифферента явилось поступление воды из-за борта через неисправный клапан вспомогательной помпы (дежурный моторист заснул). Была вызвана команда ПЛ "Пескарь", затопление лодки было предотвращено. Восстановление вышедшего из строя электродвигателя заняло целый месяц; 1906 год 19 мартаОтнесена к классу подводных лодок; 1906 год 25 маяВошла в строй. Зачислена в состав Учебного Отряда подводного плавания с базированием на Либаву; 1907 год июль - августПЛ интенсивно использовалась для обучения личного состава и боевой подготовки. С 10 июля по 15 августа 1907 г. лодка прошла в надводном положении 1100 миль, из них 800 миль самостоятельно. Погода во время этих переходов была самая разная - от штилевой до 5 баллов волнения; 1908 год майПЛ использовалась и для проведения опытов. Так по приказанию морского министра в 1908 г. были проведены опыты "взрыва пироксилина близ подводной лодки для определения действия такового на самую лодку". 16 мая 1908 г. на ПЛ были погружены два барана, два кролика и собака. Лодка стала на якорь вблизи установленного накануне на грунте на глубине 10 м мертвого якоря весом около 10 т. После заполнения балластных цистерн личный состав покинул лодку, крышка боевой рубки была закрыта, на лодку был дополнительно установлен груз весом 1 т. Погружение лодки, имеющей небольшую положительную плавучесть, осуществлялось при помощи выбирания стального троса, укрепленного на корпусе лодки и продетого через шкив мертвого якоря и поданного на килектор. Лодка была погружена под воду на глубину 6-7 метров. Взрывное устройство было помещено на глубине 4 м на расстоянии от ПЛ 100 м и 60 м. Сразу после взрыва трос с килектора стравливали и лодка всплывала. В результате 2-х опытов никаких видимых повреждений лодка и животные не получили. Таким образом, на практике было подтверждено, что на расстоянии возможного торпедного выстрела с подводной лодки по кораблю, взрыв торпеды не окажет разрушительного действия на атакующую ПЛ; 1909 год 18 ноябряПеречислена в 1-й дивизион Бригады подводных лодок; 1910 год 1 ноябряПосле окончания летней компании 1910 г. вступила в вооруженный резерв; 1911 годНаходилась в капитальном ремонте. После выхода из ремонта подводная лодка вновь была зачислена в Учебный Отряд; 1912 годС подводная лодка было выпущено 20 торпед (в цель попало 12); 1913 годВошла в состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря; 1913 год 13 июляПЛ на буксире у транспорта "Хабаровск" следовала из Либавы в Ревель. При шторме в 5-6 баллов близ маяка Бакгофен лодка неожиданно зарылась носом в воду. Причиной зарывания лодки явилась остановка хода транспорта "Хабаровск", вследствие чего горизонтальные рули, положенные на всплытие при нормальном ходе, перестали поддерживать нос лодки и она получила дифферент на нос. Волной были смыты за борт и погибли командир лодки капитан 2 ранга Вурм и слушатель Учебного Отряда подводного плавания лейтенант (по др. данным - инженер-механик старший лейтенант) Мезинов. На палубе остался только привязанный около рубки рулевой, управляющий вертикальными рулями. Хлынувшая на палубу вода усилила дифферент, и лодка начала погружаться. Когда уровень воды поднялся до рубочного люка, вода стала поступать в лодку. Затопление ее было предотвращено находчивостью унтер-офицера Леонова, который бросился в рубку и, преодолевая поток воды, сумел закрыть рубочный люк; 1914 годПродолжала интенсивно использоваться в учебных целях и особенно для тренировок в стрельбах торпедами - совершила 39 выходов в море и произвела 38 выстрелов торпедами; 1915 годВошла в состав сил Або-Оландской шхерной позиции, несколько раз выходила для боевого патрулирования; 1917 годБазировалась в Мариенхамне (Аландские шхеры); 1917 год 25 октябряВошла в состав Красного Балтийского Флота; 1917 год осеньПЛ перешла в Ревель и была сдана в порт на хранение; 1918 год 24 февраляВ начале 1918 г. ПЛ находилась в Ревеле с разобранными механизмами, где 24-25 февраля 1918 г. была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.Командиры: 1. Келлер П.Ф. (врид 25.10.1905-07.08.1906-12.04.1907)2. Власьев С.Н. (08.03.1907-07.01.1908)3. Арбенев Н.А. (1907)4. Якубовский А.А. (01.11-31.12.1907)5. Клочковский В.Е. (26.01-20.10.1908, 03.08.1909)6. Циолкевич А.Е. (20.10.1908-19.07.1910)7. Вальронд 1-й Р.К. (08.02.1911-28.09/03.10.1912)8. Вурм Н.В. (28.09/25.10.1912-13.07.1913)9. Кондрашев В.Н. (18.09.1913-22.04.1914)10. Соболев 1-й К.Л. (22.04.1914-14.09.1915)11. Хвицкий 1-й А.А. (14.09-29.11.1915)12. Бугураев Х.К. ( 10.02.1916)13. Мюллер В.О. (02.02-08.11/31.12.1916)14. Суворов М.Н. (08.11.1916-21.02.1917)15. Мюллер В.О. (14/21.02.1917-1917) Подводная лодка "Стерлядь" тип "Сом" 1904 год 10 маяЗаложена на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге; 1904 год июньЗачислена в списки кораблей БФ; 1905 годСпущена на воду; ноябрь 1905 года - 1912 год 1905 год ноябрьПосле окончания основных работ на Невском заводе отправлена по железной дороге в Либаву для окончания строительства и сдаточных испытаний; 1906 год 19 мартаОтнесена к классу подводных лодок; 1906 год майВошла в строй; 1906 год 29 маяВошла в состав Учебного Отряда подводного плавания (формирование отряда началось с февраля месяца) с базированием на Либаву; 1906 год майПодводная лодка совместно с ПЛ "Белуга" совершила самостоятельное плавание без сопровождения кораблями, причем последний переход в 250 миль без захода в базу был совершен в штормовую погоду. После ночного перехода лодка пришла в Либаву на место своей стоянки. По вине одного из машинистов оказался незакрытым забортный клапан. Поступившая в лодку вода привела к образованию большого дифферента на корму и снижению запаса плавучести. Действиями экипажа затопление было предотвращено; 1906 год 4 октябряВ девятом часу вечера на спокойно стоящей у борта плавбазы "Хабаровск" лодке произошел взрыв аккумуляторных газов. Пострадало пять нижних чинов - один погиб, два оказались в тяжелом положении и двое были легко обожжены. Лодка осталась на плаву, течи в прочном корпусе не обнаружено, из строя была выведена аккумуляторная батарея; 1907 - 1910 годИспользовалась в учебных целях, принимала участие в маневрах флота; 1908 годВо время учений при совместной буксировке плавбазой Хабаровск ПЛ "Белуга" и "Стерлядь", последняя навалилась на ПЛ "Белуга". ПЛ "Стерлядь" повреждений не имела; 1909 год 18 ноябряПеречислена в 1-й дивизион Бригады подводных лодок; 1910 - 1911 годКапитальный ремонт; 1912 годЯвлялась учебной ПЛ при Учебном Отряде подводного плавания; 1912 - 1914 годИспользовалась для обучения экипажей; 1912 годС ПЛ была выпущена 21 торпеда (в цель попало 10); 1913 годВошла в состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря; 1914 годС началом войны ПЛ вошла в состав сил Або-Оландской шхерной позиции, несколько раз выходила для боевого патрулирования. Совершила 45 выходов в море, произвела 45 выстрелов торпедами; 1917 годБазировалась в Мариенхамне (Аландские шхеры); 1917 год 25 октябряВошла в состав Красного Балтийского Флота; 1917 год осеньПЛ перешла в Ревель и была сдана в порт на хранение; 1918 год 24 февраляВ начале 1918 г. ПЛ находилась находилась в Ревеле с разобранными механизмами, где 24-25 февраля 1918 г. была захвачена германскими войсками. Впоследствии вывезена в Германию и разобрана на металлолом.Командиры: 1. Ризнич И.И. (20.10.1904-11.09.1906)2. Вилькен 3-й В.В. (21.03.1906-03.02.1908)3. Бровцын 3-й И.А. (15.09.1906-07.02.1908-21.06.1908)4. Николев С.В. (07.02-27.12.1908)5. Палицын 1-й Г.М. (02.01.1909-14.09.1915)6. Лагидзе И.Б. (14.09.1915-19.07.1916)7. Зубарев Я.К. ( 6-19.09.1916)8. Иконников А.А. (21.06/15.07.1916-1917)9. Суборов М.Н. ( 29.10-08.11.1916)10. Бохенский Ф.Ф. (05.10.1917-1918) Правление Невского завода 4 июля 1907 года обратилось в Морской Технический Комитет и предложило приобрести шестую подводную лодку тип "Сом". По решению Отдела подводного плавания лодку приобрели для флота и по железной дороге отправили в Севастополь, где после проведения сдаточных испытаний зачислили в состав флота под названием "Судак". После проведения всесторонних испытаний субмарину 22 ноября 1907 года зачислили в списки флота как "Судак". Данные субмарины на Черном море образовали первый полудивизион подводных лодок. Вступившие в строй подводные лодки интенсивно использовались для боевой подготовки и обучения личного состава. Сосредоточение сразу четырех однотипных подлодок дало возможность приступить к отработке тактики дивизиона, командиры ночью и днем обучались совместным действиям, такой дивизион стал прообразом "волчьих стай" Второй мировой войны. Подводная лодка "Судак" тип "Сом" 1907 годЗаложена на Невском судомеханическом заводе в Санкт-Петербурге по инициативе завода; 1907 годСпущена на воду; осень 1907 год -1913 год 1907 год осеньПо железной дороге отправлена в Севастополь; 1907 год 9 декабряЗачислена в списки кораблей ЧФ под названием "Судак"; 1907 годПосле проведения сдаточных испытаний вошла в строй. Зачислена в состав Отдельного дивизиона подводных лодок ЧФ; 1912 - 1913 годПрошла капитальный ремонт; 1913 год июньВо время тренировочного плавания лодка села на риф в Казачьей бухте под Севастополем. Была снята с рифа миноносцем и самостоятельно вернулась в Севастополь; 1914 - 1916 годВ период первой мировой войны ПЛ находилась в составе действующего флота и использовалась для охраны смежного с Севастополем водного района, базируясь на Балаклаву; 1917 год 16 декабряВошла в состав Красного Черноморского Флота; 1918 год февральС февраля находилась в порту на хранении; 1918 год 1 маяЗахвачена германскими войсками; 1918 год 24 ноябряЗахвачена англо-французскими войсками; 1919 год 22 - 24 апреляЗатоплена в районе Севастополя; 1932 год летоВо время тренировочных спусков водолазы ЭПРОНа обнаружили на глубине 57 м три подводные лодки - "Лосось", "Судак" и "Налим". Лодки были подняты. "Судак" не восстанавливался и был сдан "Рудметаллторгу" для демонтажа и разделки на металл.Командиры: 1. Фон-дер Рааб-Тиллен Т.Л. (18.08-07.12.1907)2. Безкровный Б.С. (17.12.1907-14.05.1910)3. Китицын М.А. (01.10.1910-24.11.1912)4. Паруцкий М.В. (31.01-14.02.1911)5. Беляев А.М. (26.11.1911-23.02.1912)6. Зарубин Н.А. (15.11.1912-...02.1915)7. Бачманов П.С. (...12.1914)8. Вилькен 3-й В.В. (1915)9. Комаров М.С. (09.05.1915-1917) Подводные лодки "Судак" и "Лосось" после подъема ЭПРОНом в 1932 году Конструктивные особенности Подводная лодка "Сом" вверху, ниже ПЛ "Аллигатор" Фото 1, 8, 9 - резервуары воздуха высокого давления; 2 - торпедозаместительная цистерна; 3 - компас; 4 - главная балластная цистерна; 5 - трюмный насос; 6 - аккумуляторная яма; 7 - топливная цистерна; 10 - торпедный аппарат; 11 - дифферентная цистерна; 12 - уравнительная цистерна; 13, 18 - вспомогательная цистерна; 14 - кингстон; 15 - бензиновый двигатель Отто-Дейц; 16 - муфта; 17 - упорный подшипник; 19 - гребной электромотор. Подводная лодка типа "Сом" положительно отличались от подводных лодок других проектов того времени. Она имела высокую скоростью хода, быстроту погружения, хорошую мореходность. Сигарообразный корпус набирался по поперечной схеме: 42 концентрических шпангоута (9-34 шп.) изготавливались из уголка (89 х 76,2 х 9,5 мм), остальные (76,2 х 76,2 х 9,5) выставлялись со шпацией 457 мм. Наружная обшивка состояла из 10 поясьев толщиной 7,5 мм, в верхней части приклепывался 9,5 мм-бронзовый лист. Для повышения мореходности сверху прочного корпуса собиралась легкая надстройка (обшивка 4,5 - 6,3 мм), каркас которой набирался из уголков 63,5 х 63, 5 х 6,5 мм; все корпусные конструкции изготавливались из мягкой сименс-мартеновской стали. Еще на стапеле корпуса испытывались гидравлическим давлением, соответствовавшим 309-м глубине. Наблюдать за обстановкой в позиционном положении можно было из прочной рубки, она имела восемь иллюминаторов и люком для выхода личного состава; через второй люк, находившийся в носовой части, шла погрузка элементов аккумуляторной батареи и торпед в разобранном виде. Для наблюдения и управления стрельбой на перископной глубине был установлен перископ системы Фосса. Управление подводной лодкой осуществлялось двумя парами вертикальных и горизонтальных рулей, располагавшихся крестообразно за гребным винтом, значительно улучшили управление. Сочетание заполненных балластных цистерн и работы горизонтальных рулей уменьшало время погружения ПЛ до 1 - 2 минут. Система погружения положительно отличалась от принятой на ПЛ И.Г.Бубнова - все балластные цистерны сосредотачивались в прочном корпусе, что позволило делать продувку сжатым воздухом на предельной глубине; в средней части (18 - 35 шп.) помещалась главная балластная цистерна вместимостью 14 т; в нижней части главной цистерны находилась вспомогательная (4,5 т), а с правого борта - средняя (0,5 т); в носу и корме - дифферентные соответственно на 0,9 т и 0,45 т. Для погашения остаточной плавучести предназначались 6 уравнительных цистерн (по 3 с каждого борта, каждая по 0,24 т). Главная, вспомогательная и средняя цистерны заполнялись непосредственно через кингстоны и могли продуваться воздухом высокого давления (3,2 кг/ кв. см), дифферентные и уравнительные заполнялись через магистраль и продувались воздухом низкого давления (0,64 кг/ кв. см). Воду можно было не только продувать, но и откачивать, для чего предназначались 2 электрические и одна ручная помпа.Удобной была и система уравнительных цистерн. Главный двигатель - бензиновый четырехцилиндровый мотор Отто-Дейц мощностью 160 л.с.; запаса топлива хватало на 30 часов хода при скорости 9,6 уз и на вдвое большее время при скорости 7,2 уз. Движение под водой обеспечивали электромотор мощностью 70 л.с. и аккумуляторные батареи мощностью емкостью 1900 А-ч (подводная автономность по запасу энергии 3 часа - скорость 7, 5 уз, 6 часов - скорость 5,5 уз; батареи, питавшие также вспомогательные механизмы и сеть освещения напряжением 60 в, изготавливались в Филадельфии, запасные заказывались заводу "Дюфлон" в Санкт-Петербурге. Трубчатый носовой торпедный аппарат завода "Г.А.Лесснер", одна мина Уайтхеда калибра 450 мм хранилась в торпедном аппарате, а две запасных - в носовой части по бортам на специальных тележках (время перезарядки ТА - 15 - 20 минут). Источники http://www.navy.su/ http://topwar.ru/ http://book.uraic.ru/ http://russian7.ru/ http://www.nachfin.info/ http://kreiser.unoforum.ru/ http://young.rzd.ru/ http://baplpskov.ru/ http://www.simvolika.org/ http://www.podlodka.su/ 2 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
67 Starco Альфа-тестер 528 публикаций 4 450 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 22 окт 2014, 20:09:47 Уважаемые форумчане и администраторы пожалуйста знакомьтесь с данной темой. Постарался изложить информативно, интересно и подробно. Тема "Подводная лодка типа "Сом" готова и ее можно переносить в раздел История флота Второй Мировой войны подфорум Подводные лодки. Спасибо всем. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
67 PaLaTa Старший альфа-тестер 196 публикаций 537 боёв Жалоба #3 Опубликовано: 23 окт 2014, 09:52:29 Проектов сом полно! Вот к примеру самая лютая на мой взгляд! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
9 [MD] wit81 Старший бета-тестер 117 публикаций 23 553 боя Жалоба #4 Опубликовано: 10 ноя 2014, 09:08:38 интересно насколько российская империя проспонсировала фирму американца холланда Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
38 Rheinmetall_Borsig Бета-тестер 45 публикаций 1 982 боя Жалоба #5 Опубликовано: 13 янв 2015, 07:23:48 интересно насколько российская империя проспонсировала фирму американца холланда фирма и без русских заказов не жаловалась, у неё был заказчик поинтереснее - Королевский флот Великобритании Самого Холланда, который кстати был ирландцем, к тому времени фирмачи уже давно выжили, последние свои лодки он строил уже в Японии (за что получил по башке от американского суда, ибо нарушил патенты, которые оформлялись на фирму) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
67 Starco Альфа-тестер 528 публикаций 4 450 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 28 июл 2015, 10:02:44 Дайверы из компании Ocean X Team нашли на дне Балтийского моря у берегов Швеции затонувшую подлодку, на корпус которой нанесены надписи кириллицей. Предположительно, речь может идти о российской субмарине "Сом", пропавшей в годы Первой мировой войны. По словам дайверов, длина находки составляет около 20 метров, а ширина - примерно 3,5 метра. Эти габариты примерно соответствуют габаритам "Сома" - 19,3 на 3,6 метра. Подлодка была обнаружена на прошлой неделе. Сами дайверы к ней пока не спускались, местность была осмотрела с помощью специального робота, оснащенного видеокамерой. "Я думаю, что она - русская, мы видели на корпусе русский текст", - рассказал представитель Ocean X Team Деннис Осберг. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
67 Starco Альфа-тестер 528 публикаций 4 450 боёв Жалоба #7 Опубликовано: 5 авг 2015, 13:30:33 (изменено) Ранее сообщалось, что шведские дайверы 27 июля обнаружили русскую субмарину времен Российской империи. Через несколько дней президент Русского географического общества (РГО) Сергей Шойгу рассказал об идее обратиться к Шведскому географическому обществу с предложением провести по линии российского Центра подводных исследований совместную экспедицию к обнаруженной русской подводной лодке. "Сомъ" (Fulton) — российская подводная лодка, построенная в США по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда. По ее образцу в России в 1904-1906 годах была построена серия подводных лодок. 10 мая 1916 года подлодка "Сомъ", осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом "Ингерман-ланд". Вместе с лодкой погиб и ее боевой экипаж — два офицера и 16 нижних чинов. По данным экспертов, в России не сохранилось ни одной подлодки времен Первой мировой войны. Шведские дайверы команды Ocean X Team опубликовали видео с кадрами первого погружения к русской подлодке "Сомъ". Spoiler Изменено 5 авг 2015, 13:32:09 пользователем Starco Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
67 Starco Альфа-тестер 528 публикаций 4 450 боёв Жалоба #8 Опубликовано: 5 авг 2015, 17:07:08 (изменено) Реквием экипажу подводной лодки «Сом» Матросы остались навсегда в 10 мая 1916 года Экипаж русской подводной лодки «Сом», затонувшей в 4 часа утра 10 мая 1916 года в районе Аландских островов и обнаруженной только сейчас, — не знает, что случилось потом. Матросы русской подводной лодки «Сом» остались навсегда в 10 мая 1916 года и ждут, что, когда за ними придут и поднимут их со дна наверх, наступит 11 мая. Ведь за десятым всегда следует одиннадцатое, не так ли? И за ними придут, и их поднимут наверх, и привезут их в Кронштадт, и отпоют их в Морском соборе в присутствии императора, а потом передадут семьям — и те повезут гробы в сонные, ничем еще толком не потревоженные русские города, но если минно-машинного унтера первой статьи Завадского Дмитрия Макаровича, рулевого Лунина и электрика Климачева будут хоронить тихо, с сухим и пустоватым достоинством — провожают братья и тетки, — то с моторным унтер-офицером Цвелодубом будут прощаться со страшным и еще долго стоящим у всех в ушах криком: «Лешенька, Лешенька, как же так, Лешенька, как же так!». И всем будет неловко. А капитана Хрисанфа Константиновича Бугураева похоронят на Братском кладбище в Москве, ну вы знаете — это на Петроградском шоссе, у села Всехсвятское, — бесконечные ряды земляных холмиков с деревянными крестами среди лип и берез. И только высокие пропеллеры с погибших аэропланов, стоящие на могилах летчиков, выделяются в этих рядах, словно бы горе по летчику выше, сильнее, чем горе по моряку. Впрочем, Хрисанф Константинович не завидует летчикам. Главное, что он дома. И нет никого, кто мог бы сказать экипажу русской подводной лодки, ожидающему шведских поисковиков в своем вечном 10 мая 1916 года, что 11 мая в их случае никогда не наступит, потому что сама их страна больше не существует и нет ни монархии, ни императора, ни тех сонных городов — на их месте в сущности уже другие. И нет у них семей, может, далекий двоюродный правнук найдется на сайтах генеалогии — а так никого, они все давно сироты и вдовцы, восемнадцать сирот и вдовцов с одной подводной лодки, и даже та, что кричала так страшно у гроба — «Лешенька! как же так, Лешенька!» — умерла то ли в лагере, то ли в блокаду, кто теперь об этом вспомнит, а на Братском кладбище, где так высоко стояли пропеллеры горя, пропеллеры бесконечной разлуки на аллее летчиков, — все снесено, и только какое-то ООО «Свет-Инвест» втыкает свои фонари прямо в бывшие могилы и выбрасывает из них кости. И некому тут больше завидовать, потому что если ветераны Второй Отечественной войны когда-то и возвращались домой, то дом у них уже сто лет как кончился, исчез их дом. Но экипажу лодки «Сом», повторяю, сказать об этом никто не может. Разве что шведские поисковики. Но они по-русски не говорят, и никто — ни Хрисанф Константинович, ни унтер-офицер Цвелодуб, — их понять не в состоянии. Может, это и к лучшему. Незачем напрасно расстраивать людей, которые и так все поймут, без мучительных объяснений, — не наивные же они дети, в конце концов, а русские военные. Но я думаю, что они все равно хотели бы вернуться туда, где был их дом, эти восемнадцать сирот и вдовцов со дна Балтийского моря. Ведь даже если все то, что вы когда-то любили, давно разнесли и растащили по кирпичикам в разные стороны, если от вашей родни и от вашей страны остался один «Свет-Инвест», поставивший свой фонарь на вашу жизнь и вашу смерть, — вы все-таки захотите однажды попасть туда, где стоит этот дурацкий фонарь. Постоять возле него. Покурить. Помолчать. И подняться наверх — над поверхностью Балтийского моря, над Аландскими островами, над сонными русскими городами, над Братским кладбищем, выше пропеллеров, выше лип и берез, выше самого горького горя. Туда, где для вас наконец вслед за десятым мая настанет одиннадцатое число. Изменено 5 авг 2015, 17:11:15 пользователем Starco Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
67 Starco Альфа-тестер 528 публикаций 4 450 боёв Жалоба #9 Опубликовано: 9 авг 2015, 18:17:23 (изменено) Малькольм Дикселиус: Подводную лодку «Сом» могут передать России У берегов Аландских островов шведские водолазы обнаружили российскую подводную лодку. О том, кто и как искал субмарину «Сом», какую роль в этом сыграли россияне и почему судно времен Первой мировой поначалу приняли за современное, рассказывает шведский журналист, публицист, кинопродюсер Малькольм Дикселиус. - Почему обнаруженную подводную лодку сначала приняли за современное российское судно? – Сначала так решили, потому что эта подводная лодка очень хорошо сохранилась. Но, по размерам и названию на борту, быстро выяснили истину. Это, возможно, самая старая российская подводная лодка. По записи, которая сделана водолазами, можно судить, что лодка лежит на глубине свыше 40 метров, потому что на такой глубине объекты не зарастают водорослями. - Какие-то дополнительные снимки и видеозаписи есть? – Нет. Мы знаем только то, что есть в Интернете. Но немного странно то, что шведские водолазы, которые нашли «Сом», видимо, даже не знали, что именно они ищут. Очевидно, им сообщили координаты, где именно надо искать. - А какова предыстория этой находки? Велась какая-то архивная работа? – История самой подводной лодки хорошо известна. Это одна из небольшой серии очень ранних подводных лодок, которые использовались Российским флотом во время Первой мировой войны. И это единственный сохранившийся до наших дней экземпляр. Известный факт, что «Сом» столкнулся со шведским пароходом, но сами координаты этого места нашли недавно. - А кто передал водолазам координаты? – Это исландская фирма eXplorer, занимается поиском затонувших кораблей. Такими поисками люди занимаются с двумя целями: поиск затонувших кораблей ради исторического интереса и поиск сокровищ, которые могут находиться на этих кораблях. В случае с подводной лодкой «Сом» интерес может быть только исторический, там ничего ценного, кроме самого корабля, нет. Наверняка eXplorer сотрудничает с российскими водолазами. Но подробности неизвестны. - А какую ценность может представлять сам корабль? – Это самая старая подводная лодка в истории Российского флота. Она может представлять интерес не только для специалистов, но и для общественности, и ее можно использовать каким-то образом. - Но чтобы ее использовать, надо ее сначала поднять на поверхность. Что говорит шведское законодательство по этому поводу, ведь экипаж остался внутри подлодки? – Корабль находится в шведских территориальных водах. Но если встанет вопрос о поднятии корабля, то решать его должны две стороны: шведская и российская. - По российскому законодательству, если на старинном затонувшем корабле есть погибшие, то он получает статус братской могилы, и тревожить их нельзя. Как этот вопрос решается в Швеции? – В шведских территориальных водах есть 2 или 3 советские подводные лодки. Они как раз имеют этот статус. И Минобороны России имело доступ к этим местам и там были торжественные прощания с погибшими. Но «Сом» настолько старая подводная лодка, что близких родственников членов экипажа, скорее всего, в живых нет. - Возможна ли передача подлодки «Сом» российской стороне? - Об этом можно говорить. Со шведской стороны, наверное, никаких претензий не будет. Это результат столкновения двух судов, никакой конфликтной истории не было. - Каковы могут быть условия договоренности? – Через год исполнится 100 лет с момента гибели этого корабля, а это значит, что он получит особый статус исторического объекта. По этой причине потребуется согласование с соответствующими ведомствами в Швеции. - Можно ли оценить эту историческую ценность в денежном эквиваленте? – Думаю, что это очень трудно. Там нет ничего отдельного, что можно было бы продать на международном рынке. Это целый корабль, который является памятником военной истории России... и немножко США, потому что там он был изначально построен. - Поисковики из Ocean X-Team — известные авантюристы, которые ничего не делают просто так. Какие достижения у них были раньше? – Главное их достижение было около 20 лет назад, когда они нашли корабль, затонувший в 1915 году с грузом шампанского для императора Николая II. На продаже шампанского они сильно разбогатели, но потратили все деньги на то, чтобы поднять и царский ***, найденный на дне моря. В результате они все потеряли. Это рискованный бизнес. - Когда в Швеции начали обсуждать поиски подводной лодки «Сом»? – В узких кругах знали о том, что поиски идут, на протяжении нескольких месяцев. Я узнал об этом несколько недель назад. Но общественности это стало известно только вчера. - Пытались ли разыграть эту подводную лодку как политическую карту? – Поскольку водолазы не знали, что именно они нашли, первым делом они обратились к нашему министерству обороны. И там, конечно, изучали эти съемки, но достаточно быстро пришли к выводу, что это старый объект, а не современный. - Есть ли в Швеции индустрия, связанная с затонувшими кораблями, возможно, экскурсии для дайверов в места, где есть такие корабли? – Сейчас она появляется. Нам известно, что Балтийское море — это удивительное место, где много сокровищ затонувших кораблей. Я — продюсер фильмов о таких кораблях. В моих кругах идет активное обсуждение того, как сделать затонувшие корабли доступнее для человечества с помощью современной техники. Но это очень сложно, потому что глубокие погружения в Балтийское море осложняют низкие температуры. Так что пока это делается в ограниченных масштабах. Изменено 9 авг 2015, 18:17:59 пользователем Starco Рассказать о публикации Ссылка на публикацию