Log in
Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Dilandualb

Лейтенант Хантер и его невероятные колеса; на заре парового флота

В этой теме 18 комментариев

Рекомендуемые комментарии

4 227
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв

C Днем Защитника Отечества, уважаемые коллеги! И по этому поводу - небольшой материал о малоизвестной истории раннего парового кораблестроения:

К середине XIX века, вопрос об оптимальном движителе для паровых кораблей все еще не был уверенно разрешен. Хотя гребной винт уже нашел применение на флоте и его преимущества были известны, моряки все еще не были уверены в его полной победе. На то был целый ряд оснований, в первую очередь – чисто технических, связанных с расположением двигателя относительно движителя.

Для колесного парохода, расположение двигателя не являлось проблемой. Ось вращения гребных колес находилась высоко над водой, и цилиндры машины могли быть спокойно размещены под ней вертикально, вне зависимости от их габаритов или длины рычагов. Но гребные колеса были менее эффективны, чем винты, и плохо работали при сильной качке.

1-us-coast-guard-revenue-cutter-spencer-

  Показать содержимое

 

  • Плюс 9
  • Круто 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
63 188
[UN-SE]
Бета-тестер, Коллекционер
25 076 публикаций

Познавательно .

  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
13 082 публикации

Хосподи, сумрачный заокеанский гений. А не проще было разместить гребное колесо сзади, чтобы не перекрывать бортовые орудия:cap_haloween:?

  Показать содержимое

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 227
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв
  В 23.02.2018 в 09:55:59 пользователь Ssupersvintuss сказал:

Хосподи, сумрачный заокеанский гений. А не проще было разместить гребное колесо сзади, чтобы не перекрывать бортовые орудия:cap_haloween:?

  Показать содержимое

 

...И как кормовое колесо будет работать при продольной качке? 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
13 082 публикации
  В 23.02.2018 в 11:11:39 пользователь Dilandualb сказал:

...И как кормовое колесо будет работать при продольной качке? 

Также как бортовые при поперечной:Smile_Default:. То есть плохо. Но как дополнение к парусам вполне годилось бы, за неимением лучшего.

То что предложил Хантер имхо технический бред. А система Келлера на тогдашнем техническом уровне представляется неосуществимой практически - колесо со складывающимися лопастями получилось бы тяжёлым, дорогим, ненадёжным и недолговечным устройством.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 227
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв
  В 23.02.2018 в 11:19:14 пользователь Ssupersvintuss сказал:

система Келлера на тогдашнем техническом уровне представляется неосуществимой практически - колесо со складывающимися лопастями получилось бы тяжёлым, дорогим, ненадёжным и недолговечным устройством.

...Ничего, что это решение как раз в 1840-ых стало стандартным?...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
13 082 публикации
  В 23.02.2018 в 12:35:07 пользователь Dilandualb сказал:

...Ничего, что это решение как раз в 1840-ых стало стандартным?...

Колёса со складывающимися лопастями? Что-то не припомню такого. И зачем они при использовании надводных колёс?

з.ы.Понял кажется. Имеются в виду колёса с поворотными(а не складывающимися) лопастями для достижения оптимального пропульсационного коэффициента. Ну так это несколько из другой оперы, там все лопатки поворачиваются на определённый угол и фиксируются так до смены режима движения. А не складываются/раскладываются с каждым оборотом.

Изменено пользователем Ssupersvintuss

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 227
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв
  В 23.02.2018 в 11:19:14 пользователь Ssupersvintuss сказал:

Также как бортовые при поперечной:Smile_Default:. То есть плохо. Но как дополнение к парусам вполне годилось бы, за неимением лучшего.

Ок, детально проблемы с кормовыми колесами:

 

* Неизбежная потеря мощности И при продольной качке И при поперечной.

* При продольной качке, нагрузка на кормовое колесо становится чрезвычайной - оно же на самом конце "рычага" корпуса корабля.

* Необходимость размещать очень длинные приводные рычаги НАД палубой - что опять-таки делает движитель неудобным для военного корабля.

 

  В 23.02.2018 в 13:04:00 пользователь Ssupersvintuss сказал:

Колёса со складывающимися лопастями? Что-то не припомню такого. И зачем они при использовании надводных колёс?

з.ы.Понял кажется. Имеются в виду колёса с поворотными(а не складывающимися) лопастями для достижения оптимального пропульсационного коэффициента. Ну так это несколько из другой оперы, там все лопатки поворачиваются на определённый угол и фиксируются так до смены режима движения. А не складываются/раскладываются с каждым оборотом.

%D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 146
[LESTA]
Разработчик
1 058 публикаций
11 164 боя

С удовольствием прочитал, спасибо, интересно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 227
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв
  В 23.02.2018 в 13:55:35 пользователь WelIDone сказал:

С удовольствием прочитал, спасибо, интересно!

Спасибо) Рад, что понравилось!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
13 082 публикации
  В 23.02.2018 в 13:33:01 пользователь Dilandualb сказал:

Ок, детально проблемы с кормовыми колесами:

 

* Неизбежная потеря мощности И при продольной качке И при поперечной.

* При продольной качке, нагрузка на кормовое колесо становится чрезвычайной - оно же на самом конце "рычага" корпуса корабля.

* Необходимость размещать очень длинные приводные рычаги НАД палубой - что опять-таки делает движитель неудобным для военного корабля.

Это всё известно. Я же говорю - за неимением лучшего. Ясен-красен что гребной винт тут "поглавнее будет".

Есть и плюсы:

*Достаточно простая схема, паровую машину можно расположить горизонтально с цилиндрами вдоль продольной оси корабля - что решает проблемы компоновки.

*Хороший упор и тяга(на спокойной воде), более быстрый старт корабля при прочих равных.
*Приводные рычаги не единственная возможная схема привода. Как насчёт приводных цепей или ремней? Не проще и дешевле будет?

  В 23.02.2018 в 13:33:01 пользователь Dilandualb сказал:
  Показать содержимое

 

Трудно по этому чертежу понять как работает узел отклонения лопастей. Но что-то сомнительно что они каждый оборот вверху складываются, а под водой разворачиваются в рабочее положение. Да и зачем при обычной схеме с надводным колесом? Чтобы уменьшить сопротивление воздуха:Smile_teethhappy:? Не думаю что в те времена заморачивались бы такими нюансами.

Скорее всего это именно схема поворота всех лопаток одновременно на фиксированный угол, как я и писал выше. Вот это имело смысл. Но такая система гораздо проще и дешевле Келлеровской.

Изменено пользователем Ssupersvintuss

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 227
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв
  В 23.02.2018 в 16:57:47 пользователь Ssupersvintuss сказал:

Трудно по этому чертежу понять как работает узел отклонения лопастей. Но что-то сомнительно что они каждый оборот вверху складываются, а под водой разворачиваются в рабочее положение.

Да нет, простейший эксцентрик на оси колеса, к которому прикреплены рычаги. Идея в том, чтобы лопатки входили в воду под оптимальным углом, и двигались в воде под оптимальным же углом.

 

Как вы понимаете, это легко трансформируется и в "поджатие" лопаток в обод)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
13 082 публикации
  В 23.02.2018 в 17:00:54 пользователь Dilandualb сказал:

Да нет, простейший эксцентрик на оси колеса, к которому прикреплены рычаги. Идея в том, чтобы лопатки входили в воду под оптимальным углом, и двигались в воде под оптимальным же углом.

 

Как вы понимаете, это легко трансформируется и в "поджатие" лопаток в обод)

Хм, увидеть бы в натуре как оно работало...

Но даже если так, этот эксцентрик со спицами в боевых условиях был бы очень уязвим. Он же с наружней стороны колеса.

 

з.ы.Долго думал что меня тревожило в этой схеме. Потом дошло. Это же дредноут из "Железного неба"!:cap_haloween:

 

з.з.ы.Во:

  Показать содержимое

 

Изменено пользователем Ssupersvintuss

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 227
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв
  В 23.02.2018 в 17:04:21 пользователь Ssupersvintuss сказал:

Хм, увидеть бы в натуре как оно работало...

Но даже если так, этот эксцентрик со спицами в боевых условиях был бы очень уязвим. Он же с наружней стороны колеса.

Так колесо Хантера - оно под водой) И упрятано ВНУТРИ корпуса) Наружу торчат только выдвинутые лопасти.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
13 082 публикации
  В 23.02.2018 в 18:07:20 пользователь Dilandualb сказал:

Так колесо Хантера - оно под водой) И упрятано ВНУТРИ корпуса) Наружу торчат только выдвинутые лопасти.

Нудануда:cap_old:. Там другая проблема - как только вся эта эксцентриковая халабуда сломается, нужен будет сухой док.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 227
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв
  В 24.02.2018 в 06:11:20 пользователь Ssupersvintuss сказал:

Нудануда:cap_old:. Там другая проблема - как только вся эта эксцентриковая халабуда сломается, нужен будет сухой док.

А вот это верно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
13 082 публикации
  В 24.02.2018 в 06:33:34 пользователь Dilandualb сказал:

А вот это верно.

Учитывая развитие тогдашней метрологии(а чо - ошиблись с длинной корабля на несколько метров, ерунда:Smile_teethhappy:), сомнительно что данный узел смогли бы сделать точно, надёжно и не требующим постоянного ремонта. Поворотные детали скорее всего вращались бы на втулках(подшипниках скольжения), что приводило бы к интенсивному износу в агрессивной среде(морская вода). Ерго - эти узлы требовали бы постоянной и планомерной замены.

Короче не верю я в удачную практическую реализацию такого проекта в то время.

А вот нынче наблюдается некоторый ренессанс колёсных двигателей. На некоторых судах(прежде всего там где требуется хорошая манёвренность - портовые буксиры, лоцманские суда и т.п.) устанавливают крыльчатый движитель. Если присмотреться, это в некотором роде развитие идеи Келлера - полнопогружённое колесо с качающимися лопастями:

  Показать содержимое

Обычные полупогруженные колёса тоже используют, но как и раньше в основном на речных судах:

  Показать содержимое

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
896 публикаций
  В 23.02.2018 в 08:04:04 пользователь Dilandualb сказал:

небольшой материал о малоизвестной истории раннего парового кораблестроения:

Спасибо за интересный материал- для меня новый.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×