Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
chelentano3483

Итальянские сверхдредноуты типа «Франческо Караччоло»

В этой теме 3 комментария

Рекомендуемые комментарии

829
[IMF]
Участник
682 публикации
10 916 боёв

Предтечи быстроходных линкоров. Итальянские сверхдредноуты типа «Франческо Караччоло»

 

Военно-морская политика Италии накануне Первой мировой войны определялась двумя противоречивыми факторами. С одной стороны, Королевство Италия с 1882 года находилось в союзе с Германией и Австро-Венгрией (так называемый Тройственный союз или Центральный блок), а главным ее потенциальным противником на Средиземноморье считалась Франция, флот которой могли усилить корабли Великобритании. Поэтому итальянские корабли создавались в расчете на противостояние, прежде всего, французским, а общая численность флота поддерживалась на уровне не менее 60% от французского. С другой стороны, территориальный спор в отношении Триеста, помноженный на горечь поражения в сражении при Лиссе в далеком 1866 году, накладывал отпечаток на взаимоотношения между Италией и ближайшим союзником с другого берега Адриатики. Хотя официально Австро-Венгрия не рассматривалась в качестве противника, итальянское Морское министерство считало необходимым иметь флот, как минимум, на треть более сильный, чем австрийский.

1581092%5B1%5D-700x496.png

27 июля 1909 г. Италия приняла большую кораблестроительную программу, известную как Морской Закон 1909 года. В числе прочих боевых кораблей, она предусматривала строительство четырех линкоров дредноутного типа. Киль головного итальянского дредноута – «Данте Алигьери» – к тому времени уже стоял на стапеле. В следующем году началось строительство еще трех линкоров, получивших наименования «Конте ди Кавур», «Джулио Чезаре» и «Леонардо да Винчи». В начале 1911 года в итальянском Главном морском штабе стало известно о планах Франции приступить к постройке второй серии дредноутов в дополнение к четырем кораблям типа «Курбэ», уже находившимся на стапелях. Австро-Венгрии начала строительство пары дредноутов типа «Вирибус Унитис», а в ближайшее время там ожидалась закладка еще двух линейных кораблей. Эти тревожные новости заставили руководство итальянского флота принимать меры, и в конечном итоге оно добилось выделения ассигнований на еще два дредноута в дополнение к четырем строящимся. Эти корабли, получившие наименования «Кайо Дуилио» и «Андреа Дориа», были заложены в начале 1912 г. Все итальянские, австрийские и французские линкоры первого поколения несли стандартные 12-дюймовые (305-мм) орудия главного калибра. Однако к тому времени на верфях «Владычицы морей» уже вовсю шло строительство сверхдредноутов – линейных кораблей, вооруженных 13,5-дюймовой (343-мм) артиллерией, а программой 1912 года предусматривалась закладка первых линкоров с 15-дюймовым (381-мм) главным калибром.

В 1912 г. итальянский Главный морской штаб получил известие о заказе австро-венгерским флотом четырех сверхдредноутов с вооружением из двенадцати 356-мм орудий и 22-узловой скоростью [1], которые должны были войти в строй в 1916-1917 гг. Их появление ставило бы под сомнение превосходство итальянского флота на Адриатике.

В начале 1913 г. генерал-майору Корпуса корабельных инженеров Эдгардо Феррати поручили разработку проекта линкора водоизмещением 27-29 тысяч тонн, вооруженного десятью-двенадцатью 356-мм орудиями и развивающего скорость 23-25 узлов. При этом адмирал Паоло Таон де Ревель выступал против линкоров водоизмещением свыше 26000 т и стоимостью более 80 млн. лир (ввиду опасности, исходящей со стороны носителей торпедного оружия) и продвигал разработанный известным конструктором Витторио Куниберти более скромный проект водоизмещением 25000 т со скоростью 25 узлов.

Однако, поскольку строительство сверхдредноутов разворачивалось в нескольких странах, начальник Главного морского штаба вице-адмирал Джованни Беттоле и Морской министр вице-адмирал Паскуале Леонарди Каттолика назначили конкурс на проектирование более мощного сверхдредноута. Адмиралы справедливо полагали, что пока он будет строиться, более развитые страны не будут стоять на месте, и, чтобы не устареть еще на стапеле, проектируемый корабль должен обладать существенным превосходством над существующими и строящимися линкорами иностранных флотов. Поэтому заложенные в задание характеристики впечатляли: водоизмещение 35 тысяч тонн, скорость 28 узлов, вооружение из двенадцати 381-мм и двадцати 152-мм орудий. По мнению итальянских историков, тем самым имела место первая попытка объединения огневой мощи сверхдредноута с высокой скоростью хода, свойственной линейным крейсерам.

В конкурсе приняли участие верфи «Ансальдо» (конструктор Наборре Солиани) и «Орландо» (конструктор Фрателли Орландо), а также флотские конструкторы – генерал-майоры Корпуса корабельных инженеров Эдгардо Феррати и Агостино Карли, полковники Корпуса корабельных инженеров Джузеппе Рота и Джоаккино Руссо.

Одновременно проводились различные эксперименты. Форма подводной части корпуса отрабатывалась на моделях в бассейне Фруда, а также в море – на специально оборудованном паровом катере. В Арсенале Специи на масштабных моделях корпуса изучалось влияние подводных взрывов для определения оптимальной конструкции противоторпедной защиты. На артиллерийской полигоне в Виареджо велись испытания боеприпасов. Арсенал Венеции занимался изучением воздействия бомб крупного калибра (даже еще не существовавших в реальности!) на горизонтальную защиту. Опытно-метрическая лаборатория Специи взяла на себя изучение характеристик паровых котлов с нефтяным отоплением и проектирование дымоходов и труб.

Рабочие проекты представлялись на утверждение комиссии, в которую входили видные итальянские конструкторы – Солиани, Орландо и Скрибанти. После рассмотрения предварительных эскизов, лучшим был признан вариант Феррати, имевший полное водоизмещение 35000 т; скорость 28 уз; вооружение из двенадцати 381-мм орудий в четырех трехорудийных башнях, двадцати 152-мм противоминных орудий и нескольких 76-мм пушек; стоимость оценивалась в 120 млн. лир за корабль.

Генерал-майору Феррати и поручили дальнейшую проработку проекта, обязав при этом учесть наиболее удачные решения из других вариантов. Уже на этапе предварительного проектирования стало очевидным, что заложенные в техзадании характеристики являются чрезмерными. Ввиду ограниченности выделенного военно-морскому ведомству бюджета суммой в 400 млн. лир, проект стали постепенно «ужимать», уменьшая число орудий противоминного и главного калибров, оставляя при этом неизменными скорость и бронирование.

Для начала число 152-мм орудий сократили до шестнадцати [2]. Затем от трехорудийных башен перешли к двухорудийным, что уравнивало итальянский сверхдредноут по мощи артиллерии главного калибра с британскими типов «Куин Элизабет» и «Ройал Соверен» и немецкими типа «Байерн».

Альбом утвержденных чертежей, датированный декабрем 1913 г., демонстрирует линейный корабль со следующими характеристиками: нормальное водоизмещение 30900 т; скорость 28 уз; вертикальная защита толщиной 300-220 мм, горизонтальная – 35+16 мм, противоторпедные переборки – 24+10 мм; вооружение – 8 381-мм, 18 152-мм и 24 76-мм орудия, 8 450-мм неподвижных торпедных аппаратов. Стоимость корабля снизилась до приемлемой – около 100 млн. лир.

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

Однако, еще до начала постройки в проект внесли существенное изменение: борт в носовой оконечности – от форштевня до башни №1 – получил 150-мм бронирование высотой в два межпалубных расстояния (как у главного пояса). Водоизмещение при этом возросло до 31400 т, для компенсации веса пришлось снять шесть 152-мм орудий, а 76-мм пушки решили заменить большим количеством легких зенитных автоматов.

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

Заказ на четыре корабля был выдан четырем различным верфям в апреле 1914 г. со сроком готовности в 1918 г. Королевским декретом №450 от 3 мая 1914 г. они включались в списки итальянского флота под наименованиями «Франческо Караччоло», «Кристофоро Коломбо», «Маркантонио Колонна» и «Франческо Моросини» [3]. Свои названия линкоры получили в честь знаменитых итальянских флотоводцев, поэтому в итальянских публикациях иногда встречается неофициальное наименование серии – «Гранд-адмиралы» (Grand ammiragli).

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ 

Итальянских кораблестроителей нельзя упрекнуть в склонности к шаблонным решениям. Еще со времен «Италии» и «Лепанто» они демонстрировали нестандартный подход к проектированию крупных надводных кораблей. Так было и на этот раз: архитектура сверхдредноутов типа «Караччоло» оказалась во многом новаторской, кардинально отличалась от современных им иностранных проектов.

Корпус и надстройки

Корабли имели гладкопалубный корпус с заметной седловатостью, довольно большим развалом носовых шпангоутов и без какого-либо подобия тарана – изящный скругленный форштевень плавно переходил в киль (подобную форму применили японцы на своих линкорах типов «Нагато», «Тоса», «Амаги» и «Кии»), Корма – крейсерская. В средней части шпангоуты имели небольшой завал внутрь. Поперечными водонепроницаемыми переборками корпус делился на 23 отсека.

Характерной особенностью проекта было необычное размещение артиллерии главного калибра. Башни располагались по линейно-возвышенной схеме, парами в носу и корме, но, вместе с погребами, были далеко разнесены друг от друга. По замыслу главного конструктора, это преследовало двойную цель: с одной стороны, так башням обеспечивалась максимально широкая диаграмма стрельбы и уменьшалось воздействие пороховых газов на надстройки, с другой – практически исключалась возможность одновременного вывода из строя половины артиллерии одним удачным попаданием. Кроме того, нагрузка на корпусные конструкции при таком расположении распределялась более равномерно, хотя и вынуждала усиливать набор в оконечностях.

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

Конструкция корпуса также была довольно необычной. По всей длине проходило двойное дно. Его набор собирался по бракетной системе. В средней части с каждой стороны от киля имелось по девять неразрезных продольных стрингеров, в районе носовой возвышенной башни их оставалось по восемь, в районе концевых башен – по семь. При этом на верхний стрингер опирался главный броневой пояс, к нему же примыкал скос броневой палубы.

В районе погребов главного калибра имелось тройное дно, переходящее в невысокую продольную переборку из 10-мм броневой стали, а затем – в скос нижней палубы. В средней части, где располагались машинно-котельные отделения, тройного дна не было, а продольная переборка начиналась от настила второго дна. Эта конструкция выполняла роль внешнего защитного контура. Внутри нее имелась еще одна 24-мм вертикальная противоторпедная переборка, простиравшаяся по высоте от главной палубы до настила второго дна. В районе концевых башен она опиралась на третий стрингер, в районе носовой возвышенной – на четвертый, а под кормовой возвышенной завершалась бронированным полом на уровне настила третьего дна. Тем самым образовывался своего рода внутренний защитный контур, внутри которого располагались погреба, турбинные отделения внутренних валов и часть котельных отделений.

Как и все предыдущие итальянские дредноуты, корабли типа «Караччоло» оснащались двумя рулями полубалансирного типа, размещавшимися в диаметральной плоскости, но, в отличие от предшественников, первый руль теперь имел площадь большую, чем второй.

Всю среднюю часть корабля занимала надстройка с казематом противоминной артиллерии. Линкоры имели две высокие дымовые трубы, овальные в плане, причем носовая была выше кормовой. Согласно варианту проекта, утвержденному в декабре 1913 г., трубы должны были оснащаться козырьками оригинальной конструкции с боковыми рассекателями и раздвижной крышкой, при этом кормовая труба была заметно шире носовой. В варианте 1914 г. необычные козырьки исчезли, и дымовые трубы обрели примерно одинаковую ширину. Однако, вариант 1919 г. (к нему мы еще обратимся ниже) снова демонстрирует трубы различной ширины с оригинальными козырьками, поэтому уверенно сказать, как выглядели бы корабли, будь они построены, не представляется возможным.

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

Линкоры должны были нести две высокие треногие мачты, располагавшиеся перед трубами. Первоначально обе мачты планировалось оснастить стеньгами, но в варианте 1914 г. от стеньги на фок-мачте отказались. Вместо этого на фор-марсе установили пост управления огнем, одновременно увеличив высоту поддерживающих опор обеих мачт. Прожектора должны были устанавливаться на основной стойке фок-мачты, а также на специальных площадках с задней стороны кормовой трубы. Перед грот-мачтой были предусмотрены опоры шлюпочных кранов, сами шлюпки размещались между дымовыми трубами.

Бронирование

В защите линкоров типа «Караччоло» сохранялся принцип дифференцированного бронирования. Главный броневой пояс толщиной 300 мм (с утончением до 150 мм к нижней кромке) простирался от носовой до кормовой башни главного калибра. Верхняя кромка пояса находилась на уровне главной палубы, а высота его составляла два межпалубных расстояния. Пояс замыкался угловыми траверзами, примыкавшими ко внешним сторонам барбетов концевых башен. Оконечности защищал более тонкий 150-мм пояс, причем в носу он равнялся по высоте главному и доходил до форштевня, а в корме был значительно уже (начинался палубой ниже) и прикрывал только отсек румпель-ного отделения первого руля, замыкаясь плоским траверзом.

Выше главного располагался более короткий 220-мм верхний пояс, простиравшийся чуть дальше барбетов возвышенных башен.

Главная броневая палуба, располагавшаяся на уровне главной палубы, имела толщину 30 мм в плоской части и 35 мм на скосах, примыкавших к нижней кромке броневого пояса. В оконечностях бронепалуба выполнялась наклонной, начинаясь от уровня нижней палубы и заканчиваясь на уровне верхней платформы. При этом в носу она примыкала к форштевню, а в корме завершалась поперечной броневой переборкой, прикрывавшей румпельное отделение второго руля.

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

Уровнем ниже располагалась 16-мм «противоосколочная» палуба со скосами, переходящими во внешнюю противоторпедную переборку.

Расположенный в надстройке каземат противоминной артиллерии защищался с боков 150-мм стенками, а сверху – 16-мм крышей, причем в центральной части палуба надстройки оставалась небронированной. Также 16-мм бронирование имела верхняя палуба на участке между наружной обшивкой и стенкой каземата. Кроме того, дымоходы в нижней части прикрывались 150-мм броней.

Очень хорошо защищались башни главного калибра, имевшие 400-мм лобовые плиты и 150-мм крыши; толщина брони барбетов достигала 300-мм, боевых рубок – 340 (носовая) и 300 (кормовая) мм.

В целом, на броню приходилось 6250 т или менее 20% от нормального водоизмещения, что в процентном отношении уступало не только абсолютно всем современным иностранным линкорам, но даже итальянским дредноутам предыдущего поколения. Иными словами, защита кораблей в очередной раз приносилась итальянскими конструкторами в жертву огневой мощи и скорости. Впрочем, эти цифры взяты из справочника Зигфрида Брейера и не могут считаться стопроцентно достоверными.

Вооружение

Основой огневой мощью итальянских сверхдредноутов должно было стать 381-мм (15-дюймовое) орудие образца 1914 г. В некоторых публикациях говорится, что оно представляло собой лицензионную копию знаменитого британского 15-дюймового орудия Mk.I, однако на самом деле это не так: итальянская пушка, спроектированная специалистами британской фирмы «Армстронг», отличалась по всем основным характеристикам, включая длину ствола, вес, начальную скорость снаряда.

Практически одновременно с выдачей заказов на строительство кораблей, с тремя разными фирмами были оформлены контракты на производство артиллерии главного калибра для них:

  • • с итальянским отделением фирмы «Армстронг» (завод в Поццуоли) – для головного «Франческо Караччоло»;
  • • с фирмой «Виккерс-Терни» (завод в Мелара, Специя) -для «Маркантонио Колонна»;
  • • с фирмой «Шнейдер-Ансальдо» – для «Кристофоро Коломбо».

Орудия для «Франческо Моросини» заказали лишь в феврале 1914 г. фирме «Армстронг». Каждый контракт предусматривал изготовление десяти орудий.

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

Любопытно, что модель «Армстронга» обозначалась «Elswick Pattern “А”», модель «Виккерс-Терни» – «Vickers Mark “А”», а продукция фирмы «Шнейдер-Ансальдо» не получила особого обозначения, хотя имела принципиальное отличие от других. Дело в том, что «Армстронг» и «Виккерс» изготавливали стволы по принятому в Великобритании методу наматывания проволоки, тогда как «Ансальдо» применяла более прогрессивный метод крепления, благодаря чему ее орудия были почти в полтора раза легче – 62,6 т (в т.ч. 1,9 т – затвор) против 83,825 т (2,495 т) у «Виккерс» и 84.9 т (1,3 т) у «Армстронг».

Длина 381-мм орудия с затвором составляла 15755 мм для моделей «Армстронг» и «Виккерс» и 15750 мм для модели «Ансальдо»; длина ствола была равной – 15240 мм, или 40,9 калибра. Как и у британского аналога, в итальянском орудии реализовывалась концепция «тяжелый снаряд -небольшая начальная скорость». Вес бронебойного снаряда составлял 884 кг, заряда – 148 кг, начальная скорость – 700 м/с. При угле возвышения ствола 20°, обеспечивавшимся башенными установками, дальность стрельбы достигала 19800 м.

О конструкции двухорудийной башенной установки данных крайне мало. Известно, что она весила порядка 550 т, вертикальное наведение допускалось в диапазоне от –5 до +20°, а горизонтальное – в пределах 162° от диаметральной плоскости. Скорострельность должна была составить 1,5-2 выстрела в минуту.

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

Противоминная артиллерия была представлена двенадцатью 152-мм орудиями системы «Шнайдер-Ансальдо» образца 1911 г. – аналогичными установленным на линкорах «Дуилио» и «Дориа». Фугасный снаряд такой пушки весил 47,03 кг и содержал 3,42 кг взрывчатки; при максимальном угле возвышения 14° дальность стрельбы достигала 14 000 м. Правда, тяжелые (7 т) установки были лишены какой-либо механизации, поэтому скорострельность оказалась весьма небольшой – около 3 выстрелов в минуту.

За счет отказа от второго противоминного калибра, проектом предусматривалось весьма многочисленное для своего времени зенитное вооружение из двенадцати 40-мм автоматов «Виккерс-Терни» образца 1915 г. (лицензионный вариант британского «двухфунтового пом-пома»), которые должны были устанавливаться на крышах башен главного калибра.

Торпедное вооружение должно было включать восемь траверсных подводных аппаратов калибра 450 мм.

Механизмы

В силовой установке линкоров типа «Караччоло» впервые в итальянской практике использовались паровые турбины с зубчатой передачей. Четыре турбозубчатых агрегата системы Парсонса, с приводом каждый на свой вал, должны были иметь продолжительную мощность 70 000 л.с. с возможностью кратковременной форсировки до 105 000 л.с., что соответствовало бы скорости 25 и 28 узлов. Каждый из агрегатов включал турбины высокого и низкого давления (последние – со встроенной ступенью заднего хода). Пар для турбин вырабатывали 20 водотрубных котлов системы Ярроу с полностью нефтяным отоплением. Общая площадь их нагревательной поверхности составляла 12000 м².

Размещая компоненты силовой установки в корпусе корабля, итальянские конструкторы вновь проявили оригинальность. Каждый котел или турбина располагались в отдельном водонепроницаемом отсеке. При этом ТЗА, работавшие на внутренние валы, находились практически на миделе. Спереди от них стояло по одному, а сзади – по два котла. Эта часть силовой установки находилась внутри внутреннего защитного контура, прикрытая двумя противоторпедными переборками. Остальные котлы и турбины размещались вдоль бортов (ТЗА внешних валов – по бокам от погребов кормовой возвышенной башни) и защищались лишь тонкой 10-мм переборкой.

Нормальный запас топлива 1800 т должен был обеспечить линкорам непривычно высокую для итальянских кораблей дальность плавания 8000 миль 10-узловым ходом, причем полностью загрузив отсеки двойного дна, они могли принять до 3500 т нефти!

СТРОИТЕЛЬСТВО

Первым 12 октября 1914 г. на казенной верфи в Кастел-ламаре-ди-Стабия, на которой строился первый итальянский дредноут, был заложен головной «Караччоло». Тем самым Италия стала третьей (после Великобритании и Германии) страной, начавшей строительство линкоров с артиллерией свыше 14 дюймов. В марте следующего года на верфях «Ансальдо» и «Одеро» были заложены «Коломбо» и «Колонна».

В декабре 1914 г. новый начальник Главного морского штаба адмирал Таон де Ревель предложил строить последний корабль серии «Франческо Моросини» по урезанному проекту: с ослабленным бронированием и уменьшенной скоростью, при сохранении восьми орудий главного калибра. Это позволяло снизить стоимость до 80 млн. лир, а на сэкономленные дредства построить четыре эсминца (по 680 т) и восемь подводных лодок (по 250 т). Однако, морской министр отклонил предложение, и корабль был заложен на верфи «Орландо» в Ливорно 25 июня 1915 г. – то есть уже после вступления Италии в войну – по утвержденному проекту.

Со вступлением Италии в Первую мировую войну (23 мая 1915г.) темп строительства первых итальянских сверхдредноутов резко упал. Это было связано как с дефицитом материалов и квалифицированных рабочих рук, так и с изменением приоритетов военно-морского строительства. Реалии войны очень быстро показали, что флот больше нуждается не в линкорах, а в эсминцах, патрульных кораблях и грузовых судах. Нельзя не учитывать и тот факт, что еще в конце 1914 г. итальянской разведке стало известно об отмене строительства австро-венгерских линкоров типа «Эрзац Монарх».

Постройка линкоров далеко не продвинулась, так как еще до конца 1915 г. было принято решение о приостановке работ на трех последних кораблях. К тому времени готовность «Кристофоро Коломбо» по корпусу составила 12,5%, а «Маркантонио Колонна» и «Франческо Моросини», работы на которых только-только начинались, – 5,5%. В марте 1916 г. заказы на них были аннулированы. Недостроенные корпуса всех трех линкоров были разобраны на стапелях в 1918 г.

Работы на головном «Франческо Караччоло» продолжались до марта 1916 г., когда их также приостановили. К тому времени на стапель было установлено около 9000 т корпусных конструкций, готовность по корпусу достигла 85%, общая – примерно 30%. Спустя год строительство линкора возобновилось, однако, велось «черепашьими» темпами и спустя несколько месяцев снова было прекращено.

Отдельно стоит сказать про 381-мм орудия. Всего их итальянским флотом было получено 25 штук: десять от «Ансальдо» (включая один прототип, изготовленный во Франции), двенадцать от «Армстронга» (причем последний был поставлен в 1922 г.) и лишь три от «Виккерса». После отмены строительства линкоров их решено было использовать в системе береговой обороны. Два орудия фирмы «Виккерс» в стандартной башенной установке в сентябре 1915 г. были установлены на береговой батарее «Амальфи» близ Венеции. В июне 1918 г. они оказывали огневую поддержку армии в ходе боев на реке Пьяве. Еще две двухорудийные башни использовались в системе береговой обороны Бриндизи – батареи «Фрателли Бандиера» (введена в строй в 1917 г.) и «Бенедетто Брин» (1923 г.). Семь стволов были установлены на железнодорожных лафетах.

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

Десять 381-мм орудий все же попали на корабли. Два ствола «Ансальдо» были установлены на мониторе «Фаа ди Бруно», два «армстронговских» – на мониторе «Альфредо Каппеллини», по одному – на плавбатареях (понтонах) «Монте Саботино», «Монте Санто», «Монте Граппа», «Монте Ченньо», «Монтелло» и «Монте Новеньо».

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

Не менее десяти 381-мм/40 орудий оставались на вооружении до конца Второй мировой войны.

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОЕКТА

Первые существенные изменения в проект стали вноситься еще в период, когда Италия сохраняла нейтралитет. Массовое появление торпед калибра 500 и 533 мм с существенно возросшим весом заряда заставило итальянцев задуматься об усилении конструктивной подводной защиты, не рассчитанной на противостояние взрывам зарядов весом более 250 кг. Между тем, они могли причинить серьезные разрушения котельным и турбинным отделениям, расположенным снаружи от внутренней противоторпедной переборки. Главный морской штаб даже провел опрос среди корабельных инженеров, считают ли они уместным выделение одной трети водоизмещения на бронирование и всего 1/40 – на подводную защиту.

16 февраля 1915 г. фирма «Ансальдо» представила предложение своего ведущего конструктора Наборре Солиани. Он считал, что следует отказаться от внутренней 24-мм переборки в пользу двух толщиной 25 и 30 мм, установленных непосредственно за внешней обшивкой (от нижней кромки броневого пояса до скулового киля) на расстоянии 40 см друг от друга. Пространство между этими переборками предлагалось заполнить смесью дегтя и гудрона для поглощения ударной волны, сохранявшаяся же 10-мм переборка должна была играть роль фильтрационной, предотвращающей дальнейшее распространение воды внутрь корпуса.

Для частичной компенсации веса данной конструкция (2170 т) требовалось не только отказаться от внутренней бронированной вертикальной переборки, но и уменьшить толщину «противоосколочной» палубы с 16 до 10 мм, а главной бронепалубы – с 30/35 до 24 мм. Кроме того, из проекта исключались торпедные аппараты, чья бесполезность на линейных кораблях стала очевидной, часть прожекторов, наконец, 152-мм/50 противоминные орудия предлагалось заменить таким же числом 152-мм/45 орудий старой модели, что позволило бы сэкономить несколько тонн веса, так как в последних использовались не гильзы, а шелковые картузы [4]. Несмотря на эти меры, рост водоизмещения составил бы не менее 740 т.

Современные итальянские историки характеризуют данное предложение как весьма нелепое для инженера подобного уровня. С позиций сегодняшнего дня этот эпизод свидетельствует, что представления кораблестроителей начала XX века о защите от подводных взрывов пребывали в зачаточном состоянии.

В ноябре 1915 г. руководство «Ансальдо» обратилось к командующему флотом герцогу Абруццкому с новым предложением об усовершенствовании противоторпедной защиты строившихся линкоров, однако, ввиду скорой остановки строительства оно не было рассмотрено. Деталей данного проекта не сохранилось, но, вероятнее всего, фирма предлагала установку булей.

Изучение опыта Ютландского сражения со всей очевидностью показало опасную слабость горизонтальной защиты итальянских сверхдредноутов. В период приостановки работ на «Франческо Караччоло» (1916-1919 гг.) технические службы итальянского флота осуществили доработку исходного проекта, направленную, прежде всего, на исправление данного недостатка.

Поскольку работы по корпусу продвинулись достаточно далеко, чтобы не переделывать значительную часть корпусных конструкций, было предложено уложить прямо на верхнюю палубу между концевыми башнями главного калибра дополнительные бронеплиты толщиной от 90 (над машинами) до 110 (над погребами) мм. При этом новую бронепалубу предлагалось сделать покатой – у итальянцев такая форма получила название «спина осла» (schiena d’asino). Толщину брони барбетов следовало довести до 400 мм. Что же касается конструктивной подводной защиты, то здесь изменения не носили принципиального характера. Однако, и без того вес дополнительного бронирования составил около 2500 т – таким образом, водоизмещение корабля с полным запасом топлива (4000 м³), по всей видимости, превысило бы 34 000 т, а осадка -10 м, что привело бы к погружению главного пояса, как минимум, на две трети высоты. Кроме того, расчеты показали, что для достижения заявленной 28-узловой скорости мощность силовой установки следует поднять со 105 до 120 тыс. л.с.

 

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

Число орудий главного и противоминного калибра оставалось без изменений. В дополнение к восьми 40-мм автоматам, расположенным на крышах башен, предусматривалось размещение на надстроечной палубе в районе дымовых труб восьми 102-мм/35 зенитных пушек и, по возможности, еще нескольких «пом-помов». Из проекта исчезли присутствовавшие в предыдущих вариантах торпедные аппараты.

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

Сравнение характеристик усовершенствованного проекта «Караччоло» с современными зарубежными линкорами и линейными крейсерами (такими, как британские «Куин Элизабет» и «Тайгер», германские «Байерн» и «Гинденбург», американский «Пенсильвания», японский «Фусо», французский «Нормандия») показывало, что итальянский корабль по весу бортового залпа уступал лишь американским и японским линкорам с двенадцатью 356-мм орудиями, существенно превосходя их по скорости хода, в то время, как более быстроходные британские и японские линейные крейсера заметно уступали ему в огневой мощи. Иными словами, «Караччоло» был быстрее любого лучше вооруженного корабля и сильнее любого, способного его догнать.

Однако, эти выкладки не убедили руководство Главного морского штаба, поскольку на стапелях уже стояли корабли (например, британский линейный крейсер «Худ»), существенно превосходящие итальянский «долгострой» по всем параметрам. В итоге было принято окончательное решение отказаться от его достройки в качестве линкора.

ПЛАНЫ ПЕРЕОБОРУДОВАНИЯ «ФРАНЧЕСКО КАРАЧЧОЛО»

Достройка «Караччоло» возобновилась в августе (по другим данным – в октябре) 1919 г. с целью освободить стапель. 12 мая 1920 г. корпус корабля был спущен на воду. В тот же день линкор «Дуилио» с буксирами «Эгади» и «Мариттимо» начали его буксировку в Специю, куда прибыли спустя два дня. Там «Караччоло» оставался в ожидании окончательного решения его судьбы.

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

В брошюре, выпущенной к церемонии спуска на воду, сообщалось, что генералу Феррати была поручена разработка проекта переоборудования корабля в быстроходный трансатлантический лайнер (с сохранением полного состава силовой установки), либо вместительный пароход для перевозки эмигрантов, либо же в сухогрузный пароход с 14 грузовыми трюмами. Другие варианты предусматривали его достройку в качестве носителя самолетов т гидроавианосца или авианосца.

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

В частности, фирма «Ансальдо» разработала эскизный проект перестройки «Караччоло» в авианосец со сплошной полетной палубой. Он должен был получить высокий (три уровня) протяженный полубак с двухъярусным ангаром, над которым монтировалась широкая полетная палуба. Дымоходы котлов выводились в шесть труб, проходивших под полетной палубой, а в корме опускавшихся вниз и в стороны. Управление кораблем должно было осуществляться из рубки, располагавшейся в диаметральной плоскости и опускавшейся под полетную палубу во время производства взлетно-посадочных операций. Авианосец не должен был нести никакого тяжелого вооружения – только восемь спаренных 102-мм зенитных орудий. Самолетоподъемник предусматривался только один, что стало, пожалуй, наиболее существенным недостатком проекта, если не считать унаследованную от линкора слабость конструктивной подводной защиты.

%20%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%87%D1%87%

В условиях разразившегося после окончания Первой мировой войны экономического кризиса руководство итальянского флота не рискнуло начать дорогостоящее переоборудование корабля. Тем самым Италия упустила шанс войти в число авианосных держав.

25 октября 1920 г. корпус несостоявшегося сверхдредноута был продан за 6 млн. лир судоходной компании «Societa di Navigazione Generale Italiana» («NGI»), а в ноябре – отбуксирован в небольшой порт Байя близ Неаполя. Генералом Феррати действительно был разработан проект переоборудования в грузопассажирский лайнер. Он должен был иметь дедвейт 17600 т, вместимость 25300 брт, полное водоизмещение 31000 т и оснащаться двумя турбозубчатыми агрегатами, сообщавшими ему скорость 16,5 узлов. Однако, после всесторонней оценки объема работ и экономической отдачи, руководство «NGI» решило отказаться от переоборудования. В конечном итоге, в 1921 году недостроенный «Франческо Караччоло» был продан на слом.

Финалом стало подписание 2 января 1921 г. Королевского декрета, отменявшего указ №450 о включении четырех линейных кораблей в списки флота. С внесением этого декрета в статью 15 Журнала распоряжений по Морскому министерству №10 от 13 января 1921 г. закончилась печальная история итальянских сверхдредноутов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудно давать оценку кораблям, которые не только не принимали участия в боевых действиях, но даже не были построены. К тому же, по линкорам типа «Караччоло» мы обладаем весьма поверхностными данными. Впрочем, даже их достаточно, чтобы утверждать, что в данном проекте итальянские моряки и конструкторы продолжили следовать национальной традиции, заложенной еще на броненосцах типов «Италия» и «Ре Умберто», и объединили черты линейного корабля и броненосного/линейного крейсера. Итальянский проект сочетал в себе огневую мощь с высокой скоростью при несколько ослабленном бронировании, особенно горизонтальном. И хотя этим кораблям не суждено было войти в строй, эти качества получили дальнейшее развитие в 1930-е годы при проектировании быстроходных линкоров.

 

Честно скопипастил :cap_cool:

Взято от сюда:http://alternathistory.com

  • Плюс 17

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
13 228
Старший бета-тестер, Коллекционер
7 978 публикаций

Спасибо за информацию...очень интересно.И конечно заслужили плюс за работу +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 490
Участник, Коллекционер
6 551 публикация
8 206 боёв

6 уровень потянет в нашей игре)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×