Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
tankowik

Сверхдредноут «Орион»

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Тип «Орион»


Изображение

Тип «Орион» (англ. Orion) — серия британских линейных кораблей. Первые линкоры, относимые к сверхдредноутам, тип «Орион» был спроектирован в рамках кораблестроительной программы 1909 года, когда в Адмиралтействе пришли к выводу о недостаточной мощности 305-мм орудий ранних дредноутов. Всего в рамках программы в 1910—1912 годах было построено четыре корабля этого типа. Все они активно применялись в годы Первой мировой войны, в том числе все четыре приняли участие в Ютландском сражении. В послевоенные годы их служба оказалась сравнительно недолгой, в соответствии с Вашингтонским морским договором 1922 года они были сняты с вооружения в 1922—1926 годах.

История создания


Обычная программа согласно смете 1909 бюджетного года включала три линейных корабля ("Колоссес", "Геркулес" и "Орион") и один броненосный крейсер ("Лайон"). Но затем вышло специальное решение правительства Великобритании о закладке еще четырех крупных боевых кораблей (три типа "Орион" и броненосного крейсера "Принсес Роял"), известных как "непредвиденные дредноуты", закладку которых парламент одобрил 28 августа 1909 г. Обычно проект новых броненосных крейсеров воплощал в себе "крейсерскую версию дредноутов". Проект крейсеров третьего поколения типа "Лайон" представлял собой "крейсерскую версию" "Ориона", хотя первоначально в начале 1909 г. планировалось дублировать закладку броненосных крейсеров типа "Индефатигейбл" с учетом их самой широкой модернизации.
Адмирал Фишер оставил пост первого морского лорда в 1910 г., но, прежде чем уйти, он сделал следующий важный шаг. По его настоянию после нескольких серий дредноутов, вооруженных 305-мм орудиями, заложили первый супердредноут "Орион", имеющий на вооружении 10 343-мм орудий.

Spoiler

Изображение

Это значительное увеличение судостроительной программы Великобритании предвосхищало ускоренную постройку Германией своих крупных боевых кораблей. В результате напряженной политической ситуации и возрастающего соперничества с Германией в морской области при разработке проектов крупных британских боевых кораблей Адмиралтейство фактически перестало экономить средства. Начальник британского управления военного кораблестроения Филипп Уатс заявил, что "только теперь стало возможным в новых проектах полностью реализовать их наступательные боевые качества".
Неясность точного содержания германской программы в известной мере прояснила информация из частных источников, полученная Адмиралтейством, и только тогда одобрили британские проекты. Проектируемый в это время в Германии броненосный крейсер типа "Мольтке" обещал стать значительно крупнее, чем это ожидали. Поэтому проекты крейсеров, которые противостояли ему, должны были стать мощнее крейсеров типа "Индефатигейбл".


Изображение

Сущность отличия нового проекта от крейсеров типа "Индефатигейбл" заключалась в следующем: увеличение водоизмещения на 7600 т привело к увеличению полной длины корабля на 33,6 м, ширины на 2,6 м и средней проектной осадки на 0,45 м, но при этом корпуса имели довольно слабый набор. Калибр главной артиллерии увеличивался с 305-мм до 343-мм при установке башен с орудиями вдоль диаметральной плоскости; максимальную толщину главного броневого пояса увеличили со 152 мм до 229 мм и верхнего до 102-152 мм (между верхними палубами, чего на "Индефатигейбле" вообще не было); проектную скорость увеличили с 25 до 27 уз., дальность плавания до 1080 миль.
Они оказались на 6 уз. быстроходнее соответствующих им линкоров, чего достигли увеличением мощности энергетической установки на 150%. Вместо ликвидации в средней части корабля башни "Q" с 343-мм орудиями убрали кормовую возвышающуюся надстройку, на месте которой образовали громоздкое устройство из снарядного и зарядного погребов между двумя котельными отделениями, что ограничило сектор ведения огня этой башни. Повышение боевых качеств, как и на линейных кораблях второго поколения, использовалось совершенно односторонне, поскольку защита не возрастала адекватно боевой наступательной мощности.
Это ярко проявилось во время войны.
Большим недостатком явилось обеспечение броневой защиты только против 280-мм снарядов и то в отдельных местах. Огромный корпус корабля в целом оказался сильно уязвим для 305-мм снарядов, а в многих местах бортовая броня могла быть пробита и 280-мм снарядами. Более серьезным заблуждением оказалось распространение официальными властями заведомой неверной информации о состоянии броневой защиты корабля (утечкой информации в прессу старались навести на мысль, что понятие "линейный корабль" и термин "крупный боевой корабль" — это стороны одной и той же медали, имея в ввиду быстроходные линейные корабли).

Конструкция


Линейные корабли типа "Орион" имели характерный для своего времени корпус со слегка изогнутым форштевнем, сохранившим таранное образование (шпирона как такового не было), округлой кормой с подзором и длинным полубаком, доходящим до середины корабля и заканчивающимся у орудийной башни "Q". Корпус корабля разделили водонепроницаемыми переборками на  XXI отсек. Двойное дно было установлено на 76% длины корабля. Способ связей конструкции клепаного корпуса — смешанный набор поперечных шпангоутов и продольных стрингеров.
Не обошлось и без очередного конфуза, когда было объявлено, что этот тип кораблей был склонен к сильной бортовой качке. Это известие явилось причиной небольшой паники среди создателей проекта, которые поначалу все отрицали, отказываясь в это верить. Масло в огонь подлила статья, появившаяся в "The Standard and St. lames's Gazette", которая повергла в ужас создателей проекта. Газета писала: "... Наш новейший супердредноут "Орион" в своем первом же выходе прошел серьезную проверку огромными морскими волнами в Бискайском заливе. В сообщениях, поступивших в нашу газету, было кое-что относительно его бортовой качки, однако насколько велика была эта качка, чтобы стать причиной серьезного беспокойства и далеко идущих выводов, нам пока неизвестно. Однако, если верить слухам, то из-за сильной качки корабль чуть не перевернулся. Но для создавшейся паники нет, как мы полагаем, никакой реальной почвы, а только распространившиеся слухи, основанные на старой морской истории о "громадных броненосцах с 13,5-дюймовыми орудиями, которые при каждом выходе в море подвергались сильной бортовой и килевой качке, подчас зарываясь носом в волну по самые мачты", хотя ни в одном случае со старыми броненосцами как типа "Адмирал", так и типа "Роял Соверен" ничего подобного не случалось, несмотря на то, что они действительно были подвержены сильной бортовой качке и, впоследствии на них пришлось установить скуловые кили..."

Spoiler

Изображение

Тем не менее, не было веских оснований и верить слухам, и опасаться, что "Орион" может последовать примеру старого "Кэптэна" (1869) (Напомним, что "Кэптэн" первый (наряду с "Монархом", 1868) броненосец с башенной артиллерией, которая располагалась вдоль осевой линии. Четыре 305-мм орудия были размещены в двух башнях на уровне основной палубы между мачтами. Но такая расстановка оказалась для него фатальной: во время незначительного шторма в ночь на 6 сентября 1870 года он опрокинулся из-за плохой остойчивости и затонул со всей командой и капитаном 3-го ранга К. Кользом. — Прим. авт.) и опрокинуться, но ошибки, допущенные, вероятно, при проектировании, были серьезными, и их необходимо исправлять.
Во время официального расследования о плавании "Ориона"и после нескольких проведенных контрольных расчетов выяснилось, что задача на исправление допущенных просчетов не так сложна, как казалось на первый взгляд, и приняли решение, единственное правильное в этой ситуации, увеличить по длине и ширине скуловые кили. Но этим дело не закончилось — возникала другая проблема, а именно: с увеличением скуловых килей на этом типе кораблей увеличилась подводная ширина, и оказалось, что новейшие супердредноуты не смогут входить в существующие доки. В результате поисков было найдено компромиссное решение по величине скуловых килей, которое позволяло бы уменьшить бортовую качку и разместить корабль в доке. Между прочим, решение этой задачи принадлежало инженерам судоверфи, но не проектировщикам, которые не считали эти изменения столь уж необходимыми. Что касается бортовой качки (угол крена достигал 20°), которая возникала у "Ориона" в своем первом выходе в Бискайский залив, то она больше не повторялась.
Основные кораблестроительные элементы линейных кораблей типа «Орион» на день спуска на воду (1 февраля 1911 г.)

Водоизмещение (т) - 9184

Судовые системы (т) - 1430

Корпус корабля (т) - 7820

Суммарное водоизмещение (т) - 10614

Осадка в носу (м) - 2,87

Осадка в корме (м) - 3,14

Длина между перпендикулярами (м) - 166,2

Ширина (без броневой обшивки) (м) - 26,95

Общая длина котельных отделений (м) - 34,74

История службы


После окончания строительства новых супердредноутов и зачисления в состав флота многие печатные издания отмечали, что "... линейные корабли типа "Орион" были прекрасными боевыми кораблями с мощным вооружением, что придавало им исключительно необычный вид, производящий глубокое впечатление". Действительно, их было трудно отличить один от другого, потому что эти отличия состояли только из нескольких деталей, как например, на "Орионе" бросалась в глаза выступающая страховочная решетка, установленная над дымовыми трубами, кроме того, на каждой дымовой трубе были нанесены по две горизонтальные белые марки (полосы); на "Конкероре" 102-мм орудия противоминной артиллерии были защищены только противоосколочными броневыми щитами; на "Монархе" на передней дымовой трубе были нанесены две горизонтальные белые марки; на "Тандерере" размещенная на фок-мачте рубка с прибором управления огнем находилась ниже поста управления огнем, размещенного также на фок-мачте. На каждой дымовой трубе были нанесены по три горизонтальные белые марки.

С началом войны, в сентябре 1914 года, белые марки, ранее нанесенные на дымовые трубы, были закрашены.
В 1914-1915 годах на линейных кораблях "Конкерор" и "Орион" установили приборы системы управления артиллерийским огнем центральной наводки орудий главного калибра (на "Орионе" в апреле 1915 года). На всех кораблях типа "Орион" рубку с приборами управления огнем установили на площадку, расположенную ниже поста управления огнем. Летом 1914 года все 102-мм орудия противоминной артиллерии на всех "орионах" получили броневые противоосколочные щиты. С фок-мачты всех кораблей сняли брам-стеньгу. Для улучшения приема радиосигналов на кормовые грузовые полумачты (короткие деррик-краны) установили радиоантенны.
В 1915-1916 годы со всех кораблей сняли противоторпедные сети. На "Монархе", "Тандерере" и "Орионе" штурманская площадка была увеличена в размере и имела продолжение к кормовой части. На "Тандерере" штурманская площадка имела продолжение до передней дымовой трубы; на "Монархе" и "Орионе" она имела удлиненную конструкцию и простиралась с обеих сторон треногой фок-мачты (на "Конкероре" штурманская площадка была удлинена незадолго перед началом первой мировой войны). Стеньга на фок-мачте всех кораблей была значительно уменьшена по высоте.
В 1916-1917 годах местоположение некоторых прожекторов подверглось изменению. Было сокращено количество 102-мм орудий противоминной артиллерии до четырнадцати на "Тандерере" и до тринадцати на остальных трех кораблях. Демонтированные 102-мм орудия были либо перенесены и установлены на новых позициях, либо их передали на другие корабли. Орудия не всегда были установлены симметрично по правому и левому бортам. "Монарх" и "Орион" оснастили оборудованием для подъема аэростата. Для этого была выделена специально обученная команда. На "Конкероре" в конце 1917 года добавили в качестве зенитных два орудия — одно 102-мм и одно 76-мм, другие три корабля получили только одно 102-мм зенитное орудие, установленное в кормовой части. Дополнительные "отрезающие огонь" броневые экраны были установлены вдоль бортов, образуя сплошную продольную защитную переборку (следствие горького опыта и неутешительного итога Ютландского сражения), правда, официального подтверждения этому не было.

Конкерор

Spoiler

Изображение

Были приняты меры по координальному улучшению противопожарной защиты внутренних отсеков и меры по улучшению системы затопления пороховых и снарядных погребов. Дальномеры закрыли защитными кожухами. В тот же период на линейный корабль "Монарх" была нанесена камуфляжная окраска.
В 1917-1918 годы увеличили в размерах бронированный фор-марс, с размещенным в нем постом управления стрельбой. Циферблатные указатели дистанции до цели установили либо на передней внешней стороне поста, либо выше его, а также в конце кормовой палубной надстройки. На орудийные башни "А" и "X" или "В" и "У" (всех четырех кораблей) краской нанесли шкалы горизонтальной наводки орудий. Все 610-мм прожектора (за исключением двух пар) заменили новыми 914-мм ламповыми. Три "кофейные банки" ("Кофейными банками" сигнальщики метко прозвали рубки управления прожекторами, находящимися вокруг второй дымовой трубы, из-за того, что дым и копоть настолько задымляли помещения, что работать иногда приходилось в противогазах. — Прим. авт.) были размещены вокруг второй дымовой трубы; на каждой из них был установлен один 914-мм ламповый прожектор. На всех дальномерах сняли защитные кожухи. На крышах орудийных башен "В" и "Q" линейного корабля "Орион", "В" и "X" — "Конкерора" и "Тандерера", "В" — "Монарха" установили взлетные площадки для самолетов-корректировщиков.
В 1919-1920 годы на всех кораблях закрасили (нанесенные ранее на орудийные башни) шкалы горизонтальной наводки орудий.
В феврале-марте 1921 года в доке портсмутской верфи линейный корабль "Тандерер" прошел обширный ремонт и переоборудование и стал учебным кораблем. На нем количество 102-мм орудий противоминной артиллерии было уменьшено до восьми, которые разместили в специально оборудованных казематах. Официальные источники утверждали, что в качестве зенитной артиллерии корабль получил два 76-мм орудия, но на существующих фотографиях отчетливо можно рассмотреть только одно орудие, установленное на кватердеке. С крыш орудийных башен сняли платформы для взлета самолетов. В кормовой палубной надстройке (на месте прежде размещенного дальномерного поста) оборудовали жилую каюту.
В 1922-1934 годы со всех кораблей сняты циферблатные указатели дистанции до цели.


Изображение


Представители

Название             Судоверфь                       Закладка          Спуск на воду      Принятие на вооружение                    Судьба
Орион        Orion Portsmouth Dockyard   29 ноября 1909       20 августа 1910        2 января 1912                  пущен на слом в декабре 1922
Монарх       Monarch Armstrong                 1 апреля 1910          30 марта 1911             март 1912          потоплен как мишень 20 января 1925
Тандерер   Thunderer Thames IW           13 апреля 1910       1 февраля 1911             июнь 1912                    пущен на слом в декабре 1926
Конкерор    Conqueror Beardmore             5 апреля 1910               1 мая 1911      1 декабря 1912                   пущен на слом в декабре 1922

Спасибо за внимание! Удачи!

Используемые источники: http://wunderwaffe.n...KM/Orion/03.htm

http://wunderwaffe.n.../GB_BC_2/01.htm

http://ru.wikipedia....ли_типа_«Орион»

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Дополню иллюстрациями (кликайте по картинке для получения большого размера):

 

"Orion":

Изображение

В одиночестве

 

Изображение

Со своими сестричками

 

"Conqueror":

Изображение

1 мая 1911 года

 

 

Изображение

Апрель 1912 года

 

Изображение

 

"Monarch":

Изображение

 

Изображение

 

"Thunderer":

Изображение

 

Изображение

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

"Conqueror" есть же такой танк в британской ветке тяжей . если  я ничего не путаю

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
556 публикаций

Просмотр сообщенияTomas_Plein (01 Фев 2013 - 10:51) писал:

"Conqueror" есть же такой танк в британской ветке тяжей . если  я ничего не путаю
Да это так.
Но название это, мне кажется, танку больше подходит.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
76
[FMP]
Старший альфа-тестер
520 публикаций

Мне всегда больше нравились немцы, но эти тоже выглядят весьма достойно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 публикация
13 боёв

я тоже больше немцев уважаю. Англия рулила в эпоху Англо-Французской войны. А потом мне кажется самые клевые державы это Германия, СССР, США.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
2 430 публикаций

Просмотр сообщенияWhiteWolf69 (01 Фев 2013 - 15:35) писал:

я тоже больше немцев уважаю. Англия рулила в эпоху Англо-Французской войны. А потом мне кажется самые клевые державы это Германия, СССР, США.
А как же Япония..?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

Просмотр сообщенияNaz765 (02 Фев 2013 - 18:53) писал:

Как таких красавцев можно на слом? +
Когда устаревают - можно и нужно...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
220 публикаций

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (02 Фев 2013 - 19:28) писал:

Когда устаревают - можно и нужно...

Ну американцы побогаче и могут себе позволить корабли-музеи в больших количествах. У британцев из капитал-шипов ни один не стал музеем. Зато есть Виктори и Конкуэрор)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

Просмотр сообщенияHMS_Royal_Sovereign (02 Фев 2013 - 20:09) писал:

Ну американцы побогаче и могут себе позволить корабли-музеи в больших количествах. У британцев из капитал-шипов ни один не стал музеем. Зато есть Виктори и Конкуэрор)
Уорриор...:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
6 публикаций
220 боёв

Просмотр сообщенияWhiteWolf69 (01 Фев 2013 - 15:35) писал:

я тоже больше немцев уважаю. Англия рулила в эпоху Англо-Французской войны. А потом мне кажется самые клевые державы это Германия, СССР, США.
Англия и Япония изначально островные державы. У них других вариантов, кроме как полагаться на флот, нет. Если уж уважать флоты держав, то именно этих.
Ладно, США, в силу своего географического и исторического положения почти не вела сухопутных войн. Строила флот, в том числе для противостояния с Японией. Конкурировала с Англией. И такая мелочь, как чуть ли не половина мировых ресурсов была сосредоточена в руках США на 1922й год, не нужно забывать.
Остаются Германия и СССР.
Германию интересовали колонии, Германия ставила целью победу над Англией, флот нужен был как воздух. Но 1922й год это поражение в войне, это затопленый флот. Нечем там гордиться.
СССР 1922 года. Не знаю, не знаю. Континентальная держава. Колоний нет. Добираться морем практически некуда. Революция. Куча проблем. Да, флот есть, но после поражения в Русско-Японской войне флот империи упал с третьего на шестое место в мире. После революции всего 16% уже от этого флота отошло к СССР. Ко времени, когда был списан описанный в топике корабль, СССР провело сокращения во флоте. В общем, флота, на момент 1922 год, фактически не было.
Флотами Германии и СССР на 1922 год невозможно гордиться - за фактически отсутствием оных.
Вот, почитай статью из вики.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
74 публикации

Интересный линкор, но расположение башен главного калибра не совсем удачно, в строе "фронта" больше половины артиллерии не может вести огонь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 314
[LST-W]
Альфа-тестер
20 403 публикации
874 боя

Просмотр сообщенияFedoseevAD (03 Фев 2013 - 13:58) писал:

Интересный линкор, но расположение башен главного калибра не совсем удачно, в строе "фронта" больше половины артиллерии не может вести огонь.
А никто в строю фронта воевать не собирался...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×