Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_11672099

ботик "Фортуна"

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

как и обещал выкладываю инфу о другом ботике петровских времен.

 

История потешной флотилии:

 

Переяславское озеро понравилось царю. Возвратившись в Москву, он спросил у матери разрешения строить в Переяславле суда. Получив его, он сначала отправил на озеро мастеров Браита и Корта, а затем в августе 1688 года выехал туда и сам. Работа закипела. Принимал в ней участие и Петр: он был не только главным организатором всех судостроительных работ, начиная с закладки верфи в заготовки леса, но и вникал в тонкости корабельного дела, учился у мастеров и даже плотничал.

Строительство велось всю зиму, без перерывов, с таким расчетом, чтобы корпуса судов оказались готовы к весне.

27 января 1689 года состоялась свадьба Петра, но уже в апреле он вновь отправляется в Переяславль помогать Бранту. В июне первые пять судов были полностью готовы. “Суды удались все зело хороши”,— с гордостью писал Петр матери в столицу.

Однако последовавшие затем важные события потребовали отъезда молодого царя отвлекли его от полюбившегося дела — кораблестроения. В Переяславль он вернулся лишь после успешного завершения борьбы с царевной Софьей за фактическую власть.

На переяславской верфи впервые познакомились с кораблестроением ставшие впоследствии знаменитыми мастерами-корабелами Гаврила Меншиков и Лукьян Верещагин; местные парусные мастера, или вейль-макеры, Иван Кочет и Фаддей Попов; блоковый мастер Тихон Лукин и мачтовый мастер Степан Васильев.

В создании кораблей флотилии принимал участие и дворянский сын, зачисленный в 1691 году сержантом в бомбардирскую роту Преображенского полка,— Василий Корчмин, в будущем выдающийся кий артиллерист. Спустя годы, уже на Балтийском флоте, он разработал проекты артиллерийского вооружения многих кораблей и даже предлагал оснащать корабли ракетными установками для стрельбы зажигательными ракетами, ближайший друг Петра А.Д. Меншиков также принимал участие в строительстве “потешной флотилии”. Петр и его юные помощники, называвшие себя на голландский манер “шкипманами”, с увлечением работали над созданием кораблей. Вместо отдыха они часто засиживались над чертежами проектов будущих судов. Спуск новых крупных (по масштабам потешной флотилии”) кораблей нередко проходил в торжественной обстановке, порой даже сопровождался крестным ходом под оружейный салют пушек. А торжественная процессия по распоряжению Петра начиналась из переяславского собора. К лету 1692 года на Плещеевом озере было построено до 100 судов различных типов. В конце зимы 1691/92 года по именному указу Петра Л. М. Хабаров доставил в Переяславль из Москвы имевшиеся там шлюпки и кабузы (карбасы), флагманом новой флотилии стал самый большой ее корабль — “Марс”. По этому случаю из Москвы приехали мать Петра, его жена и сестра Наталья Алексеевна, а также многие знатные люди.

Переяславская “потешная флотилия” утратила свое значение, но она была важным этапом на трудном пути от “потешного” до настоящего регулярного военно-морского флота. В ней прошли своеобразный курс обучения морскому делу многие моряки и кораблестроители петровского времени.

 

 

 

 

  Ботик "Фортуна"

 

 

«Форту́на» — деревянный ботик, единственный корабль потешной флотилии Петра I на Плещеевом озере, сохранившийся до наших дней. Памятник истории, главный экспонат музея «Ботик». Условия, в которых сохранялся ботик, позволяют думать, что его построил царь Пётр I.

 

суда "потешной флотилии" по приказу Петра хранили на берегу в деревянных сараях. В 1783 году они сгорели, но «Фортуна» уцелела. Её и сейчас можно увидеть в Переславле-Залесском. Это десятивесельный ботик длиной 6,8 м, шириной 2,4 м и с высотой борта 1,4 м.

 

Устройство

Ботик — дубовая шлюпка с полными, почти круглыми сверху обводами носа и кормы, явно голландского типа. Ботик рассчитан на пять пар вёсел, которые не сохранились. В средней части носовой банки сделан вырез и намётка для крепления мачты. В качестве парусного вооружения использовались гафельный или шпринтовый грот и треугольный фок (кливер). Рулевой управлял ботиком с помощью навесного руля с железным румпелем.

 

Хронология

1689—1692 — на Плещеевом озере строилась потешная флотилия, в том числе и ботик «Фортуна».

1783 — в пожаре погибли все суда потешной флотилии, хранившиеся в Переславле. Ботик «Фортуна» уцелел, так как остался в селе Веськово под надзором уездного суда.

1 августа 1803 — ботик поставлен в каменном здании музея.

 

 

 

также мне удалось раскопать его если можно так сказать чертежи, сделанные для моделистов

 

 

Изображение

Бот "Фортуна" (в скобках даны термины петровского времени): 1- руль, 2 — рулевая петля, 3— обух для флагштока, 4 — коварный флагшток, 5 — флаг, 6 — грот, 7 — гафель, 8— гафель-гар-парус, 9 — вымпел, 10 — штаг, 11 — фок (на одномачтовых судах ярус, ходивший по штагу, именовался фоком, а не стакселем), 12 — ракс, 13 — юферс штага, 14 — форштевень, 15 — фока-галс, 16— фока-шкот, 17—мачта, 18—слаблинь, 19 — гик, 20— гика-шкоты, 21 — голова руля, 22 — бархоут (вельс), 23 — битенг, 24—топ-тимберс (општот), 25—флор-тимберс (буикштыкен), 26 — роульс, 27 — носовой рым, 28 — мачтовая банка, 29 — уключина, 30—носовой брештук (форбухтбанд), 31 полупалуба, 32, 45 — обшивка, 33 — буртик, 34 — кница (книф банк), 35—кормовая полупалуба, 36—кильсон (сатгоут),37-кормовой брештук (трансам), 38—кормовой рым, 39—ахтер-штевень, 40 — румпель, 41 — гик для подвески шверта (на продольном разрезе условно показан по левому борту), 42— бугель для гика, 43— киль, 44 — старн-кница (ахтеркни), 46— ванта с юферсами, 47 — банка, 48 — шверт (на общем виде и виде сверху условно не показан, на сечении Б — Б находится в поднятом положении), 49—привальный брус (баневегерс).

Изображение

 

 

чертежи брались отсюда: http://hobbyport.ru/ships/fortuna.htm

 

 

И фото из музея:

 

 

Изображение

Изображение

Изображение

 

 

 

 

спасибо за внимание

 

источники

http://ru.wikipedia....)

http://www.izmaylovo...istory/3bot.php

http://hobbyport.ru/ships/fortuna.htm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
1 154 публикации
3 944 боя

За старание и труды +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
501 публикация
36 боёв

Чертежи порадовали. Второй ботик, второй плюс. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
252 публикации

Просмотр сообщенияNikita_Primakov (04 Мар 2013 - 13:26) писал:

Да, подфартило ботику! Как говорится, как корабль назовешь, так он и....сохранится)
Согласен
Держи + ЗА СТАРАННИЯ :medal: . Было интересно читать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×