Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
LeopoldBloom

Морская авиация: от второго поколения истребителей к третьему. Япония

В этой теме 11 комментариев

Рекомендуемые комментарии

14 168
Участник
1 002 публикации
1 015 боёв

a12e2fea-6a4e-11e8-9008-8cdcd4b149ac_120

 

К середине тридцатых Япония подошла в статусе третьей морской державы мира, после Великобритании и США. Третьей по тоннажу и количеству линкоров, но никак не по амбициям. И ключевую роль в планах реализации этих амбиций играл авианосный флот.

 

Генеральный штаб японского императорского флота («Гунрэйбу»), как и аналогичные организации «заклятых друзей», пришёл к выводу, что авианосец – сильнейшее наступательное оружие, но его возможности самозащиты крайне ограничены. Но, в отличие от конкурентов, японцам не пришло даже мысли о том, что классический истребитель им не нужен. И поэтому в развитии палубных истребителей японцам удалось опередить конкурентов, пусть и ненадолго.

 

40edda50-e0cc-11e8-83cc-8cdcd4b149ac_120
 

Чтобы понять, как японцам, с их относительно слабой авиационной промышленностью, удался подобный трюк, придётся снова углубиться в дебри истории.


В 1600 году, в феодальной Японии закончилась их версия смутного времени, «период враждующих княжеств», «сэнгоку дзидай». После прихода к власти сёгуна дома Токугава были приняты законы, запрещающие всем чужеземцам пребывание на территории Японии, а японцам — вступать в контакты с чужеземцами.

 

Но по мере освоения тихоокеанского региона западными державами, забор, отгораживающий замкнутый мирок островной Японии от остального мира, начал трещать по швам. И окончательно рухнул в 1858 году, когда американская эскадра «чёрных кораблей» адмирала Мэтью Пэрри при помощи корабельной артиллерии открыла Японию для мира. А мир — для Японии.

 

Закончилась изоляция — закончился и сёгунат. К 1868 году Япония снова стала единым государством. Лидером стал император, а в стране появилась конституция, парламент, кабинет министров. Началась индустриализация, а за ней — милитаризация.

 

В стране развернулась в полную силу экономическая экспансия Запада: самые разные компании Европы и США бросились участвовать в ускоренной модернизации японской промышленности, в том числе и оборонной. А также в развитии, собственно, японской армии и флота.

 

40f3d630-e0cc-11e8-b306-8cdcd4b149ac_120
 

Номинально в стране была парламентская демократия, но фактически власть оставалась в руках двух сильнейших политических группировок. Одна из них восходила к самурайским кланам, до конца сражавшимся за сохранение сёгуната и восстановление изоляции, вторая — к тем, кто сёгунат сверг. Оби эти группировки находились под сильным иностранным влиянием, и в этом же они постоянно обвиняли друг друга.

 

Противоборство было жестоким. Например, политические убийства были практически в порядке вещей. В результате вся страна, включая вооружённые силы, оказалась поделена между ними примерно поровну. Обе группировки проповедовали национализм и экспансию. «Прогерманская» — экспансию по суше, а «проанглийская» — по морю. Первой досталась армия, а второй — флот.

 

Антагонизм между армией и флотом был настолько глубок, что дошло до абсурда. Маленькая и не очень-то богатая страна содержала сразу два комплекта вооружённых сил. У армии был свой флот. Причём, если поначалу в его состав входили транспорты, десантно-высадочные средства и катера речных флотилий, то под конец второй мировой — транспортные подводные лодки и эскортные авианосцы. В свою очередь у флота были свои сухопутные войска. Не морская пехота, а именно полноценные сухопутные войска со всеми сопутствующими частями: строителями железнодорожниками, связистами. И у армии, и у флота были своя разведка и контрразведка, своя военная полиция. И, разумеется, своя авиация.

 

Авиация, при этом, настолько «своя», что даже у очень близких по назначению самолётов было очень мало общего. Отличалось, например, приборное оснащение. Самолёты-разведчики несли разные фотокамеры. Истребители — разные прицелы. Радиостанции работали в разных диапазонах частот, услышать друг друга лётчики армии и флота не могли при всём желании. Даже система мер отличалась: на армейских самолётах скорость, например, считалась в километрах в час, а на флотских — в узлах. Пулемёты были разных систем и разного калибра. А пушки — хоть и одного калибра, но всё же разных систем, и использовали разные боеприпасы. И так далее. Подобных примеров масса.

 

Промышленность выкручивалась как могла. Например, производила один и тот же двигатель под разными обозначениями: для армии и для флота. Или пыталась поставлять в армию и флот один и тот же самолёт. Но, как правило, это не срабатывало. Если самолёт побеждал в армейском конкурсе, то в конкурсе флота он автоматически становился аутсайдером, даже если ни в чём не уступал конкуренту.

Когда началась война, и, казалось, стоило бы объединить усилия, всё произошло с точностью до наоборот. Антагонизм только обострился.

 

Как это отразилось на самолётах палубной авиации? Да самым беспощадным образом. Флот должен был воевать на суше, а значит ему потребовался не просто палубный истребитель, а универсальный солдат. Он должен был выполнять весь спектр задач, включая завоевание превосходства в воздухе в прифронтовой полосе, от которой до моря многие сотни километров. Следовательно, требовалось противостоять вражеским «сухопутным» истребителям, перехватывать новейшие скоростные бомбардировщики, и сопровождать свои бомбардировщики в атаку на защищённые сильной ПВО объекты. И не только относительно медленные и маленькие палубные бомбардировщики, а полноценные тяжёлые двухмоторные береговые машины.

 

При этом и задачи ПВО авианосца с истребителя никто не снимал.

 

Авианосное соединение рассматривалось, как универсальная самостоятельная боевая единица, задачи которой шире, чем у линейного флота. Поэтому авианосцы от линкоров отделили, аналогично американцам. Но не стали разбрасывать их по одному, а наоборот, собрали в один кулак. Японские адмиралы рассудили, что если защититься авианосец не сможет, то нужно максимально усилить его ударный потенциал. Да, если противник ответит, то можно потерять не один авианосец, а сразу несколько. Но при этом значительно повышаются шансы нанести такой удар, что противник ответить не сможет. Даже если этот противник в принципе непотопляем, как Филиппины или Сингапур. Концентрирование авианосцев также облегчает задачу ПВО. Один авианосец может держать в воздухе одно звено, дивизия из двух авианосцев — уже два звена. А группировка из нескольких дивизий сможет накрыться достаточно плотным «зонтиком», чтобы отразить достаточно серьёзную атаку.

 

Основным средством обороны японцы, как и англичане, считали скрытность. Но кроме этого у японского флота была ещё одна «идея фикс»: превосходство в дальности. Если ты обладаешь превосходством в дальности обнаружения, значит можешь атаковать внезапно. Если, к тому же, ты обладаешь превосходством в дальности действия оружия (будь то орудия, торпеды или самолёты), то можешь атаковать ещё и безнаказанно: противник просто не сможет ответить.

 

Отсюда требования ко всем палубным самолётам, включая истребители: скорость и дальность. А значит, неизбежен цельнометаллический свободнонесущий моноплан.

Созданием скоростного палубного истребителя японцы озаботились раньше всех, ещё в апреле 1932 года. Был объявлен конкурс на «опытный палубный истребитель 7 года», или просто «7-си». «Си» — сокращение от словосочетания «сисяку сэйдзо» — «опытный образец». От конкурсантов потребовали достижения максимальной скорости 180–200 узлов — 330–370 км/ч. Участвовали две компании. «Накадзима» выставила палубный вариант «армейского истребителя 91 года» (заводской индекс NK1F). Ответила на этот вызов компания «Мицубиси» с новым проектом (заводской индекс 1MF10).

 

Заметили нестыковку? Самолёт 91 года на конкурс 7 года, проходивший в 1932 году — это как? Да ничего особенного, просто ещё один пример армейско-флотского разброда и шатания. Они использовали разные календари! Армия — «имперские годы», от восшествия на японский трон легендарного императора Дзимму в 660 году до н.э. Флот — календарь, который вёл отсчёт с 1926 года, когда император объявил начало «эпохи просвещённого мира» — «Сёва дзидай». До этого — календарь «эпохи Тайсё», которая продолжалась с 1911 по 1925 год. Конкурсы флот объявлял по своему календарю, а когда образец принимали на вооружение, индекс ему давался в общепринятых в японской бюрократии имперских годах. Так, например, «экспериментальный палубный бомбардировщик 11 года» превратился в серийный «палубный пикирующий бомбардировщик 99 года».

 

Вернёмся же к нашим пациентам. Самолёт «Накадзимы» — подкосный моноплан-парасоль с неубирающимися шасси — был, по мнению флота, недостаточно революционным. Да, к тому же, он уже стоял на вооружении армии. Принять его во флот — значит признать авиацию флота вторичной! Да ни за что!

 

Проект «Мицубиси» был достаточно революционным. Даже слишком. Самолёт плохо управлялся и часто ломался. Во время испытаний оба прототипа были потеряны. Один развалился в пикировании, второй разбился, сорвавшись в плоский штопор.

 

Победила в конкурсе дружба. В начале 1934 г., по итогам испытаний оба проекта были отклонены. Поводом стала нехватка скорости. Истребитель «Мицубиси» недобрал 7 узлов, а прототип «Накадздимы» — все 20. Конструкторам «Мицубиси» порекомендовали доработать проект, а «Накадзиме» — придумать самолёт поновее.

 

Соответственно, в апреле 1934 г. был объявлен новый конкурс на «палубный истребитель 9-си», и вскоре были представлены новые претенденты. Теперь от них требовалось достичь скорости в 200 узлов.

 

Фирма «Накадзима» выставила «PA-кайдзо» — палубный вариант истребителя, представленного чуть раньше на армейский конкурс как «Ки-11».

Самолёт напоминал американский «Пишутер» P-26: моноплан с неубирающимся шасси и с крылом, усиленным расчалками. Он был лёгким, манёвренным, и превзошёл требования задания по скорости, набрав 220 узлов.

 

Вот только детище «Мицубиси» — истребитель с заводским индексом «Ка-14» — с тем же двигателем «Котобуки-5» набрал 243,5 узла — 450 км/ч. Молодой конструктор Хорикоси Дзиро использовал все возможные новинки в области аэродинамики, материаловедения и сопромата. Заклёпки и замки «впотай», новые сплавы, прогрессивная конструкция крыла, само крыло эллиптической формы с довольно тонким профилем — всё это позволило снизить массу планера и уменьшить аэродинамическое сопротивление. В итоге, несмотря на слабенький даже по меркам 1935 года двигатель, удалось значительно нарастить скорость, не особо жертвуя манёвренностью. Взлётно-посадочные характеристики удалось улучшить, применив новейшую аэродинамическую диковину: закрылки-«бабочки». Они же, как оказалось, здорово помогают в воздушном бою на низких скоростях.

 

По итогам испытаний влиятельный японский авиатор Гэнда Минору, известный фанат истребителей бипланной схемы, заявил, что этот самолёт — сильнейший в мире! И, к тому же, в порочащих связях с армией замечен не был. Победа!

 

Уже в 1936 году самолёт был принят на вооружение флота под обозначением «флотский палубный истребитель 96 года». В обиходе японские военные отбрасывали все эти регалии и называли самолёт просто «96».

«96» — это первый в мире палубный истребитель, конструктивно представляющий собой цельнометаллический свободнонесущий моноплан. По пути к серийному производству он потяжелел и подрастерял мощность, но всё равно стал самым быстрым в мире палубным истребителем. Серьёзное достижение, особенно если учитывать вышеописанные особенности устройства японского государства.

 

40e80486-e0cc-11e8-9738-8cdcd4b149ac_120
 

Кстати об особенностях. Наш герой — самолёт известный, но упомянутые обозначения — «Ка-14», «9-си», «96» — могут читателя удивить. Ведь в современной историографии он чаще всего называется совсем по-другому: «A5M». Да, была у японцев и такая система обозначений. Все проекты самолётов флота, принятые к рассмотрению, получали обозначение на американский манер, из трёх символов. Предназначение самолёта, порядковый номер проекта и фирма-производитель. Например, B7A — седьмой по счёту проект бомбардировщика («B»), разработанный фирмой «Аити» («А»). Когда трёх символов не хватало, как и в США, добавляли номер модификации. Например, B7A3. Когда не хватало и этого, добавляли иероглиф одного из «десяти небесных стволов» — элементов запутанного китайского зодиака. Их можно использовать как порядковые числительные. Например, A6M5-хэй – «A6M5-третий». Если у самолёта менялось предназначение, то соответствующую литеру добавляли в конце. Например, N1K2-J — вторая модификация первого проекта поплавкового истребителя («N») фирмы «Каваниси» («К»), переделанная в береговой перехватчик («J»). Именно эта система стала общеизвестной на западе после войны. На практике же в Японии подобные обозначения почти не использовались. Разве что в переписке между КБ и штабом флота. И неудивительно.

 

40eb9aa6-e0cc-11e8-89d3-8cdcd4b149ac_120
 

Аналог этой системы был и в армии. Помните, нам уже встречался «Ки-11». «Ки» — это сокращение от «китай» — «самолёт» или, точнее, «планер самолёта». «Сухопутчики» поступили проще, чем флот: все проекты получили сквозную нумерацию. «самолёт-11» — это знакомый нам прототип истребителя «Накадзима». А, например, «самолёт-15» — это разведчик от «Мицубиси». Эта система также не использовалась за пределами внутренней документации КБ и штабов.

 

Уже в 1937 году, через несколько месяцев после принятия на вооружение, «96» пошёл в бой. Самолёты с авианосца «Кага» встретились в небе с китайской истребительной авиацией, представленной в основном американскими P-26 и BF2C. «96» превосходил их по всем статьям.

 

Поступившие к китайцам советские и американские истребители новых типов, включая монопланы И-16 и «Хок-75», ситуацию на фронте не переломили, однако, в воздушном бою они оказались примерно равны

японской новинке. Что уже само по себе можно считать достижением: палубный истребитель не уступал сухопутным машинам. Можно считать, что в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе дебют «96» удался.

 

40f814b6-e0cc-11e8-8c81-8cdcd4b149ac_120
 

А вот в качестве перехватчика в Китае «96» оказался не столь успешен: разномастный авиапарк китайских бомбардировщиков регулярно преодолевал заслоны японской системы ПВО и наносил неприятные уколы. Истребителям всё же не хватало энергетики: поднявшись на нужную высоту, они не обладали достаточной скоростью для перехвата. Не хватало и вооружения: два пулемёта винтовочного калибра не могли достаточно быстро расправиться с советским СБ или немецким Хейнкелем-111 – он успевал улететь.

 

В качестве истребителя сопровождения «96» также успеха не добился: ему не хватало дальности, особенно по сравнению с новейшими флотскими бомбардировщиками образца того же 96 года («Мицубиси» G3M, «Нелл»). Согласно действовавшей доктрине истребители должны были расчистить небо над участком фронта. Затем через этот участок должны были прорваться бомбардировщики, чтобы нанести удар по беззащитным объектам противника в тылу. Тактика себя не оправдала. Китайцы (при деятельной помощи военных советников со всего мира, прежде всего СССР и США) развернули эффективную сеть постов ВНОС. А также сосредоточили значительные силы истребителей на обороне тыловых объектов. В результате, на фронте у «96» пропали противники, а у японских бомбардировщиков возникли проблемы: китайские истребители теперь встречали их на подходе к цели. Потеря дорогостоящего бомбардировщика с многочисленным экипажем в глубине территории противника — штука болезненная, и японцы, стараясь этого избежать, были вынуждены сократить масштаб налётов.

 

Погоды на фронтах всё это не сделало. Но боевой опыт заставил японцев хорошенько задуматься об облике следующего палубного истребителя.

 

Да, век истребителя «96» оказался недолгим. Он как бы увяз между поколениями. Сейчас бы его назвали «2+». Ну или «3-». Свободнонесущий моноплан, цельнометаллическая конструкция, развитая механизация крыла, прекрасные манёвренные качества — это весомые достоинства. Но при этом у него была открытая кабина и шасси в «лаптях». А самое главное — это полное отсутствие перспектив модернизации. Нужна была ещё большая скорость, а добиться её этот планер не позволял, он и так был облегчён и «обжат» до предела. К началу сороковых довольно новый истребитель уже окончательно устарел. Нужна была замена.

 

40f93058-e0cc-11e8-8a6f-8cdcd4b149ac_120
 

И она появилась, причём очень быстро. Дебют следующего палубного истребителя состоялся там же, в Китае, летом 1940 года. Как мы помним, 1940 год — это круглая дата, 2600 год по имперскому календарю. Так что новая машина получила обозначение «палубный истребитель образца нулевого года», или просто «0» — «Зеро».

 

Но это уже совсем другая история.

  • Плюс 10
  • Круто 7

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 603
Коллекционер
2 414 публикации
9 455 боёв

Было бы неплохо прочесть подобное про последователя "Зеро"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
60 900
[UN-SE]
Бета-тестер, Коллекционер
24 566 публикаций

Интересно и познавательно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
13 082 публикации
Сегодня в 17:01:36 пользователь _Zhukov__ сказал:

Было бы неплохо прочесть подобное про последователя "Зеро"

Это про А7М? А что там читать, Хорикоси дальше развивал свою концепцию. Проще говоря - Рэппу увеличенный, доработанный вариант Зеро, под новый более мощный двигатель.

Гораздо интереснее "боковое ответвление" истребителей Мицубиси - Кюсю J7W Синдэн. Очень необычная машина с толкающим винтом, похожего пожалуй не делал никто в то время.

Скрытый текст

J7W1_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE_5.jpeg

Можно конечно вспомнить про американский Vultee XP-54, но там и близко не настолько революционная концепция. Просто поршневой истребитель с толкающим винтом, в то время как японцы изначально закладывали в Синдэн возможности модернизации под турбовинтовой или реактивный двигатель.

Изменено пользователем Ssupersvintuss
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 603
Коллекционер
2 414 публикации
9 455 боёв
Сегодня в 00:44:56 пользователь Ssupersvintuss сказал:

Это про А7М? А что там читать, Хорикоси дальше развивал свою концепцию. Проще говоря - Рэппу увеличенный, доработанный вариант Зеро, под новый более мощный двигатель.

Гораздо интереснее "боковое ответвление" истребителей Мицубиси - Кюсю J7W Синдэн. Очень необычная машина с толкающим винтом, похожего пожалуй не делал никто в то время.

  Показать содержимое

J7W1_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE_5.jpeg

 

Я имел ввиду последователя 96, а именно "зеро" (не так выразился просто)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник, Коллекционер
13 082 публикации
Сегодня в 17:51:02 пользователь _Zhukov__ сказал:

Я имел ввиду последователя 96, а именно "зеро" (не так выразился просто

Ну, про Зеро думается для нас ещё расскажут:cap_yes:.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя
Сегодня в 17:52:53 пользователь Ssupersvintuss сказал:

Ну, про Зеро думается для нас ещё расскажут:cap_yes:.

Да...По своему легендарный самолёт.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
920 публикаций

кстати А5М "Клод" успел поучаствовать до самого конца Второй Мировой.
Его модификация "летающая парта" А5М-К не только выпустила в небо практически всех-летчиков асов IJNAF, но и использовалась в качестве самолетов камикадзе в 1945м.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
399
[YORHA]
Участник
1 142 публикации
19 001 бой

Спасибо, было очень интересно. На одном дыхании прочёл.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
3 640
Бета-тестер, Участник, Бета-тестер, Коллекционер
12 936 публикаций

Спасибо.

Про морскую авиацию можно еще и по-больше. 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Эта тема закрыта для публикации новых ответов.

×