Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
La_Gord

[ Неразгаданные тайны морей ] #5 Скорпион

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

1 397
Старший альфа-тестер
1 685 публикаций
1 373 боя

Всем доброго времяпрепровождения! 

 

Долго же я не писал статьи, были на то свои причины, но - не об этом. В прошлой статье я написал о таинственной гибели шхуны "Кэррол А. Диринг". Сегодняшняя статья понравится любителям подводных лодок, ибо речь пойдёт про одну из них. Статья подготовлена по просьбе одного из читателей.

 

Итак, встречайте:

 

 

Атомная подводная лодка "Скорпион"

fd60c73ae097.jpg

Немного предыстории:

USS Скорпион( бортовой номер: 589) - одна из шести подводных лодок типа "Скипджек", заложенная 20 августа 1958 года и спущенная на воду 29 декабря 1959 года. Введена в строй ВМФ США 29 июля 1960 года. Экипаж составляет 99 человек. 

 

 

Пропажа.

15 февраля 1968 года подлодка вышла из Норфолка в Средиземное море на учения. 21 мая, с подлодки на базу была послана радиограмма, в которой говорилось: "Местонахождение – 35°07′ северной широты, 41°42′ западной долготы, скорость 18 узлов, курс 290". Больше на связь подлодка не выходила. В соответствиями с правилами перехода на большой глубине, лодка не должна была посылать каких-либо сообщений, поэтому командование не проявило никакого беспокойства на счёт того, что лодка не выходила на связь с 21 мая. Атомоход должен был вернуться на базу 27 мая, примерно в 17:00. К этому времени на пирсе в Норфолке уже собрались родственники и близкие подводников, ожидавшие прибытия лодки. Но, к заявленному времени - подлодка не явилась, и было объявлено о том, что она запаздывает, и в это же время - вёлся её поиск с помощью 50 кораблей и судов, а также 35 самолётов. 

Время всё шло, новостей никаких не поступало. Сомнений нет - лодка затонула. Оставалось только верить в то, что затонула она на глубине, меньше предельной. Запасов воздуха, продовольствия и воды у экипажа атомохода должно было хватить на 70 дней ожидания. 

Во время поиска "Скорпиона", недалёко от побережья штата Вирджиния, на дне была найдена подлодка, по размерам очень похожая на пропавший атомоход, однако выяснилось, что это - немецкая подводная лодка, которая лежит на дне со времён Второй Мировой войны. 

Через 10 дней поисков, командование объявило подлодку "предположительно погибшей" и отозвало все суда и самолёты обратно на базу. Поиски продолжили 2 исследовательских судна, успешно зарекомендовавших себя в поиске другой затонувшей подлодки ( USS Трешер ) и поисках потерянной водородной бомбы: это были "Боудич" и "Мизар". Мизар тянул за собой, со скоростью: один узел - своеобразные сани: сваренную из стальных труб конструкцию, передвигавшуюся на расстоянии 4–9 метров от дна. На санях были установлены, соединенные с судном коаксиальным кабелем (длиной более 6 километров) - магнитометр, фотокамера специальной конструкции, снабженная объективом с полем зрения 120 градусов и двумя импульсными лампами, а также гидролокатор горизонтального и вертикального обзора. 

После долгих месяцев тщетных поисков, на базу приходит радиограмма: после анализа акустических радиостанций, был обнаружен сигнал, похожий на разрушение большого, прочного корпуса. Определив примерное местоположение источника сигнала, зону поисков было решено сузить до размеров 12 на 12 миль.  Вскоре после этого, спустя 5 месяцев с начала поиска пропавшей подлодки, с Мизара приходит радиограмма, в которой сообщается, что найдены обломки, опознанные как части корпуса атомохода "Скорпион". Обнаружены они в 400 милях к юго-западу от Азорских островов, на глубине более 3000 метров. Спасти подводников на такой глубине - просто невозможно. Мизар сфотографировал обломки, но поднять их на поверхность - не представляется возможным: лодка разделена на двое, кормовая часть вмята почти до середины корабля. Рубка подлодки - не повреждена, однако она лежит на боку на некотором отдалении он носа атомохода. 

e957fc40ed7d.jpg504b0005c42d.jpg

 

Что же случилось с с подлодкой и её экипажем с момента передачи на базу последней радиограммы? 

 

Послесловие.

Министерство военных сил, а также следственная комиссия, состоящая из 7 человек - не смогли определить причину гибели подлодки. Исходя из фотографий, сделанных "Мизаром", обломки "в целом" были в порядке, значит - можно исключить аварию и взрыв реактора, а также - взрыв торпед( по некоторым данным, на подлодке и вовсе не было торпед). Причина гибели подлодки до сих пор остаётся загадкой.

"Скорпиона" частенько приписывают к списку жертв "Бермудского треугольника", хоть и катастрофа и произошла ближе к Португалии и Африки.

 

 

Статья проверена сайтом http://findcopy.ru, уникальность текста - 84.7 % -------> http://findcopy.ru/check/754605/tpg4hyqdnvb3ujm6

 

Список использованных источников:

1) http://heroesship.ru/podvodnaya-lodka-skorpion/

2) http://maxpark.com/community/14/content/1797253

3) https://ru.wikipedia.org/wiki/USS_Scorpion_(SSN-589)

4) http://merkulof.com/page1709.html

5) http://sekretmira.ru/2012/10/19/strannye-ischeznoveniya-podlodok-v-60-x-godax-proshlogo-veka/

 

P.S. Уважаемые читатели! В своих статьях я специально не пишу о причинах и версиях случившегося. Делается это по нескольким причинам:

1) Один из ответов находится в названии серии статей. Слово "неразгаданные" как-бы намекает на таинственность историй. И моя задача - лишь описать эту историю, показать её со стороны. 

2) Не раскрывается это за тем, что-бы подогреть ваше воображение

3) этого не делается по моим личным причинам: я считаю, что тайна или должна быть разгадана с подтверждением того, или она не должна быть разгадана вовсе. В своих статьях я стараюсь соблюдать золотую середину между этими двумя понятиями.

Изменено пользователем La_Gord
  • Плюс 20

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
475 публикаций

У амеров большой флот, значит должны быть ошибки и трагедии, да и человеческий фактор никто не отменял

 

Был у них еще случай

 

Трагедия разыгралась у берегов Калифорнии, в проходе Санта-Барбара. 7 сентября 1923 года 11-я эскадра эсминцев, стоявшая на якоре в бухте Сан-Франциско, получила приказание выйти в море и следовать в Сан-Диего. Это были однотипные гладкопалубные корабли, водоизмещением по 1215 тонн, построенные в 1918 году.

На следующий день ровно в семь часов эскадра в составе 14 кораблей вышла в море, которое было на редкость спокойным. Флаг командующего эскадрой капитана Эдварда Уотсона нес эсминец «Дельфи» - головной корабль эскадры.

В 8 часов 30 минут эскадра легла на генеральный курс 160 градусов, скорость хода повысили до 20 узлов. В 11 часов 30 мин сделали последнее визуальное определение по береговым ориентирам, спустя 3 часа завершили поворот на ИК 150 градусов, а в 16 часов 30 минут эскадру построили в кильватерную колонну. Вероятно, это было связано с ухудшением погоды.

Для определения места кораблей в плохих метеоусловиях на побережье США установлен ряд радиопеленгаторных станций (РПС). Одна из таких станций находилась на мысеАргельо Калифорнийского побережья.

В 18 часов эскадра приблизилась к входу в пролив Санта-Барбара. Спустя 13 минут на запрос флагмана эскадры РПС сообщила, что слышит сигналы его радио на ИП 320 градусов, после чего в течение получаса непрерывно передавала пеленги на «Дельфи». Из этих сообщений следовало, что эскадра шла прямо на мыс Аргельо. Это уже должно было насторожить командующего эскадрой, но он, не обратив внимания на данные РПС, скомандовал: «Курс - 150 градусов, скорость - 20 узлов!»

Согласно установленному на эскадре «порядку», запрашивать пеленги мог лишь командующий эскадрой. Следовательно, пеленги с РПС передавались лишь на флагманский корабль и ни один из других кораблей эскадры пеленгов с РПС не получал. Такая централизация не вызывалась необходимостью. Она лишь приводила к тому, что контрольная проверка данных станции на кораблях эскадры сама собой исключалась.

В 20 часов 00 минут, когда эскадра находилась в походе уже 13 часов, флагман передал сигнал с указанием исчислимых координат своего места, однако не потребовал от командиров кораблей - задних мателотов - указать свои координаты. Этим элементарным правилом, которого обычно придерживаются в подобных случаях во всех флотах мира, командующий эскадрой почему-то им пренебрег. Таким образом, снова оказалась невозможной взаимная проверка координат кораблей эскадры. В дальнейшем курс на всех кораблях соединения прокладывался уже от места флагмана на 20 часов 00 минут. Все корабельные штурманы полагали, что место головного корабля более надежно и что только его и надо придерживаться.

На ряде кораблей соединения данные собственной прокладки курса расходились с флагманскими. При сравнении этих данных получалось, что корабли находятся значительно южнее, чем это следовало из корабельных исчислений. Но никто из комдивов и командиров кораблей не посмел доложить о своих сомнениях относительно правильности курса на «Дельфи».

По полученным с РПС пеленгам в 20 часов 39 минут и 20 часов 58 минут (соответственно 330 и 323 градуса), эскадра находилась севернее мыса Аргельо, а не южнее, как это считал флагман. Но Уотсон и на сей раз был уверен в непогрешимости расчетов своего штурмана и снова пренебрег полученными пеленгами. Именно необоснованная самоуверенность флагмана была причиной того, что он не предпринял никаких мер в этот ответственный для эскадры момент. Впоследствии оказалось, что ошибка флагмана составила 20 миль в опасную сторону.

В 21 час 00 минут, не подав никаких предварительных сигналов, флагман повернул на ИК 95 градусов и скрылся в густом тумане. Сигнал о новом курсе был послан всем мателотам как постфактум. Эскадра легла на свой новый и вместе с тем гибельный курс. Спустя 5 минут «Дельфи» врезался в прибрежные скалы на скорости 20 узлов в час. Еще шесть кораблей вслед за ним, поочередно один за другим, также выскочили на камни, не успев сбавить хода. Это были эсминцы «Ли», «Чонси», «Фуллер», «Вудбари», «Николас» и «Янг».

На камнях корабли расположились друг от друга на расстоянии 75-100 метров. В результате катастрофы погибли 22 человека из 500. Шедший в строю седьмым эсминец «Янг» перевернулся, и потому на нем было больше всего жертв - 19. Остальные семь кораблей, находившиеся в хвосте эскадры, получив сигнал о том, что первый корабль сел на мель, успели дать задний ход и спаслись.

После расследования причин катастрофы главному военному трибуналу были преданы 11 человек, среди них командующий эскадрой, командиры двух дивизионов, командиры погибших кораблей и штурман «Дельфи». Они обвинялись в неспособности выполнить свой служебный долг и в халатности, в результате чего корабли ВМФ наскочили на рифы. Военный трибунал признал виновными четырех человек, остальные были оправданы. Одному из четырех - командиру эсминца «Николас» приговор трибунала был отменен высшими властями. Виновность в конечном итоге пала на флагмана эскадры, командира головного эсминца «Дельфи» и его штурмана. Наказание для всех троих было одинаковым - задержка в продвижении по службе.

Военный суд вынес свое определение. По мнению суда, катастрофу, приведшую к посадки на камни и гибели семи эсминцев, следовало отнести за счет грубых ошибок навигационного характера. Командиры кораблей были обвинены в том, что они слепо следовали лидером. На суде было указано, что отклонение военнослужащих от политики или стратегии редко допустимо. Но при выполнении тактических заданий для подчиненного допускается «определенная инициатива».

Вопросы навигационного характера больше подходят к вопросам «тактики». Командиры всегда ответственны за безопасность кораблей, находящихся в их подчинении, независимо от того, кто руководит. Исключением являются случаи боевых действий, когда определяющим фактором становится уничтожение противника, а не безопасность своего корабля.

Ничто не может заменить здравого смысла подчиненного, утверждалось на судебном процессе. Истинная причина катастрофы, по мнению суда, заключалась в том, что никто на потерпевших кораблях не предполагал, что им угрожает опасность.

Эта трагедия была одной из первых морских катастроф века. Она явилась не только трагическим, но и скандальным эпизодом в истории американского флота: выявила самодурство и невежество командующего эскадрой, низкую штурманскую подготовку офицеров ВМС США того времени.

За 28 лет до этой катастрофы подобное несчастье произошло с французскими кораблями. В ноябре 1895 года 7 броненосцев французской средиземноморской эскадры, которой командовал вице-адмирал Жерве, сели на мель. Этот «небывалый случай в летописи европейских флотов» долгое время обсуждался на страницах прессы многих стран.

Но тогда имелся целый ряд смягчающих обстоятельств. Прежде всего, причиной посадки кораблей на мель явилось то, что мелкие глубины в том районе не были обозначены на карте. Затем для предупреждения других кораблей командующий эскадрой своевременно подал необходимые сигналы. Наконец, все четыре корабля были довольно быстро сняты с мели под руководством самого командующего эскадрой. Именно поэтому никто из командиров броненосцев и сам командующий эскадрой не понес никакого наказания, хотя дело это рассматривалось в различных инстанциях. Приняли во внимание еще и то, что ни один из броненосцев практически не получил повреждений, да и человеческих жертв при этом тоже не было.

Таким образом, катастрофа эсминцев в 1923 году была в своем роде уникальной.

Ссылка

 

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
9 967
Участник
30 075 публикаций
8 481 бой

Кто-то видать "Героя Советского Союза" негласно получил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
24 публикации

Кто-то видать "Героя Советского Союза" негласно получил.

 

Это тоже не исключено.

Ла́йонел Крэбб (англ. Lionel Crabb; 28 января 1909, Лондон — 19 апреля 1956) — боевой пловец британского Королевского флота и разведывательной службы MI6, пропавший без вести в ходе разведывательной операции против советского крейсера «Орджоникидзе» в 1956 году. Во время визита в Портсмут главы СССР Н. С. Хрущёва и Председателя Совета Министров СССР Н. А. Булганина под крейсер пыталась нырнуть группа английских военных аквалангистов с целью исследовать днище и винты. Через 14 месяцев тело Крэбба было найдено без головы и рук, а через 50 лет советский боевой пловец рассказал журналистам свою версию обстоятельств гибели Крэбба. Материалы данного инцидента продолжают оставаться засекреченными.

 

16 ноября 2007 года BBC и The Daily Mirror сообщили, что бывший советский боевой пловец Эдуард Кольцов заявил, что он обнаружил Крэбба за установкой магнитной мины на корпус крейсера «Орджоникидзе» около порохового погреба корабля и перерезал ему горло. В своём интервью для документального фильма Кольцов показал кинжал, который он якобы использовал, а также Орден Красной Звезды, которым его наградили за уничтожение Крэбба[4][7]. На момент интервью Кольцову было 74 года и, по его словам, он хотел очистить свою совесть, рассказав, что именно произошло с Крэббом.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Так что - все возможно.

Был такой диверсант в СССР - Старинов, Илья Григорьевич

Умудрялся маскировать мины под куски каменного угля. В войне в Испании при взятии одной из крепостей заминировал ослика. Это не шутка. Факт. Защитники крепости выпускали животных на пастбище, где и поймали ослика. Нашпиговали взрывчаткой с гвоздями и пустили обратно в замок. Когда ослик прошел ворота бомба рванула. Последствия всем понятны. Крепость пала.

Так что может сама затонула, а может и помог кто...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер, Коллекционер
407 публикаций
13 567 боёв
Изменено пользователем TANKMORDOR
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
199 публикаций
2 896 боёв

Спасибо! интересная статья!:medal:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
509
[ARP]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 050 публикаций
12 343 боя

Спасибо за интересную и загадочную статью)):)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
149 075
[FLD]
Бета-тестер
90 740 публикаций
15 721 бой

Да уж...история со "Скорпионом",услышанная в юности,изрядно взбудоражила воображение.Спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 311
Старший альфа-тестер, Участник, Коллекционер
1 869 публикаций
6 120 боёв

Подлодка Scorpion про неё в юности,в журнале "Техника молодёжи" зачитывался,даже вырезал фото.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
64 публикации
478 боёв

три буквы - КГБ :hiding:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
243
Викигвардия, Старший альфа-тестер
619 публикаций
3 122 боя

Никого не смутило, что лодка вышла из Норфолка (американского, естественно, но это, увы, не уточняется) в Средиземное море? И должна была метнуться туда-обратно за, приблизительно, 99 дней?

Слишком уж большое время было отведено командованием. 

И есть вопрос к ТСу: Вы проверяли координаты, которые приводите в статье? Согласно тексту, точка, которая передавалась в последней радиограмме с лодки, находится гораздо западнее, чем место гибели лодки. Но курс в этой радиограмме, относительно месторасположения лодки, указано точно - 210, на Норфолк. Более того, согласно источнику, из которого Вы взяли те координаты, лодка была в 250 милях к югу от Азорских островов, хотя, если посмотреть на карту, эта точка располагается в 650 милях к юго-востоку. Что-то тут не сходится.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
55 публикаций
1 606 боёв

Кто-то видать "Героя Советского Союза" негласно получил.

 

Морская мина, награждена звездой "Героя Советского Союза" посмертно......

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×