Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_6859195

Проект 1240 "Ураган"

В этой теме 18 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

И вновь приветствую всех, кто зашёл на огонёк!

Сегодня, в завершение серии тем о судах на подводных крыльях, предлагаю вашему вниманию ещё один плод работы советских конструкторов,

который был построен в единственном экземпляре и не был отправлен в серийное производство.

Итак,


Проект 1240 "Ураган"



Изображение



История создания

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в СССР многие влиятельные специалисты очень сильно заинтересовались кораблями с динамическими принципами поддержания (КДПП - корабли на подводных крыльях, воздушной подушке, экранопланы), считая, что с помощью КДПП удастся создать мощный флот кораблей с абсолютно новыми боевыми свойствами, которыми не обладают старые корабли. Влечение к большой скорости было настолько велико, что даже была забыта одна фраза, родившаяся во время Второй Mировой войны:«От самолета не убежишь». Многие тогда считали, что для решения ударных, противолодочных, десантных и других задач высокая скорость, развиваемая КДПП, даст превосходный эффект, в чём в то время мало кто сомневался.

Применительно к ракетным катерам работы, в основном, велись в трёх направлениях, а именно: суда на подводных крыльях (СПК), корабли на воздушной подушке (КВП) и корабли-экранопланы (КЭП). Работы по всем этим направлениям начались практически одновременно - с конца 50-х годов, но быстрее всего, как вы уже знаете, результаты были получены по СПК, вслед за чем последовали постройки опытных кораблей, а за ними - серийное производство СПК.
Основное применение суда на подводных крыльях нашли в гражданском флоте (на реках, озерах и прибрежных морских коммуникациях): это известные советские пассажирские суда типов «Ракета» и «Комета», катера швейцарской фирмы «Supramar» и другие.
Наибольший интерес у военных специалистов благодаря своей возможности сохранять высокую скорость хода при значительном волнении моря вызвали корабли на АУПК. В 1960-х – 1970-х годах за рубежом (в основном в США) уже начали проводиться широкие исследования по отработке движения на глубокопогруженных ПК с применением автоматических систем управления.

В июле 1963 года по инициативе ЦКБ-5 (сейчас – ЦМКБ «Алмаз») с участием 1-го ЦНИИ МО, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова, ЦАГИ, МАИ и НИИ «Электроприбор» было проведено совещание, посвящённое координации работ по проблемам АУПК, на котором был определён порядок и степень участия различных организаций в исследованиях, связанных с созданием боевого корабля с АУПК. И уже в феврале 1964 года ЦКБ-5 было поручено проектирование опытного корабля на АУПК под шифром «Ураган». Главным конструктором проекта назначили В.М.Бурлакова, главным же наблюдающим от ВМФ был назначен А.А.Осташко (по другим данным это был капитан 1 ранга А.И.Косоруков). Первоначально проект разрабатывался как вариант МРК «Овод» (проект 1234) и имел номер 1234-АУПК, но в ноябре 1966 года, в связи со значительным отличием по основным тактико-техническим элементам (ТТЭ) от проекта 1234, ему был присвоен новый номер – 1240.



Разработка проекта 1240

Проект 1240 "Ураган" оказался очень сложным в разработке, ведь многие проблемы пришлось решать впервые. Стоит заметить, что в том же 1964 году было принято решение о разработке опытного морского пассажирского судна «Тайфун» (проект 1233). Поскольку проектантом «Тайфуна» являлось ЦМКБ «Алмаз», а срок его разработки опережал проектирование «Урагана», то отработку вопросов гидродинамики подводных крыльев, формы корпуса, и т.д. было решено провести на «Тайфуне», считая его полунатурной моделью СПК «Ураган». И хотя в полной мере сделать этого не удалось, часть отработанных на проекте 1233 «Тайфуне» вопросов, таких как система управления АУПК, угловые редукторные передачи мощности от двигателей к гребным винтам и некоторые другие, оказались очень полезными при проектировании СПК «Ураган».

Расчёты показали, что для обеспечения выхода на режим движения на подводных крыльях потребуется значительная мощность двигателей, что было неприемлемо для обычных угловых редукторных передач, подобным СПК «Тайфун». Поэтому для такого относительно небольшого корабля впервые были разработаны и применены газотурбинные двигатели М-10 (на базе авиационных НК-12) мощностью по 18.000 л.с. каждый, а для обеспечения передачи мощности были созданы оригинальные угловые редукторные передачи с раздвоением мощности на тянущий и толкающий гребные винты, которые располагались на одной гондоле.
В целях же максимальго облегчения корабля пришлось применить целый ряд новаторских решений и новейших разработок. Так, к примеру, в качестве основного материала корпуса был использован новый по тому времени высокопрочный алюминиево-магниевый сплав, не требующий термообработки после сварки. Из этого материала специально для этого корабля по авиационной технологии изготавливались прессованные панели. Крыльевые устройства "Урагана" изготавливались из титанового сплава (которые на зарубежных судах ещё не применялись). Судовые системы и трубопроводы забортной воды также были изготовлены из титановых сплавов. Для снижения массы кабелей и электрооборудования на корабле впервые была применена бортовая сеть с трёхфазным током напряжением 380 В и частотой 400 Гц. Специально для корабля были разработаны новые облегчённые источники электроэнергии – газотурбогенераторы ГТГ-100.



Вооружение

Spoiler
Ударное ракетное:
   - ПУ ПКРК П-120 «Малахит» - 2х2
   - ПКР П-120 «Малахит» (SS-N-9 «Siren») - 4
Зенитное ракетное:
   - ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-М» - 1х2
   - ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko») - 20
Артиллерийское:
   - 30-мм ЗАК АК-630М - 1х6
Радиоэлектронное вооружение:
РЛС общего обнаружения:
   - «Дубрава» также для ЦУ ПКРК - 1
   - НРЛС - 1
РЛС управления огнем:
   - «Дубрава» для ПКРК «Малахит» - 1
   - 4Р33 для ЗРК «Оса-М» - 1
   - МР-123 «Вымпел» для ЗАК - 1
РЛС госопознавания  «Нихром»

Так как проект 1240 «Ураган» являлся кораблём боевым, то на нём, по техническому заданию, разработанному 1-м ЦНИИ МО, было необходимо разместить современное (по тому времени) ракетное (противокорабельное и зенитное), артиллерийское, а также радиоэлектронное вооружение. Вооружение включало две спаренные ПУ ПКР «Малахит» с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-М» и 30-мм шестиствольный автомат АК-630М с РЛС управления «Вымпел». Всё это, наряду с требованиями к дальности плавания, скорости хода и мореходности привело к тому, что полное проектное водоизмещение корабля превысило 400 тонн. Кораблей на АУПК такого водоизмещения в мировой практике кораблестроения ещё не было.


Размещение вооружения на МРК проекта 1240 "Ураган"

Изображение
1 – выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-М»
2 – Станция наведения ракет 4Р33 комплекса «Оса-М»
3 – спаренные пусковые установки ПКР П-120 «Малахит»
4 – обтекатель антенны РЛС общего обнаружения и целеуказания ПКРК «Дубрава»
5 – обтекатель антенны РЛС общего обнаружения
6 – обтекатель навигационной РЛС
7 – антенна РЛС госопознавания «Нихром»
8 – визирная колонка «ВК» для ручного управления ЗАК
9 – стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»
10 – 30-мм шестиствольный зенитный артиллерийский комплекс АК-630-М



Строительство проекта 1240

Строительство, проведение испытаний и сдача опытного образца проекта 1240 «Ураган» намечались на Невском Морском заводе МСП, который к 1970 г. вошёл в состав Ленинградского Приморского завода. Для осуществления постройки корабля на этом заводе даже была закончена реконструкция, а также произведён ряд работ по совершенствованию технологического оборудования, в том числе была произведена постройка спускового устройства. Однако всё строительство ограничилось спуском на воду лишь одного единственного образца, получившего тактическое обозначение МРК-5, который был заложен, а затем спущен на воду в 1973 году. Но достройка корабля шла трудно и долго, поэтому только в 1976 году он вышел на испытания. На западе кораблю было присвоено обозначение "Sarancha" ("Саранча").



Служба и судьба

30 декабря 1977 года корабль прибыл в Севастополь и был включён в состав 116-го дивизиона ТКА 41-й Отдельной бригады РКА КЧФ. После завершения программы испытаний был переведён по внутренним водным путям на Чёрное море, где в течение нескольких лет проходил опытную эксплуатацию. МРК предполагалось использовать его в качестве опытного и только по результатам испытаний принять решение о создании уже серийных СПК. Проект 1240 показал очень хорошую мореходность и высокую скорость хода – до 60 узлов. Кроме того, корабль, благодаря особенностям конструкции, мог эксплуатироваться на море при волении до 5 баллов.

Создание этого корабля явилось крупным отечественным достижением в области строительства кораблей с новым принципом движения. Но большой объём сконцентрированных в одном корабле довольно сложных проблем не мог не повлиять на его судьбу. Сложность технического обслуживания, недостаточная отработанность отдельных опытных образцов техники ограничивали его использование в боевом составе ВМФ. Крыльевая система с автоматизированным управлением оказалась громоздкой и недостаточно надёжной, вследствие чего в 1990 году был исключён из состава ВМФ. В 1990 году был исключён из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. В 1992 году затонул после пожара в Стрелецкой бухте, позже был поднят и разделан на металл в Севастополе.

Дальнейшего развития корабли этого класса в ВМФ СССР не получили.



Основные тактико-технические характеристики

Водоизмещение, т:
   - порожнее - 299
   - стандартное - 342
   - полное - 426
Основные размеры, м:
   - длина без рулевых колонок - 49,8
   - длина с рулевыми колонками - 56,5
   - ширина наибольшая - 10,1

Осадка, м:
   - на ходу с ПК - 2,2
   - в водоизмещающем режиме - 2,8
   - с опущенными ПК - 8,2

Главная энергетическая установка:
   - 2 газовых турбины М-10
   - суммарная мощность, л.с. (кВт) - 36.000 (26.500)
   - 2 дизеля малого хода М-401 (ДРА-211)
   - суммарная мощность, л.с. (кВт) - 2.200 (1.620)
   - газотурбогенераторы ГТГ-100
   - мощность, кВт - 3х100
   - дизель-генераторы ДГ-100
   - мощность, кВт - 2х100
Движители:
   - 4 гребных винта
   - 2 водомёта

Скорость хода, км/ч (уз):
   - наибольшая - 112 (60)
   - длительная на ПК - 92 (50)
   - экономическая на ПК - 66 (36)
   - длительная малого хода - 15 (8)

Дальность плавания, миль (при скорости, уз): 702 (60)
1250 (36)
1500 (8)

Автономность, сут.: 5

Экипаж, чел.(в т.ч. офицеров): 34 (7)



Фото

Изображение

Изображение



Речные суда на подводных крыльях:
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
Проект 1240 "Ураган"


Источники:
- http://atrinaflot.na...1240/0_1240.htm
- http://ru.wikipedia....ли_проекта_1240
- http://ship.bsu.by/ship/102873

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
679 публикаций
195 боёв

Отличная тема! Молодец! Ракетные двигатели да бластеры ему, и можно в космические бои отправлять! :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
645 публикаций
100 боёв

Просмотр сообщенияAntossimys (02 Мар 2013 - 21:18) писал:

P.S. Блин! "Как же у нас все таки любят инновации!"
Эх, "Вы исчерпали лимит положительных оценок на сегодня"
Полностью согласен))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 381
[FOGFL]
Бета-тестер кланов, Участник, Бета-тестер, Коллекционер
5 328 публикаций
12 159 боёв

СПС интересно было почитать на работе, пока делать нечего.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
501 публикация
36 боёв

Как же часто хорошие проекты заканчивались разделкой на металл в 90-е годы.

P.S. Тема классная, держи + :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер, Коллекционер
2 448 публикаций
37 756 боёв

из за сложной механизации крыла очень тяжелые эксплуатационные возможности

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
268
Старший бета-тестер
581 публикация

Просмотр сообщенияkosakovitchilia (04 Мар 2013 - 16:37) писал:

из за сложной механизации крыла очень тяжелые эксплуатационные возможности
И снова этот гражданин ломает русский язык в ещё одной теме.
Слово "тяжёлые" не применяется со словом "возможности".

А катер отличный для своего времени. Большая скорость - очень важное качество, особенно если работать приходится в условиях ограниченной видимости - ночь, туман, прибрежная зона. Да и небольшая осадка даёт большую свободу манёвра.
Жаль, конечно, что корабль не довели и не пустили в серию - ему бы цены не было, особенно на ЧФ.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер, Коллекционер
2 448 публикаций
37 756 боёв

Просмотр сообщенияV_DiS (09 Мар 2013 - 15:23) писал:

И снова этот гражданин ломает русский язык в ещё одной теме.
Слово "тяжёлые" не применяется со словом "возможности".

А катер отличный для своего времени. Большая скорость - очень важное качество, особенно если работать приходится в условиях ограниченной видимости - ночь, туман, прибрежная зона. Да и небольшая осадка даёт большую свободу манёвра.
Жаль, конечно, что корабль не довели и не пустили в серию - ему бы цены не было, особенно на ЧФ.
Я как понимаю, у вас вместо реальных возражений только одно --русский язык
Вы хоть представляете себе особенности эксплуатации кпк и спк

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
268
Старший бета-тестер
581 публикация

Просмотр сообщенияkosakovitchilia (11 Мар 2013 - 11:01) писал:

Я как понимаю, у вас вместо реальных возражений только одно --русский язык
Когда ваши проблемы с русским языком мешают читать ваши сообщения - это серьёзно. Я бы за такое вообще банил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер, Коллекционер
2 448 публикаций
37 756 боёв

Просмотр сообщенияV_DiS (13 Мар 2013 - 19:14) писал:

Когда ваши проблемы с русским языком мешают читать ваши сообщения - это серьёзно. Я бы за такое вообще банил.
Видите ли , прекрасное знание русского языка, еще не говорит о уровне вашего интеллекта( не хотелось бы вас обижать, но  вам не приходило в голову,что русский для меня, не родной язык и то,что вы не можете понять, это сугубо ваши проблемы,а остальные поймут)
Это форум про корабли , а не про правописание.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×