Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_3lXHs23AshDV

Разведывательные полеты британской авиации над СССР в 1950-х годах

В этой теме 5 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
294 публикации

Привет, котаны. Как известно, во время Холодной войны из-за недостатка информации о своих оппонентах, и в частности, о СССР и его союзниках, некоторые страны Западного блока активно использовали разные виды авиационной разведки. «Целями» разведывательных самолетов могли быть самые разные объекты: города, промышленные предприятия, военные базы и полигоны, космодромы и т.д. Маршруты и продолжительность таких вылетов также сильно варьировались: от краткосрочных полетов вдоль границ до тысячекилометровых сквозных полетов с их пересечением.

Значительную часть этих миссий выполнили, что логично, США. Но в определённое время аналогичные задачи пришлось выполнять еще ряду стран, в числе которых была Британия. В те далёкие времена, когда империя была еще большой, бюджет – крупным, а наука и авиационная промышленность позволяли делать неплохие разведчики (а точнее, в первой половине 1950-х годов), в процессе сотрудничества с USAF и CIA британские ВВС совершили некоторое количество разведывательных полетов над европейскими государствами Восточного блока и глубинными районами СССР. Вполне возможно, в осуществлении этих операций приняла участие и британская разведка, как это было годами позже с некоторыми полетами американских высотных разведчиков U-2.
 

Скрытый текст

Первые подобные операции RAF самостоятельно провели еще в 1947-1948 годах, когда британские Mosquito PR.34 из 13 sqn. c баз в Иране, Ираке и на Крите (и, возможно, из каких-то других мест) совершали разведывательные полеты в районе южных границ Советского Союза и, в частности, около Каспийского озера. Однако более подробной информации об этих вылетах особо и нет. Скорее всего, тогда британские самолеты тоже заходили в советское воздушное пространство, но насколько эти пентерации были долговременными и глубокими, неизвестно.

В любом случае, гораздо более масштабными эти акции стали через несколько лет, когда к RAF обратились их американские союзники.

Тем временем в США на рубеже десятилетий пришли к необходимости подобных полетов над европейской частью СССР. Причин этому было аж целых две: первая – сбор самых разных данных о возможностях Советов, военном и промышленном потенциале, расположению каких-то объектов и т.д. Тут классика, в общем. Вторая была связана с точностью бомбардировок: в USAF, а точнее в SAC (Strategic Air Command – Cтратегическом Командовании американских ВВС), предполагали, что при налетах стратегических бомбардировщиков на СССР навигация и визуальная идентификация целей будут затруднены: самолеты должны будут лететь на значительной высоте, часто в ночное время и в плохих погодных условиях. Большие расстояния и слабозаселенная территория c минимумом ориентиров также не облегчали задачу. По этим причинам наведение самолетов осуществляли при помощи радиолокационного сканирования местности бортовыми РЛС, а для облегчения задачи бомбардиры должны были иметь фотки готовых радиолокационных изображений своих целей. Но их еще нужно было как-то сделать. Для выполнения этих миссий командующий SAC Кертис ЛеМей предложил использовать разведчики.

Но осуществить такие операции сами США уже не могли – 5 мая 1950 года Объединённый комитет начальников штабов и президент Гарри Трумэн, не желая обострять отношения с Советами, запретили проводить такие полеты. Иногда этот запрет обходился и полеты над советскими дальневосточными и северными областями таки проводились, но европейская часть, наиболее развитая и важная, все еще оставалась неизведанной. В итоге к 1951 году это казалась уже крупной проблемой, и, после её обсуждения между ЛеМеем, Вице-начальником штаба ВВС Натаном Твиннингом, и некоторыми другими представителями Комитета начальников штабов, решили обратиться к Великобритании. Британское правительство (а особенно при Уинстоне Черчилле) было более сговорчивым и раскованным, и против подобных операций ничего не имело, да и special relationship сами себя не поддержат. Но у Британии еще не было самолетов с нужными характеристиками, "Канберры" не сразу строились, поэтому США предложили провести серии полетов над Советским Союзом американскими самолетами, но с британскими экипажами и опознавательными знаками британских ВВС, для получения радиолокационных изображений нужных целей. Полученные данные можно будет использовать в интересах как SAC, так и Бомбардировочного Командования RAF.

 

kqwE57G.thumb.jpeg.f44b0dfb1a95b41005a7973db6b639fb.jpeg

RB-45C ВВС США. Аналогичные самолеты использовались в ходе Jiu Jitsu.


В операции, получившей название Jiu Jitsu (иногда обозначаемой Jiu Jitsu I), учавствовали в общей сложности 4 разведчика RB-45C, одолженных у 91-го стратегического разведывательного крыла USAF. B-45C был разведывательным самолетом, созданным на базе бомбардировщика North American B-45 Tornado. Принятый на вооружение в апреле 1948 года, В-45 стал первым серийным реактивным бомбардировщиком USAF, а также первым многодвигательным реактивным самолетом с возможностью дозаправки в воздухе (B-45C и RB-45C). Для своего времени это была достаточно неплохая машина, хотя и страдавшая от низкой надежности. Использовались в Корейской войне для выполнения ударных и разведывательных миссий. Вылеты планировали осуществлять с авиабазы RAF Sculthorp, расположенной в графстве Норфолк в Восточной Англии. К этому моменту там уже была развернута одна из трех эскадрилий с RB-45С, занимавшаяся, однако, пока только вполне легальной деятельностью, в основном заключающейся в картографировании районов реки Рейн.

Долгое время занял процесс обучения персонала. Экипаж RB-45C состоял из 3 человек: 2 летчиков и штурмана. Соответственно на подготовку ушли 9 членов экипажа и еще 1 врач из 35-й и 115-й эскадрилий RAF, причем бОльшая часть из них даже не знала о том, что именно они будут делать. Руководителем группы, названной Special Duties Flight, изначально хотели назначить Микки Мартина, но из-за проблем со здоровьем его не допустили к высотным полетам, и в июле 1951 года группу возглавил Джон Крэмптон. В дальнейшем из первоначального состава заменили еще несколько человек. Помимо прочих, в состав подразделения входили Джо Эклам, Боб Ансти, Билл Линдси, Джон Хилл, Рекс Сандерс и др. В сентябре 1951 года (до другим данным, августе или весной того же года) подразделение уехало в США на обучение. Процесс подготовки проходил на трех американских авиабазах: Barksdale AFB в штате Луизиана, Langley AFB в Вирджинии и Lockbourne AFB в Огайо. В начале декабре того же года (по другим данным, в январе 1952 года) Special Duties Flight вернулась в Великобританию в RAF Sculthorp и проходила дальнейшую подготовку уже здесь, включавшую учебные полеты над Британией и Европой смешанных англо-американских экипажей.

Ночью 21-22 марта 1952 года RB-45C с экипажем в составе Крэмптона, Эклама и Сандерса на большой высоте и с высокой скоростью совершил несколько перелетов через воздушный коридор Западного Берлина, чтобы оценить реакцию Советов на полеты в таком «сенсетивном» воздушном пространстве. Лишь 16 апреля (за 1 день до операции) вся группа узнала о своей реальной задаче.

 

image_1095.jpg.2a5bb201e2b3282e62e7ce736772db43.jpg

Разведчики с опознавательными знаками британских ВВС в RAF Sculthorp.

В ночь с 17 на 18 апреля 1952 года 3 RB-45C выкатили из ангаров, перекрасили, сняли с них опознавательные знаки американских ВВС и нанесли британские, что, кстати, вызвало удивление у сотрудников авиабазы, ничего не знающих о Jiu Jitsu. В ту же ночь началась операция. Во время Корейской войны были случаи перехватов B-45 советскими истребителями Миг-15 в дневное время, поэтому полеты Jiu Jitsu проходили под прикрытием темноты. 3 RB-45C взлетели с RAF Sculthorp, перелетели Северное море, дозаправились от американских танкеров KB-29 (2 самолета над Данией, 1 над северной ФРГ), после чего пересекли Железный занавес по трем маршрутам: северный проходил через Балтийское море, северо-восточную Польшу и Прибалтику, центральный – через Польшу и Белоруссию, южный – через Чехословакию, южную Польшу, Украину и захватывал небольшую часть западной России. Целями разведки был ряд промышленных центров, авиабазы стратегических бомбардировщиков и различные объекты системы ПВО. Над советской территорией самолеты были обнаружены радарами, однако перехватить их не смогли. После повторного пересечения границ Восточного блока следовала еще одна дозаправка в воздухе и возвращение в RAF Sculthorp.

Все закончилось через 10 с половиной часов.

Это был полный успех. Вскоре на британской Canberra, вылетевшей в RAF Sculthorp c базы RAF Wyton, полученные данные были доставлены в Центральное разведывательное бюро ВВС. 9 мая 1952 года Крэмптон и Сандерс вылетели на американскую авиабазу Lockbourne AFB, где встретились с ЛеМеем, затем были несколько недель отдыха в Вашингтоне и возвращение в RAF Sculthorp. Самолеты были «возвращены» США, а Special Duties Flight на некоторое время прекратило свою работу, чтобы уже осенью того же года собраться снова.

 

Карта вылетов 17-18 апреля 1952 года.

Скрытый текст

20210222-231340-01_orig.thumb.jpeg.393f369dd123872adb6b09489093c1a6.jpeg


12 сентября 1952 года начальник штаба RAF Джон Слессор в письме начальнику штаба американских ВВС Хойту Ванденбергу предложил возобновить разведывательные полеты над СССР, однако американские экипажи по той же причине все еще не были доступны. Но в целом американцам идея зашла, потому что уже в октябре Special Duties Flight было собрано обратно и начало подготовку. Состав вновь претерпел изменения: к группе присоединились МакАлейстер Ферз и Х. Каррелл, а Билл Линдси покинул подразделение вследствие тяжелого ранения, полученного при падении B-29. Тренировки продолжались около 5 недель, но на этом все и закончилось. Обучение внезапно прервали, и на этот раз запланированная на 13 декабря того же года операция не состоялась. Не все в британском Кабинете министров поддерживали идею продолжения таких полетов. Против второй серии полетов выступал, например, министр иностранных дел Энтони Иден, т.к. считал, что новые маршруты составлены таким образом, что охватываемые ими цели больше необходимы штатам для общего ядерного наступления на СССР, а не для точечных ударов по базам советских бомбардировщиков, волнующих тогда Британию. Да и вообще, почему Великобритания должна проводить эти рискованные операции, если США сами не идут на подобное. В итоге политики не дали согласия на продолжение операций и 8 декабря вылеты отменили.

Но, новой информации, судя по всему, очень хотелось и через время британское правительство передумало, и в третий и последний раз Special Duties Flight было собрано все на той же RAF Sculthorp в начале весны 1954 года. В состав группы добавили Билла Блэра, и в очередной раз последовал период тренировок, продлившийся примерно месяц. На этот раз вылеты состоялись, но информации про них меньше, чем о полетах в 1952 году. В планировании и проведении полетов 1954 года участвовала также GCHQ (Government Communications Headquarters – Центр Правительственной Связи) – британская спецслужба, занимающаяся, помимо прочего, криптоанализом, криптографией, а также ведением радиоэлектронной разведки с 1919 года и примерно до сегодняшних дней.

Вторая серия полетов, обозначаемая Jiu Jitsu II, проходила ночью 28-29 апреля 1954 года при участии RB-45C. 4 самолета также перекрасили, на них нанесли опознавательные знаки RAF, при этом еще перед перегонкой в Англию британцы немного переработали их разведывательное оборудование. Как и в 1952 году, в самих полетах учувствовали только 3 самолета. Но на этот раз задача включала в себя не только получение радиолокационных снимков местности, но и ведение радиоэлектронной разведки. Маршрутов также было 3: северный, центральный и южный. Первые два были почти аналогичны трассам 1952 года, а третий был немного удлинен. Он же был самым протяженным, предполагал углубление в воздушное пространство СССР примерно на 1000 миль и охватывал около 30 целей, по большей части баз советских стратегических бомбардировщиков. Перед пересечением Железного занавеса и после ухода оттуда предполагались заправки в воздухе.

 

45.thumb.jpg.13f8c4687510aeffb612b2e207b63f52.jpg

Британские экипажи на фоне RB-45C.


Эти полеты так же прошли успешно, несмотря на более значительное противодействие ПВО (с особенно сильным огнем столкнулся самолет, летящий по южному маршруту). Единственным прецедентом стало то, что один из разведчиков на обратном пути после пересечения границ Восточного блока по какой-то причине не смог дозаправиться от воздушного танкера, и пришлось совершать посадку в три часа ночи на американской базе Fürstenfeldbruck AFB в ФРГ, немного удивив ее работников. Впрочем, после скоротечной заправки RB-45C успешно прибыл RAF Sculthorp. Ну и еще утром в газете Daily Telegraph появилась новость о неизвестном самолете, заправляющимся над Копенгагеном, но каких-то последствий это упоминание не имело.

 

Карта вылетов 28-29 апреля 1954 года.

Скрытый текст

overflight-54_orig.jpg.02f03ae60efcd2734d7386f9f9ba22cb.jpg


Дальнейшее развитие советской ПВО делало полеты RB-45C слишком рискованными и опасными, поэтому в будущем воздушная разведка над СССР велась с помощью других самолетов. К тому же в США, видимо, окончательно сняли запрет на вылеты своих экипажей и уже 8 мая 1954 года американский RB-47E провел полет над Кольским полуостровом. Скорее всего, на этом история операции Jiu Jitsu и подразделения Special Duties Flight закончилась, на многие десятилетия став одной из бесчисленных тайн Холодной войны. Информация была рассекречена только в середине 1990-х годов, да и то не полностью.

Однако полеты британских разведчиков над СССР не ограничились только Jiu Jitsu. Но об этом в как-нибудь в другой раз.

 

Небольшой ролик о операции:

Скрытый текст

 

 

Источники вдохновения:
1)https://spyflight.co.uk/operations/#Jiu_Jitsu
2)https://www.rafsculthorpeheritagecentre.org/operation.. (без ВПН почему то не открывается)
3)https://weaponsandwarfare.com/2017/07/30/operation-ji..
4)https://www.lynnnews.co.uk/news/revealed-how-fakenham..
5)Vic Flintham. High Stakes: Britain’s Air Arms in Action 1945-1990.


 

Изменено пользователем anonym_3lXHs23AshDV
  • Плюс 7

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 235
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 575 боёв

Наглядная демонстрация, почему и товарищ Сталин и товарищ Хрущев в 50-ых очень критично относились к советской ПВО, и непрерывно устраивали там крупные кадровые и организационные перестановки...

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 460
[FLOOD]
Участник, Коллекционер
7 881 публикация
31 617 боёв
В 11.07.2021 в 21:06:29 пользователь Dilandualb сказал:

Наглядная демонстрация, почему и товарищ Сталин и товарищ Хрущев в 50-ых очень критично относились к советской ПВО, и непрерывно устраивали там крупные кадровые и организационные перестановки...

То, что меч даже теоретически не может пробить щит - не вина воина, это вина того кузнеца, что ковал тот меч. Хотя даже не вина, а беда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 235
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 575 боёв
Сегодня в 08:36:48 пользователь Daemian сказал:

То, что меч даже теоретически не может пробить щит - не вина воина, это вина того кузнеца, что ковал тот меч. Хотя даже не вина, а беда.

Щит-то как раз наоборот у СССР был очень дырявый...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 460
[FLOOD]
Участник, Коллекционер
7 881 публикация
31 617 боёв
Сегодня в 20:42:16 пользователь Dilandualb сказал:

Щит-то как раз наоборот у СССР был очень дырявый...

Я какгбэ под мечом подразумевал советские системы ПВО, которым было нечем работать по такой высоте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×