Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Savatage

Последний поход подводной лодки Щ-317.

В этой теме 2 комментария

Рекомендуемые комментарии

2 510
[W_AT]
Участник
1 788 публикаций

image.png.b64264e6f7331bba39942840fa66e63c.png

 

"Щ-317" на военно-морском параде. Ленинград, 1939 г.

 

 В 1942 г. подводные силы Балтийского флота оказались в сложном положении. Выход на боевую службу затруднялся наличием береговых батарей, минных заграждений, противолодочных кораблей и патрульной авиации. Однако и в таких условиях подводники решали боевые задачи и совершали подвиги. Так, летом в свой последний боевой поход отправилась подлодка «Щ-317» капитан-лейтенанта Николая Константиновича Мохова.

Лодка и ее командир

Скрытый текст

image.thumb.png.3638b847bc25f06d7a964b4f0fc8f1a5.png

 

Капитан-лейтенант Н.К. Мохов.

 

  На момент нападения гитлеровской Германии «Щ-317» находилась в г. Таллин на среднем ремонте. Вскоре началась эвакуация, и техническую готовность восстановили только в Кронштадте. В конце сентября начался очередной поход, вновь безрезультатный. Следующая служба стартовала в начале ноября и вскоре закончилась. Из-за плохой организации боевой работы лодка попала под «дружественный огонь» и была вынуждена вернуться в Кронштадт для ремонта.

 Будущий командир лодки «Щ-317» Н.К. Мохов (1912-1942) в то время был командиром 9-го учебного дивизиона подлодок, оснащенного «Малютками». На этой должности Мохов получил негативную характеристику: командование отмечало, что высокую требовательность к подчиненным он чередует едва ли не с панибратством. Имелись и иные претензии к дисциплине. Вследствие этого 16 января 1942 г. капитан-лейтенанта Мохова понизили в должности, поставив командиром подлодки «Щ-317».

Скрытый текст

image.png.1bd02100f6354322956f09791a537222.png

 

Подводники с "Щ-317" занимаются обслуживанием пушки, начало 1942 г.

 

  Вероятно, такая должность больше устраивала Н. Мохова, и он быстро проявил себя с лучшей стороны. В тяжелейших условиях первой блокадной зимы в Ленинграде он смог организовать подчиненных и смежников и провести необходимый ремонт своей лодки. Как отмечалось в наградных документах, «Щ-317» первой в своей бригаде подготовилась к боевым действиям в 1942 г.

 В конце весны корабль был готов к выходу в море и охоте на вражеские суда. Для этого на борту было 4 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата с боезапасом из 10 торпед калибра 533 мм.

 

Подлодка в походе

 

  Целью подводной кампании Балтийского флота в 1942 г. являлось нарушение морских перевозок противника. Транспорты на Балтийском море решали задачи снабжения группы армий «Север», а также обеспечивали поставки финских и шведских ресурсов. Все эти суда, а также корабли прикрытия следовало топить.

В ночь на 6 июня подлодка «Щ-317» под командованием Н. Мохова (так же, поскольку для Мохова этот боевой поход был первый, с ним на борту был его обеспечивающий, командир дивизиона подводных лодок капитан 2-го ранга Владимир Алексеевич Егоров)    вышла из Ленинграда и направилась в Кронштадт.

Скрытый текст

image.thumb.png.2bd44b3e88eee725cdce40e7bef8906f.png

 

Командир дивизиона подводных лодок капитан 2-го ранга Владимир Алексеевич Егоров.

 

 Уже этот переход был связан с трудностями. Южный берег Финского залива был занят противником, и подлодка рисковала попасть под обстрел артиллерии и авиации. К счастью, ее не заметили.

  Завершив подготовку, поздним вечером 9 июня подводники вышли из Кронштадта и направились к о. Лавенсари (ныне о. Мощный), где находилась передовая база. Первую часть пути, до Шепелёвского мыса, из-за малой глубины пришлось преодолевать в надводном положении. Противник несколько раз замечал подлодку и начинал обстрел – к счастью, безрезультатно. Пройдя мыс, «Щ-317» погрузилась и добралась до Лавенсари без происшествий.

Для выхода на назначенную боевую позицию и на оперативный простор по установленному маршруту подлодке предстояло преодолеть два немецких минных заграждения. Южнее и восточнее о. Гогланд, между островом и южным берегом залива, находилось заграждение Seeigel («Морской еж»). Это заграждение включало несколько тысяч якорных мин, расположенных в 8-12 рядов с разными промежутками и на разных глубинах.

 Западнее Таллина залив перекрывало заграждение Nashorn («Носорог»). На этот раз подводникам мешали шесть линий из нескольких сотен мин. В составе обоих заграждений имелись неконтактные донные мины, мешавшие проходу под якорными.

 Преодоление заграждений оказалось крайне сложным мероприятием. Лодке приходилось идти на максимально допустимой глубине, чтобы не попасть на якорные мины. При этом нельзя было приближаться ко дну – во избежание срабатывания донных. На путь от Гогланда за пределы «Носорога» у «Щ-317» ушло около трех суток.
 

Подводники в бою

 

  16 июня «Щ-317» первой из подлодок Балтфлота сообщила о выходе на боевую позицию. Любопытно, что это сообщение перехватила немецкая радиоразведка – но командование не придало ему значения. Немцы считали свои заграждения достаточно надежными, чтобы ни одна советская подлодка не могла прорваться в открытое море.

  В тот же день подводники заметили финский транспорт Argo с грузом минеральных удобрений. Сделав необходимые расчеты, Н. Мохов выполнил стрельбу и поразил цель – и записал на свой боевой счет первое судно на 2513 брт. На сигнал бедствия с «Арго» пришел шведский пароход Ulla. Советские подводники попытались атаковать его, но промахнулись.

 

Скрытый текст

image.png.7530d94e6bee8368f6c9c1709904196f.png

 

Транспорт Argo - первая цель "Щ-317".


 18 июня вблизи о. Готланд заметили судно Orion (2405 брт), под датским флагом возившее шведскую руду в Германию. Последовавшая атака оказалась частично успешной. Торпеды попали в цель, команда покинула пароход, но тот не затонул. Через несколько дней его привели в ближайший порт. Следующей целью «Щ-317» стал рудовоз Ada Gorthon (2400 брт), обнаруженный 22 июня вблизи о. Эланд. Судно и груз отправились на дно. 25 июня провели еще одну атаку, потопив неустановленное судно на 2500-2600 брт.

 

Скрытый текст

image.png.2aef363bf04e5b6bb68c8df81593c7b4.png

 

Пароход Ada Gorthon - цель второй успешной атаки.

 

  1 июля в том же районе обнаружен пароход Galeon в сопровождении эсминца HMS Ehrenschiöld ВМС Швеции. «Щ-317» отстрелялась торпедами и выдала себя; эсминец попытался применять глубинные бомбы. Обе атаки оказались неудачными – противники разошлись и потеряли друг друга. 4 июля подводники безуспешно атаковали легкий транспорт Fortuna, а 6 июля вновь подверглись атаке сами. Эсминец HMS Nordenskjöld нанес лодке некоторые повреждения, но она осталась на позиции.

 

Скрытый текст

image.png.2493677ea371680be550a8d9d19d5758.png

 

Эсминец HMS Ehrensköld, противник в бою 1 июля.

 

  8 июля в перископ капитан-лейтенанта Мохова попал германский транспорт Otto Cords (966 брт). Судно пошло на дно вместе с грузом. Вероятно, в следующие дни имели место новые атаки, но безуспешные.

 

Скрытый текст

image.png.99ec1e636077d2f1b57ff65931f71c5e.png

 

Судно Otto Cords - 966 брт к боевому счету "Щ-317".

 

 10 июля «Щ-317» сообщила командованию об израсходовании боекомплекта, потоплении пяти судов и скором возвращении домой. Это была последняя радиограмма – более лодка на связь не выходила. Через несколько дней в документах отразили: подлодка погибла при переходе с боевой позиции на базу. Погибший экипаж был представлен к наградам. Командир удостоился ордена Ленина (посмертно).

 

Гибель и память

 

  В течение нескольких десятилетий обстоятельства гибели «Щ-317» и ее экипажа оставались неизвестными. Высказывались версии об атаке со стороны надводных кораблей, береговой артиллерии или самолетов противника. Также под подозрением были два минных заграждения на пути к базе.

  Все стало ясно только несколько лет назад. В июне 2017 г. на дне Финского залива между островами Гогланд и Большой Тютерс были найдены останки затонувшей подлодки. Весной следующего года экспедиция «Поклон кораблям Великой Победы» установила, что это была «Щ-317». В преддверии Дня победы на корабле закрепили доску в память о 41 погибшем подводнике.

 

Скрытый текст

image.png.0afa7810b066381fc141f4363e6d98c0.png

 

Останки "Щ-317" на дне.
 

 Местоположение и характерные повреждения подлодки прояснили обстоятельства ее гибели. «Щ-317» успешно прошла через заграждение Nashorn и преодолела большую часть Seeigel. На последней линии «Морского ежа» подлодка зацепила мину – с фатальными последствиями.

 

Подводные успехи

Скрытый текст

image.thumb.png.9e7a113e0131ca418c7d309dcbdd6ec5.png

 

Карта последнего похода Щ-317.

 

 В июне-июле 1942 г., за 30-40 дней боевой службы подводники с «Щ-317» использовали все 10 положенных торпед и провели несколько атак, в т.ч. пять успешных – как указывалось в радиограмме. Для того времени это были значительные успехи. Подводники Балтийского флота сталкивались с различными трудностями, и далеко не каждый поход завершался хотя бы одним потопленным судном.

  На боевом счету капитана-лейтенанта Н.К. Мохова и его «Щ-317» три подтвержденных судна суммарно почти на 5900 брт. Еще одно судно на 2405 брт атаковали и поразили, но не потопили. Пятая успешная атака пока не получила подтверждения. Хотя прочие торпедные стрельбы были безуспешными и имеют место споры об одной из удачных атак, в целом показатели подлодки «Щ-317» весьма примечательны.
 Первый и последний боевой поход капитан-лейтенанта Мохова завершился трагедией. Однако до этого подлодка «Щ-317» и ее экипаж успели наглядно показать германскому флоту, что Балтийской флот и его подводные силы рано списывать со счетов. Они по-прежнему являли собой серьезную силу, способную действовать и наносить урон в самых сложных условиях, невзирая на блокаду, минные заграждения и корабли охранения.

Изменено пользователем Savatage
  • Плюс 18

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×