23 yellophant Старший бета-тестер 90 публикаций 3 336 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 15 июл 2013, 11:28:35 (изменено) Предыстория - к 1568 году Россия уже более ста лет имела выход к Балтике и ей нужен был флот. Царь (Иоан Грозный) решил покорить Ливонский орден , рассчитывая на легкую и быструю победу. Этот шаг Иоанна историки оправдывают необходимостью получения выхода к Балтийскому морю. При этом почему-то забывая, что на тот момент Россия уже более ста лет имела выход к Балтике: ей принадлежало побережье Финского залива между Ивангородом и Выборгом, с устьями рек Нарова, Луга и Нева и рядом городов. Московское государство давно располагало всем, что было необходимо для развития мореплавания и внешней торговли. ....... удобные порты, и корабли, и даже купцов с налаженными торговыми связями – можно легко и быстро получить путем «маленькой и победоносной» войны. Ливония казалась идеальным кандидатом на поглощение. Это не Крым с его ордами в десятки тысяч всадников, за спиной которых маячила тогдашняя сверхдержава – Оттоманская империя. В конце 1558 года армия царя Иоанна вторглась в Ливонию и уже к началу следующего лета фактически без сопротивления заняла большую ее часть. А в 1560 году в одной битве под Феллином князь Курбский разбил все ливонское войско, взяв в плен великого магистра. И вот тут началось ....... на такой лакомый кусок, как Ливония, нашлись и другие охотники. Первым в войну вмешалось Великое княжество Литовское, войско которого заняло Ригу и Курляндию; В 1561 году польско-литовская армия заняла Ревель – одну из немногих не взятых русскими крепостей. Но внезапно высадившиеся шведы при поддержке местных жителей выбивают их из города, объявляя его собственностью стокгольмской короны. Так Россия оказалась перед лицом затяжной войны против двух сильных держав. Из ожидаемого блицкрига война превратилась в бесконечную цепь больших и малых стычек на пространстве от Невы до Изюмского шляха. В 1568 году Россия не смогла взять Ревель именно из-за непрерывного подвоза подкреплений и припасов по морю. К тому же шведы развернули на Балтике настоящую охоту на идущие в Россию иноземные суда.Свою лепту внесла и Польша – не имея своего флота, король Сигизмунд-Август превратил вассальный Данциг и ливонский Пернау (ныне Пярну) в настоящие пиратские гнезда. «Нарвское мореплавание» столь заботившее Иоанна, практически прекратилось, и морская торговля начала перемещаться в Белое море. Нужен был флот. И вот тут начались почти неразрешимые проблемы. В Поморье и в бывших новгородских землях можно было набрать людей, знакомых с морем. Можно было и без особого труда силами московских плотников построить неплохие корабли. Но что касается штурманов, знатоков ведения боевых действий в составе флотов и совместного эскадренного плавания – едва ли не самой сложной части тогдашней навигационной науки, – вот их взять было неоткуда. Первый адмирал российского флота – который еще предстояло создать. Свою роль сыграл единственный русский союзник на Балтике – Дания, видевшая в развернувшейся шведско-польско-русской войне средство вернуть себе былую гегемонию на Балтике. И как только посольским чиновникам и купцам, торгующим за границей, было дано задание – найти подходящего человека, который согласился бы пиратствовать на Балтике в русских интересах, король Дании лично нашел и порекомендовал царю такого. Это был уже знаменитый к тому времени балтийский капитан Карстен Роде. Фигура эта хотя и известная, но довольно загадочная. Неизвестны с точностью даты ни его рождения, ни его смерти. Также нет достоверных сведений о его биографии. ....Известно что Карстен Роде происходил из бюргеров Западной Ютландии. Он был высок ростом и очень силен, носил аккуратно подстриженную бороду .... К моменту поступления на русскую службу Картен Роде уже был заочно приговорен за свои «подвиги» к смерти в Гамбурге и Киле. Иван Грозный присваивает Роде звание «наказного капитана» и «морского отамана» и выдает жалованную грамоту – каперское свидетельство. В нем Роде наделялся всеми полномочиями на море, как настоящий царский воевода, и получал приказ: «Силой врагов взять, а их корабли огнем и мечом сыскать, зацеплять и истреблять. А нашим воеводам и приказным людям тово отамана Карстена Роде и его скиперов, товарищей и помошников, в наши пристанища на море и на земли в бережении и чести держати, запасу или что им надобно, как торг подымет, продать и не обидеть». .... Карстен Роде обязался поставлять в Нарву для нужд России лучшие пушки с захваченных судов, десятую часть от всей захваченной добычи, и каждый третий взятый в плен корабль. Так Карстен Роде оказался на службе у русского царя. Именно он стал первым адмиралом российского флота – который правда еще предстояло создать. Боевой путь В начале лета 1570 года Роде отправился на остров Эзель (Сааремаа), в порт Аренсбург, где купил на выделенное царем золото свой первый корабль. Spoiler В 1570 году царский пират обосновался в Аренсбурге на острове Эзель (ныне Сааремаа в Эстонии), купил там 40-тонную пинку, 21 пушку и нанял 35 человек в команду. Первым их трофеем стал маленький буер, шедший из немецкого Эмдена с грузом соли и рыбы. Его отвели в укромную бухту на острове Борнхольм, где и переоснастили в еще один капер. Усилившись таким образом, через неделю Роде захватил еще два судна, а добычу продал в Копенгагене. Вскоре в его активе было уже 17 захваченных кораблей, и тогда, чтобы защитить свою торговлю, купеческая гильдия Данцига (Гданьска) выслала против корсара целую экспедицию. Спасаясь от нее, пираты укрылись в хорошо знакомых им датских проливах, откуда стали нападать на шведов. Всего ему удалось захватить 22 корабля и полмиллиона ефимков (имперских талеров) © Источник: "Вокруг Света", автор: Виктор Губарев Свое судно — пинк, трехмачтовое грузовое судно водоизмещением 40 тонн — Роде снаряжал во владениях герцога Магнуса. Герцог приказал воинским начальникам помогать Роде. Именно они доставили ему судно, а во владениях герцога Магнуса он навербовал 35 человек команды, вооружил корабль тремя литыми чугунными пушками, десятью меньшими орудиями — барсами — восемью пищалями и «двумя боевыми кирками для пролома бортов». Все это — из арсеналов крепости Аренсбург. ©Роде, Карстен Автор: Валерий Потапов Корабль получил имя «Веселая невеста». Здесь же были приобретены необходимые припасы и набрана команда, позже усиленная поморами, стрельцами и пушкарями. (По ряду сообщений, они должны были не только сражаться бок о бок с каперами-иностранцами, но и вести за ними «надлежащий сыск».)Корабль был не слишком мощным – то ли царь всея Руси поскупился, то ли контрагенты оказались особенно жадными: водоизмещение судна было лишь около 40 тонн, вооружение составляли несколько пушек. Но уже через несколько дней после выхода в море Карстен Роде атаковал первую цель – шведский военный флейт.Что интересно, Роде ходил под древним русским боевым стягом - «червленным стягом», флагом красного цвета После артиллерийской дуэли ему удалось взять шведа на абордаж. Первый же рейд принёс русским каперам блистательную победу: они взяли на абордаж шведский военный корабль. Некоторые могут удивиться, как это так: маленькое судёнышко побеждает большой корабль, да ещё к тому же и военный? Разъясняю, как было дело. Шведы вовсе не испугались и с первого залпа подбили наш кораблик. Через пробоины хлынула вода, судёнышко вот-вот должно было затонуть. Тут бы и кончилась история русского пиратства, едва начавшись. Но не тут-то было! Карстен Роде, первый русский адмирал, на ломаном русском языке прокричал своей команде: – Руски! Надо побеждать бистро-бистро, а то наша утонуть! Делать было нечего – тонущее судёнышко взяло на абордаж огромный корабль, и, перебравшись со своего вот-вот готового затонуть кораблика на величественный шведский фрегат, русские пираты там такое устроили!.. Балтийское море – холодное море! Видно, шибко не хотелось нашим купаться... © Диалог-ТВ Усть-кутская еженедельная газета. Взятый корабль Роде привел на остров Борнхольм Там он пополнил команду, включив в нее как вновь присланных из России людей, так и своих датских земляков....И уже вскоре маленькая флотилия Роде вновь вышла в море, буквально в течение двух недель захватив несколько шведских и польских торговых судов. Затем он двинулся на юг Балтики, начав действовать на подходах к Данцигу. Только в июле его эскадра перехватила караван из пяти судов, принадлежавших данцигским купцам. А вскоре в порт Нарвы прибыл первый корабль, предназначенный для нового флота России... Эскадра Роде была именно регулярным флотом, возглавляемым самым настоящим адмиралом, имеющим выписанный монархом патент на чин. Первоначально базой флотилии Карстена Роде были назначены Нарва и Ивангород. Однако в окрестностях этих городов вскоре начались боевые действия, да и принадлежавшая шведам Финляндия была слишком близко. Эскадра останавливалась то в Ревеле, то на островах Моонзундского архипелага, а позже окончательно переправилась в союзную Данию. Карстен Роде действовал весьма успешно. Русские моряки быстро освоили непривычное ремесло корсаров, были дисциплинированны и отважны. Всего Роде захватил более 20 судов общей стоимостью вместе с грузами в полмиллиона иоахимсталеров серебром – и это меньше чем за год! В течение двух недель Роде захватил ещё несколько шведских и польских торговых судов. Затем его флотилия двинулась южнее, к Данцигу. В середине лета флотилия Роде из 3-х кораблей напала на караван из 5-ти судов, которые шли с грузом ржи из Данцига-Гданьска. Купеческий караван оказал сопротивление, но Роде одержал вверх, лишь одно судно смогло бежать. Чуть позднее он разгромил караван из 17-ти судов, шедших из Данцига, ни одно судно не ушло. В Нарву прибыл 1-й корабль, предназначенный для Русского флота. Нарва и Ивангород должны были стать главными базами Роде, но близость Швеции и шедшая война ставили их под удар, поэтому Роде базировался то на Борнхольме, то в Ревеле, то на островах Моонзунда, затем перебазировался в Данию. © Самсонов Александр Первый Русский флот - пираты Грозного царя Возле острова Борнхольм они взяли на абордаж одномачтовый буер, шедший с грузом соли и сельди. Захваченный буер вооружили, и часть команды пинка под началом самого Роде перешла на него, сам же пинк он поручил команде одного из своих лейтенантов. Сбыв добычу на Борнхольме, где в гавани суда Роде стояли бок о бок с датскими военными кораблями, «русские корсары» починили пинк и снова вышли в море, уже на двух судах. Буер и пинк разошлись в разные стороны в поисках добычи, и, когда через восемь дней они вновь встретились в порту Борнхольма, каждый из капитанов привел по захваченному судну. Пинк захватил еще один буер с грузом ржи и отборных дубовых досок, а буер под командой Роде конвоировал взятый на абордаж большой корабль водоизмещением 160 тонн. Здесь же, на Борнхольме, Роде прикупил у одного любекского купца восемь пушек и вооружил ими захваченный корабль, ставший флагманом его флотилии. Там же корсар принял на службу десяток борнхольмцев и нескольких датчан. Власти острова, бывшего в то время местом стоянки многих пиратских судов — этакой «балтийской Тортугой», встречали гостей, подобных Роде, всегда радушно, а датский адмирал, командовавший флотилией, базировавшейся на Борнхольме, считал «корсаров царя Ивана» союзниками и даже снабжал их лоциями и картами. Но вот добычу «русский адмирал» предпочитал отправлять, вопреки договору, в Копенгаген, где продавал и товары и корабли. В середине лета Роде, командуя эскадрой из трех судов, оснащенных 33 пушками, напал на ганзейскую купеческую флотилию из пяти судов, шедшую с грузом ржи из Гданьска. На сей раз легкой победы не было. Xорошо вооруженная флотилия решила отбиваться. Разгорелось настоящее морское сражение, которое закончилось полной победой Роде: из пяти купцов спастись удалось только одному пинку. Вскоре эскадра Роде атаковала уже большой караван купеческих судов с грузом ржи, шедший из Гданьска. Из семнадцати кораблей, направлявшихся в Немецкое море, в порты Нидерландов и Фрисландии, ни один не ушел от Роде. Когда 31 июля 1570 года в Гданьске узнали о захвате каравана, срочно собрался Совет города и постановил: начать немедленную подготовку специальной экспедиции против Роде. Польские корабли, выйдя из Гданьска, направились к Борнхольму, основной стоянке «русских корсаров». Когда остров показался на горизонте, навстречу польской эскадре вышел датский флот, базировавшийся на Борнхольме. Шедший на флагмане датский адмирал приказал сигналами запросить поляков, что им надо. Две флотилии сошлись в море, и адмиралы съехались в лодках для переговоров. Датский адмирал подтвердил, что суда Роде были в порту Борнхольма, но накануне, спешно снявшись с якоря, ушли, взяв курс на Копенгаген. Польский адмирал заявил о данном ему приказе преследовать Роде. Датчанин не только с этим согласился, но и вызвался эскортировать своей флотилией польские суда «во избежание недоразумений в территориальных водах Дании». Мир в то время был хрупок, поэтому такая мера предосторожности не показалась полякам излишней. Когда эскадры оказались в непосредственной близости от гавани Копенгагена, то адмирал-датчанин внезапно приказал открыть огонь из всех орудий по полякам, буквально загнав их огнем в порт датской столицы. Здесь польские суда, как принадлежащие союзнику шведов (а со Швецией Дания воевала), были немедленно арестованы. Сидевшие под арестом поляки в бессильной злобе узнали о том, как несколько дней спустя в порт вошли два корабля из эскадры Роде, нагруженные лучшими товарами. Маневр датского адмирала, как оказалось, был согласован с Роде: пока поляки шли по его следу, он спокойно отсиживался в гавани Борнхольма и, лишь узнав о крахе экспедиции, охотившейся за ним, прибыл в Копенгаген, чтобы продать добычу, погулять и насладиться унижением своих врагов. Флотилия Роде постепенно усиливалась, и к сентябрю 1570 года под его командой было уже шесть вооруженных судов с полностью укомплектованными экипажами. Дерзость корсара, стремительный рост его сил не на шутку обеспокоили шведскую корону. Против «московитских пиратов» повели настоящую охоту, пытаясь загнать их в ловушку и уничтожить. Шведам даже удалось настичь флотилию Роде и потопить несколько его судов, но «московиты» прорвались к Копенгагену и укрылись в его порту под защитой пушек короля Дании. ©Роде, Карстен Автор: Валерий Потапов Противники России были в ужасе и ярости – причем не меньше реального ущерба раздражал их сам факт появления русского флота. Да, ситуация обстояла именно так: у русского государства впервые появился свой регулярный флот, возглавляемый настоящим адмиралом, имеющим грамоту, подписанную лично царем (сам Роде в переписке называл себя именно адмиралом). Об этом говорит также то что от российской казны морякам Роде было назначено твердое жалование – шесть талеров в месяц. Причём Швецию и Польшу раздражало не только «бесчинство» Роде, но и то, что у Москвы появился флот, возглавляемый настоящим профессионалом своего дела, который был «адмиралом царя» и матросы которого получали царское жалованье. Русский флот постоянно рос, насчитывая уже 17 вымпелов. © Самсонов Александр Первый Русский флот - пираты Грозного царя И пусть он был укомплектован по сути пиратами – тогдашние регулярные (да и торговые) флоты в большинстве стран зачастую мало чем отличались от разбойничьих. Грани между этими родами деятельности были размыты – как сказал классик: «Война, торговля и пиратство – три вида сущности одной» Конец боевого пути Последний бой эскадра Роде приняла осенью 1571 года. Это было настоящее сражение – три шведских фрегата подстерегали Роде, следуя за торговым судном-ловушкой. Пират напал на безобидного купца и был атакован с тыла. Его эскадра понесла потери, но и все три шведских фрегата были разбиты метким огнем русских канониров и взяты на абордаж. С изрядной добычей потрепанная пиратская флотилия повернула к Дании. Но тут ситуация радикально переменилась. Король Фредерик счел, что Карстен Роде его слишком компрометирует, а может – окончательно решил порвать с Иоанном Грозным, дела которого в Ливонии шли все хуже. По возвращении на свою базу в проливе Скагеррак ничего не подозревавший Карстен Роде был арестован, его команды разогнаны, а корабли и имущество отобраны в казну. Русский пират-адмирал был посажен сначала в замок города Галле, а затем отправлен в Копенгаген. Его казни или выдачи потребовали не только дворы Стокгольма и Варшавы, но и магистраты нескольких ганзейских городов. Но ни того, ни другого не произошло – Роде просто... пропал. Ни в одном документе о нем больше нет ни слова. Позднейшие историки, как ни старались, не смогли найти никаких следов этого человека. Окно в Европу С 1578 года военные действия окончательно приняли неблагоприятный оборот. Новый король Речи Посполитой Стефан Баторий начал одерживать непрерывные победы над ослабевшей в двадцатилетнем конфликте Русью. Воспользовавшись тем, что все силы Иоанн Грозный бросил против польско-литовских войск, нанесли удар шведы – на этот раз не с моря, а с суши, со стороны Финляндии, захватив все приморские русские крепости, включая Ивангород. В итоге, в 1582 году было подписано Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой, а в 1583-м – Плюсское со Швецией. 25 лет длившаяся Ливонская война завершилась полным крахом. Россия, потерявшая не только все приобретения, сделанные в Ливонии, но и южное побережье Финского залива с русскими городами Ям, Копорье и Ивангород, оказалась отрезана от Балтийского моря. А спустя ровно 125 лет после гибели эскадры Карстена Роде Петру I пришлось заново начинать создание русского флота – там, где Иоанн Грозный так бесславно закончил. Spoiler Иван Грозный подумывал над созданием второй Балтийской эскадры, но война окончательно сложилась неудачно. Швеция, воспользовавшись тем, что основные силы русской армии отбивали нашествие Стефана Батория, ударом со стороны Финляндии захватили все русское побережье с Ивангородом. Ливонская война завершилась тяжёлым поражением. Московское царство, ведя войну на три фронта - южный (Крымское ханство), западный (Речь Посполитая), северный (Швеция) - потерпела поражение. Но мы должны помнить, что именно по воле Ивана Грозного был создан Русский флот на Балтике, под командованием талантливого Карстена Роде, который успешно действовал на Балтийском театре военных действий. И сложись война иначе, создание Русского флота и «прорубание окна» на запад было бы связано с именем Ивана Васильевича, а не Петра Первого. © Самсонов Александр Первый Русский флот - пираты Грозного царя По материалам статьи © Самый первый русский военный флотВладимир Лещенко UPD - Если, все-таки признать, что это был первый российский военный флот, то первый боевым кораблем России является 40 тонный пинк "Веселая невеста" - такой вот, безвестный первенец. По статье есть несколько вопросов, которые, я надеюсь просветить с помощью уважаемого сообщества. Все-таки - с какими кораблями воевал Роде? в статье упоминаются фрегаты и флейты, моих познаний утверждать что то, не хватает, но фрегат...в 1570 году?! флейты начали строиться в Голландии то же несколько позже.... И что это за государев служащий который отдает 10% от добычи? может все было наоборот - 10% должен был оставлять себе Роде? И куда потом делись корабли которые Роде отправлял в Нарву? и отправлял ли.... Кусочек истории представленный в этой статье интересен, но не полон) Изменено 15 июл 2013, 14:38:30 пользователем yellophant Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_T5PJMPWkEcao Участник 285 публикаций Жалоба #2 Опубликовано: 15 июл 2013, 11:31:42 Очень интересно, но картинок маловато, а так модец хорошо постарался. Держи :medal: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 Johannsen Бета-тестер 125 публикаций 2 709 боёв Жалоба #3 Опубликовано: 15 июл 2013, 11:42:54 Интересно держи + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 840 __Flesh_ Старший бета-тестер 4 634 публикации 2 543 боя Жалоба #4 Опубликовано: 15 июл 2013, 12:01:24 Интересно,о некоторых вещах не знал.Держи + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 Kirill_Martirosyan Бета-тестер 271 публикация 34 боя Жалоба #5 Опубликовано: 15 июл 2013, 12:51:43 Да многих вещей даже и не слышал, очень интересная история. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
37 kenni_ghost Альфа-тестер 755 публикаций 2 457 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 15 июл 2013, 12:53:05 Интересно и познавательно. Заслужил + :great: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
95 [AXIS] HARD_roker Альфа-тестер 2 535 публикаций 3 033 боя Жалоба #7 Опубликовано: 15 июл 2013, 13:20:33 если не трудно, картинок добавьте Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_7ZkGivfd8SIT Участник 64 публикации Жалоба #8 Опубликовано: 15 июл 2013, 13:22:40 Молодец :great: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
23 yellophant Старший бета-тестер 90 публикаций 3 336 боёв Жалоба #9 Опубликовано: 15 июл 2013, 14:09:44 XAPDPOKEP (15 Июл 2013 - 16:20) писал: если не трудно, картинок добавьте со временем, какие то малопонятные ограничения на размер файлов, вероятно раз в сутки стоит ограничение. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
577 [RONIN] Matsuo Старший альфа-тестер 3 452 публикации 1 272 боя Жалоба #10 Опубликовано: 15 июл 2013, 14:34:03 Для более ХУДОЖЕСТВЕННОЙ картины советую почитать книгу Бадигина "Корсары Ивана Грозного". Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
53 maxfil_BY Бета-тестер 388 публикаций Жалоба #11 Опубликовано: 15 июл 2013, 14:53:11 годно, + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 RenamedUser_19309505 Бета-тестер 531 публикация 519 боёв Жалоба #12 Опубликовано: 15 июл 2013, 17:39:22 Ну в принципе оформлено хорошо,но в начале можно, по приветствовать,сказать пару слов о своей статье. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
23 yellophant Старший бета-тестер 90 публикаций 3 336 боёв Жалоба #13 Опубликовано: 15 июл 2013, 18:25:18 _Admiral_1945 (15 Июл 2013 - 20:39) писал: Ну в принципе оформлено хорошо,но в начале можно, по приветствовать,сказать пару слов о своей статье. Это не моя статья, это компиляция нескольких статей, и у меня лично, к ней неоднозначное отношение. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 Temka8989 Участник 137 публикаций 96 боёв Жалоба #14 Опубликовано: 15 июл 2013, 18:36:04 и все же + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 leoni231 Участник 171 публикация 22 боя Жалоба #15 Опубликовано: 15 июл 2013, 19:35:15 слишком много тескста, время очень большая ценность и читать все это я не буду, соотвецтвенно минус тебе. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию