Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_pEvgvzFHyREz

Тяжёлые крейсера типа "Йорк"

В этой теме 45 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
75 публикаций

http://img443.images...3/5467/ipqr.jpg


Тяжёлые крейсера типа «Йорк»


В конце 20-х годов перед английским Адмиралтейством встала задача замены отслуживших 15-летний срок крейсеров новыми, способными противостоять перспективным «вашингтонцам» США и Японии.
Проект нового тяжёлого крейсера во многом основывался на предыдущей серии тяжёлых крейсеров типа «Каунти», но, в то же время, существенно от неё отличался. Основная доля этих отличий базировалась на смеси практических требований, политических взглядов руководства, и желании сэкономить и без того трещавший по швам бюджет военно-морского ведомства.
Именно экономия и пацифистские настроения правительства, рассчитывавшего на подписание нового морского соглашения по разоружению в Женеве, с новыми, ещё бОльшими ограничениями по максимальному водоизмещению крейсеров, определило размеры и компоновку «Йорков»:
- водоизмещение на 1500-2000 т меньше;
- уменьшение вооружения ГК до 3х2х203 мм;
- сохранение силовой установки должно было обеспечить прирост скорости;
- более сбалансированное бронирование, для противостояния эсминцам и легким крейсерам;
- сохранение дальности плавания 10000 миль.

Стандартное водоизмещение по проекту 1926 года должно было составить 8400 т, но в процессе постройки выявилась немалая «весовая экономия», определившая неплохой задел для последующих модернизаций.

ТТХ


водоизмещение:
-стандартное 8250-8390 т.
-полное 10350-10490 т.
длина наибольшая 175,25 м.
осадка 5,18 - 6,17 м.
энергетическая установка 80.000 лс.
скорость хода максимальная 32 узла
дальность плавания на 14 узлах 10.000 миль
экипаж 628 человек


Бронирование


Уменьшение количества башен и стволов ГК дало возможность конструкторам установить броневой пояс толщиной 76 мм и 51мм бронепалубу. Траверзы погребов боезапаса достигали 86мм. По проекту, бронирование должно было обеспечить на дистанциях выше 10000м защиту жизненно важных частей от попаданий 152мм снарядов и частичную защиту от косвенных попаданий 203мм снарядов. Схема бронирования была далека от идеала, но учитывая практически полное отсутствие пояса на «картонных крейсерах» типа «Каунти», это, несомненно, был шаг вперёд.


Вооружение


Вооружение ГК состояло из шести 203мм орудий MKVIII Vickers, справедливо считавшихся одними из лучших в мире по баллистическим характеристикам, и располагалось в 3-х двухорудийных легкобронированных башнях MKII. Впервые орудия ГК подобного калибра в британском флоте получили углы вертикальной наводки -5+70, что, теоретически, должно было давать возможность вести зенитный огонь на больших высотах и удалениях, однако, малая скорострельность и недостаточная мощность гидравлики для быстрого поворота башен свели эффективность подобного огня к нулю.

Spoiler

Изображение

В качестве универсальной артиллерии были избраны четыре одиночных четырехдюймовки (102 мм) Vickers QF MkV, принятые на вооружение перед Первой Мировой Войной и настолько хорошо себя зарекомендовавшие, что ими продолжали вооружать корабли всех классов, от тральщиков до линкоров, а последние модификации этого удачного морского орудия принимались на вооружение даже непосредственно перед Второй Мировой Войной.

Зенитная артиллерия была представлена 4 одиночными 40мм «пом-помами», явно недостаточное её количество стало очевидным уже в первые военные годы, но, на момент проектирования и постройки, подобная ошибка была широко распространена среди всех морских держав.

Торпедное вооружение включало 6 торпедных аппаратов в двух трёхтрубных установках TR-III, по одной на миделе каждого борта. Полубачная конструкция корпуса обеспечивала более щадящие углы входа торпед в воду, по сравнению с высокобортными «Каунти». Боезапас торпед ограничивался теми 6 единицами, что были заряжены в аппараты.
Экономическую подоплеку проекта, вероятно, следует считать успешной, крейсер обошёлся казне в 1.6 млн. фунтов стерлингов, что почти на 400 тыс. дешевле "Каунти". Кстати, стоимость более поздних легких крейсеров типа "Таун" перешагнула за 2.1 млн.
В общем, достаточно неплохой проект, который вполне мог выполнять функции конвоирования, патрулирования, играть роль тяжёлой боевой единицы на удалённых театрах, справляться без особой опасности для себя с более слабыми противниками, оказался серьёзно скомпрометирован стратегической ошибкой руководства страны, которое запустило в серию новые крейсера урезанного водоизмещения, не сумев в дальнейшем добиться нужных ограничений крейсеров других держав. Таким образом, новейшие английские крейсера оказались заведомо слабее своих собратьев из Америки и Японии, которые в то время считались наиболее вероятными противниками Великобритании на море.

Несмотря на вышесказанное, оба крейсера этого типа, «Йорк» и «Эксетер», показали себя настоящими солдатами большой войны, которую нельзя выйграть в кабинете, рассчитав вес минутного залпа и сопротивление брони противников. В этой войне, как будто специально столкнувшей их с сильнейшими представителями вражеских тяжёлых крейсеров, на их долю выпала в достатке, как слава добытой дорогой ценой великой победы, так и горечь поражения. Однако, крейсера «класса Б», в любых обстоятельствах, достойно отвечали ударом на удар, а их экипажи проявляли лучшие качества английских моряков, упорно и без страха выполняя свой долг до конца.

Источники


В основном использовались материалы монографии А. Донца "Тяжёлые крейсера типа "York""
ну и разрозненные материалы в интернете

планирую развить тему описанием службы обоих крейсеров, но материала очень много, особенно касательно легендарного "Эксетера", так что обработка и адаптация под формат форума займёт ещё некоторое время.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
75 публикаций

История службы крейсера «Йорк»

Заказ на новый тяжёлый крейсер «Класса Б» был выдан в начале 1927 года. Стапельный период постройки составил 14 месяцев, после окончания которого герцогиня Йоркская лично разбила бутылку шампанского о форштевень корабля, произнеся: «Нарекаю тебя «Йорком»!»

 

Изображение

 

На любом флоте мира вам скажут, что флот – это не корабли, флот – это традиции. Имя «Йорк» для Королевского флота Великобритании имеет особое значение: после реставрации династии Стюартов в 1660 году, Джеймс Стюарт, герцог Йоркский, стал первым Лорд-Адмиралом новорожденного «Royal Navy», название, которому ещё только предстояло стать знаменитым.

Именно герцог Йоркский привил английским морякам строгое соблюдение строя кордебаталии в бою, что, по-сути, означало официальное использование линейной тактики, которая будет доминировать в морских сражениях на протяжении последующих столетий. Он также выработал требования к новому кораблю, который будет в наибольшей степени эффективен при использовании данной тактики, что положило основу будущей стандартизации и способствовало развитию класса «линейный корабль». Один из первых кораблей новой постройки был наречён «Йорком», и стал прародителем целой плеяды славных военных судов флота Её Величества.

Тяжёлый крейсер «Йорк» стал девятым кораблём, носящим это имя.

Перед Войной

 

первые походы

Spoiler

Изображение

 

После достройки и необходимых испытаний, 1 мая 1930 года «Йорк» был введен в состав флота и выполнял дипломатические, представительские миссии «показа флага», заключающиеся в частных и полуофициальных заходах в иностранные порты. Эти визиты сочетали демонстрацию мощи, поддержание престижа «владычицы морей» и установление личных дружеских отношений командиров кораблей с влиятельными лицами стран-хозяев. В течении 9 лет крейсер не возвращался в метрополию, проходя лишь мелкие текущие ремонты в региональных верфях. Этот факт одновременно свидетельствует о прекрасном техническом состоянии корабля, за столь продолжительное время не столкнувшегося с серьёзными проблемами механизмов или вооружения, которые бы потребовали ремонта в Англии, но и указывает на слабость – ведь до начала войны крейсер не прошел ни одной модернизации.

Чили

 

Изображение

 

Квебек

 

Изображение

 

Начало Войны. Норвегия.

 

С началом Второй Мировой Войны, «Йорк» в составе 8-й эскадры крейсеров сопровождал в Северной Атлантике конвои Галифакс – Британия, участвовал, хоть и с минимальными успехами в перехвате немецких судов, возвращающихся в Германию (перехватил 1 пароход 3300брт), а также, в составе Force F привлекался к поиску «карманных» линкоров.

В апреле 1940 года, с началом Норвежской кампании, «Йорк», в составе группировки адмирала Форбса, отражал налёты люфтваффе и эскортировал суда, вывозившие, в том числе королевскую семью Хаакона VII и золотой запас Норвегии. Он также использовался в качестве скоростного войскового транспорта, сначала для высадки войск, а потом для их эвакуации. Считалось, что высокая скорость в сочетании с непростыми погодными условиями Северного Моря делает крейсера практически неуязвимыми для подводных лодок противника. Подлодки не могли угнаться за крейсерами в любом положении, их подводная скорость не позволяла даже при раннем обнаружении выйти в точку перехвата, и оставалось только надеяться, что крейсер сам пройдёт на расстоянии торпедной атаки. Несмотря на то, что подобная ситуация принималась крайне маловероятной, «Йорк» дважды находился на краю гибели, 11 апреля его атаковала U48 под командованием будущего аса подводной войны Герберта Шульца, а 25 апреля 2 торпедные атаки произвела U23. Считается, что крейсер спасли дефектные магнитные взрыватели на немецких торпедах.

 

На перепутье

 

После окончания операций в Норвегии, «Йорк» вошёл в группу крейсеров и эсминцев, базирующихся на Юго-Восточное побережье Англии, чьей основной задачей было прикрытие голландских и бельгийских портов, а после падения Франции – противодействие возможной высадке немцев. В этот период активных действия было мало, и на крейсере удалось провести ряд небольших переделок, например, установили лёгкие противоосколочные щиты для 102мм орудий.

 

Война на Средиземном Море

 

Когда правительство Великобритании окончательно убедилось в невозможности проведения десантной операции через Ла-Манш, ситуация на море существенно изменилась: Италия вступила в войну на стороне Германии, а французский флот перестал контролировать западное Средиземноморье. Английские базы на Средиземном море, и, в первую очередь, Мальта, оказались в тяжёлом положении, требовалось немедленное усиление корабельной группировки. С этой целью в конце августа 1940 года, среди прочих боевых кораблей, в Александрию прибыл крейсер «Йорк».

В конце сентября – первой половине октября «Йорк» участвовал в проведении двух конвоев на Мальту, и 12 октября наткнулся на тяжело повреждённый в ночном бою с крейсером «Аякс» итальянский эсминец «Артильери». Итальянцы выбросили белый флаг и покинули корабль, который был добит 2 торпедами с «Йорка».

2 ноября английские экспедиционные силы были отправлены на помощь атакованной Греции, и снова перевозка войск осуществлялась крейсерами.

11 ноября «Йорк» прикрывал авианосец «Илластриоус» в ходе знаменитой атаки Таранто, в результате которой торпедоносцами были выведены из строя 3 итальянских линкора, и ситуация на Средиземном море стала благоприятствовать англичанам не только в таком эфемерном и изменчивом качестве, как «инициатива», но и в строгих цифрах наличных сил.

В декабре 1940 года война на Средиземном море привлекла внимание Германии, которая начала переброску в Северную Африку корпуса Роммеля и Х авиакорпуса Люфтваффе. Первая встреча состоялась при проводке очередного конвоя на Мальту, и оказалась для англичан обескураживающей: 6 попаданий авиабомб нанесли тяжёлые повреждения «Илластриоусу», 1 попадание повредило линкор «Уорспайт», а крейсер «Саутгемптон» пришлось добить. «Йорк» успешно избежал атак и без потерь вернулся в Александрию.

Последующие 2 месяца прошли в изматывающих конвойных операциях под постоянными атаками умелых и напористых немецких пилотов, но «Йорку» удавалось избегать повреждений.

 

Роковая бухта

 

Везение крейсера закончилось 25 марта 1941 года. Вместе с конвоируемыми судами, «Йорк» зашёл в бухту Суда на острове Крит. Полное превосходство в воздухе итало-немецкой авиации сделало своё дело, и информация о местоположении английских кораблей была передана 10-й итальянской флотилии MAS, специализирующейся на диверсионных операциях, которая с 23 марта находилась в боевой готовности в неприметной бухте на Додеканезских островах. По приказу они выдвинулись к Криту, и, воспользовавшись спокойной погодой и тёмной ночью без луны, проникли вглубь охраняемой бухты на легких катерах, преодолев 3 ряда сеточных заграждений. Как только начало светать, катера, имевшие по 300кг взрывчатки на борту, на полном ходу устремились к своим целям, а их пилоты выбросились и спаслись на специальных плотиках.

диверсионный катер

Spoiler

Изображение

 

схема атаки

 

Изображение

 

«Йорк» получил тяжёлые повреждения обшивки борта на протяжении почти 50 метров, были затоплены котельные отделения, отключилась электроэнергия, при попытке компенсировать крен на правый борт контрзатоплением, корабль сильно осел на нос. Потери экипажа при этом составили всего 2 убитых и 5 раненых.

Крейсер отбуксировали и посадили на мель, используя в качестве батареи ПВО. Прибыла команда водолазов, которая начала проводить работы по восстановлению целостности подводной обшивки, однако непрекращающиеся налёты немецкой авиации наносили крейсеру всё новые повреждения, которые не успевали устранять. 22 апреля близким взрывом крупной авиабомбы погибли 2 работающих на дне водолаза, корпус получил новые повреждения и надежды на быстрый подъем крейсера не оправдались. Начиная с этого момента, экипаж крейсера начинают привлекать к операциям по разгрузке-загрузке грузов в местах эвакуации войск, за его счет восполняют потери на других кораблях.

Последнюю точку поставил немецкий пилот Хорст Беегер, 22 мая сумевший поразить крейсер сразу 4 авиабомбами в ходе операции по захвату острова Крит. Носовая и кормовая башни ГК были выведены из строя, разрушена кормовая надстройка. К этому моменту экипажа на «Йорке» уже не было.

бухта Суда перед атакой, горят танкеры, полузатопленный "Йорк" в центре

 

Изображение

 

прямое попадание бомбы в крейсер

 

Изображение

 

результаты попаданий

 

Изображение

 

После захвата острова, некогда грозный остов разрушенного крейсера стал излюбленным фоном для фотографирования итальянских и немецких солдат.

 

Изображение

 

Только в 1952 году уже изрядно проржавевший корпус был поднят и разобран на металл.

Изменено пользователем anonym_pEvgvzFHyREz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
294 публикации
13 боёв

Тема хорошая, оформление тоже на уровне, но картинок маловато. А так +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
264 публикации
91 бой

Тема больше похожа на экономическую, мало об истории вообще рассказано( по крайней мере про цены больше), и наделал резервов и спать пошел. Зачем? Что бы мы читали и ждали когда он резервы заполнит? Это уже ни куда, просто неуважение к пользователям.Если уж сел делать тему, то делай ее до конца, а не половинчатой! Потом доделывать уже не надо, ни кому уже не интересно! Плохо!

Изменено пользователем il2005

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

Просмотр сообщенияil2005 (17 Авг 2013 - 04:52) писал:

Тема больше похожа на экономическую, мало об истории вообще рассказано( по крайней мере про цены больше), и наделал резервов и спать пошел. Зачем? Что бы мы читали и ждали когда он резервы заполнит? Это уже ни куда, просто неуважение к пользователям.Если уж сел делать тему, то делай ее до конца, а не половинчатой! Потом доделывать уже не надо, ни кому уже не интересно! Плохо!
Сколько демагогии...:)
Вы сами попробуйте сделать тему по иностранному кораблю...

ЗЫ. С другой стороны Ваша патетика не говорит ни о чём кроме Вашей лени: все Вам надо разжевать и в рот положить. Заинтересовал корабль  забил в Google "HMS Exeter" и читай, а если не заинтересовал - зачем ждать продолжения?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Мне кажется, что большинство проблем в судостроении возникает из за отсутствия средств . Были бы деньги  у Британской Короны они, несомненно, построили значимый и сильный тип крейсеров, возможно изменивших бы ход истории...

 

За тему плюс, интересно и хорошо написанно, жду продолжения.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

Просмотр сообщенияZIPmarf (17 Авг 2013 - 09:23) писал:

Мне кажется, что большинство проблем в судостроении возникает из за отсутствия средств .
Вопрос не только в деньгах, но и в "пацифизме": по факту история "йорков" повторилась и с ЛК типа "Кинг Джоржд V"/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (17 Авг 2013 - 09:35) писал:

Вопрос не только в деньгах, но и в "пацифизме": по факту история "йорков" повторилась и с ЛК типа "Кинг Джоржд V"/
Да, ибо всегда есть то движение, которое будет давить на Власти.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

Просмотр сообщенияZIPmarf (17 Авг 2013 - 09:41) писал:

Да, ибо всегда есть то движение, которое будет давить на Власти.
Нет, я не зря поставил кавычки: британцы почему-то считали, что все будут следовать её примеру.
Так появились "йорки"-"недокаунти" и "кинг джорджи"-инвалиды.

В общем британцы обманули сами себя.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (17 Авг 2013 - 09:46) писал:

Нет, я не зря поставил кавычки: британцы почему-то считали, что все будут следовать её примеру.
Так появились "йорки"-"недокаунти" и "кинг джорджи"-инвалиды.
В общем британцы обманули сами себя.
В общем, начили строить картон, думая, что и все будут строить картон.
Изменено пользователем ZIPmarf

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

Просмотр сообщенияZIPmarf (17 Авг 2013 - 09:52) писал:

В общем, начили строить картон, думая, что и все будут строить картон.
Не сказал бы: по бронированию "йорки" были далеко впереди "каунти".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (17 Авг 2013 - 10:07) писал:

Не сказал бы: по бронированию "йорки" были далеко впереди "каунти".
Я говорил про Мировую Арену.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

Просмотр сообщенияZIPmarf (17 Авг 2013 - 10:08) писал:

Я говорил про Мировую Арену.
На 30-й год и "мировая арена" была не очень впереди британцев.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияDarth_Vederkin (17 Авг 2013 - 10:21) писал:

На 30-й год и "мировая арена" была не очень впереди британцев.
Смотря с какой стороны смотреть... Тут шел "перелом"...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

Просмотр сообщенияZIPmarf (17 Авг 2013 - 10:23) писал:

Смотря с какой стороны смотреть...
И с какой стороны?

Просмотр сообщенияZIPmarf (17 Авг 2013 - 10:23) писал:

Тут шел "перелом"...
Перелом куда?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
21
[TINFY]
Старший альфа-тестер
338 публикаций

Вывод: Денег было мало,вот и корабль получился не ахти. Спасибо!  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
137 публикаций
2 боя

Супер тема, но всё о деньгах, об экономике. А так, мо-ло-дец!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя

Просмотр сообщенияTimofey_20 (17 Авг 2013 - 11:47) писал:

Супер тема, но всё о деньгах, об экономике. А так, мо-ло-дец!!
Деньги правят миром...(с)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×