Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
il2005

Лихтеровоз «Севморпуть»

В этой теме 28 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
264 публикации
91 бой

Добрый вечер.

 

Сегодня рассказ пойдет о таком судне как лихтеровоз. Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» - единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой. Преднозначение этого судна, понятно всем - это транспортировка грузов во льдах.

 

Мощный корпус и энергетическая установка позволяли судну самостоятельно следовать во льдах толщиной до 1,2 м, доставляя продовольствие, одежду и оборудование в любые точки нашей планеты.

 

Его уникальностью является особенность доставки грузов, тем самым открыл новый тип судна в мировом судостроении - лихтеровоз.

 

Изображение

 

Атомный лихтеровоз "Севморпуть".

 

 

Об этом судне как о секретном оружие предпочитали раньше не рассказывать.

За один рейс атомоход под кодовым названием «Юлиус Фучик» на борт брал столько груза, что продовольствия хватало на целый год жителям Крайнего Севера.

 

История создания.

 

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» - единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой, было построено на Керченском судостроительном заводе «Залив» им. Б.Е. Бутомы в период с 01.06.82 по 31.12.88.

 

Проектно-техническая документация лихтеровоза «Севморпуть» была разработана в 1978 году в Ленинградском ЦКБ «Балтсудопроект» по специальному заданию правительства СССР.

 

Закладка уникального судна была произведена 20 февраля 1986 года на судостроительном предприятии «Залив» в городе Керчь, а в 1988 году о борт лихтеровоза «Севморпуть» ударилась первая волна.

 

Позже планировалось постройка второго однотипного корабля, но с распадом Советского Союза работа над ним была прекращена.

 

 

 

Назначение.

 

Тип судна «Севморпуть» происходит от специально созданных грузовых контейнеров - лихтеров.

 

Лихтеров типа ЛЭШ в трюмах, в специально оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой их судовым лихтерным краном.

 

Контейнеров международного стандарта ИСО в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна, погрузка-выгрузка контейнеров должна осуществляться береговыми средствами.

 

Ограниченные партии могут быть погружены и выгружены контейнерными приставками лихтерного крана.

 

Лихтер - несамоходное морское судно, предназначенное для перевозки грузов и обеспечивающее их обработку при отсутствии причалов, а также выполнение грузовых операций на рейде с судами, которые не могут войти в порт из-за большой осадки.

 

Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров.

 

Уникальность лихтеровозов заключается в том, что эксплуатация этих судов не требует наличие глубоководных гаваней в местах назначения грузов и незаменим при доставке грузов в не оборудованные места.

 

Прочность люковых закрытий позволяет перевозку на них загруженных лихтеров массой по 450 тонн каждый, установленных в два яруса по высоте, или 20 и 40 футовых контейнеров международного стандарта в три яруса по высоте с максимально допустимой массой каждого контейнера 20,3 и 30,5 тонн.

 

Изображение

 

 

 

 

 

Энергетическая установка лихтеровоза «Севморпуть» позволяет неограниченное количество времени находиться в плавании, выполняя свою транспортную миссию.

 

Главная атомная установка производит пар, который приводит в движение турбину.

 

Резервным источником энергии на грузовом судне является дизельный двигатель, который нагревает котел и выдает 50 тонн пара в час.

 

Атомоход также оснащен тремя турбогенераторами мощностью по 1700 кВт каждый и пять аварийных генераторов, которые работают на дизельном топливе общей мощностью 1400 кВт.

 

Судно оснащено гребным винтом регулируемого шага во избежание поломки лопастей о крупные льдины.

 

 

Тип судна - одновинтовой, однопалубный атомоход с избыточным надводным бортом, баком, носовым расположением жилой надстройки, промежуточным расположением машинного отделения и реакторного отсека, с наклонным форштевнем ледокольного типа, крейсерской кормой, срезанной в надводной части по форме транца.

 

Судно способно самостоятельно идти в сплошных ровных ледяных полях толщиной до 1 метра со скоростью около двух узлов. Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в числе которых 6 грузовых трюмов.

 

 

Основные характеристики.

 

 

Длина наибольшая, м 260

 

Длина между перпендикулярами, м 228,8

 

Ширина наибольшая, м 32,2

 

Высота борта у миделя, м 18,3

 

Осадка по летнюю грузовую марку, м 11,8

 

Осадка спецификационная (для плавания во льдах), м 10,65

 

Водоизмещение судна в морской воде плотностью 1.025 т/м3

 

при осадке по летнюю грузовую марку 11,8 м, т 61880

 

Дедвейт судна при осадке по летнюю грузовую марку, т 33980

 

Дедвейт судна при спецификационной осадке, т 26480

 

Размер грузовых люков в свету:

- длина, м 20,6

- ширина, м 19,05

 

Скорость хода судна при средней осадке 10 м и мощности ГТЗА 29420 кВт, узел 20,8

 

 

Лихтеровоз «Севморпуть» также оборудован установкой для сжигания технологических отходов производительностью 50 кг в час, а также пятью системами очистки и обеззараживания льяных вод, что также обеспечивает автономное проживание членов экипажа судна.

 

Для всей команды предусмотрены отдельные каюты, сауна, бассейн и спортивный зал.

 

 

На лихтеровозе установлены подъемные краны:

 

 

1.Кран «КОНЕ»:

Грузоподъемность, т 500

Скорость подъема, опускания, м/мин 0.5¸80

Скорость передвижения крана, м/мин 0.3¸50

Высота подъема:

- полная, м 27

- от головки рельса, м 12

Колея подкранового пути, мм 21336.

 

 

На лихтерном кране установлены две контейнерные приставки грузоподъемностью по 38,0 т и два вспомогательных крана по 3,0 т.

 

Приставки предназначены для погрузки и разгрузки ограниченных партий 20 и 40 футовых контейнеров в портах, не оборудованных береговыми контейнерными кранами.

 

2. Два крана грузоподъемностью 16 тонн .

3. Два крана грузоподъемностью 3,2 тонны.

 

 

 

С момента подъема флага и начала работ лихтеровоз "Севморпуть" прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.

 

Для сравнения: судам типа СА-15, работающим на Дудинской линии пришлось бы выполнить почти 100 рейсов, чтобы перевести такое же количество груза, израсходовав при этом почти 100000 тонн топлива

 

 

Гражданский флот с участием лихтеровозов был популярен в 70-е годы, так как СССР активно осваивал бескрайние просторы полярных широт и осуществлял доставку в страны, нуждающиеся в гуманитарной помощи и метеорологическом оборудовании.

 

Этим обусловлена обширная география лихтеровоза «Севморпуть» и, несмотря на «ледокольную специализацию», лихтеровоз обеспечивал доставку грузов на международных линиях Одесса - Вьетнам - Владивосток и Владивосток - КНДР.

 

Инспекционные проверки грузового судна иностранными администрациями на соответствие требованиям безопасности Кода IMO неизменно завершались положительными заключениями, в связи с этим лихтеровоз эксплуатировался в качестве перевозки нефтяного оборудования в Саудовскую Аравию.

 

Прямо с контейнеров устройства и приспособления перегружались на трейлеры и отправлялись в пустыню.

 

 

 

Главной причиной, по которой лихтеровозы не получили широкого распространения стало распад системы централизованного снабжения СССР.

 

Из-за отсутствия материальных средств военные базы были передислоцированы или расформированы, а картографические съемки земной поверхности были прекращены.

 

Последний рейс в качестве лихтеровоза «Севморпуть» осуществил весной 1992 года, а за весь период службы грузовое судно транспортировало около 1,5 миллиона тонн грузов.

 

С 1993 года в качестве типичного грузового судна «Севморпуть» принадлежит Мурманскому морскому пароходству и успешно эксплуатируется на ведущей трассе Северного морского пути Мурманск - Дудинка - Мурманск, заменяя на грузоперевозках данного направления до трех специализированных сухогрузов.

 

 

Источник - http://www.rosatomfl...x.php?menuid=34

 

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
3 201 публикация

Просмотр сообщенияil2005 (17 Авг 2013 - 18:38) писал:

С 1993 года в качестве типичного грузового судна «Севморпуть» принадлежит Мурманскому морскому пароходству и успешно эксплуатируется на ведущей трассе Северного морского пути Мурманск - Дудинка - Мурманск, заменяя на грузоперевозках данного направления до трех специализированных сухогрузов.
По состоянию на данный момент - стоит без дела с 2007, исключен из списков Российского морского регистра летом 2012, в 2013 реактор полностью остановлен.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
224 публикации

Вот это махина! С мостика вид красивый наверно.))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
247 публикаций

Хорошая тема, хотя и печальная, так и тянет сказать "Умели же делать :sad: "

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
172 публикации
377 боёв

Короче говоря, это громадный корабль, который перевозит много маленьких корабликов, способных залезать в "труднодоступные" места для доставки грузов, я правильно понимаю?  :eyesup:  :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
224 публикации

Так-то за один заход может весь север прокормить, это мощно.)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
264 публикации
91 бой

Просмотр сообщенияCTAC221 (17 Авг 2013 - 22:36) писал:

такой здоровый что страшнее бисмарка
Одно слово, бимарк, уже повергает в ужас большую часть форума! Страшное оружие! :veryhappy:
Изменено пользователем il2005

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
310 публикаций
1 137 боёв

Цитата

...Его уникальностью является особенность доставки грузов, тем самым открыл новый тип судна в мировом судостроении - лихтеровоз...

Вообще-то лихтеровозы строили и раньше... "Севморпуть" - первый АТОМНЫЙ лихтеровоз... Причем ледового класса...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
264 публикации
91 бой

Просмотр сообщенияk_414 (17 Авг 2013 - 23:12) писал:

Вообще-то лихтеровозы строили и раньше... "Севморпуть" - первый АТОМНЫЙ лихтеровоз... Причем ледового класса...
Наш атомный первый!
Изменено пользователем il2005

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
13
[NG-F]
Старший альфа-тестер
317 публикаций
1 328 боёв

Жалко. Реактор остановлен, порежут на железо, а замену строить ни кто не собирается.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
116 публикаций
2 456 боёв

Умели же строить раньше не то что сейчас только живем за счет прошлого печально за Россию !!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
264 публикации
91 бой

Просмотр сообщенияLAYSERK (18 Авг 2013 - 01:42) писал:

Умели же строить раньше не то что сейчас только живем за счет прошлого печально за Россию !!!!
Думаете сейчас не умеют? Думаете перевелись на Руси мастера? Тут "мастера" другие сейчас, такие "мастера", самые "мастировитые", "мастера" в мире!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
370 публикаций
445 боёв

Просмотр сообщенияil2005 (17 Авг 2013 - 23:29) писал:

Наш атомный первый!
Поправьте это в теме, потому что в той формулировке, как у вас: "Его уникальностью является особенность доставки грузов, тем самым открыл новый тип судна в мировом судостроении - лихтеровоз." - утверждение выглядит заведомо ошибочным. Ну и на счёт "За один рейс атомоход под кодовым названием «Юлиус Фучик» на борт брал столько груза, что продовольствия хватало на целый год жителям Крайнего Севера." - тоже, мягко говоря, преувеличение. Северный завоз никогда не обеспечивался одним "Фучиком". И вообще, совершено непонятно, каким боком 602-й проект ("Юлиус Фучик" это не кодовое, а вполне обычное название корабля) включающий в себя серию лихтеровозов с обычной силовой установкой, построенных в Финляндии,  имеет отношение к "Севморпути" с ЯЭУ, построенному в Керченском "Заливе". Тут какая-та каша и явная путаница.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
117 публикаций
221 бой

Просмотр сообщенияil2005 (18 Авг 2013 - 07:25) писал:

Думаете сейчас не умеют? Думаете перевелись на Руси мастера? Тут "мастера" другие сейчас, такие "мастера", самые "мастировитые", "мастера" в мире!
Умеют. Просто или не хотят или не дают ни чего делатть

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
264 публикации
91 бой

Просмотр сообщенияWZander (18 Авг 2013 - 08:08) писал:

Поправьте это в теме, потому что в той формулировке, как у вас: "Его уникальностью является особенность доставки грузов, тем самым открыл новый тип судна в мировом судостроении - лихтеровоз." - утверждение выглядит заведомо ошибочным. Ну и на счёт "За один рейс атомоход под кодовым названием «Юлиус Фучик» на борт брал столько груза, что продовольствия хватало на целый год жителям Крайнего Севера." - тоже, мягко говоря, преувеличение. Северный завоз никогда не обеспечивался одним "Фучиком". И вообще, совершено непонятно, каким боком 602-й проект ("Юлиус Фучик" это не кодовое, а вполне обычное название корабля) включающий в себя серию лихтеровозов с обычной силовой установкой, построенных в Финляндии,  имеет отношение к "Севморпути" с ЯЭУ, построенному в Керченском "Заливе". Тут какая-та каша и явная путаница.

Да я бы поправил, но черт весь текст в кучу слетает, потом сидишь его опять расстаскиваешь после правки. У все такое или только у меня так?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
10
Бета-тестер
10 публикаций
10 398 боёв

Spoiler

В Североморске закончен первый этап восстановления одного из самых уникальных в мире кораблей. Это единственный транспортный корабль с атомной силовой установкой — лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». В доке 82-го Судоремонтного завода он прошёл процедуру восстановления и покраски корпуса. И теперь «Севморпуть» готовится к полномасштабному ремонту и вводу в эксплуатацию.

 

«Севморпуть» был спроектирован в 1978 году в ленинградском Центральном конструкторском бюро «Балтсудопроект», а построен на керченском заводе «Залив» в 1988 году. Лихтеровоз был специально спроектирован для работы на Крайнем Севере. Он самостоятельно может преодолевать лёд толщиной до 1 метра. Его основным назначением в мирное время был северный завоз. Но, как и многие советские сугубо гражданские суда, он имел и военное предназначение. Имея ядерную энергетическую установку, «Севморпуть» обладает практически неограниченной дальностью хода. Он способен доставлять различные грузы в том числе и на необорудованное побережье. Для этого «Севморпуть» может транспортировать лихтеры (баржи) или самоходные транспортные и десантные средства, а также катера и гусеничные плавающие транспортёры.

 

В принципе, двойное назначение советских гражданских судов — не новость. Так, атомные ледоколы типа «Арктика» при необходимости могут быть оборудованы двумя 76-мм артустановками АК-726 и четырьмя 30-мм шестиствольными зенитными автоматами АК-630. Справочник «Джейнс файтинг шипс» несколько десятков крупных транспортных судов советского Минморфлота относил к вспомогательным десантным силам ВМФ СССР. Таким же образом «Севморпуть» без существенного дооборудования мог быть использован для перевозки войск, боевой техники и материальных средств в интересах вооружённых сил.

 

И сегодня одной из главных причин спасения этого уникального корабля стала острая потребность в создании Арктической группировки войск и восстановлении военной инфраструктуры на крайнем севере. Мы уже писали о восстановлении заполярного аэродрома «Темп», расположенного на архипелаге Анжу. В этой операции личный состав, строительная и инженерная техника, жилые и технические блоки новой арктической базы были доставлены большими десантными кораблями «Кондопога» и «Оленегорский горняк».

 

В ближайшее время база на острове Котельный должна быть расширена, а новые базы появятся в районе Земли Франца-Иосифа и Новой Земли, а затем ещё в ряде пунктов, расположенных вдоль Северного морского пути. Масштаб работ и объём грузоперевозок, который потребуется для создания сети новых военных баз, требует существенного увеличения транспортных возможностей флота. И такой уникальный корабль, как «Севморпуть», подходит для этих задач как нельзя лучше.

 

Восстановление и ремонт атомного лихтеровоза продлится до весны 2016 года. В настоящий момент завершается формирование его экипажа. Легендарному советскому кораблю ещё предстоит поработать для восстановления мощи страны.

 

 

 

Изменено пользователем MEZ12

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
513 публикации

Потенциал этого корабля очень велик. Такие корабли необходимы для снабжения отдалённых островов в Северно-ледовитом океане. Тем более Россия начала активно осваивать северное направления и острова за полярным кругом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×