Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
anonym_xNLyLdHkE6Hn

''Наутилус'' Советского Союза.

В этой теме 28 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
1 257 публикаций

Начало 1942 года. Идет Великая Отечественная война. Ситуация на фронтах для Советского союза складывается критическая, немцы заняли половину европейской части страны... 
Линия фронта протянулась от Балтийского моря до Чёрного. Немецкий флот и авиация безраздельно властвуют на морских просторах. Однако именно в это, казалось, благоприятное для немцев время, начинают происходить события, значительно подрывающие силы противника. В полностью контролируемых оккупантами черноморских водах, в портах и проливах, без объяснимых причин начинают гибнуть немецкие корабли. Это сразу осложняет переброску военных грузов и живой силы через порты Крыма, на которые так рассчитывали немцы. Оккупанты в панике, они не могут определить главный источник опасности, чтобы тут же бросить все силы на его уничтожение. Возможно, у русских появилось новое сверхмощное оружие? 
Догадки оказались не далеки от истины: флот противника нёс существенные потери благодаря действиям советской подводной лодки. Уникальная субмарина сверхмалых размеров была создана ещё до войны. Она была единственной в своем роде. История этой чудо-лодки обрывается в 1942 году. По одной из версий она попала к немцам, по другой, подорвалась на мине и затонула. До сих пор её не нашли, но "Искатели" смогли обнаружить чертежи лодки и её фотографии.

 

Автор:Александр Михайлов

 

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
110 публикаций
491 бой

активный участник в жизни форума. старательно портирует ютуб на форум. вот это я понимаю лидер. не то что про нерфы и аппы писать.

  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

активный участник в жизни форума. старательно портирует ютуб на форум. вот это я понимаю лидер. не то что про нерфы и аппы писать.

 

Коллега, это еще ничего, а вот бы вы почитали высказывания по поводу меня в начале моего, так сказать пути, на этом форуме, у вас бы ушки завяли. Поэтому, я и не хотел  долго  брать на себя такую ответственность как звание "лидер форума", хотя им меня награждают регулярно с июня месяца. Но, гордыня попутала. 
Изменено пользователем Zayats

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 229
[ATLES]
Бета-тестер
7 834 публикации
10 598 боёв

Это уже какие-то полные выдумки. СССР проводил работы над СМПЛ до войны, но особых результатов не достиг.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

активный участник в жизни форума. старательно портирует ютуб на форум. вот это я понимаю лидер. не то что про нерфы и аппы писать.

 

Ваши бы слова, да админам в уши. 

Нет чтобы что то свое сделать. Сплошная копи-паста. 

Зато плюсиков в карму от школьников нафармил. Надоело это уже давно. Но не унимается человек. А упрямство сами знаете признак чего. 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 840
Старший бета-тестер
4 634 публикации
2 543 боя

 

Коллега, это еще ничего, а вот бы вы почитали высказывания по поводу меня в начале моего, так сказать пути, на этом форуме, у вас бы ушки завяли. Поэтому, я и не хотел  долго  брать на себя такую ответственность как звание "лидер форума", хотя им меня награждают регулярно с июня месяца. Но, гордыня попутала. 

Ну, ушки бы не завяли, но если мне не изменяет память, Вы многое делали "не так", причем сами это признавали.

С уважением. :medal: 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

 

Ваши бы слова, да админам в уши. 

Нет чтобы что то свое сделать. Сплошная копи-паста. 

Зато плюсиков в карму от школьников нафармил. Надоело это уже давно. Но не унимается человек. А упрямство сами знаете признак чего. 

 

Коллега, я по знаку зодиака Козерог, а это существо довольно упрямое, так что вы тут правы.
16:39 Добавлено спустя 2 минуты

Ну, ушки бы не завяли, но если мне не изменяет память, Вы многое делали "не так", причем сами это признавали.

С уважением. :medal: 

 

Коллега, я всегда стараюсь не скрывать своих ошибок и если не прав, признаю их. Это мой принцип, иначе люди никогда не будут доверять тому, кто до конца стоит за свои слова, даже если они неправильные.
Изменено пользователем Zayats

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 840
Старший бета-тестер
4 634 публикации
2 543 боя

 

Ваши бы слова, да админам в уши. 

Нет чтобы что то свое сделать. Сплошная копи-паста. 

Зато плюсиков в карму от школьников нафармил. Надоело это уже давно. Но не унимается человек. А упрямство сами знаете признак чего. 

 

Слежу за Вашим творчеством ( приключениями) еще со времен ранней альфы, достойно, спасибо.

P.S. Даже американский военный корабль на абордаж брали. :izmena:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
747
Участник
498 публикаций
6 820 боёв

Об Антарктиде и секретной базе там немцев там я уже выкладывал материал на форуме раннее. Так что вы со своей иронией коллега опоздали.

 

ну и жаль, что опоздал....не.надо путать интересную и главное ДОСТОВЕРНУЮ информацию о флотах мира и х истории со всякой чушью от которой газетные листы желтеют.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

 

Слежу за Вашим творчеством ( приключениями) еще со времен ранней альфы, достойно, спасибо.

P.S. Даже американский военный корабль на абордаж брали. :izmena:

 

Коллега, а кто ж не любит приключение. По моему, это на генном уроне заложено в каждом мужчине.
Изменено пользователем Zayats

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

P.S. Даже американский военный корабль на абордаж брали. :izmena:

И еще будет. Сейчас просто сезон времени просто нет от слова совсем. Но жду "Крузенштерн" буду выбивать выходной и постараюсь сделать для Вас репортажик. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

 

ну и жаль, что опоздал....не.надо путать интересную и главное ДОСТОВЕРНУЮ информацию о флотах мира и х истории со всякой чушью от которой газетные листы желтеют.

 

Коллега, а на каком оселке вы будете измерять достоверная или недостоверная информация о том или ином событии. Вы можете это утверждать со ста процентной вероятностью только, если сами будете участником этого события. Ну а историю, вы сами знаете кто пишет, не мне вам это обьяснять.
Изменено пользователем Zayats

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
110 публикаций
491 бой

 

Ваши бы слова, да админам в уши. 

Нет чтобы что то свое сделать. Сплошная копи-паста. 

Зато плюсиков в карму от школьников нафармил. Надоело это уже давно. Но не унимается человек. А упрямство сами знаете признак чего. 

мои слова админы игнорируют, как и свои

так что писал я скорее от обиды и против зайца ничего не имею.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 840
Старший бета-тестер
4 634 публикации
2 543 боя

И еще будет. Сейчас просто сезон времени просто нет от слова совсем. Но жду "Крузенштерн" буду выбивать выходной и постараюсь сделать для Вас репортажик. 

 

Иван Федорович - Человек и пароход...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
747
Участник
498 публикаций
6 820 боёв

 

Коллега, а на каком оселке вы будете измерять достоверная или недостоверная информация о том или ином событии. Вы можете это утверждать со ста процентной вероятностью только, если сами будете участником этого события.

 

ну так мы можем далеко зайти...видимо всю историю можно выкинуть на помойку.ведь большинство из нас в тех событиях не учавствовало...или Вы будете утверждать, что вживую видели Куликовскую 

битву? Бородино? Шли на абордаж в синопском сражении или не дай Бог гребли на Галерах при Гангуте?нучесть Вам и хвала тогда...правда ник надо сменить...капитан Соври-Голова подойдет лучше

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

Это уже какие-то полные выдумки. СССР проводил работы над СМПЛ до войны, но особых результатов не достиг.

 

Единственный человек, который ответил без личных выпадов и со знанием предмета. Уважаю коллегу за его обширные знания, хотя и не разделяю его взгляды.
Изменено пользователем Zayats

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
10 604
[PB45]
Участник, Коллекционер
12 818 публикаций

От блин! Я рассчитывал на познавательную статью про "Наутилус-Помпилиус" из СССР ,а тут непроверенная побасёнка про якобы подводную лодку.

p/s Плюс всё равно поставил .За старание.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

 

ну так мы можем далеко зайти...видимо всю историю можно выкинуть на помойку.ведь большинство из нас в тех событиях не учавствовало...или Вы будете утверждать, что вживую видели Куликовскую 

битву? Бородино? Шли на абордаж в синопском сражении или не дай Бог гребли на Галерах при Гангуте?нучесть Вам и хвала тогда...правда ник надо сменить...капитан Соври-Голова подойдет лучше

 

Но я, коллега в отличии от вас, не делю информацию на достоверную и недостоверную потому, что просто этого не знаю. А вот факты истории иногда делают такие кульбиты, что просто диву даешься и трактование их зависит от того, в какое время и с какими целями они публикуются. 
16:55 Добавлено спустя 4 минуты

От блин! Я рассчитывал на познавательную статью про "Наутилус-Помпилиус" из СССР ,а тут непроверенная побасёнка про якобы подводную лодку.

p/s Плюс всё равно поставил .За старание.

 

Про "Наутилус Помпилус", коллега, говорят не в этом разделе.
Изменено пользователем Zayats

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
10 604
[PB45]
Участник, Коллекционер
12 818 публикаций

 

 
16:55 Добавлено спустя 4 минуты

 

Про "Наутилус Помпилус", коллега, говорят не в этом разделе.

Долой условности! Трэба говорить везде и об всём!:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Гость
Гость
0 публикаций

Долой условности! Трэба говорить везде и об всём!:)

 

Это вы, коллега, админам скажите.:)
17:13 Добавлено спустя 4 минуты

Советский Наутилус

 

Наличие в составе ВМФ Российской Федерации современных сверхмалых подводных лодок не тайна. В доступных каждому журналах или справочниках можно ознакомиться с подробными описаниями и тактико-техническими характеристиками субмарин, а для того, чтобы увидеть сверхмалую подлодку, не надо проникать на сверхсекретную базу. Достаточно посмотреть на видео русский кинохит «Особенности национальной рыбалки». Но с чего начинались сегодняшние «Пираньи», знают далеко не все.

В августе 1942 года в оккупированную немцами Феодосию прибыла «экскурия» моряков из состава 11-й флотилии сверхмалых подводных лодок типа КБ Королевского ВМФ Италии. С падением Севастополя активные действия в крымских водах практически прекратились, и их недавние участники - немцы и итальянцы - могли немного отдохнуть от боев. Однако итальянские подводники прибыли на берега Феодосийского залива отнюдь не для отдыха: новые хозяева Крыма, немцы, пригласили их для ознакомления с необычным трофеем - советской сверхмалой подводной лодкой. По словам историографа 11-й флотилии, эта субмарина явилась «своего рода сенсацией» для подводников Реджиа Марина Итальяна, «которые до этого считали, что итальянские разработки являются уникальными во всем мире». Так представители двух противостоящих СССР флотов ознакомились с тем, что было тайной даже для своих - с одной из первых советских сверхмалых подводных лодок... 

 

Первым воплощенным в металл советским проектом сверхмалой подводной лодки стала разработка под шифром АПСС (автономное подводное специальное судно). В различных документах и публикациях можно встретить и другие обозначения этого проекта: «телемеханическая подводная лодка», «радиоуправляемая подводная лодка с телевидением» и даже «телеуправляемый самодвижущийся снаряд». Проект АПСС был создан в 1934 - 1935 годах в 1-м отделе (так называемой группе подводных лодок) знаменитого ленинградского Остехбюро (Особого технического бюро по военным изобретениям специального назначения) под руководством главного конструктора Федора Викторовича Щукина, для которого АПСС стала первой разработанной им подводной лодкой. Работы над проектом АПСС велись при непосредственном участии начальника Остехбюро, известного инженера-оборонщика Владимира Ивановича Бекаури и под наблюдением Научно-исследовательского морского института связи (НИМИС).

АПСС представляла собой сверхмалую (надводное водоизмещение - 7,2 т, подводное - 8,5 т) подводную лодку, вооруженную одним носовым неподвижным торпедным аппаратом. Управлялась АПСС двумя вариантами: обычным (единственным членом ее экипажа) и дистанционным. В последнем случае прорабатывалась возможность управления АПСС с так называемых «водителей» - с надводных кораблей или самолетов. «Волновое управление» должно было осуществляться с помощью установленной на этих «водителях» специальной аппаратуры «Кварц» (разработка № 134), созданной специалистами того же Остехбюро. В «телемеханическом» варианте АПСС вместо торпеды несла установленный на ее месте заряд взрывчатки массой 500 кг.

В том же 1935 году, когда проектирование АПСС было завершено, приступили к строительству. Постройка была возложена на Ленинградский судостроительно-механический завод «Судомех». Были построены сразу две лодки этого проекта, которые в 1936 году проходили заводские испытания.

Однако полностью воплотить в металле весьма смелые по тому времени технические идеи Остехбюро не удалось. В официальных выводах по реализации проекта АПСС говорится, что «проблема дистанционного управления этой лодкой была далека от положительного решения». Хотя Остехбюро и располагало собственной «эскадрой» опытовых судов, состоявшей из бывших боевых кораблей ВМФ (миноносец «Конструктор», тральщики «Инженер» и «Микула», торпедный катер «Быстрый») и самолетами (гидросамолеты МБР-2), но до испытаний лодок типа АПСС с использованием этих «водителей» дело не дошло. Можно предположить, что уже в том же 1936 году обе лодки АПСС были разобраны. Второй тип сверхмалой подводной лодки Остехбюро получил шифр АПЛ (автономная подводная лодка) и условное обозначение «Пигмей».
3424874.jpg
Первоначально эта «карликовая» субмарина разрабатывалась как «автономная подводная лодка, управляемая с самолета». Однако в дальнейшем работы над ней продолжались уже как над сверхмалой подводной лодкой, управляемой собственным экипажем. Как и в случае с АПСС, их вели сотрудники 1-го отдела Остехбюро во главе с Ф.В. Щукиным. 27 июня 1936 года проект был одобрен заместителем начальника Военно-Морских Сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии (ВМС РККА) флагманом 1-го ранга И.М. Лудри. После этого в Ленинграде под руководством А.Н. Щеглова был создан опытный образец АПЛ «Пигмей».

Затем лодка была перевезена по железной дороге на Черное море, на Севастопольскую базу Остехбюро. Здесь в октябре 1936 года АПЛ «Пигмей» прошла весь комплекс испытаний. В целях повышения секретности во время их проведения корабль официально именовался только как «подводная лодка Остехбюро». Ответственным сдатчиком АПЛ «Пигмей» флоту был назначен главный конструктор 3-го отдела Остехбюро Константин Афанасьевич Щукин - однофамилец разработчика проекта. В экипаж опытной лодки были назначены кадровые моряки из подводных сил Черноморского флота. Так, командиром АПЛ «Пигмей» на время испытаний стал 29-летний помощник командира подводной лодки А-3 старший лейтенант Борис Александрович Успенский.


Несмотря на то, что испытания «Пигмея», по некоторым данным, «выявили недостатки, которые помешали принять его в состав флота», по их итогам руководством ВМС РККА было принято решение о постройке серии из 10 сверхмалых подводных лодок этого типа со сдачей первых шести до конца 1936 года, а всей серии - в 1937-м. Несколько «Пигмеев» начали строиться на «Судомехе» в Ленинграде, но так и не были «доведены до боеспособного состояния» и, очевидно, впоследствии были разобраны. В результате флот не получил ни одной серийной сверхмалой субмарины этого типа, и не только потому, что АПЛ «Пигмей» имела «конструктивные недоработки», а из-за «объективной сложности разрешения принципиально новых технических вопросов», как говорится об этом в официальных документах. Была и еще одна причина, о которой мы скажем ниже.

Таким образом, в распоряжении советского Военно-Морского Флота оказался лишь один опытный образец АПЛ - «Пигмей». Это была сверхмалая (длина - 16, ширина - 2,62 м) подводная лодка стандартным надводным водоизмещением 18,6 т. Она могла развивать максимальную скорость в 6 узлов (5 - под водой). Ее дальность плавания полным ходом составляла 290 миль, под водой - от 18 (полным) до 60 (экономическим) миль. Предельная глубина погружения была определена в 30 метров, а автономность плавания - в трое суток. Главным вооружением АПЛ «Пигмей» должны были стать две 450-мм торпеды типа «45-15» в бортовых торпедных аппаратах открытого (желобного) типа. Кроме того, на вооружении экипажа подлодки, состоявшего из 4 человек, имелся 7,62-мм пулемет.


К началу Великой Отечественной войны АПЛ «Пигмей» официально числилась за Народным комиссариатом ВМФ (НК ВМФ) как опытовая подводная лодка. В строй она официально не вводилась, в состав какого-либо из флотов не зачислялась и хранилась на берегу. По одним данным, АПЛ «Пигмей» так и оставили на бывшей Севастопольской базе Остехбюро в Балаклаве, по другим - перевезли в Феодосию, где установили на территории испытательной базы морского оружия НК ВМФ. Летом 1942 года лодка оказалась в руках немцев, однако ее дальнейшая судьба пока точно не выяснена.

Выше уже говорилось о том, что в августе 1942 года АПЛ «Пигмей» осматривали итальянские подводники, составившие небезынтересное для историков флота ее описание. «Это была новейшая единица, находившаяся на заключительной стадии оборудования, - читаем мы в нем. - Ее размеры не отличались от итальянского типа КБ, но корпус был стройнее и длиннее. Лодка имела довольно большую, но узкую рубку трапециевидной формы. На середине высоты корпуса находились продолговатые углубления, позволявшие располагать в них торпеды».

Что стало с единственной АПЛ «Пигмей» дальше, неизвестно. Так как после освобождения Крыма и всего Причерноморья об обнаружении этой лодки ни на берегу, ни затопленной в море никто не сообщал, то можно предположить, что оккупанты пытались вывезти ее из Крыма в Германию. Для немцев, которые в то время активно работали над многочисленными проектами собственных сверхмалых подводных лодок, реализованный на практике советский проект, без сомнения, должен был представлять интерес. Однако отсутствие каких-либо упоминаний об ознакомлении немецких инженеров-кораблестроителей с трофейной советской сверхмалой субмариной заставляет думать, что АПЛ «Пигмей» так и не достигла территории третьего рейха и была потеряна новыми хозяевами где-то на железных дорогах Европы. Но это только предположение.

Кроме АПСС и АПЛ «Пигмей» конструкторы 1-го отдела Остехбюро под руководством все того же Ф.В. Щукина разработали проект еще одной субмарины - малой подводной лодки стандартным надводным водоизмещением 60 т. Однако к тому времени в течение уже нескольких лет серийно строились малые подводные лодки VI серии (типа «М») стандартным надводным водоизмещением 158 т, которым 60-тонные «подводные суда» Остехбюро из-за своих размеров уступали и в мореходности, и в обитаемости (эти характеристики и на самих «Малютках» были далеки от совершенства). Поэтому третий «подводный» проект Остехбюро, в отличие от первых двух, так и остался на бумаге.

Безусловно, Остехбюро и дальше могло продолжать деятельность на благо советского подводного флота и всех вооруженных сил. Однако как сама организация, так и многие ее сотрудники пали жертвой «большого террора». В течение 1937 - 1938 годов органами НКВД были арестованы, осуждены «к высшей мере наказания» и расстреляны ведущие специалисты Остехбюро, включая его руководителя В.И. Бекаури. Так, в сфабрикованном сотрудником особого отдела НКВД при Остехбюро А.П. Грунским обвинительном заключении по делу главного конструктора АПСС и АПЛ «Пигмей» Ф.В. Щукина говорилось, что обвиняемый «проводил ... вредительскую деятельность умышленно неправильным проектированием предназначенных для вооружения РККФ новых типов ... подводных лодок, в результате чего запроектированные... ПЛ оказались непригодными для вооружения РККФ». Этот «документ» был утвержден 20 февраля 1938 года, а уже через три дня смертный приговор в отношении «врага народа» Ф.В. Щукина был приведен в исполнение. В следующем 1939 году не стало и самого Остехбюро.

В результате советский ВМФ вступил во вторую мировую войну, так и не получив на вооружение сверхмалые подводные лодки. Истории было угодно, чтобы первыми сверхмалыми подводными лодками, официально вошедшими в состав советского ВМФ, стали в 1945 году трофейные немецкие «Зеехунды», конструкторы которых, возможно, использовали в своей более успешной, чем у их советских коллег, работе и один из проектов Остехбюро - «Пигмей».

Автор Константин Стрельбицкий - вице-председатель Московского клуба истории флота
Изменено пользователем Zayats

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×