Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Pa3gibatop_nagibatopov

Хронология трех веков Российского Флота, часть- 3.

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
740 публикаций

Доброго всем вечера и здравия!

Продолжим ознакомление с хронологией событий в Российском флоте. Сегодня, как и вчера предоставлю вашему вниманию четыре события из истории Российского флота.

Открытие С.И. Дежневым пролива отделяющего Азию от Америки - Берингова пролива.  1648 год.

 

Еще в XVI в. русские землепроходцы настойчиво прокладывали нелегкие пути по Северному Ледовитому океану.

В 1601-02 помор Шубин прошел морем из Северной Двины через прол. Югорский Шар в Тазовскую губу, где позже был основан г. Мангазея.

Изображение

Коч Поморов.

Помор Лука в начале XVII в. на нескольких судах спустился по Оби в Карское море и вышел к п-ову Таймыр.

В 1610-40 русские совершили ряд плаваний по рекам, впадающим в Северный Ледовитый океан, основали Илимск и Якутск.

В 1641-44 казачий десятник М. В. Стадухин, выйдя из Якутска, достиг р. Индигирка, спустился по ней и прошел морем до устья Колымы, где основал Нижнее Колымское зимовье, которое стало отправным пунктом для последующих экспедиций.

В этом походе участвовал С. И. Дежнёв. Летом 1646 Дежнёв вместе с Ф. А. Поповым (Алексеевым) на 4 кочах отправились из Нижнего Колымского зимовья на поиски морского пути к р. Анадырь, но тяжелая ледовая обстановка заставила их возвратиться.

Изображение

Семен Иванович Дежнев. 1605 - 1673 г.

Вторая попытка (в 1647) также оказалась безуспешной.

20.6 1648 из Нижнего Колымского зимовья вновь вышли в море и двинулись "встречь солнцу" 6 кочей под командованием С. И. Дежнёва и Ф. А. Попова и коч казака Герасима Анкудинова, присоединившегося к экспедиции (всего около 100 человек).

Плавание было трудным и опасным. Двигаясь на восток вдоль побережья, 2 коча разбились о льды, 2 были унесены штормом.

20.9 1648 кочи Дежнёва, Попова и Анкудинова, пройдя от устья Колымы около 1400 км, достигли северовосточной оконечности Азии - м. Б. Чукотский Нос.

Здесь коч Анкудинова разбился, а его экипаж перебрался на коч Попова.

При выходе в океан во время шторма коч Попова унесло далеко на юг, к Камчатке, а коч Дежнёва в октябре выбросило на берег южнее устья р. Анадырь (на Олюторский п-ов). Отсюда Дежнёв с 24 спутниками с большими трудностями добрался до р. Анадырь.

После зимовки к весне 1649 в живых осталось 12 человек.

Во главе с Дежнёвым они на лодках поднялись вверх по реке и в среднем ее течении основали Анадырское зимовье.

До 1659 Дежнёв занимался здесь промыслом "рыбьего зуба", затем возвратился в Якутск.

В 1664 и 1671 ездил в Москву с "государевой казной" - добытой моржовой костью и пушниной.

О великом географическом открытии документально стало известно лишь в 1736 из "отписки" (донесения) С. И. Дежнёва якутскому воеводе, найденной в архиве воеводской канцелярии.

В 1758 Академия наук и художеств опубликовала сообщение о походе С. И. Дежнёва, о котором М. В. Ломоносов в 1763 написал: "Сею поездкою несомненно доказан проход морской из Ледовитого океана в Тихой".

В 1898 по ходатайству Русского географического общества м. Б. Чукотский Нос был переименован в м. Дежнёва.

В связи с 300-летием открытия пролива между Азией и Америкой Совет Министров СССР Постановлением от 10.8 1948 учредил премию имени С. И. Дежнёва, присуждаемую за лучшие труды по географии Северо-Восточной Азии.

Имя Дежнёва в разное время носил ряд советских судов.

Изображение

Ледокол "Семен Дежнев".

 

Зарождение лоцманского дела в России - 1653 год.

 

Оживленная торговля с иностранцами потребовала создания лоцманской службы на Белом море.

Крестьянину Ивану Хобарову царским указом было разрешено вводить в Архангельск и выводить из него "торговые разных земель корабли".

Изображение

Плата "корабельным вожам" за проводку судов была ничтожной, но с них не взимались торговые пошлины.

В конце XVII в. интенсивность судоходства настолько увеличилась, что "вожевой промысел" стал выгодным и правительство начало сдавать его с торгов на откуп.

Получивший грамоту вносил оброк и имел право проводить корабли.

В 1671 плата за промысел составляла 10 рублей, а через пять лет достигла 92 рублей - суммы по тем временам огромной.

В 1685 откуп был запрещен, а в 1690 "вожи" были переведены в ведение таможни.

За ввод в порт взималось 2 рубля, а за вывод 6 рублей.

С весны 1704 лоцманы были введены и в Санкт-Петербурге. Они получали жалованье 6 рублей в год, по одному рублю за проводку каждого корабля и вознаграждение за оборудование фарватера и оградительных знаков.

Тогда же архангельские и петербургские лоцманы были переданы в ведение Адмиралтейств-коллегий и подчинены капитану над штурманами.

Наряду с проводкой судов лоцманы производили съемки берегов, промеры глубин и выполняли штурманские обязанности.

Лоцманская служба стала государственной.

 

Морской бой у острова Котлин - 1656 год.

 

Во время русско-шведской войны 1656-1661гг. за возвращение земель, захваченных шведами в начале XVII в., отряд в составе 1000 человек под командованием воеводы стольника П. И. Потемкина  осадил крепость Нотебург (Орешек), но взять ее не смог.

Часть отряда  захватила шведскую крепость Ниеншанц (Канцы) в устье Невы.

Во взятии крепости участвовали гребные суда флотилии донских казаков (570 человек), высадившие десант на о. Котлин.

В районе о. Котлин произошел морской бой, в результате которого русская флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив б-пушечный "полукорабель" (галеру) с экипажем, и совершила набег на о. Котлин.

Этот бой явился значительной победой. С приходом русских войск среди местного населения началось восстание против шведов.

Упоминаемое сражение произошло 22 июля 1656 года.

Алексеем Михайловичем Романовым (Тишайшим), отцом Петра I, в ходе этой военной кампании и была предпринята очередная попытка вернуть назад земли, входящие в состав владений еще Великого Новгорода.

Своих собственных сил явно не хватало, и именно тогда по настоянию патриарха Никона на помощь были призваны донские казаки, поскольку у тех был довольно серьезный опыт в мореплавании и морских сражениях.

Издревле казаки из станиц, расположенных на Дону, Днепре, по берегам Азовского и Черного морей, использовали для торговых и военных нужд водные пути.

Более пяти сотен казаков вместе с тысячью московских стрельцов на легких одномачтовых судах напали около восточного берега острова Котлин на шведскую разведывательную эскадру.

Справедливости ради надо заметить, что у шведов было всего три корабля, но зато больших по размерам и лучше вооруженных.

Двум удалось уйти, третий, шведский флагман, был взят на абордаж.

В качестве трофеев захватили пушки, знамена и восемь человек команды во главе с капитаном Ильреком Дальфиром.

Произошло это ровно за полвека до того, как на Балтике в битве с северными соседями схлестнулся ПетрI.

Победа в этой битве позволила России контролировать акваторию Финского залива до Ладоги долгое время.

Изображение

Морской бой отряда воеводы Потемкина с отрядом шведских кораблей у о. Котлин 22 июля 1656 года.

11 сентября 2009 года в живописном уголке восточной части острова Котлин у часовни Спаса на Водах состоялась торжественная церемония открытия закладного камня памятного знака в честь морской победы казаков.

Изображение

Это первое мемориальное сооружение в России, посвященное морским победам отечественного флота допетровской эпохи.

 

Закладка первого Русского военного корабля "Орел" - 1667 год.

 

До этого для военных целей при необходимости использовались различные парусно-гребные суда, на которых русские люди вели морской промысел и торговлю с заморскими странами.

Петр I высоко оценивал постройку первого военного корабля, отмечая в "Уставе морском...", что это "намерение отеческое... достойное оно есть вечного прославления: понеже... от начинания того, аки от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское".

Технические характеристики: Длина 24,5 м, ширина 6,5 м, осадка 1,5 м, водоизмещение около 250 т. Вооружение: 22 пищали 6- и 3-фунтового калибра. Экипаж 22 матроса и 35 "солдат корабельных".

После заключения соглашения с Персией (Ираном) о провозе персидского шелка-сырца через Россию на западноевропейские рынки царское правительство решило создать военную флотилию на Хвалынском (Каспийское) море для охраны судоходства.

Из Голландии и других стран были приглашены корабельные мастера.

Из "свободных людей" окрестных деревень было собрано 30 плотников, 4 кузнеца и 4 пушкаря.

Главным организатором строительства судов был назначен боярин А. Л. Ордин-Нащокин - образованный и дальновидный государственный деятель, которому принадлежала инициатива создания флотилии.

Его помощниками были Степан Петров и Яков Полуектов.

Строительство велось в с. Дединово на Оке.

14.11 1667 был заложен морской двухпалубный трехмачтовый корабль "Орел", названный так в честь Российского герба.

Одновременно строились яхта, вооруженный струг и 2 шлюпки.

Лес доставлялся из Коломенского и Вяземского уездов, тульским и каширским заводам было приказано "давать железо самое доброе".

Постройка всех судов обошлась казне в 9321 рубль.

Изображение

"Орел" был спущен на воду 19.5 1668 года.

Весной 1669 года после ледохода "Орел" и другие суда вышли из с. Дединово, а 31 августа  прибыли в Астрахань.

 

Источник - http://www.flot.com/history/kron.htm

Продолжение следует...

Изменено пользователем alex03071971

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
395 публикаций

Просмотр сообщенияalex03071971 (26 Авг 2013 - 16:39) писал:

Открытие С.И. Дежневым пролива отделяющего Азию от Америки - Берингова пролива.  1648 год.
не состыковочка открыл Дежнев а назвали в честь Беринга, смешно получилось

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
191 публикация
264 боя

О третья часть надо почитать :eyesup:

Как всегда было интересно почитать, продолжай в том же духе

Изменено пользователем kolhoznikov33

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
550 публикаций
1 бой

Постройка всех судов обошлась казне в 9321 рубль.

 

как я понимаю это не малая сумма в то время?)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
191 публикация
264 боя

Просмотр сообщенияMcPro (26 Авг 2013 - 20:20) писал:

Постройка всех судов обошлась казне в 9321 рубль.

как я понимаю это не малая сумма в то время?)
Эта для тех времён астраномическая

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
740 публикаций

Просмотр сообщенияMcPro (26 Авг 2013 - 20:20) писал:

Постройка всех судов обошлась казне в 9321 рубль.
как я понимаю это не малая сумма в то время?)
Да в то время. Если 92 рубля считалась большой суммой, то 9321 какой тогда!
Изменено пользователем alex03071971

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
57
[B_K]
Старший альфа-тестер
517 публикаций
15 894 боя

Просмотр сообщенияBlock_Dodger (26 Авг 2013 - 16:45) писал:

не состыковочка открыл Дежнев а назвали в честь Беринга, смешно получилось
Хотя бы мыс назвали. Уже хорошо. :smiles:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
501 публикация
36 боёв

Вот как бывает: трудился С. И. Дежнёв трудился и не знал, что через сотни лет его имя будет с гордостью красоваться на многих судах. Жаль, что признание великих людей приходит нередко так поздно...+

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
52 публикации

че там спорить ,достаточно вспомнить как открыли америку ,один сплавал ,чуть жизни не лишился ,на свой страх и риск ,а другой назвал ее уже в свою честь ,плагиат это вещь неискоренимая  :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация

че там спорить ,достаточно вспомнить как открыли америку ,один сплавал ,чуть жизни не лишился ,на свой страх и риск ,а другой назвал ее уже в свою честь ,плагиат это вещь неискоренимая :trollface:

А в наше время это уже переросло в чуму

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×