Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_19725482

История подводного флота.

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
316 публикаций

Изображение Изображение

История подводного кораблестроения описывает хронологию и этапы развития конструкции и применения подводных лодок — обитаемых кораблей, способных управляться и автономно действовать в подводном положении.

Первые шаги.

 

Идея подводного судна уходит своими корнями в античные времена. Существуют предположения, что в ІV веке до н. э. Александр Македонский использовал нечто принципиально похожее на водолазный колокол в разведывательных целях, о чём сохранились свидетельства на картинах более позднего времени.

 

XVI-XVII века.

 

Первым успешно функционирующим подводным судном стала вёсельная подводная лодка голландского механика и физика начала XVII в. Корнелия ван-Дреббеля, построенная в Лондоне для 12 гребцов и 3 офицеров; хроника говорит, что сам король Иаков I был в числе этих офицеров. Для поглощения испорченного дыханием воздуха изобретатель приготовлял жидкость, подробности рецепта которой не сохранились.

Иезуит Мерсен (1634) написал сочинение о «Необходимых условиях для подводного плавания»; среди установленных им принципов содержатся следующие замечания: он советовал строить субмарины похожими на рыб, причем оба конца делать одинаково заостренными; материалом должна служить медь; не задаваться большими размерами лодки; входные люки размещать так, чтобы людям было удобно выйти в критическую минуту; освещать внутренность подводной лодки фосфоресцирующими телами, чтобы не портить воздуха; для сообщения с атмосферным воздухом он предлагает трубы, доходящие до поверхности воды. Современники оставались равнодушны к идеям Мерсена, но последующие изобретатели часто пользовались его сочинениями и мыслями.

Испытания подводного судна Ван Дреббеля

В 1653 году в Роттердаме была построена подводная лодка длиной в 72 фт., шириною в 8 фт. и высотой 12 фт. Нос и корма представляли четырёхугольные пирамиды. В центре судна помещалось колесо с поворотными лопастями между непроницаемых переборок. Подробности неизвестны.

Проблема подводного плавания занимала умы людей со времен глубокой древности. Практическое ее решение, зависевшее от уровня развития науки и техники, потребовало не одну сотню лет. В истории, например, сохранились свидетельства XVI века о применении запорожскими казаками перевернутых гребных судов (чаек) для достижения минимальной заметности при подходе к турецким берегам.

В 2000 г. исполнилось 810 лет со дня первого письменного упоминания о судне, которое может плавать на поверхности воды, погружаться под воду, плавать на глубине в любом направлении и всплывать на поверхность.

Из всей более восьмивековой истории развития мирового подводного кораблестроения можно выделить всего два десятка выдающихся дат, из которых девять можно по праву назвать "верстовыми столбами" этой весьма сложной подотрасли судостроения. Это - следующие события:

1. Первое письменное упоминание о подводном судне.

2. Разработка основ теории подводного плавания.

3. Постройка подводного судна.

4. Создание железной, а также и боевой подводной лодки.

5. Постройка ПЛ с механическим двигателем (паровая).

6. Создание ПЛ с раздельными механическими двигателями для надводного и подводного хода (пароэлектрическая).

7. Постройка торпедной ПЛ.

8. Создание дизель-электрической ПЛ.

9. Создание атомной ПЛ.

Ниже кратко рассказывается о всех этих событиях с инженерной точки зрения, об эволюции архитектуры подводного судна, применяемых при постройке материалов, силовых установок и движителей, а также особых устройств и вооружения, присущих только подводным судам и кораблям.

Самое первое письменное упоминание о подводном судне имеется в древнегерманском героическом эпосе "Салман и Моролф", написанном в 1190 г. В нем рассказывается о многочисленных приключениях Моролфа, которому пришлось бежать в море от языческого царя Фора. Герой построил погружающуюся лодку из кожи, на которой он спасся от дюжины вражеских галер, и скрывался на дне моря не менее двух недель, в течение которых воздух поступал к нему по длинной трубке. В эпосе говорилось, что в Манускрипте был один чертеж этой лодки, но он был выкраден, так что мы, к сожалению, не можем представить, как выглядело средневековое подводное судно.

Всего через 80 лет после этого эпоса английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон (около 1220 - ок. 1292 г.) написал в своей книге "Послание о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии" о том, что "могут быть сделаны машины для передвижения в морях и реках и даже по дну безо всякой опасности".

Об этих первых упоминаниях и идей подводного судна до какой-либо конкретизации этого аппарата пройдет

очень много времени.

В истории сохранились свидетельства XVI века о применении запорожскими казаками перевернутых легких гребных судов (чаек) для достижения минимальной заметности при подходе к турецким берегам.

Около 1792 г. итальянский военный техник Роберто Вальтурио издает книгу "Об искусстве военном", в которой приводит картинки, изображающие сигарообразное подводное судно, предназначавшееся для пересечения рек. Это было первое изображение такого типа судна. Оно приводилось в движение двумя гребными колесами, вращаемыми изнутри судна вручную.

Пройдет чуть более 100 лет и в Англии в 1578 г. выйдет небольшая брошюра "Изобретения или устройства совершенно необходимые для всех генералов и капитанов, или командиров, людей как на море, так и на земле", в которой впервые излагались основы теории подводного плавания. Ее написал артиллерист королевского военно-морского флота Уильям Буэн (ум. 1583 г.), который предложил также "колумбиаду" - подводную пушку для поражения кораблей противника. В "18-м устройстве" он писал: "Возможно также построить судно или шлюпку, которая могла бы идти под водой до дна, а потом вернуться также на поверхность по вашему усмотрению; в своей книге под заглавием "Сокровище путешественников" я объявил, что всякий предмет, который тонет сам собою, тяжелее равного ему объема воды, а если он легче этого объема, то он всплывает и появляется на поверхности согласно соотношению весов (Вот оно, второе после Архимеда (287 - 212 гг. до н. .э.), открытие закона плавучести; и так как оказалось, что это верно, то всякая находящееся масса или тело, имеющее всегда тот же самый вес, каков бы ни был по желанию увеличить или уменьшить, может, если вы захотите, всплыть или тонуть по вашему выбору. Для получения этого результата надо, чтобы бока, которые увеличивают или уменьшают объем аппарата, были кожаные и чтобы внутри них были винты, способные растягивать или сжимать их. Чтобы заставить аппарат потонуть, надо будет с помощью винтов втянуть стенки внутрь, чтобы уменьшить объем, а чтобы заставить его всплыть, раздвинуть стенки винтами наружу, чтобы увеличить объем аппарата, и он всплывет соразмерно с тем количеством, какое останется погруженным в воду…

Далее надо приобрести мачту такой толщины, чтобы можно было сделать внутри ее дыру от одного конца до другого, как в корпусе насоса. Когда вы захотите погрузиться на дно, вы должны измерить глубину и обратить внимание, чтобы вершина мачты не опускалась под воду, потому что канал внутри нее должен доставлять вам воздух, - ведь человек не может быть без него". Таким образом Буэн сразу изобрел все.

Не только общую структуру и принцип всех подводных судов будущего, но и даже шнорхель. Однако Буэн не упоминает о каком-либо способе передвижения своего подводного аппарата.

 

Попытки создания подводных лодок в России.

 

В России попытки построить подводную лодку предпринимались при Петре Великом: крестьянином-самоучкой Ефимом Никоновым в Петербурге на галерном дворе в присутствии Петра I была испытана действующая модель подводной лодки. Но со смертью царя проект «потаённого огненного судна большого корпуса» не был доведен до конца.

 

Попытки создания подводных лодок в Соединенных Штатов Америки.

 

Первая попытка применения подводной лодки относится к войне за независимость Соединенных Штатов Америки. «Черепаха» Бушнелла попыталась атаковать британский флагман, но была обнаружена и, чтобы скрыться, ей пришлось подорвать мину, не успев присоединить с помощью бурава ее к днищу корабля.

Р. Фултон, создатель парохода «Клермонт», начавшего регулярное пароходное сообщение по Гудзону, обращался к Наполеону с готовым проектом подводной лодки для действий против англичан, но поначалу был отвергнут, а затем, после подписания англо-французского мирного договора сам отказался раскрывать детали своего проекта. Имеются сведения, что после пленения Наполеона на острове Эльба его сторонники рассматривали вопрос о его побеге на подводной лодке.

Изображение

 

Роман Жюля Верна «20 тысяч лье под водой»

 

Идея боевого применения подводного судна была популяризирована в романе Жюля Верна «20 тысяч лье под водой», написанном в 1870 году. В романе описывается подводная лодка «Наутилус», которая таранит и уничтожает надводные корабли, используя металлический «бивень», располагающийся на носу лодки. Ни о каких прототипах торпед или иного оружия в романе речи не шло. В романе «Таинственный остров» пиратское судно атакуется и топится морской миной, заложенной капитаном Немо. Влияние романа «20 тысяч лье под водой» на умы было столь сильно, что одну их первых атомных подводных лодок назвали в честь «Наутилуса» Жюля Верна.

 

Современные подлодки.

 

Подводная лодка - относится к особому классу боевых кораблей, обладающих способностью плавать под водой, маневрируя по курсу и глубине. Как физический объект, она подчиняется закону Архимеда: на тело, погруженное в жидкость, действует сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости. Этой "подъемной силой" можно управлять с помощью изменения веса лодки. Для погружения субмарины забортная вода принимается в ее балластные цистерны. Чтобы лодка всплыла - их осушают, продувая сжатым воздухом. Поэтому у подводного корабля различают два водоизмещения - надводное (нормальное) и подводное. Лодка на значительной глубине испытывает огромное давление. Ее корпус, включающий обитаемые помещения и основные механизмы, имеет цилиндрическую форму и изготавливается из толстой высококачественной стали или титанового сплава с ребрами жесткости. Его называют прочным корпусом. Для улучшения мореходных качеств лодки сверху на прочный "надет" легкий корпус. В промежутке между ними обычно находятся балластные цистерны и емкости с топливом. Такая лодка называется двухкорпусной. Если легкий корпус не полностью окружает прочный - она относится к полуторакорпусным кораблям. Существуют и однокорпусные лодки. Для повышения живучести субмарины ее прочный корпус разделен поперечными водонепроницаемыми переборками на несколько автономных отсеков (от трех до десяти). Лодка находится под водой во взвешенном состоянии. Ее перемещение вверх и вниз управляется горизонтальными носовыми и кормовыми рулями. Когда передняя кромка пера руля выше задней, набегающий поток воды создает подъемную силу. Если наоборот, встречный поток давит на рабочую плоскость пера сверху вниз. Неподвижная лодка неуправляема и либо должна всплыть, либо набрав дополнительный балласт, лечь на грунт. Движение субмарины вперед или назад, как у любого корабля, зависит от того , в какую сторону вращается винт. Поворот влево - вправо осуществляется изменением положения вертикального руля в корме. Подлодки делятся на дизель-электрические и атомные. Недостаток первых - ограниченное время пребывания под водой. Основной их двигатель - дизель, работающий на соляре, нуждается в постоянном притоке кислорода. Поэтому он обычно используется лишь для надводного хода. Под водой лодка движется на электромоторах, питаемых аккумуляторными батареями. Емкость батарей невелика, и лодке периодически приходится всплывать для их подзарядки дизель-генератором. Со времен Второй мировой войны существует устройство для работы дизеля под водой на небольшой глубине - шноркель. Попросту говоря, это труба, выдвигаемая на поверхность для забора воздуха. Клапан предотвращает попадание воды в систему. Незакрытый шноркель стал причиной гибели не одной субмарины. Атомный реактор без пополнения запасов урана может годами непрерывно давать энергию. Вода, превращенная его теплом в пар, вращает паровую турбину. Та, в свою очередь, движет лодку и посредством турбогенератора вырабатывает пр. 941электрический ток. Используя громадные энергетические ресурсы ядерной энергетики, из забортной воды легко получить воздух, всегда столь дефицитный на подлодках. Управление субмариной сосредоточено в центральном посту, находящемся в средней части корпуса под боевой рубкой. Сквозь нее или рядом проходят выдвижные устройства. Важнейшим из них является перископ, позволяющий из-под воды наблюдать обстановку на море. Когда он поднят, то головка с объективом выступает над водой. Через систему линз и призм изображение передается внутрь лодки. Перископная глубина не превышает нескольких метров. Корабль, находящийся глубже, может ориентироваться только с помощью гидроакустических средств. Форма корпуса лодок до второй половины ХХ века больше подходила для плавания на поверхности, поскольку погружались они сравнительно ненадолго. Современные субмарины, наоборот, приспособлены в первую очередь к подводной гидродинамике. Их родная стихия - мир безмолвия.

В практике подводного кораблестроения под архитектурой ПЛ понимается особенности внешнего облика, формы и конструкции корпуса, ограждения рубки, оперения и других выступающих частей.

К основным элементам, составляющим архитектуру ПЛ обычно относят:

а) форму наружных обводов корпуса и выступающих частей;

б) архитектурно-конструктивный тип ПЛ, который в зависимости от наличия легкого корпуса на длине прочного корпуса может называться:

— однокорпусным — легкий корпус на всей длине отсутствует;

— двухкорпусным — легкий корпус на всей длине охватывает прочный корпус;

— смешанным или частично однокорпусным — сочетание на длине прочного корпуса однокорycных и двухкорпусных участков;

в) конфигурацию прочного корпуса и распределение пространства внутри него на функциональные или иные составные части межотсечными переборками, палубами, платформами и т.д;

г) количество и расположение гребных валов.

В понятие "архитектура" могут включаться и другие особенности ПЛ, оказывающие влияние на ее облик:

тип, конструкция и расположение движителей (например, гребной винт, гидрореактивный движитель, винт в насадке и т.д.);

особенности расположения основных видов оружия, вооружения;

состав, конструкция и расположение технических средств, обеспечивающих живучесть ПЛ.

Если совершить самый краткий экскурс в историю подводного плавания, можно отметить, что одна из первых субмарин, построенных в конце XIX в, французская «Gymnote» имела однокорпусный архитектурный тип с обводами тела вращения. Она предназначалась исключительно для подводного плавания. С появлением двигателя Дизеля появились ныряющие ПЛ с большим запасом плавучести — естественно, двухкорпусного архитектурного типа (поскольку этот запас плавучести необходимо было где-то размещать) с обводами, уже напоминающими надводный корабль (скажем, миноносец).

Чтобы окончательно определиться с архитектурным типом, во французском флоте в 1904 г. провели сравнительные испытания двухкорпусной ПЛ «Aigretta» и однокорпусной типа «Z». Несмотря на большую подводную скорость и лучшую управляемость в подводном положении предпочтение было отдано ныряющей лодке, автономность и дальность плавания которой в надводном положении в десятки раз превосходили таковые у чисто подводной.

С тех пор сформировался классический тип "ныряющей" ПЛ, который в теx или иных вариациях сохранился до Второй мировой войны.

В России в начале века И.Г. Бубнов создал оригинальный тип однокорпусной ПЛ (тип «Барс») с размещением запаса плавучести в концевых ЦГБ. Через много лет идеи И.Г. Бубнова были использованы при создании чисто однокорпусной конструкции АПЛ типа «Los Angeles».

ПЛ типа «Барс»

Вторая мировая война оказала мощное влияние на развитие подводного кораблестроения. В ходе войны потребовалось создать ПЛ с качественно новыми боевыми свойствами. Прикрытие кораблей и судов противолодочной авиацией и широкое применение радиолокации сделали невозможным эффективное использование субмарин из надводного положения. Они должны были стать настоящими подводными кораблями, способными длительно двигаться под водой и развивать высокую подводную скорость. Существование до середины 1940-х гг. ПЛ традиционного "ныряющего" типа обладали весьма ограниченными боевыми качествами в подводном положении.

В наиболее тяжелом положении оказалась Германия, сделавшая ставку на подводный флот и столкнувшаяся с объединенными противолодочными силами союзников. После того, как ей не удалось преодолеть противодействие сил ПЛО наращиванием количественного состава подводного флота, были предприняты попытки создания ПЛ новых типов. Это были усовершенствованные ДЭПЛ XXI (океанская) и XXIII (малая) серий и парогазотурбинная лодка XXVI серии.

В проектах лодок первого типа высокие подводные качества — скорость и автономность — достигались главным образом за счет увеличения возможностей электроэнергетической системы. На лодках XXI серии емкость АБ была увеличена в три раза, а мощность гребных электродвигателей — в пять раз, причем впервые она превысила мощность дизелей. В результате подводная скорость возросла до 17,5 узлов, а подводная автономность в режиме экономического хода — до нескольких суток. Кроме того, используя шнорхель, ПЛ могла длительно идти под дизелями в перископном положении.

Субмарины второго типа оснащались принципиально новыми ЭУ — парогазотурбинными ("двигатель Вальтера"), в которых применялась высококонцентрированная перекись водорода. При ее разложении выделялись кислород, использовавшийся для сжигания топлива, и водяной пар, а образовавшаяся парогазовая смесь приводила в действие турбину. Лодки XXVI серии должны были развивать подводную скорость до 24-25 узлов. Корабельного запаса перекиси хватало на шесть часов полного хода, а в остальное время использовалась обычная дизель-электрическая установка и шнорхель. Новые лодки имели архитектурный облик, существенно отличавшийся от традиционных, ориентированный на повышение пропульсивных качеств в подводном положении. Обтекаемые обводы, минимум выступающих частей, отказ от артиллерийского вооружения (кроме XXI серии), кормовое оперение, включающее горизонтальные стабилизаторы, сокращение полного подводного объема за счет уменьшения объемов ЦГБ (запаса плавучести) до 10-12% и проницаемых частей — были теми мероприятиями, которые отличали архитектуру подводных кораблей нового типа. Они стали своего рода шедеврами военно-морской техники, хотя вступить в строй и участвовать в боевых действиях не успели, и послужили богатым материалом для работ стран-победительниц в послевоенной модернизации подводных флотов.

В СССР на базе освоения опыта создания проекта XXI серии были разработаны пр. 613 и 611 (средней и большой ПЛ), а на базе ЭУ XXVI серии — пр. 617. Построенная по последнему проекту ПЛ развивала ход 20 узлов в течение шести часов, затем и СССР были созданы ПЛ пр. 615 с дизелями, работающими по замкнутому циклу, которые могли обеспечивать 15-узловый ход в подводном положении в течение четырех часов.

В США на базе опыта германских ДЭПЛ XXI серии построили серию из шести кораблей типа «Tang» (SS563) с подводной скоростью 16-18 узлов. В Англии выполнены серьезные исследования по ПГТУ и в конце 1950-х гг. созданы две опытные ПЛ «Explorer» и «Еxcalibur», которые могли развивать подводную скорость до 25 узлов. Но это были последние попытки превращения ныряющих ПЛ в подводные традиционными способами. Наступила эра атомных подводных кораблей.

Пионерами атомного подводного кораблестроения стали США. По инициативе Х. Риковера (H. Rickover) разработка проекта АПЛ и ЭУ для нее началась в 1946 г., а в октябре 1955 г. АПЛ «Nautilus» вошла в состав ВМС США. Это был опытный корабль, за которым последовала серия из четырех АПЛ типа «Skiite» (SS578), а также ряда опытных: «Seawolf» (SSN575) с атомным реактором на жидкометаллическом теплоносителе, «Triton» (SSR586) — АПЛ радиолокационного дозора, «Halibut» (SSG587) с КР «Regulus».

Для первого этапа создания и освоения АПЛ в США характерен поисковый принцип: отрабатывалась конструкция корабля и определялись боевые возможности АПЛ. На этом этапе не предъявлялись высокие требования к скорости полного подводного хода: «Nautilus» мог развивать скорость 23 узла, серийные типа «Skate» около двадцати. Американские специалисты, очевидно, отдавали больший приоритет подводной автономности и возможности совершать скрытные переходы и длительно находиться в paайонах прилегающих к территории вероятного противника. Это подтверждается выполнением первыми американскими АПЛ походов в Арктику и заходами в ее советский сектор. Отсюда началось внимание американских кораблестроителей к проблеме снижения акустического поля ПЛ, первые результаты которого стали проявляться уже на кораблях следующего поколения.

В Советском Союзе к созданию АПЛ приступили осенью 1952 г. Первая опытпая лодка пр. 627 была разработана Специальным конструкторским бюро №143 (СКБ-143, ныне — СПМБМ "Малахит") под руководством главного конструктора В.Н. Перегудова и научного руководителя академика А.П. Александрова в 1953-1955 гг. и вступила в строй в 1958 г. На основе проекта первого подводного атомохода было развернуто серийное строительство (12 кораблей), а также созданы опытная лодка с ЭУ на жидкометаллическом теплоносителе (пр. 645), с БР (пр. 658) и с КР (пр. 675). Атомоходы пр. 627A могли развивать скорость до 30 узлов (то есть в полтора раза больше, чем американские АПЛ первого поколения). Это обеспечивало возможность быстрого перехода в район боевого предназначения, а также позволяло атаковать быстроходные НК.

Таким образом, на первом этапе создания АПЛ как в США, так и в СССР главной задачей являлось достижение высоких пропульсивных качеств в подводном положении, превращение ПЛ из "ныряющей" в действительно подводный корабль. Естественно, это нашло свое выражение в архитектуре первых АПЛ. По своему внешнему облику первые американские и советские атомные субмарины разительно отличались друг от друга, так как каждая страна шла своим собственным путем.

Изображение Изображение Изображение

 

Военное применение.

 

Подводные лодки в основном используются в качестве оружия. В зависимости от класса и оснащения они могут быть предназначены:

для поражения важных военно-промышленных и административных центров, военно-морских баз, портов и других наземных объектов,

для уничтожения подводных лодок, кораблей и судов противника,

скрытной постановки минных заграждений,

ведения разведки, как непосредственной, так и в системе дальнего радиолокационного обнаружения,

использование в качестве корабля связи, осуществление ретрансляции сообщений, что теоретически позволяет поддерживать связь штаба с кораблями, находящимися в любой точке мирового океана,

высадки диверсионно-разведывательных групп и выполнения других боевых задач.

В рамках военно-морского флота вооружённых сил государства подводные лодки могут составлять подводные силы флота. Подводные лодки способны выполнять боевые задачи одиночно, группами, завесами, в составе группировок подводных лодок и разнородных сил, самостоятельно и во взаимодействии с другими видами вооружённых сил. Первое (но довольно незначительное) применение относится к русско-японской войне. По другим источникам первое военное применение[1] произошло в 1864 году во время Гражданской войны в США. До 1906 года подводные лодки в русском флоте не выделялись как самостоятельный вид кораблей и числились миноносцами. Их команды набирались на добровольной основе из офицеров и матросов надводных кораблей. В годы Второй мировой войны Япония впервые применила подводные авианосцы.

 

Мирное применение.

 

Подводные лодки достаточно широко используются в научно-исследовательских целях. В экспериментах, связанных с изучением геомагнитного поля Земли, подводные лодки в погружённом положении использовались как стабильно ориентированные платформы для оборудования.

 

История исследовательских подводных лодок.

 

В 1914 году, в Германии, 15 июля была спущена на воду первая исследовательская подводная лодка «Лолиго». Планировалось, что её перегонят на зоологическую станцию в Ровинь. Идея построить подводную лодку специально для исследовательских целей принадлежит немецкому зоологу и меценату д-ру Шоттлендеру. Проект был разработан фирмой Уайтхеда, г. Фиуме, ныне Риека. Но начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война перечеркнула все планы по использованию подлодки в исследовательских целях.

Следующей исследовательской подводной лодкой была американская «Наутилус». Спущена на воду в 1917, но только в 1931 году была переоборудована в исследовательскую. В торпедном отсеке была оборудована шлюзовая камера для выхода водолазов и работы с океанологической лебедкой. В других отсеках установлено дополнительное исследовательское и навигационное оборудование, в том числе эхолот и гирокомпас.

Специально созданные субмарины использовались как базы для подводных биологических исследований (например, советские лодки «Северянка», «Славянка», «Бентос-300» и «ОСА-3 600»). Особые опытные подлодки служат для разработки новых систем и принципов подводного кораблестроения, поставляют экспериментальные материалы для фундаментальных исследований. Существуют проекты подводных лодок, предназначенные для осуществления спасательных работ на море.

В 2009 году исследовательский подводный аппарат RU-27 совершил трансатлантический переход.

 

Транспортные субмарины.

 

Транспортные субмарины, как класс, существовали уже в начале XX века, и принимали участие как в Первой, так и во Второй мировых войнах (немецкие ПЛ типа «Deutschland» 1915 года, японские транспортные лодки).

Во второй половине XX века также разрабатывались проекты по использованию субмарин в качестве транспорта для снабжения труднодоступных для обычных судов районов. В частности, в России на базе проекта 941 «Акула» планировалось создать надводно-подводный транспорт для круглогодичного морского сообщения с Норильском арктическими маршрутами. ЦКБМТ «Рубин» разработало техническое предложение, однако дальнейшие работы были остановлены.

 

Почтовые субмарины.

 

Во время Первой мировой войны между Германией и США существовала подводная почта, которая, несмотря на медлительность и дороговизну, достигла своей цели: почтовые подводные лодки сумели прорвать британскую блокаду. После нескольких рейсов почтовое сообщение было прекращено и лодки использовались в качестве подводных крейсеров.

7 июня 1995 года российская подводная лодка К-44 «Рязань» открыла новую страницу в подводной почте: запущенная ракета-носитель «Волна» за 20 минут доставил спускаемый модуль с научной аппаратурой и почтой из акватории Баренцева моря на Камчатку. Этот факт вошёл в Книгу рекордов Гиннесса как самая быстрая почтовая доставка в мире[4]. Ракетные подводные крейсера также используются для запуска искусственных спутников земли на низкие орбиты в рамках коммерческих и исследовательских программ.

 

Конструкция.

 

Современные подводные лодки (дата постройки которых примерно от конца 20х годов XX века) имеют 2 корпуса: водопроницаемый лёгкий корпус, функция которого заключается в придании кораблю гидродинамически совершенных обводов, и водонепроницаемый прочный корпус, способный выдержать давление воды на больших глубинах погружения. Внутри прочный корпус разделен на отсеки переборками, что повышает живучесть корабля в случае пробоины или пожара. Типичный материал прочного корпуса — легированная сталь с высоким пределом текучести. Встречались и титановые корпуса, например проект 705 («Альфа» по классификации НАТО). Они привлекательны из-за большей прочности титана, меньшего удельного веса и немагнитности. К тому же титановые соединения стойки к коррозии — корпус хорошо стоит в морской воде даже без покраски. Но сварка титановых листов представляет проблемы — титан становится хрупким, растрескивается параллельно шву. Борьба с этим явлением удорожает и замедляет постройку. Даже несмотря на то, что рекорды скорости и глубины погружения принадлежат титановым субмаринам, в СССР титан как материал корпуса был вытеснен высокопрочной сталью (см. проект 945 и проект 971). На Западе титановых лодок не строили вообще. Перспективным материалом считаются композиты, но технология изготовления больших корпусов ещё не отработана, а сам материал дорог, что сдерживает его внедрение, лишь на небольших лодках прочные корпуса выполняются из композитов.

Погружение осуществляется путем изменения плавучести и дифферента, после заполнения нескольких цистерн главного балласта (цистерны на подводной лодке в начале XX века называли систернами). На подводной лодке имеется множество различных цистерн, предназначенных для управления дифферентом, для хранения топлива, питьевой воды, балласта и т. д.

Изменение глубины производятся с помощью горизонтальных рулей (гидропланов), а всплытие — вытеснением воды из балластных цистерн сжатым воздухом или газом. Отдельно выделяют класс батипланов — подводных аппаратов, погружающихся только за счёт действия гидродинамических сил. Для движения подводных лодок в надводном положении применяются атомные или дизельные энергетические установки; в подводном положении — атомные установки, электрические аккумуляторы, на малых глубинах — дизельные установки, имеющие соответствующие выдвижные воздухозаборные устройства (шноркель или РДП). Для подзарядки аккумуляторов дизель-электрические подводные лодки используют дизельные двигатели как дизель-генераторы, а некоторые современные лодки - ещё и электрохимические генераторы. Атомные подводные лодки заряжают аккумуляторы от турбогенераторов либо от дизель-генераторов. В эпоху, предшествующую открытиям в области атомных реакторов, для подводных лодок было разработано несколько проектов альтернативных подводных двигателей (например, газотурбинный двигатель Вальтера, который обеспечивал как надводный, так и подводный ход подводной лодки). В настоящее время интерес к воздухонезависимым энергоустановкам для неатомных подводных лодок снова возрос, перспективным считается использование двигателей Стирлинга. Обычным движителем являются гребные винты, но на некоторых подводных лодках устанавливают водомётные движители, которые двигают судно по принципу реактивной струи.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
676 публикаций
6 022 боя

Цитата

Попытки создания подводных лоток в России.
:ohmy:
Как вы умудрились так криво с Вики передрать? Какой лоток?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
316 публикаций

Просмотр сообщенияVexillarius_RUS (30 Авг 2013 - 14:45) писал:

:ohmy:
Как вы умудрились так криво с Вики передрать? Какой лоток?
упс, сори я сам писал, и это всё не только с вики.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
296 публикаций
147 боёв

Середнячком,но нормально,чертежи это гут,но картинок не хватает,одних чертежей просто в заголовке мало.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
224 публикации

Исправляется ТС, только вот источники надо указать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Ого! Я не ожидал от Вас такого.ТС Вы встали на верный путь, и за это два моих плюса Вам!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
59 публикаций
101 бой

Если это ваша первая статья, то  вы далеко пойдете! Плюс точно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
316 публикаций

Просмотр сообщенияK4545K (30 Авг 2013 - 15:51) писал:

Если это ваша первая статья, то  вы далеко пойдете! Плюс точно!
это вы в первые здесь меня видите  :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
1 154 публикации
3 944 боя

Думал опять очередной бред а нет ошибся приятно удивлен.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
501 публикация
36 боёв

Про ракету-носитель «Волна» и Книгу рекордов Гиннесса удивил, держи плюс. +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
13
[NG-F]
Старший альфа-тестер
317 публикаций
1 328 боёв

Та, в свою очередь, движет лодку и посредством турбогенератора вырабатывает пр. 941электрический ток.

Описочка маленькая.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
357 публикаций

Жуль Верн пытался выкупить и уничтожить тираж "20 лье", когда в прессу просочилось сообщение об успешных испытаниях торпед (за день до начала продаж). Хорошо, что не успел. При том, что в его романе многие технические новинки показаны просто супер-эффективными. Дыхательного аппарата Рукейроля ИРЛ хватало на 5-7 минут автономности скафандра. А в романе, герои в нем часами разгуливают.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
48 публикаций

Первым боевым подводным кораблем  считают «Черепаху» американского изобретателя Бушнелла.  Корпус «Черепахи» представлял собой яйцеобразную оболочку из дубовых досок. Наступательным оружием была мина, начиненная 45 кг пороха и прикрепленная к корпусу снаружи.

Изменено пользователем anonym_dHQAbGwK9mAv

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×