Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_19725482

Все великие морские сражения Японии. От А до Я.

В этой теме 22 комментария

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
316 публикаций

Здравствуйте уважаемые форумчане. В этом статье я бы хотел ознакомить вас со всеми знаменитыми сражениями Японии на воде. И так, поехали.

Как не странно в Японии очень воинственный народ с давних пор, практический все их 10 морских сражений в истории приходятся в XIX-XX веках.

Бой у Асана.

 

22 июля 1894 года в корейский порт Асан прибыли китайские военные корабли «Цзиюань», «Гуанъи», «Вэйюань». Корабли сопровождали два зафрахтованных транспортных судна — «Айжэнь» и «Фэйцзин» — с батальоном пехоты и военным снаряжением. После высадки войск транспорты ушли. Старший командир Фан Боцянь, получив сведения от англичан о подозрительных действиях японских крейсеров у берегов Кореи, отправил «Вэйюань» обратно в Китай. В Асане остались бронепалубный крейсер Северной («Бэйянской») китайской эскадры «Цзиюань» (2355 тонн водоизмещения, скорость 15 узлов, капитан Фан Боцянь) и откомандированный из южной Гуандунской эскадры минный крейсер «Гуанъи» (1110 тонн, 17 узлов, капитан Линь Госян). Они ожидали прибытия третьего транспорта «Гаошэн» (в старых русских текстах — «Коушинг»), вышедшего из Дагу позднее и следовавшего вместе с посыльным судном «Цаоцзян».

Япония в этот момент была готова начать военные действия до официального объявления Китаю войны. 23 июля Объединенный японский флот вышел из своей базы в Сасебо. От главной эскадры отделился передовой «Летучий» отряд контр-адмирала Кодзо Цубои из 4 бронепалубных крейсеров: «Ёсино» («Иосино») (4200 тонн, 23 узла), «Такатихо» (3600 тонн, 18 узлов) и однотипный с ним «Нанива» (командир — Х. Того), а также «Акицусима» (3100 тонн, 19 узлов, командир — Х. Камимура). Утром 25 июля японские крейсера подходят ко входу в Асанский залив и начинается первое морское сражение японо-китайской войны 1894—1895 гг.

Первые выстрелы:

Около 5 часов утра «Цзиюань» и «Гуанъи» снялись с якоря и направились к выходу из бухты. Видимо, китайцы считали, что японцы могут попытаться как-то воспрепятствовать проходу «Гаошэн» в Асан, но едва ли предполагали, что война уже фактически начата. В этом случае, конечно, китайским канонеркам (кораблям береговой обороны) было бы выгоднее остаться в бухте и принять бой в ее узостях.

Вблизи острова Пхундо два китайских корабля сблизились с тремя японскими. По официальной японской версии, китайцы не стали салютовать флагу адмирала Цубои, что японцы посчитали достаточным основанием для открытия огня. По другой версии, «Цзиюань», предварительно подняв белый флаг, первый выпустил в сторону «Нанивы» торпеду, прошедшую мимо. Японцы также утверждали, что думали увидеть в Асане посланные ранее в Корею дозорные корабли «Яэяма» и «Такао», а обнаружив вместо них китайцев, решили, что те потопили легкие японские суда. Впрочем, практически все независимые наблюдатели приходят к выводу о надуманности японских объяснений. Отряд Цубои с самого начала имел целью атаковать и уничтожить китайские корабли.

Около 8 часов утра крейсер «Нанива» открыл огонь по проходившему мимо «Цзиюаню». Расстояние между кораблями не превышало 300 ярдов (274 м). Это были первые выстрелы японо-китайской войны.

Первая битва крейсеров:

Внезапный огонь с близкой дистанции застал китайцев врасплох. Первыми же залпами «Нанивы» на «Цзиюане» были поражены боевая рубка и носовая башня с двумя 8-дюймовыми орудиями. Китайский крейсер потерял управление и способность сражаться — последнее 6-дюймовое орудие на корме не могло стрелять из-за установленного по мирному времени ютового тента. «Нанива» продолжала осыпать «Цзиюань» снарядами. Один из них, пробив борт, разнес жилые помещения, другой, взорвавшись на кожухе трубы, убил несколько кочегаров, третий ударил в мачту. Корабль окутал дым пожаров от горящих обломков шлюпок, повсюду виднелись искалеченные трупы, искореженные палуба и надстройки были залиты кровью.

Несмотря на тяжесть повреждений, «Цзиюань» не потерял ход. Пущенные с близкой дистанции японские снаряды рикошетили от броневой палубы, поэтому укрытые под ней котлы и судовые механизмы не пострадали. Находившийся на «Цзиюане» немецкий инструктор Гофман занялся налаживанием рулевого управления, протягивая под огнем временные румпель-тали. Когда штурвал снова стал действовать, «Цзиюань» получил шанс на спасение.

В это время второй китайский корабль — минный крейсер (торпедная канонерка) «Гуанъи» сам атаковал «Наниву», тем самым отвлекая огонь японцев на себя. В отличие от более старого «Цзиюаня», на «Гуанъи» были новые скорострельные орудия, из которых за короткий бой китайцы успели выпустить почти весь свой боезапас. «Гуанъи» обменивался огнем с «Нанивой», а затем и с подошедшей «Акицусимой». Китайский корабль был сильно поврежден, загорелся и начал тонуть. Капитан Линь Госян приказал выброситься на берег у острова Сиппхальдо. 79 уцелевших членов команды сошли на берег. Котел и минный погреб были подорваны. Через некоторое время к сидящему на рифах «Гуанъи» подошел крейсер «Акицусима» и сделал по нему более тридцати выстрелов.

Взорванный «Гуанъи»

Между тем «Цзиюань» успел удалиться от занятых уничтожением «Гуанъи» японцев на значительное расстояние. В погоню за тихоходным китайским кораблем устремился флагман адмирала Цубои — «Ёсино», признанный при недавней сдаче в строй самым быстрым крейсером в мире. Тем не менее, «Цзиюаню» удалось оторваться от преследования и уйти в море. [1]. Бой продолжался час с четвертью. По официальным сообщениям японской стороны, у японцев убитых и раненых не было, только у нескольких матросов лопнули барабанные перепонки от стрельбы собственных орудий. Команда «Цзиюаня» потеряла 13 человек убитыми (в том числе 5 офицеров) и более 40 ранеными. На «Гуанъи» был 31 убитый, остальные во главе с Линь Госяном смогли добраться до корейского берега и были переправлены в Китай на английском корабле. Один китайский корабль был уничтожен, другой — сильно поврежден, но, всё же, сумел спастись.

Изображение Крейсер "Нанива"

Изображение Крейсер "Цзиюань"

Крейсер Цзиюань спасает успешный прорыв через заслон из трех быстроходных вражеских крейсеров с самого начала вызывал вопросы. Согласно японской версии, догнать китайский корабль «Ёсино» помешал сгустившийся над морем туман и неполадки в машине. По утверждениям китайцев, они отразили нападение вражеского флагмана огнем последней оставшейся у них 6-дюймовой пушки. Чтобы пустить это орудие в действие, пришлось снести выстрелом в упор ютовый тент, хотя это и угрожало взрывом находившихся внизу мин. Против устаревшей 6-дюймовки на корме «Цзиюаня» у «Ёсино» было три стреляющих на нос 6-дюймовых скорострельных орудия. Взрыв японского снаряда уничтожил расчет китайского орудия, остался в живых лишь один человек, который продолжал вести огонь (современная китайская историография утверждает, что героев канониров было двое: наводчик Ван Гочэн и матрос Ли Шимао, подносивший снаряды). Фан Боцянь заявил, что выстрелы с «Цзиюаня» поразили «Ёсино» в боевую рубку, мостик, а также сбили одно из орудий, после чего японцы вышли из боя. Потери японцев, по его рапорту, составили 27 человек убитыми и несколько десятков ранеными, в том числе якобы был убит японский адмирал.

Крейсер «Ёсино»

При сомнительности подобной меткости, утверждения о том, что «Ёсино» получил в бою серьёзные повреждения представляются вполне обоснованным. Есть примеры признания этого и японцами. Известны воспоминания начальника медслужбы японского флота, в которых говорится, что в «Ёсино» у Асана попали дважды. Первый снаряд сбил гафель с мачты, второй пробил броневую палубу и влетел в машинное отделения, к счастью для японцев, не разорвавшись. Видимо, именно он стал причиной неполадок в машине японского крейсера, не позволившими ему догнать и добить "Цзиюань".

Изображение Крейсер "Ёсино".

Потопление "Гаошэн":

Наиболее тяжелые последствия для Китая имела гибель транспорта «Гаошэн», арендованного парохода британской частной компании, который перевозил из китайского порта Дагу в Корею 1100 китайских солдат и офицеров и 14 полевых орудий, а также большое количество другого военного снаряжения. На пароходе находился отставной немецкий майор К. фон Геннекен — бывший руководитель строительства баз Бэйянского флота, пытавшийся уехать через Корею на родину (по другой версии — остававшийся офицером-инструктором на службе Китая). За «Гаошэн» шло китайское посыльное судно «Цаоцзян» (капитан Ван Юнфа. 950 тонн водоизмещения, 8 узлов хода) — старая деревянная канонерка, с четырьма 90-фунтовыми дульнозарядными орудиями.

В 9:00 25 июля «Гаошэн» подошел к Асану. Приблизившаяся к пароходу «Нанива» дала сигнал остановиться. На «Гаошэн» был направлен офицер, который потребовал от английского капитана Т. Голсуорси следовать за японским крейсером. Геннекен после формального протеста (корабль являлся нейтральным, а война еще не была объявлена) согласился принять японские требования. Однако китайские солдаты отказались подчиниться приказу о сдаче. В час дня, дождавшись возвращения своего офицера, с «Нанивы» передали сигнал иностранцам немедленно покинуть судно, после чего выпустили в «Гаошэн» торпеду (прошла мимо) и открыли огонь из орудий. Один из 10-дюймовых японских снарядов взорвал на пароходе котел, «Гаошэн» окутался тучей пара и угольной пыли, накренился и стал медленно погружаться в воду. Китайцы стреляли по «Наниве» из винтовок с палубы тонущего судна, японцы косили их из митральез и скорострельных малокалиберных орудий. Огонь с «Нанивы» не прекращался, даже когда через час «Гаошэн» затонул — японцы расстреливали китайцев на шлюпках и плававших в воде. На «Наниву» было поднято только несколько англичан. Около 300 китайцев всё же спаслись, добравшись вплавь до острова. Потом их вместе с Геннекеном вывезли оттуда в Китай нейтральные суда — французская и немецкая канонерки.

Около 14:00 «Акицусима» перехватила подошедший к району боя «Цаоцзян» и потребовала сдаться. Ван Юнфа не рискнул принять бой, и через полчаса 24 японских матроса и офицера с «Акицусима» высадились на борту «Цаоцзян». 82 плененных члена экипажа «Цаоцзян» были переведены на японский корабль «Яэяма», где их впоследствии видел спасенный японцами капитан Голсуорси.

Изображение Тонущий "Гаошэн"

Итоги войны:

Первый морской бой еще не объявленной войны принес Китаю тяжелые потери — он лишился двух кораблей и двух пехотных батальонов с артиллерией. Потери японцев были несущественны. План японцев оказался выполненным блестяще, но нельзя сказать, чтобы он делал им особую честь,- писал анализировавший события японо-китайской войны русский лейтенант Н. Кладо .

Нападение без объявления войны и, особенно, потопление нейтрального транспорта, варварское истребление его пассажиров, терпящих бедствие — всё это явно нарушало тогдашние европейские нормы, которым Япония старалась соответствовать. Тем не менее, для японцев всё это сошло с рук. Мировая общественность была возмущена, но перевесили политические интересы. Британия даже простила Японии потопление корабля под своим флагом, оправдав в ходе судебного заседания действия японских командиров и сославшись на прецедент 1804 г. Когда Нельсон потопил несколько испанских торговых судов до официального начала войны между Испанией и Англией.

http://s2.ipicture.r...02/tWfp3EuA.png

 

Битва при Данноура.

 

Статья о данной битве было уже давно мною сделано, что бы ознакомится с нею вы можете пройти по этой ссылке

http://forum.worldof...__fromsearch__1

 

Бой в Жёлтом море.

 

10 августа 1904 года (28 июля по старому стилю) — второе морское сражение Русско-японской войны между русской 1-й эскадрой флота Тихого океана и Объединённым флотом Японии. Итоги сражения оказали решающее воздействие на дальнейший ход боевых действий на море.

В мае — июне 1904 года обстановка вокруг Порт-Артура стремительно меня­лась в пользу Японии. Началась непос­редственная осада крепости, и пребыва­ние в ней Первой Тихоокеанской эскад­ры становилось крайне рискованным. Наместник на Дальнем Востоке адмирал Е.И.Алексеев из Мукдена направил ка­тегорический приказ о немедленном пе­ребазировании эскадры во Владивосток.

Первая попытка прорыва была пред­принята 23 (10) июня, но, встретив не­приятеля, контр-адмирал Витгефт без боя отступил на порт-артурский рейд. И лишь 10 августа (28 июля) он вновь вы­вел эскадру в море. В этот день состоя­лось генеральное сражение двух фло­тов, в значительной степени определив­шее исход Русско-японской войны.

Цели сторон:

После начала тесной блокады Порт-Артура русское верховное командование пришло к выводу, что флот не должен связывать свою судьбу с судьбой крепости, и эскадра должна быть готова к прорыву во Владивосток. 25 июля (7 августа) 1904 г. японская осадная артиллерия начала бомбардировку гавани Порт-Артура; учитывая, что деблокирование Порт-Артура могло произойти не раньше сентября, дальнейшее нахождение 1-й Тихоокеанской эскадры в гавани неизбежно должно было привести к её уничтожению.

Целью русской эскадры, в соответствии с приказом Главнокомандующего морскими силами на Дальнем Востоке адмирала Алексеева, являлся прорыв из осаждённого Порт-Артура во Владивосток и соединение с Владивостокским отрядом крейсеров. Японский флот стремился воспрепятствовать прорыву и сохранить тем самым господство на море.

http://s2.ipicture.r...02/F37vB74r.jpg

Первая фаза боя:

Огонь был открыт в 12:20 японцами с предельной дистанции в 80 кабельтовых (14,8 км). В этот момент положение японских сил было следующим (по русским данным): главные силы японцев (1-й боевой отряд) перереза́ли курс русской эскадры слева на расстоянии около 75 кабельтовых; 3-й и 5-й боевые отряды шли параллельными курсами с русскими кораблями южнее и севернее на дистанциях около 70 и 80 — 85 кабельтовых соответственно. Крейсеры 6-го боевого отряда находились к северо-востоку на дистанции до 100 кабельтовых.

В ходе первой фазы боя противники активно маневрировали: японцы пытались охватить голову русской эскадры, русские — уклониться от боя и пройти мимо японских главных сил в открытое море, а также из опасения подорваться на минах, предположительно выставленных японскими миноносцами по курсу эскадры.

Вскоре после открытия огня русская эскадра повернула влево, а японская — вправо, после чего противники разошлись на встречных курсах; средняя дистанция боя составляла 45 — 50 кабельтовых (8,3 — 9,3 км). Около 13:00 японцы перенесли огонь на русские крейсеры, которые увеличили ход вышли из линии влево, укрывшись за броненосцами и образовав параллельную кильватерную колонну крейсеров. В 13:25 перестрелка главных сил прекратилась; 3-й боевой отряд японцев ещё некоторое время обстреливал концевой броненосец «Полтава», отстававший от остальных из-за небоевой поломки в машине. В 13:45 бой ненадолго возобновился на параллельных курсах, но около 14:30 главные силы японцев вышли из боя и отстали.

В начале боя 1-е отделение миноносцев шло на правом траверзе бортов кильватерной колонны русских броненосцев, активного участия в сражении не принимало и к концу первой фазы боя заняло место впереди крейсеров. Миноносцы 2-го отделения в начале боя шли на левом траверзе бортов колонны броненосцев. В 13:30 впереди по курсу эскадры были замечены 4 японских миноносца. Заподозрив их в намерении поставить мины по курсу эскадры, лейтенант А. С. Максимов повел свои миноносцы полным ходом в атаку. После непродолжительной перестрелки, японские миноносцы отошли, а 2-е отделение заняло место впереди слева от колонны крейсеров. Во время промежутка между двумя фазами боя начальник отряда миноносцев Е. П. Елисеев получил приказание с наступлением темноты атаковать неприятельские броненосцы, но на просьбу назвать координаты точки рандеву с эскадрой конкретного ответа не получил.

В ходе первой фазы боя у русских от огня противника в наибольшей степени пострадали «Цесаревич», «Полтава» и «Аскольд» (снаряд попал в дымовую трубу, что привело к временному снижению тяги); в японском флоте получили повреждения «Микаса» и «Ниссин».

Вторая фаза боя:

Благодаря преимуществу в скорости хода главные силы японского флота, к которым присоединился броненосный крейсер «Якумо» (вскоре, впрочем, вышедший из боя), постепенно вновь поравнялись с русскими броненосцами. Второй бой начался в 16:45, при этом японская эскадра находилась справа от русской; дистанция боя постепенно сокращалась с 40 до 23 кабельтовых. Около получаса бой длился с равным успехом для обеих сторон, затем японцы пристрелялись по головному «Цесаревичу».

ВРИД командующего эскадрой В. К. Витгефт находился на нижнем небронированном мостике броненосца и безучастно наблюдал за ходом боя. На неоднократные просьбы уйти в бронированную боевую рубку он ответил: «Все равно, где помирать». Около 17:30 305-мм снарядом, попавшим в фок-мачту «Цесаревича», были убиты находившиеся на мостике контр-адмирал В. К. Витгефт, флагманский штурман лейтенант Н. Н. Азарьев, два младших флаг-офицера и другие офицеры, тяжело ранен начальник штаба контр-адмирал Н. А. Матусевич и старший флаг-офицер М. А. Кедров. Чтобы не деморализовать русскую эскадру, сигнал о гибели командующего передан не был, и эскадру фактически возглавил командир «Цесаревича» капитан 1 ранга Н. М. Иванов. Он попытался сблизить эскадру для решающего боя с противником, но не успел этого сделать. Приблизительно в 17:45 попавшими в рубку осколками 305-мм снаряда были убиты, ранены или отравлены ядовитыми газами все находившиеся в боевой рубке офицеры «Цесаревича» и повреждены штуртросы, в результате чего лишившийся управления броненосец резко изменил курс влево и начал описывать циркуляцию, прорезав строй эскадры, который при этом совершенно нарушился. После продолжительного перерыва в командование кораблем вступил старший офицер капитан 2 ранга Д. П. Шумов, прекративший циркуляцию и давший сигнал «Адмирал передает командование „Пересвету“» (то есть младшему флагману контр-адмиралу князю П. П. Ухтомскому), однако на «Пересвете» были перебиты фалы и контр-адмирал не смог подтвердить сигнал о вступлении в командование. Русские броненосцы сбились в кучу.

Шедший вторым мателотом в кильватер «Цесаревичу» «Ретвизан» сначала пошёл за флагманом, но после того, как стало очевидно, что «Цесаревич» не слушается руля, вошёл в строй эскадры между «Пересветом» и «Севастополем», а затем, когда японцы начали расстреливать головной «Пересвет», изменил курс на сближение с японской эскадрой. Впоследствии этот поступок был расценён, как попытка тарана шедшего в арьергарде броненосного крейсера «Ниссин», однако наиболее вероятным представляется версия, согласно которой его командир капитан 1 ранга Э. Н. Щенснович решил пройти под кормой «Ниссина» и прорваться в одиночку через строй японской эскадры, пока головные броненосцы были заняты поворотом и не могли обстрелять «Ретвизан» через строй своих кораблей. Для собственно японского арьергарда в этот момент «Ретвизан» представлял небольшую опасность, поскольку его носовая башня не могла поворачиваться и производила выстрелы только в моменты, когда японские корабли сами попадали на прицел, а часть 6-ти дюймовых орудий была выведена из строя. Помешало «Ретвизану» попадание случайного снаряда, в результате которого Э. Н. Щенснович был ранен осколком в живот и потерял управление кораблем. «Ретвизан», находившийся в этот момент в 17 кабельтовых от противника, лёг на обратный курс и, так и не возглавив эскадру, полным ходом (значительно превышавшим ход остальных броненосцев) пошёл в Порт-Артур. Тем не менее, маневр «Ретвизана» отвлек японцев и несколько облегчил положение русской эскадры.

Около 18:00 японская эскадра повернула на север, охватывая русские броненосцы и преграждая путь к Корейскому проливу. Остальные броненосцы, возглавляемые «Пересветом», также легли на обратный курс. Главные силы японского флота, не имея сил начать преследование, продолжили движение на север и вскоре прекратили огонь.

В ходе второй фазы боя русские крейсера прикрывали броненосцы слева от торпедных атак миноносцев и легких крейсеров противника. Когда эскадренные броненосцы начали в беспорядке отступать к Порт-Артуру, крейсера вначале повернули в том же направлении, находясь справа от броненосцев и подвергаясь обстрелу со стороны японских броненосных судов. В 18:50 контр-адмирал Н. К. Рейценштейн (который ещё в промежутке между двумя фазами боя получил от нач. эскадры указание «В случае боя действовать по усмотрению») принял решение прорвать кольцо окружения, повернул на юг, форсировал ход до 21 уз. и, подняв сигнал «Всем крейсерам следовать за мной», а затем «Всем кораблям следовать за мной», атаковал броненосный крейсер «Асама». Фактически сигнал разобрали только на «Новике» и на 2-м отделении миноносцев, и к 19:40 оба крейсера прорвались мимо 3, 5 и 6 боевых отрядов японцев, получив повреждения средней тяжести. Крейсера «Диана» и «Паллада» последовали за броненосцами.

К 20:20 бой прекратился из-за наступившей темноты.

Изображение "Цесаревич" в Циндао после боя в Жёлтом море, 10 августа 1904

Итоги боя:

В этом бою не был потоплен ни один корабль, хотя и русские, и японские корабли в ходе боя получили серьёзные повреждения. С материальной точки зрения поражение понесли японцы: так, флагман русских, «Цесаревич» имел исправными все орудия, и смог к концу дня восстановить управляемость, в то время как «Микаса» имела неисправными 100 % орудий главного калибра и 50 % среднекалиберных. Всего в «Цесаревич» попало по разным данным от 6 до 12 крупнокалиберных снарядов, в то время как в «Микасу» — 22 . В случае, если бы бой продолжился, положение японцев стало бы ещё критичнее — ведь у них заканчивались снаряды, в отличие от русских, стрелявших реже, но, как видно из цифр попаданий, лучше целившихся. Из двадцати трех 305- и 254-мм орудий русских вышло из строя к концу боя от японского огня всего четыре, то есть 17 %, а из 66 6-дюймовых вышло из строя 11, или тоже 17 %. Японцы на одной «Микасе» потеряли вышедшими из строя столько же орудий главного калибра, сколько русские потеряли на всех шести своих броненосцах. На японском флагмане было убито 32 человека (4 офицера), 82 ранено (10 офицеров), в то время как на «Цесаревиче» было убито лишь 12 человек и 42 — ранено . В конце сражения «Микасой», в связи с гибелью или ранением командиров, командовал уже третий по счету капитан. Крупнокалиберный снаряд, попавший в броненосец «Асахи», пробил его борт под ватерлинией около кормы и произвел сильные повреждения внутри корабля; осколками были убиты старший артиллерийский офицер и несколько матросов. В броненосный крейсер «Кассуга» попало три крупных снаряда, причинивших много разрушений. Сильно пострадали надстройки броненосного крейсера «Ниссин», на корабле было 16 убитых (шесть офицеров) и 31 раненый. Броненосец «Чин-иен» получил попадание двумя снарядами. В тяжелый крейсер «Якумо» попал один снаряд большого калибра (с дистанции 80 кабельтовых, на японском корабле даже не объявляли ещё боевую тревогу) было убито 9 и ранено 13 человек. Японские миноносцы тоже значительно пострадали: в истребитель «Асагири» попало два крупнокалиберных снаряда, был подбит истребитель «Мурасамэ»; миноносцы «№ 46» и «№ 40» были повреждены: первый в результате столкновения, второй — от попадания снаряда. Миноносец «№ 38» потерял управление и ход от попадания в него торпеды[3]. Японский офицер лейтенант Сакура, участник сражения, впоследствии писал в журнале «Кайгун-Дзасси»[4] [источник не указан 1556 дней]: «В этом генеральном бою, если можно так назвать его, наши суда пострадали весьма серьезно; не было ни одного, которое не имело бы пробоины, а следствием их — и крена» (Летопись войны с Японией, 1905 г., № 69, стр. 1366.). Тем не менее, морское сражение 10 августа 1904 г. стало одним из переломных моментов всей Русско-японской войны, поскольку после него японский флот приобрёл полное господство на море.

Командующий 1-й эскадрой Витгефт по неясным причинам не верил в успех похода, именно в этом духе он настроил и своих офицеров, включая командиров кораблей. Эскадра рассыпалась при первых же сложностях флагмана, хотя все корабли в случае выхода из строя флагмана должны следовать за мателотом, и курс должен был определять, в случае невозможности передачи командования следующему флагману, именно командир следующего в строю за флагманом корабля. Во всяком случае, морской устав не предусматривал разбредания кораблей по морю в произвольном порядке. Сыграли свою роль и цепь случайностей, к коим стоит отнести: два (всего за весь бой было от 6-12) с коротким интервалом времени попадания в район боевой рубки «Цесаревича», выведших из строя почти весь командный состав эскадры и броненосца непосредственно[5](первое случилось, по свидетельствам очевидцев, после приказа Того о выходе из боя, но своим фактом заставило его отменить приказ), причём второе пришлось на момент маневра (случись это попадание во время прямолинейного движения, возможно, последствия были бы куда слабее), а также сбитые на «Пересвете» стеньги обеих мачт[6], что не позволило Ухтомскому взять командование на себя и продолжить движение дальше. На «Микасе» погибло два командира, управление кораблем принял третий, а Того был невредим. Также следует отметить, что Витгефт отверг предложение штаба о прорыве эскадры без неисправных броненосцев «Полтава» и «Севастополь»[7], отправив последние для обстрела Дальнего. В этом случае эскадра имела бы как минимум равенство хода с японской. Однако Витгефт не пожелал отправлять корабли на верную гибель и опасался снижения огневой мощи отряда, не располагая данными о местонахождении японских броненосных крейсеров. Владивостокский отряд вышел в море по просьбе Витгефта тоже на отвлекающий маневр. Потеря «Рюрика» в бою 14 августа оказалась бесполезной жертвой для эскадры Витгефта. Также в ходе боя командующий отверг предложение флагманского артиллериста К. Ф. Кетлинского развернуть корабли в строй фронта, позволявший, ведя бой на отступление, практически сравняться по численности стреляющих орудий с японским броненосным отрядом[8]. Этот маневр также лишал японцев преимущества в скорости (в противном случае они вынуждены были бы сблизиться на опасное для русских бронебойных снарядов расстояние. Даже не рассматривалась возможность сосредоточить огонь, с целью уничтожения, на наименее защищенных японских кораблей («Касуга», «Ниссин», «Фудзи»), целью ослабить японский флот перед генеральным сражением с второй тихоокеанской эскадрой.

1-я Тихоокеанская эскадра после боя в Жёлтом море практически перестала существовать как организованная боевая сила в первую очередь в моральном смысле; было решено, что прорыв во Владивосток невозможен, после чего началась передача артиллерии, боекомплекта и личного состава эскадры на сухопутный фронт. Надежда на объединение ТО и Балтийских флотов окончательно растаяла. В материальном смысле повреждения японской эскадры были столь велики, что два-три месяца русские имели значительное материальное превосходство на море: «Микаса» нуждалась в ремонте всех башен главного калибра, а также замене треснувших бронеплит, «Асахи» был вынужден доковаться после боя. Однако к подходу эскадры Рожественского все основные корабли японцев были отремонтированы и готовы к бою.

Кроме того, адмирал Х. Того получил возможность отработать основные тактические маневры, исходя из выявленных в ходе этого сражения сильных и слабых сторон русской тактики. Русские корабли шли кильватерным строем на небольшой скорости, маневрируя лишь при крайней необходимости и вели себя пассивно, предпочитая оборонительный ответный огонь на малых дистанциях.

http://s2.ipicture.r...02/zeyOo2Sk.jpg

 

Бой в Корейском проливе.

 

Бой в Коре́йском проли́ве — морской бой русско-японской войны. Состоялся 1 (14) августа 1904 года между тремя броненосными крейсерами русского Владивостокского отряда крейсеров под командованием контр-адмирала К. П. Иессена и японским 3-м боевым отрядом из 4 броненосных и 2 бронепалубных крейсеров под командованием адмирала Хиконодзё Камимуры. Закончился потоплением одного из русских крейсеров («Рюрик»).

Ситуация перед боем:

В 8:30 28 июля эскадра контр-адмирала Витгефта вышла из Порт-Артура (см. Бой в Жёлтом море). Извещение об этом было получено во Владивостоке в 4 часа дня 29 июля, причем для адмирала Скрыдлова явилась полной неожиданностью телеграмма главнокомандующего, посланная из Мукдена в 2 часа дня 29 июля (часы показаны по Владивостокскому времени), такого содержания: «Эскадра вышла в море, сражается с неприятелем. Вышлите крейсера Корейский пролив».

Неопределённость обстановки, как она представлялась адмиралу Скрыдлову, отразилась на содержании инструкции, данной им начальнику отряда контр-адмиралу Иессену, содержащей излишне детальные указания. Цель посылки отряда определялась словами «следовать на соединение и на помощь Витгефту». Далее приводились очень подробные соображения о месте наиболее вероятной встречи отряда с эскадрой адмирала Витгефта — в Японском море, к северу от параллели Пусана — и, наконец, давались следующие приказания

« Поэтому, не имея оснований встретить Витгефта к югу от Корейского пролива, вы, в случае, если не встретите его до параллели Фузана далее к югу идти не должны. К параллели Фузана следует подойти рано утром и крейсировать на этой параллели на пути судов, идущих на север, до 3-4 часов дня, после чего полным, 15-17 узл. ходом возвращаться во Владивосток. Если около Фузана усмотрите эскадру адмирала Камимуры, то, не вступая с ней в бой, отвлекать её на север в погоню за собой. »

Крейсер «Россия».

В 1-м часу ночи 30 июля во Владивостоке была получена вторая телеграмма наместника, в которой сообщалось, что Витгефт вышел из Порт-Артура в 8 ч утра 28 июля и имел предписание идти во Владивосток. Копия этой телеграммы была передана контр-адмиралу Иессену в дополнение к полученной им уже инструкции. Основная ошибка последней — приказание подходить к параллели Фузана[1] рано утром, так как это в значительной мере противоречило целям, поставленным отряду, и связывало свободу его действий. Места встречи отряда крейсеров с Порт-Артурской эскадрой, очевидно, нельзя было предусмотреть из Владивостока, все зависело от хода сражения с неприятелем. Зато встреча с неприятелем при подходе к корейскому проливу была более чем вероятна, так как японцы во всяком случае, должны были выставить заслон против отряда владивостокских крейсеров, и в этом предположении выгоднее всего было бы подойти к Корейскому проливу после полудня, чтобы российский отряд увидел неприятеля, находясь от него к северу, и в случае преследования имел больше шансов уйти от него на север с наступлением темноты.

28 июля адм. Камимура находился в Одзаки на острове Цусима и в 5 часов получил от адмирала Того сообщение о бое его с Витгефтом и приказание идти к островам Росса, что он и выполнил со 3-м боевым отрядом (4 броненосных крейсера: «Идзумо», «Адзума», «Токива» и «Ивате»). Утром 30 июля, находясь в назначенном ему месте он получил приказание вернуться в Корейский пролив, и уведомление, что «Аскольд», «Новик», «Паллада» (за последний ошибочно приняли броненосец «Цесаревич») и несколько миноносцев прорвали блокаду. Задача Камимуры состояла в том, чтобы не пропустить эти суда на север, если бы они пошли Корейским проливом и преградить путь с севера отряду Владивостокских крейсеров.

31 июля на рассвете он вошёл в восточный канал корейского пролива. Эскадру свою он расположил так: 2-й боевой отряд крейсеров крейсировал между меридианами 130° и 130°10' восточной долготы к югу от параллели 35°40' северной широты. Между этими же меридианами, на параллели 35°, т.е при входе с севера в восточный канал находились крейсера «Нанива» и «Такатихо», а южнее их авизо «Тихая» и крейсер «Цусима», под общим началом вице-адмирала Уриу. У южной оконечности острова Цусима находился крейсер «Ниитака». Кроме того, в восточном и западном каналах находилось по отряду миноносцев, в первом — 9-й отряд у о. Окиносима, и во втором — 19-й отряд у о. Одорисима. В районе Корейского пролива находились в разных местах и могли быть вызваны ещё 5 отрядов миноносцев. Таким образом, отряду Иессена была подготовлена ловушка.

Иессен, с крейсерами «Россия», «Громобой» и «Рюрик» вышел из Владивостока в 6 ч утра 30 июля и был на параллели Пусана рано утром в 4 часа 35 минут. Русские крейсера прошли мимо Камимуры, не заметив его, и тот оказался на пути их отступления. Кроме того, на кораблях русского флота недостаточно хорошо были скрыты огни. Японцы в 1 ч. 30 мин. находясь в сев. шир. 35°40' и вост. долг. 130°10' повернули на юг, а в 4 ч 35 м увидели по носу с левого борта огонь, и через 20 минут, когда начало рассветать, они сквозь утреннюю мглу различили неясные очертания 3 судов Владивостокской эскадры. Придя на параллель Пусана, Иессен в 4 ч 40 м повернул на запад и через несколько минут увидел справа по борту шедший ему на пересечку отряд Камимуры. Бой был неизбежен.

Изображение Крейсер «Рюрик» зимой-весной 1904 года.

Изображение Крейсер «Россия».

Бой:

Русским крейсерам был выгоден бой на коротких дистанциях. Кроме того, русскому отряду нужно было прорваться во Владивосток, увлекая за собой противника. Соответственно, наиболее выгодным был курс на северо-восток, то есть прямо на Владивосток. В таком случае русские быстро сблизились бы с противником, а в случае уклонения противника от боя, оказались бы относительно японского отряда со стороны солнца, получив тем самым значительное преимущество, поскольку солнце было на всходе, а небо было безоблачно. Тем не менее, в 5 ч. утра русские крейсера повернули последовательно на 16 румбов и взяли курс на восток, а в 5 ч. 36 мин. уклонились ещё на 20 румбов вправо. Тем самым Иессен подставил колонну под анфиладный огонь противника при медленно изменявшейся дистанции, то есть создал для неприятельской артиллерии наилучшие условия для поражения наиболее уязвимых мест русских кораблей.

Японцы открыли огонь в 5 ч. 23 мин., «Россия» и «Громобой» открыли ответный огонь по «Ивате» и «Адзуме» из орудий левого борта. Один из первых снарядов, попавших в «Ивате», разорвался в батарее крейсера, выведя из строя три 6" и одно 3" орудие.

В самом начале боя на «Рюрике», который шел концевым, был убит старший офицер и тяжело ранен командир, возник сильный пожар, разбиты рулевые приводы в боевой рубке и на заднем мостике. Управление крейсером пришлось перенести в рулевое отделение, но из-за подводных пробоин в кормовой части крейсер сел кормой — пришлось отказаться от управления рулем, и крейсер стал управляться машинами. «Рюрик» уже не мог держаться в строю и начал отставать.

Крейсер «Громобой»

В 5 ч. 55 мин. Иессен, имея намерение прорваться на север, повернул к корейскому берегу, но опять не по направлению к неприятелю, а от него, тем самым снова подставив «Рюрик» под огонь противника. Вследствие новых повреждений «Рюрик» перестал слушаться машин и начал описывать циркуляцию вправо. В 6 ч. 33 мин. русскому отряду пришлось вновь повернуть, чтобы прикрыть потерявший ход крейсер от сосредоточенного огня японцев.

Начиная с 5 ч. 30 мин., к месту боя начали подходить вызванные Камимурой по радио корабли «Нанива», «Такачиха» и «Чихайя» из отряда Уриу. Крейсера «Цусима» и «Ниитака» с миноносцами, также спешившие к месту боя, всё ещё были за горизонтом. Уриу, располагавший небронированными кораблями, открыл огонь с дальней дистанции, который никакого влияния на ход боя не оказал.

Повреждённый крейсер «Россия» во Владивостоке после боя

Иессен продолжал маневрировать, пытаясь прикрыть «Рюрика». Положение «России» и «Громобоя» тоже было крайне тяжелым. Солнце слепило комендорам глаза, а японцы, пристрелявшись по почти неподвижному «Рюрику», осыпали снарядами и оба других крейсера. Иессен принял решение вернуть отряду свободу маневрирования и увлечь за собой главные силы противника в надежде, что «Рюрик» сможет отбиться от крейсеров 2-го класса. В 8 ч 20 мин. адмирал просигналил «Рюрику» приказ «Идти во Владивосток». «Россия» и «Громобой» рванулись на север, и за ними последовал весь отряд Камимуры. Следуя параллельным курсом, японские крейсера продолжали пользоваться преимуществом в меткости, имея за спиной солнце. На исходе 10-го часа Камимура получил донесение, что на крейсере «Идзуми» заканчиваются снаряды. Видя, что неприятель, несмотря на ослабевший огонь, не потерял скорости хода, Камимура принял решение прекратить преследование русского отряда и в 10 ч. 4 мин., повернув вправо, лег на обратный курс с целью добить «Рюрика». Маневр Камимуры оказался совершенно неожиданным для Иессена, однако последний не счел возможным продолжать бой и ушел во Владивосток, основываясь на том, что крейсера получили тяжелые повреждения и лишились до половины офицеров и до четверти нижних чинов.

Крейсер «Рюрик»

Оставшийся в одиночестве «Рюрик», которым к тому моменту командовал вахтенный офицер лейтенант К. П. Иванов XIII, находился в отчаянном положении. Даже «Нанива» и «Такачиха» могли безопасно расстреливать потерявший ход крейсер, заняв позиции вне углов обстрела его немногих уцелевших орудий. Вскоре ответный огонь «Рюрика» полностью прекратился. Выпущенная из единственного неповрежденного минного аппарата торпеда не достигла цели. Все офицеры были убиты или ранены. Лейтенант Иванов был трижды ранен и дважды контужен. Из 800 человек команды около 200 человек было убито, и 278 ранено. Когда на севере показались возвращающиеся крейсера Камимуры, а с юга подошли 3 крейсера 3-го класса и 5 миноносцев, Иванов приказал затопить «Рюрик». Поскольку все штатные плавстредства были уничтожены, команда спасалась с помощью матрасов, поясов и обломков дерева. В конце 12-го часа (по свидетельствам японцев в 10 ч. 42 мин.) крейсер затонул, а оставшиеся в живых члены команды были подобраны японскими судами.

3 августа «Россия» и «Громобой» вернулись во Владивосток. На крейсерах было убито 5 и ранено 12 офицеров, убито 124 и ранено 347 нижних чинов. На «России» оставалось 3 вполне исправных и 6 частично исправных орудия главного калибра, на «Громобое» были выведены из строя 2 орудия главного калибра. Повреждения в корпусе не требовали ввода кораблей в док.

http://upload.wikime...rean_strait.jpgСхема боя в Корейском проливе.

http://upload.wikime...ossiya1904r.jpg Крейсер «Громобой»

http://upload.wikime.../5/54/Rurik.jpg крейсер "Рюрик".

 

Прошу пока не комментировать сейчас будут ещё статьи.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
57 публикаций

а во Второй Мировой японцы отсиживались на островах????

сори, не заметил, что сейчас не нужно комментировать, будем ждать продолжения.

Изменено пользователем anonym_vOFYqRBMvVVj

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
658 публикаций
651 бой

Читать тяжеловато, но сгодиться, хотя и до оформить было бы не лишне.

Ознакомились )

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 021
Старший альфа-тестер
4 550 публикаций
4 637 боёв

Копипаст из Вики - okay. ТС - копимист, однозначно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
316 публикаций

Просмотр сообщенияKolovorot13 (02 Сен 2013 - 18:56) писал:

Копипаст из Вики - okay. ТС - копимист, однозначно!
Я даже  не знаю что это такое

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияMisterTimka (02 Сен 2013 - 18:57) писал:

Я даже  не знаю что это такое
Ctrl+V и Ctrl+C

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
316 публикаций

Просмотр сообщенияBlock_Dodger (02 Сен 2013 - 18:57) писал:

тс попроси модеров удалить тему и сделай новую, ребята давайте иму поможем все жмем жалобы
нет уж спасибо, слишком долго я её делал, к стати если приглядеться то тут не только копипаст с вики.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
3 035 боёв

Просмотр сообщенияMisterTimka (02 Сен 2013 - 18:59) писал:

нет уж спасибо, слишком долго я её делал, к стати если приглядеться то тут не только копипаст с вики.
это сам написал: И так, поехали.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 647 публикаций
6 621 бой

Просмотр сообщенияKolovorot13 (02 Сен 2013 - 18:59) писал:

Перепутал, наоборот!
Я просто этим давно не пользовался;)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
247 публикаций

Просмотр сообщенияAzzzky_karapuZ (02 Сен 2013 - 18:54) писал:

во истину....
а теперь по теме: тема которая, готовится всего два часа это не тема, а КОПИПАСТ!
Пардонте, но тут не соглашусь
Скорее так: Статья которая, готовится всего два часа это не статья, а КОПИПАСТ!
Темы бывают разные- черные, белые...а нет это не то
Изменено пользователем Connan

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
224 публикации

Просмотр сообщенияXAPDPOKEP (02 Сен 2013 - 19:03) писал:

это сам написал: И так, поехали.
Да, это вернее правда.)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
165 публикаций
13 боёв

Забыл указать источник

 

А сори нашол! Сразу не заметил!   :ohmy::honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
171 публикация
22 боя

Лично мне не интересны великие морские сражения японии , лучше про другую страну нипиши , минус тебе !

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
205 публикаций
185 боёв

Мда...... объять необъятное. Ну ладно, + за старание. Жду продолжений.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
550 публикаций
1 бой

Просмотр сообщенияleoni231 (02 Сен 2013 - 20:50) писал:

Лично мне не интересны великие морские сражения японии , лучше про другую страну нипиши , минус тебе !

Самоуверенности тебе не занимать) мне вот интересно) а тс"у +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 141 публикация
9 561 бой

.... ты пропустил знаменитое морское сражение эпохи сенгоку (хотя таковым сделало его имгра сегун)битву при Кицугавагучи

возможно я не прав но все же довольно знаменательное событие

Изменено пользователем fon_eJick

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×