Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_18412412

"Настоящий полковник"

В этой теме 37 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
587 публикаций

Удивительно, но во времена англо-голландских войн сухопутные офицеры, переведенные на море, проявили себя наилучшим образом с обоих сторон. Но если англичане Блейк, Монк, Монтегю и другие на слуху, то вот про голландцев мало кто знает.

Ван Гент служил в голландской армии с 1645 года. Поскольку парень был благородных кровей, то принят он был на лейтенантскую должность, через год стал капитаном, а к 1659 году (когда Голландия воевала со Швецией) уже был майором на половинном жаловании. С флотом его ничего не связывало кроме, может быть, десантов на Датские острова, где он высаживался во время той войны.

Изображение

Виллем Йозеф ван Гент

В 1664 году ван Гент стал губернатором Хеллеветслюйса, главного порта южной Голландии. Однако новоиспеченный губернатор не усидел долго на месте - уже в 1665 году, с началом второй англо-голландской войны, ван Гент попросился вольноопределяющимся на флот, и со своим кораблем участвовал в вылазке Рюйтера к Бергену, где знаменитый адмирал взял под защиту суда Ост-Индской компании после сражения в заливе Ваген.

В этом же году он подал Яну де Витту декларацию, где предлагал создать полк военно-морской стражи (морских пехотинцев). Де Витт благосклонно отнесся к идее и ван Гент стал первым полковником данного полка. Летом того же года Маасское Адмиралтейство (Роттердам) пригласило ван Гента на службу во флот, командовать кораблем "Гельдерланд" и предложило звание капитана. Полковник морских пехотинцев был оскорблен - он ожидал хотя бы командорского звания, а тут всего лишь капитан. И кому? Полковнику элитного полка!

На этой почве у нашего героя произошла большая ссора с Корнелисом Тромпом (сыном знаменитого Матрина Тромпа), но и Тромп был не лыком шит - капитаном эта дворянская рожа не хочет послужить? Значит будет полковником с выполнением капитанских функций! А номинально капитаном назначим опытного моряка ван Хорна! И баста!

В первом же выходе в море ван Гент, прежде в море не бывавший, узнал, почем фунт лиха. Перед Четырехдневным сражением внезапно налетевший шквал сломал на "Гельдерланде" грот-мачту и корабль был вынужден уйти в свой порт.

В следующем бою, получившем название "сражения в день Св. Якова" "Гельдерланд" был назначен мателотом флагманского "Де Зевен Провинсьон". И здесь полковник морской пехоты показал, что он как моряк стоит многого - прикрывая флагман Рюйтера его корабль потерял все мачты, Монк с пятью линкорами на всех парусах уже неслись к "Гельдерланду" предвкушая легкую добычу, но ван Гент неожиданно бросил якорь, а англичане пролетели мимо, не успев обстениться. Повернуть и атаковать наглеца кораблям Монка теперь мешало течение и ветер. Англичане спустили на "Гельдерланд" гребной катер, превращенный в брандер, но ван Гент, быстро сориентировавшись, спустил свою шестерку, которая отвела уже горящий ботик от борта судна.

За этот бой ван Гент стал лейтенант-адмиралом и был приглашен в Амстердамское адмиралтейство. Полковник хотел было отказаться, так как Тромп ( с которым они сначала славно полаялись, а потом крепко подружились) был уволен со службы, но Корнелис в письме написал примерно следующее: "Виллем, не будь дураком! Ты отличный моряк и такие адмиралы нужны Голландии!".

На своем флагмане "Холландиа" ван Гент в мае 1667 года участвовал в атаке на верфи английского Чатэма вместе с де Рюйтером. Дельце оказалось жарким, но славным -англичане потеряли два корабля I ранга, три корабля II ранга, три корабля III ранга, шесть кораблей IV ранга и один корабль V ранга – всего 8 линкоров, 6 фрегатов и 1 пинас. Ройал Неви лишился четырех из пяти самых сильных своих кораблей («Ройал Соверин» к счастью стоял в Портсмуте). По словам Эввелина присутствие голландцев в устье Темзы было «жутким спектаклем, позор которого никогда не будет смыт».

В награду за Чатэмский рейд (который в английском парламенте охарактеризовали как «позор нации») ван Гент получил золотое блюдо.

После окончания войны наш герой стал членом Совета провинции Утрехт, но в мае 1670 года его опять призвали на службу. Вместе с британским адмиралом Томасом Аллином он ушел в крейсерство к Алжиру – защищать торговые конвои и громить алжирских пиратов.

Изображение

Сражение в бухте Солебей.

В 1672 году началась новая война с Англией. Ван Гент, командуя авангардом на «Долфин», атаковал «Ройал Джеймс», флагман Эдварда Монтегю, графа Сэндивча. При сближении шканцы «Долфина» поразил заряд картечи, ван Гент был ранен в обе ноги, живот и руку и упал замертво. Авангард все же не посрамил памяти погибшего командира – «Ройал Джеймс» был сожжен, а адмирал Монтегю погиб.

Изменено пользователем SergeyMakhov

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Отличная статья, спасибо.

Опять захотелось перечитать Сабатини.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
701 публикация
39 боёв

интересно. про голландских вояк не так уж и много слышал. всё больше про англичан и французов. спасибо что просветил. +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
99 публикаций

Просмотр сообщенияdanmagellan (17 Сен 2013 - 14:25) писал:

Да тут на форуме, оказывается, можно историю учить! Спс!
А вы не знали? Тут написано больше, чем в википедии! :teethhappy:

Читали, читали, но + никто не поставил. Поставлю я.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
21 публикация
368 боёв

Интересно почитать, спасибо за информацию  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
1 141 публикация
9 561 бой

хорошая история , реально интересная жизнь была у ван Гента.... из полковников в адмиралы

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
531
Старший бета-тестер
669 публикаций
2 833 боя

А как подобные сухопутные офицеры проходили переквалификацию? Ведь управлять парусным кораблём, это сложная наука. А тут с берега и сразу в капитаны

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
83
Старший альфа-тестер
779 публикаций
2 959 боёв

Сергей Петрович! Что-то на Вас не похоже. Уж очень кратко, без подробностей. Про сражения Вы обычно красочнее рассказываете. А концовка - совсем смазана. Будут подробности или это все?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияVauIt (17 Сен 2013 - 19:23) писал:

А как подобные сухопутные офицеры проходили переквалификацию? Ведь управлять парусным кораблём, это сложная наука. А тут с берега и сразу в капитаны

Для управления непосредственно кораблем вполне хватало старших матросов и штурманов. Командир управлял кораблем в бою.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
531
Старший бета-тестер
669 публикаций
2 833 боя

Просмотр сообщенияSergeyMakhov (17 Сен 2013 - 20:56) писал:

Для управления непосредственно кораблем вполне хватало старших матросов и штурманов. Командир управлял кораблем в бою.
Да, но неужели ни кто не обучал и/или проверял их знание тактики командования кораблями, перед тем как дать должность? Или же такие переходы были единичными случаями и степень квалификации лежала целиком на совести капитанов?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияVauIt (17 Сен 2013 - 21:29) писал:

Да, но неужели ни кто не обучал и/или проверял их знание тактики командования кораблями, перед тем как дать должность? Или же такие переходы были единичными случаями и степень квалификации лежала целиком на совести капитанов?
Никто. Умение воевать считалось природным даром джентльмена, а офицерский патент как правило покупался.

Если не забуду, найду сегодня статью о происхождении института уоррент-офицеров

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
34
[LETO]
Участник, Коллекционер
158 публикаций
31 834 боя

Классно. :ohmy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
336 публикаций

В то время командир корабля и штурман были абсолютно разными понятиями.

Командир принимал решения (на совете офицеров или единолично) и командовал в бою. При этом ему абсолютно не обязательно было знать навигацию.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
313 публикации

Это получается, что "Роял Джеймс" дважды горел благодоря одному человеку?   Сори пишу с телефона. Не заметил,что уже отправил)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияKemangi (26 Сен 2013 - 18:36) писал:

Это получается, что "Роял Джеймс" дважды горел благодоря одному человеку?   Сори пишу с телефона. Не заметил,что уже отправил)
Два разных:
http://en.wikipedia....al_James_(1658)
http://en.wikipedia....al_James_(1671)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
313 публикации

Просмотр сообщенияSergeyMakhov (26 Сен 2013 - 18:57) писал:

Два разных:http://en.wikipedia.org/wiki/HMS_Royal_James_%281658%29http://en.wikipedia.org/wiki/HMS_Royal_James_%281671%29
С листа перевел не все ,но основное понял. Спасибо.

Просмотр сообщенияTorbinsan (19 Сен 2013 - 17:27) писал:

В то время командир корабля и штурман были абсолютно разными понятиями.Командир принимал решения (на совете офицеров или единолично) и командовал в бою. При этом ему абсолютно не обязательно было знать навигацию.
. Значит для капитана главное подавать пример в бою? А как же быть,если ситуация требует принимать решение без приказа с флагмана?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×