Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
supernova7310

Советский крейсер «Молотов»

В этой теме 40 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
12 публикаций

Строительство корабля

В отличие от поперечной системы набора, типичной для итальянских кораблей, советские инженеры изготавливали крейсер по смешанной системе, классической для отечественного предвоенного кораблестроения: в средней части использовалась продольная система со шпацией рамных шпангутов 750 мм, а в оконечностях — поперечная со шпацией 500 мм (у итальянцев она составляла 760 мм). Уделялось внимание конструкции сопряжении обеих систем, чтобы избежать резкого изменения площади сечения и появления концентрации напряжений. Палубная и бортовая броня учитывались в составе основных связей, обеспечивающих общую продольную прочность. Благодаря этому корпус каждого крейсера проекта 26 оказался сильнее корпуса итальянского корабля.

Строительство крейсера, который назвали «Молотов», началось на Николаевском заводе № 198 14 января 1937. Секции корпуса собирались на малом стапеле № 4. После освобождения стапеля № 1 средняя часть корпуса была приспущена до уреза воды, а затем 150-тонным краном её секции стали подаваться на стапель № 1. Спуск на воду был осуществлён 4 декабря 1939. С 11 ноября 1940 по 18 марта 1941 прошли заводские испытания, а с 19 марта по 31 мая состоялись и государственные испытания. На ходовых испытаниях корабль показал лучшие для крейсеров своего проекта скоростные показатели: 36,3 узла при мощности турбин в 133 тысячи л.с. Вступил в состав Черноморского флота 14 июня 1941. Накануне войны входил в отряд лёгких сил эскадры ЧФ и был в то же время единственным кораблём ВМС СССР, на котором была установлена отечественная радиолокационная станция «Редут-К». 15 июня 1941, на следующий день после вступления в строй, крейсер принял участие в больших флотских учениях, в ходе которых его РЛС успешно использовалась для обнаружения самолетов.

Рейды в Туапсе

8 ноября в 22:40 крейсер направился из Туапсе в район Феодосия-Чауда для обстрела скопления техники и живой силы немцев в Марфовке, Новосёловке, Кенегесе и Атан-Алчише. Командир корабля капитан 1 ранга Ю. К. Зиновьев решил произвести огневой налёт на одном боевом курсе и обстрелять наиболее удалённые объекты, чтобы выполнить боевую задачу как можно скорее: обстреляв одну цель, корабль переводил огонь на следующую, а на одном курсе при сохранении хода даже повышалась меткость. В 4:06 9 ноября «Молотов» лёг на курс 282° и на скорости в 14 узлов открыл огонь трёхорудийными залпами из орудий главного калибра. Цели находились на расстоянии 105—140 кабельтовых. В 5:26 после 95 выстрелов крейсер отошёл в море на скорости 28 узлов, стремясь до рассвета оказаться как минимум в 50 милях от берега. В 16:50 он вернулся в Туапсе, а в 21:15 вышел на очередную операцию, обстреляв из района Эльчан-Кая силы противника в Султановке, Марфовке и Пташкино. С 4:20 до 5:06 10 ноября корабль сделал три огневых галса, израсходовав 96 снарядов главного калибра. В результате этих обстрелов, по сообщению штаба 51-й отдельной армии, противник понёс значительные потери. На обратном пути «Молотов» в 7:15 отразил атаку четырёх торпедоносцев и в 9:50 уклонился от бомб, сброшенных на него четырьмя бомбардировщиками. В базу он прибыл в 19:30.

Авария у нефтепирса № 4 и ремонт

В ночь с 21 на 22 января 1942 года крейсер стоял у нефтепирса № 4, ошвартованный правым бортом, был отдан левый якорь, а с кормы заведен конец на бочку. По корме крейсера находился эсминец «Смышлёный», у соседнего пирса находились «Красный Кавказ» и танкер «Кремль». К 4 часам утра с гор на порт обрушился норд-ост (бора). Сильный ветер и волны стали раскачивать крейсер и бить его о стенку, швартовы рвались один за другим. Из-за опасности повредить всю обшивку правого борта, в 7:47 командир приказал отойти от пирса и встать на два якоря на малом рейде, подрабатывая машинами. Но ветер был слишком сильный, и левая якорь-цепь вскоре оборвалась, а второй якорь не смог удержать корабль на месте. Волнами его сносило к бетонному молу. «Молотов» дал задний ход, но очередная волна бросила его вперед, и в 8:36 он ударился носом о мол, повредив форштевень и деформировав обшивку. Тут же крейсер понесло назад, корма левым бортом ударилась о пирс, в результате чего оказалась поврежденной обмотка размагничивания. В 8:53 под винты попала бочка, и пришлось застопорить машины. На пирс были поданы швартовы, чтобы оттянуться шпилем, но и они вскоре лопнули. Ветром корабль стало разворачивать носом влево, форштевнем он прочертил по борту крейсера «Красный Крым» и протаранил танкер. В 9:06 бочка вышла из-под винтов, но крейсер навалило на кормовую оконечность эсминца «Смышленый», причинив ему серьёзные повреждения. В 9:23 по приказу командира на крейсере затопили носовые дифферентные отсеки, и судно село носом на грунт.

Ветер и волны навалили корабль кормой на пирс, при этом разрушилась обшивка. В 10:07 на помощь ему подошел эсминец «Сообразительный» для поддержания кормы, но 10-балльный ветер не позволил ему приблизиться на необходимую дистанцию. Боцманской команде крейсера удалось подать несколько тросов на пирс, но очередная волна дёрнула корабль и порвала их. Лопнувшим тросом смертельно ранило старшину, ещё два матроса получили увечья. Трос на эсминец удалось завести только к полудню. Подошедший позже буксир также смог принять трос с кормы. После 16 часов шторм стал утихать.

В результате разгула стихии была повреждена обшивка на левом борту в кормовой оконечности от 264-го шпангоута до транца, по левому борту лопнули 4 шпангоута (с 290 по 293-й), также был сломан кормовой клюз, на 400 мм вогнут форштевень, затоплен таранный отсек, повреждены трубопроводы отопления в кормовых помещениях и оборудование отсека дымаппаратуры. Ремонт крейсера выполнялся на судоремонтном заводе в Туапсе. 14 февраля работы были закончены, но из-за недостаточных производственных мощностей предприятия форштевень полностью выправить не удалось, что снизило скорость «Молотова» на 2-3 узла. Только на заводе № 201 при помощи кессона форштевень восстановили

Третье наступление немцев на Севастополь

 

7 июня началось третье наступление немцев на Севастополь. Для его отражения Приморской армии потребовались подкрепления. В 14:13 10 июня «Молотов» вышел из Поти и утром 11 прибыл в Новороссийск. 12 июня в 0:51, приняв на борт 2998 бойцов 138-й отдельной стрелковой бригады, 28 орудий, 8 минометов, свыше 1000 автоматов и до 150 т боеприпасов, продовольствия и медикаментов, крейсер с эсминцем «Бдительный» вышел в море. Спустившись к анатолийскому побережью, корабли повернули на запад. В сумерки 12 июня отряд лег на курс к осажденному городу.

В 18:23 над кораблями появился самолет-разведчик, а в 20:28 началась бомбардировка кораблей. Сначала 6 пикирующих бомбардировщиков попытались атаковать суда, но оба судна уклонились от сброшенных на них бомб. Затем «Молотов» был атакован с правого борта двумя пикировщиками и одновременно с левого борта четырьмя торпедоносцами. Один из последних удалось сбить, а от сброшенных им торпед крейсер уклонился. Через 6 минут после этого нападения «Молотов» с горизонтального полёта был безрезультатно атакован бомбардировщиками. Ещё через 4 минуты последовала совместная атака двух торпедоносцев и двух бомбардировщиков. Корабли избежали прямых попаданий, но от близких разрывов в корпусе крейсера образовалась течь, и временно вышли из строя некоторые механизмы. Прорывая блокаду, зенитчики «Молотова» за 30 минут (с 20:28 по 20:57) израсходовали 96 снарядов калибра 100 мм, 147 калибра 45 мм, 406 калибра 37 мм и 1082 патронов калбира 12,7 мм.

В 23:52 корабль подошел к Угольной пристани и, согласно полученному приказу из штаба Севастопольского оборонительного района, открыл огонь 13 июня в 1:58 по Бахчисараю из двух носовых башен (по два выстрела в залпе). Артиллеристам крейсера удалось взорвать эшелон с боеприпасами. Одновременно 100-мм орудия обстреливали Камышлы. Тем временем началась выгрузка боеприпасов и артиллерии с правого борта на причал по двум сходням и восьми лодкам и с левого борта по двум сходням на баржу. К приходу крейсера на причале собралась толпа раненых и эвакуируемых, которые до окончания работ устремились на корабль, заполняя помещения и палубу и мешая разгрузке, поэтому невыгруженными остались 42 т боеприпасов. Закончив стрельбу по Бахчисараю, «Молотов» перенес огонь на Сюрень и Опытное, израсходовав 51 снаряд калибра 180 мм и 84 калибра 100 мм. Приняв 1065 раненых и 350 женщин и детей, крейсер в 2:30 13 июня отдал швартовы и вслед за эсминцем «Бдительный» вышел из Севастопольской бухты. Пройдя Херсонесский маяк, крейсер по заданию штаба Севастопольского оборонительного района обстрелял немецкие войска в пунктах Торопова дача, Сухая балка, Сухая речка и Камары. Закончив стрельбу (израсходовано 73 снаряда калибром 180 мм), корабли увеличили ход до 28 узлов, повернули на юг и в 19:40 благополучно возвратились в Туапсе.

После войны

 

В ноябре 1945 корабль поставили в Северный док завода № 497, где на нём были выполнены доковые и неотложные работы. 5 октября 1946 на крейсере чуть не произошёл взрыв: при стрельбе на Тендровском рейде в перегрузочном отделении второй башни главного калибра воспламенился заряд. Затопив башню, моряки предотвратили взрыв корабля. При ликвидации аварии погибли старшина и 22 матроса, 20 человек получили ожоги и увечья. На корабль прибыли командующий флотом Ф. С. Октябрьский, командующий эскадрой С. Г. Горшков, позже главком ВМС Н. Г. Кузнецов. Комиссия установила, что личный состав, соблюдая все установленные правила и инструкции, действовал правильно и преградил путь огню. Пожар в башне явился следствием конструктивной недоработки элеватора.

19 августа 1947 года крейсер под командованием капитана 2 ранга Б. Ф. Петров доставил из Ялты в Сочи И. В. Сталина и заместителя председателя Совета Министров СССР А. Н. Косыгина. «Молотов» шел под флагом Главкома ВМС И. С. Юмашева в сопровождении эсминцев «Огневой» и «Лихой». Во время плавания Сталин со свитой прошел по кораблю и осмотрел первую башню главного калибра.

В конце 1940-х на «Молотове» провели испытания опытных образцов радиоэлектронного вооружения, предназначенного для строящихся крейсеров проектов 68-К и 68-бис: в 1948 была испытана РЛС обнаружения надводных целей «Риф» и РЛС противовоздушной обороны «Гюйс-2», а в 1949 — аппаратуры боевого информационного поста «Звено» (прототип современных автоматизированных систем управления). С 1952 по 28 января 1955 года крейсер на заводе № 497 («Севморзавод») прошел капитальный ремонт и модернизацию с обновлением зенитного и радиолокационного вооружения. В 1955 году «Молотов» стал флагманским кораблём 50-й дивизии крейсеров ЧФ, и на нем держал свой флаг командир дивизии контр-адмирал С. М. Лобов.

В ночь на 29 октября 1955 в Северной бухте произошёл взрыв на линкоре «Новороссийск», стоявшем на бочке № 1. В то время «Молотов» был на бочке № 3, и после взрыва на нём была поднята боевая тревога. В 1:40 с него отправили барказ с аварийной партией в составе 20 человек и санитарной группой, ещё через 10 минут отправилась вторая аварийная партия из 18 человек, а в 4:20 были посланы шлюпки для оказания помощи. Через 20 минут был доставлен 31 человек из экипажа «Новороссийска». В ходе спасательных работ 5 человек из состава аварийных партий «Молотова» погибли.

«Слава»

 

3 августа 1957 года после разоблачения антипартийной группы Молотова, Кагановича и Маленкова корабль был переименован в «Славу», что стало объектом для шуток — «Слава» было сокращением от имени «Вячеслав», а именно так и звали Молотова. 14 января 1959 крейсер вышел из боевого состава и был законсервирован, а спустя полтора года его расконсервировали и снова ввели строй. В апреле 1961 года согласно закону Верховного Совета СССР «О новом значительном сокращении ВС СССР» были расформированы эскадра ЧФ, 44-я и 50-я дивизии крейсеров. Основные силы вошли в состав 150-й бригады ЭМ. С 3 августа «Слава» стал учебным крейсером.

30 июня 1966 года формируется 21-я бригада противолодочных кораблей, куда вошел и учебный крейсер «Слава». С 5 по 30 июня 1967 года он нес боевую службу в зоне военных действий на Средиземном море, выполняя задачу по оказанию помощи вооруженным силам Сирии. В сентябре—декабре 1970 года крейсер под командованием капитана 2 ранга Г. А. Баско находился на боевой службе на Средиземном море и 9 ноября оказывал помощь экипажу эсминца «Бравый» после его столкновения с английским авианосцем «Арк Ройял». 30 декабря 1970 года «Славу» включили в состав 70-й бригады противолодочных кораблей КЧФ. 4 апреля 1972 года крейсер исключили из состава ВМС и вскоре разобрали на металл в Инкермане.

Изображение

Изображение

Изображение

Изменено пользователем supernova7310

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Цитата

//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/21/Molotov1941Sevastopol.jpg/300px-Molotov1941Sevastopol.jpg
"Штирлиц еще никогда не был так близок к провалу"©
Читаем, делаем выводы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
875 публикаций
329 боёв

Просмотр сообщенияAvangard_PRO (24 Сен 2013 - 21:15) писал:

хоть бы картинок накинул
И текст под споилеры убрал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияsupernova7310 (24 Сен 2013 - 22:30) писал:

:sad: .........фотки сами ищите,не маленькие)
Темы хорошие делайте-руководства есть, да и вы не маленький.
Пищу для ума я дал, пользуйтесь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
402 публикации

supernova7310 фотографии, схемы дополняют статью. Почти тоже самое, что при просмотре телевизора не видеть изображения, а только звук и бегущая строка "не маленькие, фантазируйте!

Список источников, которые ты использовал также укажи.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Просмотр сообщенияsupernova7310 (24 Сен 2013 - 22:30) писал:

:sad: .........фотки сами ищите,не маленькие)
Думаете, что такой ответ спрячет от других ваше неумение оформить тему?
Если не получилось, постарайтесь прислушаться к советам. Вам советуют как сделать лучше вашу же тему. Только за вас это делать не кому.
Вы для себя эту тему создали или хотите чтобы на нее кто то еще обратил внимание и прочел?
Стену копипаста, без нормального оформления и указания источников, мало кто захочет прочесть.
Изменено пользователем choock

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
875 публикаций
329 боёв

Просмотр сообщенияsupernova7310 (24 Сен 2013 - 22:30) писал:

:sad: .........фотки сами ищите,не маленькие)
Вы о гугле слышали?

Изображение

Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
145 публикаций

Как уже сказали многие добавь изображения, а то такие новички как я, даже не знают как выглядит этот твой крейсер "Молотов" (

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
12 публикаций

Это моя первая тема.Я понел свою ошибку но проблему решить не могу.Когда нажимаю СОЗДАТЬ(уже с прикреплёнными картинками) пишет"недопустимое расширение файла" , :angry: что это значит и как с этим бороться?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
145 публикаций

Просмотр сообщенияsupernova7310 (25 Сен 2013 - 17:07) писал:

Это моя первая тема.Я понел свою ошибку но проблему решить не могу.Когда нажимаю СОЗДАТЬ(уже с прикреплёнными картинками) пишет"недопустимое расширение файла" , :angry: что это значит и как с этим бороться?
Заливай фото на http://savepic.net/ , дальше выбирай 3 ссылку, вставляй ее в тело статьи и будет тебе счастье

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер, Коллекционер
2 448 публикаций
37 161 бой

не хочется обижать, но про корабль фактически ничего не написано---так кусочки хроники из будней

элементарно если привести пример, то на ходу 26 бис фактически не могли управлять стрельбой из КДП из за сильнейшей вибрации, которая была даже больше чем у пр 26

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×