Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
MBA116

Arado Ar-231 - поплавковый самолет подводного базирования

В этой теме 43 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
24 публикации

интересная идея однако запускать самолёт с подлодки. :teethhappy:

Изменено пользователем The_Steel_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1
[Z_82]
Бета-тестер
50 публикаций
6 065 боёв

Жесть! Такое ощущение что в случае победы немцев они бы уже Марс осваивали....

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
10 публикаций

Интересная идея. Могбы выйти хороший перехватчик. Вооружить парой пулеметов... Главное выждать удачный момент чтобы успеть всплыть и догнать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
169 публикаций

Интересная задумка, разрабатывать разведывательные гидропланы на ПЛ, жаль неудачная. Хм, от фирмы требовалось, чтобы время складывания самолета не превышало минуты, но в окончательном состоянии оно составляло примерно шесть минут, но все же самолет не использовали по иной причине, а именно плохой прочности и устойчивости. Видимо эти характеристики, как ни странно, были приоритетнее. ТС-у спасибо за тему, с интересом прочел, поставлю плюсик, как только зарадится мой плюсомет=)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 308
[LSTST]
Супертестер, Альфа-тестер, Коллекционер
1 989 публикаций
18 067 боёв

Цитата

Хм, от фирмы требовалось, чтобы время складывания самолета не превышало минуты, но в окончательном состоянии оно составляло примерно шесть минут, но все же самолет не использовали по иной причине, а именно плохой прочности и устойчивости.

С 6-ю минутами складывания еще можно было когда смериться, пускай это многократно увеличило шанс обнаружения ПЛ. И от самолета могло быть 0 пользы когда из-за  плохой устойчивости он приходил в вид развалюхи)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
295 боёв

А немцы -то идейку у японцев  взяли) вот что значит разведка.)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
62 публикации
103 боя

Просмотр сообщенияMBA116 (26 Сен 2013 - 23:09) писал:

Приветствую Вас форумчане!


Изображение

На форуме есть замечательные статьи о палубной авиации, однако, в этой статье речь пойдет о таком самолете, который предназначался для использования в качестве самолёта-разведчика на больших подводных лодках кригсмарине.
Концепция самолета, запускаемого с подводной лодки, возникла еще во время первой мировой войны. Было разработано два самолета – Hanza Brandenburg W20 и LFG V19. Работы проходили в 1917 году на подводной лодке U-139, но результаты этих работ оперативно не были использованы.
Немцы возобновили работы по созданию самолета предназначенного для базирования на подводной лодке в 1938 году. Самолет, имевший кодовое наименование “Z.Plan” в числе прочего предназначался для размещения на больших подводных лодках, направляемых на удаленные театры военных действий.
1. Разработка

25 февраля 1938 года ОКМ (Оберкомандо дер Кригсмарине) передает в генеральный штаб Люфтваффе запрос на самолет, который был бы пригоден для использования с подводной лодки. Техническое задание предусматривало, что самолет этот должен был быть одномоторным, поплавковым, обладающим системой складывания крыльев и поплавков для возможности транспортироваться в цилиндре, который должен был быть спроектирован совместно с самолетом. Время складывания и раскладывания самолета не должно было превышать одну минуту. Основной задачей самолета указывалось ведение разведки, а скорость его должна была составлять150 км/час при дальности полета 900 км. Подъем самолета на высоту 3000 метров должен был осуществляться за 15 минут, а практический потолок в промежутке между 2000 и 5000 метров.
Он должен был быть оборудован радиостанцией со средними и короткими частотами с радиусом действия в 800 км, сигнальным пистолетом с ракетами (10 белых, 10 красных и 10 зеленых). Оборудован полным набором для слепого полета, а фюзеляж должен был быть максимально прочным, чтобы выдерживать взлеты и посадки в неспокойных водах открытой Атлантики.
Именно фирма Arado (другие просто отказались) получила в середине 1938 года заказ от RLM на разработку самолета для подводных лодок. Обозначенный вначале как проект Е300, он позже получил имя Аr 231.
На заводах Arado de Havel в Бранденбурге начались работы по изготовлению прототипа. Испытания проводились на располагавшемся неподалеку от завода озере Breitling.
В декабре, когда начались работы по подводным лодкам типа XI, ОКМ добавляет к техническому заданию еще один пункт – цилиндрическая емкость для хранения самолета должна иметь длину 7,5 метров при диаметре 2,4 метра. При этом она должна располагаться вертикально.
Затем инспекция военно-морской авиации (Marineflieger) составила окончательные требования по проекту:
1. Одноместный
2. Оборудованный приемо-передающей радиостанцией с минимальным радиусом действия в 50 километров
3. Крейсерская скорость 210 км/ч
4. Радиус действия 490 км с погрешностью в 5%
5. Посадочная Скорость 88.5 км/ч
27 февраля 1939 года RLM официально заявляет о начале работ по этому проекту, и, в свою очередь, официально утверждает требования к нему:
1. Миссия самолета – разведывательные полеты с подводных лодок в Атлантическом океане
2. Для перевозки он должен быть упакован в цилиндрический вертикально расположенный контейнер длиной 7,5 метров и диаметром 2,25 метра. Цилиндр в свою очередь должен быть вписан в конструкцию подводной лодки высотой 7 метров и возвышаться над палубой на 50 сантиметров.
3. Экипаж самолета – один человек
4. Самолет одномоторный
5. Фюзеляж самолета стандартный, оборудованный поплавками
6. Самолет не несет никакого вооружения
7. Характеристики самолета должны позволять производить разведку с горизонтального полета.
8. Плавучесть самолета должна позволять посадку в неспокойное море (сила ветра 2 бала) при высоте волн от 0,3 до 0,6 метра.
9. Потолок должен составлять 3000 метров
10. Автономность полета должна составлять 3 часа 30 минут.
11. Оборудование должно состоять из: приемо-передающей радиостанции FuG VII, сигнального пистолета, простейших навигационных приборов, протектирование баков должно отсутствовать, в кабине должен находиться минимальный набор первой помощи.
На следующий день, 28 февраля 1939 года руководство фирмы Аrado получило приказ о развитии работ над маленьким гидропланом, предназначенным для использования на подводных лодках.
Работы по постройке начались в сентябре 1939 года, макет был закончен 6 декабря 1939 года. Работы над окончательными чертежами были начаты 5 января 1940 года. 8 января RLM заявляет о необходимости четырех прототипов (V1, V2, V3, V4). Все работы по чертежам и проекту были закончены к 20 апреля. Первый прототип (V1) совершил первый полет 25 июля. V1 был представлен в Travemunde 20 ноября 1940 года. Программа, таким образом, не обошлась без задержек. Официально V1 был передан заказчикам 9 декабря 1940 года, V3 – 17 января 1941 года, V4 – 7 мая. V2 был оставлен на заводе для проведения исследований силовой установки.

2. Испытания и неудачи

Подводные лодки XI серии предназначались для действия на отдаленных фронтах. В архивах ОКМ есть запись, датированная 27 января 1939 года (№ KIVc 76789), по которой был осуществлен заказ 4 подводных лодок XI серии заводу Deschimag AG. Их приемка планировалась на декабрь 1940 года. Но в это же время было принято решение о постройке подводных лодок IX серии, которые могли использоваться для тех же целей, что и XI серия. Это решение лишило Аrado 231 подводной лодки, на которой он и должен был использоваться. Попытались переделать этот самолет для использования на других типах подводных лодок, но чрезмерно высокая стоимость проекта и острая нехватка времени вынудили Кригсмарине отказаться от этой идеи. Предполагалась возможность использования Аrado на обычных морских кораблях Кригсмарине, но самолет оказался не настолько прочным, чтобы выдерживать многочисленные запуски с катапульты. Для подводных лодок предпочтительнее оказался буксируемый автожир Focke-Achgelis Fa 330.

Spoiler
Fa 330
Изображение
Именно поэтому их и направили на вспомогательные крейсера, для Arado 231 им стал «Stier» (вооруженные торговые суда), которые использовали до этого момента He-115 и ожидали замены авиапарка на более современные Аrado Аr 196.

Stier
Изображение
He-115
Изображение
Ar 196
Изображение

Как знать, а ведь могло бы получиться – HMS M2
«Stier» представлял из себя старый транспорт по перевозки руды, называвшийся ранее «Cairo» , который был вооружен и принят на службу 7 октября 1936 года, когда он был переделан во вспомогательный крейсер и переименован. Первоначально направленный на борьбу с минными полями, он был затем переориентирован на «охоту» за вражескими транспортами. Это был корабль водоизмещением 11000 тонн и длиной 134 метра (без всего), имевший максимальную скорость 14 узлов и экипаж в 324 человека. Его вооружение состояло из двух торпедных аппаратов и 6х150-ти миллиметровых орудий; для противоавиационной защиты он был вооружен 2х37-мм и 4х20-мм орудиями. Также на борту находилось 35 мин и два гидросамолета.
Конструкция корабля не позволяла держать на борту и запускать с катапульты Аrado 196. Он мог нести лишь небольшие самолеты, которые должны были спускаться на воду посредством лебедки – разумеется, если этого позволяла погода в открытом море. В середине декабря 1941 года капитан корабля обратился к командованию Кригсмарине с просьбой оснастить его корабль самолетом, адаптированным под технические характеристики.
Было принято решение в порядке эксперимента оснастить корабль парой самолетов Аr 231. Один предназначался для службы, а второй должен был стать запасным. На корабль прибыл пилот, имевший опыт разведывательных полетов на гидросамолете, и механик, снабженный необходимым инструментом и запчастями. В приказе значилось, что самолеты должны быть погруженными на борт корабля 10 января 1942 года. «Stier» находился в это время в морском доке Oder-Werke в Stettin, где он проходил плановый ремонт.
Погрузка самолетов была осуществлена 5 января 1942 года. 5 февраля Ар-231 V1 был заменен на V3.
В мае 1942 года «Stier» взял курс на Атлантику. Несколько раз во время выхода проводились проверки. Самолет показал себя достаточно устойчивым и стабильным, однако страдающим от явной нехватки мощности. Для того чтобы получить выигрыш в скорости самолет был облегчен до предела. Даже испытания проводились как с полным, так и полупустым топливным баком. Наконец нашли лучший вариант – топливный бак должен быть заполнен на три четверти, что давало выигрыш в 50 килограмм при достаточно значительном радиусе действия.
3 июля 1942 года в течение всего утра было совершено три разведывательных полета на V4 (разгон перед взлетом осуществлялся по воде параллельным с кораблем курсом). Делалось это для тестирование прочности самолета при полетах в открытом море. До полудня все проходило без каких либо проблем, и на последний вылет самолет повел пилот adjudant Karl-Heinz Decker. По возвращению самолет нормально приводнился, и уже направляясь к кораблю вдруг внезапно накренился назад и задел хвостом воду. Машина была поднята на борт, и после осмотра пришлось констатировать, что один из поплавков, а также хвост самолета были наполовину заполнены водой. При более детальном осмотре оказалось, что подломилась одна из опорных стоек поплавка. По всей видимости интенсивные исследования, проводившиеся в первой половине дня, нарушили прочностные характеристики стойки, которая и подломилась в послеобеденном полете.
Самолет был быстро восстановлен. 5 июля самолет готовился к выполнению разведывательного полета, когда во время набора скорости подломилась левая передняя стойка поплавков. Самолет оказался на 60% погружен в воду. Теперь самолет мог держаться лишь на своем правом поплавке. «Stier» подошел максимально близко к самолету, поднял его на борт, где и оставили для просушки. И действительно – масса воды, попавшей в фюзеляж, была такова, что корпус самолета мог просто разорваться под ее давлением. Исследование причин поломки не выявило вины пилота в данном инциденте, поскольку все маневры он осуществлял с повышенной осторожность. В конечном итоге все было списано на сложные погодные условия 3 июля, из-за которых и произошло разбалтывание элемента фиксации стоек поплавков. К 8 вечера Аr 231 находился на борту корабля, вода из него вытекла, и машина подвергалась чистке и повторной мойке для избегания коррозии металла от морской воды. Больше самолет не испытывался, так как было принято решение о его возврате на завод для устранения поломок и недоделок. Сделано этого не было, поскольку 27 сентября 1942 года, когда крейсер находился в Карибском море, ему попался «Sephen Hopskins», американский транспорт типа Liberty (вооруженный зенитными пушками). Начался бой, в результате которого «Stier» получил прямые попадания и сгорел вместе со своими самолетами. Это и был конец V3 и V4.
V1 и V2 оставались в Травемюнде для продолжения испытаний. Затем они поступили на склад, где и были разобраны на металлолом 16 марта 1943 года.
Таким образом, попытка создать специализированный самолет для подводной лодки Кригсмарине, предпринятая в Германии, оказалась неудачной, а несколько построенных экземпляров Аrado Ar-231 нашли лишь ограниченное применение.
3. Конструкция

Самолет было оснащен 6-цилиндровым, рядным двигателем воздушного охлаждения и имел очень простую и легкую металлическую конструкцию. Для облегчения складывания крыльев небольшая секция центроплана была укреплена над фюзеляжем на подкосах под углом так, что правая консоль была ниже левой, позволяя складывать крылья одно над другим при повороте вокруг заднего лонжерона.

Spoiler
Правая консоль ниже левой
Изображение Изображение
Консоли имели постоянную толщину и хорду по всей длине, небольшую стреловидность по передней кромке и крепились с помощью единственного подкоса. Оба поплавка при складывании прижимались вплотную к фюзеляжу. В разобранном виде самолет умещался в трубу диаметром 2 м.

Изображение Изображение Изображение

Предполагалось, что Аr 231 должен был спускаться и подниматься на борт подлодки при помощи складного крана. Процесс разборки самолета и его уборки в трубчатый ангар занимал шесть минут. Сборка занимала приблизительно столько же времени. Для четырех часового полета на борту размещался значительный запас топлива, что расширяло возможности для поиска цели.
4. ЛТХ

Данные для Ar 231 V1
Экипаж: 1 чел.
Длина: 7,8 м
Размах крыла: 10,16 м
Высота: 3,12 м
Площадь крыла: 15,2 м² (обоих крыльев)
Масса пустого: 834 кг
Нормальная взлётная масса: 1050 кг
Силовая установка: 1×рядный 6-цилиндровый воздушного охлаждения Hirth HM 501
Мощность двигателей: 1×160 л.с. (1×119 кВт)
Максимальная скорость на уровне моря: 170 км/ч;
Практический потолок: 3000 м;
Дальность полета: 500 км;
Продолжительность полета: 4 часа
Вооружение: не устанавливалось

Обычный самолёт только на поплавках!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
127 публикаций

этому и другие нации уделили внимание как французы и немцы

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
132 публикации

Однако, раньше думал о самолетах подводного базирования, как о чем-то ну очень странном. Сейчас поменял свое мнение. Есть минусы, но есть и несомненные плюсы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 308
[LSTST]
Супертестер, Альфа-тестер, Коллекционер
1 989 публикаций
18 067 боёв

Цитата

Обычный самолёт только на поплавках!
Сомниваюсь.
Если самолет базировался за пределами ПЛ, то тогда нужно волноваться о промокании всего оборудования. Если же внутри ПЛ, тогда он должен иметь минимальные размеры + возможность складывания.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
29 публикаций
94 боя

Если честно, то даже не слышал о том что были такие проекты! Спасибо за инфу!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Коллекционер, Альфа-тестер, Организатор турнира
640 публикаций
2 185 боёв

Класс узнал много нового Лови +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×