1 Aeroslon Участник 11 публикаций 1 848 боёв Жалоба #1 Опубликовано: 29 сен 2013, 12:38:49 От себя:могу сказать что просто влюблен в этот корабль, как только увидел первую фотографию, мне ужасно понравились обводы корпуса, это яркий представитель кораблей 15-го века. В свое время сделал несколько моделей этого корабля. Первой моделью была покупная деревянная модель от MAMOLI MODEL, гемороя было много, не совпадающие шпангоуты, плохо проработанные детали, не слишком хорошая древесина для обшивки, в общем провозился около двух месяцев, но все таки собрал эту модель. После этого увлекся поиском чертежей этого корабля, нашел более менее приличные чертежи в Голландии, у тамошних умельцев, кое как договорился и мне их прислали. Пришлось опять возиться со шпангоутами, но это было уже мое произведение, сделав черновой корпус я решил что не стоит обкладывать его в чистую, и сделал из него просто болванку, впоследствии отлив из стеклопластика. Отшлифовал, обклеил шпоном, сымитировал гвозди при помощи капелек клея, в общем корпус получился легкий, с точными обводами и с возможностью его даже запустить в плавание, что в последующем и было сделано но уже не на этой модели, провозился я с первой моделью около полугода, но зато технологически можно было после этого поставить изготовление на поток, что и было сделано в Твери. Финалом этой истории была модель которая могла плавать и даже стрелять, несколько пушек были заряжены дымным порохом с микроподжегом, стрелять всем бортом модель не могла, слишком сильная отдача, но поочередно вполне могла, что и было сделано при помощи постепенного замыкания контактов. В качестве двигателя в корпус был вмонтирован небольшой водомет, с забором в киле и выхлопом в пере руля. Вот в общем моя история знакомства с этим кораблем, жаль фотографий не осталось, с того времени сменилась куча компьютеров, так что извините... История корабля:Friesland представляет собой 70-пушечный корабль 2-го ранга. Согласно List dated 31 march 1665: Admiralty of Fiesland, размерения (в футах)140 x 40, экипаж 275 моряков, мушкетеров, Вооружение: 8-24pdr, 14-18pdr, 26-12pdr, 18-4pdr, 4- неизвестного калибра. Он был построен в районе 1663 года, входил в состав великого флота Объединённых Голландских земель, который состоял из 1700 единиц. В 1672 году Friesland участвовал в битве против объединённых англо-французских сил при Solebay. По этому кораблю не слишком много информации в интернете, если что то найду то обязательно дополню описание, но о самом сражении расскажу в двух словах. Сражение при Солебее:первое сражение третьей англо-голландской войны и одно из самых крупных в истории парусного флота. С обеих сторон в нём участвовало до 132 линейных кораблей и около 40 фрегатов. К моменту объявления войны Голландии Англией и Францией, голландский флот находился не в лучшем своём состоянии и требовал исправления. Неудовлетворительное состояние флота сказалось в том, что только 10 мая 1672 г. де Рюйтер, назначенный главнокомандующим флотом Соединённых Провинций, смог вместе со своим флотом выйти в море, и то лишь с 35 кораблями. Перед зеландскими портами он должен был ждать вооружавшихся в них кораблей. Туман и штили также сильно затрудняли движение флота. Получив известие о выходе 12 мая английского флота из Темзы, адмирал де Рюйтер 15 мая пошёл в Даунс, где узнал, что английский и французский флота соединились накануне у острова Уайт. Двухдневный шторм заставил его оставаться на якоре; было так свежо, что лишь 17 мая де Рюйтер смог пригласить флагманов и командиров на совет. Постановили держаться со всем флотом в 5 милях от берега у устья р. Маас, выжидая удобный случай для нападения. Флот де Рюйтера постепенно получал подкрепления. Вследствие упорных настояний де Витта было решено предпринять поход к устью Темзы, которым он надеялся произвести моральное воздействие на население Лондона. После военного совета, 20 мая, де Рюйтер пошёл к устью Темзы, где 23 мая встал со всем флотом на якорь; на следующий день он послал около 40 мелких кораблей под начальством ван Гента вверх по течению. Не добившись никакого успеха, они вернулись через два дня; англичане приняли такие серьёзные меры для защиты, что нападение казалось бессмысленным, и в морских кругах так и представляли себе положение дела. В день возвращения ван Гента было получено донесение о приближении неприятельских флотов, что заставило де Рюйтера поспешно вернуться к голландскому берегу. Он крейсеровал перед Остенде и 29 мая увидел корабли противника, которые в течение двух дней держались вдали, на параллельных курсах и 31 мая скрылись из вида. Несмотря на свое выгодное наветренное положение англичане не рискнули нападать. Главнокомандующий союзными флотами, Джеймс Стюарт, герцог Йоркский, сначала задержавшийся у Уайта из-за слабого ветра, по-видимому имея намерение завлечь двухдневным маневрированием голландцев подальше в море. По другим данным он намеревался перехватить большой торговый флот, шедший из Ост-Индии. Как бы то ни было, герцог Йоркский не решился на нападение, а пошёл 31 мая в Северное море, где после трехдневного крейсерства в его южной части, 3 июня, стал со всем флотом на якорь в Солебей, чтобы пополнить запасы провианта и воды. Потеряв неприятеля из виду, де Рюйтер со всем своим флотом 3 июня пошёл к Норд-Форланду, выслав одновременно большое число фрегатов на разведку. В течение целой недели ему не было доставлено никаких сведений о неприятеле, что говорит о совершенно неудовлетворительной деятельности кораблей, проводивших разведку. Лишь 6 июня де Рюйтер получил следующее донесение: герцог Йоркский стоит в беспорядочном и крайне невыгодном строю в Солебей, имея подветренный берег при свежем ветре близко под кормой. В таком положении флоту было крайне затруднительно выбираться на ветер ввиду близости берега; корабли в случае дрейфа или попытки сняться с якоря могли легко оказаться на камнях. Созванный де Рюйтером военный совет решил, пользуясь невыгодным положением противника, напасть на него у его же побережья. Предписания Генеральных Штатов специально указывали на возможность столь выгодных условий. Де Рюйтер немедленно двинулся на север, пользуясь благоприятным ветром. Вскоре после 7 часов бой начался нападением главных сил де Рюйтера на англичан; эта первая, горячая и кровопролитная схватка потом считалась самым упорным и ожесточенным боем всей жизни адмирала де Рюйтера. Эскадра лорда Монтегю успела почти одновременно на всех кораблях обрубить канаты — для выхаживания якорей не оставалось времени; она в сравнительном порядке легла на север. В центре некоторые корабли буксировались на свое место в строю шлюпками. При все стихающем ветре разгорелся бой на параллельных курсах; дистанция боя была настолько малой, что неприятельские корабли постепенно начали перемешиваться. Собственно бой начался после того, как вице-адмирал Виллем-Йозеф ван Гент со своим арьергардом поворотом влево привёл к ветру и вступил в бой с английской Синей эскадрой. Вскоре Рюйтер со своим центром, приведя к ветру поворотом вправо, обрушился на Красную эскадру англичан. Частично благодаря движению на расходящихся курсах, частично благодаря вогнутому строю союзников первой бой приняла Синяя эскадра. Благодаря своему более наветренному положению Эдвард Монтегю, лорд Сэндвич на 100-пушечном корабле англ. Royal James первым встретил ожесточённую атаку де Рюйтера. Голландцы атаковали корабль Монтегю силами своей передовой эскадры из брандеров и лёгких линейных кораблей. Сэндвич послал сообщение Джордану, чтобы тот вернулся ему на помощь. Джордан уже поворачивал корабли своего дивизиона, ещё мало задействованного в бою, обходя при этом голландцев с наветренной стороны. Будучи на ветре, он пошёл к югу, сражаясь с эскадрой ван Гента, которая также повернула, но держалась далеко на ветер от Сэндвича, которого она и миновала. Кемпторн с арьергардом Синей эскадры пришёл под ветер к Сэндвичу и продолжал поворачивать к северу, одновременно ведя бой с голландской эскадрой, которая противостояла ему с самого начала сражения. Из-за порохового дыма Кемпторн не видел бедственного положения дивизиона Сэндвича и для разведки послал шлюпку. Бой продолжался и далее, при чём центры обоих флотов приближались к отделившимся авангардам; последние не сходились очень близко, так как Банкерт держался далеко и стрелял только на большом расстоянии. Хотел ли он, как более слабый, беречь свои силы, чтобы потом поддержать де Рюйтера или он должен был, из политических целей, беречь французские корабли — теперь невозможно установить. На основании последних соображений он получил соответствующие приказания от де Рюйтера. Эскадра вице-адмирала Банкерта, направленная Рюйтером против французов, состояла из 21 корабля и была укомплектована храбрыми зеландцами-оранжистами, отличавшимися крайней ненавистью к французам. В это же время Джеймс Стюарт, главнокомандующий и командир английской Красной эскадры на корабле «Принц» под давлением голландского центра оказался несколько с наветра от остальной части центра Красной эскадры. Его флаг-капитан был убит, поэтому Джеймс, герцог Йоркский был вынужден перенести свой флаг на корабль «Святой Михаил», и вскоре снова вступил в бой. Оказавшись вблизи мелей Лоустофта, он повернул на юг с кораблями, последовавшими за ним. В ответ де Рюйтер проделал то же самое. В результате две северные эскадры повернули налево и пошли на юг разрозненными отрядами. Джордан всё ещё шёл впереди Синей эскадры. В бою арьергардов (ставших авангардами) ван Гент вскоре был убит и его эскадра, всё ещё ведущая бой с Синей эскадрой, пришла в некоторое замешательство. С кормы подходила английская Красная эскадра, продолжавшая сражаться с де Рюйтером. Голландцы начали ослабевать, но заменивший Гента командир сумел снова взять эскадру в руки и оказать поддержку сильно теснимому де Рюйтеру. Ветер тем временем сменил направление и стал дуть с зюйд-оста. Это позволило обоим флотам лечь на тот курс, который они выбрали утром. «Роял Джеймс» тем временем горел, подожжённый брандерами. Эдвард Монтегю утонул вместе со шлюпом, покидая свой горящий флагман. После полудня Джеймс в третий раз переменил корабль и перенёс свой флаг на корабль дивизии Спрэгга англ. «London». Флоты продолжали идти на север, ведя ожесточённый, но беспорядочный бой. К этому времени на юге снова появились Банкерт и д’Эстре. Д’Эстре несколько раз стремился к сближению; потом он утверждал, что сближение не удалось по вине его флагмана Дюкена, но, вероятно, причина крылась в слабой боевой подготовке его команд. Когда Банкерт убедился, что французам уже невозможно успеть соединиться с центром, он прекратил бой и пошёл к своему главнокомандующему. Де Рюйтер к тому времени ждал момента для объявления общего отступления, так как потери обеих сторон были весьма велики. Незадолго до 9 часов, с наступлением темноты, де Рюйтер прекратил сражение. Вероятно конец боя наступил бы и сам собою из-за темноты, утомления, аварий, больших потерь, недостатка боевых припасов и т. п. Для Джеймса Стюарта продолжение боя было тем более опасным, что из двух авангардов Банкерт успел значительно скорее соединиться с своими главными силами. Йорк дважды переносил свой флаг, де Рюйтеру пришлось сделать то же самое; его флагманский корабль выпустил в сумме 3500 ядер. Оба флота маневрировали на следующий день в виду друг друга и лишь 9 июня де Рюйтер ушёл под прикрытие отмелей и не преследовался противником. Как часто бывает, особенно после морских сражений, оба противника считали себя победителями, но если принять во внимание, что де Рюйтер после боя ещё целый день оставался вблизи неприятеля и лишь после второй ночи вернулся на родину, причем не было и тени преследования со стороны союзников, то заявлению англичан, что они победили, так как оставались до конца на месте битвы, нельзя придавать значения. Несомненно, бо́льший успех выпал на долю де Рюйтера, так как стратегический план противника высадиться сейчас же после первого морского боя на голландском берегу, оказался невыполнимым; после боя англичане считали себя для этого слишком слабыми. В тактическом отношении де Рюйтер сделал много: он выследил противника, внушил ему беззаботность, произвел совершенно неожиданное нападение, заставил принять бой, не дав времени привести строй в порядок, напал на главные силы врага, приказал отделившихся французов отвлечь боем на дальних расстояниях, не принося им вреда (что в политическом отношении нужно признать очень ловким), умело использовал все дальнейшие выгодные тактические положения, добивался все время быстрого восстановления строя, как только последний нарушался. Несмотря на свои более слабые силы, он добился значительного успеха. Герцог Йоркский оказался не на высоте положения; это подтверждается его действиями по отношению к Монтегю и, главным образом, первоначальным поворотом на север, когда следовало идти на юг. Удивительно, но после двухчасового боя, проведенного во время штиля на расстоянии пистолетного выстрела между двумя флагманскими кораблями противников, оба главнокомандующие остались живы. Корабль де Рюйтера победил гораздо более сильный английский флагманский корабль, главным образом благодаря отличной боевой подготовке орудийной прислуги и скорострельности пушек. Во время этой дуэли посередине юта голландского флагмана торжественно восседал в роскошном кресле Корнелиус де-Витт (единственный представитель Генеральных Штатов в этом сражении), в красном бархатном плаще и отороченном мехом берете, окруженный 12 часовыми с алебардами, из которых 5 были убиты. Де-Витт в итоге остался невредим. Несколько раз маленькие голландские линейные корабли сцеплялись на абордаж с большими английскими и, поддерживаемые брандерами, выходили победителями. По описаниям современники, местами бой походил на резню. Попавшему ещё в начале боя в плен английскому морскому офицеру де Рюйтер разрешил с верхней палубы наблюдать за ходом сражения; офицер, полный энтузиазма, рассказывал потом об изумительной храбрости де Рюйтера и его необыкновенных морских и военных качествах; особенно он восхищался адмиралом, когда ветер несколько засвежел, пороховой дым рассеялся и де Рюйтер снова крепко взял управление всем флотом в свои руки. Известие об исходе сражения при Солебей и о победе голландцев над англичанами и французами снова оживили упавших духом соотечественников де Рюйтера. Второй вариант описания битвы (от SergeyMakhov): Сражение в бухте Солебей. 4 марта 1672 года Великобритания начала мобилизацию флота, а 17 марта - объявила войну Голландии. Посол Даунинг покинул Гаагу. 22 марта адмирал Холмс захватил 5 нидерландских купцов. 7 апреля Франция присоединилась к Британии и так же разорвала дипломатические отношения с Голландией. Чуть позже к союзу против республики примкнули епископаты Кельна и Мюнстера. Оказавшись один на один с такими мощными противниками штатгальтер Ян де Витт решил разбить противников по частям. 9 мая 1672 года с рейда Текселя вышел голландский флот под командованием де Рюйтера. Адмирал планировал соединиться с эскадрой Банкрета (стоявшей в Зеландии) атаковать англичан в их портах до подхода французов, однако зеландские власти приказали Банкерту оставаться в портах, пока они не получат точного известия, что де Рюйтер уже в море. Из-за этой заминки зеландцы начали выходить в море только 12 мая, упустив момент, когда дул сильный восточный ветер, прижимавший Ройал Неви к берегу в Норе. В этот же день из Нора вышли 38 британских кораблей, еще 5 остались в порту, на довооружение. 8 мая Холмс прибыл к Бресту. Чтобы поторопить французов (34 корабля, 6 брандеров, 6 кечей) с выходом в море, он доставил им приказы (по договору с Карлом II в союзном флоте основные командные должности занимали англичане) и лоцманов. Те были готовы и вышли 9 мая, 13-го пришли на Спитхэд. Голландцы на всех парусах двигались к Нору и Даунсу, но все же опоздали - Ройал Неви сумел соединиться с французами. У Дувра де Рюйтеру удалось захватить только 38-пушечный «Френч Виктори», разведчики сообщили, что в Даунсе пусто. У идущего из Ост-Индии датского судна узнали, что союзники соединились 15 мая у острова Уайт, поэтому де Рюйтер решил повернуть к зеландским берегам. Флот шел очень медленно – сильный ост мешал движению, к 23 мая голландцы были только лишь к югу от Гарвича. 20 мая из Нора вышел кэптен Коулмен с тремя линейными кораблями и одним фрегатом. Де Рюйтер послал в погоню за ним адмирала Ван Гента с 12-ю линкорами III ранга, но голландцы не смогли догнать маленький английский отряд, хотя преследовали его до самого Ширнесса. 26 мая Ван Гент вернулся к основным силам, а Коулмен соединился со спешившими к голландцам союзниками. 28 мая флоты увидели друг друга. Дул очень свежий зюйд-вест, союзники был на ветре, Рюйтер повернул на юго-восток и стал отходить. Противник последовал за ним. На следующий день поднялся очень сильный ветер, контакт с голландцами был потерян. 31 мая герцог Йоркский, глава англо-французского флота (103 корабля, 28 брандеров и транспортов), стоявшего на якоре, обнаружил вдалеке корабли де Рюйтера но не стал сближаться, а отошел к бухте Солебей, переждать шторм. Противный ветер прижал союзников к английскому берегу до 5 июня, флот смог усилиться тремя кораблями и пережидал непогоду вблизи своего побережья. Герцог очень беспокоился, что голландцы неожиданно могут атаковать союзников, однако герой прошлой войны – Джордж Кокс – успокоил главнокомандующего, сказав, что из-за такого волнения на море один–два дня сражения точно не будет. Все же в разведку были посланы 3 корабля и 2 фрегата, а Йоркский тем временем приказал пользуясь вынужденной стоянкой кренговать и очистить днище 100-пушечного «Ройал Принса» (флагман). В два часа дня корабль был готов к кренгованию, а в 3 часа прозвучал сигнал тревоги – на горизонте появились голландцы, тогда как флагман не готов к бою! Первым голландцев обнаружил «Эол» - французский скаут, крейсировавший на юге. Голландцы (85 трехмачтовых судов, 42 тендера) шли с норд-оста, дул очень слабый вест-зюйд-вест , де Рюйтер выслал вперед три дивизиона (по 6 кораблей и 3 брандера в каждом), но англичане успели приготовиться к бою. Командир Белой Эскадры адмирал д’Эстрэ повернул на правый галс, нарушив тем самым построение – ведь он был в авангарде и должен был вести флот! Возможно, француз подумал, что Йоркский хотел атаковать голландцев с перевернутым фронтом, но такого приказа герцог не отдавал. Д’Эстре прислал к командующему своего офицера, но тот сказал ему только «держаться ближе (круче) к ветру», а контр-адмиралу красной эскадры Харману вести красную эскадру и держаться в кильватер синей. В результате союзники разделились – центр и арьергард шли на север в кильватерной колонне, а французы – на юг. Против д’Эстрэ голландцы выделили всего 21 корабль под командованием Банкерта, сосредоточив основной удар на Ройал Неви. Де Рюйтер, будучи на ветре, с центральной группой атаковал «Ройал Стэндарт», «Ройал Принс» и «Виктори». Арьергард Ван Гента налетел на одиноко стоявший «Ройал Джеймс». К 8 утра голландцы были в 200 ярдах от флагмана союзников, и хотя «Виктори» был развернут кормой к нидерландскому отряду англичане развили сильный огонь, мешавший голландцам приблизиться. Два голландских брандера на веслах понеслись к «Ройал Принсу», но были потоплены кэчами англичан. К 12 часам дня «Ройал Принс» был сильно поврежден, грот-стеньга упала на палубу, стало невозможно стрелять из орудий на открытой палубе, кэптен Нарборо двумя шлюпками отбуксировал «Ройал Принс» на север из сферы боя, а в 12-13 часов - он повернул на другой галс на юг. Из парусного вооружения оставались фок, крюйсель и марса-крюйсель, потери экипажа составили 51 человек убитыми и 52 – ранеными. Удивительно, но после двухчасового боя, проведенного во время штиля на расстоянии пистолетного выстрела между двумя флагманскими кораблями противников, оба главнокомандующие остались живы. Корабль де Рюйтера победил гораздо более сильный английский флагманский корабль, главным образом благодаря отличной боевой подготовке орудийной прислуги и скорострельности пушек. Во время этой дуэли посередине юта голландского флагмана торжественно восседал в роскошном кресле Корнелиус де Витт (единственный представитель Генеральных Штатов в этом сражении), в красном бархатном плаще и отороченном мехом берете, окруженный 12 часовыми с алебардами, из которых 5 были убиты. Де Витт в итоге остался невредим. Несколько раз маленькие голландские линейные корабли сцеплялись на абордаж с большими английскими и, поддерживаемые брандерами, выходили победителями. По описаниям современники, местами бой походил на резню. Попавшему еще в начале боя в плен английскому морскому офицеру де Рюйтер разрешил с верхней палубы наблюдать за ходом сражения; офицер, полный энтузиазма, рассказывал потом об изумительной храбрости де Рюйтера и его необыкновенных морских и военных качествах; особенно он восхищался адмиралом, когда ветер несколько засвежел, пороховой дым рассеялся и де Рюйтер снова крепко взял управление всем флотом в свои руки. Сильные повреждения флагмана заставили герцога Йоркского перенести флаг на «Сент-Майкл». Голландцы обрушились на новый флагман. Герцог отступал к Лоустофтской отмели и вблизи нее был вынужден изменить курс на юг. Фрегаты нидерландцев и «Эндрахт» Ван Неса атаковали с двух бортов 82-пушечный «Ройал Кэтрин», голландцы пошли на абордаж, призовая команда смогла взять в плен кэптена и первого лейтенанта, но благодаря боцману и главному канониру команда английского линкора смогла отбиться и вскоре корабль присоединился к основным силам. Тем временем отряд Ван Гента, атаковавший «Ройал Джемс» (Монтегю) смог нанести тому ужасные повреждения. В ответ английский корабль смог сильно повредить флагманский «Долфин» (корабль тек, как решето, потерял все мачты, было убито до трети экипажа, в том числе Ван Гент), но «Грот Холландиа» (Бракель) заменил выбывшего. Однако артиллеристы «Ройал Джеймс» дали несколько полных залпов картечью по кораблю Бракеля, от которых погибло до 200 моряков, абордажная партия англичан перебралась на «Гроот Холландиа», обрубила снасти, которыми тот запутался с бушпритом и такелажем «Ройал Джеймса», голландец отвалил и попав под продольный огонь был сильно поврежден. Приблизившись к Лоустофту Монтегю приказал бросить якорь, мимо пронесло потерявший управление корабль Бракеля. Сэндвич послал сообщение Джордану, чтобы тот вернулся ему на помощь. Джордан уже поворачивал корабли своего дивизиона, ещё мало задействованного в бою, обходя при этом голландцев с наветренной стороны. Будучи на ветре, он пошёл к югу, сражаясь с эскадрой Ван Гента, которая также повернула, но держалась далеко на ветер от Сэндвича, которого она и миновала. Кемпторн с арьергардом Синей эскадры пришёл под ветер к Сэндвичу и продолжал поворачивать к северу, одновременно ведя бой с голландской эскадрой, которая противостояла ему с самого начала сражения. Из-за порохового дыма Кемпторн не видел бедственного положения дивизиона Сэндвича и для разведки послал шлюпку, которая подоспела слишком поздно. Голландский брандер «Вреде», посланный с «Витте Олифанте» (Свеерс), сумел сцепиться с «Ройал Джеймс», огонь быстро распространился на все судно и Монтегю приказал покинуть корабль. Кэптен Хэддок спасся, а сам Монтегю погиб, «Ройал Джеймс» же сгорел до ватерлинии. Мателот флагмана 3-го дивизиона «Генри» сумел уклониться от второго брандера, но его капитан Дигби был убит, голландцы взяли было его на абордаж, но корабль был отбит «Плимутом» и остатками экипажа «Генри». Как раз в это время герцог Йоркский, сражавшийся с де Рюйтером, подходил к Лоустофту. Командующий приказал фрегату из дивизиона Спрэгга подойти к кораблю Монтегю и по возможности спасти оставшихся в живых, но «Ройал Джеймс» уже горел. Англичане постепенно улучшали линию, но при этом несли большие потери. Бой в центре продолжался – 48-пушечный «Ставорен» из Амстердамской эскадры был захвачен англичанами, 54-пушечный голландский «Иешуа» - потоплен огнем 72-пушечного «Эдгара». Голландцы смогли сильно повредить 74-пушечные «Кэмбридж», «Резолюшн» и 96-пушечный «Сент-Майкл». Йоркский еще раз перенес флаг – на этот раз на 96-пушечный «Лондон». «Виктори» так же получил обширные течи и отдрейфовал к северу, чтобы сделать ремонт. Ветер сменился на ост-зюйд-ост, и противоборствующие стороны увидели зеландские корабли и французов, которые шли на север, в то время, как остальной флот в это время шел на юго-восток. Банкерт с 21 кораблем и 4 фрегатами в начале дня атаковал французов. Дюкен, командовавший 1-м дивизионом, не смог повернуть к северу также, как и остальные, поэтому у д’Эстрэ против голландцев осталось только 20 кораблей, правда – гораздо лучше вооруженных. Нидерландцы не пошли на сближение, французские «Сент-Филипп», «Тоннан» и «Сюпрерб» были повреждены, а французский командующий 3 дивизионом адмирал Трейбуа де Рабеньер - смертельно ранен. В 16.00 Банкерт пошел на соединение с де Рюйтером, который, завидев корабли своего авангарда, дал сигнал для общего отступления. Французы все еще далеко и присоединились к англичанам только следующим утром. Ночью противники шли на зюйд-ост, голландцы были под ветром. Утром 29 мая ветер сменился на норд-ост, вскоре англичане увидели голландцев у себя за кормой. Йоркский вернулся на «Ройал Принс» и вновь повернул на ост-норд-ост, и тут наконец-то подошли французы. Состоялся военный совет, на котором было решено попытаться атаковать Рюйтера. Незадолго до полудня легкие фрегаты опять обнаружили голландцев, шедших на норд-вест. Соединенная эскадра повернула на тот же галс, затем флоты пошли на зюйд-ост, союзники постепенно выдвигались вперед голландцев, охватывая их, к 16.00 они могли атаковать голландцев, но тут на море спустился густой туман, а потом поднялся сильный ветер, что мешало бы использовать пушки нижних батарейных палуб. Союзники шли на восток до темноты, они уже были в 20 милях от Вальчерена, начались мели, поэтому лоцманы повернули на норд-вест. Голландцы вернулись домой и 30 мая встали на якорь среди мелей. В ночь после боя взорвался 56-пушечный «Вестерго», на судне неожиданно возник пожар, который добрался до крюйт-камеры. Рюйтер приписывал это предательству, но, видимо, пожар был случайным. Сражение для голландцев получилось очень тяжелым – погиб Ван Гент, были потеряны 3 корабля, убыль в экипажах составила примерно 2500-3000 человек убитыми и раненными. Англичане так же понесли существенные потери – 96-пушечный «Ройал Джеймс» и 5 брандеров. Погибли адмиралы Монтегю и Рабеньер, а так же около 1340 моряков было убито и 1200 – ранено. Погибли адмиралы Монтегю и де Рабеньер, кэптены «Ройал Джеймс», «Генри», «Кембриджа», «Трайэмфа», «Сент-Джорджа», «Энн», брандеров. Атаковав английский флот Рюйтер сорвал блокаду голландских портов и атаки на нидерландскую торговлю со стороны Ройал Неви. Линия баталии союзников при Солебее: Наименование Количество орудий Примечания Французская эскадра Illustre 70 Temeraire 50 Admirable 68 Terrible 70 Conquerant 70 лейтенант-генерал Дюкен Prince 50 Bouirbon 50 Hazardeux 38 Alcyon 46 Vaillant 50 Foudroyant 70 Brave 54 Aquilon 50 Tonnant 68 ST. PHILIPPE 78 вице-адмирал Эстре Grand 70 Duc 50 Eole 38 Oriflamme 50 Excellent 50 Arrogant 38 Fort 60 Rubis 46 Galant 46 Sans-Pareil 66 Superbe 70 начальник эскадры Рабеньер-Трейбуа Sage 50 Hardy 38 Heureux 50 Invincible 70 Английская эскадра Resolution 70 Bristol 48 London 96 - вице-адм. Спрэгг (или Спрэгг) Old James 70 Sweepstakes 42 Dunkirk 60 Diamond 48 Monk 60 Dartmouth 32 Yarmouth 70 Dreadnought 62 Cambridge 70 Fairfax 66 Victory 82 PRINCE ROYAL 100 Лорд-Хай-Эдмирал герцог Йоркский St. Michael 98 Monmouth 66 Adventure 44 Royal Katherine 84 Phoenix 42 York 50 Greenwich 42 Anne 32 Charles II 66 контр-адм. Харман Rainbow 64 Forester 38 Dover 48 Advice 48 Gloucester 54 Bonaventure 48 St. George 70 St. Andrew 96 - контр-адм. Кемпторн Warspite 70 Antelope 48 French Ruby 66 Montagu 62 Leopard 54 Rupert 66 ROYAL JAMES 100 - адмирал Монтегю, граф Сэндвич Henry 82 Crown 48 Edgar 72 Success 32 Princess 54 Mary Rose 48 Mary 62 Ruby 48 Triumph 70 Royal Sovereign 100 - вице-адм. Джордан Unicorn 64 Tyger 46 Plymouth 60 За линией у французов - 9 «легких фрегатов», 2 тартаны, 8 брандеров У англичан - 6 шлюпов и яхт, 9 брандеров Голландская эскадра де Рюйтера: Наименование кораблей Количество орудий Примечания Авангард Walcheren 70 Zierikzee 50 Groeningen 70 Oranje 70 Prins Hendrik Kasimir 72 Middelburg 50 Oudshoorn (ex Swiftsure) 70 Kalandsoog 70 Zevenwolden 76 Kampveere 50 Schieland 60 Steenbergen 68 Huis te Kruiningen 56 Drie Helden Davids 50 Gelderland 56 Wappen van Nassau 62 Steden 54 Wapen van Medemblik 46 Vlissingen 60 Zwanenburg 44 Oostergo 62 Delft 34 Ter Goes 34 Popkensburg 24 Schiedam 20 4 авизо, 6 брандеров Кордебаталия Eendracht 76 ЛА Аарт ван Нес Westvriesland 78 Wapen van Hoorn 62 Alkmaar 62 Groot Hollandia 60 Agatha 50 Zeelandia 44 Windhond 34 Harderwijk 24 Zeven Provincien 80 ЛА Рюйтер Ridderschap van Holland 66 Reigersbergen 72 Deventer 66 Gelderland 64 Delft 62 Provincie van Utrecht 60 Ш Ян ван Нес Utrecht 36 Postilion 24 Maagd van Dordrecht 68 ВА де Лифде Stad Utrecht 66 Waesdorp 68 Wassenaar 56 Westego 56 Beschermer 50 Josua 54 Jaarsveld 48 Brak 24 За линией - 4 авизо и 6 брандеров Арьергард Dolfijn 82 Witte Olifant 82 Pacificatie 76 Gouda 72 Wapen van Enkhuizen 72 Komeetster 70 Woerden 70 Akerboom 60 Amsterdam 60 Oosterwijk 60 Essen 50 Leeuwen 50 Stavoren 48 Gideon 58 Justina van Nassau 64 Noorderkwartier 60 Dordrecht 50 Jupiter 40 Caleb 48 Asperen 30 Haas 24 Bommel 24 Overijssel 30 5 авизо, 5 брандеров Англичане потеряли 5 кораблей, голландцы только 2, потери в людях убитыми и ранеными у англичан были равными 2,5 тысяч человек, у голландцев 2 тысячам. Почти все корабли, участвовавшие в сражении, получили тяжелые повреждения.Английские корабли, потерянные в ходе сражения: Royal James, линейный корабль, 100 пушек. Alice and Francis, брандер, 6 пушек, 266 тонн, сожжён в сражении Katherine, брандер, 4 пушки, 294 тонны, сожжён в сражении Anne and Judith, брандер, 6 пушек, 264 тонны, потоплен в сражении Bantam, брандер, 6 пушек, 276 тонн, потоплен в сражении Fountaine, брандер, 8/10 пушек, 371 тонна, потоплен в сражении http://s2.ipicture.r...01/TG4wWVUh.jpgКартина "Сожжение Royal Jamesа в битве при Солебее, 28 мая 1672 года. Художник Виллем ван де Вельде Младший http://www.ship-wrec...leofSOLEBAY.htm http://www.e-reading..._XVII_veka.html 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 Aeroslon Участник 11 публикаций 1 848 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 29 сен 2013, 12:47:24 TOP__GAMER (29 Сен 2013 - 15:42) писал: лучше бы видио сделал, тону писанины не кто читать не будет ну кроме старперов Теперь как надо смотри: лучше бы видео сделал, тонну писанины ни кто читать не будет ну кроме старперов.Так что лучше бы ты читал.... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_16020533 Участник 395 публикаций Жалоба #3 Опубликовано: 29 сен 2013, 12:54:08 Aeroslon (29 Сен 2013 - 15:47) писал: Теперь как надо смотри: лучше бы видео сделал, тонну писанины ни кто читать не будет ну кроме старперов.Так что лучше бы ты читал.... я пишу быстро поскольку приходится находится на нескольких форумах, в результате возникают несколько ошибок Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 Connan Участник 247 публикаций Жалоба #4 Опубликовано: 29 сен 2013, 12:55:09 Aeroslon (29 Сен 2013 - 15:47) писал: Теперь как надо смотри: лучше бы видео сделал, тонну писанины ни кто читать не будет ну кроме старперов.Так что лучше бы ты читал.... Не кормите тролля (с)Илидан Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 RenamedUser_20378019 Альфа-тестер 242 публикации 87 боёв Жалоба #5 Опубликовано: 29 сен 2013, 12:56:59 Aeroslon (29 Сен 2013 - 15:47) писал: Теперь как надо смотри: лучше бы видео сделал, тонну писанины ни кто читать не будет ну кроме старперов.Так что лучше бы ты читал.... Ну "нИкто" пишется плюс ко всему еще и слитно! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 anonym_MD3aRAyh3JFN Участник 288 публикаций Жалоба #6 Опубликовано: 29 сен 2013, 13:14:49 OMG. :medal: . зачет. только бы еще фото сборки Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 Aeroslon Участник 11 публикаций 1 848 боёв Жалоба #7 Опубликовано: 29 сен 2013, 13:23:17 mike_vee (29 Сен 2013 - 16:14) писал: OMG. :medal: . зачет. только бы еще фото сборки Да блин давно это было, не сохранились фотки, но по технологии могу все рассказать.Кстати плавающий был продан братку какому то за 12000$, в принципе с того и началось, сделали одному из бригады и понеслось, типа я хочу такой же но круче... :veryhappy: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 anonym_sLaYc92SO0h9 Участник 57 публикаций Жалоба #8 Опубликовано: 29 сен 2013, 13:23:22 Вот это чудо , красота Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
31 RenamedUser_18412412 Участник 587 публикаций Жалоба #9 Опубликовано: 29 сен 2013, 13:24:27 "Фрисланд" всю жизнь был 70-пушечником. Да и каким ему быть имея 33 пушки на борт? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
247 1L1dan Альфа-тестер 3 334 публикации 484 боя Жалоба #10 Опубликовано: 29 сен 2013, 13:35:46 SergeyMakhov (29 Сен 2013 - 16:24) писал: "Фрисланд" всю жизнь был 70-пушечником. Да и каким ему быть имея 33 пушки на борт? Просто все сайты, на которых продается моделька, характеризуют его как "80-пушечный линейный корабль". Поэтому простительно, что ТС так написал. Ну а в свете открывшихся обстоятельств можно и поменять. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 Aeroslon Участник 11 публикаций 1 848 боёв Жалоба #11 Опубликовано: 29 сен 2013, 13:35:46 SergeyMakhov (29 Сен 2013 - 16:24) писал: "Фрисланд" всю жизнь был 70-пушечником. Да и каким ему быть имея 33 пушки на борт? А кормовые, носовые и орудия на верхней палубе, учитывать ненадо, ну ок пусть он будет 70 пушечный раз ты настаиваешь.))) Можно я только описание менять не буду, мне просто лень, ок?))) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
247 1L1dan Альфа-тестер 3 334 публикации 484 боя Жалоба #12 Опубликовано: 29 сен 2013, 13:50:39 Aeroslon (29 Сен 2013 - 16:35) писал: А кормовые, носовые и орудия на верхней палубе, учитывать ненадо, ну ок пусть он будет 70 пушечный раз ты настаиваешь.))) Можно я только описание менять не буду, мне просто лень, ок?))) Сергей как бы пишет книги по истории парусного флота...И да, в названии темы ошибка. "T" нужно убрать. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 Aeroslon Участник 11 публикаций 1 848 боёв Жалоба #13 Опубликовано: 29 сен 2013, 14:00:06 1L1dan (29 Сен 2013 - 16:50) писал: Сергей как бы пишет книги по истории парусного флота...И да, в названии темы ошибка. "T" нужно убрать. Да, спасибо в названии темы очепятка))), но с орудиями не буду пока менять, где то валялись чертежи, посмотрю скажу точно сколько пушек было на нем, правда искать буду долго, давно это было, может на даче.Кстати вот вопрос, считались ли в описании корабля пищали, вроде как что то среднее между пушкой и ружьем, но все таки орудие стоящее на турели??И просьба к Сергею, раз уж на то пошло может расскажет немного об ушкуях, как то незаслуженно упущен этот вид корабля, а ведь в Российской истории он сыграл немалую роль. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
6 320 JIex____ Участник 13 623 публикации 1 825 боёв Жалоба #14 Опубликовано: 29 сен 2013, 14:21:31 и нелень же комуто токие кораблики склеевать этоже скоко время впустую потратить ппц ябы лутше пошол в танки погамал чем токой фигней зониматца Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
19 [BUSHI] matvey_blin Старший альфа-тестер 441 публикация 13 149 боёв Жалоба #15 Опубликовано: 29 сен 2013, 14:31:35 JIex____ (29 Сен 2013 - 17:21) писал: и нелень же комуто токие кораблики склеевать этоже скоко время впустую потратить ппц ябы лутше пошол в танки погамал чем токой фигней зониматца УЖОС... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 ___KOT_B_TAHKE___ Участник 264 публикации 5 боёв Жалоба #16 Опубликовано: 29 сен 2013, 14:57:19 TOP__GAMER (29 Сен 2013 - 15:54) писал: лучше бы видио сделал, тону писанины не кто читать не будет ну кроме старперов И где то стена текста? Я вижу под спойлером совсем не много текста относительно книги. А за модельки грац высочайший. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
31 RenamedUser_18412412 Участник 587 публикаций Жалоба #17 Опубликовано: 29 сен 2013, 17:35:03 (изменено) Aeroslon (29 Сен 2013 - 17:00) писал: Да, спасибо в названии темы очепятка))), но с орудиями не буду пока менять, где то валялись чертежи, посмотрю скажу точно сколько пушек было на нем, правда искать буду долго, давно это было, может на даче.Кстати вот вопрос, считались ли в описании корабля пищали, вроде как что то среднее между пушкой и ружьем, но все таки орудие стоящее на турели?? Согласно List dated 31 march 1665: Admiralty of Fiesland, размерения (в футах)140 x 40, экипаж 275 моряков, 50 мушкетеров, Вооружение: 8-24pdr, 14-18pdr, 26-12pdr, 18-4pdr, 4- неизвестного калибра.Пушки на вертлюгах, пищали и т.д. в подсчете не учитывались. Изменено 29 сен 2013, 18:03:59 пользователем SergeyMakhov Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 Aeroslon Участник 11 публикаций 1 848 боёв Жалоба #18 Опубликовано: 29 сен 2013, 17:44:33 SergeyMakhov (29 Сен 2013 - 20:35) писал: Согласно List dated 31 march 1665: Admiralty of Fiesland, размерения (в футах)140 x 40, экипаж 275 моряков, мушкетеров, Вооружение: 8-24pdr, 14-18pdr, 26-12pdr, 18-4pdr, 4- неизвестного калибра.Пушки на вертлюгах, пищали и т.д. в подсчете не учитывались. Спасибо сейчас исправлю, но чертежи все равно поищу, тем более что они исторические. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
31 RenamedUser_18412412 Участник 587 публикаций Жалоба #19 Опубликовано: 29 сен 2013, 18:03:30 Aeroslon (29 Сен 2013 - 20:44) писал: Спасибо сейчас исправлю, но чертежи все равно поищу, тем более что они исторические. Можете не исправлять, ибо при Солебее он нес уже 78 пушек. Вот он - Westvriesland 78 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 Timofey_20 Участник 137 публикаций 2 боя Жалоба #20 Опубликовано: 29 сен 2013, 18:29:28 Красивый кораблик, но текст не осилил. + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию