Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Aeroslon

Friesland 1663г. и битва при Солебее

В этой теме 37 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
11 публикаций
1 848 боёв

Изображение

От себя:могу сказать что просто влюблен в этот корабль, как только увидел первую фотографию, мне ужасно понравились обводы корпуса, это яркий представитель кораблей 15-го века. В свое время сделал несколько моделей этого корабля.

Первой моделью была покупная деревянная модель от MAMOLI MODEL, гемороя было много, не совпадающие шпангоуты, плохо проработанные детали, не слишком хорошая древесина для обшивки, в общем провозился около двух месяцев, но все таки собрал эту модель. После этого увлекся поиском чертежей этого корабля, нашел более менее приличные чертежи в Голландии, у тамошних умельцев, кое как договорился и мне их прислали. Пришлось опять возиться со шпангоутами, но это было уже мое произведение, сделав черновой корпус я решил что не стоит обкладывать его в чистую, и сделал из него просто болванку, впоследствии отлив из стеклопластика. Отшлифовал, обклеил шпоном, сымитировал гвозди при помощи капелек клея, в общем корпус получился легкий, с точными обводами и с возможностью его даже запустить в плавание, что в последующем и было сделано но уже не на этой модели, провозился я с первой моделью около полугода, но зато технологически можно было после этого поставить изготовление на поток, что и было сделано в Твери.

Финалом этой истории была модель которая могла плавать и даже стрелять, несколько пушек были заряжены дымным порохом с микроподжегом, стрелять всем бортом модель не могла, слишком сильная отдача, но поочередно вполне могла, что и было сделано при помощи постепенного замыкания контактов. В качестве двигателя в корпус был вмонтирован небольшой водомет, с забором в киле и выхлопом в пере руля.

Вот в общем моя история знакомства с этим кораблем, жаль фотографий не осталось, с того времени сменилась куча компьютеров, так что извините...

История корабля:Friesland представляет собой 70-пушечный корабль 2-го ранга. Согласно List dated 31 march 1665: Admiralty of Fiesland,  размерения (в футах)140 x 40, экипаж 275 моряков, мушкетеров, Вооружение: 8-24pdr, 14-18pdr, 26-12pdr, 18-4pdr, 4- неизвестного калибра. Он был построен в районе 1663 года, входил в состав великого флота Объединённых Голландских земель, который состоял из 1700 единиц. В 1672 году Friesland участвовал в битве против объединённых англо-французских сил при Solebay.

По этому кораблю не слишком много информации в интернете, если что то найду то обязательно дополню описание, но о самом сражении расскажу в двух словах.

Сражение при Солебее:первое сражение третьей англо-голландской войны и одно из самых крупных в истории парусного флота. С обеих сторон в нём участвовало до 132 линейных кораблей и около 40 фрегатов.

К моменту объявления войны Голландии Англией и Францией, голландский флот находился не в лучшем своём состоянии и требовал исправления. Неудовлетворительное состояние флота сказалось в том, что только 10 мая 1672 г. де Рюйтер, назначенный главнокомандующим флотом Соединённых Провинций, смог вместе со своим флотом выйти в море, и то лишь с 35 кораблями. Перед зеландскими портами он должен был ждать вооружавшихся в них кораблей. Туман и штили также сильно затрудняли движение флота.

Получив известие о выходе 12 мая английского флота из Темзы, адмирал де Рюйтер 15 мая пошёл в Даунс, где узнал, что английский и французский флота соединились накануне у острова Уайт.

Двухдневный шторм заставил его оставаться на якоре; было так свежо, что лишь 17 мая де Рюйтер смог пригласить флагманов и командиров на совет. Постановили держаться со всем флотом в 5 милях от берега у устья р. Маас, выжидая удобный случай для нападения. Флот де Рюйтера постепенно получал подкрепления. Вследствие упорных настояний де Витта было решено предпринять поход к устью Темзы, которым он надеялся произвести моральное воздействие на население Лондона. После военного совета, 20 мая, де Рюйтер пошёл к устью Темзы, где 23 мая встал со всем флотом на якорь; на следующий день он послал около 40 мелких кораблей под начальством ван Гента вверх по течению. Не добившись никакого успеха, они вернулись через два дня; англичане приняли такие серьёзные меры для защиты, что нападение казалось бессмысленным, и в морских кругах так и представляли себе положение дела.

В день возвращения ван Гента было получено донесение о приближении неприятельских флотов, что заставило де Рюйтера поспешно вернуться к голландскому берегу. Он крейсеровал перед Остенде и 29 мая увидел корабли противника, которые в течение двух дней держались вдали, на параллельных курсах и 31 мая скрылись из вида. Несмотря на свое выгодное наветренное положение англичане не рискнули нападать.

Главнокомандующий союзными флотами, Джеймс Стюарт, герцог Йоркский, сначала задержавшийся у Уайта из-за слабого ветра, по-видимому имея намерение завлечь двухдневным маневрированием голландцев подальше в море. По другим данным он намеревался перехватить большой торговый флот, шедший из Ост-Индии. Как бы то ни было, герцог Йоркский не решился на нападение, а пошёл 31 мая в Северное море, где после трехдневного крейсерства в его южной части, 3 июня, стал со всем флотом на якорь в Солебей, чтобы пополнить запасы провианта и воды.

Потеряв неприятеля из виду, де Рюйтер со всем своим флотом 3 июня пошёл к Норд-Форланду, выслав одновременно большое число фрегатов на разведку. В течение целой недели ему не было доставлено никаких сведений о неприятеле, что говорит о совершенно неудовлетворительной деятельности кораблей, проводивших разведку.

Лишь 6 июня де Рюйтер получил следующее донесение: герцог Йоркский стоит в беспорядочном и крайне невыгодном строю в Солебей, имея подветренный берег при свежем ветре близко под кормой. В таком положении флоту было крайне затруднительно выбираться на ветер ввиду близости берега; корабли в случае дрейфа или попытки сняться с якоря могли легко оказаться на камнях.

Созванный де Рюйтером военный совет решил, пользуясь невыгодным положением противника, напасть на него у его же побережья. Предписания Генеральных Штатов специально указывали на возможность столь выгодных условий. Де Рюйтер немедленно двинулся на север, пользуясь благоприятным ветром.

Вскоре после 7 часов бой начался нападением главных сил де Рюйтера на англичан; эта первая, горячая и кровопролитная схватка потом считалась самым упорным и ожесточенным боем всей жизни адмирала де Рюйтера.

Эскадра лорда Монтегю успела почти одновременно на всех кораблях обрубить канаты — для выхаживания якорей не оставалось времени; она в сравнительном порядке легла на север. В центре некоторые корабли буксировались на свое место в строю шлюпками. При все стихающем ветре разгорелся бой на параллельных курсах; дистанция боя была настолько малой, что неприятельские корабли постепенно начали перемешиваться.

Собственно бой начался после того, как вице-адмирал Виллем-Йозеф ван Гент со своим арьергардом поворотом влево привёл к ветру и вступил в бой с английской Синей эскадрой. Вскоре Рюйтер со своим центром, приведя к ветру поворотом вправо, обрушился на Красную эскадру англичан. Частично благодаря движению на расходящихся курсах, частично благодаря вогнутому строю союзников первой бой приняла Синяя эскадра. Благодаря своему более наветренному положению Эдвард Монтегю, лорд Сэндвич на 100-пушечном корабле англ. Royal James первым встретил ожесточённую атаку де Рюйтера. Голландцы атаковали корабль Монтегю силами своей передовой эскадры из брандеров и лёгких линейных кораблей. Сэндвич послал сообщение Джордану, чтобы тот вернулся ему на помощь. Джордан уже поворачивал корабли своего дивизиона, ещё мало задействованного в бою, обходя при этом голландцев с наветренной стороны. Будучи на ветре, он пошёл к югу, сражаясь с эскадрой ван Гента, которая также повернула, но держалась далеко на ветер от Сэндвича, которого она и миновала. Кемпторн с арьергардом Синей эскадры пришёл под ветер к Сэндвичу и продолжал поворачивать к северу, одновременно ведя бой с голландской эскадрой, которая противостояла ему с самого начала сражения. Из-за порохового дыма Кемпторн не видел бедственного положения дивизиона Сэндвича и для разведки послал шлюпку.

Бой продолжался и далее, при чём центры обоих флотов приближались к отделившимся авангардам; последние не сходились очень близко, так как Банкерт держался далеко и стрелял только на большом расстоянии. Хотел ли он, как более слабый, беречь свои силы, чтобы потом поддержать де Рюйтера или он должен был, из политических целей, беречь французские корабли — теперь невозможно установить. На основании последних соображений он получил соответствующие приказания от де Рюйтера. Эскадра вице-адмирала Банкерта, направленная Рюйтером против французов, состояла из 21 корабля и была укомплектована храбрыми зеландцами-оранжистами, отличавшимися крайней ненавистью к французам. В это же время Джеймс Стюарт, главнокомандующий и командир английской Красной эскадры на корабле «Принц» под давлением голландского центра оказался несколько с наветра от остальной части центра Красной эскадры. Его флаг-капитан был убит, поэтому Джеймс, герцог Йоркский был вынужден перенести свой флаг на корабль «Святой Михаил», и вскоре снова вступил в бой. Оказавшись вблизи мелей Лоустофта, он повернул на юг с кораблями, последовавшими за ним. В ответ де Рюйтер проделал то же самое. В результате две северные эскадры повернули налево и пошли на юг разрозненными отрядами. Джордан всё ещё шёл впереди Синей эскадры.

В бою арьергардов (ставших авангардами) ван Гент вскоре был убит и его эскадра, всё ещё ведущая бой с Синей эскадрой, пришла в некоторое замешательство. С кормы подходила английская Красная эскадра, продолжавшая сражаться с де Рюйтером. Голландцы начали ослабевать, но заменивший Гента командир сумел снова взять эскадру в руки и оказать поддержку сильно теснимому де Рюйтеру.

Ветер тем временем сменил направление и стал дуть с зюйд-оста. Это позволило обоим флотам лечь на тот курс, который они выбрали утром. «Роял Джеймс» тем временем горел, подожжённый брандерами. Эдвард Монтегю утонул вместе со шлюпом, покидая свой горящий флагман. После полудня Джеймс в третий раз переменил корабль и перенёс свой флаг на корабль дивизии Спрэгга англ. «London». Флоты продолжали идти на север, ведя ожесточённый, но беспорядочный бой. К этому времени на юге снова появились Банкерт и д’Эстре. Д’Эстре несколько раз стремился к сближению; потом он утверждал, что сближение не удалось по вине его флагмана Дюкена, но, вероятно, причина крылась в слабой боевой подготовке его команд. Когда Банкерт убедился, что французам уже невозможно успеть соединиться с центром, он прекратил бой и пошёл к своему главнокомандующему. Де Рюйтер к тому времени ждал момента для объявления общего отступления, так как потери обеих сторон были весьма велики.

Незадолго до 9 часов, с наступлением темноты, де Рюйтер прекратил сражение. Вероятно конец боя наступил бы и сам собою из-за темноты, утомления, аварий, больших потерь, недостатка боевых припасов и т. п. Для Джеймса Стюарта продолжение боя было тем более опасным, что из двух авангардов Банкерт успел значительно скорее соединиться с своими главными силами. Йорк дважды переносил свой флаг, де Рюйтеру пришлось сделать то же самое; его флагманский корабль выпустил в сумме 3500 ядер.

Оба флота маневрировали на следующий день в виду друг друга и лишь 9 июня де Рюйтер ушёл под прикрытие отмелей и не преследовался противником.

Как часто бывает, особенно после морских сражений, оба противника считали себя победителями, но если принять во внимание, что де Рюйтер после боя ещё целый день оставался вблизи неприятеля и лишь после второй ночи вернулся на родину, причем не было и тени преследования со стороны союзников, то заявлению англичан, что они победили, так как оставались до конца на месте битвы, нельзя придавать значения.

Несомненно, бо́льший успех выпал на долю де Рюйтера, так как стратегический план противника высадиться сейчас же после первого морского боя на голландском берегу, оказался невыполнимым; после боя англичане считали себя для этого слишком слабыми.

В тактическом отношении де Рюйтер сделал много: он выследил противника, внушил ему беззаботность, произвел совершенно неожиданное нападение, заставил принять бой, не дав времени привести строй в порядок, напал на главные силы врага, приказал отделившихся французов отвлечь боем на дальних расстояниях, не принося им вреда (что в политическом отношении нужно признать очень ловким), умело использовал все дальнейшие выгодные тактические положения, добивался все время быстрого восстановления строя, как только последний нарушался. Несмотря на свои более слабые силы, он добился значительного успеха. Герцог Йоркский оказался не на высоте положения; это подтверждается его действиями по отношению к Монтегю и, главным образом, первоначальным поворотом на север, когда следовало идти на юг.

Удивительно, но после двухчасового боя, проведенного во время штиля на расстоянии пистолетного выстрела между двумя флагманскими кораблями противников, оба главнокомандующие остались живы. Корабль де Рюйтера победил гораздо более сильный английский флагманский корабль, главным образом благодаря отличной боевой подготовке орудийной прислуги и скорострельности пушек.

Во время этой дуэли посередине юта голландского флагмана торжественно восседал в роскошном кресле Корнелиус де-Витт (единственный представитель Генеральных Штатов в этом сражении), в красном бархатном плаще и отороченном мехом берете, окруженный 12 часовыми с алебардами, из которых 5 были убиты. Де-Витт в итоге остался невредим. Несколько раз маленькие голландские линейные корабли сцеплялись на абордаж с большими английскими и, поддерживаемые брандерами, выходили победителями. По описаниям современники, местами бой походил на резню.

Попавшему ещё в начале боя в плен английскому морскому офицеру де Рюйтер разрешил с верхней палубы наблюдать за ходом сражения; офицер, полный энтузиазма, рассказывал потом об изумительной храбрости де Рюйтера и его необыкновенных морских и военных качествах; особенно он восхищался адмиралом, когда ветер несколько засвежел, пороховой дым рассеялся и де Рюйтер снова крепко взял управление всем флотом в свои руки.

Известие об исходе сражения при Солебей и о победе голландцев над англичанами и французами снова оживили упавших духом соотечественников де Рюйтера.

Второй вариант описания битвы (от SergeyMakhov):

Сражение в бухте Солебей.

4 марта 1672 года Великобритания начала мобилизацию флота, а 17 марта - объявила войну Голландии. Посол Даунинг покинул Гаагу. 22 марта адмирал Холмс захватил 5 нидерландских купцов. 7 апреля Франция присоединилась к Британии и так же разорвала дипломатические отношения с Голландией. Чуть позже к союзу против республики примкнули епископаты Кельна и Мюнстера.

Оказавшись один на один с такими мощными противниками штатгальтер Ян де Витт решил разбить противников по частям.

9 мая 1672 года с рейда Текселя вышел голландский флот под командованием де Рюйтера. Адмирал планировал соединиться с эскадрой Банкрета (стоявшей в Зеландии) атаковать англичан в их портах до подхода французов, однако зеландские власти приказали Банкерту оставаться в портах, пока они не получат точного известия, что де Рюйтер уже в море. Из-за этой заминки зеландцы начали выходить в море только 12 мая, упустив момент, когда дул сильный восточный ветер, прижимавший Ройал Неви к берегу в Норе.

В этот же день из Нора вышли 38 британских кораблей, еще 5 остались в порту, на довооружение. 8 мая Холмс прибыл к Бресту. Чтобы поторопить французов (34 корабля, 6 брандеров, 6 кечей) с выходом в море, он доставил им приказы (по договору с Карлом II в союзном флоте основные командные должности занимали англичане) и лоцманов. Те были готовы и вышли 9 мая, 13-го пришли на Спитхэд. Голландцы на всех парусах двигались к Нору и Даунсу, но все же опоздали - Ройал Неви сумел соединиться с французами. У Дувра де Рюйтеру удалось захватить только 38-пушечный «Френч Виктори», разведчики сообщили, что в Даунсе пусто. У идущего из Ост-Индии датского судна узнали, что союзники соединились 15 мая у острова Уайт, поэтому де Рюйтер решил повернуть к зеландским берегам. Флот шел очень медленно – сильный ост мешал движению, к 23 мая голландцы были только лишь к югу от Гарвича. 20 мая из Нора вышел кэптен Коулмен с тремя линейными кораблями и одним фрегатом. Де Рюйтер послал в погоню за ним адмирала Ван Гента с 12-ю линкорами III ранга, но голландцы не смогли догнать маленький английский отряд, хотя преследовали его до самого Ширнесса. 26 мая Ван Гент вернулся к основным силам, а Коулмен соединился со спешившими к голландцам союзниками.

28 мая флоты увидели друг друга. Дул очень свежий зюйд-вест, союзники был на ветре, Рюйтер повернул на юго-восток и стал отходить. Противник последовал за ним. На следующий день поднялся очень сильный ветер, контакт с голландцами был потерян. 31 мая герцог Йоркский, глава англо-французского флота (103 корабля, 28 брандеров и транспортов), стоявшего на якоре, обнаружил вдалеке корабли де Рюйтера но не стал сближаться, а отошел к бухте Солебей, переждать шторм.

Противный ветер прижал союзников к английскому берегу до 5 июня, флот смог усилиться тремя кораблями и пережидал непогоду вблизи своего побережья. Герцог очень беспокоился, что голландцы неожиданно могут атаковать союзников, однако герой прошлой войны – Джордж Кокс – успокоил главнокомандующего, сказав, что из-за такого волнения на море один–два дня сражения точно не будет. Все же в разведку были посланы 3 корабля и 2 фрегата, а Йоркский тем временем приказал пользуясь вынужденной стоянкой кренговать и очистить днище 100-пушечного «Ройал Принса» (флагман). В два часа дня корабль был готов к кренгованию, а в 3 часа прозвучал сигнал тревоги – на горизонте появились голландцы, тогда как флагман не готов к бою!

Первым голландцев обнаружил «Эол» - французский скаут, крейсировавший на юге. Голландцы (85 трехмачтовых судов, 42 тендера) шли с норд-оста, дул очень слабый вест-зюйд-вест , де Рюйтер выслал вперед три дивизиона (по 6 кораблей и 3 брандера в каждом), но англичане успели приготовиться к бою.

Командир Белой Эскадры адмирал д’Эстрэ повернул на правый галс, нарушив тем самым построение – ведь он был в авангарде и должен был вести флот! Возможно, француз подумал, что Йоркский хотел атаковать голландцев с перевернутым фронтом, но такого приказа герцог не отдавал. Д’Эстре прислал к командующему своего офицера, но тот сказал ему только «держаться ближе (круче) к ветру», а контр-адмиралу красной эскадры Харману вести красную эскадру и держаться в кильватер синей. В результате союзники разделились – центр и арьергард шли на север в кильватерной колонне, а французы – на юг. Против д’Эстрэ голландцы выделили всего 21 корабль под командованием Банкерта, сосредоточив основной удар на Ройал Неви.

Де Рюйтер, будучи на ветре, с центральной группой атаковал «Ройал Стэндарт», «Ройал Принс» и «Виктори». Арьергард Ван Гента налетел на одиноко стоявший «Ройал Джеймс». К 8 утра голландцы были в 200 ярдах от флагмана союзников, и хотя «Виктори» был развернут кормой к нидерландскому отряду англичане развили сильный огонь, мешавший голландцам приблизиться. Два голландских брандера на веслах понеслись к «Ройал Принсу», но были потоплены кэчами англичан. К 12 часам дня «Ройал Принс» был сильно поврежден, грот-стеньга упала на палубу, стало невозможно стрелять из орудий на открытой палубе, кэптен Нарборо двумя шлюпками отбуксировал «Ройал Принс» на север из сферы боя, а в 12-13 часов - он повернул на другой галс на юг. Из парусного вооружения оставались фок, крюйсель и марса-крюйсель, потери экипажа составили 51 человек убитыми и 52 – ранеными.

Удивительно, но после двухчасового боя, проведенного во время штиля на расстоянии пистолетного выстрела между двумя флагманскими кораблями противников, оба главнокомандующие остались живы. Корабль де Рюйтера победил гораздо более сильный английский флагманский корабль, главным образом благодаря отличной боевой подготовке орудийной прислуги и скорострельности пушек.

Во время этой дуэли посередине юта голландского флагмана торжественно восседал в роскошном кресле Корнелиус де Витт (единственный представитель Генеральных Штатов в этом сражении), в красном бархатном плаще и отороченном мехом берете, окруженный 12 часовыми с алебардами, из которых 5 были убиты. Де Витт в итоге остался невредим. Несколько раз маленькие голландские линейные корабли сцеплялись на абордаж с большими английскими и, поддерживаемые брандерами, выходили победителями. По описаниям современники, местами бой походил на резню.

Попавшему еще в начале боя в плен английскому морскому офицеру де Рюйтер разрешил с верхней палубы наблюдать за ходом сражения; офицер, полный энтузиазма, рассказывал потом об изумительной храбрости де Рюйтера и его необыкновенных морских и военных качествах; особенно он восхищался адмиралом, когда ветер несколько засвежел, пороховой дым рассеялся и де Рюйтер снова крепко взял управление всем флотом в свои руки.

Сильные повреждения флагмана заставили герцога Йоркского перенести флаг на «Сент-Майкл». Голландцы обрушились на новый флагман. Герцог отступал к Лоустофтской отмели и вблизи нее был вынужден изменить курс на юг. Фрегаты нидерландцев и «Эндрахт» Ван Неса атаковали с двух бортов 82-пушечный «Ройал Кэтрин», голландцы пошли на абордаж, призовая команда смогла взять в плен кэптена и первого лейтенанта, но благодаря боцману и главному канониру команда английского линкора смогла отбиться и вскоре корабль присоединился к основным силам.

Тем временем отряд Ван Гента, атаковавший «Ройал Джемс» (Монтегю) смог нанести тому ужасные повреждения. В ответ английский корабль смог сильно повредить флагманский «Долфин» (корабль тек, как решето, потерял все мачты, было убито до трети экипажа, в том числе Ван Гент), но «Грот Холландиа» (Бракель) заменил выбывшего. Однако артиллеристы «Ройал Джеймс» дали несколько полных залпов картечью по кораблю Бракеля, от которых погибло до 200 моряков, абордажная партия англичан перебралась на «Гроот Холландиа», обрубила снасти, которыми тот запутался с бушпритом и такелажем «Ройал Джеймса», голландец отвалил и попав под продольный огонь был сильно поврежден. Приблизившись к Лоустофту Монтегю приказал бросить якорь, мимо пронесло потерявший управление корабль Бракеля. Сэндвич послал сообщение Джордану, чтобы тот вернулся ему на помощь. Джордан уже поворачивал корабли своего дивизиона, ещё мало задействованного в бою, обходя при этом голландцев с наветренной стороны. Будучи на ветре, он пошёл к югу, сражаясь с эскадрой Ван Гента, которая также повернула, но держалась далеко на ветер от Сэндвича, которого она и миновала. Кемпторн с арьергардом Синей эскадры пришёл под ветер к Сэндвичу и продолжал поворачивать к северу, одновременно ведя бой с голландской эскадрой, которая противостояла ему с самого начала сражения. Из-за порохового дыма Кемпторн не видел бедственного положения дивизиона Сэндвича и для разведки послал шлюпку, которая подоспела слишком поздно. Голландский брандер «Вреде», посланный с «Витте Олифанте» (Свеерс), сумел сцепиться с «Ройал Джеймс», огонь быстро распространился на все судно и Монтегю приказал покинуть корабль. Кэптен Хэддок спасся, а сам Монтегю погиб, «Ройал Джеймс» же сгорел до ватерлинии.

Мателот флагмана 3-го дивизиона «Генри» сумел уклониться от второго брандера, но его капитан Дигби был убит, голландцы взяли было его на абордаж, но корабль был отбит «Плимутом» и остатками экипажа «Генри». Как раз в это время герцог Йоркский, сражавшийся с де Рюйтером, подходил к Лоустофту. Командующий приказал фрегату из дивизиона Спрэгга подойти к кораблю Монтегю и по возможности спасти оставшихся в живых, но «Ройал Джеймс» уже горел.

Англичане постепенно улучшали линию, но при этом несли большие потери. Бой в центре продолжался – 48-пушечный «Ставорен» из Амстердамской эскадры был захвачен англичанами, 54-пушечный голландский «Иешуа» - потоплен огнем 72-пушечного «Эдгара». Голландцы смогли сильно повредить 74-пушечные «Кэмбридж», «Резолюшн» и 96-пушечный «Сент-Майкл». Йоркский еще раз перенес флаг – на этот раз на 96-пушечный «Лондон». «Виктори» так же получил обширные течи и отдрейфовал к северу, чтобы сделать ремонт. Ветер сменился на ост-зюйд-ост,  и противоборствующие стороны увидели зеландские корабли и французов, которые шли на север, в то время, как остальной флот в это время шел на юго-восток.

Банкерт с 21 кораблем и 4 фрегатами в начале дня атаковал французов. Дюкен, командовавший 1-м дивизионом, не смог повернуть к северу также, как и остальные, поэтому у д’Эстрэ против голландцев осталось только 20 кораблей, правда – гораздо лучше вооруженных. Нидерландцы не пошли на сближение, французские «Сент-Филипп», «Тоннан» и «Сюпрерб» были повреждены, а французский командующий 3 дивизионом адмирал Трейбуа де Рабеньер - смертельно ранен. В 16.00 Банкерт пошел на соединение с де Рюйтером, который, завидев корабли своего авангарда, дал сигнал для общего отступления.

Французы все еще далеко и присоединились к англичанам только следующим утром. Ночью противники шли на зюйд-ост, голландцы были под ветром. Утром 29 мая  ветер сменился на норд-ост, вскоре англичане увидели голландцев у себя за кормой. Йоркский  вернулся на «Ройал Принс» и вновь повернул на ост-норд-ост, и тут наконец-то подошли французы.

Состоялся военный совет, на котором было решено попытаться атаковать Рюйтера. Незадолго до полудня легкие фрегаты опять обнаружили голландцев, шедших на норд-вест. Соединенная эскадра повернула на тот же галс, затем флоты пошли на зюйд-ост, союзники постепенно выдвигались вперед голландцев, охватывая их, к 16.00 они могли атаковать голландцев, но тут на море спустился густой туман, а потом поднялся сильный ветер, что мешало бы использовать пушки нижних батарейных палуб. Союзники шли на восток до темноты, они уже были в 20 милях от Вальчерена, начались мели, поэтому лоцманы повернули на норд-вест. Голландцы вернулись домой и 30 мая встали на якорь среди мелей. В ночь после боя взорвался 56-пушечный «Вестерго», на судне неожиданно возник пожар, который добрался до крюйт-камеры. Рюйтер приписывал это предательству, но, видимо, пожар был случайным.

Сражение для голландцев получилось очень тяжелым – погиб Ван Гент, были потеряны 3 корабля, убыль в экипажах составила примерно 2500-3000 человек убитыми и раненными. Англичане так же понесли существенные потери – 96-пушечный «Ройал Джеймс» и 5 брандеров. Погибли адмиралы Монтегю и Рабеньер, а так же около 1340 моряков было убито и 1200 – ранено. Погибли адмиралы Монтегю и де Рабеньер, кэптены «Ройал Джеймс», «Генри», «Кембриджа», «Трайэмфа», «Сент-Джорджа», «Энн», брандеров.

Атаковав английский флот Рюйтер сорвал блокаду голландских портов и атаки на нидерландскую торговлю со стороны Ройал Неви.

Линия баталии союзников при Солебее:

Наименование Количество орудий Примечания

Французская эскадра

Illustre  70

Temeraire  50

Admirable  68

Terrible  70

Conquerant  70 лейтенант-генерал Дюкен

Prince  50

Bouirbon  50

Hazardeux  38

Alcyon  46

Vaillant  50

Foudroyant  70

Brave  54

Aquilon  50

Tonnant  68

ST. PHILIPPE  78  вице-адмирал Эстре

Grand  70

Duc  50

Eole  38

Oriflamme  50

Excellent  50

Arrogant  38

Fort  60

Rubis  46

Galant  46

Sans-Pareil  66

Superbe  70  начальник эскадры Рабеньер-Трейбуа

Sage  50

Hardy  38

Heureux  50

Invincible  70

Английская эскадра

Resolution  70

Bristol  48

London  96 - вице-адм. Спрэгг (или Спрэгг)

Old James  70

Sweepstakes  42

Dunkirk  60

Diamond  48

Monk  60

Dartmouth  32

Yarmouth  70

Dreadnought  62

Cambridge  70

Fairfax  66

Victory  82

PRINCE ROYAL  100  Лорд-Хай-Эдмирал герцог Йоркский

St. Michael  98

Monmouth  66

Adventure  44

Royal Katherine  84

Phoenix  42

York  50

Greenwich  42

Anne  32

Charles II 66 контр-адм. Харман

Rainbow  64

Forester  38

Dover  48

Advice  48

Gloucester  54

Bonaventure  48

St. George  70

St. Andrew  96 - контр-адм. Кемпторн

Warspite  70

Antelope  48

French Ruby  66

Montagu  62

Leopard  54

Rupert  66

ROYAL JAMES  100 - адмирал Монтегю, граф Сэндвич

Henry  82

Crown  48

Edgar  72

Success  32

Princess  54

Mary Rose  48

Mary  62

Ruby  48

Triumph  70

Royal Sovereign  100 - вице-адм. Джордан

Unicorn  64

Tyger 46

Plymouth  60

За линией у французов - 9 «легких фрегатов», 2 тартаны, 8 брандеров

У англичан - 6 шлюпов и яхт, 9 брандеров

Голландская эскадра де Рюйтера:

Наименование кораблей Количество орудий Примечания

Авангард

Walcheren  70

Zierikzee  50

Groeningen  70

Oranje  70

Prins Hendrik Kasimir 72

Middelburg  50

Oudshoorn (ex Swiftsure)  70

Kalandsoog  70

Zevenwolden  76

Kampveere  50

Schieland  60

Steenbergen  68

Huis te Kruiningen  56

Drie Helden Davids  50

Gelderland  56

Wappen van Nassau  62

Steden  54

Wapen van Medemblik  46

Vlissingen  60

Zwanenburg  44

Oostergo  62

Delft  34

Ter Goes  34

Popkensburg  24

Schiedam  20

4 авизо, 6 брандеров

Кордебаталия

Eendracht  76  ЛА Аарт ван Нес

Westvriesland  78

Wapen van Hoorn  62

Alkmaar  62

Groot Hollandia  60

Agatha  50

Zeelandia  44

Windhond  34

Harderwijk  24

Zeven Provincien  80 ЛА Рюйтер

Ridderschap van Holland  66

Reigersbergen  72

Deventer  66

Gelderland  64

Delft  62

Provincie van Utrecht  60  Ш Ян ван Нес

Utrecht  36

Postilion  24

Maagd van Dordrecht  68  ВА де Лифде

Stad Utrecht  66

Waesdorp  68

Wassenaar  56

Westego  56

Beschermer  50

Josua  54

Jaarsveld  48

Brak  24

За линией - 4 авизо и 6 брандеров

Арьергард

Dolfijn  82

Witte Olifant  82

Pacificatie  76

Gouda  72

Wapen van Enkhuizen  72

Komeetster  70

Woerden  70

Akerboom  60

Amsterdam  60

Oosterwijk  60

Essen  50

Leeuwen  50

Stavoren  48

Gideon  58

Justina van Nassau  64

Noorderkwartier  60

Dordrecht  50

Jupiter  40

Caleb  48

Asperen  30

Haas  24

Bommel  24

Overijssel  30

5 авизо, 5 брандеров

Англичане потеряли 5 кораблей, голландцы только 2, потери в людях убитыми и ранеными у англичан были равными 2,5 тысяч человек, у голландцев 2 тысячам. Почти все корабли, участвовавшие в сражении, получили тяжелые повреждения.

Английские корабли, потерянные в ходе сражения:

  • Royal James, линейный корабль, 100 пушек.

  • Alice and Francis, брандер, 6 пушек, 266 тонн, сожжён в сражении

  • Katherine, брандер, 4 пушки, 294 тонны, сожжён в сражении

  • Anne and Judith, брандер, 6 пушек, 264 тонны, потоплен в сражении

  • Bantam, брандер, 6 пушек, 276 тонн, потоплен в сражении

  • Fountaine, брандер, 8/10 пушек, 371 тонна, потоплен в сражении
http://s2.ipicture.r...01/TG4wWVUh.jpg

Картина "Сожжение Royal Jamesа в битве при Солебее, 28 мая 1672 года. Художник  Виллем ван де Вельде Младший

Изображение

Изображение

Изображение

http://www.ship-wrec...leofSOLEBAY.htm

http://www.e-reading..._XVII_veka.html

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
11 публикаций
1 848 боёв

Просмотр сообщенияTOP__GAMER (29 Сен 2013 - 15:42) писал:

лучше бы видио сделал, тону писанины не кто читать не будет ну кроме старперов
Теперь как надо смотри: лучше бы видео сделал, тонну писанины ни кто читать не будет ну кроме старперов.
Так что лучше бы ты читал....

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
395 публикаций

Просмотр сообщенияAeroslon (29 Сен 2013 - 15:47) писал:

Теперь как надо смотри: лучше бы видео сделал, тонну писанины ни кто читать не будет ну кроме старперов.
Так что лучше бы ты читал....
я пишу быстро поскольку приходится находится на нескольких форумах, в результате возникают несколько ошибок

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
247 публикаций

Просмотр сообщенияAeroslon (29 Сен 2013 - 15:47) писал:

Теперь как надо смотри: лучше бы видео сделал, тонну писанины ни кто читать не будет ну кроме старперов.
Так что лучше бы ты читал....
Не кормите тролля (с)Илидан

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
242 публикации
87 боёв

Просмотр сообщенияAeroslon (29 Сен 2013 - 15:47) писал:

Теперь как надо смотри: лучше бы видео сделал, тонну писанины ни кто читать не будет ну кроме старперов.
Так что лучше бы ты читал....
Ну "нИкто" пишется плюс ко всему еще и слитно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
11 публикаций
1 848 боёв

Просмотр сообщенияmike_vee (29 Сен 2013 - 16:14) писал:

OMG.  :medal: . зачет. только бы еще фото сборки
Да блин давно это было, не сохранились фотки, но по технологии могу все рассказать.
Кстати плавающий был продан братку какому то за 12000$, в принципе с того и началось, сделали одному из бригады и понеслось, типа я хочу такой же но круче... :veryhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияSergeyMakhov (29 Сен 2013 - 16:24) писал:

"Фрисланд" всю жизнь был 70-пушечником. Да и каким ему быть имея 33 пушки на борт?
Просто все сайты, на которых продается моделька, характеризуют его как "80-пушечный линейный корабль". Поэтому простительно, что ТС так написал.
Ну а в свете открывшихся обстоятельств можно и поменять.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
11 публикаций
1 848 боёв

Просмотр сообщенияSergeyMakhov (29 Сен 2013 - 16:24) писал:

"Фрисланд" всю жизнь был 70-пушечником. Да и каким ему быть имея 33 пушки на борт?
А кормовые, носовые и орудия на верхней палубе, учитывать ненадо, ну ок пусть он будет 70 пушечный раз ты настаиваешь.))) Можно я только описание менять не буду, мне просто лень, ок?)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
247
Альфа-тестер
3 334 публикации
484 боя

Просмотр сообщенияAeroslon (29 Сен 2013 - 16:35) писал:

А кормовые, носовые и орудия на верхней палубе, учитывать ненадо, ну ок пусть он будет 70 пушечный раз ты настаиваешь.))) Можно я только описание менять не буду, мне просто лень, ок?)))
Сергей как бы пишет книги по истории парусного флота...
И да, в названии темы ошибка. "T" нужно убрать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
11 публикаций
1 848 боёв

Просмотр сообщения1L1dan (29 Сен 2013 - 16:50) писал:

Сергей как бы пишет книги по истории парусного флота...
И да, в названии темы ошибка. "T" нужно убрать.
Да, спасибо в названии темы очепятка))), но с орудиями не буду пока менять, где то валялись чертежи, посмотрю скажу точно сколько пушек было на нем, правда искать буду долго, давно это было, может на даче.
Кстати вот вопрос, считались ли в описании корабля пищали, вроде как что то среднее между пушкой и ружьем, но все таки орудие стоящее на турели??
И просьба к Сергею, раз уж на то пошло может расскажет немного об ушкуях, как то незаслуженно упущен этот вид корабля, а ведь в Российской истории он сыграл немалую роль.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
5 972
Участник
13 348 публикаций
1 824 боя

и нелень же комуто токие кораблики склеевать этоже скоко время впустую потратить ппц ябы лутше пошол в танки погамал чем токой фигней зониматца

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
19
[BUSHI]
Старший альфа-тестер
441 публикация
12 817 боёв

Просмотр сообщенияJIex____ (29 Сен 2013 - 17:21) писал:

и нелень же комуто токие кораблики склеевать этоже скоко время впустую потратить ппц ябы лутше пошол в танки погамал чем токой фигней зониматца
УЖОС...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
264 публикации
5 боёв

Просмотр сообщенияTOP__GAMER (29 Сен 2013 - 15:54) писал:

лучше бы видио сделал, тону писанины не кто читать не будет ну кроме старперов
И где то стена текста? Я вижу под спойлером совсем не много текста относительно книги. А за модельки грац высочайший.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияAeroslon (29 Сен 2013 - 17:00) писал:

Да, спасибо в названии темы очепятка))), но с орудиями не буду пока менять, где то валялись чертежи, посмотрю скажу точно сколько пушек было на нем, правда искать буду долго, давно это было, может на даче.
Кстати вот вопрос, считались ли в описании корабля пищали, вроде как что то среднее между пушкой и ружьем, но все таки орудие стоящее на турели??
Согласно List dated 31 march 1665: Admiralty of Fiesland,  размерения (в футах)140 x 40, экипаж 275 моряков, 50 мушкетеров, Вооружение: 8-24pdr, 14-18pdr, 26-12pdr, 18-4pdr, 4- неизвестного калибра.
Пушки на вертлюгах, пищали и т.д. в подсчете не учитывались.
Изменено пользователем SergeyMakhov

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
11 публикаций
1 848 боёв

Просмотр сообщенияSergeyMakhov (29 Сен 2013 - 20:35) писал:

Согласно List dated 31 march 1665: Admiralty of Fiesland,  размерения (в футах)140 x 40, экипаж 275 моряков, мушкетеров, Вооружение: 8-24pdr, 14-18pdr, 26-12pdr, 18-4pdr, 4- неизвестного калибра.
Пушки на вертлюгах, пищали и т.д. в подсчете не учитывались.

Спасибо сейчас исправлю, но чертежи все равно поищу, тем более что они исторические.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
587 публикаций

Просмотр сообщенияAeroslon (29 Сен 2013 - 20:44) писал:

Спасибо сейчас исправлю, но чертежи все равно поищу, тем более что они исторические.

Можете не исправлять, ибо при Солебее он нес уже 78 пушек. Вот он - Westvriesland  78

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×