0 RenamedUser_262485 Альфа-тестер 357 публикаций Жалоба #1 Опубликовано: 24 окт 2013, 02:59:03 (изменено) В один из осенних дней первого года XX века на британском морском полигоне для практических стрельб произошло на первый взгляд вполне ординарное событие, тем не менее вошедшее в военную историю. К поставленному с носа и кормы на мертвый якорь небольшому однотрубному кораблю, корпус которого низко сидел в воде, а в средней части горбом выступал квадратный каземат, подошел новый броненосец "Маджестик" и обрушил на него град снарядов. Всего через 7 минут оконечности корабля были буквально превращены в пыль. Безнадежно поврежденный корабль-цель пришлось спешно буксировать в Портсмут. Так закончилось испытание новых снарядов с начинкой из высоко-бризантной взрывчатки - лиддита: мероприятие, которое описано во всех книгах по истории флота как "расстрел броненосца "Бельайл". Откуда же появился в английском флоте этот странный, кургузый и низенький корабль, столь похожий на преследователя "Весты" турецкий броненосец "Фетхи-Буленд"? Действительно, первоначально два броненосца этого типа предназначались именно для Турции и носили название "Пейк-и-Шериф" и "Бурди-Зафер". Они и не претендовали на мореходность, поскольку главным театром для них должно было стать Черное море и восточное Средиземноморье. Основным их оружием являлся мощный таран, а артиллерия рассматривалась лишь как подмога. Безусловно, такие корабли вряд ли когда понадобились бы для британского флота, основной задачей которого была дальняя и ближняя блокада. Для нее же эти "турки" не годились совершенно. Но история распорядилась по-другому. 24 января 1877 года Россия объявила войну Турции. Британская империя, серьезно обеспокоенная возможным исходом военных действий для Оттоманской империи - своего любимого восточного союзника, - готовилась выступить против России в союзе с Австро-Венгрией. Предполагалось послать флот в черноморские проливы, доставить туда войска и вести боевые действия в духе Крымской кампании с десантами и обстрелами берегов. И тут выяснилось, что в составе огромных сил "владычицы морей" нет подходящих для этой цели броненосцев, имеющих небольшую осадку для действий у берега, и которые было бы не жалко потерять. Пришлось немедленно "ограбить" собственного же союзника. Уже спущенные на воду турецкие корабли были перекуплены британским правительством, получили названия "Бельайл" и "Орион" и начали спешно дооборудоваться уже для собственного флота. Но спешка оказалась бесполезной: военные действия окончились быстро и вместо орудий в разговор вступили дипломаты. 3 марта следующего года в Сан-Стефано был подписан мирный договор. Броненосный таран "Бельайл", Англия, 1878 г. Заложен в 1874 г., спущен на воду в 1876 г. Водоизмещение 4870 т, длина наибольшая 75,4 м, ширина 15,85 м, углубление 6,4 м. Мощность двухвинтовой машинной установки 4040 л. с., скорость хода 12,9 уз. Бронирование: пояс 305 мм в средней части, 178 мм в носу и 152 мм в корме, каземат 227-267 мм, рубка 229 мм, палуба 51 мм. Вооружение: четыре 305-мм дульнозарядных орудия, 2 торпедных аппарата. Построено 2 единицы: "Бельайл" (1878) и "Орион" (1882). В результате у Англии остались два совершенно бесполезных корабля, поскольку в британском флоте всегда отдавалось предпочтение артиллерии, а не тарану. Традиционное для турецкого флота расположение четырех 12-дюймовок в углах центрального каземата (когда в любую точку горизонта могло стрелять только одно орудие) заслужило следующую кислую оценку знаменитого морского теоретика, адмирала Коломба: "Бельайл" отрицал любую принятую форму морского боя: он был одинаково сильным и одинаково слабым в любом направлении". Неудачное расположение вооружения дополнялось плохой живучестью: водонепроницаемые переборки не были доведены до уровня верхней палубы, которая и так располагалась слишком недалеко от поверхности воды. В общем, эти корабли сослужили британскому флоту своеобразную службу: во-первых, окончательно похоронили казематное расположение артиллерии, и, во-вторых, конкретно "Бельайл" своим поведением под градом лиддитных снарядов способствовал их принятию на вооружение в Англии и Японии (и тем самым подготовке Цусимы)."Орион" попытался довершить то, для чего он был куплен, и потягаться с русскими кораблями. В ходе очередного обострения русско-английских отношений его послали в Сингапур для наблюдения за русскими крейсерами. Но тихоход не смог бы справиться с этой задачей, если бы не толстый кошелек британских агентов, которые скупили весь запас угля в Адене и Коломбо, заставив русские крейсера идти половинной скоростью. Этот "забег" закончился в Сингапуре, где "Орион" пребывал некоторое время в состоянии, далеком от боевой готовности. Окончил же он свою карьеру в качестве плавучего склада под названием "Оронтес" и в 1913 году был сдан на слом. Русско-турецкая война обогатила британский флот еще одним нестандартным приобретением. И вновь за счет Турции. Уже вполне законченный большой броненосец "Гамидие" был куплен адмиралтейством 20 февраля 1878 года - за две недели до подписания мира в Сан-Стефано! Спешка стала излишней, и англичане попытались приспособить чужой корабль к своим требованиям. В результате в строй он вошел только в конце 1880 года после значительных переделок. В итоге "Сьюперб" (так стал называться бывший "Гамидие") стал полноценным и мощным боевым кораблем даже по британским меркам. После дооборудования он получил вооружение из шестнадцати 254-мм орудий - самая многочисленная батарея одного калибра, когда-либо устанавливавшаяся на английском корабле. Бронирование также было очень мощным: пояс и батарея состояли из железных плит толщиной 305 мм (правда, бортовая броня постепенно утоньшалась до 254-152 мм к носу и корме). Единственным несоответствием британским стандартам была, пожалуй, недостаточная скорость. Парусная оснастка являлась (как и у большинства броненосцев) скорее украшением: "Сьюперб" был совершенно не способен идти под парусами даже при попутном ветре, а поворот фордевинд был для него совершенно неразрешимой задачей. Казематный броненосец "Сьюперб", Англия, 1880 г. Заложен в 1873 г., спущен на воду в 1875 г. Водоизмещение 9710 т, длина между перпендикулярами 101,3 м, ширина 18,0 м, углубление 7,8 м. Мощность одновальной машинной установки 6580 л. с., скорость хода 13,2 уз. Бронирование: пояс 254-305 мм в средней части, каземат 305 мм с траверсами 254 мм, рубка 203 мм, палуба 37 мм. Вооружение: шестнадцать 254-мм дульнозарядных орудий, четыре 356-мм торпедных аппарата. На примере "Сьюперба" видно, насколько отличаются судьбы одинаковых кораблей в различных флотах. Однотипный ему "Мессудие", оставшийся в Турции, рассматривался как важная боевая единица вплоть до начала века. Его полностью модернизировали в 1902 году с установкой не только новой артиллерии, но и более прочной брони. "Мессудие" благополучно дослужил до первой мировой войны. Британский же его собрат уже в 1887 году был поставлен на длительную модернизацию в Чатаме, после которой он немедленно перешел в класс кораблей береговой обороны. Через 7 лет его отчислили в резерв, а в 1904 году, когда "Мессудие" обрастал новой броней и вооружением, никому не нужный "Сьюперб" сначала использовался как инфекционный госпиталь, а затем мрачный и ободранный стоял целый год в ожидании своей очереди на слом.Если "Бельайлом", "Орионом" и "Сьюпербом" Британия обязана Турции, то еще одним "белым слоном" ее флот пополнила Бразилия. Около 1872 года бразильская военно-морская делегация возжелала "самый современный парусный броненосец". В это время, несомненно, наиболее передовым кораблем этого типа являлся "Девастейшн". Но проектировавший его парусный вариант Э. Рид относился к парусным башенным кораблям с отвращением и явно работал без энтузиазма. В результате появился странный гибрид с полубаком, который лишил броненосец возможности вести огонь по носу и корме. Но бразильцам он настолько понравился, что, когда все в том же 1878 году Англия решила воспользоваться правом покупки всех строившихся на своих верфях кораблей, его владельцы заломили несусветную цену - 600 тысяч фунтов стерлингов, к которым пришлось прибавить еще 90 тысяч, чтобы привести броненосец к английским стандартам. В результате адмиралтейство получило плохой корабль почти за ту же цену, что и "Девастейшн" и "Дредноут" ("Фьюри"), вместе взятые, - рекорд, не превзойденный за следующие 15 лет. У бывшей "Индепендесии", получившей название "Нептун", неприятности начались еще при спуске. Броненосец застрял на слипе, и его пришлось спускать во второй раз, исправив многочисленные повреждения корпуса. На службе он показал себя отвратительно: при плохой мореходности его команду преследовала сильная и резкая качка, а недостаточная маневренность дополнялась невозможностью использовать пресловутое парусное вооружение, поскольку паруса немедленно прогорали от близко расположенных труб. Непродолжительная служба "Нептуна" завершилась буйным концом: при выводе его на буксире из гавани Портсмута он сначала чуть не потопил исторический флагман адмирала Нельсона - "Викторию", а затем столкнулся с броненосцем "Хироу". Башенный рангоутный броненосец "Нептун", Англия, 1881 г. Заложен в 1873 г., спущен на воду в 1874 г. Водоизмещение 9130 т, длина между перпендикулярами 101,3 м, ширина 18,0 м, углубление 7,8 м. Мощность одновальной машинной установки 8000 л. с., скорость хода 14,2 уз. Бронирование: броневой пояс по всей длине ватерлинии толщиной 254-305 мм в средней части, 229 мм в оконечностях, цитадель 254-203 мм, башни 330-280 мм, рубка 203 мм, палуба 76-51 мм. Вооружение: четыре 305-мм дульноэарядных орудия в башенных установках, два 227-мм орудия в каземате под полубаком (защищенном 152-мм броней), шесть 20-фунтовых пушек и два 356-мм торпедных аппарата. Помимо нестандартных кораблей, которые появлялись в британском флоте в результате поспешных и вынужденных покупок у своих клиентов, в его состав в те же годы вошел и собственный корабль, не вписывающийся ни в какие рамки, - "большой бриг" "Темерер".Этот броненосец имел много особенностей, не повторявшихся ни до, ни после него. Он являл собой странный гибрид барбетного и казематного корабля. Два из четырех 280-мм дульнозарядных орудий помещались на убирающихся станках Монкрифа в носу и в корме; еще два таких же орудия располагались в передней части центрального каземата и могли стрелять через скошенные амбразуры прямо по носу. В задней части каземата, за 127-мм переборкой, находились четыре 254-мм пушки. Такую несимметричность дополняли и различия в бронировании. Даже одинаковые в принципе барбетные установки имели разную толщину брони: носовая 254 мм, а кормовая - всего 203 мм. Над всем этим разнообразием вооружения и защиты возвышались мачты с оснасткой брига и с площадью парусов более 2300 кв. метров. Несомненно, "Темерер" был самым большим бригом в мире, за что и получил свое прозвище. Если не принимать в расчет все эти многочисленные странности, то этот нестандартный броненосец оказался совсем неплохим кораблем. Его барбетные установки функционировали отлично, и если впоследствии они не повторялись на других типах, то причиной тому был их большой вес. Корабль отличала высокая для того времени степень механизации: 30 небольших вспомогательных паровых машин обеспечивали вращение орудий, подачу боезапаса и действие других устройств. Экстравагантная оснастка не мешала "Темереру" неплохо управляться под парусами. Броненосец отличался хорошей устойчивостью и мореходностью. Казематно-барбетный броненосец "Темерер", Англия, 1877 г. Заложен в 1873 г., спущен на воду в 1876 г. Водоизмещение 8540 т, длина между перпендикулярами 86,9 м, ширина 18,9 м, углубление 8,2 м. Мощность двухвинтовой машинной установки 7700 л. с., скорость хода 14,6 уз. Бронирование: пояс 280 мм в средней части, 152-127 мм в носу и 152-140 мм в корме, каземат 203 мм с траверсами той же толщины, барбеты 254-203 мм, палуба 25-37 мм. Вооружение: четыре 280-мм и четыре 254-мм дульнозарядных орудия, четыре 20-фунтовые пушки, 2 торпедных аппарата. Ему довелось "понюхать порох": он не просто участвовал в обстреле Александрии британским флотом в 1882 году, но и сыграл в этом сражении ведущую роль, подавив самые сильные батареи. В 1884-1889 годах на нем установили шесть 102-мм орудий и малокалиберные скорострельные пушки, убрав наконец парусную оснастку и облегчив мачты. С 1902 года активная жизнь бывшего "большого брига" окончилась и началась почти двадцатилетняя портовая служба. Когда его имя понадобилось новому дредноуту, бывший броненосец переименовали сначала в "Индус", затем в "Акбар", а в 1921 году сдали на слом.Все эти столь разные случайные приобретения флота Ее Величества оказались в равной степени бесполезными. Англичане имели в то время строгую доктрину использования своих броненосцев в линейном артиллерийском бою, которому могли предшествовать длительные морские переходы или блокада. Закупленные "иностранцы" плохо подходили для решения этой главной задачи броненосцев. Адмиралтейство в данном случае не лучшим образом распорядилось своими средствами, но часто политические соображения брали верх над разумной кораблестроительной политикой, и еще не раз в британском флоте появлялись позаимствованные то у союзников, то у возможных противников "белые слоны". Источник: "Моделист-конструктор" № 12 за 1991 г. Изменено 24 окт 2013, 03:00:34 пользователем MerCant Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
295 [LST-W] Aunt_Tom Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер 2 040 публикаций 6 069 боёв Жалоба #2 Опубликовано: 24 окт 2013, 04:31:30 Хех, а оказывается М-К в 1991-м был не чужд копипасты из Оскара Паркса :) Хорошая статья, только Temeraire тут ни при чем совершенно -- он просто один из "флота образцов". А Belleisle в первоначально-турецком виде был еще уродливее, чем на картинке ;) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
160 [_R_F_] military_surgeon Старший альфа-тестер 686 публикаций 7 314 боёв Жалоба #3 Опубликовано: 24 окт 2013, 05:43:13 (изменено) Aunt_Tom (24 Окт 2013 - 07:31) писал: Хех, а оказывается М-К в 1991-м был не чужд копипасты из Оскара Паркса :)Хорошая статья, только Temeraire тут ни при чем совершенно -- он просто один из "флота образцов". А Belleisle в первоначально-турецком виде был еще уродливее, чем на картинке ;) Как сказал Ведеркин - Паркса лучше читать в оригинале. Но на мой взгляд и переводной не плох. А корабли интересные, являются прямым отражением своего временного периода в кораблестроении. Периода экспериментов, исканий, формирования тактик, любви к тарану, с остатками парусов...P.s. У Паркса пополнее будет. Но моделист-конструктор неплохой источник. Вообще в 1991 многие журналы еще выходили и не успели испортиться. Вспомните "Технику - молодежи" Изменено 24 окт 2013, 05:43:59 пользователем military_surgeon Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 338 [CATGO] Glebkk Старший альфа-тестер, Коллекционер 1 234 публикации 26 705 боёв Жалоба #4 Опубликовано: 24 окт 2013, 05:52:07 рисунки бы побольше, а то мелкие какие то Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
295 [LST-W] Aunt_Tom Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер 2 040 публикаций 6 069 боёв Жалоба #5 Опубликовано: 24 окт 2013, 06:47:17 Glebkk (24 Окт 2013 - 08:52) писал: рисунки бы побольше, а то мелкие какие то"Белльайл" и "Орион": http://www.worldnava...eisle_class.htm"Сьюперб": http://www.worldnava.../hms_superb.htm"Нептун": http://en.wikipedia....tune_(1874).jpgИ "Темерер": Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
295 [LST-W] Aunt_Tom Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер 2 040 публикаций 6 069 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 24 окт 2013, 06:49:58 military_surgeon (24 Окт 2013 - 08:43) писал: Как сказал Ведеркин - Паркса лучше читать в оригинале.От 150 фунтов на абебуксе. С учетом Почты Шредингера России -- мне пока стремно Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
160 [_R_F_] military_surgeon Старший альфа-тестер 686 публикаций 7 314 боёв Жалоба #7 Опубликовано: 24 окт 2013, 07:57:29 Aunt_Tom (24 Окт 2013 - 09:49) писал: От 150 фунтов на абебуксе. С учетом Почты Шредингера России -- мне пока стремно Мне далековато и потому стремно вдвойне. Паркс, кстати, доктор и так душевно написал, как будто всю жизнь корабли строил. Песня Британскому Флоту. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
9 anonym_870pQa0H810O Участник 336 публикаций Жалоба #8 Опубликовано: 27 окт 2013, 04:27:22 Повторюсь, Каждый журнал как и тема "Морская коллекция" это готовая тема для форума. Хоть в других источниках возьмите что либо. Что Вы нас однобоко информируете. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 Pichugino Участник 305 публикаций 113 боёв Жалоба #9 Опубликовано: 28 окт 2013, 10:09:19 Инфа есть,а вот с фотографиями напряг?Но за старания +. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
295 [LST-W] Aunt_Tom Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер 2 040 публикаций 6 069 боёв Жалоба #10 Опубликовано: 28 окт 2013, 10:37:49 Pichugino (28 Окт 2013 - 13:09) писал: Инфа есть,а вот с фотографиями напряг?Найдите большеP.S. До 250 много еще осталось? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 Pichugino Участник 305 публикаций 113 боёв Жалоба #11 Опубликовано: 28 окт 2013, 10:50:38 Aunt_Tom (28 Окт 2013 - 13:37) писал: Найдите большеP.S. До 250 много еще осталось? Думаете это для альфа-теста?Я поклонник кораблей, но буду ждать ЗБТ. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 ___KOT_B_TAHKE___ Участник 264 публикации 5 боёв Жалоба #12 Опубликовано: 28 окт 2013, 11:13:34 Pichugino (28 Окт 2013 - 13:50) писал: Думаете это для альфа-теста?Я поклонник кораблей, но буду ждать ЗБТ. Это мы ещё посмотрим. :sceptic: Знаем мы эти "Буду ждать до ОБТ, ЗБТ...." а в итоге всё равно в альфу заявку подаём :teethhappy: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 Pichugino Участник 305 публикаций 113 боёв Жалоба #13 Опубликовано: 28 окт 2013, 12:05:35 ___KOT_B_TAHKE___ (28 Окт 2013 - 14:13) писал: Это мы ещё посмотрим. :sceptic: Знаем мы эти "Буду ждать до ОБТ, ЗБТ...." а в итоге всё равно в альфу заявку подаём :teethhappy: Откуда столько негатива?Чем я вам помешал?Или что у вас такое случилось что вы так реагируете? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
295 [LST-W] Aunt_Tom Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер 2 040 публикаций 6 069 боёв Жалоба #14 Опубликовано: 28 окт 2013, 12:55:56 Pichugino (28 Окт 2013 - 15:05) писал: Откуда столько негатива?Чем я вам помешал?Или что у вас такое случилось что вы так реагируете? У Вас 150+ в меру бессмысленных сообщений за 3 суток. Нервирует, ибо всегда нервируют апы старых тем сообщениями "Достаточно информативная тема.+ за старания." Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 ___KOT_B_TAHKE___ Участник 264 публикации 5 боёв Жалоба #15 Опубликовано: 28 окт 2013, 14:52:44 Pichugino (28 Окт 2013 - 15:05) писал: Откуда столько негатива?Чем я вам помешал?Или что у вас такое случилось что вы так реагируете? С чего вы взяли что Я к Вам негативно отношусь? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
17 anonym_3eAQxADbzLs1 Участник 294 публикации Жалоба #16 Опубликовано: 28 окт 2013, 15:46:09 (изменено) Корабли интересные. Англичанам ничего не оставалось делать как создавать сильный флот, чтобы держать многочисленные колонии из которых высасывалось все! Маловато на их территории всякого вкусного и полезного! Aunt_Tom (28 Окт 2013 - 15:55) писал: У Вас 150+ в меру бессмысленных сообщений за 3 суток. Нервирует, ибо всегда нервируют апы старых тем сообщениями "Достаточно информативная тема.+ за старания." Есть такое за целый день одно и тоже! создал бы лучше нормальную тему! Изменено 28 окт 2013, 15:55:33 пользователем anonym_3eAQxADbzLs1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
24 [BRIZ] socolowic Старший бета-тестер, Коллекционер 50 публикаций Жалоба #17 Опубликовано: 28 окт 2013, 15:56:22 Извините, маленько не в тему.....Ребята, может кто либо прояснить ситуацию с термином "Белые слоны" британского флота. До этой статьи я считал что это относиться к линейным крейсерам первой мировой "Glorious","Courageous","Renown ", "Repulse". Так сколько ж было этих "Белых слонов" в британском флоте? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
295 [LST-W] Aunt_Tom Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер 2 040 публикаций 6 069 боёв Жалоба #18 Опубликовано: 29 окт 2013, 04:39:08 socolowic (28 Окт 2013 - 18:56) писал: Извините, маленько не в тему.....Ребята, может кто либо прояснить ситуацию с термином "Белые слоны" британского флота. До этой статьи я считал что это относиться к линейным крейсерам первой мировой "Glorious","Courageous","Renown ", "Repulse". Так сколько ж было этих "Белых слонов" в британском флоте?Смотрите. Пресса могла обозвать "белым слоном" что угодно, тем более, что идиома в ходу с 19 века. Последний раз под раздачу попала английская программа "авианосец 21 века ", к примеру.А вот прозвищ "бельайл", "орион", "сьюперб" и "непьун" история не сохранила. "Темерер"-то понятно, "большой бриг" и уж он бесполезной игрушкой не был Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 Generallet Участник 5 публикаций 233 боя Жалоба #19 Опубликовано: 2 ноя 2013, 16:49:30 броненосцы как это давно было а всё будоражит умы Рассказать о публикации Ссылка на публикацию