Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RenamedUser_262485

"Белые слоны" британского флота

В этой теме 19 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
357 публикаций

В один из осенних дней первого года XX века на британском морском полигоне для практических стрельб произошло на первый взгляд вполне ординарное событие, тем не менее вошедшее в военную историю. К поставленному с носа и кормы на мертвый якорь небольшому однотрубному кораблю, корпус которого низко сидел в воде, а в средней части горбом выступал квадратный каземат, подошел новый броненосец "Маджестик" и обрушил на него град снарядов. Всего через 7 минут оконечности корабля были буквально превращены в пыль. Безнадежно поврежденный корабль-цель пришлось спешно буксировать в Портсмут. Так закончилось испытание новых снарядов с начинкой из высоко-бризантной взрывчатки - лиддита: мероприятие, которое описано во всех книгах по истории флота как "расстрел броненосца "Бельайл".

Откуда же появился в английском флоте этот странный, кургузый и низенький корабль, столь похожий на преследователя "Весты" турецкий броненосец "Фетхи-Буленд"? Действительно, первоначально два броненосца этого типа предназначались именно для Турции и носили название "Пейк-и-Шериф" и "Бурди-Зафер". Они и не претендовали на мореходность, поскольку главным театром для них должно было стать Черное море и восточное Средиземноморье. Основным их оружием являлся мощный таран, а артиллерия рассматривалась лишь как подмога. Безусловно, такие корабли вряд ли когда понадобились бы для британского флота, основной задачей которого была дальняя и ближняя блокада. Для нее же эти "турки" не годились совершенно.

Но история распорядилась по-другому. 24 января 1877 года Россия объявила войну Турции. Британская империя, серьезно обеспокоенная возможным исходом военных действий для Оттоманской империи - своего любимого восточного союзника, - готовилась выступить против России в союзе с Австро-Венгрией. Предполагалось послать флот в черноморские проливы, доставить туда войска и вести боевые действия в духе Крымской кампании с десантами и обстрелами берегов. И тут выяснилось, что в составе огромных сил "владычицы морей" нет подходящих для этой цели броненосцев, имеющих небольшую осадку для действий у берега, и которые было бы не жалко потерять. Пришлось немедленно "ограбить" собственного же союзника. Уже спущенные на воду турецкие корабли были перекуплены британским правительством, получили названия "Бельайл" и "Орион" и начали спешно дооборудоваться уже для собственного флота. Но спешка оказалась бесполезной: военные действия окончились быстро и вместо орудий в разговор вступили дипломаты. 3 марта следующего года в Сан-Стефано был подписан мирный договор.

Броненосный таран "Бельайл", Англия, 1878 г.

 

бельайл.JPG

Заложен в 1874 г., спущен на воду в 1876 г. Водоизмещение 4870 т, длина наибольшая 75,4 м, ширина 15,85 м, углубление 6,4 м. Мощность двухвинтовой машинной установки 4040 л. с., скорость хода 12,9 уз. Бронирование: пояс 305 мм в средней части, 178 мм в носу и 152 мм в корме, каземат 227-267 мм, рубка 229 мм, палуба 51 мм. Вооружение: четыре 305-мм дульнозарядных орудия, 2 торпедных аппарата. Построено 2 единицы: "Бельайл" (1878) и "Орион" (1882).

 

В результате у Англии остались два совершенно бесполезных корабля, поскольку в британском флоте всегда отдавалось предпочтение артиллерии, а не тарану. Традиционное для турецкого флота расположение четырех 12-дюймовок в углах центрального каземата (когда в любую точку горизонта могло стрелять только одно орудие) заслужило следующую кислую оценку знаменитого морского теоретика, адмирала Коломба: "Бельайл" отрицал любую принятую форму морского боя: он был одинаково сильным и одинаково слабым в любом направлении". Неудачное расположение вооружения дополнялось плохой живучестью: водонепроницаемые переборки не были доведены до уровня верхней палубы, которая и так располагалась слишком недалеко от поверхности воды. В общем, эти корабли сослужили британскому флоту своеобразную службу: во-первых, окончательно похоронили казематное расположение артиллерии, и, во-вторых, конкретно "Бельайл" своим поведением под градом лиддитных снарядов способствовал их принятию на вооружение в Англии и Японии (и тем самым подготовке Цусимы).

"Орион" попытался довершить то, для чего он был куплен, и потягаться с русскими кораблями. В ходе очередного обострения русско-английских отношений его послали в Сингапур для наблюдения за русскими крейсерами. Но тихоход не смог бы справиться с этой задачей, если бы не толстый кошелек британских агентов, которые скупили весь запас угля в Адене и Коломбо, заставив русские крейсера идти половинной скоростью. Этот "забег" закончился в Сингапуре, где "Орион" пребывал некоторое время в состоянии, далеком от боевой готовности. Окончил же он свою карьеру в качестве плавучего склада под названием "Оронтес" и в 1913 году был сдан на слом.

Русско-турецкая война обогатила британский флот еще одним нестандартным приобретением. И вновь за счет Турции. Уже вполне законченный большой броненосец "Гамидие" был куплен адмиралтейством 20 февраля 1878 года - за две недели до подписания мира в Сан-Стефано! Спешка стала излишней, и англичане попытались приспособить чужой корабль к своим требованиям. В результате в строй он вошел только в конце 1880 года после значительных переделок. В итоге "Сьюперб" (так стал называться бывший "Гамидие") стал полноценным и мощным боевым кораблем даже по британским меркам. После дооборудования он получил вооружение из шестнадцати 254-мм орудий - самая многочисленная батарея одного калибра, когда-либо устанавливавшаяся на английском корабле. Бронирование также было очень мощным: пояс и батарея состояли из железных плит толщиной 305 мм (правда, бортовая броня постепенно утоньшалась до 254-152 мм к носу и корме). Единственным несоответствием британским стандартам была, пожалуй, недостаточная скорость. Парусная оснастка являлась (как и у большинства броненосцев) скорее украшением: "Сьюперб" был совершенно не способен идти под парусами даже при попутном ветре, а поворот фордевинд был для него совершенно неразрешимой задачей.

Казематный броненосец "Сьюперб", Англия, 1880 г.

 

сьюперб.JPG

Заложен в 1873 г., спущен на воду в 1875 г. Водоизмещение 9710 т, длина между перпендикулярами 101,3 м, ширина 18,0 м, углубление 7,8 м. Мощность одновальной машинной установки 6580 л. с., скорость хода 13,2 уз. Бронирование: пояс 254-305 мм в средней части, каземат 305 мм с траверсами 254 мм, рубка 203 мм, палуба 37 мм. Вооружение: шестнадцать 254-мм дульнозарядных орудий, четыре 356-мм торпедных аппарата.

 

На примере "Сьюперба" видно, насколько отличаются судьбы одинаковых кораблей в различных флотах. Однотипный ему "Мессудие", оставшийся в Турции, рассматривался как важная боевая единица вплоть до начала века. Его полностью модернизировали в 1902 году с установкой не только новой артиллерии, но и более прочной брони. "Мессудие" благополучно дослужил до первой мировой войны. Британский же его собрат уже в 1887 году был поставлен на длительную модернизацию в Чатаме, после которой он немедленно перешел в класс кораблей береговой обороны. Через 7 лет его отчислили в резерв, а в 1904 году, когда "Мессудие" обрастал новой броней и вооружением, никому не нужный "Сьюперб" сначала использовался как инфекционный госпиталь, а затем мрачный и ободранный стоял целый год в ожидании своей очереди на слом.

Если "Бельайлом", "Орионом" и "Сьюпербом" Британия обязана Турции, то еще одним "белым слоном" ее флот пополнила Бразилия. Около 1872 года бразильская военно-морская делегация возжелала "самый современный парусный броненосец". В это время, несомненно, наиболее передовым кораблем этого типа являлся "Девастейшн". Но проектировавший его парусный вариант Э. Рид относился к парусным башенным кораблям с отвращением и явно работал без энтузиазма.

В результате появился странный гибрид с полубаком, который лишил броненосец возможности вести огонь по носу и корме. Но бразильцам он настолько понравился, что, когда все в том же 1878 году Англия решила воспользоваться правом покупки всех строившихся на своих верфях кораблей, его владельцы заломили несусветную цену - 600 тысяч фунтов стерлингов, к которым пришлось прибавить еще 90 тысяч, чтобы привести броненосец к английским стандартам. В результате адмиралтейство получило плохой корабль почти за ту же цену, что и "Девастейшн" и "Дредноут" ("Фьюри"), вместе взятые, - рекорд, не превзойденный за следующие 15 лет.

У бывшей "Индепендесии", получившей название "Нептун", неприятности начались еще при спуске. Броненосец застрял на слипе, и его пришлось спускать во второй раз, исправив многочисленные повреждения корпуса. На службе он показал себя отвратительно: при плохой мореходности его команду преследовала сильная и резкая качка, а недостаточная маневренность дополнялась невозможностью использовать пресловутое парусное вооружение, поскольку паруса немедленно прогорали от близко расположенных труб. Непродолжительная служба "Нептуна" завершилась буйным концом: при выводе его на буксире из гавани Портсмута он сначала чуть не потопил исторический флагман адмирала Нельсона - "Викторию", а затем столкнулся с броненосцем "Хироу".

Башенный рангоутный броненосец "Нептун", Англия, 1881 г.

 

нептун.JPG

Заложен в 1873 г., спущен на воду в 1874 г. Водоизмещение 9130 т, длина между перпендикулярами 101,3 м, ширина 18,0 м, углубление 7,8 м. Мощность одновальной машинной установки 8000 л. с., скорость хода 14,2 уз. Бронирование: броневой пояс по всей длине ватерлинии толщиной 254-305 мм в средней части, 229 мм в оконечностях, цитадель 254-203 мм, башни 330-280 мм, рубка 203 мм, палуба 76-51 мм. Вооружение: четыре 305-мм дульноэарядных орудия в башенных установках, два 227-мм орудия в каземате под полубаком (защищенном 152-мм броней), шесть 20-фунтовых пушек и два 356-мм торпедных аппарата.

 

Помимо нестандартных кораблей, которые появлялись в британском флоте в результате поспешных и вынужденных покупок у своих клиентов, в его состав в те же годы вошел и собственный корабль, не вписывающийся ни в какие рамки, - "большой бриг" "Темерер".

Этот броненосец имел много особенностей, не повторявшихся ни до, ни после него. Он являл собой странный гибрид барбетного и казематного корабля. Два из четырех 280-мм дульнозарядных орудий помещались на убирающихся станках Монкрифа в носу и в корме; еще два таких же орудия располагались в передней части центрального каземата и могли стрелять через скошенные амбразуры прямо по носу. В задней части каземата, за 127-мм переборкой, находились четыре 254-мм пушки. Такую несимметричность дополняли и различия в бронировании. Даже одинаковые в принципе барбетные установки имели разную толщину брони: носовая 254 мм, а кормовая - всего 203 мм. Над всем этим разнообразием вооружения и защиты возвышались мачты с оснасткой брига и с площадью парусов более 2300 кв. метров. Несомненно, "Темерер" был самым большим бригом в мире, за что и получил свое прозвище.

Если не принимать в расчет все эти многочисленные странности, то этот нестандартный броненосец оказался совсем неплохим кораблем. Его барбетные установки функционировали отлично, и если впоследствии они не повторялись на других типах, то причиной тому был их большой вес. Корабль отличала высокая для того времени степень механизации: 30 небольших вспомогательных паровых машин обеспечивали вращение орудий, подачу боезапаса и действие других устройств. Экстравагантная оснастка не мешала "Темереру" неплохо управляться под парусами. Броненосец отличался хорошей устойчивостью и мореходностью.

Казематно-барбетный броненосец "Темерер", Англия, 1877 г.

 

темерер.JPG

Заложен в 1873 г., спущен на воду в 1876 г. Водоизмещение 8540 т, длина между перпендикулярами 86,9 м, ширина 18,9 м, углубление 8,2 м. Мощность двухвинтовой машинной установки 7700 л. с., скорость хода 14,6 уз. Бронирование: пояс 280 мм в средней части, 152-127 мм в носу и 152-140 мм в корме, каземат 203 мм с траверсами той же толщины, барбеты 254-203 мм, палуба 25-37 мм. Вооружение: четыре 280-мм и четыре 254-мм дульнозарядных орудия, четыре 20-фунтовые пушки, 2 торпедных аппарата.

 

Ему довелось "понюхать порох": он не просто участвовал в обстреле Александрии британским флотом в 1882 году, но и сыграл в этом сражении ведущую роль, подавив самые сильные батареи. В 1884-1889 годах на нем установили шесть 102-мм орудий и малокалиберные скорострельные пушки, убрав наконец парусную оснастку и облегчив мачты. С 1902 года активная жизнь бывшего "большого брига" окончилась и началась почти двадцатилетняя портовая служба. Когда его имя понадобилось новому дредноуту, бывший броненосец переименовали сначала в "Индус", затем в "Акбар", а в 1921 году сдали на слом.

Все эти столь разные случайные приобретения флота Ее Величества оказались в равной степени бесполезными. Англичане имели в то время строгую доктрину использования своих броненосцев в линейном артиллерийском бою, которому могли предшествовать длительные морские переходы или блокада. Закупленные "иностранцы" плохо подходили для решения этой главной задачи броненосцев.

Адмиралтейство в данном случае не лучшим образом распорядилось своими средствами, но часто политические соображения брали верх над разумной кораблестроительной политикой, и еще не раз в британском флоте появлялись позаимствованные то у союзников, то у возможных противников "белые слоны".

Источник: "Моделист-конструктор" № 12 за 1991 г.

Изменено пользователем MerCant

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Хех, а оказывается М-К в 1991-м был не чужд копипасты из Оскара Паркса :)

Хорошая статья, только Temeraire тут ни при чем совершенно -- он просто один из "флота образцов". А Belleisle в первоначально-турецком виде был еще уродливее, чем на картинке ;)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
160
[_R_F_]
Старший альфа-тестер
686 публикаций

Просмотр сообщенияAunt_Tom (24 Окт 2013 - 07:31) писал:

Хех, а оказывается М-К в 1991-м был не чужд копипасты из Оскара Паркса :)
Хорошая статья, только Temeraire тут ни при чем совершенно -- он просто один из "флота образцов". А Belleisle в первоначально-турецком виде был еще уродливее, чем на картинке ;)
Как сказал Ведеркин - Паркса лучше читать в оригинале. Но на мой взгляд и переводной не плох. А корабли интересные, являются прямым отражением своего временного периода в кораблестроении. Периода экспериментов, исканий, формирования тактик, любви к тарану, с остатками парусов...
P.s. У Паркса пополнее будет. Но моделист-конструктор неплохой источник. Вообще в 1991 многие журналы еще выходили и не успели испортиться. Вспомните "Технику - молодежи"
Изменено пользователем military_surgeon

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
1 328
[CATGO]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 225 публикаций
24 631 бой

рисунки бы побольше, а то мелкие какие то

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияGlebkk (24 Окт 2013 - 08:52) писал:

рисунки бы побольше, а то мелкие какие то
"Белльайл" и "Орион": http://www.worldnava...eisle_class.htm
"Сьюперб": http://www.worldnava.../hms_superb.htm
"Нептун": http://en.wikipedia....tune_(1874).jpg

И "Темерер":
Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияmilitary_surgeon (24 Окт 2013 - 08:43) писал:

Как сказал Ведеркин - Паркса лучше читать в оригинале.
От 150 фунтов на абебуксе. С учетом Почты Шредингера России -- мне пока стремно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
160
[_R_F_]
Старший альфа-тестер
686 публикаций

Просмотр сообщенияAunt_Tom (24 Окт 2013 - 09:49) писал:

От 150 фунтов на абебуксе. С учетом Почты Шредингера России -- мне пока стремно
Мне далековато и потому стремно вдвойне. Паркс, кстати, доктор и так душевно написал, как будто всю жизнь корабли строил. Песня Британскому Флоту.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
336 публикаций

Повторюсь, Каждый журнал как и тема "Морская коллекция" это готовая тема для форума.

Хоть в других источниках возьмите что либо.

Что Вы нас однобоко информируете.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций
113 боёв

Инфа есть,а вот с фотографиями напряг?Но за старания +.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияPichugino (28 Окт 2013 - 13:09) писал:

Инфа есть,а вот с фотографиями напряг?
Найдите больше

P.S. До 250 много еще осталось?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций
113 боёв

Просмотр сообщенияAunt_Tom (28 Окт 2013 - 13:37) писал:

Найдите больше

P.S. До 250 много еще осталось?
Думаете это для альфа-теста?Я поклонник кораблей, но буду ждать ЗБТ.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
264 публикации
5 боёв

Просмотр сообщенияPichugino (28 Окт 2013 - 13:50) писал:

Думаете это для альфа-теста?Я поклонник кораблей, но буду ждать ЗБТ.
Это мы ещё посмотрим.  :sceptic:  Знаем мы эти "Буду ждать до ОБТ, ЗБТ...." а в итоге всё равно в альфу заявку подаём  :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
305 публикаций
113 боёв

Просмотр сообщения___KOT_B_TAHKE___ (28 Окт 2013 - 14:13) писал:

Это мы ещё посмотрим.  :sceptic:  Знаем мы эти "Буду ждать до ОБТ, ЗБТ...." а в итоге всё равно в альфу заявку подаём  :teethhappy:
Откуда столько негатива?Чем я вам помешал?Или что у вас такое случилось что вы так реагируете?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияPichugino (28 Окт 2013 - 15:05) писал:

Откуда столько негатива?Чем я вам помешал?Или что у вас такое случилось что вы так реагируете?
У Вас 150+ в меру бессмысленных сообщений за 3 суток. Нервирует, ибо всегда нервируют апы старых тем сообщениями "Достаточно информативная тема.+ за старания."

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
264 публикации
5 боёв

Просмотр сообщенияPichugino (28 Окт 2013 - 15:05) писал:

Откуда столько негатива?Чем я вам помешал?Или что у вас такое случилось что вы так реагируете?
С чего вы взяли что Я к Вам негативно отношусь?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
294 публикации

Корабли интересные. Англичанам ничего не оставалось делать как создавать сильный флот, чтобы держать многочисленные колонии из которых высасывалось все! Маловато на их территории всякого вкусного и полезного!

Просмотр сообщенияAunt_Tom (28 Окт 2013 - 15:55) писал:

У Вас 150+ в меру бессмысленных сообщений за 3 суток. Нервирует, ибо всегда нервируют апы старых тем сообщениями "Достаточно информативная тема.+ за старания."

Есть такое за целый день одно и тоже! создал бы лучше нормальную тему!
Изменено пользователем anonym_3eAQxADbzLs1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
24
[BRIZ]
Старший бета-тестер, Коллекционер
50 публикаций

Извините, маленько не в тему.....Ребята, может кто либо прояснить ситуацию с термином "Белые слоны" британского флота. До этой статьи я считал что это относиться к линейным крейсерам первой мировой "Glorious","Courageous","Renown ", "Repulse". Так сколько ж было этих "Белых слонов" в британском флоте?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
295
[LST-W]
Викигвардия, Альфа-тестер, Коллекционер
2 040 публикаций
6 069 боёв

Просмотр сообщенияsocolowic (28 Окт 2013 - 18:56) писал:

Извините, маленько не в тему.....Ребята, может кто либо прояснить ситуацию с термином "Белые слоны" британского флота. До этой статьи я считал что это относиться к линейным крейсерам первой мировой "Glorious","Courageous","Renown ", "Repulse". Так сколько ж было этих "Белых слонов" в британском флоте?
Смотрите. Пресса могла обозвать "белым слоном" что угодно, тем более, что идиома в ходу с 19 века. Последний раз под раздачу попала английская программа "авианосец 21 века ", к примеру.

А вот прозвищ "бельайл", "орион", "сьюперб" и "непьун" история не сохранила. "Темерер"-то понятно, "большой бриг" и уж он бесполезной игрушкой не был

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×