Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
starogrif

Малые охотники типа МО-2

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
161 публикация
2 042 боя

Всем привет! Сегодня речь пойдёт о малых охотниках типа МО-2. Надеюсь вам будет интересно, спасибо за внимание!

ИзображениеИзображение

История создания.

Малые охотники типа МО-2 - спроектированы по заданию Главного штаба ВМФ и Главного управления пограничных войск НКВД СССР под руководством талантливого инженера В. И. Тягунова. Разработка проекта началась в 1933 году, катера предназначались в мирное время для несения сторожевой службы в составе соединений морпогранохраны, а в военное время - для борьбы с подводными лодками противника, а так же охраны водного района (ОВР).

ИзображениеИзображение

 

Конструкция.

 

Корпус у катера деревянный с трёхслойной обшивкой из сосновых досок с прокладками из перкаля и задним срезом верхней палубы. Надстройка состаяла из боевой рубки и открытого ходового мостика.

Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 9 отсеков:

Форпик;

Камбуз, котёл для обогрева жилых помещений;

Кубрик №1 на 4 человека;

Кубрик №2 на 8 человек, коридор №1, санузел;

Топливные цистерны;

Машинное отделение №1;

Машинное отделение №2;

Кают-компания, коридор №2;

Ахтерпик.

Катер имел удивительную непотопляемость, бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом.

Спасательные средства на катерах представлены одной четырёхвёсельной шлюпкой, расположенной в корме на палубе.

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя бензиновыми моторами ГАМ-34 по 750 л.с. каждый, с реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход и передовали вращение на три винта фиксированного шага обеспечивая полную скорость до 26 узлов. Вид топлива бензин марки Б-70. Размещение большинства механизмов ниже ватерлинии повышало живучесть катера, что не раз спасало экипажи от верной гибели, а "подводный выхлоп" у двигателей уменьшал шум катера, что было очень важно для внезапных и скрытных действий, особенно ночью.

ИзображениеИзображение

 

Вооружение.

 

Из 2 одноствольных 45-мм полуавтоматов 21-К с длиной ствола 46,1 калибра, расположенных одно на баке и одно в корме. Орудия в палубных установках не имели щита. Подача снарядов проводилась в ручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки составляла 25 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85 градусов. Начальная скорость снаряда 720 м/с., а дальность стрельбы до 9,2 км. Масса установки доходила до 507 кг.

Из 2 одноствольных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались побортно в кормовой части между надстройкой и кормовым 45-мм орудием. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, пулемёт имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы доходила до 3,5 км, а потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.

Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 20 глубинных бомб МБ-1. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения составлял до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.

Из 4 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

 

Оборудование.

 

Катера комплектовались компасом и шумопеленгаторной станцией (ШПС) "Посейдон".

ШПС «Посейдон» предназначалась для пассивного обнаружения целей, путём регистрации и классификации их шумов. Станция обеспечивала обнаружение цели "на стопе" по структуре шумо-сигнала на дальности от 740 метров до 2,5 км, точность пеленгования колебалась в пределах 5-10°, причем саму дистанцию до цели ШПС определить не могла

ИзображениеИзображение

 

Характеристики.

Тактико-технические данные катеров типа МО-2

Водоизмещение: нормальное 50 тонн, полное 52 тонны.

Длина наибольшая: 26,2 метра

Ширина наибольшая: 3,85 метра

Высота борта на миделе: 3 метра

Осадка по корпусу: 1,4 метра

Силовая установка: 3 бензиновых мотора ГАМ-34 по 750 л.с.,

3 винта ФШ, 3 руля

Электроэнергетическая

система: 2 динамомашины ПН-28,5 по 2 кВт

постоянный ток 115 В

Скорость хода: полная 26 узлов, экономическая 16 узлов

Дальность плавания: 450 миль при 16 узлах

Мореходность: до 4 баллов

Автономность: 2 суток

Вооружение: .

артиллерийское: 2х1 45-мм полуавтомата 21-К,

2х1 12,7-мм пулемёта ДШК

противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 20 бомб МБ-1

минное: 4 мины КБ-3

гидроакустическое: 1 шумопеленгатор "Посейдон"

навигационное: 1 магнитный компас, лаг

Экипаж: 16 человек (2 офицера, 2 мичмана)

ИзображениеИзображение

 

Боевые действия.

 

Накануне войны на Краснознаменном Балтийском флоте имелось всего 17 "малых охотников" (в ОВРе главной базы — 7, в ОВРе Кронштадтской военно-морской базы—7 и в ОВРе военно-морской базы Ханко—3). С началом военных действий флоту были переданы 43 катера МО из состава 1-го и 2-го балтийских отрядов погрансудов НКВД. 40 "малых охотников" находились в достройке. Личный состав "малых охотников", входивших до войны в соединения ОВРа военно-морских баз, бью хорошо подготовлен к решению задач противолодочной обороны (НЛО). Экипажи катеров, поступивших на флот от морской пограничной охраны, обладали отличными морскими качествами, но их действия в системе противолодочной обороны не были отработаны.

Всего за июнь—август 1941 года на наших морских коммуникациях произошло 18 боевых столкновений. В них со стороны противника действовали 2 канонерские лодки, 24 торпедных катера, 2 подводные лодки и до 10 сторожевых катеров. С нашей стороны в этих столкновениях участвовало 3 сторожевых корабля, 11 "малых охотников" и 6 тральщиков.

"Малые охотники" при несении дозорной службы на фарватерах и сопровождении конвоев за это время уничтожили 23 вражеских самолета. Особенно отличились "МО-202" (командир младший лейтенант И. Г. Дорошенко), сбивший четыре самолета, "МО-402" (командир лейтенант К. В. Михайлов) и "МО-413" (командир лейтенант П. Е. Казаев), уничтожившие по три самолета, и "МО-302" (командир старший лейтенант Ю. Ф. Азеев), сбивший два самолета противника. По одному уничтоженному самолету врага имели на своем боевом счету катера "МО-101", "МО-102", "МО-104", "МО-201", "МО-206", "МО-207", "МО-210", "МО-301" и "МО-304".

Следует подчеркнуть, что "малые охотники" при защите наших морских коммуникаций на Балтике в первые месяцы войны испытывали наибольшее напряжение. Каждый из них в море находился в среднем около 104 суток. А некоторые катера и того больше. Так, "МО-201" (командир старший лейтенант В. И. Басов) из 205 суток кампании находился в море 188 и прошел в общей сложности 10 546 миль.

В конце июня 1941 года "малые охотники" получили новую, ранее несвойственную им боевую задачу — поставить минные банки на выходах из финских шхер и в узлах внешних шхерных фарватеров, которыми пользовались вражеские корабли. Переоборудование катеров было выполнено в короткий срок. Оно производилось нашими специалистами под руководством флагманского минера штаба КБФ капитана 2 ранга А. К. Тулинова и при активном участии персонала технического отдела тыла флота. Вот так "малые охотники" были привлечены к созданию минных заграждений.

В первые дни войны катерами были поставлены: 3 июля ("МО-202", "МО-203", "МО-206" и "МО-211") две минные банки на подходах к Хельсинки, через день ("МО-206", "МО-210", "МО-211" и "МО-232") —две минные банки на фарватере в районе маяка Порккалан-Каллбода, 10 июля ("МО-193", "МО-195", "МО-199", "МО-200", "МО-204") —одна минная банка на фарватере у острова Килписари. Минные постановки "малые охотники" выполняли и в последующие дни—11 июля ("МО-206", "МО-211", "МО-232") у острова Эрико, 14 и 15 июля (эти же катера) —у маяка Порккалан-Каллбода, 16 июля ("МО-193", "МО-195", "МО-197", "МО-199", "МО-200", "МО-204") — у острова Луппи, 19 и 20 июля ("МО-206", "МО-210", "МО-211", "МО-232") —у Порво, 28 и 30 (эти же катера) — на подходах к Хельсинки. Позднее катера МО минировали водные районы у островов Бенгтшер, Аскери, Эттилетто, Равитсо, Пуккио, Питкопааси, Руонти и у мыса Микельбека (Рижский залив).

Всего "малые охотники" в первые месяцы войны поставили 146 мин и 10 минных банок. Катерники успешно справились с новой для них боевой задачей. При постановке активных минных заграждений особенно отличились экипажи катеров-заградителей под командованием А. В. Никитина, И. С. Расина, П. С. Коржова, В. А. Мантурова, В. П. Степанова, И. Г. Белого, С. Ф. Туморина, М. А. Равдугина, П. А. Колесника, Н. И. Каплунова и В. М. Панцырного.

Несмотря на "противолодочную" специальность, "мошкам" постоянно приходилось вступать в боевое противоборство с группами быстроходных, вооруженных автоматическими пушками и крупнокалиберными пулеметами германских торпедных катеров - шнельботов. Одна из таких "достопримечательных" встреч, произошла между двумя "мошками" и тринадцатью "шнельботами" 23 мая 1943 г. 23.43 в Финском заливе.

23 мая 1943 года в 22 часа сторожевые катера «МО-303» (командир лейтенант В. Г. Титяков) и «МО-207» (командир старший лейтенант Н. И. Каплунов) под командованием командира звена 3-го дивизиона МО ОВРа КБФ старшего лейтенанта И. П. Чернышева вышли из бухты Батарейная на линию дозора севернее фарватера, связывавшего Кронштадт с о. Мощный (Лавенсари). В ту ночь на запад должна была пройти подводная лодка “Щ-406”, а на восток - конвой с островов. Стояла хорошая погода. На переходе катера производили контрольное траление фарватеров.

Около полуночи были обнаружены пять катеров, выходивших из пролива Бьёркёзунд в строю кильватера. Противник, видимо, не заметил наши дозорные катера, находившиеся в темной части горизонта. Воспользовавшись этим, командир дозора старший лейтенант Чернышев принял решение выбрать тралы, сблизиться с вражескими катерами и, прорезав их строй, смять его. “МО-303” и “МО-207” построились в строй уступа вправо, легли на курс сближения и, открыв интенсивный орудийно-пулеметный огонь, полным ходом устремились на катера противника. Гитлеровцы тотчас ответили из автоматических пушек и крупнокалиберных пулеметов. Трассирующие снаряды и пули роями проносились над “малыми охотниками”. В этот момент стало ясно, что враг следует двумя колоннами по пять единиц в каждой.

Но это не смутило наших катерников. Через несколько минут “малые охотники” сблизились с противником на дистанцию 10- 30 метров. “МО-303” прорезал строй между третьим и четвертым вражескими катерами. Орудийные расчеты старшины 2-й статьи Каверина и старшего матроса Остроуса вели огонь с полной скорострельностью. Получив повреждения от прямых попаданий снарядов, третий катер с большим дифферентом на корму оставил строй. Четвертый отвернул влево и тем самым создал угрозу столкновения со следовавшими за ним катерами. “МО-207” прорезал строй между головным и вторым катерами противника. Меткие выстрелы в упор орудийных расчетов под командованием старшины 2-й статьи Н. Живора и старшего матроса М. Цимбаленко вызвали сильный взрыв на головном катере, и он мгновенно затонул. Следовавший за ним второй катер отвернул и скрылся за дымзавесой.

На “МО-303” были тяжело ранены командир “охотника” лейтенант В. Г. Титяков, его помощник младший лейтенант А. Е. Федин, командир отделения рулевых Н. А. Якушев. На “МО-207” получили тяжелые ранения командир катера старший лейтенант Н. И. Каплунов, помощник командира младший лейтенант И. М. Лобановский и комендор Н. И. Дворянкин, был убит командир отделения рулевых А. Н. Ивченко. Несмотря на ранения, Титяков и Каплунов продолжали командовать своими катерами. “МО-303”, ведя огонь, прорезал строй второй колонны противника между головным и вторым катерами. “МО-207” устремился на другую группу вражеских катеров.

Своими дерзкими действиями наши “охотники” нарушили боевой порядок противника. В замешательстве вражеские катера вели огонь друг в друга. При повторном прорезании строя старший лейтенант Каплунов получил второе тяжелое ранение. Падая, он задел ручку машинного телеграфа. Ручка перевелась на “стоп”, и “МО-207” остановился. Вражеские катера сразу же окружили “малый охотник”. Бой проходил на дистанции 20-60 метров. Видя, что командир и рулевой вышли из строя, старший матрос М. Цимбаленко взял командование катером на себя и встал за штурвал. В ходе боя на “МО-303” был сильно контужен и ранен командир звена И. П. Чернышев. Поэтому он не заметил что “МО-207” застопорил ход. Придя в себя, Чернышев разобрался в обстановке. Его внимание привлек бой, происходивший в стороне. Он догадался, что там, в окружении вражеских катеров сражается “МО-207”, и повел “малый охотник” ему на помощь. “МО-303” открыл по противнику беглый огонь из пушек и пулеметов. Враг, ошеломленный ударом с тыла, прекратил стрельбу и отошел на север.

Едва “МО-207” присоединился к ведущему, как с юга появились еще четыре катера противника. Они попытались прижать “малые охотники” к северному берегу, но это им не удалось. “Охотники” разошлись на контркурсах с фашистскими катерами, ведя по ним интенсивный орудийно-пулеметный огонь. Катером “МО-303” в это время командовал раненый Чернышев, а “МО-207” - старший матрос Цимбаленко. Враг, прикрывшись дымзавесой, отошел к проливу Бьёркёзунд и вызвал огонь береговых батарей. Прикрывшись дымзавесой, поставленной катерами противника, наши “охотники” легли на курс отхода.

Бой длился немногим более двадцати минут. В 0 час. 54 мин. “малые охотники”, не пропустив на охраняемый фарватер вражеские катера, возвратились на линию дозора и донесли по радио о результатах боя. “МО-207” получил приказание принять на борт раненых с “МО-303” и немедленно идти в Кронштадт. На переходе от ран скончался старший лейтенант Николай Иванович Каплунов, уже в госпитале умер комендор Н.И. Дворянкин. С рассветом в Кронштадт вернулся и катер “МО-303”.

Интересно, что, по вражеским данным, в бою против советских катеров участвовало пять сторожевых и группа торпедных катеров. Один торпедный катер был потоплен, а головной сторожевой катер сильно поврежден и на буксире доставлен в базу... В этом бою катеров противника было в семь раз больше наших. И все же враг не выдержал натиска “малых охотников”.

В этом замечательном подвиге ярко раскрылась боевая зрелость катерников соединения, их отвага, воля к победе, высокое воинское мастерство. За доблесть, проявленную в этом бою, командир звена И. П. Чернышев первым на Балтике был награжден орденом Александра Невского. Ордена Красного Знамени удостоились командиры катеров Н. И. Каплунов (посмертно), В. Г. Титяков, помощник командира катера И. М. Лобановский и старший матрос М. Цимбаленко. Комендоры Остроус, Редько и пулеметчик Фролов получили орден Отечественной войны I степени. Орден Красной Звезды был вручен катерникам Живоре, Каверину, Петрову, Королькову и Ващенко.

 

Строились катера на Приморском заводе №5 в г. Ленинграде.

Головной катер вошёл в строй МПО НКВД на Чёрном море в 1935 г. С 19.07. 1941 г. в составе Черноморского флота.

Всего построено катеров с 1935 г. по 1936 г. - 27 единиц

Вот они.

 

ПК-115 (с 4.09.1941 г. СКА №0112)

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 4-го ЧОПС МПО НКВД погранвойск Молдавской ССР. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ. Погиб 2.07.1942 г. от артиллерийского огня германского торпедного катера у м. Ай-Тодор.

2. ПК-117 (с 10.12.1941 г. СКА №064, с 17.12.1941 г. СКА №015, с 7.05.1944 г. "МО-15" )

Построен в 1935 г. и включен в состав 1-го ЧОПС МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ. Участвовал в Ясско-Кишиневской 20 - 29.08.1944 г. наступательной операции.

3. ПК-124 (с 4.09.1941 г. СКА №082, с 7.05.1944 г. "МО-82" )

Построен в 1935 г. и включен в состав 4-го ЧОПС МПО НКВД погранвойск Молдавской ССР. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ.

4. ПК-126 (с 4.09.1941 г. СКА №0122)

Построен в 1935 г. и включен в состав 4-го ЧОПС МПО НКВД погранвойск Молдавской ССР. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ. Участвовал в Керченско-Эльтигенской 31.10 - 11.12.1943 г. десантной операции. Потоплен 8.11.1943 г. артиллерийским огнем кораблей противника у Эльтигена.

5. ПК-127 (с 4.09.1941 г. СКА №0142, с 30.04.1942 г. СКА №056, с 7.05.1944 г. "МО-56" )

Построен в 1935 г. и включен в состав 2-го ЧОПС МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ.

6. ПК-128 (с 10.12.1941 г. СКА №054, с 17.12.1941 г. СКА №075, с 7.05.1944 г. "МО-75" )

Построен в 1935 г. и включен в состав 1-го ЧОПС МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ.

7. ПК-140 (с 3.09.1941 г. СКА №066, с 7.05.1944 г. "МО-66" )

Построен в 1935 г. и включен в состав 32-го отряда МПО НКВД Черноморского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. организационно включен в состав ЧФ.

8. ПК-171 (с 25.07.1941 г. МО №934, с 9.08.1941 г. МО №171, с 25.11.1943 г. СКА №062, с 7.05.1944 г. "МО-171" )

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 1-го БОПС МПО НКВД Ленинградского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. 29.09.1943 г. перечислен в ЧФ и 23.11.1943 г. прибыл в его состав.

9. ПК-172 (с 25.07.1941 г. МО №935, с 7.09.1941 г. МО №111, со 2.01.1945 г. "МО-161" )

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 1-го БОПС МПО НКВД Ленинградского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ.

10. ПК-173 (с 25.07.1941 г. МО №936, с 9.08.1941 г. МО №173)

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 1-го БОПС МПО НКВД Ленинградского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. Потоплен 30.08.1941 г. береговой артиллерией противника на переходе из Ленинграда к Ивановским порогам.

11. ПК-174 (с 25.07.1941 г. МО №701, с 9.08.1941 г. МО №174)

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 1-го БОПС МПО НКВД Ленинградского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. Потоплен 30.08.1941 г. береговой артиллерией противника на переходе из Ленинграда к Ивановским порогам. Поднят 6.06.1944 г., но в строй не вводился.

12. ПК-175 (с 25.07.1941 г. МО №702, с 9.08.1941 г. МО №175)

Зав. №4. Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 1-го БОПС МПО НКВД Ленинградского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. С 9.08.1941 г. входил в состав Ладожской флотилии. Потоплен 8.10.1942 г. артиллерийским огнем германского корабля у о. Коневец.

13. ПК-176 (с 25.07.1941 г. МО №703, с 9.08.1941 г. МО №110)

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 1-го БОПС МПО НКВД Ленинградского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. С 8.09.1941 г. по 31.01.1942 г. находился в распоряжении Военного совета Ленинградского фронта. 5.09.1943 г. погиб от подрыва на мине в р-не банки Вигрунд.

14. ПК-177 (с 25.07.1941 г. МО №704, с 8.09.1941 г. МО №177)

Зав. №10. Построен в 1936 г. и включен в состав 1-го БОПС МПО НКВД Ленинградского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. С 8.09.1941 г. по 3.01.1942 г. находился в распоряжении Военного совета Ленинградского фронта, в некоторых документах упоминается как "МО-Л-177". Погиб 22.06.1943 г. в результате атаки авиации противника у о. Лавенсари.

15. ПК-216 (с 25.07.1941 г. МО №405)

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 2-го БОПС МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. Потоплен 16.09.1941 г. германской авиацией севернее о. Эзель.

16. ПК-217 (с 25.07.1941 г. МО №406, с 7.09.1941 г. МО №112)

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 2-го БОПС МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. Участвовал в эвакуации гарнизона п-ва Ханко. 3.12.1941 г. был по ошибке обстрелян эсминцем "Славный", получил тяжелые повреждения и затоплен экипажем в связи с невозможностью буксировки.

17. ПК-225 (с 25.07.1941 г. МО №212, с 22.08.1941 г. МО №704, с 8.09.1941 г. МО №225)

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 2-го БОПС МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. С 8.09 по 7.10.1941 г. находился в распоряжении Военного совета Ленинградского фронта. Погиб 1.08.1942 г. от подрыва на мине в р-не маяка Шепелевский.

18. ПК-226 (с 25.07.1941 г. МО №409, с 7.09.1941 г. МО №412)

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 2-го БОПС МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. Поврежден 5.10.1941 г. береговой артиллерией противника в р-не о. Котлин и взорван экипажем.

19. ПК-227 (с 25.07.1941 г. МО №112, с 9.08.1941 г. "ЗК-3", с 7.09.1941 г. МО №202, с 13.12.1944 г. "МО-202")

Построен в 1936 г. и включен в состав 2-го БОПС МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ.

20. ПК-228 (с 25.07.1941 г. МО №705, с 7.09.1941 г. МО №401)

Построен в 1935 г. и включен в состав 2-го БОПС МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. Потоплен 23.06.1944 г. береговой артиллерией противника у о. Большой Тютерс.

21. ПК-229 (с 25.07.1941 г. МО №410)

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 2-го БОПС МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. Погиб 8.08.1941 г. в б. Хара-Лахт от взрыва собственных глубинных бомб, сдетонировавших от близких разрывов авиабомб противника. Памятник погибшим на эсминце "Карл Маркс" и малом охотнике №410 установлен в пос. Локса (Эстония).

22. ПК-230 (с 25.07.1941 г. МО №706, с 22.08.1941 г. МО №208, с 7.09.1941 г. МО №413, с 13.12.1944 г. "МО-413")

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 2-го БОПС МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ.

23. ПК-231 (с 25.07.1941 г. МО №707, с 22.08.1941 г. МО №209, с 7.09.1941 г. МО №109, с 2.01.1945 г. "МО-109")

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав 2-го БОПС МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ.

24. ПК-236 (с 25.07.1941 г. МО №304)

Построен в 1938 - 1940 гг. и включен в состав Отдельного отряда береговой охраны МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. Погиб 6.11.1941 г. предположительно в результате атаки авиации противника в р-не о. Осмуссар.

25. ПК-237 (с 25.07.1941 г. МО №305)

Построен в 1938 - 1940 гг. и включен в состав Отдельного отряда береговой охраны МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 25.07.1941 г. организационно включен в состав КБФ. Участвовал в эвакуации гарнизона о. Гогланд. 13.12.1941 г. раздавлен льдом в р-не о. Гогланд.

26. ПК-261 (с 16.09.1941 г. МО №261, с 25.11.1943 г. СКА №0106, с 7.05.1944 г. "МО-261")

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав Отдельного отряда береговой охраны МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 9.10.1941 г. организационно включен в состав Ладожской флотилии. 29.09.1943 г. перечислен в ЧФ и 23.11.1943 г. прибыл в его состав.

27. ПК-262 (с 16.09.1941 г. МО №262, с 25.11.1943 г. СКА №0126, с 7.05.1944 г. "МО-262")

Построен в 1935 - 1936 гг. и включен в состав Отдельного отряда береговой охраны МПО НКВД Прибалтийского погранокруга. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 16.09.1941 г. организационно включен в состав Ладожской флотилии. 29.09.1943 г. перечислен в ЧФ и 23.11.1943 г. прибыл в его состав.

 

Источник.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
258 публикаций
787 боёв

охотник просто огонь, большое  спасибо за  инфу  :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
537 публикаций

ТС, а сколько их было единиц построено? И какова их судьба?

 

Всего для МОРПОГРАНОХРАНЫ НКВД СССР было построено 27 ед. из них 20 ед. вошли в состав МПО НКВД Балтийского моря, а 7 ед. вошли в состав МПО НКВД Чёрного моря. Уже в ходе войны 3 катера были переброшены с Балтийского флота на Черноморский флот.

 

Про службу и боевое применение, очень хотелось бы в этой теме почитать.

Ну и значение проекта.

Изменено пользователем anonym_UxK7JkciUcEm

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация
2 042 боя

Просмотр сообщенияlerov (05 Ноя 2013 - 10:18) писал:

ТС, а сколько их было единиц построено? И какова их судьба?
Про службу и боевое применение, очень хотелось бы в этой теме почитать.
Ну и значение проекта.
Всего построено катеров с 1935 г. по 1936 г. - 27 единиц
Написал же сколько, читайте внимательней! Про МО-2 нашлось очень мало и боевое применение написано в основном про МО-4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
244
Старший альфа-тестер
699 публикаций
1 510 боёв

Просмотр сообщенияstarogrif (05 Ноя 2013 - 08:41) писал:


Корпус у катера деревянный с трёхслойной обшивкой из сосновых досок с прокладками из перкаля и задним срезом верхней палубы.
............
Катер имел удивительную непотопляемость, бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом.

Вот пример, как простая конструкция оказывалась гениально надежной. Вообще СССР наверное рекордсмен по количеству таких инженерных решений.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
294 публикации

Слабоват катерок!

Просмотр сообщенияKAPYCTA_RYLIT (05 Ноя 2013 - 13:56) писал:

я думаю даже донатить на них не буду, если они появятся в игре

Их не будет в игре, так же как и подлодок!
Изменено пользователем anonym_3eAQxADbzLs1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
295 боёв

Тесноватые , как мне  показалось , слегка не практичными , из за того что от одного осколочного снаряда может накрыться вся команда , да и от авиоударов защиты нет , и еще это случайно не торпедоносное судно , а то что то в вооружений не нашел инфы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×