Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
starogrif

Малые охотники проекта 201

В этой теме 15 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
161 публикация
2 042 боя

                                Всем доброго времени суток! Сегодня я решил дополнить свои работы по морским охотникам проектом 201. Приятного чтения!

                                                               ИзображениеИзображение

История создания.

 

Малые охотники за подводными лодками в послевоенный период длительное время строились с деревянными корпусами, так как были унифицированы по корпусу и энергоустановке с торпедными катерами. За период с 1946 по 1947 год судостроительный завод в Сосновке сдал флоту 40 малых охотников по проекту ОД-200, которые из-за установки на них бензиновых моторов “Паккард” были весьма пожароопасными. В связи с этим в 1948 году тем же заводом по доработанному проекту ОД-200бис (разработчик - ЦКБ-19 в Ленинграде, главный конструктор Л.Л.Ермаш) было построено 16 малых охотников, оснащенных дизельными двигателями М-50 отечественного производства. Они стали последними, удовлетворявшими требованиям транспортировки по железной дороге. Усложнение задач противолодочной обороны требовало размещения на охотниках более эффективных средств обнаружения и соответствующего вооружения. Все это влекло за собой рост водоизмещения.

Последней серией малых охотников с деревянными корпусами стали катера проекта 199, разработанные в ЦКБ-5 под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса на базе корпуса и энергетической установки большого торпедного катера проекта 183. По сравнению с судами проекта ОД-200, их противолодочное вооружение было значительно усилено и состояло из двух кормовых бомбосбрасывателей и двух бомбометов БМБ-2 с запасом в 36 больших глубинных бомб (БГБ). Оружие самообороны включало две спаренные 25-мм артиллерийские установки 2М-3. Катера оснащались современным для того времени гидроакустическим и радиолокационным оборудованием. По этому проекту до конца 1959 года судостроительным заводом № 5 в Ленинграде специально для морских частей погранвойск была построена серия из 52 катеров.

Совершенствование в первое послевоенное десятилетие тактико-технических характеристик подводных лодок (увеличение скорости и дальности подводного хода, снижение шумности) поставило перед флотом задачу усиления противолодочной обороны в операционных зонах военно-морских баз и организации в них систематического поиска и уничтожения подводных лодок противника, надежного охранения своих кораблей и подводных лодок при их выходе из базы и возращении. Катера-охотники, строившиеся даже по усовершенствованным проектам военного и послевоенного периода, справиться с этой задачей уже не могли. Для этой цели требовалось создание нового малого охотника, который бы отличался усиленными средствами ведения противолодочной борьбы и самообороны от воздушного противника, увеличенной дальностью плавания и автономностью, имел бы лучшую мореходность.

Проектирование такого малого охотника в стальном корпусе начали еще в 1947 году в ЦКБ-51, а в 1951 году работы перенесли в ЦКБ-340 г. Зеленодольска. Возглавил их главный конструктор А.В.Кунахович. Первые два корабля проекта 201 построили в Зеленодольске и сдали флоту в 1955 году. Катера имели полное водоизмещение 158 т (стандартное - 141 т), наибольшую длину - 39,2 м, ширину - 5,8 м, осадку - 1,58 м. Корпус выполнялся из стали, а надстройки - из дюралюминия на клепаных соединениях.

ИзображениеИзображение

 

Конструкция.

 

Корпус катера стальной с прямой транцевой кормой и плавными обводами. Палуба прямая с значительной седловатостью в носовой части корпуса. На верхней палубе находилась боевая рубка с открытым ходовым мостиком и надстройка с переходными тамбурами для спуска в машинные отделения. Надстройки выполнялись из дюралюминия на клепаных соединениях. Приборы управления кораблём выводились в ходовую рубку и на открытый ходовой мостик.

Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:

Форпик, цепной ящик;

Погреба боезапаса;

Кубрик личного состава №1;

Каюты офицеров и мичманов, боевые посты;

Машинное отделение №1;

Машинное отделение №2;

Камбуз, бытовые помещения;

Кубрик личного состава №2;

Нет данных

Ахтерпик.

По своему водоизмещению корабли занимали промежуточное положение между малым и большим охотниками.

Силовая установка механическая, трёхвальная с пятью дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый, четыре дизеля попарно работали на бортовые валы, а пятый на средний вал. Дизеля обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 1 700 об/мин. Скорость полного хода охотника составляла 26 узлов. Такая сложная конструкция, в свою очередь, вызвала резкое усложнение систем управления двигателями и синхронизации их работы.

Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 110 В получала питание от двух дизель-генераторов ДГ-25 мощностью по 25 кВт, один из которых использовался в качестве резервного.

ИзображениеИзображение

 

Вооружение.

 

Вооружение катеров состояло:

Из 1 одноствольного 45-мм автомата СМ-21-ЗИФ1 с длинной ствола 78 калибров, расположенного на баке. Стрельба может вестись очередями или одиночными выстрелами. Темп стрельбы очередью составлял 50 выстрелов, затем ствол охлаждался забортной водой из корабельной магистрали, для чего в затвор орудия вставляется шланг со специальным наконечником. Заряжание автомата обойменное, в обойме 4 патрона. Подача обойм осуществлялась вручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки 160 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 140°. Начальная скорость снаряда 750 м/с, дальность стрельбы до 11 км, а досягаемость по высоте - 6,7 км. Масса установки 3600 кг.

Из 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных одно в средней части корпуса и одно в корме. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.

Из 2 бомбомётов БМБ-2, предназначенного для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.

Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.

Из 4 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

 

Оборудование.

 

Катера комплектовались компасом, гидроакустической станцией (ГАС) "Тамир-10", РЛС обнаружения "Зарница", аппаратурой опознавания «Факел-М» и дымовыми шашками МДШ.

ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.

РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

ИзображениеИзображение

 

Характеристики.

 

Тактико-технические данные катеров проекта 201

Водоизмещение: стандартное 141 тонна, полное 158 тонн.

Длина наибольшая: 39,2 метра

Ширина наибольшая: 5,8 метра

Осадка по корпусу: 1,58 метра

Силовая установка: 5 дизелей М-50Ф по 1200 л.с., 3 винта ФШ

Электроэнергетическая

система: 2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт

Скорость хода: полная 26 узлов, экономическая 14 узлов

Дальность плавания: 600 миль при 14 узлах

Мореходность: нет данных

Автономность: 3 суток

Вооружение: .

артиллерийское: 1х1 45-мм автомат СМ-21-ЗИФ1,

2х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением

противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомёта БМБ-2,

34 бомбы ББ-1

минное: 6 мин КБ-3 в перегруз

гидроакустическое: 1 ГАС "Тамир-10"

радиотехническое: 1 РЛС "Зарница", 1 радиостанция Р-607,

аппаратура госопознавания "Факел-М"

навигационное: 1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг

химическое: 4 дымовые шашки МДШ

Экипаж: 25 человек (4 офицера)

ИзображениеИзображение

 

После испытаний.

Проведенные на Балтийском море испытания на мореходность выявили недостаточную прочность корпуса - оба корабля от резких ударов о встречную волну получили повреждения днища. Для ликвидации конструктивных недостатков и увеличения прочности корпуса потребовалось внести существенные изменения в систему силового набора днища. Один из кораблей был поставлен на модернизацию, в ходе которой на нем заменили двигатели и установили четыре реактивных бомбомета РБУ-1200 взамен БМБ-1. После модернизации его водоизмещение увеличилось почти на 25 процентов, и для постройки серии потребовалась серьезная корректировка проекта.

Экспорт.

 

Существенным недостатком катеров проекта 201 и его модификаций, несмотря на установку более мощных двигателей, оставалась невысокая скорость полного хода. Для борьбы со скоростными атомными подводными лодками, имеющими возможность длительно поддерживать высокую подводную скорость, использование катеров проекта 201 становилось неэффективным. Для этого требовался корабль нового поколения, с более мощной энергетической установкой и более эффективным противолодочным комплексом.

Противолодочные катера (как их стали классифицировать) проекта 201 и проекта 201М широко поставлялись на экспорт.

Алжир: 6 единиц

В 10.1965-10.1967: №651 в 10.1965, №652 в 10.1965, №653, №654, №655 в 10.1967, №656 в 10.1967 (бывшие зав.№570-572)

Болгария: 6 единиц

Малые противолодочные корабли №31 2.06.1963, №32 2.06.1963, №33 09.1963, №34 09.1963, №35 09.1963, №36 09.1963 (бывшие зав.№549-554). Затем №41-46 (№41, 42, 45 списаны 26.09.1981, №43, 44, 46 списаны в 1985)

Вьетнам: 15 единиц

2 единицы в 1961, 4 единицы в 1964, 3 единицы в 1966, 2 единицы в 09.1980, 2 единицы в 05.1981, 2 единицы в 09.1983: Т25, затем Т225, Т27, затем Т227, Т29, затем Т229, Т31, затем Т231. Затем HQ-3275, 3277, 3278.

ГДР: 12 единиц

Охотники за подводными лодками Адлер 711, с 1.01.1961 874, с 1.12.1962 454 (с 1.12.1965 пограничный корабль G-15, с 1.12.1966 G-21) 7.12.1959, списан 29.04.1972, Шпербер 732, с 1.01.1961 953, с 1.12.1962 413, с 1.12.1965 493, с 1.12.1972 421 (с 1.12.1966 по 1.12.1972 пограничный корабль G-41, с 1.12.1971 G-23, с 1972 G-43) 7.12.1959, списан 20.05.1975, Фальке 753, с 1.01.1961 774, с 1.12.1962 434, с 1964 452 (с 1.12.1965 пограничный корабль G-16, с 1.12.1966 G-22, с 1.12.1971 G-41) 7.12.1959, списан 29.04.1972, Хабихт 774, с 1.01.1961 974, с 1.12.1962 414, с 1.12.1965 494, с 1.12.1972 422 (с 1.12.1966 по 1.12.1972 пограничный корабль G-42, с 1.12.1971 G-24, с 1972 G-44) 7.12.1959, списан 3.10.1975, Райхер 811, с 1.12.1962 451 (с 1.12.1965 пограничный корабль G-17, с 1.12.1966 G-23, с 1.12.1971 G-42) 7.12.1959, списан 14.10.1972, Буссард 832, с 1.01.1962 452, с 1964 412, с 1.12.1965 492 (с 1.12.1966 пограничный корабль G-43) 7.12.1959, списан 8.06.1971, Вайхе 853, с 1.12.1962 453, с 1.12.1972 423 (с 1.12.1965 по 1.12.1972 пограничный корабль G-18, с 1.12.1966 G-24, с 1.12.1971 G-22, с 1972 G-41) 29.12.1959, списан 20.05.1975, Эльстер 911, с 1.12.1961 711, с 1.12.1962 431, с 1.12.1965 471 (с 1.12.1967 пограничный корабль G-61, с 1.12.1971 G-43) 29.12.1959, списан 29.04.1972, Краних 932, с 1.01.1961 732, с 1.12.1962 432, с 1.12.1965 472 (с 1.12.1967 пограничный корабль G-62, с 1.12.1971 G-44) 29.12.1959, списан 29.04.1972, Мёве 953, с 1.01.1961 753, с 1.12.1962 433, с 1.12.1965 473 (с 1.12.1967 пограничный корабль G-63, с 1.12.1971 G-45) 29.12.1959, списан 14.10.1972, Корморан 874, с 1.01.1961 911, с 1.12.1962 411, с 1.12.1965 491, с 1.12.1972 424 (с 1.12.1966 по 1.12.1972 пограничный корабль G-44, с 1.12.1971 G-25, с 1972 G-46) 15.08.1960, списан 3.10.1976, Альбатрос 974, с 1.01.1961 932, с 1.12.1962 412, с 1964 434, с 1.12.1965 474 (с 1.12.1967 пограничный корабль G-64, с 1.12.1971 G-46) 15.08.1960, списан 29.04.1972. (зав.№426-435 в 1959, зав.№441, 442 в 1960)

Египет: 12 единиц

В 1962-67: тип 20 №211, 217, 222, 228, 230, 233, 239, 244, 251, 255, 262, 266 (бывшие МПК-64, 71, зав.№558, 562, 573-578). Списаны в 1986

Ирак: 3 единицы

В 05.1962: №310-312. Потоплены в 1991

Китай: 1 единица

Зав.№471

КНДР: 13 единиц

В 1957-61: зав.№318-321, 326-334. Построены по лицензии тип «Соман» - 11 единиц

Куба: 15 единиц

№306, 310 (бывшие П-579-581, зав.№555-557, 563-565, 582-587). 6 единиц в 09.1964 (зав.№555-557, 563-565), 6 единиц в 1967

Мозамбик: 2 единицы

В 1985

Южный Йемен: 2 единицы

В 04.1972. Списаны в 1983

 

Источники.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация
2 042 боя

Малые охотники проекта 201К.

История создания и конструкция.

 

Малые охотники проекта 201К - это корректированный вариант для серийного производства с увеличенной прочностью корпуса в системе силового набора днища. Так же изменения коснулись силовой установки и вооружения, из-за чего полное водоизмещение увеличилось до 200 тонн.

Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями 37Д по 2000 л.с. каждый с прямоточно-клапанной продувкой при частоте вращения 500 об/мин и реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Скорость полного хода охотника составляла 26 узлов.

 

Вооружение.

 

Вооружение охотников состояло:

Из 1 одноствольного 45-мм автомата СМ-21-ЗИФ1 с длинной ствола 78 калибров, расположенного в корме. Стрельба может вестись очередями или одиночными выстрелами. Темп стрельбы очередью составлял 50 выстрелов, затем ствол охлаждался забортной водой из корабельной магистрали, для чего в затвор орудия вставляется шланг со специальным наконечником. Заряжание автомата обойменное, в обойме 4 патрона. Подача обойм осуществлялась вручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки 160 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 140°. Начальная скорость снаряда 750 м/с, дальность стрельбы до 11 км, а досягаемость по высоте - 6,7 км. Масса установки 3600 кг.

Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.

Из 4 реактивных бомбомётов РБУ-1200 калибра 251,7 мм с 5 направляющими от ПУСБ "Ураган", размещённых на баке, две рядом друг с другом в диаметральной плоскости и две побортно сразу за ними. РБУ-1200 имели стабилизированные на качке пусковые установки. Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки, который мог устанавливаться от 0 до 51 градуса. Горизонтального наведения установки не имели. Движущие устройства - электроприводы. Глубина поражения цели - до 350 метров, а скорость погружения до 6,25 м/с. Вес пусковой установки доходил до 620 кг.

Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.

Из 4 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

 

Оборудование.

 

Катера комплектовались компасом, гидроакустической станцией (ГАС) "Тамир-10", РЛС обнаружения "Зарница", аппаратурой опознавания «Факел-М» и дымовыми шашками МДШ.

ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.

РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту

 

.

Характеристики.

 

Тактико-технические данные катера проекта 201К

Водоизмещение:   стандартное 180 тонн, полное 200 тонн.

Длина наибольшая:  39,2 метра

Ширина наибольшая:  5,8 метра

Осадка по корпусу:  1,6 метра

Силовая установка:  3 дизеля 37Д по 2000 л.с., 3 винта ФШ

Электроэнергетическая

система:  2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт

Скорость хода:  полная 26 узлов, экономическая 12 узлов

Дальность плавания:   1000 миль при 12 узлах

Мореходность:  5 баллов

Автономность:  5 суток

Вооружение:  .

артиллерийское:  1х1 45-мм автомат СМ-21-ЗИФ1,

1х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением

противолодочное:  2 бомбосбрасывателя и 24 бомбы ББ-1, 4 РБУ-1200

минное:  6 мин КБ-3 в перегруз

гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-10"

радиотехническое:  1 РЛС "Зарница", 1 радиостанция Р-607,

аппаратура госопознавания "Факел-М"

навигационное:  1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг

химическое:  4 дымовые шашки МДШ

Экипаж:  25 человек (4 офицера)

 

Строились катера на заводе "Красный металлист" №340 в Зеленодольске.

Головной катер вошёл в строй флота в 1957 году.

Всего построено катеров с 1957 г. по 1958 г. - 10 единиц.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация
2 042 боя

Малые охотники проекта 201М

ИзображениеИзображение

История создания.

 

Малые охотники проекта 201М - это модернизированный вариант охотника выполненный в ЦКБ-340. На них были учтены все недостатки, выявленные при строительстве и испытаниях кораблей предыдущих вариантов. Устанавливались и новые средства целеуказания и опознавания.

ИзображениеИзображение

 

Вооружение.

 

Вооружение охотников состояло:

Из 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных одно на баке и одно в корме. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.

Из 4 реактивных бомбомётов РБУ-1200 калибра 251,7 мм с 5 направляющими от ПУСБ "Ураган", размещённых на баке, две рядом друг с другом в диаметральной плоскости и две побортно сразу за ними. РБУ-1200 имели стабилизированные на качке пусковые установки. Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки, который мог устанавливаться от 0 до 51 градуса. Горизонтального наведения установки не имели. Движущие устройства - электроприводы. Глубина поражения цели - до 350 метров, а скорость погружения до 6,25 м/с. Вес пусковой установки доходил до 620 кг.

Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.

Из 6 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунд

 

Оборудование.

 

Катера комплектовались компасом, гидроакустической станцией (ГАС) "Тамир-10", РЛС обнаружения "Рея", аппаратурой опознавания «Кремний-2» и дымовыми шашками МДШ.

ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.

РЛС «Рея», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 90 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

 

Характеристики.

Тактико-технические данные катера проекта 201М

Водоизмещение:   стандартное 183 тонны, полное 207,5 тонны.

Длина наибольшая:  42 метра

Ширина наибольшая:  6,08 метра

Осадка по корпусу:  1,8 метра

Силовая установка:  3 дизеля 37Д по 2000 л.с., 3 винта ФШ

Электроэнергетическая

система:  2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт

Скорость хода:  полная 26 узлов, экономическая 12 узлов

Дальность плавания:   1000 миль при 12 узлах

Мореходность:  5 баллов

Автономность:  5 суток

Вооружение:  .

артиллерийское:  2х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением

противолодочное:  2 бомбосбрасывателя и 24 бомбы ББ-1, 4 РБУ-1200

минное:  6 мин КБ-3 в перегруз

гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-10"

радиотехническое:  1 РЛС "Рея", 1 радиостанция Р-607,

аппаратура госопознавания "Кремний-2"

навигационное:  1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг

химическое:  4 дымовые шашки МДШ

Экипаж:  25 человек (4 офицера)

Строились катера на заводе "Красный металлист" №340 в Зеленодольске, на заводе Бутомы №532 в г. Керчь и на заводе Кирова №876 в г. Хабаровске.

Головной катер вошёл в строй ВМФ в 1958 году.

Всего построено катеров с 1957 г. по 1967 г. - 160 единиц для ВМФ и морских частей погранвойск.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация
2 042 боя

Малые охотники проекта 201Т

Немного о проекте.

 

Малые охотники проекта 201Т - это вариант с усиленным противолодочным вооружением. Охотники получили взамен кормового 25-мм автомата 2М-З два 400-мм торпедных аппарата ОТА-40-201 для противолодочных торпед СЭТ-40.

ИзображениеИзображение

 

Вооружение.

 

Вооружение охотников состояло:

Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.

Из 2 однотрубных 400-мм торпедных аппаратов ОТА-40-201 с прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) "нет данных", расположенных побортно в корме под углом к борту. Торпедный аппарат обеспечивает хранение и боевое применение торпед в любых метеорологических условиях (дождь, снег, туман) в любое время года и суток, при температуре наружного воздуха от -25 °С до +35 °С, дистанционную одиночную или залповую стрельбу от системы ПУС или ручную одиночную стрельбу от аппарата, аварийный выброс торпед. Система стрельбы - пороховая. Скорость самонаводящейся электрической противолодочной торпеды составляла 29 узлов, глубина погружения до 200 метров, а дальность действия до 8 км. Активно-пассивная акустическая система самонаведения торпеды в активном режиме имела радиус реагирования по подводной лодке 600-800 м. Комплект противолодочных торпед типа СЭТ-40 составлял 2 штуки расположенных в самих аппаратах.

Из 4 реактивных бомбомётов РБУ-1200 калибра 251,7 мм с 5 направляющими от ПУСБ "Ураган", размещённых на баке, две рядом друг с другом в диаметральной плоскости и две побортно сразу за ними. РБУ-1200 имели стабилизированные на качке пусковые установки. Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки, который мог устанавливаться от 0 до 51 градуса. Горизонтального наведения установки не имели. Движущие устройства - электроприводы. Глубина поражения цели - до 350 метров, а скорость погружения до 6,25 м/с. Вес пусковой установки доходил до 620 кг.

Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.

Из 6 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

 

Характеристики.

Тактико-технические данные катера проекта 201Т

Водоизмещение:   стандартное 183 тонны, полное 207,5 тонны.

Длина наибольшая:  42 метра

Ширина наибольшая:  6,08 метра

Осадка по корпусу:  1,8 метра

Силовая установка:  3 дизеля 37Д по 2000 л.с., 3 винта ФШ

Электроэнергетическая

система:  2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт

Скорость хода:  полная 26 узлов, экономическая 12 узлов

Дальность плавания:   1000 миль при 12 узлах

Мореходность:  5 баллов

Автономность:  5 суток

Вооружение:  .

артиллерийское:  1х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением

противолодочное:  2 бомбосбрасывателя и 24 бомбы ББ-1, 4 РБУ-1200,

2х1 400-мм ТА ОТА-40-201

минное:  6 мин КБ-3 в перегруз

гидроакустическое:  1 ГАС "Тамир-11"

радиотехническое:  1 РЛС "Рея", 1 радиостанция Р-607,

аппаратура госопознавания "Кремний-2"

навигационное:  1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг

химическое:  4 дымовые шашки МДШ

Экипаж:  25 человек (4 офицера)

Строились катера на заводе Бутомы №532 в г. Керчь.

Головной катер вошёл в строй ВМФ в 1964 году.

Всего построено катеров с 1964 г. по 1967 г. - 18 единиц.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
875 публикаций
329 боёв

Цитата

Прошу ничего не писать в данной теме пока не оформлю 3 резерва!!!

Резерв-это бронирование  поста для информации темы,которая не поместилась в одном топике.После заполнение сообщения информацией, слово "Резерв" убирается.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация
2 042 боя

Просмотр сообщенияesoess1 (06 Ноя 2013 - 17:32) писал:

Резерв-это бронирование  поста для информации темы,которая не поместилась в одном топике.После заполнение сообщения информацией, слово "Резерв" убирается.
Прошу прощения за опоздание, отрубали интернет, для всей информации 1 поста недостаточно, знаю, убрал

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
271 публикация

Просмотр сообщенияstarogrif (06 Ноя 2013 - 17:46) писал:

Прошу прощения за опоздание, отрубали интернет, для всей информации 1 поста недостаточно, знаю, убрал
А ВОТ И НЕ ПРАВДА! Все уместилось бы в один пост, есть ограничение только на 10 картинок, у Вас их явно меньше.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация
2 042 боя

Просмотр сообщенияSolnzevorot (06 Ноя 2013 - 18:19) писал:

А ВОТ И НЕ ПРАВДА! Все уместилось бы в один пост, есть ограничение только на 10 картинок, у Вас их явно меньше.
Опять ты влез, в 1 раз сказал: "Не пишите, пока не напишу 3 раза резерв", он пишет. Благодарю разработчиков за удаление твоего сообщения, теперь опять лезет... И ограничение явно не на 10 картинок, сколько раз делал

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
260 публикаций

Просмотр сообщенияstarogrif (06 Ноя 2013 - 17:05) писал:

Всем доброго времени суток! Сегодня я решил дополнить свои работы по морским охотникам проектом 201. Приятного чтения!
ИзображениеИзображение
История создания.
Spoiler

Малые охотники за подводными лодками в послевоенный период длительное время строились с деревянными корпусами, так как были унифицированы по корпусу и энергоустановке с торпедными катерами. За период с 1946 по 1947 год судостроительный завод в Сосновке сдал флоту 40 малых охотников по проекту ОД-200, которые из-за установки на них бензиновых моторов “Паккард” были весьма пожароопасными. В связи с этим в 1948 году тем же заводом по доработанному проекту ОД-200бис (разработчик - ЦКБ-19 в Ленинграде, главный конструктор Л.Л.Ермаш) было построено 16 малых охотников, оснащенных дизельными двигателями М-50 отечественного производства. Они стали последними, удовлетворявшими требованиям транспортировки по железной дороге. Усложнение задач противолодочной обороны требовало размещения на охотниках более эффективных средств обнаружения и соответствующего вооружения. Все это влекло за собой рост водоизмещения.
Последней серией малых охотников с деревянными корпусами стали катера проекта 199, разработанные в ЦКБ-5 под руководством главного конструктора П.Г.Гойнкиса на базе корпуса и энергетической установки большого торпедного катера проекта 183. По сравнению с судами проекта ОД-200, их противолодочное вооружение было значительно усилено и состояло из двух кормовых бомбосбрасывателей и двух бомбометов БМБ-2 с запасом в 36 больших глубинных бомб (БГБ). Оружие самообороны включало две спаренные 25-мм артиллерийские установки 2М-3. Катера оснащались современным для того времени гидроакустическим и радиолокационным оборудованием. По этому проекту до конца 1959 года судостроительным заводом № 5 в Ленинграде специально для морских частей погранвойск была построена серия из 52 катеров.
Совершенствование в первое послевоенное десятилетие тактико-технических характеристик подводных лодок (увеличение скорости и дальности подводного хода, снижение шумности) поставило перед флотом задачу усиления противолодочной обороны в операционных зонах военно-морских баз и организации в них систематического поиска и уничтожения подводных лодок противника, надежного охранения своих кораблей и подводных лодок при их выходе из базы и возращении. Катера-охотники, строившиеся даже по усовершенствованным проектам военного и послевоенного периода, справиться с этой задачей уже не могли. Для этой цели требовалось создание нового малого охотника, который бы отличался усиленными средствами ведения противолодочной борьбы и самообороны от воздушного противника, увеличенной дальностью плавания и автономностью, имел бы лучшую мореходность.
Проектирование такого малого охотника в стальном корпусе начали еще в 1947 году в ЦКБ-51, а в 1951 году работы перенесли в ЦКБ-340 г. Зеленодольска. Возглавил их главный конструктор А.В.Кунахович. Первые два корабля проекта 201 построили в Зеленодольске и сдали флоту в 1955 году. Катера имели полное водоизмещение 158 т (стандартное - 141 т), наибольшую длину - 39,2 м, ширину - 5,8 м, осадку - 1,58 м. Корпус выполнялся из стали, а надстройки - из дюралюминия на клепаных соединениях.
ИзображениеИзображение
Конструкция.


Корпус катера стальной с прямой транцевой кормой и плавными обводами. Палуба прямая с значительной седловатостью в носовой части корпуса. На верхней палубе находилась боевая рубка с открытым ходовым мостиком и надстройка с переходными тамбурами для спуска в машинные отделения. Надстройки выполнялись из дюралюминия на клепаных соединениях. Приборы управления кораблём выводились в ходовую рубку и на открытый ходовой мостик.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками на 10 отсеков:
Форпик, цепной ящик;
Погреба боезапаса;
Кубрик личного состава №1;
Каюты офицеров и мичманов, боевые посты;
Машинное отделение №1;
Машинное отделение №2;
Камбуз, бытовые помещения;
Кубрик личного состава №2;
Нет данных
Ахтерпик.
По своему водоизмещению корабли занимали промежуточное положение между малым и большим охотниками.
Силовая установка механическая, трёхвальная с пятью дизелями М-50Ф по 1200 л.с. каждый, четыре дизеля попарно работали на бортовые валы, а пятый на средний вал. Дизеля обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Назначенный ресурс двигателя до первой переборки составляет 1 000 часов, а полный ресурс - 2 500 часов при частоте вращения 1 700 об/мин. Скорость полного хода охотника составляла 26 узлов. Такая сложная конструкция, в свою очередь, вызвала резкое усложнение систем управления двигателями и синхронизации их работы.
Электроэнергетическая система постоянного тока напряжением 110 В получала питание от двух дизель-генераторов ДГ-25 мощностью по 25 кВт, один из которых использовался в качестве резервного.
ИзображениеИзображение

Вооружение.


Вооружение катеров состояло:
Из 1 одноствольного 45-мм автомата СМ-21-ЗИФ1 с длинной ствола 78 калибров, расположенного на баке. Стрельба может вестись очередями или одиночными выстрелами. Темп стрельбы очередью составлял 50 выстрелов, затем ствол охлаждался забортной водой из корабельной магистрали, для чего в затвор орудия вставляется шланг со специальным наконечником. Заряжание автомата обойменное, в обойме 4 патрона. Подача обойм осуществлялась вручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки 160 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 140°. Начальная скорость снаряда 750 м/с, дальность стрельбы до 11 км, а досягаемость по высоте - 6,7 км. Масса установки 3600 кг.
Из 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных одно в средней части корпуса и одно в корме. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
Из 2 бомбомётов БМБ-2, предназначенного для выстрела 1 глубинной бомбой ББ-1 на расстояние 40, 80 и 120 метров. Боезапас включал 10 бомб ББ-1.
Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
Из 4 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

Оборудование.


Катера комплектовались компасом, гидроакустической станцией (ГАС) "Тамир-10", РЛС обнаружения "Зарница", аппаратурой опознавания «Факел-М» и дымовыми шашками МДШ.
ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.
РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.
ИзображениеИзображение

Характеристики.


Тактико-технические данные катеров проекта 201
Водоизмещение: стандартное 141 тонна, полное 158 тонн.
Длина наибольшая: 39,2 метра
Ширина наибольшая: 5,8 метра
Осадка по корпусу: 1,58 метра
Силовая установка: 5 дизелей М-50Ф по 1200 л.с., 3 винта ФШ
Электроэнергетическая
система: 2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт
Скорость хода: полная 26 узлов, экономическая 14 узлов
Дальность плавания: 600 миль при 14 узлах
Мореходность: нет данных
Автономность: 3 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 45-мм автомат СМ-21-ЗИФ1,
2х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя, 2 бомбомёта БМБ-2,
34 бомбы ББ-1
минное: 6 мин КБ-3 в перегруз
гидроакустическое: 1 ГАС "Тамир-10"
радиотехническое: 1 РЛС "Зарница", 1 радиостанция Р-607,
аппаратура госопознавания "Факел-М"
навигационное: 1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг
химическое: 4 дымовые шашки МДШ
Экипаж: 25 человек (4 офицера)
ИзображениеИзображение

После испытаний.

Проведенные на Балтийском море испытания на мореходность выявили недостаточную прочность корпуса - оба корабля от резких ударов о встречную волну получили повреждения днища. Для ликвидации конструктивных недостатков и увеличения прочности корпуса потребовалось внести существенные изменения в систему силового набора днища. Один из кораблей был поставлен на модернизацию, в ходе которой на нем заменили двигатели и установили четыре реактивных бомбомета РБУ-1200 взамен БМБ-1. После модернизации его водоизмещение увеличилось почти на 25 процентов, и для постройки серии потребовалась серьезная корректировка проекта.

Экспорт.


Существенным недостатком катеров проекта 201 и его модификаций, несмотря на установку более мощных двигателей, оставалась невысокая скорость полного хода. Для борьбы со скоростными атомными подводными лодками, имеющими возможность длительно поддерживать высокую подводную скорость, использование катеров проекта 201 становилось неэффективным. Для этого требовался корабль нового поколения, с более мощной энергетической установкой и более эффективным противолодочным комплексом.
Противолодочные катера (как их стали классифицировать) проекта 201 и проекта 201М широко поставлялись на экспорт.
Алжир: 6 единиц
В 10.1965-10.1967: №651 в 10.1965, №652 в 10.1965, №653, №654, №655 в 10.1967, №656 в 10.1967 (бывшие зав.№570-572)
Болгария: 6 единиц
Малые противолодочные корабли №31 2.06.1963, №32 2.06.1963, №33 09.1963, №34 09.1963, №35 09.1963, №36 09.1963 (бывшие зав.№549-554). Затем №41-46 (№41, 42, 45 списаны 26.09.1981, №43, 44, 46 списаны в 1985)
Вьетнам: 15 единиц
2 единицы в 1961, 4 единицы в 1964, 3 единицы в 1966, 2 единицы в 09.1980, 2 единицы в 05.1981, 2 единицы в 09.1983: Т25, затем Т225, Т27, затем Т227, Т29, затем Т229, Т31, затем Т231. Затем HQ-3275, 3277, 3278.
ГДР: 12 единиц
Охотники за подводными лодками Адлер 711, с 1.01.1961 874, с 1.12.1962 454 (с 1.12.1965 пограничный корабль G-15, с 1.12.1966 G-21) 7.12.1959, списан 29.04.1972, Шпербер 732, с 1.01.1961 953, с 1.12.1962 413, с 1.12.1965 493, с 1.12.1972 421 (с 1.12.1966 по 1.12.1972 пограничный корабль G-41, с 1.12.1971 G-23, с 1972 G-43) 7.12.1959, списан 20.05.1975, Фальке 753, с 1.01.1961 774, с 1.12.1962 434, с 1964 452 (с 1.12.1965 пограничный корабль G-16, с 1.12.1966 G-22, с 1.12.1971 G-41) 7.12.1959, списан 29.04.1972, Хабихт 774, с 1.01.1961 974, с 1.12.1962 414, с 1.12.1965 494, с 1.12.1972 422 (с 1.12.1966 по 1.12.1972 пограничный корабль G-42, с 1.12.1971 G-24, с 1972 G-44) 7.12.1959, списан 3.10.1975, Райхер 811, с 1.12.1962 451 (с 1.12.1965 пограничный корабль G-17, с 1.12.1966 G-23, с 1.12.1971 G-42) 7.12.1959, списан 14.10.1972, Буссард 832, с 1.01.1962 452, с 1964 412, с 1.12.1965 492 (с 1.12.1966 пограничный корабль G-43) 7.12.1959, списан 8.06.1971, Вайхе 853, с 1.12.1962 453, с 1.12.1972 423 (с 1.12.1965 по 1.12.1972 пограничный корабль G-18, с 1.12.1966 G-24, с 1.12.1971 G-22, с 1972 G-41) 29.12.1959, списан 20.05.1975, Эльстер 911, с 1.12.1961 711, с 1.12.1962 431, с 1.12.1965 471 (с 1.12.1967 пограничный корабль G-61, с 1.12.1971 G-43) 29.12.1959, списан 29.04.1972, Краних 932, с 1.01.1961 732, с 1.12.1962 432, с 1.12.1965 472 (с 1.12.1967 пограничный корабль G-62, с 1.12.1971 G-44) 29.12.1959, списан 29.04.1972, Мёве 953, с 1.01.1961 753, с 1.12.1962 433, с 1.12.1965 473 (с 1.12.1967 пограничный корабль G-63, с 1.12.1971 G-45) 29.12.1959, списан 14.10.1972, Корморан 874, с 1.01.1961 911, с 1.12.1962 411, с 1.12.1965 491, с 1.12.1972 424 (с 1.12.1966 по 1.12.1972 пограничный корабль G-44, с 1.12.1971 G-25, с 1972 G-46) 15.08.1960, списан 3.10.1976, Альбатрос 974, с 1.01.1961 932, с 1.12.1962 412, с 1964 434, с 1.12.1965 474 (с 1.12.1967 пограничный корабль G-64, с 1.12.1971 G-46) 15.08.1960, списан 29.04.1972. (зав.№426-435 в 1959, зав.№441, 442 в 1960)
Египет: 12 единиц
В 1962-67: тип 20 №211, 217, 222, 228, 230, 233, 239, 244, 251, 255, 262, 266 (бывшие МПК-64, 71, зав.№558, 562, 573-578). Списаны в 1986
Ирак: 3 единицы
В 05.1962: №310-312. Потоплены в 1991
Китай: 1 единица
Зав.№471
КНДР: 13 единиц
В 1957-61: зав.№318-321, 326-334. Построены по лицензии тип «Соман» - 11 единиц
Куба: 15 единиц
№306, 310 (бывшие П-579-581, зав.№555-557, 563-565, 582-587). 6 единиц в 09.1964 (зав.№555-557, 563-565), 6 единиц в 1967
Мозамбик: 2 единицы
В 1985
Южный Йемен: 2 единицы
В 04.1972. Списаны в 1983

Источники. Малые охотники проекта 201К.
История создания и конструкция.


Малые охотники проекта 201К - это корректированный вариант для серийного производства с увеличенной прочностью корпуса в системе силового набора днища. Так же изменения коснулись силовой установки и вооружения, из-за чего полное водоизмещение увеличилось до 200 тонн.
Силовая установка механическая, трёхвальная с тремя дизелями 37Д по 2000 л.с. каждый с прямоточно-клапанной продувкой при частоте вращения 500 об/мин и реверс-муфтами, которые обеспечивали передний, задний и холостой ход и передавали вращение на три трёхлопастных винта фиксированного шага. Скорость полного хода охотника составляла 26 узлов.

Вооружение.


Вооружение охотников состояло:
Из 1 одноствольного 45-мм автомата СМ-21-ЗИФ1 с длинной ствола 78 калибров, расположенного в корме. Стрельба может вестись очередями или одиночными выстрелами. Темп стрельбы очередью составлял 50 выстрелов, затем ствол охлаждался забортной водой из корабельной магистрали, для чего в затвор орудия вставляется шланг со специальным наконечником. Заряжание автомата обойменное, в обойме 4 патрона. Подача обойм осуществлялась вручную. Расчёт орудия включал 3 человека. Скорострельность установки 160 выстрелов/мин. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 140°. Начальная скорость снаряда 750 м/с, дальность стрельбы до 11 км, а досягаемость по высоте - 6,7 км. Масса установки 3600 кг.
Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
Из 4 реактивных бомбомётов РБУ-1200 калибра 251,7 мм с 5 направляющими от ПУСБ "Ураган", размещённых на баке, две рядом друг с другом в диаметральной плоскости и две побортно сразу за ними. РБУ-1200 имели стабилизированные на качке пусковые установки. Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки, который мог устанавливаться от 0 до 51 градуса. Горизонтального наведения установки не имели. Движущие устройства - электроприводы. Глубина поражения цели - до 350 метров, а скорость погружения до 6,25 м/с. Вес пусковой установки доходил до 620 кг.
Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
Из 4 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

Оборудование.


Катера комплектовались компасом, гидроакустической станцией (ГАС) "Тамир-10", РЛС обнаружения "Зарница", аппаратурой опознавания «Факел-М» и дымовыми шашками МДШ.
ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.
РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту

.
Характеристики.


Тактико-технические данные катера проекта 201К
Водоизмещение: стандартное 180 тонн, полное 200 тонн.
Длина наибольшая: 39,2 метра
Ширина наибольшая: 5,8 метра
Осадка по корпусу: 1,6 метра
Силовая установка: 3 дизеля 37Д по 2000 л.с., 3 винта ФШ
Электроэнергетическая
система: 2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт
Скорость хода: полная 26 узлов, экономическая 12 узлов
Дальность плавания: 1000 миль при 12 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 45-мм автомат СМ-21-ЗИФ1,
1х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя и 24 бомбы ББ-1, 4 РБУ-1200
минное: 6 мин КБ-3 в перегруз
гидроакустическое: 1 ГАС "Тамир-10"
радиотехническое: 1 РЛС "Зарница", 1 радиостанция Р-607,
аппаратура госопознавания "Факел-М"
навигационное: 1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг
химическое: 4 дымовые шашки МДШ
Экипаж: 25 человек (4 офицера)

Строились катера на заводе "Красный металлист" №340 в Зеленодольске.
Головной катер вошёл в строй флота в 1957 году.
Всего построено катеров с 1957 г. по 1958 г. - 10 единиц.
Малые охотники проекта 201М
История создания.


Малые охотники проекта 201М - это модернизированный вариант охотника выполненный в ЦКБ-340. На них были учтены все недостатки, выявленные при строительстве и испытаниях кораблей предыдущих вариантов. Устанавливались и новые средства целеуказания и опознавания.
http://i.piccy.info/.../638761/201.gifhttp://i.piccy.info/...700x224-r/i.gif

Вооружение.


Вооружение охотников состояло:
Из 2 спаренных турельных 25-мм автоматов 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенных одно на баке и одно в корме. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
Из 4 реактивных бомбомётов РБУ-1200 калибра 251,7 мм с 5 направляющими от ПУСБ "Ураган", размещённых на баке, две рядом друг с другом в диаметральной плоскости и две побортно сразу за ними. РБУ-1200 имели стабилизированные на качке пусковые установки. Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки, который мог устанавливаться от 0 до 51 градуса. Горизонтального наведения установки не имели. Движущие устройства - электроприводы. Глубина поражения цели - до 350 метров, а скорость погружения до 6,25 м/с. Вес пусковой установки доходил до 620 кг.
Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
Из 6 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунд

Оборудование.


Катера комплектовались компасом, гидроакустической станцией (ГАС) "Тамир-10", РЛС обнаружения "Рея", аппаратурой опознавания «Кремний-2» и дымовыми шашками МДШ.
ГАС «Тамир-10» предназначалась для обнаружения целей в режиме эхо и шумо-локации. Станция обеспечивала обнаружение цели по структуре эхо-сигнала на дальности до 8 км, а по структуре шумо-сигнала на дальности до 16 км при режиме "на стопе", точность пеленгования колебалась в пределах 4-5°.
РЛС «Рея», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 90 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера.
Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

Характеристики.

Тактико-технические данные катера проекта 201М
Водоизмещение: стандартное 183 тонны, полное 207,5 тонны.
Длина наибольшая: 42 метра
Ширина наибольшая: 6,08 метра
Осадка по корпусу: 1,8 метра
Силовая установка: 3 дизеля 37Д по 2000 л.с., 3 винта ФШ
Электроэнергетическая
система: 2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт
Скорость хода: полная 26 узлов, экономическая 12 узлов
Дальность плавания: 1000 миль при 12 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя и 24 бомбы ББ-1, 4 РБУ-1200
минное: 6 мин КБ-3 в перегруз
гидроакустическое: 1 ГАС "Тамир-10"
радиотехническое: 1 РЛС "Рея", 1 радиостанция Р-607,
аппаратура госопознавания "Кремний-2"
навигационное: 1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг
химическое: 4 дымовые шашки МДШ
Экипаж: 25 человек (4 офицера)

Строились катера на заводе "Красный металлист" №340 в Зеленодольске, на заводе Бутомы №532 в г. Керчь и на заводе Кирова №876 в г. Хабаровске.
Головной катер вошёл в строй ВМФ в 1958 году.
Всего построено катеров с 1957 г. по 1967 г. - 160 единиц для ВМФ и морских частей погранвойск.
Малые охотники проекта 201Т
Немного о проекте.


Малые охотники проекта 201Т - это вариант с усиленным противолодочным вооружением. Охотники получили взамен кормового 25-мм автомата 2М-З два 400-мм торпедных аппарата ОТА-40-201 для противолодочных торпед СЭТ-40.
http://i.piccy.info/...38761/BeyRd.pnghttp://i.piccy.info/...360x125-r/i.gif

Вооружение.


Вооружение охотников состояло:
Из 1 спаренного турельного 25-мм автомата 2М-3 с длинной ствола 79 калибров, расположенного на баке. Охлаждение стволов при стрельбе воздушное. При замене магазинов в стволы через шланг с насадкой с казенной части подавалась вода для охлаждения. Время охлаждения водой - не менее 15 сек. Прицельное устройство установки состояло из механического кольцевого визира, смонтированного на параллелограмном механизме. Оно обеспечивало ведение стрельбы по воздушным и надводным целям. Заряжание автоматов ленточное, лента из 65 патронов находилась в круглом магазине. Скорострельность установки составляла 480 выстрелов/мин. на ствол. Угол вертикального наведения от -10 до +85°, а горизонтального до 120°. Начальная скорость снаряда 850 м/с, дальность стрельбы до 3 км. Расчёт орудия включал 2 человека. Масса установки 1 500 кг. Автоматы имели систему ручного управления.
Из 2 однотрубных 400-мм торпедных аппаратов ОТА-40-201 с прибором управления торпедной стрельбой (ПУТС) "нет данных", расположенных побортно в корме под углом к борту. Торпедный аппарат обеспечивает хранение и боевое применение торпед в любых метеорологических условиях (дождь, снег, туман) в любое время года и суток, при температуре наружного воздуха от -25 °С до +35 °С, дистанционную одиночную или залповую стрельбу от системы ПУС или ручную одиночную стрельбу от аппарата, аварийный выброс торпед. Система стрельбы - пороховая. Скорость самонаводящейся электрической противолодочной торпеды составляла 29 узлов, глубина погружения до 200 метров, а дальность действия до 8 км. Активно-пассивная акустическая система самонаведения торпеды в активном режиме имела радиус реагирования по подводной лодке 600-800 м. Комплект противолодочных торпед типа СЭТ-40 составлял 2 штуки расположенных в самих аппаратах.
Из 4 реактивных бомбомётов РБУ-1200 калибра 251,7 мм с 5 направляющими от ПУСБ "Ураган", размещённых на баке, две рядом друг с другом в диаметральной плоскости и две побортно сразу за ними. РБУ-1200 имели стабилизированные на качке пусковые установки. Дальность стрельбы РБУ-1200 составляла от 400 до 1200 метров и изменялась за счет угла возвышения пусковой установки, который мог устанавливаться от 0 до 51 градуса. Горизонтального наведения установки не имели. Движущие устройства - электроприводы. Глубина поражения цели - до 350 метров, а скорость погружения до 6,25 м/с. Вес пусковой установки доходил до 620 кг.
Из 2 бомбосбрасывателей в корме и 24 глубинных бомб ББ-1. Общий вес большой глубинной бомбы составлял 165 кг, а вес тротила 135 кг при длине в 712 мм и диаметре 430 мм. Скорость погружения доходила до 2,5 м/с, а радиус поражения составлял от 8 до 20 метров. Бомба обеспечивала установку глубины взрыва от 10 до 210 метров.
Из 6 якорных мин КБ-3 и минных рельсов. Корабельная большая мина с гальваноударным взрывателем весила 1065 кг, а вес заряда 230 кг. Глубина места постановки составляла от 12 до 263 метров, минимальный минный интервал 35 метров, наибольшая скорость хода при постановке 24 узла при высоте борта 4,6 метра. Время прихода в боевое положение равнялось 10-20 минутам, точность установки на заданное углубление 0,6 метра, задержка взрыва 0,3 секунды.

Характеристики.

Тактико-технические данные катера проекта 201Т
Водоизмещение: стандартное 183 тонны, полное 207,5 тонны.
Длина наибольшая: 42 метра
Ширина наибольшая: 6,08 метра
Осадка по корпусу: 1,8 метра
Силовая установка: 3 дизеля 37Д по 2000 л.с., 3 винта ФШ
Электроэнергетическая
система: 2 дизель-генератора ДГ по 25 кВт
Скорость хода: полная 26 узлов, экономическая 12 узлов
Дальность плавания: 1000 миль при 12 узлах
Мореходность: 5 баллов
Автономность: 5 суток
Вооружение: .
артиллерийское: 1х2 25-мм автомата 2М-3 с ручным управлением
противолодочное: 2 бомбосбрасывателя и 24 бомбы ББ-1, 4 РБУ-1200,
2х1 400-мм ТА ОТА-40-201
минное: 6 мин КБ-3 в перегруз
гидроакустическое: 1 ГАС "Тамир-11"
радиотехническое: 1 РЛС "Рея", 1 радиостанция Р-607,
аппаратура госопознавания "Кремний-2"
навигационное: 1 магнитный компас, 1 радиопеленгатор, лаг
химическое: 4 дымовые шашки МДШ
Экипаж: 25 человек (4 офицера)

Строились катера на заводе Бутомы №532 в г. Керчь.
Головной катер вошёл в строй ВМФ в 1964 году.
Всего построено катеров с 1964 г. по 1967 г. - 18 единиц.
Упс :ohmy: В один пост вся тема поместилась, а вы сразу грубить сотоварищу по форуму на дельное замечание :amazed:
ЗЫ: Тем боле в расширенном редактировании имеется кнопка проверки, которая вам позволит посмотреть как будет выглядеть ваша тема.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
161 публикация
2 042 боя

Просмотр сообщенияAlex_398 (06 Ноя 2013 - 21:13) писал:


Упс :ohmy: В один пост вся тема поместилась, а вы сразу грубить сотоварищу по форуму на дельное замечание :amazed:
ЗЫ: Тем боле в расширенном редактировании имеется кнопка проверки, которая вам позволит посмотреть как будет выглядеть ваша тема.
Посмотрите на свои изображения проектов 201М и 201Т, они не отображаются, вот в чём проблема. Ещё какое-то неуважение, говорил не пишите, а он с насмешкой строчит(не вам, а товарищу тому). А вы сами пробовали тему сделать?

Просмотр сообщенияDoBRoZlOY (07 Ноя 2013 - 07:01) писал:

автору + пиши еще, блин сколько учителей то )))
Спасибо, хоть кто-то поддержал))

Просмотр сообщенияRusters (07 Ноя 2013 - 11:52) писал:

оформление на пятерочку :playing:
Так точно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
91 публикация
220 боёв

а почему деревянными строили ?

железа не было или так не заметней

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×