Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
stalker2012354

Бой у мыса Сарыч и последующие бои крейсера "Гебен".

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Коллекционер, Альфа-тестер, Организатор турнира
640 публикаций
2 185 боёв

Удаленность Босфора и ограниченность сил Черноморского флота, требовавших периодической замены участвующих в операциях кораблей для ремонта и отдыха экипажей, не позволяли вести постоянную блокаду проливов. Превосходство же “Гебена” в скорости и вооружении, особенно по сравнению с устаревшими русскими линейными кораблями, заставляло Черноморский флот выходить только соединениями, чтобы не допустить уничтожения кораблей поодиночке. (В штабе Черноморского флота ориентировались на скорость “Гебена” 29 узлов; фактически же из-за неполадок в котлах и некачественного ремонта в Турции корабль по-прежнему развивал скорость не более 24 узлов, однако и это было больше, чем у наших крейсеров и новых линейных кораблей). В то же время отработанная на Черноморском флоте перед Первой мировой войной сосредоточенная стрельба соединения кораблей по одной цели могла обеспечить организованный отпор, повреждение или даже уничтожение “Гебена” в прямом бою.

Случай проверить такую возможность скоро представился. 2 ноября Черноморский флот почти в полном составе вышел в поход для действий на морских коммуникациях у берегов Анатолии. Русские линкоры обстреляли Трапезунд, а минные заградители “Константин” и “Ксения” поставили мины у турецкого побережья. Получив известия об этом, Сушон решил перехватить противника на обратном пути в Севастополь и при благоприятной обстановке атаковать его по частям. Днем 4 ноября “Гебен” (флаг контр-адмирала В.Сушона, германский командир – капитан-цур-зее Р.Аккерман) и “Бреслау” (фрегаттен-капитан Кеттнер) вышли из Босфора и направились к берегам Крыма.

В тот же день А.А.Эбергард, возвращавшийся с флотом в Севастополь, получил по радио уведомление от Морского генерального штаба о том, что “Гебен” находится в море. Недостаток угля не позволил командующему Черноморским флотом предпринять поиски противника, и Эбергард, приказав усилить бдительность, продолжил путь, который вел к встрече с германскими крейсерами.

Встреча произошла 5 (18) ноября примерно в 45 милях от мыса Херсонес (на широте 42° и долготе около 34°), юго-западнее Ялты у мыса Сарыч. В этой точке в 11:40 крейсер “Алмаз”, шедший в 3.5 милях впереди кильватерной колонны из пяти линейных кораблей (“Евстафий”, “Иоанн Златоуст”, “Пантелеймон”, “Три Святителя” и “Ростислав”) обнаружил большой дым и сигнализировал об этом прожектором лидеру. Одновременно противник выдал себя радиопереговорами, которые в тумане вели “Гебен” с “Бреслау”.

Наши корабли начали сокращать интервалы, миноносцы подтянулись к эскадре. Эбергард распорядился увеличить ход до 14 узлов. Через полчаса "Алмаз" донес: “Вижу неприятеля по носу”. По приказу командующего он начал отход к флоту, а вскоре отвернули и шедшие далеко на флангах между флотом и “Алмазом” крейсера “Кагул” и “Память Меркурия”. Отход был своевременным – в скорости российские крейсера значительно уступали “Гебену”, и он мог бы успеть атаковать один из них.

Из-за державшегося вокруг сильного тумана дальнейший бой свелся в основном к поединку “Гебена” с видевшим его лучше всех “Евстафием” (капитан 1-го ранга В.И.Галанин). Управляющий огнем бригады старший артиллерист В.М.Смирнов находился на “Иоанне Златоусте” (капитан 1-го ранга Ф.А.Винтер), однако стелющийся туман и дым из труб “Евстафия” не позволил точно определить расстояние до противника. По этой причине переданное по радио расстояние “прицел 60” было на самом деле почти в полтора раза больше реального. Снаряды всех линкоров бригады, кроме флагмана, летели с большими перелетами. Перестрелка продолжалась 14 минут. За это время русские корабли выпустили с дистанции 40-34 кабельтовых 30 снарядов крупного калибра (“Евстафий” – 12, “Златоуст” – 6, “Три Святителя” – 12). “Пантелеймон” (капитан 1-го ранга М.И.Каськов) из-за дыма и мглы противника не видел и огня не открывал. Не стрелял по “Гебену” и отставший от эскадры “Ростислав” (капитан 1-го ранга К.А.Порембский), броненосец сделал несколько выстрелов по “Бреслау” – 2 254-мм и 6 152-мм снарядов. “Бреслау” сразу заспешил перейти на “подбойный” борт “Гебена” и избежал попаданий.ервый же двухорудийный залп флагманского линкора “Евстафий” накрыл “Гебен”. Снаряд попал в третий 150-мм каземат и, пробив броню, вызвал пожар зарядов. Погибло 12 человек прислуги, некоторые получили тяжелые отравления газами и позднее скончались. Последующий огонь “Евстафия” был не менее точен. Линейный крейсер получил попадания трех 305-мм и одиннадцати 203-мм и 152-мм снарядов. Через 14 минут, пользуясь преимуществом в скорости, крейсер вышел из боя. “Евстафий” получил 4 попадания. Для “Гебена” этот бой обернулся двухнедельным выходом из строя. На его борту было убито 115 (12 офицеров и 103 матроса) и ранено 58 (5 офицеров и 53 матроса) человек. Большое число жертв во многом объясняется “перенаселенностью” корабля. При штатном составе 1053 человека на борту “Гебена” находилось более 1200 немецких и турецких моряков.

Следующий выход “Гебен” осуществил 23.12.1914 г. в район Батуми. Обстрел крейсером этого города многие считают местью Сушона за повреждения у мыса Сарыч.

26 декабря при возвращении из набега в устье Босфора “Гебен” попал на минное поле, выставленное русскими кораблями (всего 847 мин, вес заряда каждой 96 кг). Корабль получил сильное сотрясение в носовой части с левого борта, а через 2 минуты – второй удар в средней части по правому борту. Взрывы образовали пробоины на обоих бортах, так что проникшая внутрь вода в количестве около 600 т (по другим оценкам – 2000 т) почти полностью уравновесила влияние затопления отделений, вследствие чего корабль продолжал свой путь в Константинополь без крена. Осадка крейсера увеличилась приблизительно на 1 метр. Площадь пробоины правого борта достигала 50 кв.м, а левого - 64 кв.м. Кромки пробоины образовались из вогнутой внутрь наружной обшивки, а в самой пробоине находилось хаотическое скопление перекрученных до неузнаваемости фрагментов обшивки и корпусного набора. Продольные броневые противоминные переборки остались почти целыми, но имели значительные деформации, их водонепроницаемость оказалась частично нарушенной. Отсутствие в Турции дока подходящих размеров для ремонта “Гебена” потребовало ряда работ по обследованию водолазами повреждений корпуса корабля и по постройке на берегу кессонов для заделки пробоин. Схема боя

. Доп ссылка на материалы   P.s Не судите строго  всё что  мог  и извините за  части текста под спойлером это чтобы много текста в глаза не  попадалось.Не оценивайте плохо :unsure: если надо ещё текст вставлю.

sarych-sch.png

Изменено пользователем stalker2012354

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
54 публикации
34 боя

Статья интересная, оформление не очень. Но за работу +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
229
[2018]
Старший альфа-тестер
637 публикаций
6 050 боёв

Слава выучке тогдашних русских артиллеристов!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
20
[-KOC-]
Старший альфа-тестер
251 публикация
11 034 боя

Цитата

P.s Не судите строго  всё что  мог  и извините за  части текста под спойлером это чтобы много текста в глаза не  попадалось.Не оценивайте плохо :unsure:  если надо ещё текст вставлю.

Вы хотя бы на абзацы разделите, а еще можно на разделы... А то стена не очень удобна для чтения.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Просмотр сообщенияstalker2012354 (28 Ноя 2013 - 21:35) писал:

Удаленность Босфора и ограниченность сил Черноморского флота, требовавших периодической замены участвующих в операциях кораблей для ремонта и отдыха экипажей, не позволяли вести постоянную блокаду проливов. Превосходство же “Гебена” в скорости и вооружении, особенно по сравнению с устаревшими русскими линейными кораблями, заставляло Черноморский флот выходить только соединениями, чтобы не допустить уничтожения кораблей поодиночке. (В штабе Черноморского флота ориентировались на скорость “Гебена” 29 узлов; фактически же из-за неполадок в котлах и некачественного ремонта в Турции корабль по-прежнему развивал скорость не более 24 узлов, однако и это было больше, чем у наших крейсеров и новых линейных кораблей). В то же время отработанная на Черноморском флоте перед Первой мировой войной сосредоточенная стрельба соединения кораблей по одной цели могла обеспечить организованный отпор, повреждение или даже уничтожение “Гебена” в прямом бою.
Случай проверить такую возможность скоро представился. 2 ноября Черноморский флот почти в полном составе вышел в поход для действий на морских коммуникациях у берегов Анатолии. Русские линкоры обстреляли Трапезунд, а минные заградители “Константин” и “Ксения” поставили мины у турецкого побережья. Получив известия об этом, Сушон решил перехватить противника на обратном пути в Севастополь и при благоприятной обстановке атаковать его по частям. Днем 4 ноября “Гебен” (флаг контр-адмирала В.Сушона, германский командир – капитан-цур-зее Р.Аккерман) и “Бреслау” (фрегаттен-капитан Кеттнер) вышли из Босфора и направились к берегам Крыма.
В тот же день А.А.Эбергард, возвращавшийся с флотом в Севастополь, получил по радио уведомление от Морского генерального штаба о том, что “Гебен” находится в море. Недостаток угля не позволил командующему Черноморским флотом предпринять поиски противника, и Эбергард, приказав усилить бдительность, продолжил путь, который вел к встрече с германскими крейсерами.
Встреча произошла 5 (18) ноября примерно в 45 милях от мыса Херсонес (на широте 42° и долготе около 34°), юго-западнее Ялты у мыса Сарыч. В этой точке в 11:40 крейсер “Алмаз”, шедший в 3.5 милях впереди кильватерной колонны из пяти линейных кораблей (“Евстафий”, “Иоанн Златоуст”, “Пантелеймон”, “Три Святителя” и “Ростислав”) обнаружил большой дым и сигнализировал об этом прожектором лидеру. Одновременно противник выдал себя радиопереговорами, которые в тумане вели “Гебен” с “Бреслау”.
Наши корабли начали сокращать интервалы, миноносцы подтянулись к эскадре. Эбергард распорядился увеличить ход до 14 узлов. Через полчаса "Алмаз" донес: “Вижу неприятеля по носу”. По приказу командующего он начал отход к флоту, а вскоре отвернули и шедшие далеко на флангах между флотом и “Алмазом” крейсера “Кагул” и “Память Меркурия”. Отход был своевременным – в скорости российские крейсера значительно уступали “Гебену”, и он мог бы успеть атаковать один из них.
Из-за державшегося вокруг сильного тумана дальнейший бой свелся в основном к поединку “Гебена” с видевшим его лучше всех “Евстафием” (капитан 1-го ранга В.И.Галанин). Управляющий огнем бригады старший артиллерист В.М.Смирнов находился на “Иоанне Златоусте” (капитан 1-го ранга Ф.А.Винтер), однако стелющийся туман и дым из труб “Евстафия” не позволил точно определить расстояние до противника. По этой причине переданное по радио расстояние “прицел 60” было на самом деле почти в полтора раза больше реального. Снаряды всех линкоров бригады, кроме флагмана, летели с большими перелетами. Перестрелка продолжалась 14 минут. За это время русские корабли выпустили с дистанции 40-34 кабельтовых 30 снарядов крупного калибра (“Евстафий” – 12, “Златоуст” – 6, “Три Святителя” – 12). “Пантелеймон” (капитан 1-го ранга М.И.Каськов) из-за дыма и мглы противника не видел и огня не открывал. Не стрелял по “Гебену” и отставший от эскадры “Ростислав” (капитан 1-го ранга К.А.Порембский), броненосец сделал несколько выстрелов по “Бреслау” – 2 254-мм и 6 152-мм снарядов. “Бреслау” сразу заспешил перейти на “подбойный” борт “Гебена” и избежал попаданий.ервый же двухорудийный залп флагманского линкора “Евстафий” накрыл “Гебен”. Снаряд попал в третий 150-мм каземат и, пробив броню, вызвал пожар зарядов. Погибло 12 человек прислуги, некоторые получили тяжелые отравления газами и позднее скончались. Последующий огонь “Евстафия” был не менее точен. Линейный крейсер получил попадания трех 305-мм и одиннадцати 203-мм и 152-мм снарядов. Через 14 минут, пользуясь преимуществом в скорости, крейсер вышел из боя. “Евстафий” получил 4 попадания. Для “Гебена” этот бой обернулся двухнедельным выходом из строя. На его борту было убито 115 (12 офицеров и 103 матроса) и ранено 58 (5 офицеров и 53 матроса) человек. Большое число жертв во многом объясняется “перенаселенностью” корабля. При штатном составе 1053 человека на борту “Гебена” находилось более 1200 немецких и турецких моряков.
Следующий выход “Гебен” осуществил 23.12.1914 г. в район Батуми. Обстрел крейсером этого города многие считают местью Сушона за повреждения у мыса Сарыч.
26 декабря при возвращении из набега в устье Босфора “Гебен” попал на минное поле, выставленное русскими кораблями (всего 847 мин, вес заряда каждой 96 кг). Корабль получил сильное сотрясение в носовой части с левого борта, а через 2 минуты – второй удар в средней части по правому борту. Взрывы образовали пробоины на обоих бортах, так что проникшая внутрь вода в количестве около 600 т (по другим оценкам – 2000 т) почти полностью уравновесила влияние затопления отделений, вследствие чего корабль продолжал свой путь в Константинополь без крена. Осадка крейсера увеличилась приблизительно на 1 метр. Площадь пробоины правого борта достигала 50 кв.м, а левого - 64 кв.м. Кромки пробоины образовались из вогнутой внутрь наружной обшивки, а в самой пробоине находилось хаотическое скопление перекрученных до неузнаваемости фрагментов обшивки и корпусного набора. Продольные броневые противоминные переборки остались почти целыми, но имели значительные деформации, их водонепроницаемость оказалась частично нарушенной. Отсутствие в Турции дока подходящих размеров для ремонта “Гебена” потребовало ряда работ по обследованию водолазами повреждений корпуса корабля и по постройке на берегу кессонов для заделки пробоин. Схема боя
Spoiler .   Доп ссылка на материалы   P.s Не судите строго  всё что  мог  и извините за  части текста под спойлером это чтобы много текста в глаза не  попадалось.Не оценивайте плохо :unsure: если надо ещё текст вставлю.
Уважаемый ТС, не надо ничего вставлять пока не ознакомитесь с это темой
Как создавать темы (практическое пособие)
Тем более, что про бой у мыса Сарыч это ПОВТОР... причем буквальный.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
229
[2018]
Старший альфа-тестер
637 публикаций
6 050 боёв

Цитата

это ПОВТОР
Та тема ну совсем печальная, эта хоть чуть более читабельна.
Лучше помочь доделать эту тему. В принципе, то, что ТС не угнал всё под спойлеры - не нарушение, больше всего раздражает слабая структурированность текста (на главы бы разбить).
---
(это не я "-" поставил)
---
ТС, включите функцию "слежение за темой"! Поддерживать активность в теме важнее лоснящихся содержательностью статей.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Просмотр сообщенияKudeyar1 (29 Ноя 2013 - 02:19) писал:

Та тема ну совсем печальная, эта хоть чуть более читабельна.
Лучше помочь доделать эту тему. В принципе, то, что ТС не угнал всё под спойлеры - не нарушение, больше всего раздражает слабая структурированность текста (на главы бы разбить).
---
(это не я "-" поставил)
---
ТС, включите функцию "слежение за темой"! Поддерживать активность в теме важнее лоснящихся содержательностью статей.

Чем же та тема печальнее этой? Тем, что от полной идентичности их отличает наличие в этой теме последнего абзаца в 8 строчек и одна неумело вставленная схема?
По вашему это показатель читабельности? Признаюсь, такую несуразицу услышишь не часто.
Но чтобы совсем развеять сомнения по поводу бесперспективности этой темы, дам ссылку на еще одинСАМЫЙ ПЕРВЫЙ ПОВТОР.
Хотя с вашим подходом к читабельности тем, скорее всего это вряд ли воспримется как аргумент.

ТС же в первую очередь должен научиться пользоваться поиском по форуму и конечно же вооружиться знаниями из темы, ссылку на которую я уже давал.
На всякий случай дам ссылку еще на одно тему, автору однозначно пригодится.
В помощь новичкам (видео руководство)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×