Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 24 комментария

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
80 публикаций
25 боёв

Проект самолета летающей лодки (Реально воплощен небыл, но задумка просто шикарная)

Изображение

 

 

Коротко об истории создания

 

В 1952 г. Роберт Людвигович Бартини - начальник отдела перспективных схем Сибирского научно-исследовательского института авиации им.С.А.Чаплыгина (СибНИА; Новосибирск) создает проект самолета Т-203. Будучи великолепным математиком, он буквально «вычислил» схему самолета с крылом переменной по передней кромке стреловидности. Без особенно дорогих продувок и существенных затрат.Модель А-55 Р.Л.Бартини

    Проект Р.Л.Бартини, представленный в 1955 г., планировал создание сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика средней дальности А-55. Гидросамолет имел возможность пополнять запасы топлива в океане, в непосредственной близости от берегов противника, с надводных кораблей и подводных лодок. Кроме того, для гидросамолетов не требовались огромные аэродромы со сверхпрочными многокилометровыми бетонными ВПП, являвшимися отличными мишенями для ударных средств противника. Первоначально проект был отклонен, т.к. заявленные характеристики посчитали нереальными. Помогло обращение в С.П.Королеву, который помог обосновать проект экспериментально. Были изготовлены и продуты десятки моделей с различными вариантами крыла.

    Для продолжения работы над проектом Р.Л.Бартини в апреле 1957 г. был откомандирован из СИБНИА в ОКБС МАП (Москва). К работе по стратегическому А-57 привлекаются коллективы ЦАГИ и ЦИАМ. Были исследованы режимы взлета самолета с воды и возможности длительного пребывания его на плаву.

Описание

 

Самолет А-57 представлял собой стратегическую комплексную систему, включающую сам гидросамолет-амфибию, способный взлетать и садиться на водную поверхность, а также на снег и лед (это допускало возможность использовать аэродромы передового базирования, размещенные в Арктике на дрейфующих льдинах), и тяжелый управляемый реактивный снаряд РСС, создававшийся в ОКБ П.В.Цыбина и располагавшийся на самолете-носителе. Самолет предполагалось выполнить по схеме «бесхвостка» с ярко выраженной интегральной компоновкой (собственно фюзеляж практически отсутствовал). «Самобалансирующееся» крыло (балансировка достигалась круткой по размаху) с минимальным суммарным волновым и индуктивным сопротивлением, имеющее переменную стреловидность по передней кромке, имело в центре сверхкритический выпуклый вниз профиль, а на концах - выпуклый вверх.А-57 Колесное шасси отсутствовало, взлет и посадка на лед и воду выполнялись с использованием убирающейся под центральную часть самолета гидролыжи. Для взлета с обычного аэродрома предполагалось использовать сбрасываемые после отрыва от земли колесные тележки. Экипаж самолета составлял три человека. А-57 должен был нести оборудование, необходимое для автономной эксплуатации в океане или на арктической льдине: имелось необходимое шкиперское оборудование, сквозной проход вдоль всей лодки, гальюн для экипажа. Все операции по первоочередному техническому обслуживанию бомбардировщика выполнялись в пределах обводов крыла и вертикального оперения, т. е. самолет можно было обслуживать на плаву.

    По тем временам оборудование летающей лодки было верхом совершенства: БРЛС СВР-1, активные системы РЭП «Роза» и «Веник», система постановки пассивных помех ТРС-45, навигационный комплекс «Ветер», комплекс связи «Планета» и гидроакустическая система связи с подводными лодками «Охотск». Расчетная максимальная скорость А-57 составляла 2500 км/ч, практический потолок (в зависимости от полетной массы) 18000-23000 м, практическая дальность 15000 км. Самолет с взлетной массой 250 т предполагалась оснастить пятью ТРДФ НК-10Б (5 х 24 000 кгс) либо, временно, НК-6 (5 х 22 500 кгс), размещенных пакетом, установленным над корпусом лодки, в ее хвостовой части между килями, наклоненными внутрь. Над двигателями должна была устанавливаться крылатая ракета РСС, кроме того, имелся внутренний термостабилизированный бомбоотсек для размещения термоядерной бомбы «244H» массой 3000 кг.Компоновка А-57

    Кроме этого, размерность и компоновка самолёта А-57 позволяют без коренных переделок установить на нем атомные двигатели. Осознавая, что двигатель НК-10Б в обещанные сроки может не появиться, конструкторы посчитали возможным на первом этапе создания самолета А-57 заменить их менее мощными НК-6.

    На базе А-57 были спроектированы разведчик Р-57 и его вариант Р-57-АЛ с ядерной силовой установкой, разрабатывавшейся под руководством А.М.Люльки. Вслед за этим, в 1958 году, были сделаны предложения по ядерному морскому бомбардировщику А-58. Особенностью Р-57 являлась возможность использования его как самостоятельно (в этом случае он комплектовался соответствующим фотооборудованием), так и в системе с самолетом-разведчиком РСР, чьи габариты и вес были аналогичны крылатой ракете РСС. Дальность полета самолета РСР в пилотируемом варианте составляла 6000, а в беспилотном - 8000 километров.

 

ТТХ

 

Конструкция  Р.Л.Бартини, ОКБ П.В.Цыбина

Обозначение  А-57

Тип  Стратегический бомбардировщик - летающая лодка

Экипаж, чел.  3

Геометрические и массовые характеристики

Длина самолета, м  69,5-72,5

Размах крыла, м  36,5-37,1

Высота самолета, м  7,5

Площадь крыла, м2  755,0

Взлетная масса, кг  250000 (320000)

Силовая установка

Число двигателей  5

Двигатель  ТРД НК-10Б  ТРД НК-6

Тяга двигателей (форсаж), кгс  5 х 24000  5 х 22500

Летные данные (расчетные)

Максимальная скорость полета, км/ч  2500

Максимальная дальность полета, км  12000 (14000)

Практический потолок, м  18000-23000

 

Схема

 

 

Изображение

 

 

Видео

 

 

Источник

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
214 публикации

слишком фантастично выглядит для 52, при такой дальности и бомбовой нагрузке мог бы стать отличным оружием сдерживания. только я не понял из статьи почему же его не сделали?

нашёл ответ

Для проверки заявленных Бартини лётно-технических данных самолёта А-57 по указанию председателя ГКАТ была создана специальная комиссия из представителей ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156 и ОКБ-23. Итогом ее работы стали рекомендации по практическому воплощению рассмотренного предложения. Второй раз предложение Роберта Людвиговича рассматривалось специалистами ГКАТ в начале 1958 года и было отклонено.

http://www.testpilot...ni/a/57/a57.htm

Возможно стоит добавить это к статье, а то незавершённая история получается

Изменено пользователем prizrak83

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
113 публикации
3 боя

Интересно. К сожалению, задумка не для нашего века)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
37
[B2-95]
Альфа-тестер
182 публикации
6 135 боёв

Ну не знаю, по моему глупая затея была. Не вижу перспектив, да и вообще смысла в таком лодко-самолете. А вообще есть гидропланы для полетов и базировании на водных поверхностях, и к 50-м гг. они уже были.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
2 647 публикаций

Интересный проект, однако мне кажется что в случае реализации имели бы место проблемы с посадкой на воду, у гидроплана например скорость много меньше и скорость при посадке тоже, а тут у нас реактивный самолет и при его скорости во время касания о водную поверхность заходя на посадку, он бы просто потерял стабильность и полетел кубарем.

 

Просмотр сообщенияaledgan (30 Ноя 2013 - 19:26) писал:

...

    Кроме этого, размерность и компоновка самолёта А-57 позволяют без коренных переделок установить на нем атомные двигатели. Осознавая, что двигатель НК-10Б в обещанные сроки может не появиться, конструкторы посчитали возможным на первом этапе создания самолета А-57 заменить их менее мощными НК-6.

На базе А-57 были спроектированы разведчик Р-57 и его вариант Р-57-АЛ с ядерной силовой установкой, разрабатывавшейся под руководством А.М.Люльки. Вслед за этим, в 1958 году, были сделаны предложения по ядерному морскому бомбардировщику А-58. Особенностью Р-57 являлась возможность использования его как самостоятельно (в этом случае он комплектовался соответствующим фотооборудованием), так и в системе с самолетом-разведчиком РСР, чьи габариты и вес были аналогичны крылатой ракете РСС. Дальность полета самолета РСР в пилотируемом варианте составляла 6000, а в беспилотном - 8000 километров.

По тексту я заметил 2 упоминания о ядерной силовой установке, интересно какую роль она там играла т.к. мне не известны такие конструкции ядерных силовых установок которые бы могли заменить реактивный двигатель (ну кроме разгона космических кораблей посредством ядерного или термоядерного взрыва), если же она там только для движения в приводненном положении то это получается слишком накладно использовать подобные установки лишь для вспомогательных целей (можно просто поставить судовой дизель). Если у вас есть дополнительная информация, я был бы рад прочитать подробнее об этом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

Роберт Людвигович Бартини конечно удивительный человек был. С совершенно индивидуальным взглядом на мир. Таких и называли самородками.

Бытует миф, что якобы Яковлев однажды на совещании сказал: «Что это мы тут шумим? У нас же есть Бартини — вот и поручим проблему ему! Уж если он её не решит, значит, она принципиально нерешаема…»

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
80 публикаций
25 боёв

Просмотр сообщенияprizrak83 (30 Ноя 2013 - 21:02) писал:

Для проверки заявленных Бартини лётно-технических данных самолёта А-57 по указанию председателя ГКАТ была создана специальная комиссия из представителей ЦАГИ, ЦИАМ, НИИ-1, ОКБ-156 и ОКБ-23. Итогом ее работы стали рекомендации по практическому воплощению рассмотренного предложения. Второй раз предложение Роберта Людвиговича рассматривалось специалистами ГКАТ в начале 1958 года и было отклонено.
http://www.testpilot...ni/a/57/a57.htm
Возможно стоит добавить это к статье, а то незавершённая история получается
Показалось это офтопом, потому как в фильме говорится что от идеи использования самолета для доставки ядерной боеголовки с помощью самолета отказались в сторону использования межконтинентальных ракет как носителя. Что подтвердил успешный запуск спутник-1 в конце 57 года.

Просмотр сообщения__LeTexA__ (30 Ноя 2013 - 22:47) писал:

Ну не знаю, по моему глупая затея была. Не вижу перспектив, да и вообще смысла в таком лодко-самолете. А вообще есть гидропланы для полетов и базировании на водных поверхностях, и к 50-м гг. они уже были.

Главная затея всего этого - это доставить тяжелую ядерную бомбу до предпологаемого противника и при этом иметь возможность вернуть самолет обратно. Потому как в то время развивающаяся программа с помощью использования Ту-2 (В-2) предполагала, что взлетев с аэродрома в Арктике самолет сбрасывал бомбы и потом либо самоуничтожался, либо просто падал на просторы США, где уже летчики должны были сложными способами возвращатся обратно.
Изменено пользователем Orelko

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
80 публикаций
25 боёв

Просмотр сообщенияDarkLordSauron (01 Дек 2013 - 02:17) писал:

Интересный проект, однако мне кажется что в случае реализации имели бы место проблемы с посадкой на воду, у гидроплана например скорость много меньше и скорость при посадке тоже, а тут у нас реактивный самолет и при его скорости во время касания о водную поверхность заходя на посадку, он бы просто потерял стабильность и полетел кубарем.


Рекомендую посмотреть интересный фильм, там где то с 30й минуты рассказывается об реактивных гидросамолетах.



Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
2 647 публикаций

Просмотр сообщенияprizrak83 (01 Дек 2013 - 08:00) писал:

были разработки у США и СССР самолётов с ядерным реактором например Ту-95ЛАЛ (http://www.airwar.ru...ne/tu95lal.html)
Спасибо за ссылку, ответы на некоторые вопросы я там нашел.

Просмотр сообщенияaledgan (01 Дек 2013 - 13:45) писал:

Рекомендую посмотреть интересный фильм, там где то с 30й минуты рассказывается об реактивных гидросамолетах.



Ну примерно как я и предполагал только не так плачевно, но все же при взлете и посадке были серьезные проблемы, видимо отчасти изза этого и отказались от реактивных гидросамолетов.

Просмотр сообщенияaledgan (01 Дек 2013 - 14:26) писал:

От них не отказались досмотрите фильм до конца)
Досмотрел, действительно не отказались.
Изменено пользователем anonym_CW9Ah05fSfxr

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
80 публикаций
25 боёв

Просмотр сообщенияDarkLordSauron (01 Дек 2013 - 14:12) писал:

Ну примерно как я и предполагал только не так плачевно, но все же при взлете и посадке были серьезные проблемы, видимо отчасти изза этого и отказались от реактивных гидросамолетов.

От них не отказались досмотрите фильм до конца)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

Просмотр сообщенияaledgan (01 Дек 2013 - 14:26) писал:

От них не отказались досмотрите фильм до конца)
Факт, если бы от них отказались, мы бы с Вами никогда не увидели:
Бе-200:


Изображение

и А-40:


Изображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
80 публикаций
25 боёв

Да и без него шагнули хорошо

Если бы этот самолёт сделали , то мы далеко бы шагнули , в плане развития !

 

И без него очень хорошо шагнули - создали М-50, а межконтитентальные ракеты и освоение космоса это вообще огромный шаг. Он просто стал неактуален больше.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
0
[C0I03]
Участник
36 публикаций
9 399 боёв

а в wows добавят как бумажные проекты в wot добавляют???

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×