Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
introdimus

Авианосец "Кэбот" / "Дедало" (USS "Cabot" (CVL-28) / "Dédalo" (R-01)).

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

Данная тем посвящена интересному представителю лёгких авианосцев типа «Индепенденс», который дольше всех остальных кораблей серии оставался в строю и был востребован как в эпоху поршневой, так и в эру реактивной палубной авиации. Знакомьтесь, един в двух лицах. Авианосец, известный как американский "Кэбот" и испанский "Дедало" (снимок 26 июля 1945 года):

 

Изображение

«Кэбот» (CVL-28) был заложен 16 марта 1942 года на судостроительной верфи New York Shipbuilding Company как лёгкий крейсер «Уилмингтон» ("Wilmington" -(CL-79)), типа «Кливленд».

Таким образом, при определенном ходе истории, наш герой вполне мог стать представителем самой многочисленной серии крейсеров в истории (всего было построено 27 крейсеров типа "Кливленд", а запланировано к постройке вообще - 52). В этом случае корабль выглядел бы примерно так:

 

Головной корабль серии - крейсер "Кливленд" (CL-55), снимок 1942 года:

Изображение

Однако, в 1941 году в США осознавали острую нехватку авианесущих кораблей. При этом новые тяжёлые авианосцы типа «Эссекс», как ожидалось, должны были вступить в строй не раньше 1944 года. Именно поэтому в качестве экстренной меры было принято решение перестроить в лёгкие авианосцы по проекту «Индепенденс» часть лёгких крейсеров типа «Кливленд». В числе крейсеров, подлежащих перестройке по проекту легкого авианосца оказался и герой темы.

Об общих особенностях кораблей серии «Индепенденс» и оценке проекта можно посмотреть здесь:

 

Всего в 1941—1943 годах по данному проекту были построены девять кораблей, ставших единственной серией лёгких авианосцев США, вступившей в строй в годы войны. Несмотря на то, что авианосцы типа «Индепенденс» были почти втрое меньше тяжёлых «Эссексов», они активно использовались с момента вступления в строй в 1943 году и вплоть до самого конца Второй мировой войны. Например, восемь из девяти этих авианосцев приняли участие в битве в Филиппинском море в июне 1944 года, в которой фактически окончательно были перемолоты воздушные силы Японии.

Американская ударная группа (на переднем плане авианосец типа «Индепенденс»):

Изображение

Из особенностей проекта следует отметить не самую высокую степень защищенности. Так, например, боеприпасы очень часто приходилось выкладывать на уровне ангара - обстоятельство, которое стало решающим при гибели авианосца "Принстон" в ходе сражения в заливе Лейте в октябре 1944 года.

Другая особенность проекта  - небольшие размеры стала критичной для большинства кораблей серии. Из-за малых габаритов,на кораблях стало проблематичным использование новых типов палубных самолетов, поэтому в 1946-1947 годах авианосцы типа «Индепенденс» массово стали выводиться в резерв.

Размеры корабля очень хорошо видны на "групповом" снимке нескольких авианосцев времен Второй мировой войны: ближний корабль -"Саратога" (типа «Лексингтон»), за ним "Энтерпрайз" (типа «Йорктаун»), еще далее "Хорнет" (типа "Эссекс"), самый дальний - "Сан-Джасинто" (типа «Индепенденс»):

Изображение

Корабли серии «Индепенденс», помимо "Кэбота" и их судьба:

- "Independence" (CV/CVL-22), заложен как "Amsterdam" (CL-59). Снят с вооружения 28 августа 1946 года, затоплен в качестве мишени в 1951 году;

- "Princeton" (CV/CVL-23), заложен как "Tallahassee" (CL-61). Был потоплен японской палубной авиацией в ходе сражения в заливе Лейте 24 октября 1944 года;

- "Belleau Wood" (CV/CVL-24), заложен как "New Haven" (CL-76). Передан Франции в сентябре 1953 года, служил под именем "Bois Belleau", возвращён США и пущен на слом в 1960 году;

- "Cowpens" (CV/CVL-25), заложен как "Huntington" (CL-77). Снят с вооружения 13 января 1947 года, пущен на слом в ноябре 1959 года;;

- "Monterey" (CV/CVL-26), заложен как "Dayton" (CL-78). Выведен из эксплуатации и зарезервирован в феврале 1947 года. Вновь включен в строй для учебных целей в сентябре 1950 года. Снят с вооружения 16 января 1956, пущен на слом в июне 1970 года;

- "Langley" (CVL-27), , заложен как "Fargo" (CL-85). Передан Франции в январе 1951, служил под именем "La Fayette", возвращён США в 1963 и пущен на слом в 1964 года.

- "Bataan" (CVL-29), заложен как "Buffalo" (CL-99). Снят с вооружения 9 апреля 1954, пущен на слом в сентябре 1959 года;

- "San Jacinto" (CVL-30), заложен как "Newark" (CL-100). Снят с вооружения 1 марта 1947, пущен на слом в июне 1970 года.

 

Основные характеристики авианосца "Кэбот" и других авианосцев типа «Индепенденс» на момент участия во Второй мировой войне:

 

Водоизмещение: 10 662 тонн (стандартное), 14 751 тонн (полное);

Длина: 189,74 м;

Ширина: 33,27 м;

Осадка: 7,39 м;

Бронирование: пояс - 127 мм, траверзы - 127 мм, палуба - 51 мм;

Силовая установка: 4 водотрубных котла типа «Бабкок—Уилкокс», турбины типа «Дженерал Электрик»;

Мощность: 100 000 л.с.

Максимальная скорость хода: 31,6 узла;

Дальность плавания: 13 000 миль на 15 узлах;

Экипаж: около1500 человек;

Зенитная артиллерия: 2×4 40-мм «Бофорс», 8×2 40-мм «Бофорс», 22 × 20-мм;

Авиационная группа: по состоянию на октябрь 1944 года наиболее распространенным был следующий состав - 24 истребителя F6F Hellcat,9 торпедоносцев TBM Avenger.

 

Служба авианосца под флагом США:

 

"Кэбот" вступил в строй 24 июля 1943 года. Первым капитаном корабля стал Malcolm Francis Schoeffel.

8 ноября 1943 года "Кэбот" с авиагруппой на борту отправился с Военно-морской базы Квинс Пойнт (штат Род-Айленд) в Перл-Харбор, куда прибыл 2 декабря этого же года для подготовки к боевым операциям.

С января 1944 года "Кэбот" активно использовался в боях на Тихом океане, приняв участие во многих важных сражениях (битва за Маршалловы острова, битва в Филиппинском море (она же Битва при Марианских островах), сражение в заливе Лейте (второе сражение в Филиппинском море).

Фотография японского самолета сбитого во время битвы в Филиппинском море, сделанная с палубы авианосца "Кэбот" 19 июня 1944 года. В левом углу кадра видны радар и приводной маяк "Кэбота":

Изображение

25 ноября 1944 в районе Лусона (остров Филиппинского архипелага) "Кэбот" стал жертвой атаки камикадзе. Несколько подобных атак уже было отражено ранее, однако в этот день все сложилось не столь удачно. Самолет камикадзе уже пылающий от зенитного огня ударил в корабль в районе полетной палубы по левому борту. Еще один самолет камикадзе разбился недалеко от борта, осыпав борт многочисленными осколками. В результате атаки пострадали 62 члена команды "Кэбота" (были и убитые, и раненые). Корабль вынужден был отправиться в краткосрочный ремонт, но уже 11 декабря "Кэбот" вернулся к активным боевым действиям.

Снимок корабля, сделанный в конце 1944 года, на заднем плане легкий крейсер того самого типа "Кливленд", каковым закладывался и "Кэбот":

Изображение

С 10 февраля по 1 марта 1945 года, самолеты "Кэбота" наносили удары непосредственно по японской территории - оказывали поддержку во вторжении на Иводзиму, Кюсю, Окинаву.

После столь интенсивных операций корабль наконец отправился в Сан-Франциско для ремонта, завершившегося в июне 1945 года.

Служба корабля продолжилась вплоть до 11 июня 1947 года, когда в Филадельфии "Кэбот" впервые был выведен в резерв.

Впрочем, уже 27 октября 1948 года "Кэбот" вновь вернулся в строй и использовался в качестве учебного авианосца.

Фотография 1949 года:

Spoiler

Изображение

Истребитель F4U-1 Корсар эскадрильи VF-68A после посадки на палубу учебного авианосца "Кэбот", июнь 1949 года:

 

Изображение

Вертолеты Корпуса морской пехоты США на палубе "Кэбота" в 1952 году:

 

Изображение

21 января 1955 года "Кэбот" вновь был поставлен в резерв, но уже на долгие два десятилетия.

После активной службы в составе ВМС США, следующая страница летописи корабля была связана с солнечной Испанией... Собственно об этом периоде и пойдет речь в следующем сообщении темы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

Другое имя, другой национальный флаг...

После 20 лет пребывания в резерве удача снова улыбнулась кораблю. В 1965—1967 годах "Кэбот" прошёл ремонт и модернизацию, после чего был передан в аренду ВМС Испании под названием "Дедало" ("Dedalo") и номером R 01.


Изображение


С 1967 по 1976 год корабль использовался исключительно как противолодочный вертолетоносец.
1968 год. Один из первых снимков "Дедало" после передачи корабля Испании. На палубе (если смотреть с кормы) три вертолета Sikorsky SH-3D Sea King, два Bell 205 и три Bell 47:


Изображение

После испытаний состоявшихся в том же 1972 году было решено развернуть на "Дедало" самолеты вертикального взлета и посадки AV-8S Matador (обозначение принятое во флоте Испании, фактически речь идет о AV-8A Harrier, внутреннее обозначение разработчика Harrier Mk 53 и Mk 55). В итоге в 1972 году корабль был полностью выкуплен Испанией и оставался на вооружении её флота на протяжении ещё полутора десятилетий. Первая партия из шести одноместных AV-8S и двух двухместных TAV-8S была получена в 1976 году. Вторая партия из четырех AV-8S поступила в 1980 году. Единственным минусом при эксплуатации с "Дедало" стало отсутствие на авианосце трамплина, что ограничивало максимальную взлетную массу "Харриеров" (лишенных возможности взлета с коротким разбегом и отрыва с трамплина).
В последние годы службы авиагруппа "Дедало" традиционно включала в себя восемь истребителей AV-8S, четыре противолодочных вертолета Sikorsky SH-3D Sea King и четыре Agusta-Bell AB 212 "(копия "Хьюи"). Хотя естественно, что при необходимости корабль мог принимать и другие вертолеты испанской армии, ВВС и военно-морского флота (Sikorsky S-55/CH-19s , AH-1 "Кобра" и т.д.).
Фотография "Дедало" и самолета AV-8S Matador из его авиагруппы, сделанная 1 июня 1988 года:


Изображение

"Дедало" с развернутой на палубе частью авиагруппы (четыре AV-8S Matador, один вертолет Sikorsky SH-3D Sea King, два вертолета Agusta-Bell AB 212):


Изображение

Аэроснимок 13 февраля 1982 года. На первом плане "Дедало", за ним десантный корабль USS "Raleigh" (LPD-1, далее УДК USS "Saipan" (типа "Тарава"):


Изображение

С вводом в состав испанского флота нового авианосца «Принсипе де Астуриас» в 1989 году, «Дедало» был снят с вооружения.
Фотография «Принсипе де Астуриас» - преемника "Дедало" в испанском флоте:


Изображение

И ссылка на тему по этому кораблю на нашем форуме:
За время испанской службы "Дедало" находился в море 1650 дней, пройдя за это время около 300 000 морских миль (555 556 км). На авианосце было произведено более тридцати тысяч взлетов/посадок летательных аппаратов. При эксплуатации в результате инцидентов утрачен один AV-8A и три вертолета Agusta-Bell AB 212.
Вот отличный видеоролик (сюжет испанского телевидения), посвященный кораблю. В нем есть все - отдельные моменты службы в ВМС США, церемония спуска американского и поднятия испанского флага, служба в испанском флоте и съемки корабля после вывода из состава ВМС Испании. Без ущерба для содержания, смотреть можно с 0:37:

В 1989 году "Дедало" вернулся на Родину - в США, где существовала инициатива по превращению его в корабль музей.
Один из последних снимков корабля в период ожидания своей участи, сделан 29 сентября 1995 года в Новом Орлеане, штат Луйзиана:


Изображение

Однако в итоге эти планы осуществлены не были и в 2000 году авианосец с торгов был продан на слом.
Утилизация была завершена в Браунсвилле, штат Техас в 2002 году.
Лишь небольшая часть надстройки с табличкой корабля ныне демонстрируется в Национальном музее морской авиации в Пенсаколе, штат Флорида:


Изображение

Источники:
P.S.: Еще немного интересной информации в сообщении №10, внизу этой страницы.
Изменено пользователем introdimus

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
266 публикаций

Прикольное фото с четырьмя авианосцами. Кэбот игрушкой смотрится.  :eyesup:

Изменено пользователем Mercenary85

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
159 публикаций
800 боёв

хорошая статья, про него еще не читал, спс.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
113 публикации

Интересно сделано,молодец продолжай в том же духе.  :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

Раз уж первые сообщения темы уже достигли порога в 10 изображений, освежу тему недавно обнаруженным новым материалом.

1. Как я уже отмечал, первым капитаном авианосца "Кэбот" стал Malcolm Francis Schoeffel. Именно он утвердил девиз корабля в американском флоте: "Up Mohawks, At 'Em!", - который включал в себя радио позывной "Кэбота", применявшийся в начале карьеры - "Mohawk". В этой стилистике была изображена и эмблема, которая видимо предлагала всем индейцам племени поднять томагавки самолеты и вступить в борьбу с империалистической Японией (или хотя бы топтать её флаг).

Фотография эмблемы на левой стороне мостика (1944 год):

 

35bdabbb4a32.jpg

Её цветной вариант на боковике корабля:

 

e3ae144b8930.jpg

Нарукавная нашивка (поздний вариант):

 

378a54be4f0e.jpg

2. Приведу еще подборку достаточно грустных фотографий последних моментов жизни корабля. Как ранее писал во втором сообщении темы, после завершения службы в составе испанского ВМФ, "Дедало", которого снова все стали дружно величать по первому имени, вернулся в США - в Новый Орлеан. При этом это было действительно триумфальное возвращение. 2 августа 1989 года заслуженный корабль встречал весь город. Все слышали и о планах его превращения в корабль-музей. Казалось, что корабль ждет заслуженная достойная пенсия в статусе музейного экспоната.

Вот фотография этого трогательного момента - достойный сын американского народа возвращается на Родину после "длительной зарубежной командировки":

1a161cf830f4.jpg

Но, как это часто бывает, экономические реалии заставляют отказаться от многих честолюбивых планов. В отсутствие финансирования корабль постепенно "умирал".

Фотография мостика в мае 1990 года:

41e18e250dd9.jpg

Тоже мостик, но уже в 2000 году:

d2b40393acc5.jpg

  

В этом же 2000 году судьба корабля была решена окончательно.

Разные этапы утилизации в Браунсвилле:

Фотография по состоянию на октябрь 2000 года:

7c1090e9426a.jpg

Фотография по состоянию на март 2001 года:

009aea14b914.jpg

Фотография по состоянию на июнь 2002 года:

c03200ad02d3.jpg

В 2002 году в судьбе корабля, который пережил войну, два вывода в резерв, бесчисленное количество модернизаций, и смену национального флага была поставлена точка.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
153 публикации
2 383 боя

Хорошая полная информация. А от корабля одна табличка осталась..:eyesup: 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
819 боёв

Спасибо,узнал много нового))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
819 боёв

Хорошая полная информация. А от корабля одна табличка осталась..:eyesup: 

всмысле одна табличка?На свалке?

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
183 боя

всмысле одна табличка?На свалке?

 

 

Почему же на свалке - в Национальном музее морской авиации в Пенсаколе. Просто долгое время старались сохранить весь корабль целиком, но в итоге "на память" сохранили только табличку с надстройки авианосца. Увы, но из всех кораблей музеи не сделаешь - слишком затратное это мероприятие.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×