Log in
Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Orelko

Ладожская флотилия (флотилия жизни).

В этой теме 14 комментариев

Рекомендуемые комментарии

4 471
[T0025]
Участник
4 406 публикаций

Ладожская флотилия.

Ладожская военная флотилия - базировавшееся на Ладожском озере войсковое формирование военно-морского флота СССР.

За историю своего существования Ладожская флотилия формировалась два раза и принимала участие двух войнах - Советско-финской и Великой отечественной войне.

Флотилия принимал активное участие в обороне Ленинграда, была награждена орденом Красного Знамени и стала именоваться Краснознамённой Ладожской флотилией, но давайте по порядку.

Первое формирование.

Впервые Ладожская флотилия была сформирована в октябре 1939 года, при подгатовке к войне с финляндией. Ее основной задачей было противодействие ВМФ финляндии на Ладожском озере и оказание поддержки сухопутным войскам в прибрежных районах.

Основным местом базирования был Шлиссельбург, но после начала войны корабли стали базироваться на Саунасаари.

Состав флотилии на момент первого формирования.

- канонерская лодка

- два сторожевых корабля

- 7 тральщиков

- 12 сторожевых катеров

- отдельная авиационная эскадрилья из 13 самолётов МБР-2

Участие в Советско-финской войне

В ноябре флотилия приступила к выполнению своей первой боевой задаче - высадка десанта в заливе Сортанлакс.

Переброска 75-ой стрелковой дивизии из Шлиссельбурга в Олонку осуществлялась в период с 6 по 23 ноября, после чего флотилии были поставлены новые задачи, аименно:

- уничтожение финских кораблей на Ладожском озере

- недопущение десантов противника

- поддержка огнём флангов наступающих 7-й и 8-й армий

- уничтожение береговых батарей противника на островах

Однако флотилия не смогла в полном объеме выполнить поставленные перед ней задачи.

Сыграли такие факторы как недостаточная укомплектованность кораблями, недостаточная подготовка командного состава, отсутствие баз и слабое знание командирами театра военных действий.

Не взирая на все эти проблемы флотилия обеспечивала поддержку огнем войскам и оборону своей базы.

В январе, когда перемещение кораблей стало невозможным из-за установившегося льда, флотили продолжала выполнять задачи по обороне базы и артиллерийской поддержке правого фланга 13-ой армии, а также занималась разведкой по льду, тем самым не давая противнику возможности выйти в тыл наступающим войскам - что являлось главной целью флотилии. За время налетов на базу флотилии было сбито несколько самолетов противника.

ДОКЛАД командующего Ладожской военной флотилией командующему Балтийским флотом о боевых действиях флотилии с 30 ноября 1939 г. по 13 марта 1940.

  Показать содержимое

В ноябре 1940 года Ладожская военная флотилия была переформирована в «Военно-морскую учебную базу на Ладожском озере», на чем и закончилась ее боевая история первого формирования.

Восстановление (Второе формирование)

25 июня 1941 года Финлядия вступила во Вторую Мировую Войну. В этот же день, как часть Балтийского флота, была восстановлена и усилена Ладожская флотилия.

На момент реорганизации флотилия насчитывала:

- 6 канонерских лодок

- 2 сторожевых корабля

- 2 бронекатера

- 8 сторожевых катеров

- 13 тральщиков

а также транспортные и вспомогательные суда, артиллерийский и зенитный дивизионы.

Позднее были добавлены торпедные катера, катера-тральщики, сторожевые катера типа МО («морской охотник»), большое количество малых катеров КМ, после 1943 года — малые подводные лодки. На этот раз главная база распологалась в Сортанлахти (Сортавала), однако по мере продвижения противника база переносилась и с 28 августа находилась в Шлиссельбург, а с 8 сентября — Новая Ладога.

Приказом главнокомандующего северо-западного направления Ворошилова от 10 августа 1941 года перед флотилией была поставлена задача:

«… обеспечить полное господство наших сил над всем Ладожским озером, уничтожив все плавсредства противника; не допускать впредь создания каких-либо сил на воде и закрепления противника на берегу.»

Но этот приказ был совершенно нереалистичен: противник уже вышел к Ладоге и продолжал наступление по западному и восточному берегу, а вскоре начал брать под контроль и прибрежные острова.

Летом 1941 года, в попытке остановить продвижение проивника, на острова Лункулансаари и Мантсинсаари был высажен десант, но спраиться с задачей по захвату и удержанию островов не справился и 27 июля, понеся большие потери, был эвакуирован.

Одако хочется отметить, что данная операция отвлекла войска противника, хоть и не на долго, что в свою очередь оказалось важным подспорьем для частей 7-й армии. Флотилия поддерживала огнем отступающие войска и эвакуировала стрелковые дивизии которые были прижаты к берегу.

По словам адмирала Исакова:

«В этой операции впервые в настоящую войну и, очевидно, впервые в истории были зарегистрированы раненые и убитые на палубах кораблей от миномётного огня с берега».

Когда значительная часть побережья была занята противником, начались активные действия против Ладожской флотилии.

Велись активные боевые действия за острова Валаамского и Западного архипелагов, однако удержать их не удалось и к 10 сентября остатки гарнизонов были эвакуированы.

8 сентября противником был взят Шлиссельбург и Ленинград оказался в кольце.

Были предприняты безуспешеые попытки деблокации Ленинграда, в которых флотилия понесла потери в кораблях.

Блокадный ленинград. «Флотилия жизни».

С момента блокады Ленинграда задачи флотили изменлись. Теперь основной задачей Ладожской флотилии была эвакуация гражданского населения из блокадного ленинграда и поставка в него припасов. База была перенесена в Новую Ладогу. В районе Осиновецкого маяка началось оборудование портовых сооружений для погрузки и разгрузки судов.

Единственным каналом связи блокадного Ленинграда с внешним миром был 43 километровый бронированный кабель, который был проложен по дну озера кораблями Ладожской флотилии.

За счет переброшенных в конце октября с заподного на восточный берег войск удалось помешать замкнуть второе кольцо вокруг Ленинграда.

Это был критический момент в истории флотилии из-за опасности полного ее окружения.

Снабжение Ленинграда и эвакуация населения продолжалась флотилией до конца ноября, пока лед не установился окончательно. За это время в Ленинград были поставлены десятки тысяч тонн груза и продовольствия. Было эвакуировано около 33500 жителей.

После того, как лёд установился окончательно, военнослужащие Ладожской флотилии участвовали в разведке маршрута, оборудовании и обслуживании автомобильной дороги через Ладогу, которая впоследствии получила название «Дорога жизни».

Дальнейшая судьба.

После прорыва блокады Ленинграда 18 января 1943 года для Ладожской флотилии мало что изменилось. Флотилия все также занималась снабжением Ленинграда и оказывала огневую поддержку 7, 8, 23 и 67 сухопутным армиям.

За 1943 год флотилия провела 23 боя против кораблей противника, потеряв несколько судов.

Важнейшей задачей, которую в этом году решала флотилия, была переброска войск, предназначенных для операции «Нева-2» — наступления с целью полного деблокирования Ленинграда. Так, была перевезена вЛенинград 2-я ударная армия, которую затем переправили через Финский залив на Ораниенбаумский плацдарм. Перевозки войск продолжались до ноября.

В январе 1944 года Ленинград был полностью деблокирован, снабжение полностью восстановилось, а перевозки по Ладожскому озеру прекратились. Флотилия занималась тралением мин, борьбой с авиацией противника и нанесением ударов по по прибрежным базам противника.

Так же Ладожская флотилия принимала участие в Свирско-Петрозаводская операции, которая началась 21-ого июня 1944 года и проводилась 7-ой и 32-ой армиями.

Помимо поддержки переправы и наступления войск, Ладожская флотилия в этой операции провела самостоятельно Тулоксинскую десантную операцию — высадку десанта между устьями рек Тулоксы и Видлицы, в тыл противника. Четырёхтысячный десант 70-й бригады морской пехоты был высажен на рассвете 23 июня и вступил в бой при огневой поддержке кораблей. 24 июня десант вынужден был вести бой без подкреплений и доставки боеприпасов по воде — из-за сильного шторма корабли не могли подойти к берегу. Связь с десантом прервалась, боеприпасы сбрасывали на парашютах. Тем не менее, десанту удалось продержаться до окончания шторма, после чего подкрепление было доставлено. Десант оказал значительную помощь наступающим на фронте войскам. В начале августа Свирско-Петрозаводская операция завершилась. В её ходе войска продвинулись на 200—250 км.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июля 1944 года «за образцовое выполнение задания в боях с немецко-фашистскими захватчиками при форсировании реки Свирь, прорыв сильно укрепленной обороны противника и проявленную доблесть и мужество» Ладожская военная флотилия была награждена орденом Красного Знамени, и стала именоваться Краснознамённой Ладожской флотилией.

После подписания перемирия с Финляндией Ладожское озеро снова оказалось целиком в пределах СССР. В таких условиях сохранение военной флотилии на Ладоге было признано излишним, и 4 ноября 1944 года она была расформирована. Корабли с экипажами ушли на Балтику и в составе Балтийского флота участвовали в боевых действиях, в том числе вМоонзундской десантной операции.

Потери в войне.

В течение 1941—1944 годов флотилия потеряла 36 кораблей, в том числе 2 сторожевых корабля, 1 канонерскую лодку, 5 тральщиков, 2 бронекатера, 6 катеров «морской охотник», 8 сторожевых катеров, 3 катера-тральщика, 9 тендеров. Основная доля потерь приходилась на вражескую авиацию (16 кораблей) и береговую артиллерию (11 кораблей). Кроме того, от штормов и льдов погибли 4 корабля, погибли на минах 3, 1 потоплен в морском бою с кораблями врага и 1 погиб от внутреннего взрыва.

В память погибшим судам флотилии в поселке Ладожское озеро установлен памятник.

  Показать содержимое

Судно-памятник ТЩ-100 в Новой Ладоге

  Показать содержимое

Немного фото судов флотилии.

  Показать содержимое

Карта Ладожского озера и ключевых мест в истории Ладожской флотилии.

Карта самого Ладожского озера.

oPWdcxJYxI0.jpg

А также карта Ладожского озера на которой отмечены ключевые места.

umQ4fOzEAZ8.jpg

Пояснение:

1 - Шлиссельбург.

2 - Остров Саунасаари. Так как он находиться не на территории Ладожского озера прикладываю отделье изображение.

  Показать содержимое

3 - Устье реки Олонка.

4 - Сортанлахти (Сортавала).

5 - Новая Ладога.

6 - Остров Лункулансаари.

7 - Остров Мантсинсаари.

8 - Валаамский архипелаг.

9 - Ораниенбаумский плацдарм.

10 - Река Тулокса.

11 - Река Видлица.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
83
Старший альфа-тестер
779 публикаций
2 986 боёв

А можно карту в студию?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 471
[T0025]
Участник
4 406 публикаций
Ладожское озеро и Санкт-Петербург (бывший Ленинград). Если Вы имели ввиду другую карту, то, пожалуйста, уточните какую.

Снимок.PNG

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
6 866
Участник
14 082 публикации
1 825 боёв

Просмотр сообщенияOrelko (05 Дек 2013 - 16:03) писал:

Ладожское озеро и Санкт-Петербург (бывший Ленинград). Если Вы имели ввиду другую карту, то, пожалуйста, уточните какую.

он новерно хотел увидеть карту где показаны дороги которыми плавали коробли из флотилии и как они воевали

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
308 публикаций
191 бой

Просмотр сообщенияJIex____ (05 Дек 2013 - 17:00) писал:

он новерно хотел увидеть карту где показаны дороги которыми плавали коробли из флотилии и как они воевали
а разве корабли плавают?а я почему то думал что корабли ходят,а плавает (рыба) в прорубе! :eyesup:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
83
Старший альфа-тестер
779 публикаций
2 986 боёв

Просмотр сообщенияJIex____ (05 Дек 2013 - 17:00) писал:

он новерно хотел увидеть карту где показаны дороги которыми плавали коробли из флотилии и как они воевали
Воистину.
Как человек, никогда не бывавший (вру - один раз был 20 лет назад) в Питере, Санкт-Петербурге, Ленинграде.... и прочая и прочая...., а тем более, на Ладожском озере, я не представляю физически, где этот Шлиссельбург, Саунасаари, Сортанлакс, а уж тем более всякие заливы и мелкие речушки.
В принципе, если разглядывать карты Гугла в приближении, то большую часть вышуеказанных наименований можно найти. Но заранее подготовленная карта была бы полезнее для восприятия информации.
Собственно по этой причине и было мною написано сообщение под номером 2. Сори если я не внятно выразился.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 471
[T0025]
Участник
4 406 публикаций

Просмотр сообщенияLordd (05 Дек 2013 - 19:42) писал:

Воистину.
Как человек, никогда не бывавший (вру - один раз был 20 лет назад) в Питере, Санкт-Петербурге, Ленинграде.... и прочая и прочая...., а тем более, на Ладожском озере, я не представляю физически, где этот Шлиссельбург, Саунасаари, Сортанлакс, а уж тем более всякие заливы и мелкие речушки.
В принципе, если разглядывать карты Гугла в приближении, то большую часть вышуеказанных наименований можно найти. Но заранее подготовленная карта была бы полезнее для восприятия информации.
Собственно по этой причине и было мною написано сообщение под номером 2. Сори если я не внятно выразился.
По Вашей просьбе добавил в первое сообщение карту Ладожского озера и ключевых мест в истории Ладожской флотилии. :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
7 публикаций

а вы знаете что кораблями называют только военные объекты, а мирные плавучие объекты называют судами!(это к замечанию по поводу того что не плавают а ходят)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
83
Старший альфа-тестер
779 публикаций
2 986 боёв

Замечательно! Я и не знал, что финны имеют выход в Ладожское озеро.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 471
[T0025]
Участник
4 406 публикаций

В 1939 году часть Ладожского озера попадала на территорию Финляндии. На карте синим показана линия обороны Финляндии и видно, что часть Ладожского озера попадает за эту линию.

karta_fin_big.JPG

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
153 публикации
2 387 боёв

На Ладоге и шторма бывают как на Балтике...Почти море  :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
267 публикаций

Спасибо МАСТЕР :honoring: Вот эту тему и порядок оформления я бы посоветовал взять за образец :great: Радует и быстрое реагирование на просьбы и замечания наших АКУЛ пера  :eyesup: Однозначно+ :medal:

Изменено пользователем anonym_Ge7ERV2naTXi

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8
[KLVF]
Старший альфа-тестер
62 публикации
2 536 боёв

Просмотр сообщенияOrelko (05 Дек 2013 - 08:50) писал:

Ладожская флотилия.
...............
11 - Река Видлица.

 

С привеликим удовольствием прочитал,низкий поклон от Новой Ладоги вам за статью,мы помним и чтим подвиги наших дедов на просторах Ладоги.пы.сы. ещё бы можно было добавить бой за остров Сухо,один из ключевых в обороне Дороги Жизни. Могу помочь в фото наполнении)
 

Просмотр сообщенияLordd (05 Дек 2013 - 19:42) писал:

Воистину.
Как человек, никогда не бывавший (вру - один раз был 20 лет назад) в Питере, Санкт-Петербурге, Ленинграде.... и прочая и прочая...., а тем более, на Ладожском озере, я не представляю физически, где этот Шлиссельбург, Саунасаари, Сортанлакс, а уж тем более всякие заливы и мелкие речушки.
В принципе, если разглядывать карты Гугла в приближении, то большую часть вышуеказанных наименований можно найти. Но заранее подготовленная карта была бы полезнее для восприятия информации.
Собственно по этой причине и было мною написано сообщение под номером 2. Сори если я не внятно выразился.

 

c16d4a597e8720752bbe3aae6a2f42b0?key=e53 

Вот вам более развернутая картина действий флотилии и зимней Дороги Жизни)

Изменено пользователем Darth_Vederkin
Оверквотинг
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×