5 RenamedUser_2454470 Участник 35 публикаций Жалоба #1 Опубликовано: 18 сен 2012, 15:10:46 Р-13 Р-13 — советская жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета, которая в составе ракетного комплекса Д-2 состояла на вооружении подводных лодок проекта 629 и 658. Разработка начата в ОКБ-1 и продолжена в СКБ-385.С её помощью был выполнен единственный в СССР пуск баллистической ракеты с ядерным боезарядом с борта подводной лодки. 20 октября 1961 года в ходе проведения учений «Радуга» подводной лодкой «К-102» по полигону на Новой Земле был произведён пуск ракеты Р-13 в ядерном оснащении. Всего при эксплуатации комплекса с 1961 по 1973 год было проведено 311 пусков ракет, из которых 225 было признано успешными.История http://rbase.new-fac...ile/r13/r13.jpgПостановлением СМ СССР от 25 июля 1955 г. предусматривалась разработка океанской подводной лодки проекта 629, вооруженной ракетным комплексом Д-2 с ракетой Р-13, разработанной с учетом особенностей эксплуатации на ПЛ, а также имеющей повышенные тактико-технические характеристики. По-существу этим Постановлением ставилась задача создания первого боевого ракетного комплекса с баллистическими ракетами, предназначенного специально для вооружения ПЛ пр.629 и первой атомной подводной лодки проекта 658. Тактико-техническое задание на разработку комплекса Д-2 было утверждено 11 января 1956 г.Ракетный комплекс Д-2 с баллистической ракетой надводного старта Р-13 для подводных лодок был предназначен для нанесения мощных ядерных ударов по военно-стратегическим, административно-политическим и экономическим центрам противника и в то время имел стратегическое значение.Работа над эскизным проектом начата в ОКБ-1 под руководством С.П.Королева, а затем передана в миасское КБ машиностроения (главный конструктор - В.П.Макеев). Cтартовая установка СМ-60 для комплекса Д-2 разработана в ЦКБ-34 (КБСМ) под руководством главного конструктора КБ-1 Е.Г.Рудяка, приборы контроля разрабатывались НИИ-49. При разработке СМ-60, в соответствии с предложением С.П.Королева, была предусмотрена возможность использования и ракеты Р-11ФМ. Возможно, это предложение С.П.Королева было связано с тем, что в случае задержки в отработке ракеты Р-13, первые ПЛ пр.629 могут быть сданы с ракетами Р-11ФМ. Несмотря на то, что это требовало от КБ-1 разработки отдельного пускового устройства для Р-11ФМ, это предложение было принято. КБ-1 разработало комплект устройств (пусковой стол, пусковое устройство, узлы механизма аварийного сброса) для ракеты Р-11ФМ. ОКБ-1 НИИ-88 в ракету Р-11ФМ также внесло некоторые изменения (копиры для раскрытия замков и др.), обеспечивающие раскрытие замков пускового устройства и разброс стоек ходом ракеты.При заводских испытаниях СМ-60, а также при развернутом серийном изготовлении в 1957-58 г.г. и монтаже первых установок на ПЛ пр.629 комплектация проводилась двумя пусковыми устройствами: для ракет Р-13 и Р-11 ФМ. Летно-конструкторские испытания ракеты Р-13 в Капустином Яре проводились на стенде СМ-49, после его оснащения пусковыми устройствами и др. узлами, необходимыми для обеспечения пуска этих ракет. К окончанию монтажа первых ПЛ пр.629 ЛКИ ракеты Р-13 завершились и на всех ПЛ устанавливались пусковые устройства только для ракеты Р-13.В 1960 г. ракетный комплекс Д-2 был принят на вооружение ДЭПЛ проекта 629 (гл.конструктор Н.Н. Исанин), а затем - АПЛ проекта 658 (гл.конструктор С.Н. Ковалев). Серийное производство ракет развернуто на Златоустовском машиностроительном заводе в 1959 г.Ракета Р-13 (как и ее предшественица ракета Р-11ФМ комплекса Д-1) могла быть запущена только из надводного положения, что значительно снижало боевую эффективность новых подводных лодок. И даже большая унификация конструкции с Р-5М, что удешевляло производство, в данном случае не играла заметной положительной роли. Советская ракета Р-13 по всем основным показателям уступала созданной несколько раньше американской БРПЛ "Рolaris" А-1. Поэтому следующим логически обоснованным и необходимым шагом стало освоение подводного старта. Данная проблема была решена в опытно-конструкторской разработке комплекса Д-4 с ракетой Р-21, начатой в 1959 г.Ракеты Р-13 состояли на вооружении дизельных подводных лодок проекта 629А и атомной - проекта 658 до 1973 года. В 1963-1967гг. семь из восьми построенных ПЛ проекта 658 с ракетными комплексами Д-2 были переоборудованы в ПЛ проекта 658М с ракетными комплексами Д-4. В 1969 г. началось переоборудование последней, восьмой ПЛ пр. 658 с ракетным комплексом Д-2 в ПЛ проекта 701 для испытаний ракет Р-29. К 1979 г. все ПЛ пр.629 с ракетными комплексами Д-2 выведены из боевого состава флота.В конце 1959 года КБ-1 подготовило техническую документацию установки СМ-60 для передачи ее КНР Конструкция Ракета Р-13 конструктивно представляла собой одноступенчатую баллистическую ракету с моноблочной отделяющейся головной частью. Головная часть и хвостовой отсек ракеты оснащались четырьмя стабилизаторами.http://rbase.new-fac.../r13/sh_r13.jpg1 головная часть;2 бак окислителя;3 аппаратура управления;4 бак горючего;5 центральная камера сгорания ЖРД;6 стабилизатор ракеты;7 рулевые камеры;В состав комплекса Д-2 входили три пусковые установки шахтного типа, корабельные приборы управления ракетной стрельбой и специальные системы. Приборы навигационных систем корабля обеспечивали подготовку ракетной стрельбы, выдавая в ракетный комплекс данные о месте, скорости и курсе, углах качки подводной лодки. шахта со специальными системами относилась к корабельным устройствам (вентиляция, система затопления и осушения шахт, крышка шахты).Р-13 - одноступенчатая ракета надводного старта с ЖРД на хранимом высококипящем топливе. Топливные баки были выполнены несущими и образовывали топливный отсек. Компоненты топлива - самовоспламеняющиеся, окислитель - раствор четырехокиси азота в концентрированной азотной кислоте, горючее ТГ-2 - смесь ксилидина и триэтиламина. Для повышения безопасности бак окислителя заправлялся в базе, перед выходом подводной лодки на боевую службу, а бак горючего - в море из цистерн лодки непосредственно в ходе предстартовой подготовки. Емкости горючего ракет размещались вне прочного корпуса подводной лодки — в ограждении рубки. Ракеты могли находиться в шахтах в заправленном состоянии до трех месяцев. По истечении этого срока их необходимо было выгружать для проверки технического состояния. Ракетный комплекс обслуживали 10 человек.Двигательная установка ракеты включала пятикамерный жидкостный ракетный двигатель с тягой 25.7т. Он имел центральную и четыре рулевые камеры сгорания, и выполнялся по открытой схеме. Маршевый двигатель разработан в КБ химического машиностроения под руководством Алексея Исаева. Комплекс наземного оборудования разработан в московском КБ транспортного машиностроения под руководством Владимира Петрова.Система управления - инерциальная, разработана в свердловском ОКБ-626 (НПО автоматики) под руководством главного конструктора Николая Семихатова, предназначалась для отработки начальных возмущений при старте с подводной лодки и вывода ракеты на заданную траекторию полета, стабилизации и программного управления ракетой, определения момента отделения головной части. Она обеспечивала точность стрельбы (КВО) 4 км.Р-13 несла отделяемую в полете моноблочную головной часть с термоядерным зарядом мощностью в 1 Мт, что позволяло наносить удары по площадным целям. Головная часть снабжалась стабилизаторами.Конструкция ракеты и пусковой установки позволяла производить старт ракеты с верхнего среза шахты в надводном положении лодки при скорости хода до 15 узлов, по любому курсовому углу и при волнении моря до пяти баллов. Первая ракета могла стартовать через 4 минуты после всплытия, а не через 15, как у Р-11ФМ.Механизмы и устройства, определившие общую схему и компоновку стартовой установки СМ-60 (см.схему), имели оригинальные технические решения. К числу таких устройств относились: цепной подъемник с цепями толкающего типа и электрогидравлическим приводом подъема стола; пусковое устройство с механизмом автоматического разброса и сведения стоек этого устройства; система амортизации и крепления ракеты по-походному; устройство аварийного сброса неисправной ракеты за борт. Для улучшения условий эксплуатации комплекса на ПЛ использована фиксированная установка ракеты на штыри пускового стола, исключающая выверку ракеты по вертикали и азимуту после ее погрузки на пусковой стол. Механизм подъема стола выполнен с двумя цепями толкающего типа с направляющими для цепей внутри шахты. Подъем стола производился до жестких упоров. При подходе к жестким упорам, автоматически включались гидротормоза привода подъема, обеспечивалось поджатие стола к упорам и надежное удержание его при качке и старте ракеты. Стол подъемника представлял сварно-литую конструкцию из двух тонкостенных отливок. На столе размещался поворотный стол с приводом для наведения ракеты по азимуту. На поворотном столе размещался пусковой стол, пусковое устройство, механизм разброса и сведения стоек и устройство аварийного сброса ракеты за борт. Вес подъемно-поворотного стола с устройствами, размешенными на нем и ракетой Р-13, составлял 33т. Высота подъема стола - 12м. Мощность электродвигателя привода подъема - 110КВт.Пусковое устройство корсетного типа имело четыре стойки с захватами, образующими верхний пояс, удерживающий ракету до старта. Схема пускового устройства с четырьмя стойками обеспечивала его одинаковую жесткость на качке при любом положении поворотного стола по азимуту и надежность расхождения ракеты с верхними захватами при старте. При старте ракеты и подъеме ее на 120мм с помощью копиров, расположенных на ее корпусе, происходило принудительное раскрытие замков пускового устройства и автоматический разброс стоек на угол 60° под действием мощного пружинного механизма. Для торможения стоек, в конце их откидывания в механизме разброса стоек были предусмотрены гидравлические тормоза. Сведение стоек после старта производилось автоматически двумя гидроцилиндрами при опускании стола в шахту с использованием направляющих для цепей подъемника как копиров.http://rbase.new-fac...sile/r13/sm.jpgВертикальность ракеты обеспечивалась выверенной горизонтальной плоскостью пускового стола. Исходное положение по азимуту обеспечивалось фиксирующими штырями пускового стола. Аварийный сброс ракеты обеспечивался для ПЛ пр.629 в условиях постоянного крена до 8° и амплитуды боковой качки до 5°. При этом поворотный стол устанавливался в положение «сброс», при котором ракета сбрасывалась на правый борт. Для сброса ракеты на пусковом столе имелась рамка, а в поворотном столе размещались два пневматических цилиндра, которые разворачивали рамку, в результате чего ракета, за счет момента от собственного веса, падала за борт.Стартовая установка СМ-60 в составе комплекса Д-2 находилась на вооружении ВМФ в течение 12 лет. За это время отказов в пуске ракеты Р-13, по причине неисправностей механизмов и устройств установки СМ-60, не было. За время эксплуатации комплекса каких-либо замечаний по конструкции установки СМ-60 ее надежности и безопасности с флотов и управления ВМФ не поступало. Эксплуатация Для проверки комплекса Д-2 на взрывостойкость ЦКБ-16 разработало опытный отсек ПЛ РО-629 с двумя шахтами и размещенными в них стартовыми установками СМ-60, ракетами Р-13 и системами комплекса Д-2. При этих испытаниях в 1960 году нагружение отсека РО-629 обеспечивалось неконтактными взрывами глубинных бомб, мин и шнуровых зарядов, имитирующих воздействие подводного ядерного взрыва. Испытания прошли успешно, и замечаний о необходимости каких-либо доработок установки СМ-60 и ПЛ не было.При сдаточных испытаниях ПЛ пр.629, на одной из ПЛ было два отказа в пуске ракет Р-13. Как позднее установила комиссия, причиной этого были неисправности ракет при их изготовлении. Командиром ПЛ был произведен сброс одной неисправной ракеты за борт устройствами аварийного сброса ПУ, и тем самым, эти устройства проверены в реальных условиях. При отказе в пуске второй ракеты командиром ПЛ принято решение опустить ракету с подъемным столом в шахту и затем шахту затопить. Проведенная затем дефектация ракеты Р-13 на заводе-изготовителе позволила установить причину отказа ракеты при ее пуске.Ракетный комплекс Д-2 оказался более надежным, чем его предшественник Д-1. В результате испытаний, проведенных в различных, в том числе и тропических, условиях, удалось значительно увеличить срок непрерывного хранения ракет Р-13 на подводной лодке в боеготовом состоянии. За все время эксплуатации было проведено 311 пусков ракет Р-13, из которых 225 признано успешными. 38 пусков оказались неудачными из-за отказов систем ракеты и стартового оборудования, а еще 38 - из-за ошибок личного состава. Причины 10 неуспешных пусков установлены не были.Ядерные испытанияЛетом 1961 года было принято решение правительства о стрельбе ракетами с последующими ядерными взрывами. 20 октября 1961 года, в ходе проведения учений «Радуга», ракетоносцем «К-102» по полигону на Новой Земле был произведён пуск ракет Р-13. Стрельбы были произведены двумя пусками — первый ракетой с боеголовкой в контрольной комплектации, второй — в штатной.Головная часть первой ракеты в инертном оснащении пришла на боевое поле с существенным отклонением по дальности и направлению от точки прицеливания. Это произошло потому, что пуск был осуществлён в условиях штормовой погоды и лодка не смогла уточнить свои координаты. Пуск ракеты с боевым зарядом был произведён в тех же сложных погодных условиях. Аппаратура боевого поля на Новой Земле зафиксировала воздушный ядерный взрыв в точке с координатами, незначительно отличающимися от места падения первой ракеты. Это подтвердило стабильность траектории ракеты.Это был единственный в СССР случай применения ядерного оружия с подводной лодки. ТТХ Максимальная дальность стрельбы, км 600Стартовая масса, т 13.74Длина ракеты, м 11,8Максимальный диаметр корпуса, м 1.3Число ступеней 1Масса полезной нагрузки, т 1.597Мощность ядерного боеприпаса моноблочной ГЧ, Мт 1КВО, км 4Срок хранения ракеты в состоянии боеготовности, мес. 3-6Гарантийный срок хранения ракеты, лет 5-7 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 Dimacke Альфа-тестер 327 публикаций 3 боя Жалоба #2 Опубликовано: 18 сен 2012, 15:13:34 Good :Smile_honoring: Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 Duke_of_Devonshire Старший альфа-тестер 395 публикаций Жалоба #3 Опубликовано: 18 сен 2012, 16:15:31 А тут вроде как ни ПЛ ни ракет - ТС это Вы к чему тему создали ? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 Reider256 Альфа-тестер 121 публикация 391 бой Жалоба #4 Опубликовано: 18 сен 2012, 16:35:34 ADMIRAL_FLOTA_USSR (18 Сен 2012 - 19:15) писал: А тут вроде как ни ПЛ ни ракет - ТС это Вы к чему тему создали ? Чтоб вас, неразумных, просвещать. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
212 anonym_f3D2f5iVpJDo Участник 1 147 публикаций Жалоба #5 Опубликовано: 18 сен 2012, 16:42:10 Reider256 (18 Сен 2012 - 19:35) писал: Чтоб вас, неразумных, просвещать. бггг...а у вас похоже детектор "неразумности", жаль на вас не работает. ;) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 Duke_of_Devonshire Старший альфа-тестер 395 публикаций Жалоба #6 Опубликовано: 18 сен 2012, 18:02:52 Reider256 (18 Сен 2012 - 19:35) писал: Чтоб вас, неразумных, просвещать. Простите а на основании чего Вы делаете вывод о моей "неразумности" - это во-первыхИ я спрашивал ТС а не Вас - это во-вторых Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
10 anonym_5r9nhwOckiGT Участник 421 публикация Жалоба #7 Опубликовано: 18 сен 2012, 18:19:53 Скажу одно: "Моща!" + Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 ADisWAR Участник 4 публикации 36 боёв Жалоба #8 Опубликовано: 19 сен 2012, 06:09:24 это форум не ракето строителей, а форум игры про корабли, которая выйдет офицально через 2.5 года Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 920 anonym_YNcre68GHd6B Участник 3 201 публикация Жалоба #9 Опубликовано: 19 сен 2012, 06:23:55 ADisWAR (19 Сен 2012 - 09:09) писал: это форум не ракето строителей, а форум игры про корабли, которая выйдет офицально через 2.5 года А этот подфорум про корабельное вооружение вообще. Хоть про тараны и паруса пиши, если интересно оформишь, конечно же. Про паруса, кстати, тема есть. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
5 RenamedUser_2454470 Участник 35 публикаций Жалоба #10 Опубликовано: 19 сен 2012, 09:08:50 ADMIRAL_FLOTA_USSR (18 Сен 2012 - 19:15) писал: А тут вроде как ни ПЛ ни ракет - ТС это Вы к чему тему создали ? Раздел "История" о кораблях вообще, а не о той технике которая будет в игре. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
0 RenamedUser_2255939 Участник 52 публикации Жалоба #11 Опубликовано: 11 дек 2012, 16:20:01 Danstec (18 Сен 2012 - 21:19) писал: Скажу одно: "Моща!"+ Да вот не моща к сожалению, и из-за того, что Д-2 имел надводный старт, а потому его носители - ПЛ проектов 658 и 629 становились легкими мешенями. А чисто по мощи заряда его через год РК Д-4 под ракету Р-21 превзошел, но он имел уже подводный старт Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
29 Sschtirlitz Участник 111 публикация 961 бой Жалоба #12 Опубликовано: 5 янв 2013, 09:58:37 Потому это, скорее, веха в процессе создания корабельных ракет. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию