2 127 [ATLAN] Dieseltruck Старший бета-тестер 5 329 публикаций Жалоба #1 Опубликовано: 8 июн 2016, 09:55:38 (изменено) На закрытой территории Ржевского полигона стоит орудие, которое по праву можно было бы назвать "Главным калибром Советского Союза". С равным успехом оно может претендовать и на титул "Царь-пушки". Еще бы, ведь его калибр ни много ни мало 406 мм. Созданная накануне Великой Отечественной войны артиллерийская установка предназначалась для вооружения крупнейших в мире линкоров "Советский Союз", "Советская Белоруссия" и "Советская Россия". Планам этим не суждено было сбыться, но сами пушки сослужили добрую службу в период обороны Ленинграда и одним только этим заслужили право занять достойное место в музее. Но пока уникальный памятник истории отечественного оружия не имеет даже статуса музейного экспоната… История создания В начале 1920-х годов корабельная и береговая артиллерия советского Военно-морского флота значительно отставала от соответствующей артиллерии ведущих капиталистических государств. В то время в СССР работала целая плеяда талантливых конструкторов морских артиллерийских систем и организаторов их серийного производства: И.И. Иванов, М.Я. Крупчатников, Б.С. Коробов, Д.Е. Бриль, А.А. Флоренский и другие. Крупнейшим успехом советских конструкторов и артиллерийских заводов стало создание уникальной и сложнейшей 406-мм артиллерийской системы – прототипа пушек главного калибра новых линкоров. В соответствии с новой кораблестроительной программой СССР на стапелях судостроительных заводов были заложены новые линейные корабли: в 1938 году – "Советский Союз" и "Советская Украина", в 1939 году – "Советская Белоруссия" и в 1940 году – "Советская Россия". Полное водоизмещение каждого из линкоров, воплотивших традиции отечественного кораблестроения и новейшие достижения науки и техники, составляло 65 150 тонн. Силовая установка должна была обеспечить скорость 29 узлов (53,4 км/ч). Основное вооружение линкоров – девять 406-мм орудий – размещалось в трех броневых башнях, две из которых находились в носовой части. Такое расположение главного калибра позволяло наилучшим образом направлять и концентрировать огонь 16-дюймовок, стрелявших тысячекилограммовыми снарядами на дальность 45 км. В артиллерийское вооружение новых линкоров входили также двенадцать новых 152-мм орудий, восемь 100-мм универсальных пушек, а противовоздушную оборону каждого корабля обеспечивали тридцать две 37-мм зенитки. Наведение артиллерии осуществлялось с помощью новейших дальномеров, автоматических приборов управления огнем и четырех гидросамолетов-корректировщиков, для запуска которых предусматривалась катапульта. Проектируемая 406-мм башенная установка была уникальной артиллерийской системой, для которой все элементы - от самого орудия до боеприпасов - разрабатывались впервые. Сама опытная артустановка МК-1 была изготовлена меньше чем за год. Приказом Народного Комиссара ВМФ адмирала Н.Г. Кузнецова № 0350 от 9 июня 1940 года для производства полигонных испытаний 406-мм орудия Б-37, качающейся части МК-1 к орудию Б-37, полигонного станка МП-10 и боеприпасов к артустановке (снарядов, зарядов, порохов и взрывателей) была назначена комиссия под председательством контр-адмирала И.И. Грена. Программа испытаний, разработанная АНИМИ (Артиллерийским научно-исследовательским морским институтом), была утверждена начальником АУ ВМФ генерал-лейтенантом береговой службы И.С. Мушновым. Руководителем испытаний был назначен военинженер 2 ранга С.М. Рейдман. Полигонные испытания начались на НИМАП (Научно-исследовательским морским артиллерийским полигоном) 6 июля 1940 года. Общий объем испытаний определялся в 173 выстрела при ожидаемой живучести ствола 150 выстрелов. ТТХ Баллистические характеристики орудия были следующие: начальная скорость полета снаряда при его весе 1 105 кг – 830 м/с, дульная энергия – 38 800 т. м., максимальное давление пороховых газов в канале ствола – 3 200 кг/см2, максимальная дальность полета снаряда – 45,5 км. Вес качающейся части – 198 тонн, отношение дульной энергии к весу качающейся части – 196,5 тонн. Масса ствола с казенником и затвором Б-37 составляла 140 тонн, а скорострельность орудия – 2,6 выстрела в минуту. В этот период на морском артиллерийском полигоне была проделана большая работа по подготовке измерительной базы, которая к 1940 году достигла весьма высокого уровня и позволяла в практике испытаний широко применять приборные методы контроля, в том числе и осциллографирование динамических процессов. Испытания Подготовка и проведение испытаний были трудными и напряженными, особенно в части подготовки боеприпасов (вес снаряда – 1 105 кг, заряда – 319 кг), много времени уходило на их выкапывание из грунта после выстрела, сборку и доставку в лабораторию для осмотра и обмеров. Многие эксперименты в процессе испытаний носили новаторский характер. Так, при стрельбе на дистанцию 25 км для выяснения причин повышенного рассеивания снарядов пришлось строить баллистические рамы высотой 40 метров. В то время начальная скорость полета снарядов определялась только по хронографам, поэтому после каждого выстрела на этих рамах-мишенях необходимо было менять поврежденную зарядом проволочную навивку, что также представляло большие трудности. Каждый выстрел из орудия Б-37 имел высокую значимость, поэтому испытания строились очень продуманно в интересах всего комплекса задач. Результаты каждой стрельбы рассматривались в подкомиссиях по принадлежности вопросов и очень часто обсуждались на общем заседании комиссии. 2 октября 1940 года полигонные испытания орудия Б-37, качающейся части МК-1, станка МП-10 и боеприпасов были закончены. В выводах отчета комиссии отмечалось: "Проведенные испытания 406/50-мм орудия Б-37, качающейся части МК-1 и полигонного станка МП-10 дали вполне удовлетворительные результаты". Вот так лаконично был отмечен многомесячный напряженный труд инженеров-конструкторов и артиллеристов-испытателей. 19 октября 1940 года, в связи с обострением международной обстановки, советским правительством было принято постановление о сосредоточении усилий на строительстве малых и средних боевых кораблей и на достройке заложенных крупных кораблей с большой степенью готовности. Линкор "Советский Союз" в число последних не входил, поэтому серийное производство 406-мм орудий развернуто не было. После окончания полигонных испытаний орудие Б-37 продолжало оставаться на НИМАП в Ленинграде. Боевое применение 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В первые недели гитлеровским войскам удалось углубиться в территорию Советского Союза. В середине августа 1941 года начались ожесточенные бои на ближних подступах к Ленинграду. В результате быстрого продвижения противника сложилась угрожающая обстановка. Над городом нависла смертельная опасность. Краснознаменный Балтийский флот, в конце августа 1941 года сосредоточенный в Ленинграде и Кронштадте, оказал значительную помощь Ленинградскому фронту своей мощной дальнобойной корабельной и береговой артиллерией, которая всю блокаду надежным огневым щитом прикрывала город. Сразу же после начала войны НИМАП принял активное участие в решении вопросов, связанных с подготовкой Ленинграда к обороне. В кротчайшие сроки была произведена умелая, быстрая и целенаправленная перестройка его работы в интересах обороны города. Артустановки морского полигона из-за большого веса не могли быть эвакуированы, и их стали готовить к битве за Ленинград. В июле-августе 1941 года на морском артиллерийском полигоне было приведено к бою все имевшиеся в наличии артиллерийское вооружение, сформированы и подготовлены к боевым действиям артиллерийский дивизион и команда МПВО (местной противовоздушной обороны). В период подготовки НИМАП к обороне Ленинграда была произведена смена ствола и бронирование 406-мм орудия (Б-37), все артустановки подготовлены для кругового обстрела, установлены точки наводки со световым ориентиром для ночных стрельб, оборудованы четыре командных пункта артбатарей и два броневых артиллерийских погреба вблизи огневых позиций. Вся артиллерия морского полигона состояла из четырнадцати орудий: одного 406 мм, одного 356 мм, двух 305 мм, пяти 180 мм, одного 152 мм и четырех 130 мм. Орудие калибра 406 мм вошло в состав батареи № 1, в которую кроме него также входили одно 356-мм и два 305-мм орудия. Это были орудия главного калибра, самые мощные и дальнобойные. Командиром батареи был назначен воентехник 2 ранга Александр Петрович Кухарчук. Первые боевые выстрелы НИМАП произвел 29 августа 1941 года по скоплению войск противника в районе совхоза "Красный Бор" на колпинском направлении именно из Б-37, самого мощного и дальнобойного орудия Военно-морского флота СССР. А уже в начале сентября на том же самом направлении двигалась колонна вражеских танков с целью прорыва к Ленинграду, и опять мощные разрывы 406-мм снарядов, ложившиеся в голове и хвосте колонны, вызвали замешательство у противника и заставили его остановиться. Уцелевшие танки повернули вспять. Бойцы народного ополчения из Ижорского батальона, защищавшие Колпино, всегда с большой благодарностью вспоминали артиллеристов морского полигона, которые своим огнем помогли им в 1941 году удержать рубежи обороны на подступах к Ленинграду. С 29 августа по 31 декабря 1941 года артиллерия НИМАП открывала огонь 173 раза, уничтожая крупные скопления живой силы и техники противника и подавляя его батареи. За этот период 406-мм орудие выпустило по врагу 81 снаряд (17 фугасных и 64 бронебойных). В 1942 году морской артиллерийский полигон выполнил 9 боевых стрельб. 10 февраля орудие Б-37 своим огнем поддерживало наступательную операцию 55-й армии в районе населенных пунктов Красный Бор, Ям-Ижора и Саблино. 8 декабря 1942 года Ставка Верховного Главного командования Красной армии издала директиву о проведении наступательной операции по прорыву блокады Ленинграда. Операция началась 12 января 1943 года в 9 часов 30 минут. В течение 2 часов 20 минут на позициях противника бушевал артиллерийский ураган – это били 4 500 орудий и реактивных минометов двух советских фронтов и Краснознаменного Балтийского флота: 11 артиллерийских батарей стационарной береговой артиллерии, 16 батарей железнодорожной артиллерии, артиллерия лидера "Ленинград", 4 эскадренных миноносцев и 3 канонерских лодок. В составе артиллерии КБФ было и 406-мм орудие морского артиллерийского полигона 12 января оно в течение 3 часов 10 минут вело методичный огонь по узлам сопротивления противника в районе 8-й ГЭС, было израсходовано 22 фугасных снаряда. 13 февраля оно же вело артиллерийский огонь по оборонительным рубежам, огневым средствам и живой силе противника в районе 8-й ГЭС и 2-го Рабочего поселка, было израсходовано 16 снарядов (12 фугасных и 4 бронебойных). В конце 1943 года Ленинград продолжал оставаться на передовой линии огня. Если самолеты противника уже не имели возможности бомбить город ни в ноябре, ни в декабре, то обстрелы из орудий крупного калибра продолжались. Артиллерийские обстрелы держали Ленинград в постоянном напряжении, необходимо было избавить город от них. Соображения стратегического плана требовали полного снятия блокады Ленинграда и изгнания немецко-фашистских захватчиков из Ленинградской области. Ставка Верховного Главного командования, планируя боевые действия по освобождению территории Советского Союза, приняла решение начать 1944 год с наступательной операции под Ленинградом и Новгородом (Первый Сталинский удар). На 14 января 1944 года было намечено начало операции по полному освобождению Ленинграда от вражеской блокады. Утром 14 января в течение 65 минут позиции противника обстреливались артиллерией Ленинградского фронта и КБФ, 100 тысяч снарядов и мин обрушились на боевые порядки врага. 15 января войска Ленинградского фронта нанесли мощный удар по противнику с Пулковских высот. 200 орудий и минометов 100 минут крушили вражеские укрепления, буквально перепахивая траншеи и ходы сообщения, доты и дзоты. Более 200 орудий корабельной и береговой артиллерии КБФ били по позициям крупнокалиберной артиллерии, узлам сопротивления и опорным пунктам противника. В наступательной операции Ленинградский фронт поддерживала артиллерия КБФ в составе 215 орудий калибром от 100 до 406 мм. Привлечение крупнокалиберной береговой (стационарной и железнодорожной) и корабельной артиллерии обеспечивало поражение целей, находящихся на значительном удалении от передовой обороны противника. Артиллерия Краснознаменного Балтийского флота выполнила поставленные перед ней задачи по обеспечению наступления войск Ленинградского фронта и освобождению Ленинграда от вражеской блокады. За 14 дней наступательной операции она провела 1 005 стрельб, выпустив по врагу 23600 снарядов разных калибров от 100 мм до 406 мм. После разгрома немецко-фашистских войск на юго-западном направлении для Ленинграда сохранялась угроза с северо-запада, со стороны Финляндии, армия которой занимала оборону на Карельском перешейке уже около трех лет. В Выборгской наступательной операции от КБФ принимало участие 49 корабельных (130–305 мм); 125 береговых (100–406 мм). В соответствии с приказом командующего артиллерией КБФ № 001/ОП от 2 июня 1944 года два дальнобойных орудия морского полигона, 406 мм и 356 мм, вошли в третью артиллерийскую группу. За первые четыре дня наступления артиллерия КБФ провела 582 стрельбы и израсходовала более 11 000 снарядов калибром от 100 мм до 406 мм. В результате Выборгской наступательной операции была разгромлена крупная группировка финских войск и освобождена северная часть Ленинградской области, после этого битва за Ленинград была окончательно завершена. Для орудия Б-37 это были последние боевые стрельбы. За весь период обороны Ленинграда из 406-мм орудия было сделано 185 выстрелов, при этом было выпущено 109 фугасных и 76 бронебойных снарядов. После окончания Великой Отечественной войны по решению командования ВМФ на Б-37 была установлена мемориальная плита, в настоящее время хранящаяся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. На ней выбито следующее: "406-мм артустановка Военно-морского флота Союза ССР. Это орудие Краснознаменного НИМАП с 29 августа 1941 года по 10 июня 1944 года принимало активное участие в обороне Ленинграда и разгроме врага. Метким огнем оно разрушало мощные опорные пункты и узлы сопротивления, уничтожало боевую технику и живую силу противника, поддерживало действия частей Красной армии Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота на Невском, Колпинском, Урицко-Пушкинском, Красносельском и Карельском направлениях". Изменено 8 июн 2016, 11:35:41 пользователем Dieseltruck 15 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
145 [JP] slavanlol Бета-тестер 412 публикации 10 493 боя Жалоба #2 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:02:51 (изменено) Многобукаф, однако интересно, спасибо. Изменено 8 июн 2016, 10:03:02 пользователем slavanlol Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 127 [ATLAN] Dieseltruck Старший бета-тестер 5 329 публикаций Жалоба #3 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:03:56 Многобукаф, однако интересно, спасибо. меньше никак)))) иначе тему не раскрыть Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
145 [JP] slavanlol Бета-тестер 412 публикации 10 493 боя Жалоба #4 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:07:57 меньше никак)))) иначе тему не раскрыть Это да, без проблем) Попробуй в следующий раз по главам всё распределить, например: История создания, конструкция и т.д Легче читать станет, да и кому что интересно в кратце для себя прочитает)) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 127 [ATLAN] Dieseltruck Старший бета-тестер 5 329 публикаций Жалоба #5 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:09:01 Это да, без проблем) Попробуй в следующий раз по главам всё распределить, например: История создания, конструкция и т.д Легче читать станет, да и кому что интересно в кратце для себя прочитает)) чот не подумал спасибо Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
145 [JP] slavanlol Бета-тестер 412 публикации 10 493 боя Жалоба #6 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:11:46 чот не подумал спасибо Да без проблем, бери на вооружение! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
166 anonym_G6zC7MJiV1iu Участник 619 публикаций Жалоба #7 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:15:48 Слава богу, что в СССР додумались не строить линкоры. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 127 [ATLAN] Dieseltruck Старший бета-тестер 5 329 публикаций Жалоба #8 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:17:00 Да без проблем, бери на вооружение! поправилСлава богу, что в СССР додумались не строить линкоры. просто не успели, но Леста, надеюсь, построит))) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
145 [JP] slavanlol Бета-тестер 412 публикации 10 493 боя Жалоба #9 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:22:26 Слава богу, что в СССР додумались не строить линкоры. А кто его знает,может и не зря. Да и построили же, 2 или 3 штуки. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
943 [TENET] Xappuep Участник, Коллекционер 2 328 публикаций 13 875 боёв Жалоба #10 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:24:24 хорошая статья, хоть и читано всё это уже ) надеюсь 10й линкор СССР таки будет Советский Союз. 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 153 [9-MAY] Alkena Коллекционер, Бета-тестер 10 327 публикаций 8 181 бой Жалоба #11 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:24:47 Слава богу, что в СССР додумались не строить линкоры. ага если б успели бы всем настал бы каюк причем намного быстрее Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
3 214 [POI] _BlackGarm_ Участник 4 533 публикации 13 320 боёв Жалоба #12 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:26:11 (изменено) поправил просто не успели, но Леста, надеюсь, построит))) Построит и потому что я знаю это будет нова имба , даже по круче Ямато. Изменено 8 июн 2016, 10:26:54 пользователем Blackpredators Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
166 anonym_G6zC7MJiV1iu Участник 619 публикаций Жалоба #13 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:26:47 А кто его знает,может и не зря. Да и построили же, 2 или 3 штуки. Сейчас бы мы точно в РФ не жили, а долги всему миру отдавали. Линкор - игрушка недешевая. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 633 [COD] EnsignBear Коллекционер 8 302 публикации 14 059 боёв Жалоба #14 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:27:40 Слава богу, что в СССР додумались не строить линкоры. Это почему? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
166 anonym_G6zC7MJiV1iu Участник 619 публикаций Жалоба #15 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:28:38 Это почему? Юнкерсы бы сразу бы их в цветмет превратили. 1 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
255 RenamedUser_62355406 Участник 464 публикации 280 боёв Жалоба #16 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:29:42 Годнота, но на будущее: такие массы текста разбиваются на логические части и поячутся под спойлеры. Иначе к комментариям неудобно обращаться (особенно с телефонов). 10:30 Добавлено спустя 1 минуту хорошая статья, хоть и читано всё это уже ) надеюсь 10й линкор СССР таки будет Советский Союз. Надеюсь, что нет. 9-й левел ему самое то, да и проект 24 не зря разрабатывали. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
145 [JP] slavanlol Бета-тестер 412 публикации 10 493 боя Жалоба #17 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:32:32 Сейчас бы мы точно в РФ не жили, а долги всему миру отдавали. Линкор - игрушка недешевая. Не спорю, за то на море увереннее себя чувствовали бы во время войны! Почитай про вклад полу-разрушенного линкора "Марат" во время обороны Ленинграда. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
323 [-MAW-] xKAPER Участник 702 публикации 11 802 боя Жалоба #18 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:33:25 В каждом фильме про войну говорится , что большой ошибкой 2 мировой войны были линкоры, все что они делали это исполняли роль пугача или охранника...Авиация на море решала любые задачи, Ямато-Тирпиц..... Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
4 633 [COD] EnsignBear Коллекционер 8 302 публикации 14 059 боёв Жалоба #19 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:34:38 Юнкерсы бы сразу бы их в цветмет превратили. Диванный аналитик? А может реинкарнация Ванги? Пруф надеюсь будет? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
323 [-MAW-] xKAPER Участник 702 публикации 11 802 боя Жалоба #20 Опубликовано: 8 июн 2016, 10:35:16 Диванный аналитик? А может реинкарнация Ванги? Пруф надеюсь будет? пруф это тонкая палуба любого линкора Рассказать о публикации Ссылка на публикацию