Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
_Barabanshchik_

База Западная Лица. Заозерск - город морской Славы

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
61 публикация
1 бой
Город Заозерск расположился на берегу губы Западная Лица в Мотовском заливе Баренцева моря. Этот залив был впервые описан и нанесен на карту в 1823 году лейтенантом Н.И. Завалишиным, участником исследовательской экспедиции 1821-1824 г.г. на бригантине "Новая Земля" под командованием капитан-лейтенанта Ф.П. Литке.
Места эти были известны русским промысловикам-поморам уже в XV веке. Они охотились здесь на нерп, которые устраивали свои лежбища на берегах Мотовского залива, не опасаясь соседства людей: на пртяжении столетий места эти были необитаемые.

Первые капитальные постройки начали появляться на побережье губы Западная Лица в 1939 году. По одному из соглашений, подписанному во время советско-германского договора о ненападении, наша страна обязалась предоставить немцам на Крайнем Севере порт или место для военно-морской базы, куда могли бы заходить крейсера, курсирующие на торговом пути союзников в Атлантике.

Для создания базы немецким военно-морским ведомством Редера была выбрана губа Западная Лица и вскоре там закипела работа: строились склады снабжения, ремонтные мастерские, причалы. Секретный порт получил название "Пункт "Норд". Но его строительство довольно быстро прекратилось: весной 40-го года, когда немцы высадились в Норвегии и получили удобные для своих баз фьерды, база "Норд" на Мурмане утратила свое значение.
Советским военно-морским ведомством стратегически выгодное положение Мотовского залива было оценено в конце 50-х годов, когда возникла необходимость создания на Северном флоте базы для зарождающегося атомного подводного флота Советского Союза.

30 апреля 1957 года на пустынный берег бухты опоясанной со всех сторон крутыми мрачными скалами, по заданию командования - найти подходящее место для будущего поселка - высадился небольшой изыскательский отряд. Руководил экспедицией главный инженер - А.М. Александрович.
Обустроившись за пару дней на старой барже, изыскатели приступили к изучению окрестностей и проведению топографической съемки местности.
В результате инженерно-геологических изысканий в нескольких километрах от залива была найдена ровная площадка, сложенная песчанно-валунными грунтами - отложениями водных потоков ающих ледников, которые обеспечивали надежность проектируемых жилых и административных зданий.
На небольшом удалении от этой площадки был выбран участок водозабора на реке Западная Лица.

Из воспоминаний участников этой экспедиции, во время изыскательских работ их не покидало ощущение, что они вернулись в суровые военные годы. Вся местность была усеяна обломками военной техники, осколками снарядов, заржавевшим оружием. Не редко встречались землянки, построенные из камня пулеметные дзоты. Это не удивительно. Ведь именно здесь, вдоль реки Западная Лица, проходил главный участок фронта в июне 1941 года. Здесь нашим войскам удалось остановить наступление горно-стрелкового корпуса "Норвегия" и сорвать план молниеносного прорыва обороны Мурманска.
Сотни врагов нашли свой бесславный конец на берегах этой северной реки, но и наших солдат полегло немало.
Их ратный подвиг воодушевлял изыскателей, помогал преодолеть все тяготы их трудовых будней.
К концу 1957 года изыскательские работы были закончены, а в 1958 году был разработан и утвержден первый генеральный план застройки поселка.
В этом же году была спущена на воду первая в истории нашего флота атомная подводная лодка "К-3" - "Ленинский Комсомол". А уже в октябре 1959 года - отдельня бригада подводных лодок была передислоцирована из Северодвинска в губу Западная Лица.

В это же время в поселке, где должны были обосноваться моряки-подводники, было построено несколько десятков бараков и деревянных сборнощитовых домиков. Жилища эти были не очень пригодны для Севера. Зимой температура в них едва достигала 5 - 6 градусов. Отапливались они по северному варианту: с вечера в печку складывали камни, которые затем поливали бензином и поджигали. Жар от раскаленных камней несколько часов обогревал помещение, но уже к утру вода, стоявшая в ведрах, покрывалась корочкой льда.
Несмотря на тяжелые социально-бытовые условия, люди не унывали: энтузиазма в те годы нашему народу было не занимать. Подводники осваивали атомные субмарины, а строители строили для них дома.

К 1 сентября 1960 года было возведено три многоэтажных жилых дома. В город стали съезжаться жены моряков. В совсем еще недавно пустой тундре зазвенели детские голоса. За пять лет к 1964 году центр поселка был сформирован и насчитывал 13 жилых домов. Была построена школа на 480 мест, Дом офицеров, аптека, магазин смешанных товаров, в котором можно было купить все - спички, соль или модную кофточку, вяленую зубатку или необходимые на севере валенки.

Связь с Большой землей в те годы осуществлялась морским путем. Два раза в неделю, к берегу, если позволяла погода на море, подходил небольшой деревянный пароходик, прозванный в народе - "Санта-Мария". Его ждали с нетерпением. Он привозил письма, продукты, необходимые промтовары. На нем приезжали и уезжали в отпуска на Большую землю.
В летнее время до Мурманска можно было добраться и сухопутным путем, по фронтовой дороге, проходившей через поселок Ура-Губа. Около речки автобус останавливался, пассажиры выходили наружу и переходили речку в брод. Автобус в целях безопасности переезжал через деревянный мостик, порожним. Весь путь занимал около 6 часов. Строительство магистральной автодороги с мостом через реку Западная Лица было окончено только в 1971 году.
К этому времени в поселке уже насчитывалось 38 пятиэтажных домов, построена котельная, новый Дом офицеров, бассейн. К общеобразовательной школе было достроено еще одно крыло, и в ней уже могли обучаться 980 ребятишек. В старом деревянном здании ДОФа открылась музыкальная школа.

Поселок развивался, менялись его названия. А в 1981 году ему был присвоен статус города, с названием - Мурманск-150. В феврале 1994 года он был переименован в Заозерск. Это название как нельзя лучше характеризует местный ландшафт. Неподалеку от города находятся десятки живописнейших озер, излюбленных мест отдыха горожан. Несмотря на частые переименования города - не менялась его суть. Его градообразующей основой во все времена оставалась 1-я Краснознаменная Флотилия атомных подводных лодок, сформированная в 1961 году на базе 206-й отдельной бригады подводных лодок.
Сколько новых страниц вписали в славную летопись боевой славы Российского флота экипажи подводных кораблей 1-й Краснознаменной Флотилии атомных подводных лодок СФ!

Вот некоторые из них.

Июнь 1962 года, Первая советская подводная лодка "К-3" "Ленинский Комсомол" впервые в истории ВМФ совершила поход подо льдами Арктики и всплыла в районе полюса. Командир - капитан 2 ранга Л.М.Жильцов, командир электромеханической БЧ капитан 2 ранга Р.А.Тимофеев и руководитель похода контр-адмирал А.И.Петелин стали героями Советского Союза. (Первым в истории нашего города Героем Советского Союза был первый командир подводной лодки "Ленинский Комсомол" - Л.Г.Осипенко, удостоенный этого звания в 1959 году за освоение новой техники).

Сентябрь 1963 г. Две АПЛ - "К-115" (командир - капитан 2 ранга Дубяга И.Р.) и "К-178" (командир - капитан 1 ранга Михайловский А.П.) - совершили первый в истории отечественного мореплавания переход подводных лодок на Тихоокеанский флот подо льдами Арктики со всплытием у полярных станций "Северный полюс - 12" и "Северный полюс - 10". 18 февраля 1964 года А.П.Михайловский удостоен звания "Герой Советского Союза".
В сентябре 1963 года еще одна лодка 1-й флотилии АПЛ - "К-181", под командованием капитана 2-го ранга Сысоева Ю.Л., совершила успешный поход и всплытие в географической точке - Северный полюс. Экипаж лодки водрузил на полюсе Государственный и Военно-Морской флаги СССР. В феврале 1964 года Ю.Л.Сысоеву присвоено звание "Герой Советского Союза".

Февраль 1966 г. Впервые в истории ВМФ СССР отряд атомных подводных лодок, под командованием контр-адмирала Сорокина А.И., совершил кругосветный поход без всплытия на поверхность. За полтора месяца подводники прошли расстояние свыше 25 тысяч миль. В мае 1966 года Сорокину А.И. и еще пяти участникам похода было присвоено звание "Герой Советского Союза".

Март 1967 г. АПЛ "К-128" на 7 месяцев покидает родные берега, уходя в дальний поход в составе экваториальной экспедиции особого назначения.
Январь 1976 г. Первый групповой переход подводных лодок "К-469" и "К-171" в составе тактической группы на Тихоокеанский флот через Атлантический и Тихий океаны, пролив Дрейка.
Старший на переходе "К-469" - капитан 1 ранга Соколов В.Е. удостоен звания "Герой Советского Союза".
 
Февраль 1985 г. Атомная подводная лодка "К-278", известная в дальнейшем как АПЛ "Комсомолец", впервые в мире погрузилась на глубину 1027 м.

Май 1989 г. Впервые в отечественном ВМФ подводная лодка "К-148" (командир - капитан 1 ранга Филатов В.П.) выполнила тактический прием применения ракетного оружия одним залпом по двум целям.

Август 1995 г. Тяжелый подводный крейсер "ТК-20" (командир - капитан 1-го ранга Богачев А.С., старший похода - контр-адмирал Макеев В.м.) выполнил ракетную стрельбу с Северного полюса.
Можно перечислить еще множество походов 1-й Краснознаменной флотилии атомных подводных лодок, которые в календаре исторических и памятных дат Военно-Морского Флота нашего Отечества связаны со словом "впервые".
За послевоенные годы 29 военнослужащих 1-й флотилии удостоены звания "Герой Советского Союза", 4 - "Герой России". В их числе и нынешний командующий флотилией - вице-адмирал М.В.Моцак.

Но есть, к сожалению, в летописи флотилии даты и события, о которых невозможно говорить без боли. За прошедшие 40 лет со дня, когда на воду сошла первая атомная лодка "К-3", море забрало не один десяток жизней подводиков, уходивших на защиту морских рубежей нашей Родины. На самой легендарной лодке "К-3" "Ленинский Комсомол", в сентябре 1967 года во время аварии погибло 39 членов экипажа. Они захоронены в братской могиле недалеко от Заозерска, среди сопок, в стороне от людских глаз. Но в городе помнят о них и чтят их память. Не случайно главная улица города носит имя АПЛ "Ленинского Комсомола".
Незаживающей раной является и гибель атомной подводной лодки "Комсомолец", произошедшая в Норвежском море 7 апреля 1989 года.
Величественно возвышается над городом мемориальный комплекс, воздвигнутый в ноябре 1991 года в память о погибших на "Комсомольце" подводниках, напоминая о силе духа, мужестве и героизме моряков, до конца выполнивших свой воинский долг.
Помнят заозерчане и о подвигах матроса Леонида Рябинина, лейтенанта Бориса Корчилова, которые ценой собственной жизни предотвратили взрывы атомных реакторов на подводных лодках и спасли боевые корабли и жизнь своих товарищей. Их именами названы улицы города.

Не очень людно сегодня на улицах, носящих имена Рябинина, Корчилова, генерала Чумаченко. Стоят заколоченные, в самом центре города, несколько многоэтажек, тех самых, которые выросли среди суровых сопок в начале 60-х годов. Они нуждаются в капитальном ремонте, а городу такие деньги сегодня найти не просто.
Тяжелые времена переживает сегодня 1-я Краснознаменная воистину героическая флотилия атомных подводных лодок.
Моряки этой флотилии поддерживают боевую готовность своих кораблей, находясь в условиях постоянного недофинансирования. Средств на судоремонт в последние годы государство практически не выделяет, а межремонтные сроки истекли у 60% кораблей. Подводные лодки на годы застывают у пирсов.
В ходе проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с сокращением Вооруженных сил, с 1991 года штатная численность объединения уменьшилась на 28%. За этот период экипажей подводных лодок, вспомогательных судов, береговых подразделний расформировано более 40.
Утилизируются корабли, уходят с флота высококлассные специалисты - офицеры и мичмана. Многие уезжают из города. За период с 1991 года население Заозерска сократилось на 18%. Но несмотря на все трудности, город продолжает жить. Заозерск стал родным домом для людей, приехавших сюда 30-40 лет назад, у которых здесь выросли дети, родились внуки. На долгте годы обосновываются в городе семьи многих уволеных в запас офицеров и мичманов, которым ехать сегодня некуда. Поэтому, естевственно, что Заозерск должен жить и развиваться, несмотря на сокращение своей "прародительницы" - 1-й Краснознаменной флотилии атомных подводных лодок.
Хотя хочется верить, что наша героическая флотилия не превратится в дивизион отстоя, а по-прежнему будет защищать морские рубежи страны, решать научно-технические и океанологические проблемы.
И как знать, может быть, в будущем именно Заозерску суждено стать колыбелью гражданского, торгового и пассажирского скоростного подводного судоходства.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
178 публикаций
1 305 боёв

1-я Краснознаменная флотилия трансформировалась в 11-ю эскадру пл, а в дальнейшем была полностью сокращена. В Заозерске осталась всего одна дивизия (11-я) и подчинена она теперь подводным силам СФ. Из двух баз осталась только в гб. Большая Лопаткина. Из плавсостава осталось всего два вымпела и то один в отстое. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
231
[RU_89]
Лоцман, Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
1 243 публикации
6 237 боёв

Уважаемый ТС материал у Вас хороший но оформлен не читабельно и без фото.Добавьте пожалуйста фото и оформите тему достойно.Если есть вопросы по оформлению пишите в лс.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
214 публикации

автору некогда править темы) он занят созданием копипастных тем) думает что так он попадёт в альфу)

если не исправит темы в течении 2 дней кину "минусы")

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
393 публикации

Это не спортивно. Так темы на форумах не делаются.

Если не хочешь попасть под бан или всеобщее осуждение - учись у старших товарищей, прислушивайся к советам ветеранов форума, читай мануалы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
10 публикаций
39 боёв

Ужасное оформление даже читать не стал, не фото, написано почти сплошным текстом:\, ужас одним словом:C

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
162 публикации
7 боёв

Ужасное оформление даже читать не стал, не фото, написано почти сплошным текстом:\, ужас одним словом:C

Да оформление не ахти. Но не вам его критиковать ,так как у вас нет ни одной темы созданной своими руками на форуме.

Вот как только создадите  хоть 1 нормальную тему тогда все сами поймете и можете критиковать и ножкой топать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
2 публикации
330 боёв

Родился я в этом городе в 1981 году, тогда он назывался Североморск 7, отец служил на АПЛ, мало что помню, статья явно написана в 90 х годах, так как сейчас подводники очень высокооплачиваемые военнослужащие, да и с новыми лодками все в порядке и с плановым ремонтом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
3 публикации
4 681 бой

Автору большое спасибо, НО!!!

Как-то упущено рождение 18-й дивизии и ни слова про ТК-208. ОБИДНО!!!

историческая справка:

1976 год 16 марта
Зачислена в списки кораблей ВМФ;

1976 год 30 июня
Заложена в цехе № 55 ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск как головная крейсерская подводная лодка проекта 941;

1977 год 25 июля
Отнесена к подклассу ТРПК СН;

1980 год 27 сентября
Спущен на воду (выведен из дока). Экипаж входил в состав 339-й ОБрСРПЛ КСФ БелВМБ;

1981 год 29 декабря
Подписан приемный акт, вступил в строй, первый командир - кап. 1 ранга Ольховиков А.В., председатель государственной комиссии - ГК ВМФ адмирал флота Чернавин В.Н., ответственный сдатчик - Белопольский А.С., сдаточный механик - Павлюк Г.Д.;

1982 год 9 февраля
Включен в состав Краснознаменного Северного флота. Зачислен в состав 18-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на губу Нерпичья. Фактически, корабль не был готов к боевой эксплуатации и еще некоторое время находился у достроечной стенки, а на нем производились наладочные работы. Такое решение было продиктовано напряженной внешнеполитической обстановкой;

1982 год 14 декабря
Торжественно поднят Военно-морской флаг;

1982 год 22 декабря
Прибыл к постоянному месту базирования в губу Нерпичья;

1982 год декабрь - 1983 год январь
Выполнил задачи автономной БС под командованием кап. 1 ранга Ольховикова А.В.;

1983 год - 1984 год
Пробная эксплуатация ракетного комплекса Д-19;

1983 год декабрь - 1984 год апрель
По командованием кап. 1 ранга Ольховикова А.В. впервые в истории подводного флота выполнил 121-суточный дальний поход без всплытия. За мужество и героизм подводники были награждены государственными наградами, а командир удостоен звания Героя Советского Союза;

1985 год
Экипаж под командованием кап. 1 ранга Иванова В.В. выступил инициатором соревнования в Вооруженных Силах СССР. Экипаж получил звание "отличного";

1986 год 3 декабря
Занесен на Доску победителей социалистического соревнования передовых соединений, кораблей и частей ВМФ в ЦВММ;

1986 год декабрь - 1987 год февраль
Выполнил задачи автономной боевой службы с 1-м экипажем на борту;

1987 год 18 января
Занесен на Доску Почета передовых частей и кораблей МО СССР;

1988 год апрель - май
Выполнил задачи автономой боевой службы с 1-м экипажем на борту;

1988 год
Впервые осуществила покладку на грунт на трое суток и пуск с грунта полного боекомплекта БР;

1989 год 20 сентября
Принят на ПО «Севмашпредприятие» в г.Северодвинск в средний ремонт с модернизацией по проекту 941У под перспективный ракетный комплекс "Барк" (РСМ-52В, по западной классификации SS-N-28), который на тот момент еще не был разработан (работы по разработке прекращены в 1998 году). Включен в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1989 год
Расформирован 2-й экипаж (?);

1991 год
Сворачивание работ по модернизации по проекту 941У и приостановка ремонта из-за проблем с финансированием;

1991 год
Экипаж ТК-208 выполнил задачи автономной БС на ТРПКСН ТК-20 (командир - кап.1р. Абрамов И.В., старший - НШ кап.1р. Плотников);

1992 год 3 июня
Отнесен к подклассу ТАПКСН;

1992 год
Экипаж ТК-208 выполнил задачи автономной БС на ТАПКСН ТК-20 (командир - кап.1р. Федоренко И.В., старший - НШ кап.1р. Плотников);

1995 год
Экипаж ТК-208 выполнил задачи автономной БС на ТАПКСН ТК-20 (командир - кап.1р. Якимов Ю.М., старший - КД к-а Домнин);

1995 год
Экипаж ТК-208 выполнил ракетную стрельбу 3-мя БР на ТАПКСН ТК-13;

1996 год
Возобновление ремонтных работ и работ по модернизации, позже уже по проекту 941УМ под перспективный ракетный комплекс "Булава-М" (по западной классификации SS-NX-30);

1996 год
Экипаж ТК-208 выполнил задачи автономной БС на одном из ТАПКСН 18-й ДиПЛ (командир - кап.1р. Якимов Ю.М.);

1996 год сентябрь
Подписан договор об установлении шефских связей между экипажем и Министерством РФ по атомной энергии;

2000 год 7 октября
Присвоено почетное наименование "Дмитрий Донской".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
3 публикации
4 681 бой

 

командиры ТК-208:

1. Ольховиков А.В. (1976-1985) 1 экипаж

2. Бабин Н.М. (1977-1984) 2 экипаж

3. Иванов В.В. (1985–1986) 1 экипаж

4. Репин Ю.М. (1984-1985) 2 экипаж

5. Кузьмин А.В. (1985-1987) 2 экипаж

6. Киселев М.М. (1985) 508-й экипаж ТРПКСН ТК-208

7. Плотников В.И. (1986–1989) 1 экипаж

8. Домнин В.И. (1987-1989) 2 экипаж

9. Абрамов И.В. (1989–1991) 1 экипаж

10. Едыханов В.Г. (1989) 2 экипаж

11. Турчин В.В. (1991–1992)

12. Федоренко И.В. (1992–1994)

13. Якимов Ю.М. (1994–1997)

14. Шняк С.А. (1997–2001)

15. Романов А.Ю. (2001–2006-2007?)

16. Цыбин О. (2007-2009-..?..)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
51
[KKZ4O]
Старший альфа-тестер
94 публикации
24 477 боёв
Губа Нерпичья. Тайфуны вбазе

DSC00354.JPG

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×