Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 23 комментария

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Проект подводного буксировщика типа "Сирена"

 

33cbf27f5dfd.jpg

 

История проекта:

    В 50-х годах прошлого века в Советском Союзе были образованы части морского спецназа. Возникла необходимость в разработке специального снаряжения для них, в том числе подводных средств движения (ПСД). Крупные КБ не были склонны приниматься за эту новую для них тематику - проблемы были очевидны, а "дивиденды" - сомнительны.

 

    8 января 1958 года в ГШ ВМФ состоялось совещание о создании ПСД для доставки водолазов и аквалангистов. В качестве разработчика, была привлечена кафедра 30 (кафедра торпедного оружия) Ленинградского кораблестроительного института (ЛКИ) под руководством доктора технических наук профессора А. И. Шевелло. В работе совещания участвовали представители ГШ ВМФ заместитель начальника спецлаборатории института, инженер-капитан-лейтенант Юрнев А.П. и представители ЛКИ, старшие научные сотрудники кафедры 30 Елтышев К. Г. и Сухов А. Н.

На совещании отмечалось, что в связи с тем, что кафедра имеет большой опыт в создании торпедного оружия, целесообразно поручить ей проектирование ПСД с определением ее в качестве контрагента у завода-строителя № 151 Ленинградского совнархоза (завод "Двигатель"). На совещании отмечалось, что согласие завода на строительство ПСД в 1958 - 1959 годах имеется. В протоколе совещания оговаривались сроки, этапы и стоимость работы. Наблюдение за работой возлагалось на спецлабораторию.

 

    11 января 1958 года подписанный участниками совещания протокол был согласован начальником Управления кораблестроения и утвержден ГК ВМФ. Так начался период активного создания первых ПСД.

 

    По результатам совещания в ГШ ВМФ спецлаборатория выполнила ряд исследований и проработок, на базе которых были разработаны технические задания в том числе и двухместный подводный аппарат для транспортировки легких водолазов-разведчиков (ВР). 31 марта 1958 года заместитель ГК ВМФ утверждает ТТЗ на разработку силами ЛКИ двухместного аппарата "Сирена”. Одновременно спецлаборатория разрабатывает программы и методики проведения испытаний. К июлю 1958 года был построен макетный образец двухместного подводного аппарата "Сирена"

 

Основные требования ТТЗ:

  • Диаметр не более 530 мм. длина не более 7.8 м.
  • Глубина погружения максимальная -40 м.
  • Скорость максимальная - 5 уз., экономическая - 3,5 уз., при 6-часовом режиме разрядки АБ.
  • Дальность плавания не менее 20 миль на серебряно-цинковой АБ и не менее 12 миль на свинцово-кислотной АБ.
  • Аппарат с двумя ВР на борту должен выстреливаться из ТА ПЛ с глубин до 20 м. (скорость ПЛ не более 2 уз.).

 

Аппарат должен иметь:

  • Стабилизатор глубины, обеспечивающий работу на глубине до 40 м. и на стоянке при глубине до 10 м.
  • Стационарную дыхательную систему с запасом газа не менее чем на 6 ч. дыхания двух ВР.
  • Навигационные приборы, приборы управления и контроля состояния энергетической установки.
  • Блистер, предохраняющий кабину от воздействия встречного потока воды и обеспечивающий обзор не менее 180 градусов.
  • Режим движения - бесшумный, материал корпуса - маломагнитный.

 

    При рассмотрении ТТЗ особые затруднения вызывало выполнение требования выстреливания буксировщика "Сирена" с ВР из ТА ПЛ. которое могло привести к резким перепадам давления в ТА. Было принято решение данное требование ТЗ уточнить экспериментом.

 

    Лабораторные испытания макетного образца самоходного аппарата "Сирена" первоначально проводились в бассейне, а затем в морских условиях. Группой водолазов-испытателей руководил старший офицер-испытатель спецлаборатории капитан-лейтенант Иванов Б. И.

 

    Первыми испытателями были водолазные специалисты спецчасти ВМФ: капитан-лейтенант Авинкин В. С. и главный старшина Марков А. А. Макетный образец первой "Сирены" был изготовлен на базе трофейной немецкой торпеды С-7Е.

 

    Исторически так сложилось, что завод "Двигатель", который ранее назывался "Старый Лесснер", всегда был первооткрывателем новых видов морского подводного оружия. Именно на заводе "Двигатель" были изготовлены первые мины для флота России, первая самодвижущаяся мина Уайтхеда (торпеда), первые советские электрические самонаводящиеся торпеды, первые телеуправляемые торпеды, и наконец, первые самоходные автономные средства для транспортировки легких водолазов.

 

    В период испытаний комиссия установила, что для обеспечения надежной безопасности водолазов как при испытаниях, так и при дальнейшей эксплуатации необходимо ввести в действие "Правила испытаний и эксплуатации подводной техники специального назначения”. Ввести в действие и военно-учетную специальность "водолаз-водитель” и "офицер-испытатель". Создать для этих категорий испытателей особые льготы в порядке прохождения службы, денежном довольствии, продовольственном и вещевом обеспечении с учетом вредности и опасности испытательных работ.

 

    Акт лабораторных испытаний самоходного аппарата (СА) "Сирена" был подписан комиссией и утвержден 5 ноября 1958 года. Отмеченные недостатки            предлагалось устранить на опытных образцах и проверить на последующих испытаниях.

Спецлаборатории поручалось разработать специальные приспособления для обеспечения выпуска самоходного аппарата "Сирена" из ТА ПЛ.

 

    Способ выхода транспортировщика из торпедного аппарата может быть разным. Можно зарядить ПСД в торпедный аппарат вместе с водолазами и потом вытолкнуть наружу штанговым толкателем, а потом запустить винты. А можно в один аппарат зарядить транспортировщик, из другого выпустить водолаза и опять же вытолкнуть транспортировщик штанговым толкателем. Когда с этим работаешь постоянно, то вроде бы все просто, но когда подводники видят все это впервые - у них шок. Шутка ли. ребята одевают гидрокостюмы, аппарат, садятся в торпеду и их заряжают в торпедный аппарат...

 

    Повторные заводские испытания двух опытных образцов СА "Сирена" в июле - сентябре 1959 года в районе г.Каспийск и государственные испытания в декабре 1959 года в районе г.Феодосия выявили большие неудобства кабин при длительном движении. Было принято решение государственные испытания не засчитывать, провести испытания на обитаемость, устранить недостатки, заказать установочную партию из 10 СА "Сирена” и провести всесторонние войсковые испытания в частях ВР. Отмечено отсутствие на ВР "Сирена" контейнера, что делало проблематичным ее использование как боевого средства. На очередь стала проблема создания контейнера. Стационарная дыхательная система испытания выдержала и в конце 1959 года была принята на снабжение.

 

    Двухместный транспортировщик в торпедном калибре 533 мм под шифром "Сирена" в 1960 году был успешно передан в производство. По данным "Справочника по отечественному ВМФ", на ССЗ №196 было построено 16 единиц (к 1966 году в боевом составе ВМФ было 12 буксировщиков "Сирена" - 3 шт. в МРП КТОФ. 4 шт. в МРП ДКБФ и 5 шт. в МРП КЧФ).

 

    В феврале 1960 года старший офицер Разведки ВМФ капитан Батиевский Е. В. подает заявку на изобретение "Универсальный контейнер для аппарата "Сирена”, крепящийся к носовой части быстроразъемными соединениями, которое принимается за основу разработки. В середине мая 1960 года начальник Разведки ВМФ утверждает ТТЗ на создание СА "Сирена-У", согласованное с ЛКИ и заводом № 196. В июне подписываются договорные обязательства на строительство. Так параллельно с доработкой СА "Сирена" начинается создание СА "Сирена-У".

 

    В феврале - апреле 1960 года сотрудники спецлаборатории под руководством старшего научного сотрудника подполковника Тюрина В.И. проводят испытания на обитаемость опытного образца СА "Сирена" в бассейне. В программу испытаний вошли проверка удобства размещения ВР в кабине, возможность длительного плавания при различных температурах воды, самостоятельного открывания и закрывания крышек кабин и быстрого покидания кабин, переключения с СТП на дыхание в индивидуальный аппарат и обратно. Испытания обеспечивали водолазы-испытатели спецлаборатории мичманы Батюшко И. Т., Титков Б. И., Кондратенко Н. А., Курочкис В С.

 

    Выводы были неутешительны:

  • Кабина по размерам не удовлетворяет требованиям длительного размещения ВР. Движения невозможны, наступает быстрое утомление и охлаждение:
  • ВР не всегда может самостоятельно открыть или закрыть крышку кабины. При закрытой крышке ВР не может переключиться с индивидуального дыхательного аппарата на стационарную дыхательную систему и наоборот:
  • Обогрев тела ВР обязателен, так как при температуре воды ниже 6°С нахождение в кабине более 1 ч 40 мин приводит к переохлаждению.

 

    В результате испытаний проводится корректура рабочего проекта СА "Сирена", вносятся изменения в конструкцию опытных образцов. Одновременно заменяется материал обшивки средней части СА "Сирена" со стали на алюминиево-магниевый сплав. Изготовление установочной партии из 10 СА "Сирена" для войсковых испытаний переносится на 1962 год. Но завод № 196 уже изготовил к тому времени три аппарата. В августе - сентябре 1962 года в районе г.Феодосия в морских условиях проводится приемка трех опытных образцов СА "Сирена" с проверкой методик по выпуску их из ПЛ без хода и на ходу в позиционном и подводном положении на глубине до 20 м. Впервые проведен выпуск СА "Сирены" из ТА ПЛ с ВР на борту из позиционного положения без хода методом выталкивания водой, с одновременным включением двигателя СА "Сирена" Выпуски в подводном положении с ВР на ходу ПЛ не проводились. В период испытаний выявляются замечания, которые исключают возможность приемки ПА от промышленности:

  • Управление СА "Сирена" осуществляется водителем без контроля за курсом, плавание проходит вслепую.
  • Возвращение в назначенный район навигационной системой не обеспечивается.
  • Автоматическая система управления по курсу и глубине работает неустойчиво, имели место два случая "провала" на глубины 10 и 17 м.
  • Испытания на полную дальность хода на свинцово-кислотных аккумуляторах (серебряно-цинковые еще к тому времени не изготовлены) дали неудовлетворительный результат: 7 и 9 миль вместо 12 миль по ТТЗ.
  • Стабилизатор глубины без хода отсутствует, не окончена разработка.
  • Электрооборудование ненадежно, имелись случаи выходов из строя гребных электродвигателей.
  • Безопасность плавания не обеспечена из-за скопления водорода в аккумуляторном отсеке, а также из-за того, что гидростат аварийного продувания не всегда срабатывает при "провалах" за предельную глубину.

 

    После испытаний СА "Сирена" возвращены на доработку и ревизию механизмов с последующей отправкой в части ВР для использования в процессе боевой подготовки. Во время испытаний отличились ВР МРП ЧФ и водолазы-испытатели спецлаборатории: ст.матросы Головнев Ю. М., Кривоножкин В. Г., матрос Ухлин В. С., участвовавшие в первых выпусках СА "Сирена" из ТА ПЛ в позиционном положении; мичманы Батюшко П. Т. и Шкляр А. М. и ст. матрос Кривоножкин В. Г., обеспечивающие испытания на полную дальность хода СА "Сирена". На всех испытаниях присутствовали командиры МРП капитаны 1 ранга Алексеев И.О.. Домысловский В. А. и Коннов П. И.

 

    Доработка аппаратов "Сирена" закончилась в мае 1963 года. В июне-июле в Рижском заливе в районе г.Усть-Двинск были впервые в ВМФ проведены экспериментальные испытания по выпуску СА "Сирена" на ходу ПЛ с ВР на борту в подводном положении. Определен оптимальный способ выпуска - выталкивание из ТА штанговым толкателем с включением хода СА "Сирена". Испытателями были: старший водолазный специалист спецлаборатории лейтенант Клепацкий А. Г. и ВР МРП ЧФ старшины 2-й статьи Голованев Ю. М., Мордюков Г.Ф. матросы Силоев В. П. Иванов А. И., Слипченко Г. Д. и Еремин Н. А., причем первые пять испытателей осуществили выходы на СА "Сирена" из ПЛ в подводном положении на ходу и без хода, остальные двое - только без хода. Руководил испытаниями капитан 2 ранга Юрнев А. П.

 

    Любопытный факт - за выход на ходу ПЛ испытатели получили по 70 рублей, без хода ПЛ - по 35 рублей.

    В 1964 году во всех частях ВР были проведены войсковые испытания (опытная эксплуатация) аппаратов "Сирена", которые прошли успешно. Приказом ГК ВМФ от 29 марта 1965 года носитель ВР "Сирена" (в некоторых источниках указывается как "Сирена-1") принят на вооружение спецчастей ВМФ.

 

    В 1958 году было разработано ТТЗ на "Герметичный пенал для транспортировки под водой пострадавшего”, выданное для исполнения ЦКБ-50 ГКС с привлечением ОКБ-КДА. В 1959 году на заводе №196 был построен макет пенала под шифром "Актиния”. В комплект входило: герметичный пенал длиной 2,23 метра, диаметром 0.49 метра, массой около 140 кг с запасом воздуха на 7 часов и глубиной погружения до 40 метров, захватное заваливающее устройство для установки пенала на носитель "Сирена" и труба- надставка к ТА длиной 2.8 метра со съемным кремальерным кольцом и крышкой для размещения СА "Сирена" и аппарата "Актиния” в одном ТА друг за другом. В 1962 году прошли испытания двух опытных комплектов "Актиния", а всего было изготовлено 5 комплектов (все на заводе №196). Комплекты "Актиния" в серию не пошли, но опытные образцы использовались по прямому назначению.

В 1960 - 1962 годах идет работа по созданию СА "Сирена-У" в двух вариантах:

  • Основной вариант - "Сирена-УТ" с тепловой энергетической установкой на базе одноцилиндрового двигателя внутреннего сгорания, работающего на перекиси водорода. В 1961 году при стендовых испытаниях двигателя выясняются его высокая шумность, низкая надежность, высокая стоимость и необходимость высокой квалификации обслуживающего персонала. Создание энергетической установки идет медленно, опыт отсутствует, до испытаний в морских условиях еще очень далеко.
  • Запасной вариант - "Сирена-УЭ" с электросиловой энергетической установкой. Сделан ряд усовершенствований по сравнению с СА "Сирена", в том числе по размещению ВР в кабинах, учтены дефекты исходного варианта.

 

    В июле - сентябре 1962 года в районе г.Феодосия проведены в морских условиях лабораторные испытания двух макетных образцов "Сирена-У" с электроэнергетикой и новым стабилизатором глубины СГ-П. Макеты имели длину более длины ТА ПЛ. поэтому испытания с ПЛ не проводятся. Замеры на мерной линии дали скорости полного хода 7.0-10 уз. малого хода 3,5 - 4.5 уз. Стабилизатор глубины показал надежную работу. Испытания обеспечивали ВР МРП ЧФ ст.матрос Голованев Ю. М., матросы Бабанский, Кривоножкин В. Г., Луньков, Назаров, Иванов, Ухлин В. С., Крыша.

 

    В октябре 1962 года проводится совещание под руководством капитана 1 ранга Шашенкова Д. У. о ходе работ по созданию СА "Сирена-У". В нем участвуют ведущие специалисты от ЛКИ (Шевело А. И. и Елтышев К. Г.), спецлаборатории (Юрнев А. И.) и завода № 196 (Верховодько З. В.). Принимается решение:

  • Форсировать работы по созданию опытных образцов СА "Сирена-УЭ" (в дальнейшем - "Сирена-У"). разработать способы и устройства для выпуска удлиненных СА из ТА ПЛ и испытать их в натурных условиях. Привлечь к работе КБ подводного караблестроения - проектантов ПЛ.
  • Проектирование и испытания СА "Сирена-УТ" прекратить по окончании стендовых испытаний двигателя.

 

    Совместно с промышленностью принимается план создания СА "Сирена-У":

  • Эскизный проект - ноябрь 1962 года.
  • Технорабочий проект и изготовление двух действующих макетных образцов - ноябрь 1962 года.
  • Изготовление опытных устройств для выпуска СА "Сирена-У". заводские испытания - июнь 1964 года.
  • Рабочий проект и изготовление опытных образцов СА "Сирена-У". заводские испытания - июнь 1964 года.
  • Государственные испытания совместно с устройствами по выпуску из ПЛ - сентябрь 1964 года.

 

    Для реализации ТТЗ было необходимо отработать способы и средства выхода СА "Сирена-У" из ТА ПЛ, устройства для погрузки ПА в ПЛ, хранения на стеллажах и выгрузки. Эту работу могли выполнить КБ подводного кораблестроения по конкретным проектам ПЛ. Однако подключить их к работе оказалось крайне сложно. После многократных обращений и совещаний, в том числе с участием Главнокомандующего ВМФ и Министра судостроительной промышленности, необходимая опытная оснастка для выпуска СА "Сирена-У" из ПЛ была изготовлена заводом № 196 только в 1966 году. Но работы по созданию самого ПСД в 1963 - 1965 годах продолжались.

 

    В результате обработки материалов лабораторных испытаний макетных образцов СА "Сирена-У" в ноябре 1962 года утверждается ТТЗ на "Подводный аппарат для передвижения водолазов со съемным контейнером и электросиловой энергетической установкой" с требованиями:

  • Длина не более 10,5 м. с контейнером. 7.9 м. без контейнера.
  • Должен быть обеспечен выход аппарата вместе с контейнером из ТА ПЛ современных проектов.
  • Корпус и контейнер изготавливаются из алюминиево-магниевого сплава:
  • съемный контейнер должен легко отсоединиться двумя ВР в подводном положении.
  • Дальность хода аппарата не менее 40 миль при скорости 4 уз., максимальная скорость - 8 уз..
  • Максимальная глубина погружения -40 м.

 

    Аппарат должен иметь:

  • Систему автоматического управления горизонтальными рулями, обеспечивающую удержание на заданной глубине на ходу в пределах от 2 до 14 м.
  • Стабилизатор глубины без хода с точностью удержания ±0.5 м., систему аварийного всплытия за 20 - 25 с. с глубины до 10 м.
  • Систему автоматического управления вертикальным рулем, обеспечивающую удержание ПА на заданном курсе.
  • Возможность хранение аппарата на глубине 10-15 м. до пяти суток с последующим использованием по назначению.

 

Требования к контейнеру:

  • Должен быть герметичным.
  • Должен иметь разъемы для загрузки и выгрузки спецоборудования и снаряжения.
  • Длина контейнера - 2000 мм.
  • внутренний диаметр - 490 мм.

 

    Корпус СА "Сирена-У" имел длину 10.3 м. был выполнен из алюминиевого сплава, общим весом 770 кг. Состоял из четырех разъемных частей:

  • Контейнер.
  • Головное отделение с АБ из 36 аккумуляторов БАМ-3;
  • Проточное отделение, где размещены кабины и стабилизатор глубины:
  • Кормовое отделение с приборами управления, электродвигателями и рулевыми машинками.

 

    В октябре 1963 года в районе о. Березань на ЧФ были проведены испытания стабилизатора глубины СГ-ПАМ без хода в составе макетного образца СА "Сирена-У". Стабилизатор обеспечивает надежное удержание аппарата на заданной глубине. Испытания прошли под руководством командира МРП ЧФ капитана 2 ранга Алексеева И. О., испытателями были: старшина 2-й статьи Крыжко И. И. и старшина 1-й статьи Чуб А. И.

 

    В июне 1963 года завод № 196 изготовил опытную партию труб-надставок к ТА, а в 1965 году - макетный образец штангового выталкивателя по чертежам ЛКИ и спецлаборатории. В июне - августе 1965 года в районах г.Очаков и г.Одесса на базе МРП ЧФ проведены заводские испытания двух макетных образцов СА "Сирена-У" с макетным устройством по вы­пуску из ТА ПЛ Выпусков из ПЛ-носителей с ВР па борту не было. Одновременно проведены испытания стационарной системы "СТП-2”. Руководителями испытаний были: капитан 1 ранга Алексеев И. О., инженер-капитан 2 ранга Юрнев, инженер-капитан 2 ранга Носов Н. М. Испытания обеспечивали: ст. лейтенант Клепацкий А. Г., инженер-капитан 2 ранга Гаврилов Б. И. и 10 ВР МРП ЧФ.

 

    В 1966 году с 22 сентября по 30 октября были успешно проведены государственные испытания носителя водолазов "Сирена-У" в районе г. Одессы и Очакова на базе ДиПЛ КЧФ и МРП КЧФ. Впервые был произведен выпуск СА "Сирена-У" на ходу ПЛ в подводном положении с ВР на борту. Водителями носителей были: водолазный специалист-испытатель НИИЦ МО ст.лейтенант Клепацкий А. Г. и ВР МРП ЧФ матрос Корягин В. М.

 

    В 1967 году носитель водолазов "Сирена-У" принят на вооружение спецчастей ВМФ. По данным "Справочника по отечественному ВМФ” на ССЗ №196 их было построено 3 единицы.

 

     Однако СА "Сирена-У" все-таки был далек от совершенства. Найти решение, удовлетворяющее возросшим требованиям к торпедам (калибр 533 мм) не удавалось. Для этого было необходимо увеличить габариты торпеды. В апреле 1959 года в письме к начальнику разведки контр-адмиралу Бобкову Б. Н. профессор Шевепо А. И. предложил расширить работы по созданию различных типов ПСД. Среди прочих работ была предложена разработка носителя торпедообразной формы большего, чем 533 мм диаметра с повышенными ТТХ. Разведка ВМФ предложение не приняла, так как основной задачей в области создания ПСД в этот период видела доведение и отработку носителей "Сирена" и "Сирена-У".

 

    В декабре 1962 года ректор ЛКИ Товстых Е В. в обращении к Главнокомандующему ВМФ предложил ряд перспективных работ по созданию носителя диаметром более 533 мм. Это и последующие обращения спецотдела и ЛКИ в 1964 - 1965 годах в Разведку ВМФ с предложением начать НИР "Исследования возможности создания групповых ПСД в габаритах, превышающих 533 мм. при использовании их с современных ПЛ” успехом не увенчались. Впервые необходимость такого носителя была сформулирована в управлении разведки ВМФ капитаном 1 ранга Пироговым Н. Ф. в конце августа 1965 года в "Системе вооружения подводными средствами ОСНАЗ частей разведки ВМФ", разработанной им в соответствии с приказом МО СССР от 20 октября 1964 года. В разделе "Обоснование необходимости и перспектив дальнейшего развития подводных средств ОСНАЗ” говорится: "...необходимо создание для использования с ПЛ. имеющих ТА увеличенного калибра, носителя с дальностью хода до 100 миль, улучшенными условиями обитаемости, а также более совершенной энергетической установкой, системами управления и стабилизации”.

 

    В этом документе, утвержденном в конце года Министром обороны СССР и взятом Генеральным штабом на особый контроль, на 1968 год планируется проведение НИР "Самоходный подводный аппарат для выпуска из ТА ПЛ и скрытной доставки под водой группы разведчиков-водолазов и спецгруза”. Этот носитель должен значительно отличаться от СА "Сирена-У" более высокими ТТХ: скоростью и дальностью плавания, условиями жизнеобеспечения экипажа, наличием герметичных кабин. В октябре 1966 года 1-е Главное управление МСП после согласования с ЦКБ-16 уведомило ГК ВМФ о том, что ”...ОКР "Сирена-К" (трехместный самоходный аппарат с повышенными ТТХ) может быть выполнена, но работа преждевременна, так как ПЛ с ТА диаметром более 533 мм не существует и строительство их не начато. Целесообразно перенести работу на начало 1970 года”.

 

    В 1971 году по заданию РУ ГШ ВМФ 111-я кафедра Военно-морской академии (нач. кафедры контр-адмирал Елагин Н. М.) выполняет НИР 40-08-71КФ "Обоснование требований к ПСД. используемым РГ. РГСН. РОСН в тылу противника" (шифр "Вьюн", головной исполнитель ВМОЛУА). В НИР впервые был обоснован носитель водолазов "Сирена-К" (калибра 650 мм), произведена ВЭО операций, в том числе и с условием возвращения РГ на ПЛ-носитель.

 

    В июне 1971 года на 1-м полигоне ВМФ в заливе Хара-Лахт (Эстонская ССР) были произведены замеры шумности транспортировщика "Сирена-1", а в июле того же года в г.Феодосия на торпедном полигоне в пос.Орджоникидзе (бухта Двуякорная) были проведены замеры уровня подводного шума транспортировщика "Сирена-У". Как показали исследования, при проектировании названных ПСД, не были предусмотрены самые элементарные меры по снижению их шумности, которая оказалась в несколько раз выше шума атомных ПЛ на тех же режимах плавания. Это вызвало легкий шок в РУ ГШ ВМФ и у специалистов подразделения. Считалось, что ПСД столь малого водоизмещения сильно шуметь не могут. Пришлось срочно исправлять положение.

 

    В 1972 - 1976 годах была проведена модернизация транспортировщика "Сирена-У". В результате появился малошумный транспортировщик "Сирена-УМ". После этого в ТТЗ на любой образец ПСД закладывались требования по шумности и проводились соответствующие замеры. За создание носителя водолазов "Сирена-УМ" получили правительственные награды 13 сотрудников. В их числе сотрудники спецотдела ЛКИ: Носов Н. М., Десятое В. И., Ульянов М. К., Лобанов Г. М., Медведев Л. Г. и Титова М. В. Точное количество изготовленных аппаратов данного типа неизвестно.

 

    Впоследствии модернизацию транспортировщика проводили специалисты завода "Двигатель" с участием ряда предприятий судостроительной, авиационной и электротехнической промышленности. В результате появился высокоэффективный и надежный образец, получивший название "Сирена-УМЭ". Точное количество изготовленных аппаратов данного типа неизвестно.

 

    Этот транспортировщик можно использовать с любого надводного корабля или катера, имеющих грузоподъемное устройство до 2 тонн. С созданием специального механического штангового толкателя стало возможным применять аппарат и из подводных лодок (как пример можно привести проекты 877ЭКМ и 636). Загрузка транспортировщика "Сирена-УМЭ" на подводную лодку производится также как и загрузка торпед. Ориентировочный круг задач, решаемых экипажем: осмотр полигонов, акваторий баз, гидротехнических сооружений, прибрежного шельфа. Аппарат может быть использован и в военных цепях.

 

    Конструктивно транспортировщик "Сирена-УМЭ" состоит из головного, проточного и кормового отделений. К головному отделению с помощью быстродействующего механизма присоединяется грузовой контейнер. В головном отсеке размещается аккумуляторная батарея из никель-кадмиевых аккумуляторов. В проточном отделении находятся кабины для легководолазов, пульт управления, бортовая система жизнеобеспечения и устройство вертикального маневрирования. Кабины имеют выдвигающиеся крышки для защиты водолазов от набегающего потока при движении аппарата под водой. В кормовом отделении размещаются навигационный комплекс, приборы управления, блоки коммутации и регулировки оборотов гребного электродвигателя, рулевые машинки.

 

    Все агрегаты, приборы и гребные винты выполнены в малошумном исполнении. Навигационная система и приборы управления обеспечивают автоматическое движение на глубинах до 40 м. и по курсу 0-360°. Конструкция аппарата предусматривает установку малогабаритной гидроакустической станции для обнаружения подводных препятствий, глубиномера и лага. Устройство вертикального маневрирования осуществляет автоматическое удержание аппарата в режиме "стоп" на требуемой глубине и переходы по глубине по заданию водолаза-оператора. Для выполнения маневров вблизи грунта, объектов и в узкостях предусмотрено ручное управление движением по курсу и глубине. Подготовка транспортировщика "Сирена-УМЭ" к использованию и техническое обслуживание проводятся на береговых и плавучих базах, оснащенных устройствами подзарядки аккумуляторной батареи, комплектом принадлежностей и инструмента, которые поставляются изготовителем. Время подготовки аппарата бригадой из двух человек составляет 1.5 часа, при готовой аккумуляторной батарее, время зарядки которой 15 часов.

 

    Конверсия заставила завод использовать свой научный и производственный задел по производству военной продукции в создании продукции гражданского назначения. На базе аппаратов "Сирена" был разработан и запущен в производство трехместный подводный аппарат (ПА) "Марина"

 

Схема проекта: 

 

c5a51d844165.jpg

 

 

Тактико-технические характеристики проекта:

Водоизмещение

  полное: "Сирена-У" - 770 кг, "Сирена-УМЭ" - 1447 кг (с контейнером)

Скорость хода максимальная: "Сирена" - 5.0 узлов. "Сирена-У" - 8.0 узлов (ТТЗ)

Дальность плавания (экономичной скоростью): "Сирена" - 20 миль (3,5 узла). "Сирена-У" - 40 миль (4 узла)

Глубина погружения предельная: 40 метров

Кораблестроительные элементы

  длина: "Сирена" - 7.8 метров, "Сирена-У" -10.3 метра (с контейнером). "Сирена-УМЭ" -10,5 (с контейнером)

  ширина: 532 мм

Специальные средства

  грузовой контейнер: "Сирена” - отсутствует. "Сирена-У". "Сирена-УМ" и "Сирена-УМЭ" - есть

Энергоустановка: электрическая

Обитаемость:

  автономность: запас воздуха до 6 часов работы

  экипаж: 2 водолаза-разведчика

ПЛ-носитель проекты: 865. 877ЭКМ. 636. 636М

 

Фотографии подводного буксировщика типа "Сирена":

 

a0249388b773.jpg

 

3e0f793b0418.jpg

 

 

 

 

Используемые источники:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Оформление нормальное, но, к сожалению, 100% копипаста. ТС ничего не добавил от себя. Очень печально:wub:

От себя я добавил дизайн ^^ 

И кроме того! Если зайдете по ссылке, то информация оттуда так просто не скопируется! Мне пришлось задействовать дополнительные ресурсы, чтобы сформировать то, что выложено выше. Да и статья оказалась настолько полной (я обычно стараюсь собирать статью из нескольких источников, если в одном информации недостаточно для полного представления о проекте), что добавлять еще что-либо просто не имеет смысла. Ну кроме фотографий конечно.

 

А если серьезно, то я не дописал одной маленькой детальки как раз от себя. Я видел пару статей по каким-то судам, где упоминается, что они могут нести какое-то количество данных подводных буксировщиков. Так, собственно, и появилась идея найти побольше интересной информации по данному проекту. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
95
[AXIS]
Альфа-тестер
2 535 публикаций
2 834 боя

От себя я добавил дизайн ^^ 

И кроме того! Если зайдете по ссылке, то информация оттуда так просто не скопируется! Мне пришлось задействовать дополнительные ресурсы, чтобы сформировать то, что выложено выше. Да и статья оказалась настолько полной (я обычно стараюсь собирать статью из нескольких источников, если в одном информации недостаточно для полного представления о проекте), что добавлять еще что-либо просто не имеет смысла. Ну кроме фотографий конечно.

 

А если серьезно, то я не дописал одной маленькой детальки как раз от себя. Я видел пару статей по каким-то судам, где упоминается, что они могут нести какое-то количество данных подводных буксировщиков. Так, собственно, и появилась идея найти побольше интересной информации по данному проекту. 

 

не надо ему отвечать, это форумный спам-бот

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

 

не надо ему отвечать, это форумный спам-бот

Окей, учтем! Спасибо за инфу! :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Спасибо за хорошую тему. 

Устройство называется "Наш ответ Боргезе!"

То что итальянцы делали в сороковых пытались повторить в пятидесятых. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Спасибо за хорошую тему. 

Устройство называется "Наш ответ Боргезе!"

То что итальянцы делали в сороковых пытались повторить в пятидесятых. 

Интересное дополнение, спасибо!))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4
[ILLF]
Старший альфа-тестер
200 публикаций
25 545 боёв

Спасибо за хорошую тему. 

Устройство называется "Наш ответ Боргезе!"

То что итальянцы делали в сороковых пытались повторить в пятидесятых. 

 

По принципу действия да, буксировщик мокрого типа.

Но кардинальное отличие: торпедный аппарат (СССР) или специальный контейнер (Италия).

Кстати современные образцы CE2F / X 30(60/100) тоже не далеко ушли.

Если смотреть издалека :-)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
898 публикаций

Такие штуки часто в "Морских дьяволах" показывали.  И ещё в "Брильянтовой руке" тоже было.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4
[ILLF]
Старший альфа-тестер
200 публикаций
25 545 боёв

Такие штуки часто в "Морских дьяволах" показывали.  И ещё в "Брильянтовой руке" тоже было.

 

В "Брильянтовой руке" кстати показан очень редкий вариант.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
488 публикаций
3 202 боя

хе человек торпеда я наверное в такую бы несел

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4
[ILLF]
Старший альфа-тестер
200 публикаций
25 545 боёв

В "Бриллиантовой руке" это фейк. А в "Морских дьяволах".... там просто без комментариев. 

 

Не совсем фейк. В начале 60х в СССР вышла книга "Подводные средства движения" (название примерное, если необходимо могу уточнить в понедельник). Там описаны иностранные ПСД, в том числе есть раздел "ПСД с мускульным приводом", характерный пример Minisub I-VII.

 

После этого в журналах (спортсмен-подводник/юный техник и др) стали появляться статьи о подобных конструкциях.

 

По спортсмену-подводнику долго искать, но по моему были.

Юный-техник нашелся сразу :-)

http://velo.moy.su/publ/akvapedy/akvaped/4-1-0-8

 

Кстати в США регулярно проводятся соревнования "подводных лодок с мускульным приводом"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Да. Были. Но они не выполняли своей главное задачи. 

А главная задача любого подводного индивидуального транспортного средства. Это сохранение дыхательной смеси ныряльщика. То что вы дали. Это для поверхности. Там дыши не хочу. А вот под водою когда у вас запас газа ограничен любые мускульные усилия лучше сводить к минимуму. А так да. Машинка была смешная. 

0w6o.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
325 публикаций
1 354 боя

Да. Были. Но они не выполняли своей главное задачи. 

А главная задача любого подводного индивидуального транспортного средства. Это сохранение дыхательной смеси ныряльщика. То что вы дали. Это для поверхности. Там дыши не хочу. А вот под водою когда у вас запас газа ограничен любые мускульные усилия лучше сводить к минимуму. А так да. Машинка была смешная. 

0w6o.jpg

Стационарная дыхательная система с запасом газа на 6 часов - это более чем достаточно на мой взгляд, а потому на счет сведения к минимуму движений несколько не актуально. По крайней мере, если водолаз находится внутри транспортного средства и использует именно стационарку, а не индивидуальный дыхательный аппарат.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Стационарная дыхательная система с запасом газа на 6 часов 

Смешались в кучу. Кони, люди.

Понимаете. Когда вы используете аппарат не замкнутого цикла.  А открытого. То есть вдохнул из баллона. Выдохнул в воду. То ни о каком лимите времени разговора не может быть в принципе. Чем выше темп дыхания и больше глубина погружения тем быстрее расходуется газ для дыхания.

Если мы используем систему замкнутого цикла. Вдох из дыхательного мешка. Выдох тудаже тут да. И по необходимости добавляться кислород и разбавитель. То можно еще говорить о ресурсе по времени. Но и тогда мы быстрее сожрем кислород.

 Плюс физическая усталость. Поэтому от везде кроме соревнований. От вело буксировщиков отказались. Сейчас уже есть вполне нормальные аккумуляторы позволяющие таскать довольно комфортные системы довольно продолжительное время. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4
[ILLF]
Старший альфа-тестер
200 публикаций
25 545 боёв

Да. Были. Но они не выполняли своей главное задачи. 

А главная задача любого подводного индивидуального транспортного средства. Это сохранение дыхательной смеси ныряльщика. То что вы дали. Это для поверхности. Там дыши не хочу. А вот под водою когда у вас запас газа ограничен любые мускульные усилия лучше сводить к минимуму. А так да. Машинка была смешная. 

0w6o.jpg

 

Дал первую попавшуюся ссылку чтобы показать что аппараты как в "Бриллиантовой руке" существовали, попалась не совсем корректная на "аппарат с мускульным приводом пионерская версия для поверхности", могу найти чисто подводную версию.

 

И никогда не говорил что мускульные привода эффективнее электродвигателя с аккумулятором.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
1 462 публикации

Так никто же не спорит что были. 

Были. Но для широкого круга пользователей в серию не пошли. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
377 публикаций
2 637 боёв
А еще эти аппараты очень хорошо показаны наверно в лучшем фильме на эту тематику Бесшумный враг/ Silent Enemy  1958

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×