20 Harold_F1nch Альфа-тестер 325 публикаций 1 354 боя Жалоба #1 Опубликовано: 23 дек 2013, 11:18:54 Легкий крейсер типа "Ява" Доброго времени суток, Господа! Небольшое предисловие. В предыдущих своих темах я в основном заострял внимание на технической стороне вопроса. В этот раз, описание проекта получилось небольшим, зато очень подробная полная история службы двух легких голландских крейсеров типа "Ява" ("Ява" и "Суматра"). Описание проекта: Легкий крейсер Java был заложен на верфи Koninklijke Maatschappij de Schelde NV во Флиссингене 31 мая 1916 года и спущен на воду 9 августа 1921 года (согласно некоторым голландским источникам, спуск на воду корабля состоялся 6 мая 1921 года). Крестной матерью, давшей крейсеру имя, стала г-жа Зееман-Болони, супруга Дж. Г. Зеемана, начальника Отдела материалов Департамента военного флота Нидерландов. Проект крейсера для службы в Ост-Индии был разработан фирмой "Krupp Germaniawerft" на основе герм. КРЛ "Karlsruhe". В первом варианте корабль имел полубак, полуют, 4 трубы и традиционное для того времени размещение орудий по бортам, но окончательно был выбран проект с протяженным полубаком, двумя трубами и расположением артиллерии по смешанной схеме. Внешне он напоминал герм, линейные крейсера типа "Moltke". Проект утвердили 21.7.1915. Предполагалось строительство три единиц— "Java", "Sumatra" и "Celebes". Последний должен был строиться на верфи "Maatschappij Fijenoord" в Роттердаме по слегка измененному проекту в качестве флагмана Ост-Индского флота, но в действительности не закладывался, 14.7.1917 его постройка была отменена. "Java" и "Sumatra" были близки к германским крейсерам Первой мировой войны, от которых в практически неизменном виде заимствовали конструкцию корпуса, но отличались от них усиленным вооружением и увеличенным примерно на четверть водоизмещением. Бронирование включало 75-мм пояс по ВЛ, прикрывавший силовую установку и погреба (общая длина 120 м), а далее на протяжении 13 м в корму утончавшийся до 50 мм и защищавший рулевое устройство. Горизонтальная защита обеспечивалась 25-мм бронепалубой с 50-мм скосами, примыкавшими к верхней кромке пояса. В носу и корме цитадель замыкалась 60-мм траверсами. Толщина брони боевой рубки 100— 125 мм; орудийных щитов— 100 мм; дымоходов — 50 мм. Главный калибр состоял из 10x1 150-мм/50 орудий "Bofors" №6 (вес снаряда 46 кг, дальность стрельбы 21 200 м). Четыре орудия в оконечностях размещались по линейно-возвышенной схеме, остальные шесть — по три вдоль каждого борта, что в результате давало семиорудийный бортовой залп. Зенитное вооружение первоначально состояло из 4x1 75-мм/55 орудий "Bofors/Wilton-Fijenoord". Для управления огнем служили три 4-метровых дальномера и один 2-метровый зенитный дальномер. Торпедного и авиационного вооружения проектом не предусматривалось. Корабли могли принимать 12 мин в специальные погреба или до 36 мин на рельсы. Силовая установка по проекту включала 8 ПК "Schulz-Thornycroft" с полностью нефтяным отоплением (рабочее давление 18 атм.) и 3 ТЗА "Germania", однако турбины, предназначенные для "Sumatra", были уничтожены пожаром во время ходовых испытаний, проводившихся в июне-июле 1924 года (очевидно, этот пожар и стал причиной ввода корабля в строй только в следующем, 1925 году). Турбины заменили на ТЗА "Zolly", что стало причиной сложностей в эксплуатации в первые годы службы. Проектная мощность 72 000 л.с. должна была обеспечить 31-узловую скорость; однако на испытаниях "Java" развил 30 уз., "Sumatra" — 30,63 уз. Вскоре после вступления в строй крейсера получили по 2 гидросамолета (сначала Van Berkel WA, затем Fairey IMF, Fokker C.VIIW), для спуска/подъема которых у носовой трубы смонтировали по 2 крана. В 1934— 1935 гг. корабли прошли ремонт и модернизацию в арсенале Сурабаи. Фок-мачта была заменена новой, трубчатой конструкции, аналогичной устанавливавшимся на герм. КРЛ межвоенной постройки; наверху разместили пост СУАО фирмы "Hazemeyer". Грот-мачта была значительно укорочена и перенесена к миделю. 75-мм зенитки сняты и заменены на 40-мм/56 автоматы "Bofors": "Sumatra" получил 3x2 установки на кормовой надстройке, "Java" — 2x2. На расширенной прожекторной платформе у носовой трубы установили 4x1 12,7-мм пулемета. В конце 1930-х гг. возникли планы коренной модернизации крейсеров с заменой 10x1 150-мм орудий на 4x2 башенных установки того же калибра с линейно-возвышенным расположением, и доведением зенитного вооружения до 10x2 40-мм/56 автоматов. Однако в связи с заказом крейсеров типа "Kijkduin" от реализации данного плана отказались, ограничившись лишь ремонтом кораблей в метрополии ("Java" в мае 1937 — январе 1938 г., "Sumatra" в июле — октябре 1938 г.), в ходе которого они получили новые гидросамолеты Fokker C.XIW. Схема проекта: Тактико-технические характеристики проекта: Водоизмещение: стандартное 6 670 т, полное 8 208 т Длина: 153 м («Суматра» - 152 м, «Целебес» - 156 м) Ширина: 16 м Осадка: 5,5 м Бронирование: борт 75 - 50 мм; траверзы 60 мм; палуба 25 (на скосах — 50) мм; орудийные щиты 100 мм; рубка 125 - 100 мм Двигатели: 3 ТЗА Germania (на «Суматре» — 3 ТЗА Zolly) Мощность: 65 000 л. с. («Суматра» — 72 000 л. с.) Скорость хода: 30 узлов Дальность плавания: 4800 морских миль на скорости 12 узлов Экипаж: 526 человек Вооружение: артиллерия 10 × 1 — 150-мм/50 зенитная артиллерия 2 × 2 («Суматра» — 3 × 2) — 40-мм/56, 4 — 12,7-мм пулемёта авиационная группа 2 гидросамолёта История легкого крейсера "Ява" Войдя в состав голландского флота 1 мая 1925 года (первый командир — капитан-лейтенант тер зее Л.Я. Куант), уже в июле (2.07.) крейсер вышел в свой первый заграничный поход — в Швецию (с заходом в Стокгольм) и Норвегию. 18 августа Java вернулся во Флиссинген, где вскоре началась подготовка корабля к отправке в Голландскую Ост-Индию. Выйдя 14 октября 1925 года из Амстердама, обогнул Европу, прошел Суэцкий Канал и прибыл в Сабанг 28 ноября. До 1937 года Java являлся флагманским кораблем колониального флота. В период с 8 ноября 1928 до 23 января 1929 года крейсер нанес визиты на Филиппины, в Китай и Японию, а между 2 сентября и 2 декабря 1930 года вместе с эсминцами De Ruyter (позднее переименованным в Van Ghent) и Evertsen ходил в Австралию и Новую Зеландию (с визитами во Фримантл, Аделаиду, Мельбурн, Сидней, Веллингтон и Окленд). Крейсер Java был кораблем удачливым, не имевшим серьезных аварий и постоянно бравшим призы за хорошую артиллерийскую стрельбу на морских учениях и учебных стрельбах. 24 сентября 1929 года во время учебных стрельб крейсер потопил корабль-цель — канонерку Ceram (1887 г.), которая шла на буксире у минного заградителя Serdang. На морских учениях, проходивших 3-8 мая 1930 года в Зондском проливе, расстрелял такой же старый пароход Rensiena. Но в истории корабля были и черные страницы. Одной из них стало участие в событиях февраля 1933 года, когда на стационировавшем в Голландской Ост-Индии броненосце береговой обороны De Zeven Provincien вспыхнуло восстание команды. Разоружив офицеров, восставшие направились в главную морскую базу в Сурабае, намереваясь поднять общее восстание ост-индского флота. На перехват «голландского "Потемкина"» были брошены крупные силы: крейсер Java, 3 эсминца, подводные лодки, гидроавиация. В состоявшемся 10 февраля бою главную роль сыграли 6-дюймовки крейсера Java. De Zeven Provincien получил несколько прямых попаданий, в результате чего погибли многие зачинщики волнений и на горевшем во многих местах мятежном броненосце был выброшен белый флаг. Летом крейсер возобновил представительскую деятельность. В начале июня 1933 года Java доставил в Японию делегацию, которая должна была участвовать в церемонии погребения умершего 30 мая победителя русского флота в Порт-Артуре и Цусимском бою — адмирала Хейхатиро Того. На рейде Йокосуки голландский крейсер присоединился к кораблям иностранных флотов, прибывших для участия в траурной церемонии: Великобританию представлял крейсер Suffolk, США — крейсер Augusta, Францию — крейсер Primauguet, Италию — крейсер Quatro, Китай — крейсер Ming Hai. Похороны состоялись в Иокогаме 5 июня. 8-13 марта 1934 года Java вместе с эсминцами Witte de With и Van Galen совершил поход в Сингапур. В этот же порт был нанесен визит 13-17 ноября 1936 года, уже после окончания на крейсере модернизационных работ. На этот раз его сопровождали крейсер Sumatra и эсминцы Witte de With, Piet Hein и Evertsen. В 1934 — 35 гг оба крейсера типа Java прошли комплекс модернизационных мероприятий и на кораблях был проведен текущий ремонт. Однако при недостаточной оснащенности судоремонтных предприятий колоний не все работы можно было довести до конца или провести их с необходимым качеством. Изношенные за десять лет непрерывной службы механизмы кораблей требовали квалифицированного капитального ремонта. 6 марта 1937 года Java оставил Ост-Индию и взял курс через Коломбо, Аден, Порт-Саид и Оран к Гибралтару. Здесь крейсеру пришлось ненадолго задержаться в связи с гражданской войной в Испании. В конфликт вмешались европейские государства и 9 сентября 1936 года был создан так называемый «Комитет по невмешательству в дела Испании». Под прикрытием этой организации, призванной предотвратить всякую иностранную интервенцию в Испанию, немцы и итальянцы оказывали действительную помощь мятежникам генерала Франко людьми и оружием. В соответствии с решениями международного «комитета по невмешательству», прибрежные воды Пиренейского полуострова поделили на зоны ответственности между его членами: Англией, Францией, Германией и Италией. В них патрули боевых кораблей этих стран должны были пресекать подвоз военных грузов обеим воюющим сторонам. Крейсер поддерживавших «комитет» Нидерландов вошел в состав патрулировавших британскую зону сил и в течение недели (с 27 апреля по 4 мая) конвоировал торговые суда в Гибралтарском проливе. 7 мая 1937 года корабль прибыл, наконец, в воды метрополии и почти сразу же был отправлен в Великобританию, где в период между 17 и 22 мая принял участие в торжествах и военном параде на Спитхедском рейде по случаю коронации короля Георга VI. На обратном пути крейсер доставил из Гарвича в Эймейден голландскую наследную чету — принцессу Юлиану (королева Нидерландов в 1948-80 гг.) и Бернгарда. И только после этого Java почти на полгода был выведен в резерв и прибыл на верфь Rijkswerft в Виллемсоорд для проведения необходимых ремонтных работ. Вновь введен в строй 3 января 1938 года и 30 января отправлен на патрулирование в испанские воды. 19 февраля крейсер вернулся в Голландию (в Хелдер) и после непродолжительной стоянки в Ньев-Дьеп 4 мая навсегда оставил родные берега. По прибытии в Индонезию, сменил в составе ост-индского флота однотипный Sumatra, начавший подготовку к переходу в Европу. 13 октября 1938 года обычное счастье впервые изменило крейсеру. В заливе Лампонг произошло столкновение Java с эсминцем Piet Hein. Оба корабля отделались незначительными повреждениями. Когда в сентябре 1939 г. началась война, в нейтральных гаванях Ост- и Вест-Индии нашли убежище более трех десятков немецких кораблей. В мае 1940 года, когда Германия напала на Голландию, эти корабли были захвачены. В Ост-Индии таким образом попали в руки голландцев 22 корабля общим водоизмещением 135533 тонны. 10 мая 1940 года крейсер Java находился в Паданге на острове Суматра и тогда же отряд моряков из его экипажа захватил стоявшее в этом порту немецкое грузовое судно Franken (7789 брт.). Позднее Franken вошел в состав голландского торгового флота под названием Wangiwangi и был торпедирован 25 мая 1941 года в Центральной Атлантике немецкой подводной лодкой U103. В мае 1940 года началась длительная служба крейсера Java в Индийском океане по конвоированию торговых и транспортных судов союзников. Известие о японском налете на Пирл-Харбор застало голландский крейсер в районе Сингапура, где он в составе союзных морских сил (английские крейсера Danae, Dragon, Durban и эсминцы Encounter, Stronghold и Tenedos, голландский эсминец Evertsen, австралийские тральщики Burnie, Bendigo, Goulburn и Maryborough) обеспечивал эскортирование караванов между Сингапуром и Зондским проливом. Начиная с 8 декабря, союзный эскорт пополнялся остатками английских соединений, разгромленных японцами: эсминцы Scout и Thanet прорвались из Гонконга, a Electra, Express, Jupiter и австралийский эсминец Vampire прибыли после гибели у Куантана основных сил «Соединения Z» (Force 2) адмирала Филлипса. 5-7 февраля 1942 года для прикрытия эскортируемых крейсером Java двух транспортов с голландскими армейскими подкреплениями, идущих из Батавии в Палембанг на о.Суматра, группа британских кораблей в составе тяжелого крейсера Exeter, эсминцев Encounter, Jupiter и австралийского легкого крейсера Hobart совершила вылазку из Зондского пролива через пролив Бангка. На обратном пути силы прикрытия подверглись безрезультатной торпедной атаке японской подводной лодки Ro-34. 13 февраля 1942 года крейсер Java вошел в состав международной эскадры Ударных Сил АБДА (Striking Force — SF) под командованием голландского контр-адмирала Карела Доормана (Доорман (Doorman) Карел Биллем Фредерик Мари (23.4.1889, Утрехт - 28.2.1942, Яванское море), нидерландский контр-адмирал. В ВМС с 1910, после войны участвовал в строительстве флота Нидерландов. В 1937 — командующий военно-морской авиацией в Ост-Индии, в 1940 командующий ост-индским флотом. С 3 февраля 1942 командовал Ударным Соединением АБДА. Погиб в бою). В этот период корабль вместе с тяжелым крейсером Exeter, легким крейсером Hobart, эсминцем Electra и канонерской лодкой Jumna нес конвойную службу в районе островов Кангеан и к югу от Зондского пролива. Здесь из состава эскортируемых в тот день конвоев JS.1 и SJ.1 японской подводной лодкой I-56 был потоплен один транспорт. Последующие две недели Java активно участвовал в действиях Ударного Соединения союзников (Более подробно о ходе боевых действий в Юго-Восточной Азии будет рассказано в разделе, относящемся к истории службы крейсера De Ruyter). В течение всего рокового для эскадры АБДА 7-часового боя в Яванском море 27 февраля 1942 года Java шел замыкающим в боевой линии крейсеров контр-адмирала Доормана, которым противостояли японские тяжелые крейсера Nachi и Haguro и легкие Naka и Jintsu. В 23.32 крейсер получил попадание единственной японской торпеды «long lance» из 8-торпедного залпа крейсера Nachi, произведенного с дистанции около 40 кабельтовых, и затонул в течении 20 мин. (по другим данным, в течение 15 минут в результате взрыва боезапаса) приблизительно в 35 мор. милях к С-3. от о. Бавеан (координаты места гибели: 06' 00' с.ш. /112' 05' в.д.). Вместе с кораблем погиб почти весь экипаж — 96% личного состава (если по штату на крейсере числилось 525-526 человек, то количество жертв — 504). Среди погибших был и командир корабля кап-л-т тер зее П.Б.М. ван Стрэлан. С тех пор название Java в списках ВМФ Нидерландов не появлялось. История легкого крейсера "Суматра" Крейсер ввели в строй 26 мая 1926 года, его первым командиром стал кап-л-т тер зее ГЛ. Шорер. Вслед за вступлением в строй последовало назначение к месту службы и 21 сентября Sumatra вышел в свой первый дальний поход, направляясь в Голландскую Ост-Индию через Панамский канал. Как и у крейсера Java, этот первый поход являлся также «показом голландского флага», с той лишь разницей, что Java «показывал флаг» в Восточном полушарии, a Sumatra — в Западном. Поход длился более восьми. Первым остановочным пунктом стал Понта-Делгада на о. Сан-Мигель (Азорские острова). Затем последовали Нью-Йорк, Гавана, мексиканские Тампико и Веракрус, о. Кюрасао (Голландская Вест-Индия), Ла-Гуайра (Венесуэла), Бальбоа (Панама), Сан-Франциско, Гонолулу, Иокогама, почти трехмесячная стоянка (19.02. — 12.05. 1927 г.) в качестве стационера в Шанхае и, наконец, Нагасаки. Полукругосветный тур закончился 1 июня 1927 года прибытием крейсера в базу в Сурабае на о. Ява. Уже в течение первых лет колониальной службы крейсера стала сказываться ненадежность его силовой установки. Прежде всего возникли трудности с достижением проектной мощности машин, в связи с чем 21 июля 1930 года Sumatra прибыл на судоремонтный завод Arsenal в Сурабае, где в течение нескольких дней проводились необходимые работы. 27 июля во время послеремонтного пробного пробега в 3-м котельном отделении крейсера вспыхнул пожар, потушенный только благодаря помощи оказавшегося неподалеку минного заградителя Krakatau. Затем Sumatra отбуксировали в базу в Сурабае, где, очевидно, ремонтные работы, в конце концов, были выполнены на должном уровне. 14 мая 1931 г., меньше года спустя после пожара в котельной, крейсер-неудачник налетел на необозначенную подводную скалу у ост-индского острова Кебатоэ. Это послужило причиной следующего ремонта, растянувшегося на целый год. По окончании модернизационных работ 1934-35 гг. Sumatra вновь привлекается к представительской деятельности, в рамках которой он совершил два визита: 11-26 ноября 1935 года с эсминцами Witte de With и Van Galen в Сайгон и 13-17 ноября 1936 года вместе с крейсером Java и эсминцами Piet Hein, Evertsen и Witte de With в Сингапур. После возвращения из Европы крейсера Java на корабле началась подготовка к походу в метрополию и 8 июня 1938 года Sumatra оставил Ост-Индию и направился в европейские воды (через Суэцкий канал). Поход завершился 10 июля (по др. данным, 22 июля) прибытием в Хелдер. Корабль был выведен в резерв, но уже в начале октября (срок ремонта длился не более 2 месяцев) вновь введен в строй и направлен на патрулирование в испанские воды в связи с продолжавшейся гражданской войной. В течение 2-х месяцев (10.10. - 10.12. 1938 г.) Sumatra нес конвойную службу между Лиссабоном, Мадейрой, Гибралтаром и Касабланкой. По возвращении из патрулирования Sumatra выполняет функции учебного корабля и 11 января 1939 года отправляется в Средиземное море. Учебный поход длился 2,5 месяца (до 25 марта). За это время крейсер посетил Оран, Мальту, Геную, Палермо, Бизерту, Тунис, Алжир и Танжер. Еще один учебный поход (к берегам Шотландии) Sumatra совершил перед самой войной (19.06. —4.07.). В сентябре 1939 года крейсер находился в Голландии. К началу немецкого вторжения в эту страну он стационировал во Флиссингене, будучи в очередной раз выведен в резерв в ожидании планировавшейся консервации. Уже на следующий день после начала военных действий (11 мая 1940 года) Sumatra вместе с недоукомплектованным крейсером Jacob van Heemskerck совершил переход из Флиссингена в английский порт Имминхэм в устье реки Хамбер. Когда 13 мая 1940 года падение Голландии стало неизбежным, королева Нидерландов Вильгельмина и члены ее правительства были эвакуированы в Великобританию из Хук ван Холанда на английских эсминцах Hereward и Windsor. Днем раньше из порта Эймейден на английском же лидере Codrington в Англию была вывезена наследная принцесса Юлиана и двое ее детей. Но даже здесь жизнь членов королевской семьи продолжала оставаться в опасности из-за частых налетов немецкой бомбардировочной авиации. Поэтому 2 июня крейсер Sumatra в сопровождении все того же Jacob van Heemskerck, имея на борту принцессу Юлиану и ее дочерей — принцесс Беатрикс (нынешняя королева Нидерландов — с 1980 г.) и Ирену, вышел в Канаду и 11 июня прибыл в Галифакс, где королевская семья пересела на специальный правительственный поезд, доставивший ее к месту временного пребывания. 13 июня Sumatra оставил Галифакс и через Бермуды направился в Голландскую Вест-Индию, прибыв на о. Кюрасао 22 июня. Здесь крейсер включился в операцию союзников по поиску действовавшего в Центральной Атлантике «Рейдера D» — германского вспомогательного крейсера Schiff 21 - Widder, который в период с 5 мая по 31 октября потопил в этих водах 10 торговых судов общим водоизмещением 58645 брт. Поисковая операция проводилась в июле 1940 года силами 2 тяжелых (английский Dorsetshire и австралийский Canberra) и 4 вспомогательных крейсеров при поддержке местного голландского колониального флота и, как известно, не принесла результатов (рейдер успел укрыться в Бресте). 7 августа Sumatra продолжил плавание и через Фритаун, Лобиту, Капстад (Кейптаун) и Порт-Луи (Маврикий) пришел в Ост-Индию 9 октября 1940 года. Этот боевой корабль, так и не произведший ни одного выстрела по врагу, оказался неплохим «путешественником», «сделав» за 5 месяцев (со дня выхода из Флиссингена) 25 045 миль! 31 октября (по др. данным, уже 15 октября) в Сурабае Sumatra был в очередной раз выведен в резерв в связи с планировавшейся модернизацией и часть экипажа откомандирована на другие корабли ост-индской эскадры. Ремонтные и модернизационные работы на крейсере производились заводом Arsenal с 29 января 1941 года (по др. данным, со дня вывода корабля в резерв) и продолжались около года. Во всяком случае, к моменту возникновения угрозы захвата ост-индских островов Японией ремонтные работы закончены не были, в связи с чем возникла необходимость эвакуации крейсера. Sumatra был введен в строй 27 января 1942 года (командир -л-т тер зее I кл. Я.Л.Л. Виллинг) и 3 февраля вышел в Тринкомали на о. Цейлон для завершения ремонта, имея неполный состав экипажа, 4 исправных котла и 2 турбины. Кроме того, на крейсере были эвакуированы кадеты военно-морских училищ — старшие классы морской и механической службы и младшие классы механической и административной. С прибытием в Тринкомали начались мытарствования злосчастного крейсера в Индийском океане. После двухмесячной стоянки на Цейлоне 15(16) апреля Sumatra был направлен для продолжения ремонтных работ в Бомбей, но и здесь ему не смогли оказать квалифицированной помощи. Очевидно, загруженные срочными военными заказами местные судостроительные и судоремонтные предприятия были просто не в состоянии (или не захотели) уделить внимание имевшему ничтожную боевую ценность устаревшему голландскому крейсеру с крайне изношенной машиной. Простояв в Бомбее до 24 июля, Sumatra вышел в свой последний дальний поход, направляясь в Великобританию. По дороге были сделаны заходы в Коломбо на Цейлоне, на атолл Адду (Мальдивы), о. Маврикий, в Дурбан, Симонстад, Пуэнт-Нуар (во франц. Конго), Фритаун и Гибралтар. 11 октября крейсер прибыл на военную базу в Холихед в заливе Карнарвон (Сев. Уэльс). Отсюда он был направлен в Портсмут, куда пришел 26 (31) октября, имея на борту 700 человек — 630 европейцев и 70 индонезийцев. 1 ноября крейсер вывели в резерв, оставив на нем сокращенный экипаж. С 6 ноября 1942 года Sumatra находился в бассейне № 4 военной верфи Royal Naval Dockyard в Портсмуте в ожидании ремонта и планировавшейся новой модернизации. Однако прошло около полутора лет, а работы на нем так и не были начаты. Между тем, на состоявшейся в конце ноября — начале декабря 1943 года Тегеранской конференции руководителей трех союзных держав (СССР, США, Великобритании) было принято окончательное решение относительно открытия второго фронта в Европе и началась подготовка к проведению операции Overlord — крупномасштабной десантной операции по высадке союзников в Нормандии. Это предрешило судьбу старого голландского крейсера. Дело в том, что для защиты от волн создаваемых в местах высадки войск искусственных гаваней было решено устроить волноломы. Они должны были образовываться линией старых кораблей, затопленных в 1500 ярдах от береговой полосы. Для этой цели отобрали 53 старых торговых и военных корабля. В числе последних английские линкор Centurion, легкий крейсер Durban и корабль ПВО Alynbank, французский линкор Courbet и голландский легкий крейсер Sumatra должны были затопиться в зоне высадки 3-й британской дивизии (пляж Sword). В связи с предстоящим затоплением крейсера началось его разоружение. В марте 1944 года с него сняли 4 орудия главного калибра, из которых три были переданы на голландскую канонерку Flores, а одно — на однотипную с ней канонерскую лодку Soemba для замены их собственных изношенных аналогичных орудий. В мае (уже после вывода крейсера из бассейна военной верфи, который состоялся 29 апреля) с Sumatra сняли все более-менее ценное оборудование и боезапас. Последним командиром крейсера стал л-т тер зее I кл. Г. Витте. Крейсер был затоплен в 17.21 9 июня 1944 года у побережья Нормандии на глубине 7,5 м в 4,5 км к северо-западу от маяка Ойстрем (Ouistreham), став частью искусственного волнолома порта Gooseberry 5. Работы по судоподъему затопленных у нормандского побережья кораблей начались несколько лет спустя после окончания войны. Крейсер Sumatra вместе с располагавшимися рядом с ним английскими крейсером Durban и грузовым пароходом Empire Defiance (4632 брт) был поднят в феврале 1951 года, и после продажи 14 февраля того же года на аукционе в Париже иранской фирме M.Aghayan отбуксирован на слом. За остов одного из своих крейсеров — «первенцев» Голландия получила 6840000 франц. франков. Как и в случае с крейсером Java, это был последний в списках голландского флота корабль, носивший «колониальное» название Sumatra. Фотографии проекта (Внимание! Высокое разрешение оригинальных фотографий!): Легкий крейсер "Ява" Легкий крейсер "Суматра" Используемые источники: Описание проекта: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лёгкие_крейсера_типа_«Ява» http://wunderwafe.ru/Magazine/MKA/2006_02/02.htm Схема проекта: http://wunderwafe.ru/WeaponBook/Holland/10.htm http://warships.ru/kr/MK32/MK32-2.htm История проекта: http://wunderwafe.ru/WeaponBook/Hol_Cr/06.htm http://wunderwafe.ru/WeaponBook/Hol_Cr/07.htm Фотографии проекта: http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hr._Ms._Java.jpg?uselang=ru http://fotki.yandex.ru/users/matelot2000/view/670456/?page=1 http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Hr._Ms._Sumatra_VRIJ.jpg?uselang=ru http://fotki.yandex.ru/users/madmat-70/view/510543/?page=7#preview Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
14 ri4erson Альфа-тестер 498 публикаций Жалоба #2 Опубликовано: 23 дек 2013, 11:23:13 (изменено) Столько много источников? Прям не вериться, что Вы их все использовали, но факт останеться фактом. Тема мне понравилась, фотографии шикарные. Суматра столько много бедствий потерпела в начале, пожар, потом еще эта скала, не везло крейсеру. Изменено 23 дек 2013, 12:06:16 пользователем ri4erson Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
20 Harold_F1nch Альфа-тестер 325 публикаций 1 354 боя Жалоба #3 Опубликовано: 23 дек 2013, 11:27:57 Столько много источников? Прям не вериться, что Вы их все использовали, но факт останеться фактом. Тема мне понравилась, фотографии шикарные. Суматра столько много бедсвий потерплева в начале, пожар, потом еще эта скала, не везло крейсеру. Использовал все, что перечислено! Можете проверить Крейсера малоизвестные, поэтому пришлось покопаться и использовать много ресурсов. Рад что Вам понравилось! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
149 anonym_HzPHSaQ0oiBj Участник 437 публикаций Жалоба #4 Опубликовано: 23 дек 2013, 11:29:38 Тема понравилась. Вот уже сколько читаю про эти корабли, и каждый раз удивляют масштабы. Сам дальше Чёрного моря не бывал и такие большие корабли никогда не видел. Очень бы хотелось по палубе такой громадины пройти. Плюсанул. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
20 Harold_F1nch Альфа-тестер 325 публикаций 1 354 боя Жалоба #5 Опубликовано: 23 дек 2013, 11:33:11 Тема понравилась. Вот уже сколько читаю про эти корабли, и каждый раз удивляют масштабы. Сам дальше Чёрного моря не бывал и такие большие корабли никогда не видел. Очень бы хотелось по палубе такой громадины пройти. Плюсанул. Так это еще класс легких крейсеров! А представьте себе размер какого-нибудь линкора! С последней фотографией "Суматра" промашка вышла - она была в маленьком разрешении. Теперь все исправлено, так что можете наслаждаться большим разрешением, Господа! Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
2 Kostik26 Участник 206 публикаций 185 боёв Жалоба #6 Опубликовано: 23 дек 2013, 11:37:14 Спасибо за статью, но есть маленький вопрос по ней. В разделе ттх в длине крейсера присутствуют 2 цифры с разницой в 2,3 м (153/155,3 м) Не могли бы уточнить какая длина к какому крейсеру относится. Предполагаю, что более длинный у нас будет Суматра (судя по тому, что вторые цифры в ттх за ним), но точной уверенности нет. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
28 Voland Старший альфа-тестер 152 публикации 1 060 боёв Жалоба #7 Опубликовано: 23 дек 2013, 11:49:46 (изменено) Спасибо за статью, но есть маленький вопрос по ней. В разделе ттх в длине крейсера присутствуют 2 цифры с разницой в 2,3 м (153/155,3 м) Не могли бы уточнить какая длина к какому крейсеру относится. Предполагаю, что более длинный у нас будет Суматра (судя по тому, что вторые цифры в ттх за ним), но точной уверенности нет. Скорее всего это длинна от носа к корме и длинна по ватерлинии. Изменено 23 дек 2013, 11:52:00 пользователем Voland Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
20 Harold_F1nch Альфа-тестер 325 публикаций 1 354 боя Жалоба #8 Опубликовано: 23 дек 2013, 11:50:01 (изменено) Спасибо за статью, но есть маленький вопрос по ней. В разделе ттх в длине крейсера присутствуют 2 цифры с разницой в 2,3 м (153/155,3 м) Не могли бы уточнить какая длина к какому крейсеру относится. Предполагаю, что более длинный у нас будет Суматра (судя по тому, что вторые цифры в ттх за ним), но точной уверенности нет. Покопался я в характеристиках кораблей и выяснил пару интересных деталей (конечно насколько можно верить ресурсам): 1. Java имела длину 153 м. 2. Sumatra - 152 м. максимальная 3. Celebes - длина была увеличена на 3 метра (подразумеваю, что это как раз наши неизвестные 2,3 м, которые указала вики) и водоизмещение на 155 тонн. Данные добавлены в тему. Спасибо за Вашу наблюдательность! Изменено 23 дек 2013, 11:52:13 пользователем BagiraNHE Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 sid2508 Старший бета-тестер 488 публикаций 3 202 боя Жалоба #9 Опубликовано: 23 дек 2013, 17:00:54 а что за мост на первом фото Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
20 Harold_F1nch Альфа-тестер 325 публикаций 1 354 боя Жалоба #10 Опубликовано: 23 дек 2013, 18:15:45 а что за мост на первом фото Есть много фотографий кораблей, но вряд ли Вы где-то увидите детальное описание этих самых фотографий (за крайне редким исключением). На Ваш вопрос я, к сожалению, не могу ответить. Это все равно, что спросить: "Что за люди присутствуют на мосту на фото?" Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
12 sauvage77 Старший альфа-тестер 377 публикаций 3 561 бой Жалоба #11 Опубликовано: 23 дек 2013, 20:41:07 (изменено) В самой же вики написано, Харбор-Бридж Сидней, вот сcылка на статью: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%91%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B6_(%D0%A1%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9) Изменено 23 дек 2013, 20:41:44 пользователем sauvage77 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
20 Harold_F1nch Альфа-тестер 325 публикаций 1 354 боя Жалоба #12 Опубликовано: 23 дек 2013, 20:44:48 В самой же вики написано, Харбор-Бридж Сидней, вот сcылка на статью: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%91%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B6_(%D0%A1%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9) А-а-а, так Вы этот снимок имели в виду. Я думал, Вы говорили про самое первое фото, которое еще под заглавием темы идет и все никак не мог взять в толк... Блин, бывает же... Если можно, в следующий раз уточняйте пожалуйста во избежании недопонимания) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
12 sauvage77 Старший альфа-тестер 377 публикаций 3 561 бой Жалоба #13 Опубликовано: 23 дек 2013, 23:39:04 (изменено) BagiraNHE, я ничего не имел ввиду. Я просто ответил на вопрос sid2508. Изменено 23 дек 2013, 23:39:27 пользователем sauvage77 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
28 Voland Старший альфа-тестер 152 публикации 1 060 боёв Жалоба #14 Опубликовано: 24 дек 2013, 06:08:49 BagiraNHE, я ничего не имел ввиду. Я просто ответил на вопрос sid2508. Походу на фото он еще в процессе постройки - краны и прочее. Из-за этого мне казалось, что это не мост а какой то хитрый кран для разгрузки или постройки кораблей. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию