Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
olegul

Гарнизон Гремиха - Йоканьга - Мурманск-140 - Островной

В этой теме 54 комментария

Рекомендуемые комментарии

14
[CCCP]
Старший альфа-тестер
84 публикации
22 152 боя

Йоканьга — первые упоминания о населённом пункте Йоканьга существуют с XVI века. Саамский погост (село).

Город (военно-морская база) 



Островной был построен в советское время в 3 км от Гремихи, но до сих пор его нельзя было найти на карте (теперь можно). В советское время город назывался Мурманск-140. Теплоходом от Мурманска сутки пути. Из-за сильных ветров Гремиха носит прозвище — "город летающих собак" (нар.).



     Оба посёлка находятся в 400 километрах к востоку от Мурманска на стыке Баренцева и Белого морей. Причём граница эта – зримая. Цвет воды и её прозрачность на параллели мыса Святой Нос меняется буквально на глазах. Подобное происходит от встречи двух течений – мощного приливно-отливного Беломорского и Мурманского ответвления известного Гольфстрима. От столкновения водных масс случается ещё одна любопытная и неприятная для мореплавателей вещь – Святоносский сулой – бурлящее волнение и водовороты. В древности архангельские поморы, ходившие за треской к Мурманскому берегу, обходили сулой, перетаскивая свои карбасы волоком через мыс сразу в Святоносский залив. На восточном берегу недалеко от оконечности мыса есть губа Волоковая. В 70-е годы там ещё можно было найти следы этого волока. Вероятно, есть они и сейчас.

      

      Река Иоканьга, в 12 километрах от посёлка, относится к крупнейшим рекам Мурманской области. В различных справочниках по разному приводится её протяжённость – от 203 до 229 километров.

      

      До Гремихи из Мурманска нет железной и автомобильной дорог, не летают самолёты, и попасть туда можно только морем раз в три дня – на пассажирском теплоходе

      

      Не зря в 1918-1920 гг. во время Интервенции здесь была устроена Иоканьгская каторжная тюрьма. Во-первых, отсюда абсолютно невозможно сбежать. Во-вторых, здешний климат – и есть самое суровое наказание.



                        Святоносский залив интересен ещё и тем, что в октябре 1915 года штормом с буксира парохода «С. Витте» сорвало и выбросило здесь на берег подводную лодку №2 типа «Голланд-27В». Субмарину пытались снять с камней в течение всего 1916 года, но старания не увенчались успехом. Так она и осталась в какой-то из бухт. В одном из романов Валентина Пикуля (к сожалению, сейчас уже не помню каком – «Из тупика» или «Океанский патруль») есть упоминание об этой лодке. Возможно, Валентин Саввич прочитал о ней в архивах, а может быть – видел лично в годы службы. В любом случае, к 1970 году уже никто ничего о ней не знал. Возможно, эта бухта была на западном берегу Святого Носа, где глубины сразу у берега достигают 15 метров. Штормами разбило ПЛ, она сорвалась с камней и упала на дно. Это один вариант. Другой вариант: лодка имеет всего 20 метров в длину и 2,5-3 метра в высоту – её довольно сложно заметить с воды, если к тому же не искать специально.



 



                        Ещё несколько значительных штрихов к истории Гремихи:





21 июня 1894 года в ходе поездки по Северу на остров Безымянный высаживался Министр финансов царского правительства С.Ю. Витте. Картографами М.Е. Жданко и В.Н. Морозовым остров был назван островом Витте.

21-22 июля 1962 года в Гремихе побывал Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущёв в сопровож­дении Министра обороны СССР маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского, начальника Поли­тического Управления СА и ВМФ генерала армии А.А. Епишева и Главнокомандующего ВМФ СССР адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова. В эти дни в базу после успешного покоре­ния Северного полюса заходила первая атомная подлодка СССР К-3 (впоследствии названная «Ле­нинский комсомол»). Награды экипажу вручал лично Никита Сергеевич в здании старого Дома офицеров.

                     В июне 1967 года по пути из Мурманска в Архангельск в Островной на крейсере «Мурманск» заходили Первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев и Председатель Совета министров СССР А.Н. Косыгин.



 



                        Первым, кто создал военно-морскую базу в Иоканьге, был Николай II. После начала I Мировой войны Главный Морской штаб быстро понял, что отсюда проще всего контролировать Горло Белого моря и восточный сектор Баренцева. В 1915 году и началось строительство (Иоканьгская База – впоследствии Гремиха). В 1938 село было переименовано в Гремиху.

                        

                        С началом Первой Мировой войны на линии мыс Святой Нос – мыс Канин Нос в дозор засту­пило посыльное судно «Бакан». В следующем году дозорную службу несли вооружённые пароходы «Мурман», «Орезунд», «Феодосий Черниговский», с июля к ним добавились «Василий Великий» и «Колгуев», а с 1915 года – ещё гидрографические суда «Таймыр» и «Вайгач».

                        

                    Осенью 1915 года была введена новая организация проводки судов за тралами на участке Йо­каньга – остров Сосновец. Суда, следовавшие в Архангельск, заходили в Йоканьгу. Там формиро­вался караван из 15-17 судов, которые до острова следовали за тральщиком. От Сосновца до Архан­гельска суда шли самостоятельно. А тральщик возвращался в Йоканьгу вместе с судами, шедшими уже из Архангельска.

                    

                    Географическое положение Святоносского залива, расположенного буквально на входе в Горло Белого моря, определило и его военное значение. Необходимость упорядочения и контролирования судоходства в Белое море привели к тому, что в Йоканьге был установлен пункт для досмотра про­ходящих пароходов, снабжения их последними данными о состоянии фарватера, а также база для тральщиков. В то же время, в течение кампании 1915 года выявилась полная незащищённость Йо­каньги от нападения противника, что совершенно отчётливо стало видно после подрыва на мине вспомогательного крейсера «Arlanza».

                    

                    Разработанный план строительства базы до окончания войны не был осуществлён, однако, ко­рабли флотилии Северного Ледовитого океана, в частности тральщики, проводившие суда в Белое море, постоянно использовали Йоканьгскую бухту для стоянок.

                    

                    В начале 1916 года морской Генеральный Штаб разработал план строительства морских сил на Севере. Базами флотилии намечались Архангельск, Йоканьга и Екатерининская гавань в Кольском заливе.

                    

                    После Октябрьской революции и начала Интервенции в Йоканьге недалеко от радиостанции были построены бараки и землянки, и таким образом была создана каторжная тюрьма, которая особо выделялась среди других своими тяжёлыми условиями содержания. Суп часто заправлялся морской водой, в хлеб иногда подмешивалась карболка. Карцером была яма в гранитной скале под открытым небом. «Госпиталем» назывался ледяной морг, куда относили заболевших, чтобы они быстрее «померли».Всего в Йоканьгской ка­торге содержалось более тысячи человек.

                    

                    С приходом на Кольский полуостров Советской власти в 1920 году из-за нехватки финансов (знакомое выражение, не правда ли?) не то, что ИВМБ – сократили все Морские силы Северного моря, возложив обязанности охраны огромной территории на Убекосевер и немногочисленную морпогранохрану.

                    

                 1-го июня 1933 года Циркуляром Начальника Штаба РККА была сформирована Северная военная флотилия с Главной базой в Мурманске. Началось воссоздание военного флота на Севере. Но для воссоздания Иоканьгской военно-морской базы во второй раз потребовалось начало войны.

                 

                    С началом боевых действий руководство ВМФ осознало, что Белое море оказалось совершенно открытым для кораблей и подводных лодок противника. Приказом Командующего СФ от 24 июня 1941 года была сформирована Иоканьгская военно-морская база (ИВМБ) в составе:

1) управления базы;

2) отдела политической пропаганды;

3) охраны рейдов;

4) управления военного порта;

5) коммунально-эксплуатационной части;

6) пожарной охраны;

7) санитарного отделения;

8) базового лазарета;

9) местной стрелковой роты.



                    Для формирования ИВМБ в Йоканьгу направлялись:

1) из Кувшинской Салмы – 1-й Северный отряд пограничных судов (5 сторожевых кораблей, 2 сторожевых катера, рейдовые катера);

2) из Полярного – 2 средних ПЛ и плавбаза «Умба»;

3) от Охраны водного района Главной базы – 4 сторожевых корабля, 2 тральщика, 5 сторожевых катеров.

Первым командиром ИВМБ назначался командир 1-го Северного отряда пограничных судов ка­питан 2 ранга Александр Иванович Дианов (1902-1986).



                    2 августа Иоканьгская ВМБ вошла в состав соединений Беломорской военной флотилии.

    

                    Подлодка Щ-404 прибыла в базу уже к полуночи 22 июня, Щ-403 – 24 июня. Оба корабля совершили несколько боевых выходов, и к ноябрю того же года, перед ледоставом Белого моря, возвратились в Полярное. Сложности базирования, необходимость действий по нарушению коммуникаций врага в Варангер-фиорде, отсутствие надводных кораблей противника в районе Горла Бе­лого моря повлияли на то, что в следующем году командование СФ уже не посылало подводные лодки в Йоканьгу.

                    

                    Сторожевые корабли и тральщики ИВМБ сразу приступили к выполнению возложенных на них обязанностей. Подлодки противника, правда, ни разу за всю войну не заходили в Белое море, но в северной части Горла появлялись постоянно.

                    

                    За годы войны в военном плане в Гремихе были обустроены несколько береговых батарей, на­дёжно прикрывавших базу с моря. В июле 1944 года на Йоканьгском рейде в проливах Западный и Большие Ворота были установлены две секции противоторпедных сетей.

                    

                    Летом 1942 года в Гремиху прибыла первая часть военных строителей – строительный батальон – около 1000 человек, приступивший к строительству военных объектов, укреплений, огневых то­чек, полевого аэродрома. Тогда же в Гремихе был построен водопровод, организованы ремонтные мастерские, в 1943 году база обзавелась собственным сухим доком. Корабли входили в док во время прилива (в этих широтах высота приливов достигает 6 метров), в отлив вода уходила, бато­порт закрывался – и можно работать. Стенами дока были доработанные отвесные скалы узкой бухты Червяной. Сегодня этот перестроенный док – объект ФГУП «СевРАО».



                    В 50-х годах по указанию Главнокомандующего ВМФ в Гремихе началось планомерное строи­тельство важнейших объектов базы – причалов, мола, дорог.

                    

                    15 июня 1956 года в Гремиху прибыли первые дизельные подлодки проекта 613: С-273 под ко­мандованием капитана 2 ранга Б.-Э.В. Гашкевича и С-274 под командованием капитана 2 ранга П.Н. Романенко.



                    17 июля 1956 года была сформирована 14-я Отдельная бригада подводных лодок в составе 7 ди­зельных ПЛ и плавбазы «Аксай». До этого в Гремихе дислоцировались только силы ОВРа (Охрана водного района) и тыловые склады флота.

                    

                    4 августа 1957 года выходит Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об отнесении насе­лённого пункта Гремиха, центра Саамского района Мурманской области, к категории рабочих по­сёлков».

                    

                    В 60-х гг. Гремиха получает новый импульс развития как важнейший центр освоения атомного подводного флота: строится посёлок подводников Островная, развивается инфраструктура гарни­зона.

                    

                    1 июля 1960 года в районе мыса Святой Нос был сбит самолет ВВС США RB-47 (разведыва­тельная модификация стратегического бомбардировщика B-47 «Stratojet»). Из 6 членов экипажа двое были спасены архангельскими рыболовными траулерами – капитан Джон Маккон (John B. McKone) и капитан Фримен Олмстид (Freeman Bruce Olmstead). В январе 1961 года они были пере­даны американской стороне. Лётчик-истребитель капитан В.А. Поляков был награждён орденом Красного Знамени.

                    

                    1 сентября 1963 года в состав ИВМБ прибыл новый корабль ПМ-130, который положил начало формированию в Островной плавучего ремонтного завода.

                    

                    В конце 1963 года в Гремиху прибывает первая атомная ПЛ – уникальная для того времени К-27. Её уникальность заключалась в новой конструкции атомных реакторов. Благодаря её эксплуатации, в Островной была создана полная береговая инфраструктура для обслуживания кораблей с подобной энергетической установкой.

                    

                    24 мая 1968 года во время выхода в море на К-27 произошла радиационная авария. 5 человек по­гибли от переоблучения. Реактор левого борта вышел из строя. До 1973 года подлодка простояла у пирса в Островной, на ней проводились различные экспериментальные работы. Потом К-27 пере­вели в г. Северодвинск для подготовки к захоронению. В сентябре 1982 года ПЛ была затоплена в Карском море в заливе Степового (Новая Земля).



                    1 июня 1966 года на базе 14-й Отдельной бригады и 209-й бригады подводных лодок была сформирована 17-я дивизия ПЛ Краснознамённого Северного флота.

    

                 В 1968 году в связи с поступлением новой техники 12-й Отдельный дивизион сторожевых ко­раблей был преобразован во 2-ю бригаду ОВР двухдивизионного состава.

                 

                 В период с 1969 по 1972 год все лодки первого поколения 3-й дивизии 1-й флотилии ПЛ КСФ были переданы в состав 17-й дивизии. Знаменитый «Ленинский комсомол» вновь оказался в Гре­михе, на этот раз в качестве «коренного жителя».

                 

                    12 апреля 1970 года в Бискайском заливе во время крупнейших манёвров в истории ВМФ «Океан» от катастрофического пожара на борту затонула атомная подлодка К-8 из состава 17-й ди­визии. Погибли 52 члена экипажа. Командиру ПЛ капитану 2 ранга В.Б. Бессонову и начальнику медицинской службы ПЛ капитану А.М. Соловью было посмертно присвоено звание Героев Совет­ского Союза. В 1973 году две улицы посёлка Островная были названы в их честь. Это оказалась первая, но, к сожалению, не последняя трагедия атомного флота Советского Союза.

                    

                    Летом 1971 года недалеко от Больничного городка между посёлками Гремиха и Островная был открыт памятник экипажу погибшей К-8. В качестве основы композиции выбран подвиг начмеда лодки капитана Арсения Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им матросу. На памятнике отлиты слова: «Морякам – подводникам, погибшим на боевых постах, до конца выполнившим долг свой», и поимённо перечислены фамилии всех 52 погибших.

                    

                    В августе 1970 года в Гремиху из Лиинахамари была перебазирована 162-я бригада дизель-элек­трических ПЛ. Впоследствии лодки были переданы в составы Балтийского и Черноморского фло­тов, а бригада – расформирована.

                    

                 мая 1974 года 41-я дивизия АПЛ из Гаджиево была перебазирована в Островную. Это была первая дивизия ВМФ, на вооружении которой стояли стратегические ракетоносцы с межконтинен­тальной дальностью полёта ракет. Лодки дивизии могли вести стрельбу по объектам в другом по­лушарии, не выходя из пункта базирования. Подобный эксперимент был осуществлён зимой 1974-1975 гг., когда крейсер К-460, стоя у плавучего причала в губе Порчниха, выполнил пуск практической ракеты по боевому полю Кура на Камчатке. В связи со строительством причального фронта в Святоносском заливе корабли дивизии до апреля 1975 года «зимовали» в Оленьей губе Кольского залива.

                 

                    За испытания головной лодки проекта К-279 впервые в истории подводного флота в 1974 году командиру действующего корабля В.Н. Фролову было присвоено звание контр-адмирала.

                    

                 декабря 1974 года в состав 2-й бригады ОВР вошёл 544-й дивизион тральщиков.

                 

                    1 декабря 1974 года в соответствии с директивой Главнокомандующего ВМФ СССР Иоканьгская ВМБ переформирована в 11-ю флотилию ПЛ. 

                    

                    В мае 1976 года 18-я дивизия ПЛ была выведена из состава 3-й флотилии и перебазирована в Островную. На вооружении находились первые атомные лодки СССР с баллистическими ракетами. Незадолго до перевода дивизии в Святоносский залив из её состава была выведена АПЛ К-19, пе­чально известная «Хиросима». До 1981 года все лодки были переоборудованы в специальные лодки связи, опытные и чисто торпедные, с демонтажом ракетного вооружения. Часть кораблей перечис­лили в составы специальных бригад ПЛ, оставшиеся передали в 17-ю дивизию.

                    

                    1 октября 1976 года в Гремихе был сформирован плавучий судоремонтный завод ПРЗ-165 в со­ставе плавучих мастерских ПМ-17, ПМ-73 и ПМ-130.

                    

                    Приказом командующего СФ от 12 сентября 1981 года 3-я дивизия была передана в состав 11-й флотилии с базированием в посёлке Островная. На вооружении дивизии стояли первые многоцелевые атомные ПЛ Советского Союза.

                    

                 14 сентября 1981 года Указом Президиума Верховного Совета РФ посёлок Гремиха преобразован в закрытый город Островной Мурманской области.

                 

                    В течение 1981-1982 гг. происходило постепенное перебазирование лодок 3-й дивизии в Ост­ровной. Для освобождения причального фронта и в связи с перевооружением 18-я дивизия переда­валась в состав 1-й флотилии в г. Заозерск.

                    

                    12 мая 1982 года распоряжением совета Министров РСФСР № 687-РС город Островной переименован в город Мурманск–140.

                    

                 В эти годы город Островной достиг своего расцвета. По приблизительным подсчётам к 1990 году его население составляло около 35 тысяч человек. На 23 пирса базировались 36 подводных ло­док 6 проектов и не менее 35 надводных кораблей и судов различного назначения.

                 

                    Подводные лодки несли боевую службу во всех районах Атлантики и Северного Ледовитого океана. В январе-апреле 1976 года ракетоносец К-171 из состава 41-й дивизии в сопровождении многоцелевой АПЛ К-469 через Атлантику и Тихий океан совершил переход на Камчатку, по мар­шруту отрабатывая приёмы боевого использования межконтинентальных баллистических  ракет из южного полушария.

                    

                    На рубеже 70-х-80-х гг. здесь было 36 атомных лодок, плавремзавод, береговая база по перезарядке реакторов, базировался полк ПВО и бригада ОВР. Не говоря уже о рейдовых делах, гидрографах и связистах. Все четыре дивизии АПЛ были живой историей советского подплава! 17-я дивизия – первые атомные лодки СССР (включая «Ленинский комсомол»). 18-я дивизия – первые ракетные лодки СССР (включая печально известную «Хиросиму»). 41-я дивизия – первые стратегические ракетоносцы СССР (два командира – плавающие контр-адмиралы!). 3-я дивизия – первое соединение торпедных АПЛ СССР.

                    

                    14 июля 1992 года в соответствии с законом Российской Федерации № 3297-1 городу Остров­ному был придан статус закрытого административно-территориального образования.

                    

                 1 декабря 1993 года была расформирована 17-я дивизия. Корабли передавались в состав вновь сформированной 341-й дивизии (образована путём слияния штабов 3-й и 41-й дивизий).

                 

                    5 января 1994 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 3-р город Мур­манск-140 был переименован в ЗАТО Островной, в который вошли посёлки и населённые пункты, входившие ранее в территорию, обслуживаемую администрацией г. Мурманска-140.

                    

                    В декабре 1994 года 341-я дивизия была переформирована в 285-й дивизион ПЛ, выведенных из боевого состава флота.

                    

                 В исполнение Директивы Главнокомандующего ВМФ России от 1 августа 1995 года 11-я фло­тилия АПЛ Краснознамённого Северного флота с 20 ноября 1996 года подлежала расформирова­нию. В ЗАТО Островной был образован Иоканьгский район базирования сил флота. Позже – Йоканьгский пункт базирования ПЛ, выведенных из боевого состава флота.

                 

                    2-я бригада кораблей ОВР была расформирована в том же году.

Три действующих ПЛ были перечислены в состав 1-й и 3-й флотилий Северного флота. Много­целевая Б-147 нашла временный «приют» в 33-й дивизии (исключена из состава ВМФ в 1997 году). Ракетоносцы К-457 и К-447 «прописались» в 31-й дивизии. Первый был исключён в 2001 году, второй – последним из кораблей этого проекта – в 2003.



                    В сентябре 1995 года 285-й дивизион был переформирован в 14-ю бригаду ПЛ, а вскоре после этого – в 319-й дивизион подводных лодок.

                    

                    В 2001 году был расформирован полк ПВО.

                    

                    1 июля 2002 года был расформирован ПРЗ-165.

                    

                 30 августа 2003 года во время буксировки отстойной атомной подводной лодки на СРЗ «Нерпа» в г. Снежногорск для проведения работ по утилизации от поступления воды внутрь прочного кор­пуса на Кильдинском плёсе затонула Б-159 из состава 319-го ДНПЛ. 9 членов экипажа погибли.

                 

                    30 ноября 2005 года, на основании Директивы Главного штаба ВМФ от 02.04.2005 года и Дирек­тивы штаба СФ от 21.04.2005 года, в связи с сокращением населения посёлка и перспективным снятием статуса ЗАТО Иоканьгский Дом офицеров был расформирован.

                    

Сегодня в ЗАТО Островной проживает около трёх тысяч человек.

 

 

Источники:

http://gremiha.ucoz.ru/publ/1-1-0-8

http://www.kolamap.ru/topo/map_img/mrsk_1x2/18.htm

http://www.hrono.info/text/2009/shli1209.php

личные воспоминания

 


гремиха.jpg

  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
252
Альфа-тестер
2 099 публикаций

Тема займет достойное место на форуме, но надо поработать над оформлением. 

И фотографий бы не помешало добавить.

Посмотрите, если не затруднит, эту тему. 

Как мне создать хорошую тему?

Это поможет вам улучшить свою.

Удачи!

P.S. Только обязательно доработайте тему.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший бета-тестер
488 публикаций
3 202 боя

хм как там с транспортом особливо с личным если туда нет дорог

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
206 публикаций
185 боёв

За тему спасибо, но доработать все таки надо, Желательно часть текста убрать под спойлеры и добавить фотографий.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
187 публикаций
85 боёв

Интересно читать, но не хватает картинок или фотографий.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
281 публикация
114 боёв

Заранее прошу простить за, возможно, излишнюю эмоциональность. И ни с кем не вступаю в спор по оформлению :smiles:.

Если нарушил правила форума по вопросу о политике - каюсь, но надеюсь, меня поймут.

 

На рубеже 70-х-80-х гг. здесь было 36 атомных лодок, плавремзавод, береговая база по перезарядке реакторов, базировался полк ПВО и бригада ОВР. Не говоря уже о рейдовых делах, гидрографах и связистах. Все четыре дивизии АПЛ были живой историей советского подплава!

Интересно читать, но не хватает картинок или фотографий.


Опять же, не сочтите за вредность :smiles:, но, чтобы сполна "насладиться" и получить должное впечатление, найдите на яндекс- или гугель-картах это место самостоятельно. И полюбуйтесь, какие там кораблики припаркованы, особенно в средней части базы, у двух соседних пирсов.

 

Тут надо красиво оформлять не тему, а приговор по статье о государственной измене... Всем, кто участвовал, кто за это немалые деньги получил.

 

...очень хотелось бы верить, что аэродром на Новосибирских островах - только первая ласточка, и дойдет еще очередь до этой базы...

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
14
[CCCP]
Старший альфа-тестер
84 публикации
22 152 боя

Заранее прошу простить за, возможно, излишнюю эмоциональность. И ни с кем не вступаю в спор по оформлению :smiles:.

Если нарушил правила форума по вопросу о политике - каюсь, но надеюсь, меня поймут.

 

 

Опять же, не сочтите за вредность :smiles:, но, чтобы сполна "насладиться" и получить должное впечатление, найдите на яндекс- или гугель-картах это место самостоятельно. И полюбуйтесь, какие там кораблики припаркованы, особенно в средней части базы, у двух соседних пирсов.

 

Тут надо красиво оформлять не тему, а приговор по статье о государственной измене... Всем, кто участвовал, кто за это немалые деньги получил.

 

...очень хотелось бы верить, что аэродром на Новосибирских островах - только первая ласточка, и дойдет еще очередь до этой базы...

 

"Одна из редких баз, Йоканьгская, имела и, собственно, имеет прямой (никаких промежуточных заливов, фьордов, мелководья) выход в Северный Ледовитый океан. Под его снежной «шапкой» – в любую точку Мирового океана. Это позволяло скрытно и оперативно отправлять на боевые службы целые группы субмарин. И ничего с этим наши потенциальные противники поделать не могли. Когда где-нибудь в Северной Атлантике в очередной раз появлялись наши подлодки, те же американцы лишь разводили руками: «Опять советское «Осиное гнездо» выпустило свой «рой». 
Гремиха, в сердцах прозванная натовцами «Осиным гнездом», держала в напряжении разведку зарубежных ВМС многие десятилетия.

 

Прощай, «Осиное гнездо»!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
231
[RU_89]
Лоцман, Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
1 243 публикации
6 237 боёв

Уважаемый ТС доработайте тему пожалуйста. Если сами не можете могу предложить, Вам, свою помощь.

Вот пару видео по теме.

 

Это видео посвящается экипажу АПЛ к-477, базировавшейся в Гремихе.

 

А это творчество наших формучан ,посвященных Гремихе:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
14
[CCCP]
Старший альфа-тестер
84 публикации
22 152 боя

Уважаемый ТС доработайте тему пожалуйста. Если сами не можете могу предложить, Вам, свою помощь.

Вот пару видео по теме.

 

Это видео посвящается экипажу АПЛ к-477, базировавшейся в Гремихе.

 

А это творчество наших формучан ,посвященных Гремихе:

 

Спасибо за помощь тему обязательно доработаю уже можно сказать дорабатываю но предпраздничная суета несколько мешает

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
281 публикация
114 боёв

"Одна из редких баз, Йоканьгская, имела и, собственно, имеет прямой (никаких промежуточных заливов, фьордов, мелководья) выход в Северный Ледовитый океан.

 

Прощай, «Осиное гнездо»!

 

Во время так называемого "окончания холодной войны" большие деньги были выданы не только на резку "Сатаны" и "Блэкджеков", но еще и приложены большие усилия для первоочередной ликвидации базы в Гремихе. Кто из "реформаторов" и сколько за это получил - остается только догадываться...

 

...грядет Большая Грызня за Арктику. В этой ситуации база еще очень может пригодиться... 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
140 публикаций

Информация занимательная, есть очень интересные факты, но чтение сие, скорее для профессионала, чем для простого человека интересующегося военно-морской тематикой, не поймите превратно - тяжеловатое чтение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
252 публикации
981 бой

Побольше фото-там красиво. Сам был на Спутнике, но красота Севера не передаваемая.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
171 публикация
5 774 боя

 86Xr5dUzAbY.jpg hRf1YgnEoi4.jpg j-Y1B8190qg.jpg                                                                                                                   Гремиха сегодня: развал и разруха:sad:

86Xr5dUzAbY.jpg

hRf1YgnEoi4.jpg

j-Y1B8190qg.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
34 публикации

Информации много значить познавательно и интересно не хватает фотографий 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×