Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
CMepTb9

Император Александр III (броненосец)

В этой теме 11 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
166 публикаций

«Император Александр III»

487c801ab127.jpg

Император Александр III — русский эскадренный броненосец. Был заложен 11 мая 1900 года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе3 августа 1901 года спущен на воду. 12 октября 1903 года броненосец был введен в строй. Укомплектован Гвардейским экипажем. Входил в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, которая шла на помощь Первой эскадре запертой в Порт-Артуре. Перед отплытием корабль посетил Государь Николай Александрович.

Принял участие в Цусимском сражении. После выхода из строя флагманского броненосца возглавил боевую колонну русских кораблей. Вскоре сам получил серьёзные повреждения в носовой части и переместился в центр эскадры, уступив «Бородино» место головного. Последние полчаса перед гибелью находился под сосредоточенным огнём броненосных крейсеров «Ниссин» и «Кассуга». Затонул 14 (27) мая 1905 года в 18:50. Никто из команды броненосца не спасся. Исключен из списков флота 15 сентября1905 года.

 

Характеристики:

Параметры:

  • Водоизмещение - 15 275 т
  • Длина - 118,7 м
  • Ширина - 23,2 м
  • Осадка - 8,9м
  • Двигатели - Две паровые машины
  • Мощность - 15 800 л.с. (11,6 МВт)
  • Скорость хода - 17,6 узла (32,6 км/ч)
  • Экипаж - 867 офицеров и матросов
  • Дальность плавания на 10 узлах - 3200 миль
  • Бронирование борта - 102-194 мм
  • Бронирование рубки - 51-203 мм
  • Бронирование противоторпедной переборки - 43 мм
  • Бронирование коземата - 75 мм
  • Бронирование орудий - 76 мм
  • Бронирование башни ГК - 63-254 мм
  • Бронирование башни СК - 30-152 мм
  • Бронирование палубы - 70-89 мм
  • Вес брони общий - 3555 т

Вооружение:

  • Артиллерия 4 × 305-мм орудия,

12 × 152-мм орудий,
20 × 75-мм орудий,
20 × 47-мм,
2 × 37-мм пушки Гочкиса,
2 × 63-мм пушки Барановского

  • Минно-торпедное вооружение - 4 торпедных аппарата

 

«Император Александр III» проходит испытания:

Эскадренный броненосец «Император Александр III», переведенный в Кронштадт в белоснежной — "заграничной"— окраске для окончательной достройки в августе 1903 г., комплектовался отборным личным составом Гвардейского экипажа. Командиром корабля в сентябре назначили 46-летнего капитана 1 ранга Николая Михайловича Бухвостова, потомка известного "первого русского солдата" петровских времен. До этого он командовал крейсером I ранга «Адмирал Нахимов», который привел на Балтику с Дальнего Востока.

Испытания нового корабля не обошлись без неожиданностей, которые начались 22 августа 1903 г., когда броненосец получил повреждения днища при постановке в док: расположение кильблоков и клеток в недостаточной степени учитывало массу, размеры и форму корпуса корабля. Подобные повреждения в 1901-1902 гг. наблюдались на «Ослябе», «Ретвизане», «Победе» и других кораблях, даже на крейсерах. При исправлении повреждений корпус получил в подводной части подкрепление дополнительными связями. Запоздалое решение об установке сетевого загражде-нмн потребовало отжига броневых плит для крепления башмаков выстрелов. Восстановление противоминных сетей на «Императоре Александре Ш» и однотипных броненосцах проводилось по требованию главного командира Кронштадтского порта вице-адмирала С.О.Макарова, который настаивал также на увеличении полного запаса угля за счет снятия "бесполезной" (на основании французских опытов) противоминной переборки (выигрыш около 200 т веса). Последнее предложение адмирала, как весьма спорное и радикальное, не было реализовано.

23 сентября 1903 г. на заводских ходовых испытаниях «Император Александр III» при 19 введенных котлах легко развил полный ход около 17,3 уз (106 об/мин), но на циркуляции влево при перекладке руля на угол 15°, неожиданно накренился до 15° на правый борт и "взял воду портами нижней батареи". Причины чрезмерной "поворотливости" (диаметр циркуляции менее 1 кб при времени 3 м 20 с), неустойчивости на курсе и валкости броненосца установила специальная комиссия, предложившая срезать до 18 м боковых килей в носовой части и заделать "прикильный вырез" в кормовой. Необходимость выполнения этих работ в сухом доке, наряду с незавершенностью некоторые устройств и отсутствием минных катеров, отодвинули срок полной готовности броненосца до весны 1904 г., хотя он выдержал официальные ходовые испытания и испытания вооружения.

На артиллерийской стрельбе 15 октября 1903 г. С.О.Макаров обратил внимание на низкую скорострельность 305-мм орудий (1 выстрел в 1,75 мин), вызванную замедленными движениями замка и прибойника. В установках.  Князя Суворова» Путиловскому заводу удалось добиться времени полного заряжения в пределах от 58 сек до 1 мин 3 сек. Действительная скорость стрельбы из 152-мм башен составила до 3 выстр/мин из каждого орудия.

Итак, фактически первым в серии оказался «Император Александр III», испытания которого послужили основанием для некоторых переделок на других однотипных кораблях. Вскоре после начала русско-японской войны последовало решение об ускорении достройки «Бородино», «Орла» и «Князя Суворова* и подготовке их к плаванию не позднее 1 июля 1904 г. К.К.Ратник к осени того же года предлагал подготовить и «Славу», но руководство Морскиы ведомством предпочло сосредоточить усилия на наиболее готовых боевых единицах. Экстренные работы, особенно форсированные после гибели 31 марта 1904 г. вице-адмирала С.О.Макарова под Порт-Артуром, велись под общим руководством вице-адмирала А.А.Бирилева, корабельных инженеров Д.В.Скворцова, К.К.Ратника и под повседневным наблюдением членов МТК. Принимались броненосцы комиссией контр-адмирала А.Н.Пареного, командующего отдельным отрядом судов, назначенных для испытаний. После этого корабли поступали под начало контр-адмирала З.П.Рожественского, назначенного командующим 2-й эскадрой флота Тихого океана.

 

 

Команда броненосца «Император Александр III» на 14 мая 1905 года

  • командир, капитан 1-го ранга Николай Михайлович Бухвостов
  • ст. офицер, капитан 2-го ранга Владимир Алексеевич Племянников
  • ст. ревизор, лейтенант Аркадий Николаевич Воеводский 2-й
  • мл. суд. мех., прап. мех. части Алексей Григорьевич Соколов
  • мл. суд. мех., прап. мех. части Владимир Викторович Нагорский
  • ст. суд. врач, надворный советник Петр Павлович Юрьев
  • мл. суд. врач, док. мед. Борис Львович Бертенсон
  • шкипер, титулярный сов. Феоктист Иванович Чуфарин
  • суд. священник, отец Александр (Александр Андреевич Недрыгайло)
  • приком. к штабу капитан 2-го ранга Александр Клементьевич Полис
  • ст. минный офицер, капитан 2-го ранга Валентин Федорович Стааль 1-й
  • мл. минный офицер, лейтенант Владимир Николаевич Граф Игнатьев
  • ст. арт. офицер, лейтенант Вениамин Александрович Эллис 1-й
  • мл. арт. офицер, лейтенант Евгении Георгиевич Демидов
  • ст. штурм, офицер, лейтенант Алексей Петрович Северцов
  • вахт. нач., лейтенант Николай Сергеевич Храповицкий
  • вахт. нач., лейтенант Константин Константинович Случевский
  • вахт. нач., лейтенант Николай Владимирович Ден
  • вахт. офицер, мичман Александр Александрович Бернов
  • вахт. офицер, мичман Александр Александрович Адлерберг
  • вахт. офицер, мичман Николай Николаевич Баранов 3-й
  • вахт. офицер, мичман Петр Андреевич Всеволожский 4-й
  • вахт. офицер, мичман Юрий Михайлович Князев 3-й
  • вахт. офицер, прап. по мор. части Георгий Александрович Лешкевич
  • ст. суд. мех., полковник Александр Иванович Петров 3-й
  • пом. суд. мех., штабс-капитан Андрей Алексеевич Лебединский
  • трюмн. мех., штабс-капитан Александр Александрович Тетерин
  • мл. суд. мех., поручик Эдуард Антонович Тотвен
  • мл. суд. мех., поручик Григорий Григорьевич Князь Гагарин
  • 11 кондукторов и 827 матросов
  • кочегар Кобец Симон Тимофеевич

Немножко историй:

 Русский эскадренный броненосец «Император Александр III»    был заложен 11 мая 1900  года в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе, 3 августа  1901 года спущен на воду. 12 октября 1903  года броненосец был введен в строй. Укомплектован Гвардейским экипажем. Командиром броненосца назначен  Бухвостов Николай Михайлович, капитан 1-го ранга. Вошел в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, которая шла на помощь Первой эскадре, запертой в Порт-Артуре. Перед отплытием корабль посетил Государь Николай Александрович. Ядро эскадры составили однотипные эскадренные броненосцы — «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орел», составившие первый броненосный отряд эскадры.

2 октября 1904 года 2-я Тихоокеанская эскадра выша из Либавы в поход через три океана Более полугода тяжёлого, изнурительного плавания эскадра 13 мая 1905 года прибыла к Корейскому проливу. Днём 14 мая 1904 года состоялось Цусимское сражение. Эскадренный броненосец «Император Александр III» принял участие в Цусимском сражении. После выхода из строя флагманского броненосца, возглавил боевую колонну русских кораблей,  вскоре сам получил серьёзные повреждения в носовой части и переместился в центр эскадры, уступив «Бородино» место головного. Последние полчаса перед гибелью броненосец находился под сосредоточенным огнём броненосных крейсеров «Ниссин» и «Кассуга». Затонул 14 (27) мая 1905 года в 18:45 — 18:55. Экипаж состоящий из 867 офицеров и матросов погиб в полном составе.  Эскадренный броненосец «Император Александр III» исключен из списков флота 15 сентября 1905 года.  Время гибели «Императора Александра III» в разных сообщениях варьируется: от 18:45 до 18:55 14 мая 1905 г.

Настоящей эпитафией героическому кораблю, с которого не спасся ни один человек, служат строки, написанные Новиковым-Прибоем:
«На смену «Суворову» явился «Александр III», с именем которого навсегда останутся связанными наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы. После того, как эскадра лишилась адмирала, он стал во главе боевой колонны и повел ее дальше. На этот броненосец обрушился весь огонь двенадцати японских кораблей. А он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда. В безвыходной обстановке сражения он иногда даже проявлял инициативу, на какую только был способен, не раз прикрывал собою «Суворова» и пытался прорваться на север под хвостом неприятельской колонны. Однажды ему удалось воспользоваться туманом и временно вывести эскадру из-под огня. В продолжение нескольких часов он с выдающимся мужеством вел бой против подавляющих сил врага. К вечеру это была уже не война, а бойня. Броненосец «Александр III», как и другие корабли, не выдержал наконец неприятельского натиска. В шесть часов, сильно накренившись, он вышел из строя. Вид у него в это время был ужасный. С массою пробоин в бортах, с разрушенными верхними надстройками, он весь окутался черным дымом. Из проломов, из кучи разбитых частей вырывались фонтаны огня. Казалось, что огонь вот-вот доберется до бомбовых погребов и крюйт-камер и корабль взлетит на воздух. Но броненосец через некоторое время оправился и, слабо отстреливаясь, снова вступил в боевую колонну. Это была последняя попытка оказать врагу сопротивление.
Что происходило во время боя на его мостиках, в боевой рубке, в башнях и на палубах? Кто же именно был тем фактическим командующим, который так талантливо маневрировал в железных тисках японцев? Были ли это командир корабля капитан 1-го ранга Бухвостов, его старший офицер Племянников или под конец последний уцелевший в строю младший из мичманов? А может быть, когда никого из офицеров не осталось, корабль, а за ним и всю эскадру вел старший боцман или простой рулевой? Это навсегда останется тайной. Но поведение этого гордого корабля в самом ужасном морском бою, какой только знает история, у многих будет вызывать удивление.

 

Гибель броненосца Александр III:

Все суда, за исключением небогатовских, были сильно повреждены. Самый печальный вид представлял «Александр III» — броненосец Гвардейского экипажа. Крен его на правый борт был огромен и не только не уменьшался, а, напротив, заметно увеличивался. Развевавшийся сигнал обозначал: «Терплю бедствие». Поведение его было не вполне понятно. За полчаса перед тем он вышел из строя, прошелся вдоль всей эскадры на юг, потом вернулся назад, все время, точно разыскивая кого-то. Аврорцам показалось, что он ищет «Суворова», чтобы остаться с ним и вместе умереть. Вот он снова вышел из строя, вступил концевым. Около семи часов он как-то сразу исчез.{81} Никто не хотел верить в его внезапную гибель. Командир Небольсин упорно требовал от сигнальщиков, чтобы они разглядели это судно, а те твердили в один голос: «Вот тут он был, вот тут, а теперь не видать; куда делся, не знаем». И расстояние до него перед тем было не очень большое: кабельтовых тридцать. Момента, в который перевернулся вверх килем геройский броненосец, на «Авроре» так никто и не заметил.

 

Мученики Цусимы "Император Александр III"

13 мая русская эскадра подошла к Корейскому проливу и ночью была обнаружена сторожевым кораблем противника "Синано-Мару". Утро 14 мая было пасмурным, но уже в 7-м часу утра показалось солнце, которое раздвинуло мглу, как театральный занавес, подготовляя сцену предстоящей трагедии. Далеко на горизонте прыгал на волнах японский легкий крейсер "Идзуми", передавая по радио адмиралу Того данные об эскадре Рожественского. В начале девятого по носу эскадры показались "Чин-Иен" с такими же, как он, ветеранами японо-китайской войны. Отряд держался далеко на горизонте и скоро скрылся из вида. Затем около 11:00 слева на траверзе появился отряд легких крейсеров противника - знаменитые артурские "собачки" "Читозе", "Касаги", "Ниитака" и "Оттова" вышли на след новой добычи. По ним без команды открыли огонь. "Собачки" круто повернули влево и, яростно отстреливаясь, вышли за пределы дальности огня русской артиллерии. Через некоторое время они снова появились, на этот раз в сопровождении миноносцев с явным намерением выйти на курс эскадры. Подозревая, что японцы хотят набросать мин по ходу эскадры, как они это делали 28 июля, адмирал решил развернуть 1-й отряд фронтом вправо, чтобы угрозой огня пяти лучших своих броненосцев отогнать противника. С этой целью 1-й отряд броненосцев сначала повернул последовательно вправо на 8 румбов, а затем должен был повернуть на 8 румбов влево "все вдруг". Первая половина маневра удалась прекрасно, но вторую часть сигнала не разобрали на "Императоре Александре III". Он пошел в кильватер "Суворову", а "Бородино" и "Орел", уже начавшие ворочать "вдруг", вообразили, что ошиблись, отвернули и пошли за "Александром III". Пока русская эскадра на виду противника грузно перестраивалась, далеко впереди смутно обозначились во мгле главные силы противника. Они шли юго-западным курсом, сближаясь с русской эскадрой...

В 13:49 "Суворов" открыл огонь и сражение началось. Охватив голову русской эскадры, японцы сосредоточили огонь на "Суворове" и "Ослябе". В 14:25 "Осля-бя" перевернулся и. затонул, а в 14:30 флагманский броненосец "Суворов", пылая, как огромный костер, от носа до кормы, с заклиненным рулем вышел из строя, описав циркуляцию на 16 румбов. "Император Александр III", на котором также бушевал пожар, сначала последовал за "Суворовым", но убедившись, что флагманский корабль не управляем, переменил курс на ост и возглавил эскадру, прикрывая колонной броненосцев вышедший из строя флагманский корабль и давая возможность хвостовым кораблям принять участие в артиллерийском бою. Японцы, идя по внешней кривой, снова начали охватывать голову эскадры, взяв курс почти на зюйд-ост. В 14:50 концевой корабль японцев уже находился на траверзе "Александра III", идущего головным. "Александр III", пользуясь этим, сделал решительную попытку прорваться на север и поставить под продольный огонь корабли японского арьергарда. Круто повернув с курса ост прямо на норд влево, "Император Александр III" повел за собой эскадру. До хвостового корабля противника крейсера "Адзума" было около 30 кабельтовых. Маневр мог бы удаться, если бы против русских действовал менее опытный противник. В 14:55 броненосцы Того сделали поворот "все вдруг" на 16 румбов влево и, имея головным броненосный крейсер "Ниссин", легли на обратный курс вест-норд-вест. Броненосные крейсеры противника, разойдясь контр-курсами со своими броненосцами, также повернули на 16 румбов и вступили в кильватер флагманскому броненосцу "Микаса", ставшему после поворота хвостовым в отряде броненосцев. Этот сложнейший маневр японская эскадра четко проделала на полном ходу, показав высочайшую выучку и способность мгновенно реагировать на все изменения боя. 

Видя, что противник, пользуясь преимуществом в эскадренной скорости, снова охватывает голову русской эскадры, "Император Александр III", уклоняясь от убийственного продольного огня противника, положил руль лево на борт и повернул круто вправо почти на ост-зюйд-ост. Находящийся в огненном вихре взрывов и пожаров на борту "Суворова" доблестный капитан 2-го ранга Владимир Иванович Семенов нашел в себе достаточно хладнокровия, чтобы наблюдать за создавшейся обстановкой: "Из правых портов батареи мы могли теперь хорошо видеть "Александра", который был у нас почти на траверзе и держал прямо на "Суворова". За ним следовали остальные. Расстояние уменьшалось. В бинокль уже отчетливо были видны избитые борта "Александра", разрушенные мостики, горящие рубки и ростры, но трубы и мачты еще стояли. По-видимому, вся сила огня японцев была сосредоточена на "Александре III". Временами он казался весь окутан пламенем и бурым дымом, а кругом него море словно кипело, взметывая гигантские водяные столбы... Ближе и ближе... Расстояние не более 10 кабельтовых... И вот - один за другим, целый ряд, так отчетливо видимых попаданий по переднему мостику и в левую 6-дюймовую башню... "Александр" круто ворочает вправо, почти на обратный курс... за ним "Бородино", "Орел" и другие. Ворочают поспешно, даже не выдерживая линии кильватера... не то - "последовательно", не то - "все вдруг"..."

Около 15:20 "Император Александр III", сильно избитый по левому борту, с громадным пожаром на шканцах, вышел из строя вправо, т. е. в сторону, противоположную противнику. Сначала он пытался вступить в кильватер "Орлу", но перекатился влево. "Орел" обогнал его в расстоянии одного кабельтова. На "Александре III" было видно много пробоин в тонком борту. Особенно большая дыра, по-видимому от двух 12" снарядов, выпущенных залпом, приходилась против носовой 12" башни. Во многих местах вокруг пробоин краска выгорела и обнажилась старая суриковая красная грунтовка времен постройки. Корабль казался окровавленным, а из бортовых пробоин выбивалось наружу пламя и клубы густого дыма. Однако трубы и мачты на нем стояли и большая часть башен еще продолжала действовать. Эскадру повел "Бородино", а "Александр III", вскоре справившись с повреждениями, вступил в кильватер "Сисою Великому". Затем наступил период весьма запутанных поворотов и эволюций, которые сводились к судорожным стремлениям, уже по существу разгромленной русской эскадры, следовавшей за "Бородино", ускользнуть от противника, пользуясь дымом и временно сгустившимся туманом. 

Около 16:00 эскадра, следовавшая на зюйд, попала между броненосцами и броненосными крейсерами противника и была вынуждена принять бой на оба борта. "Император Александр III" после выхода из строя "Сисоя Великого" шел в кильватер "Орлу". Его орудия продолжали вести интенсивный огонь по противнику. 

Около 17:00 "Император Александр III" вышел из строя с большим пожаром и креном. Он прорезал линию за "Навариным", так что "Сисою" и "Наварину" пришлось дать ему дорогу. Его видели со многих кораблей эскадры. Капитан 1-го ранга Семенов пишет: "Александр III", сильно избитый, с креном и севший в воду почти до портов нижней батареи, держался вне линии, медленно отставая, но не прекращая боя и действуя из уцелевших орудий. Вся носовая часть у него - от тарана до 12-дюймовой башни - была словно раскрыта..." С броненосца береговой обороны "Адмирал Сенявин" за агонией доблестного гвардейца наблюдал лейтенант Таубе: "Когда "Александр III" последний раз вышел из строя, около 6 часов вечера, и эскадра проходила мимо него, он был весь изрешечен пробоинами, и крен на левый борт был один момент так велик, что, казалось, он ближайшими к воде орудиями вот-вот начнет чертить по ней и перевернется. Но, по-видимому, в оставшихся на нем людях сохранилась еще энергия и силы бороться, и он, ни на минуту не переставая стрелять, молодецки справился с креном и еще раз выпрямился и вступил в линию. Но это последнее усилие ненадолго продолжило его агонию, и уже через полчаса он снова сильно накренился и начал выходить из строя. Около боевой рубки у него был сильный пожар, и с "Сенявина", за которым он шел, на мостике не видели никого из офицеров. Там стоял один сигнальщик, который семафором передал: "Терплю бедствие". Чуя близкую гибель, на бак выскочило довольно много команды, но броненосец вдруг так быстро перевернулся, что большинство из них накрыл собой, и только человек 15 успело выбраться на киль и этим на несколько времени отсрочить момент своей гибели. Одному Богу известно, какой ужасно мучительной смерти подверглись те, которые целые или раненые, оставались еще в живых в нижних помещениях перевернувшегося броненосца. Размолотые машинами, придавленные снарядами и другими тяжестями, они инстинктивно должны были стараться уползти вверх от наполнявшей броненосец воды, но наверху встречали палубу, бывшую теперь потолком и, упершись в нее, наполовину искалеченные и задыхающиеся от недостатка воздуха, тонули в той же настигающей их воде".

На траверзе гибнущего броненосца находился крейсер "Адмирал Нахимов", один из офицеров которого мичман Энгельгардт так передает картину увиденного: "Император Александр III", с увеличившимся до опасного от циркуляции креном, прорезал строй, и крейсерский отряд Камимуры сразу перенес огонь на него. В этом, впрочем, уже необходимости не было, так как гибель его была очевидна. Считая, что близость тонущего броненосца может вредно отразиться на крейсере, я об его положении сообщил в боевую рубку. (Когда "Александр" перевернулся, весь крейсер три раза вздрогнул). "Александр III" кренился все больше и больше. С поднятого левого борта кидалась команда. Скоро палуба ушла в воду, показались винты (левый еще работал), затем он быстро перевернулся. Последние из искавших спасения вскарабкались на борт, когда тот был почти горизонтально. Быстро двигаясь вперед, эти люди (человек 20-30) оказались на киле, когда броненосец окончательно перевернулся. Кругом днища плавали сотни голов. К месту гибели броненосца шел "Изумруд". Днище "Александр III" держалось очень долго. К нему уже после захода солнца приближались японские миноносцы. Оно скрылось около 20:30".

К месту гибели "Императора Александра III" ринулся крейсер "Изумруд", командир которого капитан 2-го ранга Фрезен писал в своем донесении о бое: "Около 18:00 с "Ушакова" по семафору передали, что "Александр" терпит бедствие. Сигнал этот отрепетовали флагами и одновременно семафором на "Николай". Идти в это время сам для подания помощи не мог, так как был отделен от "Александра" линией броненосцев, идущих тесным строем и поддерживавших усиленный огонь правым бортом. Броненосцы продолжали следовать за "Бородино", сражаясь правым бортом. "Александр" принимал участие в бою и шел не отставая от других броненосцев. В 18:35 на "Александре" показалось пламя между дымовыми трубами, он бросился влево, стал быстро крениться и перевернулся между двумя концевыми броненосцами. Как только заметил, что крен "Александра" увеличивается, положил лево на борт, дал полный ход и пошел к погибающему броненосцу, чтобы по возможности спасти людей. В это время наши броненосцы продолжали уходить от нагонявших их в строю пеленга семи броненосных крейсеров противника. Подойдя к перевернувшемуся броненосцу, оставшемуся плавать вверх килем, остановил крейсер и стал спускать с ростер гребной катер, т. к. вельботов к тому времени у меня уже не было. Одновременно сбросил в воду все имевшиеся под рукой спасательные круги, пояса и койки. Неприятельские броненосные крейсеры, быстро подвигаясь, открыли огонь по "Изумруду". Недолеты ложились между утопающими. До неприятеля расстояние уменьшилось до 26-23 кабельтовых. Поддерживал усиленный огонь по неприятельским крейсерам. Когда расстояние до нашего концевого броненосца стало 20 кабельтовых, дал полный ход, положил вправо на борт и пошел к эскадре. Катер спустить не успел..."

Время гибели "Императора Александра III" в разных сообщениях варьируется: от 18:45 до 18:55 14 мая 1905 г. Настоящей эпитафией героическому кораблю, с которого не спасся ни один человек, служат строки, написанные Новиковым-Прибоем:

"На смену "Суворову" явился "Александр III", с именем которого навсегда останутся связанными наиболее жуткие воспоминания об ужасах Цусимы. После того, как эскадра лишилась адмирала, он стал во главе боевой колонны и повел ее дальше. На этот броненосец обрушился весь огонь двенадцати японских кораблей. А он, приняв на себя всю тяжесть артиллерийского удара, ценою своей гибели спасал остальные наши суда. В безвыходной обстановке сражения он иногда даже проявлял инициативу, на какую только был способен, не раз прикрывал собою "Суворова" и пытался прорваться на север под хвостом неприятельской колонны. Однажды ему удалось воспользоваться туманом и временно вывести эскадру из-под огня. В продолжение нескольких часов он с выдающимся мужеством вел бой против подавляющих сил врага. К вечеру это была уже не война, а бойня. Броненосец "Александр III", как и другие корабли, не выдержал наконец неприятельского натиска. В шесть часов, сильно накренившись, он вышел из строя. Вид у него в это время был ужасный. С массою пробоин в бортах, с разрушенными верхними надстройками, он весь окутался черным дымом. Из проломов, из кучи разбитых ча 'тей вырывались фонтаны огня. Казалось, что огонь вот-вот доберется до бомбовых погребов и крюйт-камер и корабль взлетит на воздух. Но броненосец через некоторое время оправился и, слабо отстреливаясь, снова вступил в боевую колонну. Это была последняя попытка оказать врагу сопротивление.

Что происходило во время боя на его мостиках, в боевой рубке, в башнях и на палубах? Кто же именно был тем фактическим командующим, который так талантливо маневрировал в железных тисках японцев? Были ли это командир корабля капитан 1-го ранга Бухвостов, его старший офицер Племянников или под конец последний уцелевший в строю младший из мичманов? А может быть, когда никого из офицеров не осталось, корабль, а за ним и всю эскадру вел старший боцман или простой рулевой? Это навсегда останется тайной. Но поведение этого гордого корабля в самом ужасном морском бою, какой только знает история, у многих будет вызывать удивление.

Броненосец, вступив снова в строй, переместился уже в середину колонны, а свое почетное головное место уступил однотипному собрату "Бородино". Здесь, на новом месте, "Александр III" продержался еще каких-нибудь 20-30 минут. Достаточно было ему подвергнуться еще нескольким ударам крупнокалиберных снарядов, чтобы окончательно лишиться последних сил. На этот раз он выкатился влево. Очевидно, у него испортился рулевой привод, руль остался положенным на борт. От циркуляции получился сильный крен. Вода, разливаясь внутри броненосца, хлынула к накренившемуся борту, и сразу все было кончено...

С крейсеров "Адмирал Нахимов" и "Владимир Мономах", следовавших за броненосцем, видели, как он повалился на бок, как подрубленный дуб. Многие из его экипажа посыпались в море, другие, по мере того, как переворачивалось судно, ползли по его днищу к килю. Потом он сразу перевернулся и около двух минут продолжал плавать в таком положении. К его огромному днищу, поросшему водорослями, прилипли люди. Полагая, что он еще долго будет так держаться на воде, на него полезли и те, которые уже барахтались в волнах. Издали казалось, что это плывет морское чудовище, распустив пряди водорослей и показывая рыжий хребет киля. Ползающие на нем люди были похожи на крабов. Оставшиеся корабли, сражаясь с противником, шли дальше... Там, где был "Александр III", катились крупные волны, качая на своих хребтах всплывшие обломки дерева, немые признаки страшной драмы. И никто и никогда не расскажет, какие муки пережили люди на этом броненосце: из девятисот человек его экипажа не осталось в живых ни одного".

Корабль находился в строю 1 год и 7 месяцев.
Зачислен в списки Русского Флота 22 августа 1899 г. 
Исключен из списков 15 сентября 1905 г. 
Состоял в Гвардейском экипаже.

 

ОФИЦЕРЫ ЭСКАДРЕННОГО БРОНЕНОСЦА "ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР III", ПОГИБШИЕ В ЦУСИМСКОМ БОЮ

Командир, капитан 1-го ранга НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ БУХВОСТОВ
Ст. офицер, капитан 2-го ранга ВЛАДИМИР АЛЕКСЕЕВИЧ ПЛЕМЯННИКОВ
Ст. ревизор, лейтенант АРКАДИЙ НИКОЛАЕВИЧ ВОЕВОДСКИЙ 2-й 
Мл. суд. мех., прап. мех. части АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ СОКОЛОВ
Мл. суд. мех., прап. мех. части ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ НАГОРСКИЙ
Ст. суд. врач, надворный сов. ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЮРЬЕВ
Мл. суд. врач, док. мед. БОРИС ЛЬВОВИЧ БЕРТЕН-СОН
Шкипер, титулярный сов. ФЕОКТИСТ ИВАНОВИЧ ЧУФАРИН
Суд. священник, отец АЛЕКСАНДР (АНДРЕЕВИЧ НЕДРЫГАЙЛО)
Приком. к штабу капитан 2-го ранга АЛЕКСАНДР КЛЕМЕНТЬЕВИЧ ПОЛИС
Ст. минный офицер, капитан 2-го ранга ВАЛЕНТИН ФЕДОРОВИЧ СТААЛЬ 1-й
Мл. минный офицер, лейтенант ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ граф ИГНАТЬЕВ
Ст. арт. офицер, лейтенант ВЕНИАМИН АЛЕКСАНДРОВИЧ ЭЛЛИС 1-й
Мл. арт. офицер, лейтенант ЕВГЕНИИ ГЕОРГИЕВИЧ ДЕМИДОВ
Ст. штурм, офицер, лейтенант АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ СЕВЕРЦОВ
Вахт. нач., лейтенант НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ ХРА-ПОВИЦКИЙ
Вахт. нач., лейтенант КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ СЛУЧЕВСКИЙ
Вахт. нач., лейтенант НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ДЕН
Вахт. офицер, мичман АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРНОВ
Вахт. офицер, мичман АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ АДЛЕРБЕРГ
Вахт. офицер, мичман НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ БАРАНОВ 3-й
Вахт. офицер, мичман ПЕТР АНДРЕЕВИЧ ВСЕВОЛОЖСКИЙ 4-й
Вахт. офицер, мичман ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ КНЯЗЕВ 3-й
Вахт. офицер, прап. по мор. части ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЕШКЕВИЧ
Ст. суд. мех., полковник АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ПЕТРОВ 3-й
Пом. суд. мех., штабс-капитан АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ЛЕБЕДИНСКИЙ
Трюмн. мех., штабс-капитан АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ТЕТЕРИН
Мл. суд. мех., поручик ЭДУАРД АНТОНОВИЧ ТОТВЕН
Мл. суд. мех., поручик ГРИГОРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ князь ГАГАРИН

 

Исторические и интересные факты:

  • Броненосец был заложен императором Николаем II в один день со спуском на воду крейсера «Аврора», 11 (24) мая 1900 года.
  • 2 октября 1904 года вторая эскадра двинулась из Либавы в свой поход через три океана. Ядро эскадры составили однотипные эскадренные броненосцы — «Князь Суворов», «Император Александр III», «Бородино» и «Орел», составившие первый броненосный отряд эскадры.
  • Броненосец в составе эскадры прошел долгий путь. Более полугода тяжёлого, изнурительного плавания, от холодных ветров Северного моря, до изнуряющей жары Африки. 13 мая 1905 года прибыл к Корейскому проливу, днём 14 мая состоялось Цусимское сражение.
  • На корабле служил племянник художника Ильи Ефимовича Репина — Репин Евгений Васильевич, машинист 2-ой статьи. Погиб в Цусимском сражении.

 

Картинки броненосца "Император Александр III":

8d5c30d8b1ac.jpg

1039435a2a31.jpg

 

Источники:

 

 

Изменено пользователем CMepTb9

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
166 публикаций

ИзображениеDarth_Vederkin (02 Янв 2014 - 17:14) писал:

И всё?

 

Буду добовлять!!!

Не отказался бы от помощи дополнить мою тему  :unsure:
 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
136 публикаций
6 143 боя

На прощальном банкете, перед отходом второй эскадры из Крондштадта, капитан броненосца Николай Михайлович Бухвостов произнес:

 

Вы смотрите и думаете, как тут все хорошо устроено. А я вам скажу, что тут совсем не все хорошо. Вы желаете нам победы. Нечего и говорить, как мы ее желаем. Но победы не будет! Я боюсь мы растеряем половину эскадры на пути, а если этого и не случиться, то нас разобьют японцы: у них флот исправнее, и моряки они настоящие. За одно я ручаюсь: мы все умрем, но не сдадимся...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
8 359
[LST-W]
Альфа-тестер
20 425 публикаций
874 боя
193
[SOX]
Старший альфа-тестер
477 публикаций
2 335 боёв

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
88 публикаций
307 боёв

 

Скачал одну книгу, пароль к ариву не подскажите7

Пробую взломать но подбирается довольно долго... И не 3х символьный он..

Изменено пользователем LOLol_xDD

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
0
[W1-NT]
Участник
1 публикация
10 603 боя

На прощальном банкете, перед отходом второй эскадры из Крондштадта, капитан броненосца Николай Михайлович Бухвостов произнес:

 

Вы смотрите и думаете, как тут все хорошо устроено. А я вам скажу, что тут совсем не все хорошо. Вы желаете нам победы. Нечего и говорить, как мы ее желаем. Но победы не будет! Я боюсь мы растеряем половину эскадры на пути, а если этого и не случиться, то нас разобьют японцы: у них флот исправнее, и моряки они настоящие. За одно я ручаюсь: мы все умрем, но не сдадимся...

 

Да уж ...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
88 публикаций
307 боёв

Умерли не все, а некоторые корабли и сдались... Собсно почему не все и умерли..

Несколько кораблей японцы даже забрали в свой флот...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
338
[LST-W]
Викигвардия, Коллекционер, Старший бета-тестер
698 публикаций

Вот еще один источник по теме для дополнения. Грибовский В. - Эскадренные броненосцы типа «Бородино». Герои Цусимы. СПБ. "Гангут" 2012 год.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
24 публикации

Эскадренный броненосец "Император Александр III" единственный корабль 2-й эскадры с которого не спасся никтоaIII 2.jpgaIII.jpgaIII 3.jpgaIII 4.jpgAIII 5.jpg

aIII.jpg

aIII 2.jpg

aIII 3.jpg

aIII 4.jpg

AIII 5.jpg

Изменено пользователем Konstantin800

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
159
[UNEXT]
Старший альфа-тестер
888 публикаций
10 520 боёв

Эскадренный броненосец "Император Александр III" единственный корабль 2-й эскадры с которого не спасся никтоaIII 2.jpgaIII.jpgaIII 3.jpgaIII 4.jpgAIII 5.jpg

Да Вы шо?!:ohmy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×