Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Homa08

Северодвинск.

В этой теме 36 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
57 публикаций
819 боёв

Здравствуйте!Сегодня речь пойдет о Северодвинске.

1.Введение

Spoiler

Северодвинск находится на берегу Белого моря. Это один из самых молодых городов России. В 2008 году ему исполнилось всего 70 лет. А что такое 70 лет в Океане Времени? Капля, не более…

70 лет-эта дата знаменательна не только для города, но и для всей страны. В книге почётных посетителей музея трудовой славы Севмашпредприятия есть запись, сделанная рукой Президента: Северодвинск, его предприятия - достояние России. Государство все эти годы ставило перед предприятиями Северодвинска задачи, уникальность которых с высоты сегодняшнего времени пока ещё трудно оценить. И корабелы их решали. На верфях Северодвинска построены атомные подводные корабли, каких не создавали нигде в мире. Ведь мало, кто знает, что Северодвинск является центром атомного судостроения. Именно здесь сходят со стапелей лучшие в мире подводные лодки.

Но история земли, на которой сейчас стоит Северодвинск, не менее увлекательна, чем история самого города. Проведённые археологические раскопки обнаружили здесь остатки жилищ полуземляночного типа, относящиеся аж ко второму тысячелетию до нашей эры. Эта территория подвергалась грабежу со стороны варяжских непрошенных «гостей». А в 1553 году в этих местах действовал первый порт России.

 

2.Основание города.

По решению Совета Труда и Обороны, принятому 31 января 1936 года, возводился крупнейший в Европе судостроительный завод. По заданию правительства Иван Тарасович Кирилкин прибыл на Север, на строительство нового промышленного гиганта на берегу Белого моря. Судострой стал главным делом жизни тысяч людей.

Николо-Корельский монастырь спас Судострой, так называлась организация, которой была поручена грандиозная задача - возведение крупнейшего в стране судостроительного завода и жилых кварталов на обширной территории, примыкающей к древней обители. Она и стала первым пристанищем для нескольких сотен первостроителей, появившихся здесь в июле 1936 года. Кроме общежития, в монастыре разместились отдел кадров стройки, комитет комсомола, почта. Предварительно пришлось отремонтировать обветшавшую кровлю храмов, заменить осыпавшуюся во многих местах вместе с росписями штукатурку… Это позволяет иметь некоторое представление о том состоянии запустения, в котором находилась к тому времени древняя поморская обитель.

В строительстве участвовали тысячи людей, преимущественно жителей Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской и Коми областей, входивших тогда в состав Северного края. Начальником Судостроя и директором строящегося завода был 47-летний И.Т. Кирилкин - крупный организатор советской металлургической и машиностроительной промышленности, один из лучших командиров в битве за индустриализацию страны. Его выпестовал и направил на Север Нарком тяжёлой промышленности СССР, выдающийся государственный деятель Г.К. Орджоникидзе.

За плечами у Кирилкина, несомненно талантливого человека и прирождённого организатора, были и работа в руднике, и служба в органах ЧК и Красной Армии и участие в деятельности советских и партийных организаций. Выдвинутый на руководящую хозяйственную работу, он блестяще проявил себя, возглавляя крупнейшие металлургические предприятия на юге страны. На Северную Двину И.Т. Кирилкин приехал, введя в строй самый большой в СССР Новокраматорский завод тяжёлого машиностроения, начальником строительства которого и директором он был.

И.Т. Кирилкин мечтал о красивом, благоустроенном городе кораблестроителей, где были бы созданы все удобства для жизни. И предлагал развивать город на острове Ягры с его более благоприятными, чем на материке, природными условиями. Ратовал за квалифицированный труд, пропагандировал, как важно приобретать новые профессии. И создавал целую систему подготовки кадров. Был уверен в том, что новый город превратится в крупнейший центр культуры на всём побережье Белого моря. И строил театр.

Скорее! Скорее! Вот лозунг тех дней. 22 ноября 1936 года стройка получила транспортную связь со страной. Руководству области направлено сообщение о том, что по вновь построенной ветке Судострой - Исакогорка прошёл первый поезд с грузом.

К 1937 году уже была создана основная структура вспомогательных и подсобных хозяйств и цехов и достаточная на первое время жилплощадь. Только в декабре в районе нынешней «Теплосети» за месяц было построено двенадцать каркасных бараков. В 1937 году посёлок получил электроэнергию и воду из Архангельска. Зимой 1936-37 годов началась постоянная застройка двухэтажными добротными домами, пахнущими свежей стружкой.

Начало строительства - это время, когда разворачивалось стахановское движение. И, надо сказать, отношение первостроителей к труду было особым. Они понимали значение стройки, видели результаты, хотели сделать как можно больше и лучше. Очень тяжёлой работой были заняты девушки. Созданные из них бригады разнорабочих помогали плотникам в строительстве бараков: приходилось поднимать тяжести - песок, глину. Недаром на памятном знаке первостроителям представлен горельеф женщины с лопатой в руке.

К 1 декабря 1937 года жилой фонд посёлка состоял из 193 деревянных домов общей площадью 81256 кв. метров (из них 16258 - бараки). Централизованное отопление обеспечивали 17 котельных. Работали 3 бани (баня - роскошное по тем временам, а, главное, долгожданное сооружение с общими залами и душевыми), прачечная. Действовали 4 школы, детсад, ясли, Поликлиника и больница. Из предприятий торговли и общественного питания были сданы в эксплуатацию 12 столовых, 3 хлебопекарни, 6 продовольственных магазинов.

Весной 1937-го строители приступили к возведению промышленных объектов. Директивный срок закладки первого корабля (а им должен был стать линкор) правительство определило 1938 годом. Первую же очередь завода требовалось ввести уже в 1939-м.

Даже при нынешнем уровне техники и технологии трудно представить себе, что за такое время на пустом месте в условиях сурового северного климата можно создать мощное судостроительное производство, способное строить такие корабли, как линкор. Однако Судострой прилагал все усилия, чтобы выполнить эту труднейшую задачу. Тем не менее, заданные строки не выдерживались. К концу 1937 года отставание составляло 5-6 месяцев. Причин тому было много.

Лучшего оставляли желать бытовые условия рабочих. Качество построенного жилья во временном посёлке было низким - в дело шёл, как правило, сырой лес.

А весной 1938 года на Судострое появились люди в серых шинелях, с «кубарями» и шпалами на петлицах. Только очень осведомленные люди знали, что это означало подготовку к организации лагеря - для привлечения дополнительной рабочей силы на промышленную площадку. Началось устройство лагерей на материке и на острове Ягры. Пребывали их обитатели - заключённые. С 1 августа 1938 года стройка полностью перешла в ведение НКВД.

августа 1938 года рабочий поселок Архсудстроя Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был преобразован в город Молотовск. По состоянию на 11 августа 1938 года население Молотовска превышает 23 тысячи человек.

мая 1939 года начал производственную деятельность ремонтно-механический завод, предназначенный для ремонта строительных машин, изготовления металлоконструкций и чугунного литья (будущий Северодвинский завод дорожных машин). Народный комиссар ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов своим приказом №00186 от 20 июля 1940 года поручил военному совету Северного флота сформировать к 15 августа 1940 года военно-морскую базу в городе Молотовске. Окончательно Беломорская ВМБ сформирована в декабре 1940 года (приказ командующего Северным флотом №0528 от 29 декабря 1940 года). Этот день считается днём формирования Беломорской ВМБ.

С началом войны 1941 года новое судостроение на заводе фактически прекратилось. Завод переключился на выпуск продукции, совершенно не свойственной его профилю, но крайне необходимой фронту и флоту: корпусов снарядов и фугасных бомб, солдатских котелков, автоцистерн, мостовых железнодорожных конструкций, понтонов, морских тралов всех видов, а также артиллерийских корабельных башен. К строительству кораблей удалось возвратиться только в середине 1943 года.

А вот судоремонтом на заводе, причём в больших объёмах, занимались все четыре года войны. По сути, предприятие превратилось в судоремонтную базу транспортного, ледокольного и военного флота на Севере.

В годы войны пришлось ускорять строительство основных цехов. Кроме того, по специальному указанию правительства осуществляли строительство набережных, причалов и складских ёмкостей для приёма грузовых пароходов союзных держав. В ту пору основной рабочей силой стали заключённые Ягринлага.

Всего за годы войны ушли на фронт 14,5 тысяч жителей, из которых 3,5 тысячи не вернулись. В юнги Северного флота ушёл школьник Валентин Пикуль, поразивший нас своей яркой, необыкновенной судьбой, околдовавший своими книгами.


Гимн Северодвинска

Где много лет на Белом море,
В краю болот, ветров, дождей
Никольский Храм стоял в дозоре
Российских вольных рубежей,
Там вырос город Корабелов -
И с морем он неразделим -
С одним на всех нелёгким делом, 
На всех отечеством одним. 

Припев:
Город родной, 
Мир и покой,
Бог и Святой Николай.
Вместе с тобой,
Как за стеной
Гордый отеческий край. 

И моря хмурые седины
Не властны над твоей судьбой.
Суровый берег, но любимый, 
Навеки связаны с тобой.
Ешё на суше и на море
Нас ждут великие дела.
Доколе море с ветром спорит,
Доколе Родина жива. 

Припев:
Город родной,
Мир и покой,
Бог и Святой Николай.
Вместе с тобой,
Как за стеной
Гордый отеческий край.

 

 

3.Развитее города.

Окончание войны открыло возможности для достройки завода-гиганта, строительства города, привлечения и закрепления кадров, коренного улучшения снабжения, быта и культурного обслуживания населения, состоявшего на три четверти или более из работников предприятия и их семей. За четыре послевоенных года были построены тысячи квадратных метров производственной базы. Ввод в эксплуатацию таких сооружений, как закрытый цех - эллинг и наливной бассейн, позволили впервые в СССР осуществить поточно-позиционную постройку крупных кораблей.

июля 1946 Советом Министров СССР принято постановление о строительстве на о. Ягры судоремонтного завода №893(сейчас - ГМП «Звёздочка»). Он возведён в зоне действующего завода №402, что значительно сократило сроки строительства и объём капиталовложений. В 1947 году начались первые строительные работы.

После окончания войны, в связи с новыми задачами, поставленными перед заводом №402 кораблестроительной программой, было решено достроить только одну подводную лодку из пяти, доставленных из Горького отдельными секциями. И 14 августа 1947 года подписан приёмный акт, утверждённый Главкомом ВМС. Подводная лодка «М-214» постройки завода №402 вступила в состав советского флота. Именно дату 14 августа 1947 года следует считать за исходную точку строительства ПЛ на «Северном Машиностроительном Предприятии».

Вот от такой «малютки» начинался путь Севмаша к созданию военно-морского флота, достойного великой державы.

сентября 1955 года на заводе №402 произошло событие, обозначившее громадную веху в развитии отечественного флота и судостроения. На стапеле цеха №42 в обстановке строгой секретности состоялась торжественная церемония закладки первой в СССР подводной лодки с атомной энергетической установкой (проект 627, заказ 254).

В 1951 году заместителем председателя горисполкома по городскому хозяйству был назначен Н.П.Соснин. И он выбрал главным направлением - озеленение города. Городской совет принял трёхлетний план благоустройства. Николай Павлович даже на стихи переложил всё содержание программы:

…Асфальтом улицы покроем,

Дома вагонкой обошьём,

Оградки новые построим,

Бараки старые снесём…

22 апреля 1952 года состоялось открытие кинотеатра «Родина» - первого в Архангельской области, построенного по типовому проекту. В этом же году был сдан в эксплуатацию хлебозавод №1, действующий и в наши дни.

сентября 1957 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Молотовск переименован вСеверодвинск.

В октябре 1958 года состоялась торжественная закладка Дворца культуры имени Ленинского комсомола. В фундамент здания замурована бутылка с запиской, в которой сообщается, что ДК заложен в день 40-летия ВЛКСМ. За 1958 год горожане получили более тридцати тысяч квадратных метров жилой площади. Столько жилья в городе никогда не строилось. Заасфальтировано около ста тысяч кв.метров дорог.

Постановлением Совета Министров СССР №1216-526 от 29.10.1959 на завод №893 возложены ремонт и модернизация атомных подводных лодок. Спустя год завод отнесён к числу важнейших строек страны. Остров Ягры превращается в большую строительную площадку, работы на которой ведутся с небывалым прежде размахом. Быстрыми темпами возводятся корпуса производственных зданий, жилые дома, объекты социально-бытового назначения, прокладываются энергокоммуникации. А в 1962 году к заводскому причалу пришли первые атомные подводные лодки.

В 1959 году с конвейера Северодвинского завода дорожных машин сошли первые 12 снегоочистителей.

января 1951 года подписан акт о ликвидации лагерей в Северодвинске. По неофициальным данным в 40-е годы численность заключённых доходила до 80 тысяч человек, затем держалась на уровне до 50 тысяч.

В 1965 году открылся универмаг «Радуга». Советом Министров СССР принято постановление о создании в городе Севмашвтуза. А 29 июля открылся кинотеатр «Прибой», построенный на месте отслуживших свой век жилых бараков. На первом сеансе демонстрировался фильм «Ракеты не должны взлететь».

ноября 1967года подписан акт правительственной комиссии о приёмке построенной корабелами ПО «Севмаш» по проекту 667А головной АПЛ второго поколения К-137: открыт счёт самой крупной в мировой практике серии кораблей, определивших достижение военно-стратегического паритета с США в области ракетных вооружений.

декабря 1969 года подписан акт о приёмке ВМФ построенной ПО «Севмаш» уникальной АПЛ 661-го проекта - первой в мире с титановым корпусом. Установленный этой подлодкой мировой рекорд скорости хода под водой - 44,7 узла, не превзойдён до наших дней. Северодвинцы дали ей неофициальное название - «Золотая рыбка».

Строительство набирало темпы. Расширялись границы Северодвинска. Воздвигались новые предприятия, новые грандиозные объекты на Севмаше. А жильё, школы, больницы! В среднем в семидесятые годы сдавалось в эксплуатацию до ста тысяч кв. метров. Горожане ежегодно получали бесплатно до трёх тысяч квартир. Жизнь решительно потребовала перехода на индустриальные методы строительства. Создавалась промышленная база стройки, совершенствовались методы управления.

В 80-ых годах продолжается строительство школ, в том числе и на Яграх, больниц, открытие музеев, магазинов; в 1984 году Северодвинский театр Драмы принял первых зрителей; открываются профессиональные училища, возводятся памятники павшим в годы Великой Отечественной войны; открылся Дворец культуры строителей. В 1989 году решением Архангельского облисполкома урочище Куртяево близ Северодвинска объявлено государственным природно-историческим памятником. В этом же году в Северодвинске создано отделение Поморского международного педагогического университета. Заводом ПО «Севмаш» сдано ВМФ 4 подводных лодки, в том числе АПЛ «Комсомолец». Население Северодвинска продолжает увеличиваться, в 1988 году в городе проживает 247,6 тысяч человек.

За 1990 год в Северодвинске обеспечен ввод 100,6 тысяч кв. метров жилья.

февраля 1991года решением Архангельского облисполкома Северодвинск объявлен городом, открытым для въезда граждан СССР. В этом же году открылась гостиница «Никольский посад», стены которой освятил отец Аркадий.

апреля 1992года президент России Б.Н.Ельцин посетил Северодвинск и ПО «Севмаш». А 8 ноября он подписал указ «О создании Государственного российского центра атомного судостроения на базе оборонных предприятий г. Северодвинска. В 1996 году указом Б.Н.Ельцина закреплена приоритетная роль ГРЦАС в развитии машиностроения для нефте- и газодобычи на арктическом шельфе.

Северодвинск судостроение заселение основание.

 

4.заключение

Северодвинск возник не на пустом месте. Появление нового промышленного города в Никольском устье Северной Двины было закономерным и исторически обоснованным. Его строительство вдохнуло новую жизнь в эти берега.

Проведение 1 мая 1998 года первого богослужения у стен Николо-Корельского монастыря стало логическим продолжением возрождения православных традиций в древнем поморском крае. Понимая историческое значение монастыря, Севмашпредприятие заказало проект восстановления древней обители.

Трудной и горькой оказалась судьба тех, кто руководил первостроителями города. Память о них увековечена в названии улиц: Кирилкина, Торцева, Бойчука, Лебедева, а также площадей: Егорова и Просянкина.

Немаловажной была роль Северодвинска в годы войны. 15 февраля 1983 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги трудящихся в годы Великой Отечественной войны город награждён орденом Ленина.

В наши дни город имеет ещё и международное значение. На ГМП «Звёздочка» ремонтируются подводные лодки ВМС Индии и Китая. На время ремонта китайской ПЛ экипажу лодки и их семьям выделено общежитие в новом районе города. Специально для иностранных гостей в городе построен учебный центр, где наряду с другими предметами изучают русский язык. Дети иностранных гостей обучаются в школах Северодвинска. А в День Военно-морского флота они для жителей города показывают представления со своими народными песнями и танцами.

октября 2004 года на сессии муниципального Совета принят и официально утверждён гимн города Северодвинска (муз. П.Приходько, стихи А.Ипатов).

 

 

 

Судна которые делали и делают в Северодвинске.

Подводные лодки проекта БорейСтатья.png,подводная лодка Акуластатья.jpg ,авианосец Викрамадитья (заказчик ВМФ индии)Сатья.jpg .И это только малая часть.

 

Это главный город атомного судостроения России.За последние 30 лет в нем построено 128 атомных подводных лодок.Больше чем на другой судоверфи мира!

Статья.png

статья.jpg

Сатья.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
4 021
Старший альфа-тестер
4 550 публикаций
4 284 боя

На сегодня минусов нет, если не хотите их получить завтра, переделайте тему. Тупого копипаста, особливо с Вики, здесь не любят.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
819 боёв

На сегодня минусов нет, если не хотите их получить завтра, переделайте тему. Тупого копипаста, особливо с Вики, здесь не любят.

хорошо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
193
[SOX]
Старший альфа-тестер
477 публикаций
2 335 боёв

Копипаст . А еще меньше шрифт можно ???? Можно же было ,пускай и копипаст , оформить хотя бы тему ????

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
173 публикации
189 боёв

ТС, на будущее. Вставлять текст без оформления - ctrl+C+V. А вообще вот Вам пример оформления:

 

Всем привет.
1. Описание города.

Spoiler

Северодвинск находится на берегу Белого моря. Это один из самых молодых городов России. В 2008 году ему исполнилось всего 70 лет. А что такое 70 лет в Океане Времени? Капля, не более…
70 лет-эта дата знаменательна не только для города, но и для всей страны. В книге почётных посетителей музея трудовой славы Севмашпредприятия есть запись, сделанная рукой Президента: Северодвинск, его предприятия - достояние России. Государство все эти годы ставило перед предприятиями Северодвинска задачи, уникальность которых с высоты сегодняшнего времени пока ещё трудно оценить. И корабелы их решали. На верфях Северодвинска построены атомные подводные корабли, каких не создавали нигде в мире. Ведь мало, кто знает, что Северодвинск является центром атомного судостроения. Именно здесь сходят со стапелей лучшие в мире подводные лодки.
Но история земли, на которой сейчас стоит Северодвинск, не менее увлекательна, чем история самого города. Проведённые археологические раскопки обнаружили здесь остатки жилищ полуземляночного типа, относящиеся аж ко второму тысячелетию до нашей эры. Эта территория подвергалась грабежу со стороны варяжских непрошенных «гостей». А в 1553 году в этих местах действовал первый порт России.

 

2. Основание города.
По решению Совета Труда и Обороны, принятому 31 января 1936 года, возводился крупнейший в Европе судостроительный завод. По заданию правительства Иван Тарасович Кирилкин прибыл на Север, на строительство нового промышленного гиганта на берегу Белого моря. Судострой стал главным делом жизни тысяч людей.
Николо-Корельский монастырь спас Судострой, так называлась организация, которой была поручена грандиозная задача - возведение крупнейшего в стране судостроительного завода и жилых кварталов на обширной территории, примыкающей к древней обители. Она и стала первым пристанищем для нескольких сотен первостроителей, появившихся здесь в июле 1936 года. Кроме общежития, в монастыре разместились отдел кадров стройки, комитет комсомола, почта. Предварительно пришлось отремонтировать обветшавшую кровлю храмов, заменить осыпавшуюся во многих местах вместе с росписями штукатурку… Это позволяет иметь некоторое представление о том состоянии запустения, в котором находилась к тому времени древняя поморская обитель.
В строительстве участвовали тысячи людей, преимущественно жителей Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской и Коми областей, входивших тогда в состав Северного края. Начальником Судостроя и директором строящегося завода был 47-летний И.Т. Кирилкин - крупный организатор советской металлургической и машиностроительной промышленности, один из лучших командиров в битве за индустриализацию страны. Его выпестовал и направил на Север Нарком тяжёлой промышленности СССР, выдающийся государственный деятель Г.К. Орджоникидзе.
За плечами у Кирилкина, несомненно талантливого человека и прирождённого организатора, были и работа в руднике, и служба в органах ЧК и Красной Армии и участие в деятельности советских и партийных организаций. Выдвинутый на руководящую хозяйственную работу, он блестяще проявил себя, возглавляя крупнейшие металлургические предприятия на юге страны. На Северную Двину И.Т. Кирилкин приехал, введя в строй самый большой в СССР Новокраматорский завод тяжёлого машиностроения, начальником строительства которого и директором он был.
И.Т. Кирилкин мечтал о красивом, благоустроенном городе кораблестроителей, где были бы созданы все удобства для жизни. И предлагал развивать город на острове Ягры с его более благоприятными, чем на материке, природными условиями. Ратовал за квалифицированный труд, пропагандировал, как важно приобретать новые профессии. И создавал целую систему подготовки кадров. Был уверен в том, что новый город превратится в крупнейший центр культуры на всём побережье Белого моря. И строил театр.
Скорее! Скорее! Вот лозунг тех дней. 22 ноября 1936 года стройка получила транспортную связь со страной. Руководству области направлено сообщение о том, что по вновь построенной ветке Судострой - Исакогорка прошёл первый поезд с грузом.
К 1937 году уже была создана основная структура вспомогательных и подсобных хозяйств и цехов и достаточная на первое время жилплощадь. Только в декабре в районе нынешней «Теплосети» за месяц было построено двенадцать каркасных бараков. В 1937 году посёлок получил электроэнергию и воду из Архангельска. Зимой 1936-37 годов началась постоянная застройка двухэтажными добротными домами, пахнущими свежей стружкой.
Начало строительства - это время, когда разворачивалось стахановское движение. И, надо сказать, отношение первостроителей к труду было особым. Они понимали значение стройки, видели результаты, хотели сделать как можно больше и лучше. Очень тяжёлой работой были заняты девушки. Созданные из них бригады разнорабочих помогали плотникам в строительстве бараков: приходилось поднимать тяжести - песок, глину. Недаром на памятном знаке первостроителям представлен горельеф женщины с лопатой в руке.
К 1 декабря 1937 года жилой фонд посёлка состоял из 193 деревянных домов общей площадью 81256 кв. метров (из них 16258 - бараки). Централизованное отопление обеспечивали 17 котельных. Работали 3 бани (баня - роскошное по тем временам, а, главное, долгожданное сооружение с общими залами и душевыми), прачечная. Действовали 4 школы, детсад, ясли, Поликлиника и больница. Из предприятий торговли и общественного питания были сданы в эксплуатацию 12 столовых, 3 хлебопекарни, 6 продовольственных магазинов.
Весной 1937-го строители приступили к возведению промышленных объектов. Директивный срок закладки первого корабля (а им должен был стать линкор) правительство определило 1938 годом. Первую же очередь завода требовалось ввести уже в 1939-м.
Даже при нынешнем уровне техники и технологии трудно представить себе, что за такое время на пустом месте в условиях сурового северного климата можно создать мощное судостроительное производство, способное строить такие корабли, как линкор. Однако Судострой прилагал все усилия, чтобы выполнить эту труднейшую задачу. Тем не менее, заданные строки не выдерживались. К концу 1937 года отставание составляло 5-6 месяцев. Причин тому было много.
Лучшего оставляли желать бытовые условия рабочих. Качество построенного жилья во временном посёлке было низким - в дело шёл, как правило, сырой лес.
А весной 1938 года на Судострое появились люди в серых шинелях, с «кубарями» и шпалами на петлицах. Только очень осведомленные люди знали, что это означало подготовку к организации лагеря - для привлечения дополнительной рабочей силы на промышленную площадку. Началось устройство лагерей на материке и на острове Ягры. Пребывали их обитатели - заключённые. С 1 августа 1938 года стройка полностью перешла в ведение НКВД.
августа 1938 года рабочий поселок Архсудстроя Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был преобразован в город Молотовск. По состоянию на 11 августа 1938 года население Молотовска превышает 23 тысячи человек.
мая 1939 года начал производственную деятельность ремонтно-механический завод, предназначенный для ремонта строительных машин, изготовления металлоконструкций и чугунного литья (будущий Северодвинский завод дорожных машин). Народный комиссар ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов своим приказом №00186 от 20 июля 1940 года поручил военному совету Северного флота сформировать к 15 августа 1940 года военно-морскую базу в городе Молотовске. Окончательно Беломорская ВМБ сформирована в декабре 1940 года (приказ командующего Северным флотом №0528 от 29 декабря 1940 года). Этот день считается днём формирования Беломорской ВМБ.
С началом войны 1941 года новое судостроение на заводе фактически прекратилось. Завод переключился на выпуск продукции, совершенно не свойственной его профилю, но крайне необходимой фронту и флоту: корпусов снарядов и фугасных бомб, солдатских котелков, автоцистерн, мостовых железнодорожных конструкций, понтонов, морских тралов всех видов, а также артиллерийских корабельных башен. К строительству кораблей удалось возвратиться только в середине 1943 года.
А вот судоремонтом на заводе, причём в больших объёмах, занимались все четыре года войны. По сути, предприятие превратилось в судоремонтную базу транспортного, ледокольного и военного флота на Севере.
В годы войны пришлось ускорять строительство основных цехов. Кроме того, по специальному указанию правительства осуществляли строительство набережных, причалов и складских ёмкостей для приёма грузовых пароходов союзных держав. В ту пору основной рабочей силой стали заключённые Ягринлага.
Всего за годы войны ушли на фронт 14,5 тысяч жителей, из которых 3,5 тысячи не вернулись. В юнги Северного флота ушёл школьник Валентин Пикуль, поразивший нас своей яркой, необыкновенной судьбой, околдовавший своими книгами.


3.Развитее города.

Окончание войны открыло возможности для достройки завода-гиганта, строительства города, привлечения и закрепления кадров, коренного улучшения снабжения, быта и культурного обслуживания населения, состоявшего на три четверти или более из работников предприятия и их семей. За четыре послевоенных года были построены тысячи квадратных метров производственной базы. Ввод в эксплуатацию таких сооружений, как закрытый цех - эллинг и наливной бассейн, позволили впервые в СССР осуществить поточно-позиционную постройку крупных кораблей.
июля 1946 Советом Министров СССР принято постановление о строительстве на о. Ягры судоремонтного завода №893(сейчас - ГМП «Звёздочка»). Он возведён в зоне действующего завода №402, что значительно сократило сроки строительства и объём капиталовложений. В 1947 году начались первые строительные работы.
После окончания войны, в связи с новыми задачами, поставленными перед заводом №402 кораблестроительной программой, было решено достроить только одну подводную лодку из пяти, доставленных из Горького отдельными секциями. И 14 августа 1947 года подписан приёмный акт, утверждённый Главкомом ВМС. Подводная лодка «М-214» постройки завода №402 вступила в состав советского флота. Именно дату 14 августа 1947 года следует считать за исходную точку строительства ПЛ на «Северном Машиностроительном Предприятии».
Вот от такой «малютки» начинался путь Севмаша к созданию военно-морского флота, достойного великой державы.
сентября 1955 года на заводе №402 произошло событие, обозначившее громадную веху в развитии отечественного флота и судостроения. На стапеле цеха №42 в обстановке строгой секретности состоялась торжественная церемония закладки первой в СССР подводной лодки с атомной энергетической установкой (проект 627, заказ 254).
В 1951 году заместителем председателя горисполкома по городскому хозяйству был назначен Н.П.Соснин. И он выбрал главным направлением - озеленение города. Городской совет принял трёхлетний план благоустройства. Николай Павлович даже на стихи переложил всё содержание программы:
…Асфальтом улицы покроем,
Дома вагонкой обошьём,
Оградки новые построим,
Бараки старые снесём…
22 апреля 1952 года состоялось открытие кинотеатра «Родина» - первого в Архангельской области, построенного по типовому проекту. В этом же году был сдан в эксплуатацию хлебозавод №1, действующий и в наши дни.
сентября 1957 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Молотовск переименован вСеверодвинск.
В октябре 1958 года состоялась торжественная закладка Дворца культуры имени Ленинского комсомола. В фундамент здания замурована бутылка с запиской, в которой сообщается, что ДК заложен в день 40-летия ВЛКСМ. За 1958 год горожане получили более тридцати тысяч квадратных метров жилой площади. Столько жилья в городе никогда не строилось. Заасфальтировано около ста тысяч кв.метров дорог.
Постановлением Совета Министров СССР №1216-526 от 29.10.1959 на завод №893 возложены ремонт и модернизация атомных подводных лодок. Спустя год завод отнесён к числу важнейших строек страны. Остров Ягры превращается в большую строительную площадку, работы на которой ведутся с небывалым прежде размахом. Быстрыми темпами возводятся корпуса производственных зданий, жилые дома, объекты социально-бытового назначения, прокладываются энергокоммуникации. А в 1962 году к заводскому причалу пришли первые атомные подводные лодки.
В 1959 году с конвейера Северодвинского завода дорожных машин сошли первые 12 снегоочистителей.
января 1951 года подписан акт о ликвидации лагерей в Северодвинске. По неофициальным данным в 40-е годы численность заключённых доходила до 80 тысяч человек, затем держалась на уровне до 50 тысяч.
В 1965 году открылся универмаг «Радуга». Советом Министров СССР принято постановление о создании в городе Севмашвтуза. А 29 июля открылся кинотеатр «Прибой», построенный на месте отслуживших свой век жилых бараков. На первом сеансе демонстрировался фильм «Ракеты не должны взлететь».
ноября 1967года подписан акт правительственной комиссии о приёмке построенной корабелами ПО «Севмаш» по проекту 667А головной АПЛ второго поколения К-137: открыт счёт самой крупной в мировой практике серии кораблей, определивших достижение военно-стратегического паритета с США в области ракетных вооружений.
декабря 1969 года подписан акт о приёмке ВМФ построенной ПО «Севмаш» уникальной АПЛ 661-го проекта - первой в мире с титановым корпусом. Установленный этой подлодкой мировой рекорд скорости хода под водой - 44,7 узла, не превзойдён до наших дней. Северодвинцы дали ей неофициальное название - «Золотая рыбка».
Строительство набирало темпы. Расширялись границы Северодвинска. Воздвигались новые предприятия, новые грандиозные объекты на Севмаше. А жильё, школы, больницы! В среднем в семидесятые годы сдавалось в эксплуатацию до ста тысяч кв. метров. Горожане ежегодно получали бесплатно до трёх тысяч квартир. Жизнь решительно потребовала перехода на индустриальные методы строительства. Создавалась промышленная база стройки, совершенствовались методы управления.
В 80-ых годах продолжается строительство школ, в том числе и на Яграх, больниц, открытие музеев, магазинов; в 1984 году Северодвинский театр Драмы принял первых зрителей; открываются профессиональные училища, возводятся памятники павшим в годы Великой Отечественной войны; открылся Дворец культуры строителей. В 1989 году решением Архангельского облисполкома урочище Куртяево близ Северодвинска объявлено государственным природно-историческим памятником. В этом же году в Северодвинске создано отделение Поморского международного педагогического университета. Заводом ПО «Севмаш» сдано ВМФ 4 подводных лодки, в том числе АПЛ «Комсомолец». Население Северодвинска продолжает увеличиваться, в 1988 году в городе проживает 247,6 тысяч человек.
За 1990 год в Северодвинске обеспечен ввод 100,6 тысяч кв. метров жилья.
февраля 1991года решением Архангельского облисполкома Северодвинск объявлен городом, открытым для въезда граждан СССР. В этом же году открылась гостиница «Никольский посад», стены которой освятил отец Аркадий.
апреля 1992года президент России Б.Н.Ельцин посетил Северодвинск и ПО «Севмаш». А 8 ноября он подписал указ «О создании Государственного российского центра атомного судостроения на базе оборонных предприятий г. Северодвинска. В 1996 году указом Б.Н.Ельцина закреплена приоритетная роль ГРЦАС в развитии машиностроения для нефте- и газодобычи на арктическом шельфе.
Северодвинск судостроение заселение основание.

 

4. Заключение.

Северодвинск возник не на пустом месте. Появление нового промышленного города в Никольском устье Северной Двины было закономерным и исторически обоснованным. Его строительство вдохнуло новую жизнь в эти берега.
Проведение 1 мая 1998 года первого богослужения у стен Николо-Корельского монастыря стало логическим продолжением возрождения православных традиций в древнем поморском крае. Понимая историческое значение монастыря, Севмашпредприятие заказало проект восстановления древней обители.
Трудной и горькой оказалась судьба тех, кто руководил первостроителями города. Память о них увековечена в названии улиц: Кирилкина, Торцева, Бойчука, Лебедева, а также площадей: Егорова и Просянкина.
Немаловажной была роль Северодвинска в годы войны. 15 февраля 1983 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги трудящихся в годы Великой Отечественной войны город награждён орденом Ленина.
В наши дни город имеет ещё и международное значение. На ГМП «Звёздочка» ремонтируются подводные лодки ВМС Индии и Китая. На время ремонта китайской ПЛ экипажу лодки и их семьям выделено общежитие в новом районе города. Специально для иностранных гостей в городе построен учебный центр, где наряду с другими предметами изучают русский язык. Дети иностранных гостей обучаются в школах Северодвинска. А в День Военно-морского флота они для жителей города показывают представления со своими народными песнями и танцами.
октября 2004 года на сессии муниципального Совета принят и официально утверждён гимн города Северодвинска (муз. П.Приходько, стихи А.Ипатов).
Гимн Северодвинска

Где много лет на Белом море,
В краю болот, ветров, дождей
Никольский Храм стоял в дозоре
Российских вольных рубежей,

Там вырос город Корабелов -
И с морем он неразделим -
С одним на всех нелёгким делом,
На всех Отечеством одним.

 

Припев:

Город родной,
Мир и покой,
Бог и Святой Николай.
Вместе с тобой,
Как за стеной
Гордый отеческий край.

 
И моря хмурые седины
Не властны над твоей судьбой.
Суровый берег, но любимый,
Навеки связаны с тобой.

Ешё на суше и на море
Нас ждут великие дела.
Доколе море с ветром спорит,
Доколе Родина жива.

 

Припев.

 

Это главный город атомного судостроения России.За последние 30 лет в нем построено 128 атомных подводных лодок.Больше чем на другой судоверфи мира!

 

Обязательно указывайте источник. Добавляйте побольше фотографий и картинок. 

С вами был Stalker_uz. Подписывайтесь на канал, ста... Тыкс, это уже не из той оперы...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
819 боёв

Копипаст . А еще меньше шрифт можно ???? Можно же было ,пускай и копипаст , оформить хотя бы тему ????

Не совсем копипаст,некоторое взято из головы

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Участник
166 публикаций

Не совсем копипаст,некоторое взято из головы

 

 

раздели как бы на части и разделы и засунь все под скрытый текст!!! И не плохо было бы в начале темы поставить картинку или фотку

Изменено пользователем CMepTb9

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
819 боёв

 

раздели как бы на части и разделы и засунь все под скрытый текст!!! И не плохо было бы в начале темы поставить картинку или фотку

Не подскажешь как это сделать?

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
819 боёв

Копипаст . А еще меньше шрифт можно ???? Можно же было ,пускай и копипаст , оформить хотя бы тему ????

Что бы вы не портили глаза сделал шрифт побольше.Я забочюсь о вашем здоровье.))))))Надеюсь вам понравится!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Старший альфа-тестер
9 публикаций
205 боёв

Автор, тему про Северодвинск вы выбрали удачно, но оформление подкачало. Неплохо бы было добавить несколько фотографий, изображение гербов города:

 Изображение Изображение

 Отдельно оформить про Николо-Корельский монастырь история которого так же интересна, особенно его расположении на закрытой заводской территории и каким образом на службу допускаются верующие.

Рассказать о Беломорской военно-морской базе.

Раз упомянули о гимне неплохо бы добавить его слова:

Где много лет на Белом море,
В краю болот, ветров, дождей
Никольский Храм стоял в дозоре
Российских вольных рубежей,

Там вырос город Корабелов -
И с морем он неразделим -
С одним на всех нелёгким делом,
На всех Отечеством одним.

Припев:

Город родной,
Мир и покой,
Бог и Святой Николай.
Вместе с тобой,
Как за стеной
Гордый отеческий край.

 

И моря хмурые седины
Не властны над твоей судьбой.
Суровый берег, но любимый,
Навеки связаны с тобой.

Ешё на суше и на море
Нас ждут великие дела.
Доколе море с ветром спорит,
Доколе Родина жива.

Припев.

 

Ну и самое главное Детище города (Севмаш) требует как минимум создание отдельной темы, а не просто упоминание вскользь несмотря на то, что история города и завода тесно связаны между собой.

Возможно Вам надо было разбить информацию на несколько тем, ведь только чего стоит одно возведение города на болоте, а так же строительство некоторых улиц силами заключённых или военнопленных. 

 

Как я уже сказал тема очень хорошая, но постарайтесь в следующий раз красиво и грамотно оформить, чтобы тем кто не знает было приятно и интересно её читать, а для тех кто знаком возможность найти новую для них ранее неизвестную информацию. 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
450 публикаций

Хома, а ты сам с Северодвинска что-ли? 

Пс. Тема подкачала, надо бы исправить...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
819 боёв

Хома, а ты сам с Северодвинска что-ли? 

Пс. Тема подкачала, надо бы исправить...

Нет,из Москвы.Просто город особенный)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
57 публикаций
819 боёв

Автор, тему про Северодвинск вы выбрали удачно, но оформление подкачало. Неплохо бы было добавить несколько фотографий, изображение гербов города:

 Изображение Изображение

 Отдельно оформить про Николо-Корельский монастырь история которого так же интересна, особенно его расположении на закрытой заводской территории и каким образом на службу допускаются верующие.

Рассказать о Беломорской военно-морской базе.

Раз упомянули о гимне неплохо бы добавить его слова:

Где много лет на Белом море,
В краю болот, ветров, дождей
Никольский Храм стоял в дозоре
Российских вольных рубежей,

Там вырос город Корабелов -
И с морем он неразделим -
С одним на всех нелёгким делом,
На всех Отечеством одним.

Припев:

Город родной,
Мир и покой,
Бог и Святой Николай.
Вместе с тобой,
Как за стеной
Гордый отеческий край.

 

И моря хмурые седины
Не властны над твоей судьбой.
Суровый берег, но любимый,
Навеки связаны с тобой.

Ешё на суше и на море
Нас ждут великие дела.
Доколе море с ветром спорит,
Доколе Родина жива.

Припев.

 

Ну и самое главное Детище города (Севмаш) требует как минимум создание отдельной темы, а не просто упоминание вскользь несмотря на то, что история города и завода тесно связаны между собой.

Возможно Вам надо было разбить информацию на несколько тем, ведь только чего стоит одно возведение города на болоте, а так же строительство некоторых улиц силами заключённых или военнопленных. 

 

Как я уже сказал тема очень хорошая, но постарайтесь в следующий раз красиво и грамотно оформить, чтобы тем кто не знает было приятно и интересно её читать, а для тех кто знаком возможность найти новую для них ранее неизвестную информацию. 

 

 

Постараюсь!

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
2
[BB78]
Бета-тестер, Коллекционер
34 публикации
4 700 боёв

конечно здесь тема именно про историю города, но не могу не упомянуть еще раз про подводные лодки, а именно там они и собираются

1:40 начинается самое интересное

Изменено пользователем mag93

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Альфа-тестер
162 публикации
7 боёв

В тему добавьте вступление и побольше фото.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Бета-тестер
116 публикаций
26 боёв

Всем привет.

1.введение.Северодвинск находится на берегу Белого моря. Это один из самых молодых городов России. В 2008 году ему исполнилось всего 70 лет. А что такое 70 лет в Океане Времени? Капля, не более…

70 лет-эта дата знаменательна не только для города, но и для всей страны. В книге почётных посетителей музея трудовой славы Севмашпредприятия есть запись, сделанная рукой Президента: Северодвинск, его предприятия - достояние России. Государство все эти годы ставило перед предприятиями Северодвинска задачи, уникальность которых с высоты сегодняшнего времени пока ещё трудно оценить. И корабелы их решали. На верфях Северодвинска построены атомные подводные корабли, каких не создавали нигде в мире. Ведь мало, кто знает, что Северодвинск является центром атомного судостроения. Именно здесь сходят со стапелей лучшие в мире подводные лодки.

Но история земли, на которой сейчас стоит Северодвинск, не менее увлекательна, чем история самого города. Проведённые археологические раскопки обнаружили здесь остатки жилищ полуземляночного типа, относящиеся аж ко второму тысячелетию до нашей эры. Эта территория подвергалась грабежу со стороны варяжских непрошенных «гостей». А в 1553 году в этих местах действовал первый порт России.

 

2.Основание города.

По решению Совета Труда и Обороны, принятому 31 января 1936 года, возводился крупнейший в Европе судостроительный завод. По заданию правительства Иван Тарасович Кирилкин прибыл на Север, на строительство нового промышленного гиганта на берегу Белого моря. Судострой стал главным делом жизни тысяч людей.

Николо-Корельский монастырь спас Судострой, так называлась организация, которой была поручена грандиозная задача - возведение крупнейшего в стране судостроительного завода и жилых кварталов на обширной территории, примыкающей к древней обители. Она и стала первым пристанищем для нескольких сотен первостроителей, появившихся здесь в июле 1936 года. Кроме общежития, в монастыре разместились отдел кадров стройки, комитет комсомола, почта. Предварительно пришлось отремонтировать обветшавшую кровлю храмов, заменить осыпавшуюся во многих местах вместе с росписями штукатурку… Это позволяет иметь некоторое представление о том состоянии запустения, в котором находилась к тому времени древняя поморская обитель.

В строительстве участвовали тысячи людей, преимущественно жителей Архангельской, Вологодской, Северо-Двинской и Коми областей, входивших тогда в состав Северного края. Начальником Судостроя и директором строящегося завода был 47-летний И.Т. Кирилкин - крупный организатор советской металлургической и машиностроительной промышленности, один из лучших командиров в битве за индустриализацию страны. Его выпестовал и направил на Север Нарком тяжёлой промышленности СССР, выдающийся государственный деятель Г.К. Орджоникидзе.

За плечами у Кирилкина, несомненно талантливого человека и прирождённого организатора, были и работа в руднике, и служба в органах ЧК и Красной Армии и участие в деятельности советских и партийных организаций. Выдвинутый на руководящую хозяйственную работу, он блестяще проявил себя, возглавляя крупнейшие металлургические предприятия на юге страны. На Северную Двину И.Т. Кирилкин приехал, введя в строй самый большой в СССР Новокраматорский завод тяжёлого машиностроения, начальником строительства которого и директором он был.

И.Т. Кирилкин мечтал о красивом, благоустроенном городе кораблестроителей, где были бы созданы все удобства для жизни. И предлагал развивать город на острове Ягры с его более благоприятными, чем на материке, природными условиями. Ратовал за квалифицированный труд, пропагандировал, как важно приобретать новые профессии. И создавал целую систему подготовки кадров. Был уверен в том, что новый город превратится в крупнейший центр культуры на всём побережье Белого моря. И строил театр.

Скорее! Скорее! Вот лозунг тех дней. 22 ноября 1936 года стройка получила транспортную связь со страной. Руководству области направлено сообщение о том, что по вновь построенной ветке Судострой - Исакогорка прошёл первый поезд с грузом.

К 1937 году уже была создана основная структура вспомогательных и подсобных хозяйств и цехов и достаточная на первое время жилплощадь. Только в декабре в районе нынешней «Теплосети» за месяц было построено двенадцать каркасных бараков. В 1937 году посёлок получил электроэнергию и воду из Архангельска. Зимой 1936-37 годов началась постоянная застройка двухэтажными добротными домами, пахнущими свежей стружкой.

Начало строительства - это время, когда разворачивалось стахановское движение. И, надо сказать, отношение первостроителей к труду было особым. Они понимали значение стройки, видели результаты, хотели сделать как можно больше и лучше. Очень тяжёлой работой были заняты девушки. Созданные из них бригады разнорабочих помогали плотникам в строительстве бараков: приходилось поднимать тяжести - песок, глину. Недаром на памятном знаке первостроителям представлен горельеф женщины с лопатой в руке.

К 1 декабря 1937 года жилой фонд посёлка состоял из 193 деревянных домов общей площадью 81256 кв. метров (из них 16258 - бараки). Централизованное отопление обеспечивали 17 котельных. Работали 3 бани (баня - роскошное по тем временам, а, главное, долгожданное сооружение с общими залами и душевыми), прачечная. Действовали 4 школы, детсад, ясли, Поликлиника и больница. Из предприятий торговли и общественного питания были сданы в эксплуатацию 12 столовых, 3 хлебопекарни, 6 продовольственных магазинов.

Весной 1937-го строители приступили к возведению промышленных объектов. Директивный срок закладки первого корабля (а им должен был стать линкор) правительство определило 1938 годом. Первую же очередь завода требовалось ввести уже в 1939-м.

Даже при нынешнем уровне техники и технологии трудно представить себе, что за такое время на пустом месте в условиях сурового северного климата можно создать мощное судостроительное производство, способное строить такие корабли, как линкор. Однако Судострой прилагал все усилия, чтобы выполнить эту труднейшую задачу. Тем не менее, заданные строки не выдерживались. К концу 1937 года отставание составляло 5-6 месяцев. Причин тому было много.

Лучшего оставляли желать бытовые условия рабочих. Качество построенного жилья во временном посёлке было низким - в дело шёл, как правило, сырой лес.

А весной 1938 года на Судострое появились люди в серых шинелях, с «кубарями» и шпалами на петлицах. Только очень осведомленные люди знали, что это означало подготовку к организации лагеря - для привлечения дополнительной рабочей силы на промышленную площадку. Началось устройство лагерей на материке и на острове Ягры. Пребывали их обитатели - заключённые. С 1 августа 1938 года стройка полностью перешла в ведение НКВД.

августа 1938 года рабочий поселок Архсудстроя Указом Президиума Верховного Совета РСФСР был преобразован в город Молотовск. По состоянию на 11 августа 1938 года население Молотовска превышает 23 тысячи человек.

мая 1939 года начал производственную деятельность ремонтно-механический завод, предназначенный для ремонта строительных машин, изготовления металлоконструкций и чугунного литья (будущий Северодвинский завод дорожных машин). Народный комиссар ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов своим приказом №00186 от 20 июля 1940 года поручил военному совету Северного флота сформировать к 15 августа 1940 года военно-морскую базу в городе Молотовске. Окончательно Беломорская ВМБ сформирована в декабре 1940 года (приказ командующего Северным флотом №0528 от 29 декабря 1940 года). Этот день считается днём формирования Беломорской ВМБ.

С началом войны 1941 года новое судостроение на заводе фактически прекратилось. Завод переключился на выпуск продукции, совершенно не свойственной его профилю, но крайне необходимой фронту и флоту: корпусов снарядов и фугасных бомб, солдатских котелков, автоцистерн, мостовых железнодорожных конструкций, понтонов, морских тралов всех видов, а также артиллерийских корабельных башен. К строительству кораблей удалось возвратиться только в середине 1943 года.

А вот судоремонтом на заводе, причём в больших объёмах, занимались все четыре года войны. По сути, предприятие превратилось в судоремонтную базу транспортного, ледокольного и военного флота на Севере.

В годы войны пришлось ускорять строительство основных цехов. Кроме того, по специальному указанию правительства осуществляли строительство набережных, причалов и складских ёмкостей для приёма грузовых пароходов союзных держав. В ту пору основной рабочей силой стали заключённые Ягринлага.

Всего за годы войны ушли на фронт 14,5 тысяч жителей, из которых 3,5 тысячи не вернулись. В юнги Северного флота ушёл школьник Валентин Пикуль, поразивший нас своей яркой, необыкновенной судьбой, околдовавший своими книгами.

 

3.Развитее города.

Окончание войны открыло возможности для достройки завода-гиганта, строительства города, привлечения и закрепления кадров, коренного улучшения снабжения, быта и культурного обслуживания населения, состоявшего на три четверти или более из работников предприятия и их семей. За четыре послевоенных года были построены тысячи квадратных метров производственной базы. Ввод в эксплуатацию таких сооружений, как закрытый цех - эллинг и наливной бассейн, позволили впервые в СССР осуществить поточно-позиционную постройку крупных кораблей.

июля 1946 Советом Министров СССР принято постановление о строительстве на о. Ягры судоремонтного завода №893(сейчас - ГМП «Звёздочка»). Он возведён в зоне действующего завода №402, что значительно сократило сроки строительства и объём капиталовложений. В 1947 году начались первые строительные работы.

После окончания войны, в связи с новыми задачами, поставленными перед заводом №402 кораблестроительной программой, было решено достроить только одну подводную лодку из пяти, доставленных из Горького отдельными секциями. И 14 августа 1947 года подписан приёмный акт, утверждённый Главкомом ВМС. Подводная лодка «М-214» постройки завода №402 вступила в состав советского флота. Именно дату 14 августа 1947 года следует считать за исходную точку строительства ПЛ на «Северном Машиностроительном Предприятии».

Вот от такой «малютки» начинался путь Севмаша к созданию военно-морского флота, достойного великой державы.

сентября 1955 года на заводе №402 произошло событие, обозначившее громадную веху в развитии отечественного флота и судостроения. На стапеле цеха №42 в обстановке строгой секретности состоялась торжественная церемония закладки первой в СССР подводной лодки с атомной энергетической установкой (проект 627, заказ 254).

В 1951 году заместителем председателя горисполкома по городскому хозяйству был назначен Н.П.Соснин. И он выбрал главным направлением - озеленение города. Городской совет принял трёхлетний план благоустройства. Николай Павлович даже на стихи переложил всё содержание программы:

…Асфальтом улицы покроем,

Дома вагонкой обошьём,

Оградки новые построим,

Бараки старые снесём…

22 апреля 1952 года состоялось открытие кинотеатра «Родина» - первого в Архангельской области, построенного по типовому проекту. В этом же году был сдан в эксплуатацию хлебозавод №1, действующий и в наши дни.

сентября 1957 года указом Президиума Верховного Совета РСФСР Молотовск переименован вСеверодвинск.

В октябре 1958 года состоялась торжественная закладка Дворца культуры имени Ленинского комсомола. В фундамент здания замурована бутылка с запиской, в которой сообщается, что ДК заложен в день 40-летия ВЛКСМ. За 1958 год горожане получили более тридцати тысяч квадратных метров жилой площади. Столько жилья в городе никогда не строилось. Заасфальтировано около ста тысяч кв.метров дорог.

Постановлением Совета Министров СССР №1216-526 от 29.10.1959 на завод №893 возложены ремонт и модернизация атомных подводных лодок. Спустя год завод отнесён к числу важнейших строек страны. Остров Ягры превращается в большую строительную площадку, работы на которой ведутся с небывалым прежде размахом. Быстрыми темпами возводятся корпуса производственных зданий, жилые дома, объекты социально-бытового назначения, прокладываются энергокоммуникации. А в 1962 году к заводскому причалу пришли первые атомные подводные лодки.

В 1959 году с конвейера Северодвинского завода дорожных машин сошли первые 12 снегоочистителей.

января 1951 года подписан акт о ликвидации лагерей в Северодвинске. По неофициальным данным в 40-е годы численность заключённых доходила до 80 тысяч человек, затем держалась на уровне до 50 тысяч.

В 1965 году открылся универмаг «Радуга». Советом Министров СССР принято постановление о создании в городе Севмашвтуза. А 29 июля открылся кинотеатр «Прибой», построенный на месте отслуживших свой век жилых бараков. На первом сеансе демонстрировался фильм «Ракеты не должны взлететь».

ноября 1967года подписан акт правительственной комиссии о приёмке построенной корабелами ПО «Севмаш» по проекту 667А головной АПЛ второго поколения К-137: открыт счёт самой крупной в мировой практике серии кораблей, определивших достижение военно-стратегического паритета с США в области ракетных вооружений.

декабря 1969 года подписан акт о приёмке ВМФ построенной ПО «Севмаш» уникальной АПЛ 661-го проекта - первой в мире с титановым корпусом. Установленный этой подлодкой мировой рекорд скорости хода под водой - 44,7 узла, не превзойдён до наших дней. Северодвинцы дали ей неофициальное название - «Золотая рыбка».

Строительство набирало темпы. Расширялись границы Северодвинска. Воздвигались новые предприятия, новые грандиозные объекты на Севмаше. А жильё, школы, больницы! В среднем в семидесятые годы сдавалось в эксплуатацию до ста тысяч кв. метров. Горожане ежегодно получали бесплатно до трёх тысяч квартир. Жизнь решительно потребовала перехода на индустриальные методы строительства. Создавалась промышленная база стройки, совершенствовались методы управления.

В 80-ых годах продолжается строительство школ, в том числе и на Яграх, больниц, открытие музеев, магазинов; в 1984 году Северодвинский театр Драмы принял первых зрителей; открываются профессиональные училища, возводятся памятники павшим в годы Великой Отечественной войны; открылся Дворец культуры строителей. В 1989 году решением Архангельского облисполкома урочище Куртяево близ Северодвинска объявлено государственным природно-историческим памятником. В этом же году в Северодвинске создано отделение Поморского международного педагогического университета. Заводом ПО «Севмаш» сдано ВМФ 4 подводных лодки, в том числе АПЛ «Комсомолец». Население Северодвинска продолжает увеличиваться, в 1988 году в городе проживает 247,6 тысяч человек.

За 1990 год в Северодвинске обеспечен ввод 100,6 тысяч кв. метров жилья.

февраля 1991года решением Архангельского облисполкома Северодвинск объявлен городом, открытым для въезда граждан СССР. В этом же году открылась гостиница «Никольский посад», стены которой освятил отец Аркадий.

апреля 1992года президент России Б.Н.Ельцин посетил Северодвинск и ПО «Севмаш». А 8 ноября он подписал указ «О создании Государственного российского центра атомного судостроения на базе оборонных предприятий г. Северодвинска. В 1996 году указом Б.Н.Ельцина закреплена приоритетная роль ГРЦАС в развитии машиностроения для нефте- и газодобычи на арктическом шельфе.

Северодвинск судостроение заселение основание.

 

4.заключение

Северодвинск возник не на пустом месте. Появление нового промышленного города в Никольском устье Северной Двины было закономерным и исторически обоснованным. Его строительство вдохнуло новую жизнь в эти берега.

Проведение 1 мая 1998 года первого богослужения у стен Николо-Корельского монастыря стало логическим продолжением возрождения православных традиций в древнем поморском крае. Понимая историческое значение монастыря, Севмашпредприятие заказало проект восстановления древней обители.

Трудной и горькой оказалась судьба тех, кто руководил первостроителями города. Память о них увековечена в названии улиц: Кирилкина, Торцева, Бойчука, Лебедева, а также площадей: Егорова и Просянкина.

Немаловажной была роль Северодвинска в годы войны. 15 февраля 1983 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги трудящихся в годы Великой Отечественной войны город награждён орденом Ленина.

В наши дни город имеет ещё и международное значение. На ГМП «Звёздочка» ремонтируются подводные лодки ВМС Индии и Китая. На время ремонта китайской ПЛ экипажу лодки и их семьям выделено общежитие в новом районе города. Специально для иностранных гостей в городе построен учебный центр, где наряду с другими предметами изучают русский язык. Дети иностранных гостей обучаются в школах Северодвинска. А в День Военно-морского флота они для жителей города показывают представления со своими народными песнями и танцами.

октября 2004 года на сессии муниципального Совета принят и официально утверждён гимн города Северодвинска (муз. П.Приходько, стихи А.Ипатов).

 

 

 

Судна которые делали и делают в Северодвинске.

Подводные лодки проекта БорейСтатья.png,подводная лодка Акуластатья.jpg ,авианосец Викрамадитья (заказчик ВМФ индии)Сатья.jpg .И это только малая часть.

 

Это главный город атомного судостроения России.За последние 30 лет в нем построено 128 атомных подводных лодок.Больше чем на другой судоверфи мира!

Достойно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию

×