20 Harold_F1nch Альфа-тестер 325 публикаций 1 354 боя Жалоба #1 Опубликовано: 6 янв 2014, 16:42:57 (изменено) Лёгкие крейсера типа "Дюге-Труэн" Доброго времени суток, Господа! Звездой сегодняшней темы суждено было стать французским крейсерам типа "Дюгэ-Труэн". В отличие от предыдущего краткого описания истории службы кораблей, входящих в определенный класс, здесь история каждого из построенной троицы будет довольно содержательной. Во избежание недоразумений скажу, что история каждого корабля вместе с фотографиями (отдельного блока с фотографиями в этот раз не будет) будет размещена в блоке "Корабли в составе проекта". История проекта: С началом Первой мировой войны французский флот остро ощутил отсутствие современных легких крейсеров. Работы по обновлению крейсерских сил начались еще в 1909 г. Их итогом стало принятие 10 июня 1914 г. проекта «эскадренного разведчика» (соп-voieur d'escadrilles), основной задачей которых являлась дальняя разведка при эскадре линкоров. Всего планировалось построить 10 единиц. Головной корабль, получивший название «Ламотт-Пике», был заказан 17 июля арсеналу в Тулоне. Закладка намечалась на ноябрь 1914 г., но не состоялась из-за начавшейся войны. В течение следующего года проект неоднократно пересматривали, однако из-за загруженности судостроительных предприятий заказами для армии, окончательное решение было отложено до мирного времени. К работам вернулись в июле 1919 г. Поскольку французский Морской Совет не располагал к тому времени информацией о проектах новейших британских (тип «Е») и американских (тип «Омаха») крейсеров, за ориентир были взяты наиболее современные на тот момент британские «С» и «D» и итальянский «Марсала». Программа не была принята, и в течение следующих двух лет проект претерпел ряд дальнейших изменений. В апреле-мае 1920 г., когда стали известны характеристики «Эмерода» и «Омахи», члены Морского Совета впервые высказались за увеличение водоизмещения до 7300 т, а скорости — до 34 уз., поскольку считалось, что к моменту вступления кораблей в строй 30-узловая скорость может оказаться недостаточной. Что же касается вооружения, то 138-мм орудия были признаны слабоватыми для 5270-тонного крейсера и совершенно неприемлемыми для 7300-тонного. Было предложено заменить их на семь 155-мм орудий в одинарных установках, размещенных в диаметральной плоскости. Принятие данного калибра должно было способствовать унификации артиллерии на флоте и в армии, что облегчило бы снабжение флота боеприпасами. Окончательные требования к проекту были сформулированы в июне 1920 г. Они предусматривали увеличение водоизмещения до 8000 т, рост мощности вдвое за счет перехода от двухвальной силовой установки к четырехвальной (примерно по 25 000 л.с. на валу в обоих случаях), вооружение из восьми 155-мм орудий в спаренных установках, четырех 75-мм зениток и четырех трехтрубных торпедных аппаратов. Стоимость такого корабля, по сравнению с исходным проектом 5270-тонного крейсера, возросла почти вдвое — с 40 до 70 млн. франков. К концу года, после изучения трофейных германских и австро-венгерского крейсеров, появилось четыре варианта эскизного проекта, различавшиеся по защите, мощности силовой установки и скорости. В апреле 1921 г. для детальной проработки был выбран вариант «С», обладавший 34-уз. скоростью при водоизмещении 7890 т и полном отсутствии броневой защиты, хотя всевозможные изменения и улучшения вносились в проект вплоть до момента выдачи заказа. Заказ на постройку «Дюге-Труэн» и «Примоге» выдали арсеналу в Бресте 14 апреля, а «Ламотт-Пике» — арсеналу в Лориане 18 апреля 1922 г. Турбины для них делали частные предприятия (соответственно, «Шантье де ля Лу-ар», «Ателье э Шантье де Сен-Назер-Пеное» и «Форж э Шантье де ля Метитеррань»), а котлы — государственное предприятие «Индре». Закладка головного корабля состоялась 4 августа 1922 г. На испытания «Дюге-Труэн» вышел 1 августа 1925 г., «Ламотт-Пике» и «Примоге» — 1 февраля 1926 г. Корабли официально вошли в строй в конце 1926 — начале 1927 гг., но после этого неоднократно возвращались на верфи для установки различного оборудования и полностью боеспособными стали лишь к концу 1929 г. С «Дюге-Труэна» во время ремонта в Тулоне (1.10.1929 — 4.9.1930) демонтирован поврежденный пожаром КДП, расширена палуба спардека. В ходе ремонта в Бресте (1.7.1932 — 9.8.1933) установлен новый КДП; оборудован адмиральский мостик и 2 поста управления зенитной стрельбой с 3-м стереодальномерами на крыльях нижнего мостика; в носовой КДП добавлен 1 -м дальномер; 8-мм пулеметы заменены на 13,2-мм; установлены дюралюминиевые щиты на 75-мм зенитки; установлена кран-балка для подъема самолета на катапульту. В ходе ремонта в Бресте (5 марта — 31 мая 1935 г.) снята фор-стеньга и на 6,4 м срезана грот-мачта; катапульта приспособлена для использования самолетов GL-832 и «Потэ-452». В ходе ремонта в Тулоне (15.9.1937 — 15.2.1938) произведена замена всех дальномеров совмещения на стереоскопические, а 4-метровый дальномер в главном КДП заменен 8-метровым. Во время ремонта в Лориане (22 января — 15 мая 1940 г.) смонтировано оборудование для приема топлива на ходу в море; демонтированы дальномеры на спардеке; заменена грот-мачта; установлен 5-м шток на фок-мачте. С «Ламотт-Пике» во время продолжительного ремонта в Лориане (1.9.1933 — 15.1.1935) снята фор-стеньга; оборудован адмиральский мостик и 2 поста управления зенитной стрельбой с 3-м стереодальномерами; добавлен 1-м дальномер в носовой КДП; 8-мм пулеметы заменены на 13,2-мм; смонтированы щиты на 75-мм зенитки; установлена кран-балка для подъема самолета на катапульту; на носовом шельтердеке смонтированы две 47-мм салютных пушки. В 1939—1940 гг. в Сайгоне произведена замена 4-м дальномера в главном КДП на 8-м. В силу оторванности от метрополии, дальнейших модернизаций не проводилось. На «Примоге» во время ремонта в Тулоне (19.12.1931 —30.3.1932) установлены две 47-мм салютных пушки и щиты на 75-мм зенитки. В ходе ремонта в Сайгоне (23.12.1934 — 1.4.1935) снята фор-стеньга и уменьшена высота грот-мачты. В ходе ремонта в Лориане (20.3.1936 — 30.8.1937) грот-мачта заменена 6-метровым флагштоком; 4-м дальномер в главном КДП заменен на 8-м стерео, аналогичные на спардеке — на 4-м стерео; добавлен 1-м дальномер в носовой КДП; оборудовано 2 поста управления зенитной стрельбой с 3-м стереодальномерами; оборудован адмиральский мостик; сняты 47-мм пушки; 8-мм пулеметы заменены на 13,2-мм; катапульта приспособлена для новых самолетов. В 1941—1942 гг. в Касабланке полностью демонтирована грот-мачта и кормовая рубка; демонтировано 2 кормовых торпедных аппарата и контейнеры для запасных торпед; демонтированы дальномерные посты со спардека. В ходе ремонта в Касабланке (сентябрь — октябрь 1943 г.) с крейсера демонтированы грот-мачта, катапульта и кран-балка, два кормовых торпедных аппарата, четыре из шести спаренных 13,2-мм пулеметов «Гочкис», глубинные бомбы, носовой прожектор; установлено 15x1 20-мм/70 автоматов «Эрликон» и 2x1 13,2-мм пулемета «Браунинг». В ходе следующего этапа модернизации в Оране и Мерс-эль-Кебире (13.10.1943 — 15.1.1944) сняты оставшиеся торпедные аппараты и пулеметы «Гочкис», дальномерный пост с боевой рубки; установлено 6x1 40-мм/56 автоматов «Бофорс», число 20-мм «эрликонов» доведено до 20x1. В феврале 1944 г. в Оране установлена РЛС ОНЦ типа SF-1 на фор-стеньге; в апреле в трюм уложено 240 т балласта; в июле — смонтирована размагничивающая обмотка. С 25 января по 21 марта 1945 г. в Бизерте произведена замена изношенных стволов 155-мм орудий — 7 взято с авианосца «Беарн», 1 с погибшего «Примоге». Во время ремонта в Тулоне (1.11.1945—10.4.1947) одно 155-мм орудие в башне №4 заменено на снятое с «Беарна»; демонтированы 13,2-мм пулеметы; изменено расположение (но не число!) 20-мм автоматов; установлена РЛС ОВЦ SA-2 на новой фор-стеньге; смонтировано два 300-кВт генератора и гирокомпас «Сперри». Последние работы на крейсере производились в Сайгоне. В 1948—1949 гг. корабль нес 2 пехотно-десантных катера типа LCVP; в октябре 1950 г. было снято 10 20-мм автоматов, кроме того, в период с 19 мая по 1 июля 1951 г. 6 40-мм автоматов снималось с корабля для использования на берегу. К моменту возвращения во Францию на корабль было дополнительно установлено 7x1 75-мм/50 зениток М1924. Описание проекта: Корпус и броня: Крейсера типа «Дюге-Труэн» обладали высокобортным корпусом полубач-ной конструкции, без седловатости. Высота корпуса от киля до верхней палубы в средней части составляла 10,642 м, высота надводного борта на форштевне — 9,741 м, что вкупе с большим развалом носовых шпангоутов обеспечивало кораблям хорошую мореходность, хотя и делало их восприимчивыми к боковому ветру. Корпус набирался из 165 шпангоутов (нумерация шла с кормы в нос), шпация — 1,06 м. Наиболее широкое место находилось позади мидель-шпангоута, в 78,885 м от кормового перпендикуляра. Корабли имели две сплошные палубы и одну платформу. Корпус делился на отсеки 17 поперечными переборками, имел двойное дно, а также двойной борт в районе машинно-котельных отделений. Конструктивная противоторпедная защита отсутствовала. Бронирование корпуса ограничивалось 20-мм верхней и 10-мм нижней палубой, бортового пояса не было, хотя его отсутствие отчасти компенсировалось продуманным внутренним разделением. Погреба главного калибра, располагавшиеся между 19—44 и 110—144 шпангоутами, имели «коробчатое» бронирование из 20-мм листов. Отделение рулевой машины (шп.З—19) защищалось 14-мм палубой со скосами. Башни главного калибра и их барбеты имели 30-мм бронирование. Оно выполнялось двухслойным, причем на вращающейся части толщина слоев была одинаковой (15+15 мм), а на неподвижной — разной (20+10 мм). Боевая рубка имела 30-мм стенки и крышу. Общий вес брони составлял всего 166 т или 2,2% от стандартного водоизмещения. Однако на реальных дистанциях боя она не могла обеспечить надежную защиту даже от артиллерии эсминцев. Силовая установка: Главная энергетическая установка крейсеров состояла из 8 тонкотрубных паровых котлов типа «Гуйо» (рабочее давление пара 18,5 кг/см2) с нефтяным отоплением и 4 турбозубчатых агрегатов системы «Парсонс». Она размещалась по линейной схеме и занимала 7 отсеков. От носа в корму шли четыре котельных отделения (по 2 котла в каждом), машинные отделения №1 (внешние валы), №2 (внутренний вал правого борта) и №3 (внутренний вал левого борта). Каждый ТЗА включал в себя турбины высокого и низкого давления, турбину заднего хода, размещенную на выходном контуре турбины низкого давления, крейсерскую турбину и одноступенчатый редуктор. Суммарная проектная мощность силовой установки 102 000 л.с. теоретически обеспечивала 34-уз. скорость полного хода. Корабли приводились в движение трехлопастными винтами диаметром 3,7 м и шагом 4,9 м; «Дюге-Труэн» с 1929 г. оснащался четырехлопастными винтами диаметром 3,9 м. На 6-часовых испытаниях все корабли превысили проектную мощность, однако ни один из них не достиг проектной скорости, недобрав около узла. В то же время, они продемонстрировали способность поддерживать 30-уз. ход на протяжении более 12 часов. Топливные цистерны имели суммарную емкость 1521 м3 и вмещали 1400 т нефти. Кроме того, корабли принимали 6,46 м3 (4,73 т) бензина для самолетов и шлюпок и 42,2 м3 (22,4 т) угля для камбуза и паровых катеров. В ходе службы механизмы крейсеров продемонстрировали высокую надежность. В частности, в 1947 г. «Дюге-Труэн» был способен держать ход 29,5 уз. Существенным недостатком стала малая дальность плавания, особенно на высоких скоростях. Вооружение: Система управления огнем: Для управления огнем служил главный КДП, располагавшийся на треногой фок-мачте в 26 м над ватерлинией. Он комплектовался двумя дальномерами: 4-метровым совмещающего типа и 3-метровым стереоскопичиским фирмы «Цейс» (последний был установлен в 1927— 1928 гг.). Имелось еще три поста с 4-м дальномерами: один на боевой рубке и два побортно на спардеке. Главный калибр: Основой вооружения крейсеров типа «Дюге-Труэн» являлись восемь 155-мм орудий образца 1920 г. с длиной ствола 50 клб, располагавшиеся в четырех башенных установка модели 1921 г. по линейно-возвышенной схеме. При использовании полного заряда (19,81 кг) полубронебойному снаряду обеспечивалась начальная скорость 850 м/с и дальность стрельбы 26 100 м. Орудие получило прекрасную оценку с точки зрения баллистики, но отличалось невысокой скорострельностью: теоретическая — 6 выстрелов в минуту, практическая — вдвое меньше. Тем не менее, по огневой производительности оно превосходило старые 194-мм пушки. Башенные установки М1921 с электрогидравлическим приводом весили 80 т, обеспечивали вертикальное наведение в диапазоне от -5 до +40 град, и горизонтальное в пределах 140 град, на каждый борт. Орудия располагались в индивидуальных люльках. Высота оси цапф над ватерлинией для башен №1 — №4 составляла соответственно 11,44, 13,64, 11,27 и 9,02 м. Боекомплект: по 125 боевых снарядов на орудие, по 15 осветительных снарядов на каждую возвышенную башню, по 60 практических снарядов на нижние и 20 — на возвышенные башни. К началу Второй мировой войны был разработан силовой привод горизонтальной наводки башен, но до капитуляции Франции оснастить им корабли не успели. Зенитное вооружение: Зенитное вооружение состояло из четырех 75-мм пушек М1922, располагавшихся на надстройке в районе дымовых труб. Конструктивно они представляли собой орудие Шнейдера образца 1902 г. с увеличенной до 50 клб длиной ствола. Основные характеристики зениток: вертикальное наведение от -10 до +90 град., вес снаряда 5,93 кг, начальная скорость 850 м/с, дальность стрельбы 15 000 м, досягаемость по высоте 7500 м. Вес орудия — 5 т. Погреба зенитного боезапаса вмещали 540 боевых, 120 осветительных и 90 практических снарядов. Легкое зенитное вооружение включало 6 спаренных 8-мм пулеметов «Гочкис». В 1933—1937 гг. их заменили на 6 спаренных 13,2-мм/76 пулеметов «Гочкис» М1931. Минно-торпедное вооружение: Крейсера отличались мощным торпедным вооружением, состоявшим из 4x3 550-мм торпедных аппаратов типа 1922Т. В силу своей конструкции аппараты располагались так, что правобортные «смотрели» в нос, а левобортные — в корму. Эта особенность сохранилась на всех последующих французских крейсерах. Общий боекомплект включал 24 торпеды модели 1923D (затем модели 1924D), из которых половина хранилась в аппаратах, остальные — в четырех контейнерах на верхней палубе, что в бою представляло серьезную опасность. Кроме того, имелось 15 35-кг глубинных бомб. Авиационная группа: Проектом предусматривался прием на борт 1 гидросамолета, который хранился перед грот-мачтой. 1 апреля 1927 г. на юте «Примоге» была установлена для испытаний 20-метровая пневматическая катапульта системы «Пеное». В марте-апреле 1929 г. аналогичными катапультами были оснащены «Дюге-Труэн» и «Ламотт-Пике». Для подъема самолета и шлюпок предназначался 11,5-метровый кран (впоследствии его удлинили на 4,5 м), для установки самолета на катапульту имелась съемная 11,5-метровая кран-балка. С 1927 г. крейсерами использовались гидросамолеты «Бессон-35», разработанные специально для подводной лодки «Сюркуф». В 1928-1932 гг. (на «Примоге» — до середины 1936 г.) их сменили летающие лодки FBA-17, затем на вооружение поступили гидроплан «Гурду-Лессёр» GL-832 и летающая лодка «Потэ-452», причем иногда крейсера могли одновременно нести самолеты обоих типов. К началу войны на «Дюге-Труэн» и «Примоге» находилось по одному GL-832, на «Ламотт-Пике» — два «Потэ-452». Схема проекта (Внимание! Высокое разрешение!): Корабли в составе проекта: Название Строитель Заказан Заложен Спущен на воду Передан флоту Вошел в строй «Duguay-Trouin» Arsenal de Brest, Брест 14.4.1922 4.8.1922 14.8.1923 10.9.1926 2.11.1926 «Lamotte-Piequet» Arsenal de Lorient, Лориан 14.4.1922 17.1.1923 21.3.1924 1.10.1926 5.3.1927 «Primauguet» Arsenal de Brest, Брест 18.4.1922 16.8.1923 21.5.1924 1.9.1926 1.4.1927 *Дополнительная информация: Согласно существовавшим во Франции правилам, на заводские испытания корабли выходили без вооружения. По окончании испытаний корабль передавался флоту и переходил на один из военно-морских арсеналов для установки вооружения, и лишь после этого официально вступал в строй. Из-за этого две последние даты часто путают. Легкий крейсер «Duguay-Trouin» История: «Дюге-Труэн» после вступления в строй был включен в состав 3-й легкой дивизии 1-й эскадры, базировавшейся на Брест. В феврале 1927 г. крейсер наглядно продемонстрировал превосходную мореходность, попав в 9-балльный шторм у побережья Португалии. По отзыву командира, он сохранял 18-уз. ход, тогда как находившийся рядом британский линкор «Мальборо» едва давал 5 уз. Весной того же года корабль совершил поход в Левант, Грецию, Турцию и Румынию. В целом же его карьера в первые годы протекала в обычных походах и маневрах как в Атлантике, так и на Средиземноморье. 22 августа 1929 г. на крейсере произошла авария насоса, в результате которой погибло 3 и было ранено 2 матроса. Во время ремонта в сухом доке Тулона, 30 марта 1930 г. на борту возник пожар, задержавший возвращение в строй до 1 сентября. 5 сентября 1931 г. «Дюге-Труэн» с министром колоний П. Рейно на борту ушел из Тулона в Индокитай, прибыл в Сайгон 16 октября, но уже 22 декабря вернулся в метрополию, после чего был выведен в резерв и вернулся в строй только 25 августа 1933 г., став флагманом 2-й эскадры. В этом качестве крейсер оставался до конца 1934 г., занимаясь боевой подготовкой с соединениями эсминцев. В это время на нем держал флаг вице-адмирал Дарлан — будущий главком французского флота в годы Второй мировой войны. В начале 1935 г. с катапульты корабля проводились испытательные запуски беспилотных самолетов. В августе 1936 г. крейсер был передан Учебной дивизии 1 -й эскадры и перебазировался в Тулон. Рутинная служба в качестве учебно-артиллерийского корабля весной 1937 г. была нарушена коротким боевым походом в испанские воды, охваченные гражданской войной. 2 мая 1939 г. в левом посту управления зенитной стрельбой возник пожар, но его быстро ликвидировали. 10 июня 1939 г., в соответствии с новой организацией ВМС, «Дюге-Труэн» включили в состав 5-й эскадры, и на нем поднял свой флаг контр-адмирал Моро. Начало войны застало корабль на переходе из Касабланки в Дакар. До января 1940 г. крейсер действовал в водах Центральной Атлантики, участвуя в сопровождении конвоев и поиске немецких торговых судов и рейдеров. Его единственным успехом стал перехват 16 октября немецкого парохода «Галле» (5889 брт). 1 мая 1940 г., после ремонта, «Дюге-Труэн» был придан Дивизии Леванта и в конце месяца вошел в состав Соединения «X» вице-адмирала Годфруа, созданного для действий в Восточном Средиземноморье совместно с британским флотом. 11 июня он участвовал в набеге на Додеканезские о-ва, а 21-22 июня — в аналогичной операции против Тобрука. 3 июля, когда англичане осуществили операцию «Катапульта» (захват находившихся в их базах французских кораблей), «Дюге-Труэн», вместе с линкором «Лоррэн» и тяжелыми крейсерами «Дюкень», «Турвилль», «Сюффрен», находился в Александрии, где 5 июля был разоружен и оставался там до 17 мая 1943 г., когда адмирал Годфруа решил присоединиться к союзникам. 4 июля 1943 г. «Сюффрен» и «Дюге-Труэн» вышли из Александрии и, пройдя Момбасу, Дурбан, Кейптаун и Тако-ради, 3 сентября прибыли в Дакар. До конца года «Дюге-Труэн» проходил модернизацию, после чего в течении первой половины 1944 г. использовался в качестве быстроходного войскового транспорта на Средиземном море. В августе, вместе с «Эмилем Бертэном» и «Жанной д'Арк», он образовал 3-ю дивизию крейсеров и 15—17 августа оказывал огневую поддержку высадке в Южной Франции (операция «Драгун»), после чего вновь занимался войсковыми перевозками, совершив в конце года поход в Атлантику, а в апреле 1945 г. участвовал в обстрелах немецких позиций в районе Генуи. До конца 1945 г. корабль занимался перевозкой войск и гражданских лиц между французскими, алжирскими и марокканскими портами, пройдя за этот период более 20 тыс. миль. Пройдя продолжительный ремонт, 9 мая 1947 г. «Дюге-Труэн» был направлен на Дальний Восток. 28 мая он прибыл на Мадагаскар, где разгорались антифранцузские волнения, затем, 14 ноября — в Сайгон. Став флагманом Дальневосточной дивизии, крейсер провел в Индокитае следующие 4 года! 5 июня 1948 г. на его борту было подписано соглашение об объединении и гарантиях будущей независимости Вьетнама. Из относительно крупных операций, в которых довелось участвовать «Дюге-Труэну», можно отметить действия против повстанцев на о. Фукуок (январь 1948 и январь 1949 гг.), обстрелы Натранга и Файфу (февраль—март 1949 г.; при этом крейсер выпустил 222 снаряда главного калибра), десант в Тонкинском заливе (операция «Юнон», октябрь 1949 г.). 7 мая 1949 г., во время высадки группы коммандос у Там-Там, крейсер налетел на необозначенную подводную скалу, а затем в течение 3 недель ремонтировался в доке в Сингапуре. В начале апреля 1951 г. его орудия остановили наступление Вьет-Мина на Хайфон. Всего же с августа 1949 по май 1951 г. корабль прошел более 25 тыс. миль и провел 18 боевых стрельб, израсходовав 631 155-мм снаряд — больше, чем за всю Вторую мировую войну. 22 сентября 1951 г. «Дюге-Труэн» покинул Сайгон и ровно через месяц был в Тулоне. 1 декабря 1951 г. крейсер был выведен в резерв категории «В». 29 марта 1952 г. его исключили из списков флота и 27 марта 1953 г. продали на слом. Фотографии: Легкий крейсер «Lamotte-Piequet» История: «Ламотт-Пике» с октября 1926 до августа 1933 г. почти бессменно являлся флагманом 3-й легкой дивизии и базировался преимущественно на Брест, занимаясь обычной боевой подготовкой и представительскими функциями. В мае 1927 г. крейсер совершил визит в британский Портсмут, а в июне—августе, совместно с лидером «Ягуар», — поход в Южную Атлантику, посетив Фор-де-Франс, Пернамбуко, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Монтевидео, Сантус и Танжер. В августе 1929 г. последовал краткий поход в Левант с заходами в Ла-такию, Александрию и на Родос. В январе 1930 г. «Ламотт-Пике» доставил из Орана в Тулон 278 моряков с учебного крейсера «Эдгар Кинэ», потерпевшего крушение у побережья Алжира, а в марте совершил поход к берегам Конго. 19 августа 1930 г. в жилом отсеке крейсера произошел взрыв, унесший жизни офицера и матроса. До 1 сентября 1931 г. корабль находился в резерве, после чего вернулся к рутинной службе в Атлантике и Западном Средиземноморье. Пройдя большой ремонт в 1933—1935 гг., 2 ноября 1935 г. «Ламотт-Пике» отправился в Индокитай, чтобы сменить находившегося там «Премоге». Прибыв в Сайгон 30 декабря, он базировался на этот порт до конца своей карьеры, и до конца 1940 г. на нем держали свой флаг все командующие французскими ВМС на Дальнем Востоке. В 1936—1939 гг. крейсер посетил ряд китайских, японских, филиппинских, индонезийских и таиландских портов; обеспечивал безопасность французских подданных в Шанхае (находился в этом порту 12.8 — 26.12.1937; 20.5 — 28.6, 22.10 - 22.11.1938; 26.5 — 5.6.1939). Участвовал в поисках пропавшей 15 июня 1939 г. подводной лодки «Феникс». С началом Второй мировой войны «Ламотт-Пике» действовал в дальневосточных водах, занимаясь патрулированием и поиском германских судов. Известие о перемирии застало его в Сайгоне. Однако увеличивавшаяся с ноября 1940 г. напряженность в отношениях с Таиландом привела к началу конфликта, в котором самое деятельное участие приняли французские военно-морские силы. В ходе единственного крупного морского сражения у Ко-Чанга в Сиамском заливе 17 января 1941 г. отряд в составе «Ламотт-Пике» и авизо «Ами-раль Шарнье», «Дюмон д'Юрвилль», «Таюр» и «Марн» нанес противнику серьезное поражение, потопив броненосец береговой обороны «Тонбури» и миноносцы «Чонбури» и «Сонгкла» без потерь со своей стороны. В течение боя крейсер выпустил более 450 снарядов и 6 торпед. В дальнейшем операции французских морских сил на Дальнем Востоке свелись к нескольким малозначимым выходам, к тому же, ситуацию усугубляло плачевное состояние механизмов крейсера. 15—22 сентября 1941 г. «Ламотт-Пике» прошел докование в Осаке, после чего в море уже не выходил. 1 января 1944 г. он был выведен в резерв и использовался в качестве стационарного учебного корабля. 12 января 1945 г. корабль был потоплен палубными самолетами американского оперативного соединения TF.38. Фотографии: Легкий крейсер «Primauguet» История: «Примоге» начал службу с кругосветного плавания: 20 апреля 1927 г. он оставил Брест и, пройдя через Порт-Саид, Джибути, Коломбо, Сингапур, Сайгон, Шанхай, Иокогаму, Гонолулу, Сан-Франциско, Панаму, Сан-Томе и Лас-Пальмас, вернулся 20 декабря, оставив за кормой 30 тыс. миль за 100 ходовых дней. С 1928 г. крейсер был приписан к 3-й дивизии. В течение следующих нескольких лет он ежегодно по несколько месяцев проводил в дальних плаваниях, побывав в Галифаксе и на Азорских о-вах (1929 г.), на Карибах (1930 г.), в Сенегале, Камеруне и Габоне (1931 г.). Значительная часть карьеры «Примоге» прошла на Дальнем Востоке. Впервые от отбыл туда 15 апреля 1932 г. и оставался до 10 января 1936 г., посетив с визитами Японию, Китай, Филиппины и Голландскую Ост-Индию. Вернувшись во Францию, крейсер прошел обширный ремонт, по окончании которого снова получил приказ о переходе в Индокитай. 21 ноября 1937 г. он бросил якорь в Сайгоне. На этот раз основной задачей стало обеспечение безопасности европейцев в Шанхае — «Примоге» стоял там 23.12.1937 - 14.3.1938; 18.3 -23.4, 7 — 17.5, 11.7 — 28.9.1938; 23.12.1938 — 19.1.1939. С 14 февраля по 25 апреля 1939 г. корабль находился в Джибути, а 28 июля покинул Дальний Восток и через Мадагаскар направился в Западную Африку. Начало войны «Примоге» встретил в Такоради. Приняв участие в сопровождении нескольких конвоев, 25 октября он пришел на ремонт в Лориан. С марта 1940 г. крейсер базировался на Оран и выполнил ряд заданий, в том числе осмотр Канарских о-вов для препятствия неприятельскому судоходству. 1 апреля 1940 г. «Примоге» прибыл в Фор-де-Франс на Мартинике, где заменил «Жанну д'Арк». В апреле крейсер осуществлял контроль судоходства в водах Вест-Индии, осмотрев около 20 судов. 6 мая, в преддверье падения Нидерландов, вместе с британским шлюпом «Данди» он высадил войска для защиты нефтяных месторождений в р-не Арубы, где 10 мая потопил немецкий транспорт «Антилла» (4363 брт). 19 июня «Примоге» возвратился в Брест, откуда 25-го перешел в Касабланку с грузом банкнот и золота из запасов Банка Франции, а 9 июля — в Дакар. 4 сентября крейсер был выслан в Либервиль (Экваториальная Африка) в качестве эскорта танкера «Тарн», предназначенного для обеспечения 4-й дивизии крейсеров (типа «Ла Галиссонь-ер»). В заливе Бенин французское соединение было перехвачено английскими крейсерами «Корнуолл» и «Дели», после чего адмирал Буррагэ (флаг на крейсере «Жорж Лейг»), во избежание инцидентов, приказал «Примоге» возвратиться в Касабланку. В течение 1941—1942 гг. корабль лишь изредка выходил в море для учений. В апреле 1942 г. «Примоге» стал флагманом 2-й легкой эскадры, в которую вошли 11-й дивизион лидеров, 1-й, 2-й и 5-й дивизионы эсминцев. 8 ноября они оказались единственной силой, оказавшей сопротивление высадке союзников (операция «Торч»). В это время крейсер находился в ремонте, но, несмотря на это, вместе с 5 эсминцами вышел в море для противодействия флоту союзников, состоящему в этом районе из американских кораблей. Подавляющее превосходство американцев в силах сказалось — французские корабли были быстро выведены из строя, не причинив ВМС США никакого вреда. «Примоге» получил несколько попаданий 152-мм снарядов с крейсера «Бруклин», после чего был тяжело поврежден бомбами пикировщиков SBD с авианосца «Рейнджер» и выбросился на берег, где горел всю ночь. Потери — 45 убитых (в том числе командир, кап. 1 р. Мерсье), более 200 раненых. Восстановление разбитого остова было признано нецелесообразным. 9 мая 1951 г. последовало решение о его разборке на месте. Фотографии: Тактико-технические характеристики проекта: Водоизмещение стандартное 7992 т нормальное 8760 т полное 9655 т Длина: 175,3/181,6 м Ширина: 17,5 м Осадка: 6,3 м Бронирование: башни 25-30 мм погреба 25-30 мм рубка 25-30 мм Двигатели: 4 ТЗА «Rateau-Bretagne», 8 котлов «Guyot — du Temple» Мощность: 102 000 л. с. Скорость хода: 33 узла Дальность плавания: 4500 морских миль на 15 узлах Экипаж: 578 человек (27 офицеров) Вооружение: артиллерия 4 × 2 — 155-мм/55 зенитная артиллерия 4 × 1 — 75-мм/60, 4 — 13,2-мм минно-торпедное вооружение два двухтрубных 550-мм торпедных аппарата Авиационная группа: 1 катапульта, 1—2 гидросамолёта Используемые источники: http://ru.wikipedia.org/wiki/Лёгкие_крейсера_типа_«Дюгэ_Труэн» http://wunderwafe.ru/Magazine/MKA/2007_01/04.htm Изменено 28 июл 2014, 07:57:36 пользователем BagiraNHE Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 xAM0BATbIu Участник 105 публикаций Жалоба #2 Опубликовано: 6 янв 2014, 17:08:25 -Схему проекта убавь немного разрешение а то аж за рамки вываливается(некрасиво) -Оформление очень понравилось все аккуратно ни чего лишнего! -Супер -Огромный + автору за интересную тему Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
764 King_Georg_V Старший альфа-тестер 898 публикаций Жалоба #3 Опубликовано: 6 янв 2014, 17:12:21 Учитывая мощные силовую установку и минно-торпедное вооружение, не лучше его было использовать, как лидер эсминцев? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
20 Harold_F1nch Альфа-тестер 325 публикаций 1 354 боя Жалоба #4 Опубликовано: 6 янв 2014, 17:18:34 -Схему проекта убавь немного разрешение а то аж за рамки вываливается(некрасиво) -Оформление очень понравилось все аккуратно ни чего лишнего! -Супер -Огромный + автору за интересную тему На счет схемы не согласен. За рамки она вываливается тогда, когда Вы открываете ее в оригинальном разрешении. Так и должно быть! На странице же она опубликована моим стандартным размером с шириной 1.100 пикселей. Схема проекта должна быть "читабельной" без необходимости открывать оригинал (отсюда и такая довольно большая ширина), однако, и не слишком большой, чтобы при отображении на странице не "вылазить за рамки" Учитывая мощные силовую установку и минно-торпедное вооружение, не лучше его было использовать, как лидер эсминцев? Пожалуй, нет, все же легкий крейсер и эсминец не настолько похожие классы кораблей. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 359 [LST-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 425 публикаций 874 боя Жалоба #5 Опубликовано: 6 янв 2014, 17:23:01 Используемые источники: Ну есть же хорошая книга о французских крейсерах...и даже на РУССКОМ. http://www.armourbook.com/flot/flotwwii/69840-francuzskie-kreysera-vtoroy-mirovoy-voenno-morskoe-predatelstvo-yauza-eksmo.html Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
1 RenamedUser_8218677 Участник 275 публикаций Жалоба #6 Опубликовано: 6 янв 2014, 17:26:09 Это был удачный проект, но броневая защита была несколько слабовата: в нее входили тонкие орудийные щиты, противоосколочная защита боевой рубки и двойное бронирование палубы. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
20 Harold_F1nch Альфа-тестер 325 публикаций 1 354 боя Жалоба #7 Опубликовано: 6 янв 2014, 18:14:46 Ну есть же хорошая книга о французских крейсерах...и даже на РУССКОМ. http://www.armourbook.com/flot/flotwwii/69840-francuzskie-kreysera-vtoroy-mirovoy-voenno-morskoe-predatelstvo-yauza-eksmo.html Это она и есть на wundewaffe) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 359 [LST-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 425 публикаций 874 боя Жалоба #8 Опубликовано: 6 янв 2014, 19:00:14 Это она и есть на wundewaffe) Это не она...Это Арсенал-Коллекция. Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
12 sauvage77 Старший альфа-тестер 377 публикаций 3 342 боя Жалоба #9 Опубликовано: 6 янв 2014, 19:26:34 (изменено) Это не она...Это Арсенал-Коллекция. К сожалению здесь вы не правы, это абсолютно тажа статья, только немного дополнена за авторством того же Патянина. Изменено 6 янв 2014, 19:26:48 пользователем sauvage77 Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
20 Harold_F1nch Альфа-тестер 325 публикаций 1 354 боя Жалоба #10 Опубликовано: 6 янв 2014, 19:30:52 Это не она...Это Арсенал-Коллекция. Ок, хорошо... Ничего не напоминает? Рассказать о публикации Ссылка на публикацию
8 359 [LST-W] Darth_Vederkin Альфа-тестер 20 425 публикаций 874 боя Жалоба #11 Опубликовано: 6 янв 2014, 19:54:02 Уболтал, чёрт языкастый...(с) Я думал Боря совсем свою работу забросил. :) Рассказать о публикации Ссылка на публикацию